Содержание

Особенности отдельных видов договоров купли-продажи: Договор энергоснабжения. Особенности субъективного состава, предмета, прав и обязанностей сторон, ответственности по договору энергоснабжения 3

Общие положения о транспортных обязательствах. Виды транспорта и их организационное построение_____________________________________ 9

Задача________________________________________________________ 15

Список источников и литературы_______________________________ 16

Особенности отдельных видов договоров купли-продажи: Договор энергоснабжения. Особенности субъективного состава, предмета, прав и обязанностей сторон, ответственности по договору энергоснабжения

Договором энергоснабжения называется договор, по которому одна сторона (энергоснабжающая организация) обязуется подавать энергию (или энергоносители) через присоединенную сеть другой стороне (абоненту), которая обязуется оплачивать ее, а также обеспечивать установленный режим и безопасность потребления энергии (или энергоносителей) (п.1 ст. 539 ГК).

Этот договор является разновидностью договора купли-продажи и регулируется нормами § 6 главы 30 ГК. В части, не противоречащей Кодексу, действуют специальные нормативные акты об энергоснабжении - Оставшиеся неурегулированными вопросы могут решаться на основе общих положений ГК о купле-продаже (но не норм о поставке). Договор энергоснабжения является консенсуалъным, возмездным, взаимным. В силу прямого указания п. 1 ст. 426 ГК это — договор публичный однако требовать его заключения абонент вправе лишь при наличии у него необходимого энергопринимающего оборудования, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации (п. 2 ст. 539 ГК).

В зависимости от предмета и состава участников договора энергоснабжения выделяются такие его разновидности, как: договор снабжения электрической энергией, договор о реверсивных перетоках электроэнергии, договор о взаимном резервировании электроснабжения3, договор снабжения газом, договоры снабжения тепловой энергией, водой, нефтью и нефтепродуктами и другие. Выделение особых видов энергоснабжения, обусловленных только личностью потребителей (производственных, сельскохозяйственных предприятий, государственных учреждений, других некоммерческих организаций и т. п.), нецелесообразно, поскольку эти особенности влияют в основном лишь на цену договора. Однако специфика энергоснабжения. Сторонами этого договора являются две энергоснабжающие организации (электростанции), которые обязуются восполнять друг у друга дефицит энергии или мощности в период пиковых нагрузок или спадов энергопотребления. В результате происходит последовательный переток энергии во встречных направлениях — реверс.[1]

Его сторонами являются два промышленных абонента (потребителя энергии), взаимно гарантирующих бесперебойное снабжение друг друга энергией. Если один из абонентов не сможет получать энергию через свою присоединенную сеть, его будет снабжать другой абонент.[2]

Условия этого договора существенно различаются в зависимости от того, кто является потребителем: посредническая сбытовая организация или конечный потребитель[3] абонентов-граждан проявляется и в особом характере прав и обязанностей сторон по договору, что позволяет выделить его в особый вид договора энергоснабжения.

Сторонами договора энергоснабжения могут выступать граждане и юридические лица. Продавцом по договору обычно является предприниматель — энергоснабжающая организация (электростанция, производитель или перепродавец газа). В целях развития конкуренции на отдельных товарных рынках (например, электроэнергии) государство устанавливает специальные требования к субъектному составу договоров энергоснабжения. Так, продажа и покупка электрической энергии на федеральном оптовом рынке электрической энергии осуществляются на основании договоров с Российским акционерным обществом «ЕЭС России» или уполномоченными им организациями. Соответственно, «ЕЭС России» выступает либо как покупатель, либо в качестве продавца электроэнергии. В отдельных случаях продавцом по договору энергоснабжения может выступать первичный потребитель, передающий принятую им энергию другому лицу (субабоненту) с согласия энергоснабжающей организации. Покупателем (абонентом) по договору может быть как юридическое лицо (в том числе перепродавец), так и гражданин.

Предметом договора энергоснабжения, который является его единственным существенным условием, обычно выступают энергия (в различных формах) л энергоносители, т. е. вещества, выделяющие энергию в процессе их использования (пар, газ). В силу прямого указания п.2 ст. 548 ГК предметом этого договора могут быть также и другие товары: нефть, нефтепродукты, вода, причем этот перечень является открытым. Как же определить круг товаров, которые могут продаваться на основе договора энергоснабжения? Если передача и использование продуктов получателем возможны только с помощью специальной присоединенной сети, их оборот будет осуществляться в форме договора энергоснабжения.

Цена договора в большинстве случаев определяется не самими сторонами, а утвержденными государством тарифами. Они различаются в зависимости от субъектного состава договора и периодически индексируются с учетом темпов инфляции.

Договор энергоснабжения, по общему правилу, считается заключенным на неопределенный срок (п. 2 ст. 540 ГК). Однако договоры с участием юридических лиц обычно содержат условие о сроке, продолжительность которого определяется самими сторонами. Пункты 2 и 3 ст. 540 ГК устанавливают специальные правила о сроках, направленные на обеспечение бесперебойного снабжения потребителей энергией. Так, договор, заключенный на срок, считается продленным на тот же срок, если до его окончания ни одна из сторон не заявит об обратном. Если же стороной внесено предложение о заключении нового договора, то прежнее соглашение продолжает действовать вплоть до замены его новым.

Форма и порядок заключения договора различаются в зависимости от личности абонента и целей использования товара. Так, договор на энергоснабжение юридических лиц или граждан-предпринимателей всегда заключается в письменной форме. Если же абонентом выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента к присоединенной сети в установленном порядке (п. 1 ст. 540 ПС). Это правило имеет двоякое значение. Во-первых, договор энергоснабжения гражданина может заключаться путем совершения конклюдентных действий — подключения к сети (без облечения в письменную форму). Во-вторых, такой договор, совершенный в письменной форме, вступит в силу лишь с момента фактического подключения к сети. Главной обязанностью продавца является подача абоненту энергии (энергоносителей): а) в определенном количестве; б) с соблюдением согласованного режима подачи; в) установленного качества.

А. Количество подаваемой энергии, как следует из толкования пп.1 и 2 ст. 541 ГК, относится к существенным условиям договора лишь тогда, когда абонентом является юридическое лицо или гражданин, использующий энергию для предпринимательских целей. Одна из особенностей условия о количестве в договоре энергоснабжения состоит в том, что оно определяет предельное количество энергии, которое вправе получить абонент. Фактическое количество потребленной энергии, как правило, меньше установленного договором максимума и определяется в соответствии с данными учета (например, показаниями электросчетчика). В большинстве случаев договор энергоснабжения дает абоненту право изменить количество принимаемой энергии в одностороннем порядке (условие «около»), возместив при этом дополнительные расходы продавца.

Гражданин, использующий энергию для бытовых нужд, вправе получать ее в любом необходимом ему количестве (п. 3 ст. 541 ГК). Следовательно, в таком договоре энергоснабжения условие о количестве не относится к существенным.

Особенность энергии в физическом смысле — в тесной взаимосвязи ее количественных и качественных характеристик. Поэтому любое нарушение условия о количестве неизбежно влечет изменение качества (при прочих равных условиях). Таким образом, подача энергоснабжающей организацией меньшего, нежели согласованное сторонами, количества энергии означает либо перерыв в подаче (т. е. нарушение режима), либо ухудшение качества энергии. Соответствующим образом определяются и последствия такого нарушения.

Б. Режим подачи энергии, т. е. количество и качество энергии, передаваемой в разное время, определяется соглашением сторон. По общему правилу, снабжение энергией должно производиться путем ее непрерывной подачи абоненту. Однако договор может предусматривать и условия о перерывах (прекращениях) и ограничениях подачи (за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 546 ГК). Также снабжение энергией может прерываться (прекращаться) или ограничиваться энергоснабжающей организацией в одностороннем порядке для предотвращения или ликвидации аварий (п. 3 ст. 546 ГК). В отличие от условий об ассортименте купли-продажи и периодичности поставок, режим (график) подачи энергии является существенным условием договора (если абонент — юридическое лицо или гражданин-предприниматель). Гражданин, использующий энергию для бытовых нужд, вправе потреблять ее в любом режиме. Нарушение согласованного режима подачи энергии влечет применение к энергоснабжающей организации мер гражданско-правовой ответственно-

Единицами измерения количества являются: киловатт-час или киловольт-ампер электроэнергии, гигакалория тепловой энергии, кубический метр газа или воды и т. д.

Энепгоснабжающая организация может подать меньшее количество энергии, не прерывая подачи, например: понизив давление газа в трубопроводе или его теплотворную способность (изменив химический состав); снизив мощность, которую может использовать потребитель электроэнергии (в результате чего падает напряжение); уменьшив температуру и (или) давление горячей воды в отопительных сетях. В этих случаях нарушение условия о количестве одновременно является и нарушением условия о качестве энергии, и наоборот.. Однако основания ответственности зависят от причины нарушения. Так, ответственность энергоснабжающей организации за перерыв в подаче энергии наступает только при наличии ее вины, если перерыв произошел по причинам, допускаемым законодательством (например, вследствие аварии в присоединенной сети). В остальных случаях энергоснабжающая организация несет ответственность на началах риска.

В. Качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям государственных стандартов и другим обязательным правилам. Отдельные качественные показатели устанавливаются соглашением сторон договора (например, напряжение электроэнергии, температура горячей воды, давление газа). Способы определения качества энергии, учитывая их техническую сложность, обычно регулируются в императивном порядке специальными нормативными актами (как правило, ГОСТами), реже — соглашением сторон.

Нарушение энергоснабжающей организацией условия о качестве дает абоненту право отказаться от оплаты такой энергии, а также взыскать убытки в форме реального ущерба. Но, если он все же использовал недоброкачественную энергию, энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что он неосновательно сберег вследствие использования этой энергии по правилам о неосновательном обогащении (п. 2 ст. 1105ГК). Дополнительные обязанности энергоснабжающей организации предусмотрены для договоров с абонентами-гражданами, использующими энергию для бытового потребления. В этих случаях энергоснабжающая организация должна обеспечивать безопасность (надлежащее техническое состояние) энергетических сетей и приборов учета потребления энергии (п. 2 ст. 543 ГК), а также несет другие обязанности.

     Обязанности абонента по договору энергоснабжения значительно отличаются от обязанностей покупателя при купле-продаже и включают:

а) обеспечение безопасности потребления энергии; б) соблюдение установленного режима потребления; в) оплату принятой энергии; г) информирование энергоснабжающей организации о нарушениях, возникающих при пользовании энергией. Отдельными разновидностями договора энергоснабжения могут устанавливаться дополнительные обязанности абонента. Так, при снабжении абонента тепловой энергией он обязан возвращать энергоснабжающей организации обратную сетевую воду (при получении горячей воды) или конденсат (при получении пара).

А. Потребитель обязан обеспечивать безопасность использования энергии, для чего необходимо поддерживать в надлежащем техническом состоянии составные части присоединенной сети, находящиеся в его ведении (п. 1 ст 543 ГК). Эта обязанность не распространяется на граждан, использующих энергию для бытовых нужд (п. 2 ст. 534 ГК). Однако граждане-потребители должны соблюдать правила техники безопасности при пользовании

энергией (п. 4.2.4 Правил предоставления коммунальных услуг), в том числе поддерживать в исправном состоянии соответствующие устройства и приборы (краны, газовые и электрические плиты, внутриквартирную электропроводку и т. п.).

Б. Соблюдение абонентом режима потребления энергии, установленного законодательством и договором, необходимо для обеспечения интересов других абонентов. Так, перерасход энергии одними абонентами (особенно в период пиковых нагрузок энергосистемы) может сказаться на подаче ее другим в необходимом количестве.

Кроме того, вследствие несоблюдения режима потребления может пострадать и качество энергии. Применительно к электроснабжению законодательство специально регулирует обязанность промышленного потребителя поддерживать качество электроэнергии на соответствующем уровне.

Нарушение установленного режима потребления дает энергоснабжающей организации право на взыскание с абонента реального ущерба, а в некоторых случаях — неустойки.

В. Абонент должен оплачивать принятую им энергию. Поскольку обязанности принятия энергии по договору энергоснабжения не существует, абонент оплачивает только фактически принятое им количество энергии в coon. с и с данными учета (п. 1 ст. 544 ГК).

Порядок и сроки расчетов за энергию определяются законодательством или coглашением сторон. Так, оплата электрической и тепловой энергии, а также газо- и водоснабжения гражданами-потребителями производится ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за оплачиваемым (п. 2.4 Правил предоставления коммунальных услуг). Сроки расчетов по договорам между юридическими лицами определяются соглашением сторон.

Просрочка оплаты энергии абонентом свыше определенного срока дает энергоснабжающей организации право прекратить подачу энергии. Кроме того, возможно взыскание с абонента неустойки, размер которой определяется либо соглашением сторон (в договорах с участием юридических лиц), либо нормативным актом (в договорах энергоснабжения граждан).

 Г. Абонент обязан немедленно сообщать энергоснабжающей организации обо всех авариях, пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией (п.1 ст. 543 ГК), независимо от того, по чьей вине они произошли. Это — своеобразный аналог условия, предусмотренного ст. 483 ГК. Закон не устанавливает специальных последствий нарушений этой обязанности. Следовательно, они влекут применение общих мер гражданской ответственности в форме возмещения реального ущерба.

В дополнение к общим правам покупателя, предусмотренным § 1 главы 30 ГК, по договору энергоснабжения абонент имеет право: во-первых, принять нужное ему количество энергии в пределах, предусмотренных договором, что означает и возможность одностороннего отказа абонента от принятия энергии; во-вторых, с согласия энергоснабжающей организации передать принятую им энергию субабоненту (ст. 545 ГК).

Основания применения мер гражданско-правовой ответственности различаются в зависимости от субъекта ответственности. Так, граждане, использующие энергию для бытовых нужд, отвечают за нарушение условий договора лишь при наличии своей вины. Лица, нарушившие договор при осуществлении ими предпринимательской деятельности (индивидуальные и коллективные предприниматели), несут ответственность на началах риска.

Однако из этого правила сделано одно исключение для энергоснабжающих организаций. Если перерыв в подаче энергии абоненту произошел по основаниям, допускаемым законодательством, энергоснабжающая организация несет ответственность за причиненные убытки лишь при наличии своей вины (п. 2 ст. 547 ГК). Такими основаниями являются, в частности, перерыв или прекращение подачи энергии, которые были необходимы для принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварий в системе энергоснабжающей организации. В остальных случаях энергоснабжающая организация отвечает за убытки, причиненные абоненту, независимо от вины.

Нарушение энергоснабжения, как правило, влечет тяжелые последствия. Так, короткий перерыв в подаче электроэнергии на предприятие, выпускающее алюминий или ведущее плавку в электропечах, означает выход из строя оборудования и полную остановку производства. С другой стороны, многие нарушения абонентами условий энергоснабжения немедленно негативно сказываются на тысячах других потребителей.

Общие положения о транспортных обязательствах. Виды транспорта и их организационное построение

Транспорт образует самостоятельную сферу экономической деятельности, живущую по особым правилам. Роль транспорта заключается в оказании специфических услуг, направленных на перемещение товара или человека в пространстве. Транспортная деятельность не сопровождается созданием новых вещей (предметов материального мира). Ее ценность в том экономическом эффекте, который создается в результате перемещения груза, пассажира и багажа в согласованное место. Поэтому отношения по перевозке возникают при наличии потребности в территориальном перемещении объектов или людей с помощью транспортных средств. Обычно в них принимают участие два субъекта: транспортная организация (владелец транспортного средства) и лицо, заинтересованное в транспортировке. Будучи урегулированы нормами права, эти отношения принимают форму обязательственно-правовых.

Однако не всякое территориальное перемещение объектов или людей с помощью транспортных средств приводит к возникновению обязательства перевозки. Последнее характеризуется рядом особенностей. Во-первых, оно должно быть товарным и строиться на эквивалентно-возмездных началах. Так называемые технологические перевозки, выполняемые собственным транспортом какого-либо лица (перевозка сырья со склада в цех, готовой продукции на склад и др.), не порождают обязательства перевозки. Во-вторых, необходимо учитывать способ перемещения. Перевозку характеризует пространственное перемещение грузов и лиц, находящихся «на» и «в» самих транспортных средствах (на платформе, на палубе, в вагоне, в каюте, в трюме и т.д.). Если перемещение объекта осуществляется с помощью тяги и толкания (например, баржи или плота с помощью буксира), то возникают особые отношения буксировки. В-третьих, основная часть перевозок осуществляется так называемыми общественными возчиками, специально созданными для оказания транспортных услуг всем и каждому. Их функции объясняются местом транспорта в системе разделения труда. Транспорт — одна из самых высокомонополизированных отраслей человеческой деятельности, а отдельные его виды вообще обладают естественной монополией (железнодорожный транспорт).

Следовательно, в силу обязательства перевозки перевозчик, обязуется доставить груз или пассажира в указанный пункт назначения, а отправитель груза (багажа), пассажир или иное лицо обязуются уплатить вознаграждение за оказанные транспортные услуги (внести провозную плату).

Обязательство перевозки можно назвать ядром транспортных обязательств. При его осуществлении могут также возникать иные обязательства связанные с транспортными услугами (организационно-перевозочные, экспедиционные, арендные и др.). Производность таких обязательств не устраняет их самостоятельного юридического значения. Близким по своей природе, но все же отличным от перевозки является буксировочное обязательство. Все они будут рассмотрены в дальнейшем. Таким образом, транспортными называются обязательства по перевозке грузов, пассажиров и багажа, а также иные обязательства по оказанию транспортных услуг, связанных с перевозкой, либо направленные на перемещение грузов иным способом.

 ГК определяет лишь наиболее принципиальные правила, касающиеся перевозок груза, пассажира и багажа, а также иных транспортных обязательств (гл. 40 и 41 ГК). Данный юридико-техничсский прием обусловлен двумя причинами. Во-первых, транспорт, будучи такой отраслью общественной деятельности, которая связывает отдельные части страны, требует единообразного регулирования. Статья 71 Конституции РФ устанавливает, что федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь отнесены к ведению Российской Федерации. Соответственно, даже в частноправовых актах, посвященных транспортным обязательствам, очень высок удельный вес императивных норм. Условия перевозки отдельными видами транспорта и ответственности ее субъектов могут определяться соглашением сторон только в случаях, когда ГК, транспортными уставами и кодексами, иным законодательством не установлено иное (ст. 784 ГК). Во-вторых, регулирование перевозок должно носить комплексный характер, имея в виду масштабы государства, протяженность транспортных артерий и сложность управления ими. Комплексность достигается путем соединения в рамках одного правового акта норм частного и публичного права. В результате устанавливаются единая схема управления соответствующим видом транспорта, методы организации перевозок, условия содержания транспортных средств, дорог, путей сообщения и, наконец, взаимоотношения сторон обязательства перевозки. Поэтому в соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 784 ГК общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми на их основе правилами. Таким образом, регулирование основной части транспортных отношений должно осуществляться на уровне специальных федеральных законов.

В настоящее время сохраняют силу и те кодифицированные акты транспортного законодательства, которые были приняты ранее последней кодификации гражданского права. Они применяются в части, не противоречащей гл. 40 ГК, и будут действовать до момента введения в действие новых уставов и кодексов в качестве федеральных законов.

Наиболее важные текущие проблемы транспортных обязательств воплощаются в актах Президента и Правительства Российской Федерации. Кроме кодексов, уставов и иных названных актов для правового регулирования перевозок большое значение имеют правила, издаваемые соответствующими транспортными ведомствами (министерство транспорта, министерством путей сообщения, федеральными транспортными службами). В них закреплены не только правовые нормы, но и технические нормативы деятельности транспорта.

С учетом активного вовлечения России в мировое экономическое сообщество все более часто применяются международные транспортные соглашения и конвенции Они используются при осуществлении международных перевозок, а также служат образцом для унификации российского транспортного права.

Организационные предпосылки заключения договора грузовой перевозки. Транспортировке грузов всегда предшествует согласование основных условий перевозки (сроков и количества транспортных средств, необходимых для перевозки, а также объемов и характера перевозимых грузов). Основная задача такого, согласования состоит в наиболее рациональном и экономичном использовании перевозочных средств, отвечающем запросам рынка. В период, когда в регулировании экономики преобладали административные начала, подавляющая часть перевозок планировалась в централизованном порядке. Именно поэтому во все транспортные уставы и кодексы включались разделы о планировании перевозок. В настоящее же время планирование перевозок, как правило, носит технико-экономический, а не административно-правовой характер.

По общему правилу, закрепленному в ст. 784 ГК, перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Заключение договора перевозки груза требует наличия организационных предпосылок. Они воплощаются во встречных действиях сторон обязательства перевозки: перевозных должен подать под погрузку исправные транспортные средства, а грузоотправитель — предъявить груз к перевозке (ст. 791 ГК).

Основной договор, опосредствующий перевозки грузов, - это договор перевозки грузов, сконструированный, как и прежде, на модели реального договора: перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за эту перевозку установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК). Условия такого договора перевозки должны содержаться в соответствующем транспортном документе: на железнодорожном, речном и воздушном транспорте в накладной; на морском транспорте в накладной или коносаменте; на автомобильном транспорте - в товарно-транспортной накладной или акте замера (взвешивания). Составление и выдача грузоотправителю транспортной накладной или иного соответствующего перевозочного документа одновременно служит подтверждением заключения договора перевозки грузов.

Из всех договоров перевозки выделяются договоры перевозки транспортом общего пользования, когда в качестве перевозчика выступает коммерческая организация, которая в силу закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) обязана осуществлять перевозки по обращению любого лица. Кодекс установил, что перечень таких организаций, относящихся к транспорту общего пользования, должен публиковаться в установленном порядке. Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором, поэтому к нему применяются правила, предусмотренные ст. 426 ГК.

Реальная природа договора перевозки связывает возникновение прав и обязанностей с фактом передачи груза. Любая передача предполагает два элемента: сдачу вещи передающей стороной и прием вещи - принимающей. Вопрос о разграничении этих понятий в договоре перевозки имеет большое практическое значение, в том числе для определения пределов ответственности железной дороги и ее клиентуры за сохранность груза. По общему правилу: до сдачи груза ответственность лежит на сдающей стороне, а с момента приема - на принимающей. Сдача-прием груза не является одномоментным, совпадающим действием, однако законодатель не всегда их разграничивает, что вызывает определенные трудности при решении вопроса о распределении ответственности за сохранность груза.

Оба этих момента представляют собой длящиеся процессы (фактические составы) и разделяются в свою очередь на ряд последовательных действий, направленных либо на сдачу, либо на прием груза. Совершение грузоотправителем действий, направленных на сдачу груза перевозчику, необязательно влечет за собой автоматическое принятие груза, то есть совершение перевозчиком встречных действий по его принятию. Например, отправитель подготовил груз к принятию его перевозчиком у фронта погрузки - выгрузки и уведомил об этом железную дорогу, однако локомотив железной дороги не вывез подготовленный груз, который впоследствии оказался утраченным.

И аналогично, совершение перевозчиком действий, направленных на принятие груза, может быть не обусловлено совершением грузоотправителем действий по сдаче груза.

Отдельные действия, направленные на сдачу - прием груза, как правило, разорваны во времени и пространстве. Например, согласно Правилам приема груза (раздел 3 Правил перевозок грузов), приемосдатчик проверяет документацию, отправительскую маркировку уже подготовленного отправителем к сдаче груза, делает запись в книге приема грузов к отправлению, наносит железнодорожную маркировку, то есть фактически принимает груз. По окончании этих операций приемосдатчик направляет накладную в товарную контору, где грузоотправитель оплачивает перевозку. Здесь же проставляется в накладную календарный штемпель о времени принятия груза к перевозке и выдается грузовая квитанция грузоотправителю. Вое указанные действия совершаются с разрывом во времени, но законодатель не учитывает промежуточные моменты между этими действиями и, как правило, не устанавливает в них ответственности за сохранность груза, например, между фактическим приемом груза и оформлением приема в товарной конторе, между подачей вагонов и определением их пригодности. Вследствие этого на практике возникают спорные ситуации, в которых железная дорога фактически обладает правом на безответственное поведение.

Пригодность вагонов, контейнеров в коммерческом отношении для перевозки конкретных грузов определяется грузоотправителем, если погрузка осуществляется им.[4] Понятие коммерческой пригодности содержится в статье 27 Транспортного устава. Грузоотправитель вправе отказаться от вагонов, контейнеров, непригодных для перевозки конкретных грузов, а железная дорога обязана подать взамен исправные, пригодные для перевозки этих грузов вагоны, контейнеры.

Если при перевозке произошла утрата, недостача, повреждение (порча) груза вследствие того, что он был погружен грузоотправителем в коммерчески непригодный вагон (контейнер), от погрузки в который грузоотправитель не отказался, железная дорога может быть освобождена арбитражным судом от ответственности за несохранность этого груза. Грузоотправитель может быть освобожден от ответственности только в случае, когда докажет вину железной дороги в недостаче, утрате, повреждении (порче) груза.

Так, при погрузке на местах общего пользования груз (пищевые продукты) начали грузить в инфицированный вагон. При этом скрытая непригодность вагона к перевозке выяснилась после погрузки части груза. Вследствие этого погруженная часть продуктов стала непригодной для употребления и была утилизирована. У грузоотправителя возникли убытки.

Как уже отмечалось, за скрытые недостатки предоставленных железной дорогой перевозочных средств она отвечает только после фактического принятия груза к перевозке. В данном случае несохранность груза произошла до окончания фактического приема груза к перевозке.

Грузоотправитель выполнил надлежащим образом свои обязанности по использованию подвижного состава, однако транспортное средство оказалось непригодным.

Передача груза имеет две стороны: фактическую и юридическую (оформление в виде комплекта перевозочной документации). «Договор перевозки считается заключенным с момента сдачи - приема груза вместе с необходимыми документами для целей перевозки.»[5]

Основанием для заключения договора перевозки является наличие определенной юридической связи, на основании которой можно определить наличие (отсутствие) у железной дороги обязанности заключить договор, а у грузоотправителя - права требования заключить договор. Эта юридическая связь возникает в основном из правоотношений, связанных с перевозкой грузов.

Так, например, на основании поданной и вовремя принятой железной дорогой, заявки железная дорога обязалась предоставить в предусмотренные планом сроки и в определенное место рефрижераторную секцию под погрузку скоропортящегося груза (винограда). Грузоотправитель завез его по разрешению начальника станции на станцию, но оказалось, что рефсекция не подана. В этом случае груз подвергается порче, достигает потребительской зрелости, следовательно, срок его транспортабельности сокращается - у грузоотправителя возникают убытки, локализованные в стоимости груза, то есть те, которые по общему правилу, должны быть компенсированы перевозчиком (реальный ущерб). Обязанность перевозчика заключить договор перевозки исходит из плановой обязанности подать рефсекцию под погрузку и назначить погрузку на определенное время, а право грузоотправителя требовать заключение договора - из сделанной заявки, плана на ее основании и разрешения на ввоз груза на станцию.

Транспортное законодательство приоритет отдает именно юридическому критерию принятия груза (момент проставления штемпеля в накладную и момент выдачи грузоотправителю грузовой квитанции), что является удостоверением приема груза, и не предусматривает возможности доказывания наличия фактического принятия иначе, как юридически оформленными документами. На практике, зачастую, юридически правильно оформленный прием груза, не отражает его фактическое принятие. Это происходит в частности из-за того, что фактический прием груза происходит на железнодорожных путях, а оформление документов - в товарной конторе.

Таким образом, юридически оформленный реальный договор перевозки фактически не состоялся, вагон остался на подъездном пути грузоотправителя, фактической его передачи не произошло. Но в силу закона на перевозчике будет лежать обязанность (бремя) доказывания факта непринятия груза (и вины грузоотправителя в сходе вагона), хотя фактически договор перевозки не начался.

Позиция законодателя по вопросу, что должно быть в первую очередь - фактическое принятие груза, или его юридическое оформление - неоднозначна. Однако, исходя из здравого смысла, именно в удостоверение уже произведенного фактического принятия груза ставится штемпель в накладную и выдается грузоотправителю грузовая квитанция.

Задача

Общество с ограниченной ответственностью обратилось в бюро проката автомобилей при акционерном обществе «Второй таксопарк» и получило в возмездное пользование на 11 месяцев автомобиль «Волга». Через две недели общество передало указанный автомобиль в субаренду своему сотруднику Косолапову. В процессе эксплуатации обнаружилось, что двигатель автомобиля нуждается в капитальном ремонте. Косолапов потребовал от общества произвести капитальный ремонт, а общество решило переложить исполнение соответствующей обязанности на бюро проката. Последнее производить капитальный ремонт отказалось, ссылаясь на то, что арендатор нарушил условия договора проката и сдал автомобиль в субаренду.

Кто должен произвести капитальный ремонт автомобиля?

Ответ:

На основании ст. 644 ГК РФ арендатор в течение всего срока договора аренды транспортного средства без экипажа обязан поддерживать надлежащее состояние арендованного транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта.

В соответствии со ст. 647 ГК РФ если договором аренды транспортного средства без экипажа не предусмотрено иное, арендатор вправе без согласия арендодателя сдавать арендованное транспортное средство в субаренду на условиях договора аренды транспортного средства с экипажем или без экипажа.

Арендатор вправе без согласия арендодателя от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки и иные договоры, если они не противоречат целям использования транспортного средства, указанным в договоре аренды, а если такие цели не установлены, назначению транспортного средства.

Следовательно, в данном случае произвести капитальный ремонт автомобиля должно Общество с ограниченной ответственностью.

Список источников и литературы

1.     Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М.: Юрид. Лит., 1993. 62 с.

2.     Гражданский кодекс РФ. Часть первая. // Собрание законодательства РФ. 1994. №23. Ст.3301.

3.     Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 ноября 1998 г. № 18 «О некоторых вопросах судебной практики арбитражных судов в связи с введением в действие Транспортного устава железных дорог Российской Федерации»

4.     Витрянский В.В. Перевозка (глава 40) // Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Текст, комментарии, алфавитно-предметный указатель / Под О.М. Козырь, А.Л. Маковского, С.А. Хохлова. М., 1996.

5.     Гражданское право России. Часть вторая. Обязательственное право: Курс лекций / Отв. ред. О.Н. Садиков. М., 1997.

6.     Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебное пособие. М., 2004.

7.     Сейнароев Б. М. Правовые вопросы договора на снабжение электроэнергией предприятий и организаций. Алма-Ата, 1975.

8.     Садиков О. Н. Правовые вопросы газоснабжения. М., 1961. С. 39 и след.).

9.     Иоффе О.С. Обязательственное право М., 1995 г.


[1] Сейнароев Б. М. Правовые вопросы договора на снабжение электроэнергией предприятий и организаций. Алма-Ата, 1975. С. 8—23

[2] Шафир A.M. Энергоснабжение предприятий (правовые вопросы). С. 10

[3] Садиков О. Н. Правовые вопросы газоснабжения. М., 1961. С. 39 и след.).

[4] Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 ноября 1998 г. № 18 «О некоторых вопросах судебной практики арбитражных судов в связи с введением в действие Транспортного устава железных дорог Российской Федерации»

[5] Иоффе О.С. Обязательственное право М., 1995 г.