Содержание

Введение_____________________________________________________ 3

1. Теоретические основы аудита финансовых результатов_____________ 5

1.1. Цели и задачи аудита отчетных данных о прибылях и убытках._____ 5

1.2. Оценка системы учёта и внутреннего контроля показателей отчёта о финансовых результатах.__________________________________________________ 7

1.3. Аудиторские процедуры____________________________________ 10

1.4. Программа проверки отчётных данных о прибылях и убытках.____ 13

1.5. Сбор аудиторских доказательств и оформление рабочих документов. 17

1.6. Аудиторское заключение по результатам проверки._____________ 20

2. Аудит финансовых результатов  ООО «ЗАПАСКА»_______________ 23

2.1. Оценка системы организации бухгалтерского контроля и внутреннего контроля на ООО «Запаска»____________________________________________ 23

2.2. Состав балансовой прибыли (убытка) по форме № 2 “Отчет о прибыли и убытках”____________________________________________________________ 31

2.2 Аудит финансовых результатов на ООО «ЗАПАСКА»____________ 33

Заключение__________________________________________________ 43

Список литературы____________________________________________ 45

Введение

Детальная аудиторская проверка правильности определения финансовых результатов хозяйственной деятельности экономического субъекта значительно отличается от проверки балансовых статей активов и обязательств организации.

Финансовый результат включает результат всех операций, сгруппированных по соответствующим категориям доходов и расходов за отчетный период.

Объектом проверки финансовых результатов является бухгалтерская прибыль (убыток), представляющая собой конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса по правилам, принятым в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Цель аудита - сформировать мнение о достоверности конечного финансового результата и бухгалтерской отчетности по финансовым результатам.

Для достижения цели проверки финансовых результатов и их использования необходимо проконтролировать:

правильность формирования финансового результата от продажи (продажу продукции (работ, услуг); продажи основных средств и прочих активов; операционные расходы и доходы; соответствие отчетности данным синтетического и аналитического учета;

учет внереализационных доходов и расходов (внереализационные доходы, внереализационные расходы);

учет использования прибыли (налоги, финансовые санкции).

В данной курсовой работе раскрыты основные цели и задачи аудита прибылей и убытков. Также приведена нормативная база регулирования аудиторской проверки. В работе раскрыта программа проверки данных о прибылях и убытках, рассмотрены основные аудиторские процедуры. Также освещён порядок предоставления аудитором заключения по результатам проверки.

При написании курсовой работы использовалась разнообразная литература: учебники, учебные пособия, периодические издания.

1. Теоретические основы аудита финансовых результатов


1.1. Цели и задачи аудита отчетных данных о прибылях и убытках.

Основной целью аудита отчётных данных о финансовых результатах является установление их достоверности и соответствия принятой на предприятии учётной политики относительно формирования информации о прибылях и убытках действующему законодательству. То есть необходимо проверить полноту и точность отражения в отчётности прибылей (убытков); осуществить контроль за соблюдением нормативных документов, регулирующих правила ведения учёта доходов, расходов, результатов деятельности и составления отчётности, методологию оценки. Основная цель аудита может дополняться обусловленными договором с клиентом мероприятиями по улучшению финансового положения предприятия, оптимизации результатов деятельности, процедурами проверки правильности распределения прибыли, создания фондов.

Задачи аудиторской проверки отчётных данных о прибылях и убытках:

·      проверка полноты отражения: в полном ли объёме отражены все доходы и расходы, то есть показатели, на основе которых и определяется результат деятельности экономического субъекта;

·      установление принадлежности: действительно ли отражённые доходы и расходы относятся к хозяйственным операциям клиента;

·      проверка правильности оценки: соответствие оценки доходов и расходов учётной политике, принципам бухгалтерского учёта; использование оценки на основе преемственности;

·      установление правильности отражения доходов и расходов в отчётности;

·      проверка правильности классификации доходов, расходов, финансовых результатов деятельности;

·      установление законности оформления хозяйственных операций деятельности предприятия в первичных документах и сверка данных, отражённых в учётных регистрах;

·      подтверждение достоверности и правильности отражения на счетах бухгалтерского учёта операций по учёту доходов, расходов и финансовых результатов деятельности;

·      проверка правильности формирования чистой прибыли отчётного периода, её распределения и использования;

·      проверка правильности определения причитающихся бюджету платежей.

Таким образом, для достижения основной цели аудитор должен составить мнение относительно общей приемлемости отчётных данных (соответствуют ли они в целом всем предъявляемым требованиям), обоснованности (существуют ли основания для включения в отчётность указанных там сумм), оценки и правильности осуществлённых расчётов, классификации и полноты раскрытия информации.

Для выполнения поставленных задач аудитор может воспользоваться следующими источниками информации: приказ об учётной политике предприятия; первичные документы; учётные регистры, в которых отражаются хозяйственные операции по учёту доходов, расходов и финансовых результатов деятельности; акты предыдущих ревизий, аудиторские заключения; отчётность, в частности отчёт о финансовых результатах, примечания к финансовой отчётности, декларация о прибыли предприятия.

1.2. Оценка системы учёта и внутреннего контроля показателей отчёта о финансовых результатах.

Аудитор в ходе планирования и проведения проверки должен достичь понимания системы бухгалтерского учёта: внимательно изучить его организацию и документооборот клиента, описать эту систему и проанализировать её сильные и слабые стороны, что позволит аудитору грамотно организовать процесс получения аудиторских доказательств. Надёжно организованные участки бухгалтерского учёта можно проверить более бегло, чем те, надёжность которых вызывает сомнения.

Система бухгалтерского учёта может считаться эффективной, если при отражении хозяйственных операций соблюдаются определённые условия:

- ведение бухгалтерского учёта осуществляется в соответствии с нормативными актами и принятой учётной политикой;

- операции правильно отражены по времени;

- операции в учёте зафиксированы в правильных суммах, на соответствующих счетах;

- у экономического субъекта функционирует система предотвращения появления ошибок и злоупотреблений.

Таким образом, аудитор должен установить соблюдаются ли нормы Положений бухгалтерского учёта. В частности, аудитор выясняет осуществляется ли разграничение доходов, расходов в соответствии с их классификационными группами (уточняет правильность отнесения в ту или иную группу), отражаются ли в учёте отдельно результаты от обычной деятельности (операционной, инвестиционной, финансовой) и результаты от чрезвычайных событий, соблюдаются ли критерии признания доходов и расходов (например, погашения полученных займов не признаются расходами и не включаются в отчёт о финансовых результатах, а суммы поступлений по договору комиссии в пользу комитента не признаются доходами), правильно ли оценены доходы и расходы; ведётся ли учёт в соответствии с принципами начисления, соответствия, периодичности. Также аудитор устанавливает правильно ли формируется информация в учёте относительно валовых доходов и расходов, рассматривает данные о начислении сумм амортизации, используемых для определения налогооблагаемой прибыли.

Аудитор должен определить своевременно ли и в полном объёме отражаются операции на счетах бухгалтерского учёта (существуют ли фиктивные операции); правильно ли ведётся синтетический и аналитический учёт.

Исследование системы бухгалтерского учёта должно проводиться различными методами. В первую очередь аудитор должен ознакомиться с внутренними документами экономического субъекта, касающимися организации, постановки и ведения учёта. Важны также устные опросы персонала предприятия.

Система внутреннего контроля – это совокупность организационных мер, методик и процедур, применяемых руководством экономического субъекта для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности. Если аудитор сочтёт возможным опираться в своих исследованиях на соответствующие средства внутреннего контроля, он может проводить аудиторские процедуры менее детально и (или) более выборочно.

Основными элементами системы внутреннего контроля являются контрольная среда, средства контроля. Рассмотренную выше систему бухгалтерского учёта также можно включить в её состав, так как грамотное ведение бухгалтерского учёта – важный контрольный фактор финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, повышающий надёжность системы внутреннего контроля.

Контрольная среда – это практические действия руководства экономического субъекта, направленные на установление и поддержание системы внутреннего контроля, а также общие сведения о работе этой системы, которыми располагает руководство. Можно сказать, что контрольная среда является атмосферой, под влиянием которой формируется и работает система внутреннего контроля на предприятии. Элементы контрольной среды: стиль и основные принципы управления экономическим субъектом, разделение обязанностей (ни одна хозяйственная операция не должна контролироваться от начала до конца одним и тем же лицом), осуществляемая кадровая политика, соответствие хозяйственной деятельности предприятия требованиям действующего законодательства.

Средства контроля – конкретные процедуры, установленные руководством и осуществляемые сотрудниками предприятия для обеспечения эффективного и надёжного управления  хозяйственной деятельностью. Наиболее распространены распорядительные подписи на документах руководителя и главного бухгалтера; внутренние и внешние сверки расчётов; встречные взаимопроверки бухгалтерских записей; плановые и внезапные инвентаризации имущества и обязательств экономического субъекта.

При оценке системы внутреннего контроля следует учитывать влияние субъективного человеческого фактора. Работники предприятия могут допускать непреднамеренные ошибки из-за небрежности, непонимания инструктивных материалов, но возможно и умышленное нарушение в результате сговора. Таким образом, аудитор должен определить компетентность и честность персонала.

Для проверки работоспособности и надёжности системы внутреннего контроля проводятся тесты средств контроля. Причём очень важно определить чёткие критерии оценки теста как успешного.

Например, аудитор должен выяснить, существует ли разделение полномочий по хранению активов и их учёту, обязанностей по санкционированию операций и материальной ответственности по соответствующим активам; проводятся ли мероприятия по защите от несанкционированного доступа или уничтожения документов, сохранности данных учёта (все документы должны быть последовательно пронумерованы, составлены во время совершения операции или сразу же после этого, предназначены для многократного использования); реализуется ли контроль за доступом к программам обработки данных; регулярно и достаточно детализировано ли составляется промежуточная отчётность; соблюдается ли график её предоставления; осуществляет ли руководство предприятия проверки систем внутреннего контроля. В частности аудитор может найти ответы на такие ключевые вопросы: возможна ли отгрузка товаров или оказание услуг без выписки счёта; возможны ли ошибки при его выписке; возможно ли преувеличение объёма продаж; возможно ли неправильное начисление задолженностей; возможно ли образование задолженности без её регистрации; возможно ли выполнение платежей без достаточного основания; осуществляется ли регулярная проверка данных аналитического учёта по задолженности.

После проведения оценки аудитор принимает решение о надёжности системы учёта и внутреннего контроля и на его основе планирует соответствующие аудиторские процедуры.

1.3. Аудиторские процедуры

Предмет проверки: отражение на счете 99 реально полученных прибылей и убытков.

Аудиторские процедуры:

1) проверка того, что:

в организации ведется раздельный учет прибыли (убытка), полученной (полученного) в результате осуществления различных видов деятельности;

аналитический учет по счету 99 «Прибыли и убытки» позволяет получить следующие группировки данных, необходимых для составления финансовой отчетности в соответствии с установленными требованиями:

прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг);

проценты к получению;

доходы от участия в других организациях;

прочие операционные доходы;

и др.;

2) проверка правильности отражения на счете 99 «Прибыли и убытки» финансового результата от реализации продукции (работ, услуг), реализации и прочего выбытия основных средств, реализации прочих активов (использовать данные, полученные в ходе проверок по разделам «Выручка от реализации продукции (работ, услуг)», «Основные средства», «Производственные запасы», «Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте» и др.);

3) проверка включения в состав прибыли отчетного периода прибыли (убытка), выявленной в отчетном периоде, но относящейся к прошлым периодам;

4) проверка правильности отражения сумм доходов будущих периодов и их своевременного списания на финансовый результат отчетного периода;

5) проверка правильности учета курсовых разниц (использовать результаты проверки по разделу «Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте»);

6) проверка:

отражения на счете 99 доходов от сдачи имущества в аренду своевременно (в соответствии с договором);

учета по дебету счета 99 и невключения в себестоимость продукции расходов, связанных с содержанием указанного имущества;

отражение износа основных средств, переданных в аренду, по дебету счета 99;

7) оценка правильности отражения в учете доходов по ценным бумагам и прочим финансовым вложениям (использовать результаты проверки по разделу «Финансовые вложения»);

8) проверка того, что затраты по аннулированным производственным заказам, затраты на производство, не давшее продукции, затраты, связанные с содержанием законсервированных производственных мощностей и объектов, обоснованно отнесены на счет 99 и подтверждены соответствующими документами;

9) оценка правильности и обоснованности отражения в учете штрафов, пеней, неустоек и прочих финансовых санкций за нарушение условий по хозяйственным договорам (как в составе доходов, так и в составе расходов);

10) оценка правильности и обоснованности отражения на счете 99 прочих доходов и расходов;

11) анализ отчета о финансовых результатах организации за год. Проверка соответствия формирования статей отчета установленным требованиям; проверка того, что суммы, приведенные в отчете, подтверждены данными бухгалтерского учета;

12) ознакомление с расчетом по налогу на прибыль. Проверка правильности исчисления налогооблагаемой базы. Проверка выполнения соответствующих корректировок валовой прибыли для целей налогообложения:

пересчет прибыли от реализации продукции (работ, услуг), если для целей налогообложения выручка определяется по моменту оплаты;

пересчет прибыли от реализации продукции (работ, услуг) по ценам ниже ее фактической себестоимости в случае отсутствия необходимых обоснований;

увеличение валовой прибыли на сумму убытка от реализации и прочего выбытия основных средств (иметь в виду возможность применения индекса-дефлятора);

увеличение валовой прибыли на сумму убытка от прочей реализации;

увеличение валовой прибыли на сумму сверхнормативных расходов, учтенных в себестоимости реализованной продукции (использовать данные проверки по разделу «Затраты и себестоимость»);

увеличение валовой прибыли на величину стоимости безвозмездно полученного имущества и др.

Оценка правильности отражения сумм по другим строкам расчета; использования ставок налога; правильности и обоснованности применения налоговых льгот.

1.4. Программа проверки отчётных данных о прибылях и убытках.

После предварительного ознакомления с клиентом (определения его финансовой стабильности, положения в экономической среде), получения общей информации о предприятии (специфика деятельности, связи, юридические обязательства), аудитору необходимо разработать общую стратегию, а также детальный подход к ожидаемому характеру, срокам и масштабу проверки. Адекватное планирование аудиторской работы помогает удостовериться в том, что важным областям аудита уделяется должное внимание, выявляются потенциальные проблемы и работа выполняется в короткие сроки. Аудитору необходимо составить общий план, в котором следует предусмотреть следующие вопросы: условия контракта, время составления отчёта, воздействие на аудит новых учётных решений, законов; определение наиболее важных вопросов проверки; условия, требующие особого внимания; степень доверия к учётной системе и внутреннему контролю; сущность и объём аудиторских доказательств; привлечение внутренних аудиторов и других специалистов.

После составления плана разрабатывается программа аудита, предусматривающая собой перечень аудиторских процедур, необходимых для его реализации. Аудиторская программа включает в себя следующие элементы: график работы аудиторов; детальное описание всех процедур, а также цели и задачи по каждому участку проверки; определение численности необходимого для аудита персонала, объём и содержание их работы. Необходимо отметить, что в ходе аудита общий план и программа по мере необходимости должны пересматриваться.

Программа проверки отчётных данных о прибылях и убытках может включать следующие пункты:

–      аудит тождественности показателей Отчёта о финансовых результатах и регистров бухгалтерского учёта;

–      аудит оформления первичных учётных документов;

–      аудит правильности формирования финансовых результатов от реализации продукции (товаров, работ, услуг);

–      аудит правильности отражения в учёте прочих операционных доходов;

–      аудит правильности отражения в учёте операционных расходов;

–      аудит правильности определения финансового результата от операционной деятельности;

–      проверка правильности отражения финансовых доходов и расходов;

–      проверка правильности отражения результатов от инвестиционной деятельности;

–      проверка правильности отражения чрезвычайных доходов и расходов;

–      проверка правильности и достоверности формирования финансовых результатов деятельности и использования прибыли.

На нескольких процедурах, включённых в программу, остановимся подробнее.

При проверке операций по учёту прочих операционных доходов необходимо установить правильность и полноту отражения доходов от признанных должниками штрафов, пеней, неустоек за нарушение условий хозяйственных договоров; полноту получения по суммам, которые учитываются на расчётных, текущих, валютных счетах предприятия; правильность и полноту полученных доходов от сумм, которые находятся на депозитных счетах; правильность получения дохода от реализации иностранной валюты (перерасчёт валюты на конец отчётного периода по курсу ЦБ РФ); правильность отражения в учёте активов, полученных бесплатно.

При проверке правильности накопления и списания операционных расходов аудитору необходимо установить правомерность отнесения их к той или иной классификационной группе; определить правильность отнесения к расходам стоимости ремонтных работ (оценить возможность признания проведенных расходов ремонтом — необходимо обратить внимание на то, что затраты на модернизацию, реконструкцию не включаются в состав расходов деятельности); проверить правильность отражения уплаченных штрафов, неустоек; правомерность накопления и списания расходов на исследования и разработки (допускается, признание затрат, связанных с разработками, как расходами текущего периода, так и нематериальным активом); установить правомерность отражения потерь от операционной курсовой разницы, обесценивания запасов, порчи ценностей; выяснить правильность списания сомнительных и безнадёжных долгов (установить соблюдение сроков исковой давности). Аудитор выясняет, не включаются ли административные расходы, расходы на сбыт в себестоимость реализованной продукции, что приводит к её значительному завышению; утверждена ли смета представительских расходов на текущий год.

В ходе проверки правильности накопления и списания финансовых расходов и расходов от участия в капитале необходимо определить правильность ведения учёта затрат, связанных с начислением и оплатой процентов за пользование кредитами банков (следует рассмотреть кредитные условия договоров); достоверность учёта затрат, связанных с привлечением ссудного капитала; правильность отражения расходов, связанных с выпуском, обращением ценных бумаг; расходов по финансовому лизингу. Аудитор должен установить правильно ли определены и учтены затраты, которые связаны с уменьшением доли инвестора в чистых активах объекта инвестирования. Осуществляя проверку результатов финансовых операций, аудитору следует обратить внимание на полноту получения дивидендов по акциям и доходов по другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию.

При проверке результатов от инвестиционной деятельности аудитор выясняет полноту перечисления и получения доходов от сдачи имущества в аренду (следует проверить договора аренды); законность списания затрат по содержанию законсервированных объектов (устанавливается наличие постановления соответствующих руководящих структур или решения акционеров).

В ходе проверки отражения чрезвычайных доходов необходимо установить правильность определения доходов от стихийного бедствия, пожаров (уточняется наличие решения компетентных органов о признании стихийного бедствия, факта техногенной аварии). А при проверке отражения чрезвычайных расходов определяется правильность отнесения затрат к таким расходам. Следует обратить внимание на то, что в эту группу включаются также расходы на осуществление мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных событий: выплата компенсаций, оплата услуг сторонних организаций, заработная плата работников, занятых на восстановительных работах, стоимость использованного сырья и материалов.

Также аудитор должен проверить методически правильно ли рассчитан конечный финансовый результат (чистая прибыль или убыток). При проверке использования прибыли выясняется правильность распределения чистой прибыли, устанавливаются отклонения фактического использования прибыли от запланированного, их причины; правильность определения подлежащих уплате в бюджет налогов. Аудитор проверяет правомерность отчислений на создание резервного капитала, в фонды, предусмотренные учредительными документами или решениями собственников.

1.5. Сбор аудиторских доказательств и оформление рабочих документов.

Аудиторские доказательства – это информация, полученная аудитором в ходе проверки и позволяющая ему сделать выводы, выразить своё мнение о достоверности финансовой отчётности. При сборе доказательств аудитор ориентируется на необходимость их достоверности и достаточности. В ходе проверки он должен изучить такой объём информации, который позволил бы ему сделать обоснованные выводы. Достаточность аудиторских доказательств в каждом конкретном случае определяется на основе оценки системы внутреннего контроля и уровня аудиторского риска у данного экономического субъекта. Чем надёжнее система внутреннего контроля или больше запас аудиторского риска по отношению к допустимому его уровню, тем меньше доказательств может позволить себе собрать аудитор.

Качество аудиторских доказательств зависит от их источника (внутреннего или внешнего), а также их характера (визуального, документального или устного). По степени надёжности и достоверности наиболее ценны доказательства, полученные самим аудитором. Документальные доказательства и письменные представления клиента предпочтительнее доказательств, полученных при устных опросах.

Собирая доказательства для установления достоверности отчётных данных о финансовых результатах, аудитор выполняет ряд процедур. Одной из них является аналитическое исследование – анализ значимых показателей и тенденций, включая вытекающее отсюда исследование колебаний и взаимосвязей, которые не согласуются с другой информацией или отклоняются от прогнозных значений.

Следует отметить, что резкое ухудшение результатов деятельности так же подозрительно, как и их резкое улучшение. Факт появления убытка на фоне ранее стабильно получаемой прибыли необходимо анализировать так же тщательно, как и факт получения прибыли, многократно превышающей прибыль за другие периоды. Аналитические процедуры включают сравнение данных о прибылях и убытках с аналогичной информацией за предшествующие периоды, с ожидаемыми результатами; сопоставление со среднеотраслевыми показателями; рассмотрение динамики показателей рентабельности (в частности рентабельности продаж, рентабельности активов и капитала), фондоотдачи, коэффициентов обеспеченности по кредитам.

Также необходимо проанализировать показатели, между которыми существует достаточно тесная связь: дебиторы – доходы; запасы – поставщики; поставщик – должник; финансовые вложения – доходы от них. В ходе такого анализа могут быть установлены неожиданные отклонения.

Аудиторские доказательства могут быть получены путём запроса и подтверждения. Запрос представляет собой поиск информации у осведомлённых лиц за пределами субъекта (элемент внешних доказательств). Подтверждение – это ответ на запрос подтвердить информацию, содержащуюся в бухгалтерских записях. Например, аудитор обычно запрашивает подтверждение о дебиторской задолженности непосредственно у дебиторов.

Также аудитор должен осуществить контроль операций. Необходимо проверить законность операции: не противоречит ли она действующему законодательству, есть ли лицензия или патент, позволяющие её совершить (например, лицензия на изготовление и реализацию медикаментов и химических веществ). Затем осуществляется проверка документального оформления (наличие договора, сопроводительных документов; правильность заполнения всех реквизитов, наличие неоговоренных исправлений, дописок в тексте и цифр; подлинность подписей должностных и материально ответственных лиц). После этого операции проверяются на мнимый характер; оценивается внутренний контроль операций и документооборот.

Аудитор осуществляет контроль счетов, при котором, в первую очередь выполняется аналитического плана процедура – сопоставление и анализ оборотов по счетам доходов и расходов. Затем проводится обязательная проверка книг и журналов: счета доходов и расходов являются закрытыми, вследствие чего собранные в течение месяца суммы подлежат полному списанию с дебета и кредита счетов соответственно на финансовый результат; проверяется логика корреспонденции бухгалтерских счетов; выборочными проверками необходимо проверить обороты. Можно также применить метод направленного тестирования: если аудитор тестирует дебет одного счёта на предмет завышения, то одновременно тестируется кредит корреспондирующего счёта на предмет завышения. То есть, целенаправленно проверив дебетовые записи одного счёта, аудитор может сделать вывод о подтверждении (неподтверждении) кредитовых записей по корреспондирующим счетам.

Аудиторские доказательства, получаемые в результате аудиторской работы, заносятся в рабочие документы. Аудитор должен отражать в рабочих документах информацию о планировании аудиторской работы, характере, временных рамках и объёме выполненных аудиторских процедур, их результатах, а также о выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств. В рабочих документах содержится обоснование аудитором всех существенных вопросов, по которым необходимо выразить своё суждение и прийти к определённому выводу.

Рабочие документы обычно содержат: информацию, касающуюся юридической и организационной структуры объекта; копии важных юридических документов, протоколов; документы, подтверждающие процесс планирования, включая программы аудиторской проверки; доказательства понимания аудитором систем бухгалтерского учёта и внутреннего контроля. Также в состав рабочих документов входят таблицы, графики, сделанные на основе анализа существенных коэффициентов и тенденций; таблицы с данными о расхождениях, выявленных в результате проверки тождественности показателей отчётности и учётных регистров; ведомость проверки правильности определения сумм прибылей и убытков; ведомость проверки правильности отражения доходов и расходов от операционной, финансовой, инвестиционной деятельности. В рабочие документы аудитор включает и записи о характере, сроках и объёме выполненных процедур и результатах таких процедур; указание на то, кто выполнял аудиторские процедуры; копии сообщений, направленных другим аудиторам, экспертам и третьим лицам и полученных от них; выводы, сделанные аудитором по важным аспектам аудита; копии отчётности и аудиторского заключения.

1.6. Аудиторское заключение по результатам проверки.

Результаты аудита оформляются в виде заключения, который должен содержать в себе чёткое и ясное представление аудитора о проверенной финансовой отчётности. Целью составления аудитором заключения является предоставление вывода о достоверности, полноте и непредвзятости информации относительно прибылей и убытков, которая отражается в отчётности.

Заключение может быть положительным, условно-положительным, отрицательным, также возможен отказ от предоставления аудиторского заключения.

Положительное заключение даётся клиенту в случаях, когда, по мнению аудитора, выполнены следующие условия:

–     аудитор получил всю информацию, получил все необходимые пояснения для целей аудита;

–     полученная информация отражает реальное состояние дел на предприятии;

–     финансовая документация отвечает требованиям учётной политики и ПБУ;

–     финансовая отчётность составлена на основе достоверных отчётных данных;

Если аудитор не выявил нарушений, которые влияют на законность функционирования, не наносят убытков государству, учредителям или акционерам, то он фиксирует это в аналитической части заключения. При этом аудитор вправе предоставить положительное заключение.

Какое-либо реальное несогласие или неуверенность являются основанием для отказа от предоставления положительного заключения. В таком случае аудитор предоставляет условно-положительное заключение с указанием причин его несогласия или неуверенности.

Если аудитор выявил нарушения, которые влияют на законность функционирования и приносят вред государству, акционерам или собственникам, то он фиксирует это в аналитической части своего заключения. В этом случае аудитор предоставляет время для исправления нарушений. Если нарушения не исправлены, то он не вправе выдать положительное заключение.

Если у аудитора нет возможности на основании предоставленных аргументов выдать заключение, то он даёт отказ от предоставления аудиторского заключения.

2. Аудит финансовых результатов  ООО «ЗАПАСКА»

2.1. Оценка системы организации бухгалтерского контроля и внутреннего контроля на ООО «Запаска»

Организация и ведение бухгалтерского учета на предприятии осуществляется главным бухгалтером, который одновременно исполняет и обязанности кассира. Согласно должностной инструкции главный бухгалтер осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно–финансовой деятельности предприятия; обеспечивает рациональную организацию бухгалтерского учета и отчетности; организует учет.

Права и обязанности главного бухгалтера на ООО «Запаска»

Главный бухгалтер обязан:

1. Обеспечить ведение бухгалтерского учета в полном соответствии с»Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ», планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению (утверждена приказом МФ РФ от 31.10.00г. № 94н) и другими действующими нормативными актами в области методологии бухгалтерского учета[1].

2. Обеспечить своевременное и полное представление необходимой отчетности заинтересованным пользователям в соответствии с действующим законодательством.

3. Руководствуясь установленным Планом счетов разработать Рабочий план счетов бухгалтерского учета для отражения необходимых коммерческих и финансово-хозяйственных операций.

4.  Установить необходимую систему учетных регистров определить их перечень.

5. Осуществлять анализ финансово-хозяйственной деятельности в целях выявления и мобилизации внутрихозяйственных резервов.

6.  Оценивать фактическое использование выявленных резервов.

Главный бухгалтер предоставляется право подписи документов, служащих основанием для приемки и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также расчетных, кредитных и денежных обязательств. Указанные документы без подписи главного бухгалтера считаются недействительными и не принимаются к исполнению. Право подписи может быть предоставлено письменным распоряжением руководителя организации уполномоченным лицам.

С главным бухгалтером целесообразно согласовывать назначение, увольнение и перемещение материально ответственных лиц (кассиров и др.).

Главному бухгалтеру организации запрещается принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, которые противоречат законодательству и нарушают договорную и финансовую дисциплину. О таких документах главный бухгалтер письменно сообщает руководителю организации и при получении от него письменного распоряжения о принятых указанных документов к учету исполняет его. Всю полноту ответственности за незаконность совершенных операций несет руководитель организации.

За невыполнение или недобросовестное выполнение своих обязанностей главный бухгалтер несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Рабочим планом счетов является общепринятый «План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций», утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2003 г. № 94н[2].

Форма учета – автоматизированная (Программа-»1С Бухгалтерия»).

Плана документооборота нет.

Графика составления бухгалтерской отчетности нет.

Бухгалтерия состоит из главного бухгалтера, бухгалтера-кассира. Главный бухгалтер устанавливает служебные обязанности для подчиненных ему работников. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю.

Назначение, увольнение и перемещение материально-ответственных лиц производятся по согласованию с главным бухгалтером.

Договоры и соглашения, заключаемые предприятия на получение или отпуск товароматериальных ценностей и на выполнение работ и услуг, а также приказы и распоряжения об установлении работникам должностных окладов, надбавок к заработной плате и о премировании предварительно рассматриваются и визируются главным бухгалтером.

В обязанности бухгалтера-кассира входит: получение и выдача денег, обеспечение сохранности денежных средств, составление кассовых отчетов, осуществление операции по приему, учету, хранению и выдаче ценных бумаг, получение выписок с приложениями в банке, оформление платежных поручений, своевременная доставка поручений в банк, обработка документов по журналу-ордеру № 2, ведение учета по К-2, сбор информации по «клиент-банку», о поступлении и расходе средств в расчетного счета, проведение актов сверок по хозяйственным договорам.

Бухгалтер-кассир подчиняется непосредственно главному бухгалтеру.

ООО «Запаска»  имеет право от своего имени вступать в договорные отношения с юридическими и физическими лицами, открывать расчетные счета и производить через них все кассовые и кредитные операции в иностранной валюте, по безналичному расчету, наличными деньгами; продавать принадлежащую ему на праве хозяйственного ведения собственность, отдавать в залог, реализовывать продукцию (товары). В соответствии с данными операциями предприятие получает доходы, следовательно у него в установленном законном порядке образуется прибыль как разница между доходом и материальными и приравненными к ним затратами за отчетный период.

Прибыль (доход) ООО «Запаска»  остающаяся у общества после уплаты налогов, иных платежей и сборов в бюджет и внебюджетные фонды, поступает в полное его распоряжение и используется обществом самостоятельно. Контроль за деятельностью ООО «Запаска»  осуществляет налоговая инспекция.

В соответствии с принятой учетной политикой в ООО «Запаска»  ведется журнально-ордерная форма учета.

Общая схема записей при журнально-ордерной форме учета представлена на рис.7

 

Рис. 7 Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета.

Водитель – экспедитор получает товары на складе поставщика на основании доверенности ООО «Запаска» . В бухгалтерии ведется Журнал учета выданных доверенностей. Предприятие – поставщик выписывает на отгруженный товар счет – фактуру (или счет), накладную или товарно – транспортную накладную.

Приемка товара осуществляется комиссией в составе кладовщика, водителя – экспедитора и бухгалтера. При этом составляется акт о приемке товаров. В акте указывается дата приемки товара, состав комиссии, поставщик товара, дата и номер договора на поставку товара, номер и дата счета – фактуры, время прибытия товара, наименования, единицы измерения, цена товара и общая стоимость товара, состояние товара, имеются ли недостачи. Акт подписывают члены комиссии, один экземпляр остается у кладовщика, другой вместе со счетом – фактурой и товарно – транспортной накладной передается в бухгалтерию. Счет фактура регистрируется в книге покупок .

С точки зрения разделения бухгалтерского и складского учета, для учета  товаров на предприятии ООО «Запаска»  организуется :

- в бухгалтерии - по материально ответственным лицам (бригадам) в стоимостном выражении;

Учет товаров на складе организован партионным способом в соответствии со способом хранения товаров.  На каждую партию товаров выписывается партионная карта в двух экземплярах. Один экземпляр остается на складе и является регистром складского учета, а второй - передается в бухгалтерию.

Одной партией считают:

- товары, поступившие одним видом транспорта, независимо от количества транспортных документов;

- товары одного наименования, поступившие одновременно по нескольким транспортным документам от одного поставщика.

Учет товаров в партионных картах ведется на основании приходных и расходных товарных документов.

Полный расход партии товаров оформляют в партионной карте подписями заведующего складом и товароведа. После этого партионную карту передают в бухгалтерию для проверки.

По окончании месяца остатки товаров в натуральном выражении из регистров складского учета заносятся материально ответственными лицами в «Ведомость учета остатков товарно-материальных ценностей в местах хранения». Ведомости заводятся на год по каждому материально ответственному лицу. Путем подсчетов исчисляется общая стоимость товаров по ведомости учета, которая сверяется с данными синтетического учета по балансовому счету 41 субсчет 1 «Товары на складах».

Ведомость подписывают работник бухгалтерии и материально ответственное лицо.

В типовой конфигурации «Торговля + Склад» редакции 8 и в комплексной конфигурации «Бухгалтерия + Торговля + Склад + Зарплата + Кадры» редакции 2 реализован партионный учет товаров. Такой способ учета позволяет обеспечить списание себестоимости проданных товаров по одному из выбранных методов: ФИФО, ЛИФО или «по средней себестоимости». Способ списания «по средней себестоимости» является в типовой конфигурации частным случаем партионного учета, когда товары одной номенклатуры записываются на одну «партию», соответственно себестоимости всех товаров в такой «партии» усредняются и поэтому при продаже списываются по средней себестоимости.

Метод списания товаров - ФИФО, ЛИФО или «по средней себестоимости» - выбирается пользователем при начале работы с конфигурацией. Методы списания могут быть установлены различными для управленческого и финансового учета, а для финансового учета можно также установить различные методы списания для разных фирм, так как конфигурация позволяет вести учет одновременно по нескольким фирмам, принадлежащим одной компании.

Следует отметить, что если выбран метод списания «по средней себестоимости», то этот метод списания будет применяться только к собственным товарам, а для товаров, принятых или переданных на реализацию, в этом случае учет ведется по методу ФИФО, так как усреднять стоимости товаров, полученных от разных комитентов и по разным договорам, нельзя.

Под термином «партия» в конфигурации понимается объект учета, который в целом характеризуется следующими характеристиками:

Фирма - владелец партии (для финансового учета).

Товар (элемент справочника «Номенклатура»).

Статус. Статус партии может быть: собственный товар, принятый на реализацию товар, переданный на реализацию собственный товар, переданный на реализацию товар комитента. Такое разделение обусловлено различными способами отражения движения таких товаров в бухгалтерском учете. При учете товародвижения на фирме товар может переходить из партии одного статуса в партию другого статуса.

Контрагент. Для партии переданных на реализацию товаров в этом измерении хранится значение контрагента-реализатора, которому данная партия товара была передана. Раздельный учет по комиссионерам служит средством контроля полноты расчетов за переданный на комиссию товар.

Поставщик. Как уже отмечалось, товар может переходить из партии одного статуса в партию другого статуса, при этом любая партия наследует от родительской партии и помнит своего поставщика. Для комиссионных товаров здесь учитывается значение комитента. Раздельный учет партий по комитентам позволяет определять момент возникновения задолженности при реализации товаров конкретного комитента (задолженность формируется автоматически в момент продажи товара, взятого на реализацию);

Поставка (документ поставки данной партии товара). Как уже отмечалось, товар может переходить из партии одного статуса в партию другого статуса, при этом любая партия наследует от родительской партии и помнит свой документ изначальной поставки. В конфигурации разрешено передавать на реализацию как собственные товары, так и товары, принятые ранее на реализацию. Раздельный учет партий по поставщикам и поставкам позволяет корректно проводить операции продажи или возврата товаров от комиссионера в случае, когда этот товар был в свою очередь сам принят фирмой на реализацию.

Приходный документ (документ, который образовал партию товара). В основном это могут быть документы видов «Приходная накладная», «Приходная реализатора», «Ввод партий товаров».

По каждой партии система хранит и учитывает изменения следующих ресурсов:

количество;

себестоимость (без НДС);

НДС от себестоимости;

Партионный учет поддерживается конфигурацией автоматически, т.е. пользователю не требуется специально вводить данные для создания в системе учета новой партии товара. Учетная партия автоматически создается очередным приходным документом, и вся необходимая информация (в том числе учетная цена) берется из этого документа.

Если при продаже товара конфигурация определяет, что на данный момент на предприятии существуют как собственные, так и принятые на реализацию партии данного товара, то принято следующее правило списания партий: сначала списываются партии собственных товаров, затем - товаров, взятых на реализацию.

Несмотря на такой сложный раздельный учет, конфигурация обеспечивает полную автоматизацию учета партий товаров. Для пользователя работа с товарами поддерживается в предельно простой форме. Например, оформляя продажу товаров в расходной накладной, продавец может не задумываться над тем, какие товары, собственные или принятые на реализацию, будут отгружены покупателю. Система автоматически в соответствии с выбранным методом списания определит, из каких учтенных партий отгружается товар. Отличия в оформлении продажи товаров разных категорий автоматически проявятся при отражении операции отпуска товаров покупателю в управленческом и финансовом учете, что соответственно найдет отражение при формировании бухгалтерских проводок, т.е. для товаров разных категорий будут сформированы проводки по разным схемам.

2.2. Состав балансовой прибыли (убытка) по форме № 2 “Отчет о прибыли и убытках”

Конечным финансовым результатом ООО «ЗАПАСКА» является убыток, который сложился из финансового результата от реализации заказчику работ и услуг, предусмотренных договором, уменьшенных на сумму расходов от внереализационных операций.

Для учета финансовых результатов ООО «ЗАПАСКА» предназначен активно-пассивный финансово-результативный счет 99 “Прибыли и убытки”

“Внереализационные доходы” учитываются на счете 91.

Финансовый результат от реализации работ и услуг за 2002 г. составил 8 472 тыс. рублей, 2003 г. составил 1 477 тыс. руб., 2004 г. – 342 тыс. руб.

В результате превышения операционных расходов над операционными доходами, что привело к убытку 4 342 руб. по этим операциям.

Операционные доходы за 2002, 2003, 2004гг.- 14 600 тыс.руб.

Операционные расходы за 2002, 2003, 2004гг.- 18 942 тыс.руб.

При участии внереализационных доходов и расходов получились следующие финансовые результаты по этим операциям.

2002 г – (+) 113 тыс. руб.

2003 г – (-) 61 тыс. руб.

2004 г – (+) 328 тыс. руб.

В результате деятельности ООО «ЗАПАСКА»  получило прибыль в 2002 г. – 6 998 тыс. руб., 2003 г. – убыток 42 тыс. руб., 2004 г. – убыток 342 тыс. руб..

В течение года финансовые результаты в Главной книге учитывались нарастающим итогом развернуто: по дебету - потери (убытки), а по кредиту - доходы (прибыль). В декабре выявили общий балансовый убыток. Балансовый убыток - дебетовое сальдо по счету 99, отражающее превышение общей суммы потерь и убытков (дебетовый оборот счета) над общей суммой прибылей и других доходов.

Для учета непосредственного убытка были предусмотрены: субсчет 84-1 “Непокрытый убыток отчетного года”, субсчет 84-2 “Непокрытый убыток прошлых лет”. Убыток по отчетному балансу показывался по дебету субсчета 84-1 и кредиту счета 99. Последний в любом случае закрывается. Дебетовое сальдо по счету 84 характеризовало непокрытый убыток.

Сумма балансового убытка, выявленного на счете 99, списывалась на дебет счета 84. На дебет того же счета списывалось дебетовое сальдо по счету 90 “Использование прибыли”. Расходы, потери и убытки, учитываемые по этому счету, которые не перекрывались прибылью, присоединялись к непокрытым убыткам. Непокрытые убытки в первую очередь перекрывались суммами нераспределенной прибыли прошлых лет.

Аналитический учет к счету 84 ведется только по оборотам отчетного года.

ООО «ЗАПАСКА»  применяет типовые формы договоров двух видов: договор на поставку своей продукции за наличный расчет или безналичный расчет, а также договора на поставку продукции по взаимозачету, когда про­дукция завода передается в обмен на какой-либо товар.

В первом виде договоров указывается номенклатура и количество продукции. Стоимость продукции опре­деляется по ценам, сложившимся у поставщика (ООО «ЗАПАСКА») на день отгрузки продукции. По предоплате, за­численной на расчетный счет завода, применяются фиксированные цены, действующие на день зачисления пред­оплаты. Периодом поставки считается 30 дней. Основным показателем для расчетов является вес или объем про­дукции. После отгрузки продукции поставщик вместе с копией железнодорожной квитанции о приемке груза к пе­ревозке направляет покупателю платежное счет-фактуру, в котором указываются объем и фактическая стоимость отгруженной продукции. Поставка осуществляется железнодорожным, а также автотранспортом.

2.2 Аудит финансовых результатов на ООО «ЗАПАСКА»

Для проведения аудита учета финансовых результатов и использования прибыли предлагает проверить ведение и аналитического и синтетического учета по счетам 99, 91, 84.

Учет финансовых результатов ведется на активно-пассивном счете 99. Для удобства ведения учета и заполнения отчетности по ф. №2 к этому счету могут быть открыты субсчета.

Аудитор выясняет как в учетной политике организации предусмотрено учитывать финансовый результат от реализации продукции, работ, услуг - по предъявленным расчетным документам (дебет счета 62 - кредит счета 90) или по оплаченным (дебет счетов 50, 51, 52 - кредит счета 90).

Далее проверяются аналитические документы, регистры учета (при журнально-ордерной форме учета журнал - ордер №15) и устанавливает законность, правильность и достоверность отраженных сумм прибылей и убытков.

Финансовый результат от реализации продукции (субсчет 99-1) определяется как разница между выручкой от реализации (кредитовый оборот счета 90) без НДС и акцизов и фактической себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) (дебетовый оборот счета 90). Сальдо переносится на счет 99-1: прибыль (дебет счета 90 - кредит субсчета 99-1), убыток (дебет субсчета 99-1 - кредит счета 90).

Проверка финансового результата от прочей реализации (субсчет 99-2) осуществляется по данным, отраженным на счетах 47, 48, 99-2. Устанавливается правильность отнесения списания сумм, отражения НДС.

Необходимо отметить, что общий финансовый результат (балансовая прибыль или балансовый убыток) отражаются в отчетности (ф. №2) в строке 140. Аудитор должен учесть, что балансовая прибыль - это кредитовое сальдо по счету 99, которое показывает общее превышение общей суммы прибыли и доходов над общей суммой потерь и убытков за отчетный период. Балансовый убыток - это дебетовое сальдо по счету 99.

Наряду с проверкой финансового результата необходимо провести контроль распределения прибыли в течении отчетного года. Для этой цели используется активный регулирующий счет 91, который имеет два субсчета:

1 - “Платежи в бюджет из прибыли” и 2 - “Использование прибыли на другие цели”.

Аудитор проверяет правильность отражения операций по начислению в бюджет налоговых платежей из прибыли (дебет субсчета 91-1 - кредит счета 68; дебет счета 68 - кредит счета51).

Таким образом, в течении отчетного года финансовые результаты и их использование отражаются в учете раздельно на счетах 99 “Прибыль и убытки” и 91 “Использование прибыли”.

По окончанию отчетного года необходимо закрыть счета 99 и 91, т.е. полностью списать прибыль истекшего года со счета 99, а сумму использования  - со счета 91. Эта процедура называется реформацией баланса. Счет 91 закрывают, перенося данные на счет 99 (дебит счета 99, кредит счета 91), а затем сумма нераспределенной прибыли (убытка) отчетного года списывается со счета 99 “Прибыль и убытки” на счет 84.

“Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)”, субсчет “Нераспределенная прибыль (убыток)отчетного года”.

Аудиторская проверка должна затронуть и контроль использования чистой прибыли. Чистая прибыль может использоваться в двух направлениях. Во-первых, полученная организацией чистая прибыль направляется на создание (пополнение) специальных фондов: фонд накопления, фонд социальной сферы и другие.

Во-вторых, организация может не создавать специальных фондов.

Предприятие (если это не установлено учредительными документами) порядок отражения в учете хозяйственных операций по использованию чистой прибыли определяет на текущий год в учетной   политике.

По мимо операций по счетам 99 и 91 необходимо также проверить ведение учета по счету 88 “Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)”.

Непокрытый убыток отчетного года (дебет субсчета 84-1 - кредит счета 99) может быть списан организацией за счет средств резервного капитала, за счет средств специальных фондов или целевых взносов учредителей.

Если организация предусматривает списать непокрытый убыток отчетного года за счет прибыли последующих лет, то его сумма переносится на дебет субсчета 84-2 (кредит субсчета 84-1) и числится там до тех пор, пока не будет списана (дебет субсчета 84-2 - кредит субсчета 91-2).

Нераспределенная прибыль отчетного года (дебет счета99 - кредит субсчета 99-1) может быть использована организацией на выплату доходов участникам (дебет субсчета 84-1 - кредит счетов 70, 75) и в оставшейся сумме переносится на кредит субсчета 84-2 (дебет субсчета 84-1), в дальнейшем учитывается как нераспределенная прибыль прошлых лет.

Главной целью проверки хозяйственных операций по формированию финансовых результатов деятельности предприятия и использованию прибыли по методике Н.П. Барышникова является установление достоверности ее определения и соблюдения законности при начислении платежей в бюджет. Кроме того, обращается внимание на правильность распределения прибыли, создание фондов, выплаты дивидендов и т.п.

При проведении проверки необходимо установить:

- правильность определения предприятием предполагаемой прибыли и выручки от реализации продукции (работ, услуг) для исчисления авансовых платежей в бюджет. В качестве источников про­верки используются заключенные с покупателями договоры на поставку продукции (выполне­ние работ, оказание услуг), гарантийные письма, плановые калькуляции себестоимости единицы продукции;.

- наличие приказа по учетной политике предприятия с указанием метода определения выручки от реализации продукции (работ, услуг);.

- правильность определения и законность отражения фактической прибыли от реализации продукции (работ, услуг) на счетах бухгалтерского учета;.

При этом большое значение имеет проверка обоснованности приведенных в главной книге и балансе данных о фактической себестоимости остатков нереализованной продукции (работ, услуг) и затрат незавершенного производства;

- правильность ведения аналитического и синтетического учета по счетам: 99 «Прибыли и убытки», 91 «Использование прибыли», 88 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

При проверке прибыли (убытков) от внереализационных операций необходимо установить:

- правильность и полноту отражения доходов (убытков) от присужденных или признанных должниками штрафов, пени, неустоек за нарушение условий хозяйственных договоров, а также от возмещения причинных убытков.

Следует сличить суммы полученных штрафов , пени, неустоек, отраженных по кредиту счета 99, с суммами, указанными в заключенных договорах;

- полноту полученных процентов по суммам средств, числящихся на расчетном, текущем счетах предприятия. Необходимо  проверить договоры предприятия с учреждениями банков, где находятся счета предприятия.

Необходимо проверить анализ полноты и своевременности получения этих доходов, согласно договорам.

Необходимо проверить договоры аренды:

- правильность списания и полноту и правильность оформления документов по списанию некомпенсированных потерь от стихийных бедствий, а также в результате пожаров, аварий, вызванных экстремальными ситуациями;

        - правильность отнесения на внереализационные доходы и расходы других операций.

        Одной из важных задач проверки учета фактической прибыли является установление соответствия записей синтетического и аналитического учета выручки от реализации, фактических затрат, прибыли от прочей реализации и внереализационных доходов  записям в главной книге, балансе и формах бухгалтерской отчетности.

В зависимости от поставленных задач, указанных в договоре на проведение аудита, аудитор может провести анализ результатов реализации. Используя различные приемы, выясняет влияние отдельных факторов на величину прибыли.

По итогам анализа прибыли аудитор разрабатывает мероприятия, направленные на ускорение реализации продукции, снижение себестоимости, предотвращение непланируемых потерь, обращая внимание на перспективу и ближайшие периоды;

-         соответствие записей синтетического и аналитического учета по счетам: 99 «Прибыль и убытки», 84 «Нераспределенная прибыль» записям в главной книге, балансе и формах бухгалтерской отчетности.

Для аудита финансовых результатов ООО «ЗАПАСКА»  мы выбрали методику Барышникова Н.П. Методика Подольского В.И. очень интересна и позволяет подробно провести аудит учета финансовых результатов и их использования. Она несколько проще, но в достаточной степени и достоверности позволяет выявить недостатки и нарушения в хозяйственной деятельности организации ООО «ЗАПАСКА», установить соответствие записей синтетического и аналитического учета выручки от реализации, фактических затрат, результата от внереализационных операций записям в главной книге балансе и формах бухгалтерской отчетности1.

Таблица 3

Наименование показателя

По данным отчетности

По данным проверки

Отклонение

1 .Кредитный оборот в главной книге по 90 счету без НДС

158 440

158 440

-

2. Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг из формы № 2

158 440

158 440

-

3. Выручка по договорам за оказание услуг и выполнение работ

158 440

158 440

-

Вывод: при проверки отклонений нет.

Проверка правильности отражения в форме № 2

показателей себестоимости товаров, работ, услуг (тыс. руб.)

Таблица 4

Наименование показателя

По данным отчетности

По данным проверки

Отклонение

1. Себестоимость реализации работ, услуг ф № 2продукции,

35 000

35 000

-

2. Себестоимость работ и услуг (кредит 20 и прочих счетов) из главной книги

35 000

35 000

-

3. Управленческие расходы по главной книге (кредит 26 счета)

1 111

1 111

-

 

Вывод: отклонений нет.

Проверка правильности определения суммы,

таблица нераспределенной прибыли отчетного года (тыс. руб.)

Таблица 5

Наименование показателя

По данным

отчетности

По данным проверки

Отклонение

1. Получено балансовой прибыли

6 998

6 998

-

2. Израсходовано прибыли всего

384

384

-

3. Нераспределенная прибыль

отчетного года

3.1. По форме № 1

3.2. По форме № 2

-

3 599

-

3 599

-

-

Вывод: при проверке правильности определения суммы нераспределенной прибыли отчетного года отклонений не выявлено.

Проверка сопоставимости внереализационных расходов по данным бухгалтерской отчетности, главной книге и журналов ордеров  (тыс.руб.)

Таблица 6

Показатели

По данным отчетности

По данным проверки

Отклонения

1. Внереализационные расходы по ф№2

502

502

-

2. Внереализационные расходы по главной книге 91 оч.

502

502

-

3. Внереализационные расходы по ж/о №8.

502

502

-

Вывод: в результате аудиторской проверки внереализационных расходов отклонений не выявлено.

Проверка сопоставимости внереализационных доходов по данным бухгалтерской отчетности, главной книге и журналов ордеров (тыс.руб.)

Таблица 7

Показатели

По данным отчетности

По данным проверки

Отклонения

1. Внереализационные доходы по ф№2

882

882

-

2. Внереализационные доходы по главной книге 91 оч.

882

882

-

3. Внереализационные доходы по ж/о №8.

882

882

-

Вывод: в результате аудиторской проверки внереализационных доходов отклонений не выявлено.

Проверка сопоставимости операционных доходов по данным бухгалтерской отчетности, главной книге и журналов ордеров  (тыс.руб.)

Таблица 8

Показатели

По данным отчетности

По данным проверки

Отклонения

1. Операционные доходы по ф№2

14 600

14 600

-

2. Операционные доходы по главной книге 91 оч.

14 600

14 600

-

3. Операционные доходы по ж/о №8.

14 600

14 600

-

Вывод: в результате аудиторской проверки операционных доходов отклонений не выявлено.

Проверка сопоставимости операционных расходов по данным бухгалтерской отчетности, главной книге и журналов ордеров  (тыс.руб.)

Таблица 9

Показатели

По данным отчетности

По данным проверки

Отклонения

1. Операционные расходы по ф№2

14 600

14 600

-

2. Операционные расходы по главной книге 91 оч.

14 600

14 600

-

3. Операционные расходы по ж/о №8.

14 600

14 600

-

Вывод: в результате аудиторской проверки операционных расходов отклонений не выявлено.

В результате проведенной аудиторской проверки финансовых результатов ООО «ЗАПАСКА»  отклонений в учете не выявлено.

В качестве источников проверки финансовых результатов и выручки от реализации услуг были использованы заключенные с заказчиками договоры на выполнение работ, калькуляция, приказ по учетной политике ООО «ЗАПАСКА», где метод определения выручки от реализации работ - по отгрузке, правильность ведения аналитического и синтетического учета по счетам: 99 «Прибыли и убытки», 82 «Оценочные резервы», 91 «Использование прибыли», 84 «Неиспользованная прибыль (непокрытый убыток)».

Так как журнально-ордерная форма учета были привлечены: ж/о № 6 по кредиту счета, № 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», ж/о № 2 и ведомость № 2 по дебету 51 счета, ж/о № 8 по кредиту 67, 68, 69, ж/о № 15 по кредиту счетов 99, 91 и 83.

Данные журналов-ордеров сверялись с данными главной книги и баланса.

Заключение

Аудит финансового состояния предприятия имеет очень важное значение как для самого предприятия, так и для внешних пользователей его информации, так как он показывает результаты работы предприятия, перспективы его развития, дает рекомендации по улучшению финансового состояния. Аудит выявляет и показывает ошибки, допущенные в учете предприятия.

В условиях становления и развития рыночных отношений предприятия могут самостоятельно формировать свои финансовые ресурсы, основными источниками которых выступают нераспределённая прибыль, средства от продажи ценных бумаг, паевые и прочие взносы акционеров, юридических и физических лиц, а также кредиты и прочие поступления, не противоречащие законодательству.

Одним из основных источников формирования имущества на предприятии является нераспределённая прибыль. В данной курсовой работе детально рассмотрено формирование финансового результата деятельности предприятия – прибыли или убытка, его учёт и порядок проведения аудиторской проверки.

Задачи аудиторской проверки:

·      проверка полноты отражения показателей;

·      установление принадлежности;

·      проверка правильности оценки;

·      установление правильности отражения доходов и расходов в отчётности;

·      проверка правильности классификации доходов, расходов, финансовых результатов деятельности;

·      установление законности оформления хозяйственных операций;

·      проверка правильности формирования чистой прибыли отчётного периода, её распределения и использования.

Все результаты проверки и мнение аудитора по этому поводу должны быть документально оформлены и представлены клиенту в виде заключения.

Список литературы

1.                 Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (с изм. и доп. от 14, 30 декабря 2001 г., 30 декабря 2004 г.)

2.                 Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями от 23 июля 1998 г., 28 марта, 31 декабря 2002 г., 10 января, 28 мая, 30 июня 2003 г.)

3.                 Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696) (с изменениями от 4 июля 2003 г., 7 октября 2004 г.)

4.                 План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31,10.2000 г. № 94н.

5.                  ПБУ 9/99 «Доходы организации».

6.                  ПБУ 10/99 «Расходы организации»

7.                 Алборов Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК. – М.: издательство «Дело и сервис», 2002 г. – 464 с.

8.                 Андреев В.Д. Практический аудит (справочное пособие). М.: Экономика, 2003.

9.                 Аудит: Учебник для вузов/ под ред. Подольского В.И. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 2003.

10.            Барышников Н.П. Организация и методика проведения общего аудита. — Москва, 2004.

11.            Аудиторская проверка финансовых результатов (Г. И. Костюк, "Бухгалтерский учет", N 22, ноябрь 2004 г.)

12.            Проверка финансовых результатов: нормативная база, аналитические процедуры (О.П. Зайцева, Б.А. Аманжолова, "Аудиторские ведомости", N 1, январь 2005 г.)

13.         Организация бухгалтерского учета финансовых результатов (Т.В. Мирошниченко, "Аудиторские ведомости", N 7, июль 2003 г.)


[1] Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности, утвержденное приказом МФ РФ от 09.06.2004 г. №44

[2] Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности, утвержденное приказом МФ РФ от 09.06.2004 г. №44

1 В.И. Подольского, Аудит, - М.: Юнити,  2004