2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ИЛТиП»

2.1. Комплексный экономический анализ деятельности предприятия

2.1.1. Характеристика и структура предприятия

     Общество с ограниченной ответственностью «Институт лазерных технологий и приборостроения» существует с 1996 года. Является коммерческой организацией, созданной путем преобразования АОЗТ «Институт лазерных технологий и приборостроения», действующего               с 1994 года. 

     Предприятие находится в городе Сосновый Бор Ленинградской области.

     ООО «ИЛТиП» изначально создавалось для выполнения научно-исследовательских работ, разработок и создания лазерных систем и технологий. В последние несколько лет предприятие научно-исследовательскую деятельность не ведет, а занимается производством сварочных масок с автоматическим светофильтром различных модификаций и изготовлением сувенирной продукции (стеклянные кубики с изображениями внутри, выполненными лазером).

     Кроме того, структурные подразделения ООО «ИЛТиП» (магазины «Мастер» и «Мастер-Форт») осуществляют торгово-закупочную деятельность по продаже строительных и отделочных материалов, а также  оказывают сопутствующие услуги покупателям.

     Основной целью деятельности ООО «ИЛТиП» является получение прибыли.

     Миссией ООО «ИЛТиП» является обеспечение удовлетворения потребностей покупателей, что, в свою очередь, обеспечивает извлечение прибыли.

     Организационная структура ООО «ИЛТиП» является линейно-функциональной, т.к. включает в себя финансовый отдел, производственный отдел и отделы реализации продукции, в каждом из которых существует линейная структура подчинения.

     Характер связей между подразделениями ООО «ИЛТиП» отражен            на рис. 2.1.1.

   

Директор

магазина

«Мастер»

 

Директор

магазина

«Мастер-Форт»

 

 

Адми-нистра-тор

 

Зав. складом

 

Зав. отделом

 

Зав. отделом

 

Зав. складом

 

Товаро-вед

 
                                    

                                                                          

 

                                                                                            

Рис. 2.1.1. Организационная структура ООО «ИЛТиП»

2.1.2. Анализ объемов реализации продукции

     Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит, и объем ее производства. Рассмотрим динамику реализации продукции в магазинах ООО «ИЛТиП» (табл. 2.1).

Таблица 2.1

Динамика реализации продукции

Показатель

Единица измерения

2002 год

2003 год

2004 год

Объем реализации продукции

тыс.р.

31871

49060

60217

Абсолютный прирост базисный

тыс.р.

-

17189

28346

Абсолютный прирост цепной

тыс.р.

-

17189

11157

Темп роста базисный

%

-

153,9

188,9

Темп роста цепной

%

-

153,9

122,7

Темп прироста базисный

%

-

53,9

88,9

Темп прироста цепной

%

-

53,9

22,7

Среднегодовой темп роста:

Тр = √1,0 * 1,539 * 1,227 = 1,374 = 137,4%

Среднегодовой темп прироста:

Тпр = 137,4 – 100,0 = 37,4%

     Динамику реализации продукции можно также изобразить графически (рис. 2.1.2, рис. 2.1.3).

    

Рис. 2.1.2. Динамика объемов реализации продукции

Рис. 2.1.3. Динамика цепных темпов роста объемов реализации продукции

     Изучив динамику реализации продукции за 2002 – 2004гг., можно сделать вывод о том, что деятельность предприятия имеет положительную тенденцию роста объемов реализации, но в то же время видно, что в 2003 году объем реализации увеличился больше, чем в 2004 году по сравнению с предыдущими периодами. Такой результат связан с тем, что в 2004 году был произведен капитальный ремонт здания одного из магазинов, что вызвало некоторый сбой в реализации продукции.

2.1.3. Анализ качества продукции

     Насколько качественной является продукция, реализуемая магазинами ООО «ИЛТиП», можно выяснить путем расчета удельного веса стоимости товаров, на качество которых поступили жалобы покупателей, в общем объеме реализации (табл. 2.2).

Таблица 2.2

Показатели качества продукции

Показатель

Единица измерения

2002 год

2003 год

2004 год

1. Объем реализации продукции

тыс.р.

31871

49060

60217

2. Стоимость продукции, по которой поступили жалобы покупателей

тыс.р.

1,2

0,9

1,1

3. Удельный вес стоимости продукции, по которой поступили жалобы покупателей 

%

0,004

0,002

0,002

    

     Произведенные расчеты показывают, что в каждом рассматриваемом периоде имеет место относительно небольшой процент жалоб покупателей на качество продукции.

     В 2002 году жалоб поступило больше, т.к. именно в этот период предприятие стало сотрудничать с несколькими новыми поставщиками, качество товаров которых было недостаточно изучено на практике.

     В 2003 и 2004 гг. – удельный вес стоимости продукции, по которой поступили жалобы потребителей, стабилен. В связи с этим можно сделать вывод, что ООО «ИЛТиП» оказывает качественные услуги и осуществляет продажу качественной продукции.

     Сотрудники предприятия постоянно работают над улучшением качества реализуемой продукции путем анализа наиболее часто поступающих жалоб и  отказа от поставщиков, недобросовестно оказывающих свои услуги.

2.1.4. Анализ наличия и эффективности использования основных производственных фондов

     Одним из важнейших факторов увеличения объема реализации продукции является обеспеченность и эффективность использования основных средств.

Таблица 2.3

Наличие, движение и структура основных средств за 2003 год (тыс. руб.)

№ п/п

Наименование основных средств

Наличие на начало периода

Поступило за отчетный период

Выбыло за отчетный период

Наличие на конец периода

1.

Здания

-

4060

-

4060

2.

Машины и оборудование

1230

41

-

1271

3.

Транспортные средства

238

143

-

381

4.

Другие виды основных средств

183

297

-

480

ИТОГО

1651

4541

-

6192

     За 2003 год произошли существенные изменения – сумма основных средств возросла на 4541 тыс. руб. за счет приобретения дополнительных производственных фондов.

Таблица 2.4

Наличие, движение и структура основных средств за 2004 год (тыс. руб.)

№ п/п

Наименование основных средств

Наличие на начало периода

Поступило за отчетный период

Выбыло за отчетный период

Наличие на конец периода

1.

Здания

3908

-

-

3706

2.

Машины и оборудование

706

1175

-

1524

3.

Транспортные средства

224

252

-

400

4.

Производственный и хозяйственный инвентарь

216

-

2

169

ИТОГО

5054

1427

2

5799

     За 2004 год сумма основных средств возросла на 745 тыс. руб. за счет поступления нового оборудования и приобретения транспортного средства.

 

Таблица 2.5

Движение и техническое состояние основных средств

№ п/п

Наименование показателя

2003 год

2004 год

Изменение

1.

Коэффициент обновления

0,73

0,25

- 0,48

2.

Срок обновления, лет

0,4

3,5

+ 3,1

3.

Коэффициент выбытия

0

0,0004

+ 0,0004

4.

Коэффициент прироста

2,75

0,15

- 2,6

5.

Коэффициент износа

0,18

0,29

+ 0,11

6.

Коэффициент годности

0,82

0,71

- 0,11

    

     Техническое состояние основных средств на предприятии ухудшилось в связи с уменьшением интенсивности обновления и увеличением износа основных производственных фондов.

Таблица 2.6

Анализ эффективности использования основных средств

№ п/п

Наименование показателя

2003 год

2004 год

Изменение

1.

Фондорентабельность

0,49

0,45

- 0,04

2.

Фондоотдача основных средств

0,6

0,9

+ 0,3

3.

Фондоотдача активной части основных средств

1,8

2,4

+ 0,6

4.

Фондоемкость

0,6

0,4

- 0,2

     Наличие положительных изменений, выявленных в результате расчета показателей, говорит о том, что основные производственные фонды ООО «ИЛТиП» используются эффективно.

2.1.5. Анализ обеспеченности и эффективности                     использования оборотных средств

     Рассмотрим наличие и структуру оборотных активов ООО «ИЛТиП» за 2003 и 2004гг. (см. Приложение 1).

     Наибольший удельный вес в оборотных активах 2003 года занимают запасы. На их долю приходится 82,2% общей суммы оборотных средств. Произошло увеличение расходов на 6,9%, они будут отнесены на следующий период. В остальном, структура оборотных средств достаточно стабильна.

     В 2004 году наибольший удельный вес в оборотных активах занимают также запасы. Их доля составляет 71%. К концу периода заметно увеличилась доля дебиторской задолженности и готовой продукции, что свидетельствует о возникновении трудностей в реализации товаров.

     В целом, сумма оборотных средств на предприятии за 2003 и 2004 годы увеличилась, следовательно, деятельность ООО «ИЛТиП» стабильна и достаточно обеспечена денежными и материальными ресурсами.

     Рассмотрим, насколько эффективно они используются.

     В 2003 году денежных средств было израсходовано на 44 тыс.р. больше, чем получено. Учитывая остаток денежных средств с предыдущего периода (105 тыс.р.), остаток в отчетном периоде составил 61 тыс.р.

     В 2004 году денежных средств было получено на 3 тыс.р. больше, чем израсходовано. Остаток на конец отчетного периода составил  58 тыс.р.

     За 2003 – 2004 гг. возросла как сумма выплат, так и сумма поступлений денежных средств. Положительные значения сумм остатков денежных средств на конец каждого из периодов показывают, что денежные средства на предприятии используются эффективно.

     Эффективность использования таких оборотных средств, как материальные ресурсы можно выяснить путем расчета показателей материалоемкости и материалоотдачи (табл. 2.7).

Таблица 2.7

Показатели эффективности использования материальных ресурсов

Показатель

2003г.

2004г.

Материалоемкость

1,7

1,5

Материалоотдача

0,6

0,7

    

     Количество материальных затрат, необходимых на производство одной единицы продукции, в 2004 году удалось немного снизить, что является положительным результатом.

     Количество произведенной продукции с каждого рубля потребленных материальных ресурсов к концу 2004 года  увеличилось на 10%.

     В целом можно сделать вывод, что материальные ресурсы                     ООО «ИЛТиП» используются достаточно эффективно.

2.1.6. Анализ себестоимости продукции

     Рассмотрим основные  затраты, включенные в себестоимость продукции, реализуемой ООО «ИЛТиП» (табл. 2.8).

Таблица 2.8

Структура себестоимости продукции

Элементы затрат

Сумма (тыс.р.) 2003 год

Сумма (тыс.р.) 2004 год

+/-

Структура (%)

   2003 год

Структура (%)  

2004 год

+/-

1.Материальные затраты

6279

7779

1500

16,27

16,25

-0,02

2. Оплата труда

4734

6460

1726

12,26

13,5

1,24

3. Отчисления на соц. нужды

1088

1342

254

2,82

2,8

-0,02

4. Амортизация

354

529

175

0,92

1,1

0,18

5. Прочие затраты

20055

24682

4627

51,96

51,55

-0,41

ИТОГО  

32510

40792

8282

84,23

85,2

0,97

6.Коммерческие расходы

6090

7088

998

15,77

14,8

-0,97

7. Полная себестоимость, в том числе:

   переменные

   затраты

   постоянные

   затраты

38600

11013

27587

47880

14239

33641

9280

3226

6054

100

28,5

71,5

100

29,74

70,26

-

1,24

-1,24

   

     Произведенные расчеты показывают, что затраты в 2004 году выше, чем в 2003 году на 9280 тыс.р.

     Анализ структуры затрат показал, что в наибольшей степени вырос удельный вес затрат на оплату труда в полной себестоимости продукции (+1,24%). Также увеличилась доля амортизации основных средств на 0,18%. Незначительно снизилась доля материальных затрат на 0,02% и отчислений на социальные нужды (на 0,02%). Следовательно, продажа товаров и оказание услуг в магазинах ООО «ИЛТиП» стали более трудоемким и фондоемким процессом и менее материалоемким. Соотношение постоянных и переменных затрат отклонилось от плана на 1,24%.

2.1.7. Анализ финансового состояния предприятия

     При анализе финансового состояния предприятия предполагается расчет показателей платежеспособности, кредитоспособности и финансовой устойчивости предприятия (см. Приложение 2).

     Платежеспособностью считается способность предприятия погасить свою кредиторскую задолженность за счет тех или иных источников и элементов оборотных средств.

     Учитывая, что по полученным значениям коэффициентов абсолютной ликвидности и промежуточного покрытия предприятие не платежеспособно, а по коэффициенту текущей ликвидности – платежеспособно, можно сделать вывод, что ООО «ИЛТиП» имеет запасы других, менее ликвидных, видов текущих активов, но не имеет достаточно денежных средств для оплаты долгов и текущего финансирования.

     Кредитоспособность – способность предприятия своевременно гасить кредиты и проценты по ним.

     В целом предприятие кредитоспособно. Несмотря на недостаточное количество материальных активов, ООО «ИЛТиП» имеет возможность вовремя расплачиваться с кредиторами.

     Финансовая устойчивость – это такое финансовое и экономическое состояние предприятия, при котором оно постоянно платежеспособно.

     ООО «ИЛТиП» постоянно платежеспособно за счет собственного и заемного капитала.

     В ходе проведения анализа финансового состояния ООО «ИЛТиП» было выявлено: предприятие платежеспособно, кредитоспособно, его финансовое состояние абсолютно устойчиво. Основной проблемой является недостаток денежных средств. Решить эту проблему можно путем привлечения инвесторов.

    

    

2.1.8. Анализ прибыли и рентабельности продукции

     Рассмотрим показатели состава и динамики прибыли (см. Приложение 3).

     Данные из расчетной таблицы показывают, что общая сумма брутто-прибыли до выплаты процентов и налогов увеличилась на 18,8% за счет увеличения прибыли от операционной деятельности. Уровень налогового изъятия прибыли заметно снизился, экономические санкции по платежам в бюджет возросли. Чистая прибыль за отчетный период значительно увеличилась на 29,8%.

     Проанализируем показатели рентабельности ООО «ИЛТиП» (табл. 2.9).

Таблица 2.9

Показатели рентабельности предприятия (%)

Показатель

2003 год

2004 год

Выводы

Рентабельность продукции

5,1

5,3

Показатель увели-чился, следовате-льно, увеличилась и сумма прибыли с каждого рубля, затраченного на реализацию про-дукции.

Рентабельность продаж (оборота)

3,98

4,23

Показатель увели-чился, значит, повысилась эффек-тивность коммер-ческой деятельнос-ти предприятия.

     Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что продукция, реализуемая структурными подразделениями ООО «ИЛТиП», рентабельна, а коммерческая деятельность предприятия эффективна.

2.1.9. Анализ отрасли и конкуренции

     В Сосновом Бору деятельность по продаже строительных и отделочных материалов осуществляют более 10 магазинов и торговых точек.

     Конкурентная стратегия магазинов ООО «ИЛТиП» основывается на выявлении сильных и слабых сторон конкурентов; на заботе о качестве предлагаемой продукции; на политике снижения цен и предоставления накопительных скидок; на предоставлении максимального количества сопутствующих услуг; на максимальном удовлетворении запросов покупателей с различными доходами и т.д.

     Основными конкурентами ООО «ИЛТиП» являются фирмы «Тесма», «Терем», «Дружба», «Хозяин», «Ваш дом», «Прада».

     Так как преимущества и недостатки вышеперечисленных организаций во многом схожи, целесообразнее будет рассмотреть их отличительные признаки (табл. 2.10).

Таблица 2.10

Отличительные признаки предприятий-конкурентов

Наименование предприятия-конкурента

Отличительные признаки

Прада

Приоритетное направление деятельности – заказ товаров по образцам.

Тесма

Площадь магазина позволяет хранить большое количество товаров непосредственно по месту продажи.

Терем

Ориентирован на покупателей с высокими доходами.

Дружба

Отсутствие строительных материалов, широкий ассортимент отделочных товаров.

Хозяин

Основное направление деятельности – хозяйственные товары.

Ваш дом

Здание магазина спроектировано непосред-ственно под продажу строительных и отделочных материалов, что позволяет наи-более выгодно представить товар.

     Преимуществами магазинов ООО «ИЛТиП» являются 10-летний опыт работы; широкий ассортимент товаров; продажа товаров в кредит без процентов; возможность заказа товара; гибкая система скидок; политика снижения цен (закупка больших партий товара по более низким ценам); бесплатная доставка.

     Недостатки: небольшая площадь магазинов (ограниченные возможности расширения ассортимента); расположение товаров в двух магазинах (невозможность приобретения необходимой продукции в одном месте); невысокое качество обслуживания покупателей вследствие наличия текучести кадров среди продавцов.

     Для выбора альтернатив существования организации необходимо составить матрицу возможностей и угроз внешней среды, сильных и слабых сторон ООО «ИЛТиП» (см. Приложение 4).

     Главная проблема, создающая препятствия для наиболее успешной деятельности ООО «ИЛТиП» - неэффективное управление персоналом организации, недостаточная мотивация его деятельности. 

 

2.2. Анализ использования персонала ООО «ИЛТиП»

2.2.1. Анализ обеспеченности трудовыми ресурсами                                             и использования фонда оплаты труда

     Обеспеченность предприятия персоналом определяем путем сравнения фактического количества работников с плановой потребностью в целом и по отдельным должностям (табл. 2.11). Такое сравнение дает возможность установить правильно ли подобран и расставлен персонал.

Таблица 2.11

Обеспеченность трудовыми ресурсами

Трудовые

ресурсы

Численность план

Численность факт

Процент обеспеченности

Среднесписочная численность персонала

в том числе:

   директор

   зам. директора

   гл. бухгалтер

   зам.гл.бухгалтера

   бухгалтер

   администратор

   товаровед

   зав. складом

   зав. отделом

   кладовщик

   продавец

   продавец-кассир

   инженер

   лаборант

82

4

3

1

1

8

4

4

2

6

3

24

5

4

13

76

4

3

1

1

8

4

4

2

6

3

19

4

4

13

92,7

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

79,2

80

100

100

 

     Обеспеченность предприятия персоналом составляет 92,7%, что вполне приемлемо для эффективной работы, т.к. недостающие 7,3% - это, в основном, работники, необходимые в качестве замены на периоды очередных и учебных отпусков, а также отпусков по больничному листу. Таким образом, в подборе и расстановке работников не существует необходимости кардинальных изменений.

     Квалификационный уровень работников определяем путем изучения таких признаков как возраст, образование и стаж работы (табл. 2.12).

Таблица 2.12

Показатели качественного состава трудовых ресурсов

Показатель

Численность работников на конец 2003г.

Численность работников на конец 2004г.

Удельный вес, %

2003 год

Удельный вес, %

2004 год

По возрасту, лет

   до 20

   20-30

   30-40

   40-50

   50-60

13

30

15

12

6

17

26

15

12

6

17,1

39,5

19,7

15,8

7,9

22,4

34,2

19,7

15,8

7,9

ИТОГО

76

76

100

100

По образованию

   среднее

   среднее специальное

  незакончен. высшее

   высшее

13

48

4

11

12

44

7

13

17,1

63,2

5,3

14,4

15,8

57,9

9,2

17,1

ИТОГО

76

76

100

100

По трудовому стажу, лет

 

   до 1

   1 - 5

   5 - 10

25

36

15

23

38

15

32,9

47,4

19,7

30,3

50,0

19,7

ИТОГО

76

76

100

100

     Для более наглядного изучения изобразим полученные данные графически (рис. 2.2.1, рис. 2.2.2, рис. 2.2.3).

 

Рис. 2.2.1. Качественный состав трудовых ресурсов по возрасту

Рис. 2.2.2. Качественный состав трудовых ресурсов по уровню образования

Рис. 2.2.3. Качественный состав трудовых ресурсов по стажу работы

    Большинству работников ООО «ИЛТиП» от 20 до 30 лет. В 2004 году увеличилось количество работников в возрасте до 20 лет (на 5,3%). Количество сотрудников от 20 до 30 лет снизилось на 5,3%.  Состав сотрудников от 30 до 60 лет не изменился. Таким образом, на смену опытному персоналу приходят работники без трудового стажа, чаще всего после школы или учащиеся профессиональных лицеев, для большинства из которых работа в магазине – всего лишь временный заработок в свободное время или прохождение учебной практики.

     Большая часть работников имеет среднее специальное образование (как правило, не торгового профиля). Среди персонала наблюдается тенденция к росту образованности путем получения высшего образования.

     Неизменным остается состав работников, трудовой стаж которых от 5 до 10 лет. В основном, это руководящий состав, стоящий у истоков предприятия.

     Изменения качественного состава персонала происходит в результате его движения (табл. 2.13).

Таблица 2.13

Показатели движения качественного состава персонала

Показатель

2003 год

2004 год

Численность персонала на начало года

76

76

Приняты на работу

16

20

Выбыли, в том числе

     по собственному желанию

     за нарушение трудовой дисциплины

16

16

0

20

18

2

Численность персонала на конец года

76

76

Среднесписочная численность персонала

76

76

Коэффициент оборота по приему работников

0,21

0,26

Коэффициент оборота по выбытию работников

0,21

0,26

Коэффициент текучести кадров

0,21

0,26

Коэффициент постоянства кадров

0,79

0,74

     В 2003 году текучесть кадров составила 21%, к концу 2004 года она увеличилась на 5%. Как правило, уходят молодые и перспективные сотрудники. Основной причиной их увольнений является невысокая заработная плата.

     Рассмотрим эту ситуацию более подробно. К концу 2004 года уволилось              7 работников – молодые люди в возрасте от 20 до 30 лет. Все они имеют среднее специальное образование, кроме того, трое из них обучаются в ВУЗах. Средняя заработная плата по предприятию составляет 7080 рублей, в то время как по городу в фирмах, занимающихся аналогичной деятельностью 9100 рублей. И это несмотря на то, что фонд оплаты труда увеличился.

     Для установления причин увеличения фонда оплаты труда, проведем факторный детерминированный анализ (табл. 2.14).

Таблица 2.14

Данные для анализа фонда оплаты труда

Показатель

Ед. измер.

Усл.

обозн.

2003 год

2004 год

Среднесписочная численность работников

чел.

Ч

76

76

Количество отработанных дней одним рабочим в среднем за год

дни

Д

248

259

Средняя продолжительность рабочего дня

час

П

8

8

Среднечасовая заработная плата одного работника

руб.

З

31,396

41,023

ФОТ = Ч * Д * П * З

     Влияние факторов на объем реализации продукции рассчитываем способом цепных подстановок:

1). ФОТ2003 = Ч2003 * Д2003 * П2003 * З2003 = 4734 тыс. р.

      ФОТусл1 = Ч2004 *  Д2003 * П2003 * З2003 = 4734 тыс. р.

      ФОТусл2 = Ч2004 *  Д2004 * П2003 * З2003 = 4944 тыс. р.

      ФОТусл3 = Ч2004 *  Д2004 * П2004 * З2003 = 4944 тыс. р.

      ФОТ2004 = Ч2004 *  Д2004 * П2004 * З2004 = 6460 тыс. р.

2). ∆ФОТ (Ч) = ФОТусл1 – ФОТ2003 = 0

     ∆ФОТ (Д) = ФОТусл2 – ФОТусл1 = 210 тыс. р.

     ∆ФОТ (П) = ФОТусл3 – ФОТусл2 = 0

     ∆ФОТ (З) = ФОТ2004 – ФОТусл3 = 1516 тыс. р.

3). Проверка:

     ∆ФОТ = ФОТ2004 – ФОТ2003 = 1726 тыс. р.

     ∆ФОТ = 157080 + 634032 = 1726 тыс. р.

    

     В 2004 году фонд оплаты труда на предприятии увеличился                           на 1726 тысяч рублей вследствие увеличения количества отработанных дней одним работником (11 дней) и увеличения среднечасовой заработной платы одного работника на 9,6 рубля.

     Таким образом, получается, что заработная плата выросла незначительно (с учетом инфляции и сравнения с оплатой труда на предприятиях,  занимающихся аналогичной деятельностью), а фонд оплаты труда большей частью вырос за счет увеличения количества отработанных дней.

2.2.2. Анализ использования фонда рабочего времени

     По степени использования фонда рабочего времени можно оценить полноту использования персонала (табл. 2.15).

Таблица 2.15

Использование персонала предприятия

Показатель

Ед.

изм.

Усл.

обозн.

2003г.

2004г.

план

2004г.

факт

Откло-нение

от 2003г.

Откло-нение

от

плана

Среднегодовая численность работников

чел.

ЧР

76

82

76

0

- 6

Отработано за год одним ра-ботником:

     дней

     часов

дни

час

Д

Ч

248

1984

259

2072

259

2072

+ 11

+ 88

0

0

Средняя про-должительность рабочего дня

час

П

8

8

8

0

0

Фонд рабочего времени, в том числе:

     сверхурочно     отработанное время

час

 

 

Т

150784

1130

169904

-

157472

840

+ 6688

- 290

- 12432

+ 840

     Фактический фонд рабочего времени меньше планового на 12432 часа. Влияние факторов на его изменение можно оценить способом абсолютных разниц:

∆ ТЧР = (ЧРфакт – ЧРплан) * Дплан * Пплан = - 12432 ч

∆ ТД = (Дфакт – Дплан) * ЧРфакт * Пплан = 0

∆ ТП = (Пфакт – Пплан) * Дфакт * ЧРфакт = 0

     На отклонение фактического фонда рабочего времени от планового повлияла разница между запланированным количеством работников и фактическим. В целом, предприятие использует персонал достаточно полно, так как в среднем одним сотрудником было отработано запланированных 2072 часа. По этой же причине отсутствуют сверхплановые потери рабочего времени (целодневные и внутрисменные).

2.2.3. Анализ производительности труда

     Производительность труда рассчитывается как отношение валовой продукции к численности персонала. Таким образом, производительность труда в 2003 году составила около 646 тыс.р. на одного работника, а в 2004 году – 792 тыс.р. Так как численность персонала осталась прежней, то повышение производительности труда произошло вследствие увеличения объема валовой продукции. Рассмотрим, какие факторы оказали влияние  на это изменение (табл. 2.16).

Таблица 2.16

Данные для анализа производительности труда

Показатель

Ед.

изм.

Усл.

обозн.

2003г.

2004г.

Измене-

ние

+/-

Изменение

в %

1. Валовая продукция  

тыс.р.

ВП

49060

60217

+ 11157

122,7

2. Средне-списочная численность работников  

чел.

СЧР

76

76

-

-

3. Среднее число дней, отработанное одним работ- ником за год  

дни

СЧД

248

259

+ 11

104,4

4. Средне-дневная выработка одного работника  

тыс.р.

СДВ

2,60293

3,05919

+ 0,45626

117,5

  ВП = СЧР * СЧД * СДВ

     Влияние факторов на объем выпуска продукции рассчитываем способом цепных подстановок:

1). ВП2003 = СЧР2003 * СЧД2003 * СДВ2003 = 49060 тыс.р.

      ВПусл1 = СЧР2004 *  СЧД2003 * СДВ2003 = 49060 тыс.р.

      ВПусл2 = СЧР2004 *  СЧД2004 * СДВ2003 = 51236 тыс.р.

      ВП2004 = СЧР2004 *  СЧД2004 * СДВ2004 = 60217 тыс.р.

2). ∆ВП (СЧР) = ВПусл1 – ВП2003 = 0

     ∆ВП (СЧД) = ВПусл2 – ВПусл1 = 2176 тыс.р.

     ∆ВП (СДВ) = ВП2004 – ВПусл2 = 8981 тыс.р.

3). Проверка:

     ∆ВП = ВП2004 – ВП2003 = 11157 тыс.р.

     ∆ВП = 0 + 2176 + 8981 = 11157 тыс.р.

     Таким образом, увеличение валовой продукции в 2004 году                        на 11157 тыс.р. было вызвано увеличением среднегодового числа дней, отработанного одним работником (+ 11) и ростом среднедневной выработки одного работника (+ 0,45626 тыс.р.).

     Следовательно, на повышение производительности труда в 2004 году также повлияло увеличение среднегодового числа дней, отработанного одним сотрудником и рост среднедневной выработки одного работника.

       

2.2.4. Анализ социальной защищенности                                                  членов трудового коллектива

     В ООО «ИЛТиП» предусмотрены следующие направления социальной защиты работников:

o   предоставление и оплата очередных и учебных отпусков, а также отпусков по больничному листу;

o   оказание материальной помощи нуждающимся сотрудникам;

o   выплата пособий к юбилейным датам, свадьбе, при уходе на пенсию, на рождение детей и т.п.;

o   оплата новогодних подарков в детских садах и школах сотрудникам с детьми;

o   отпуск товаров со скидкой;

o   оплата прививок от гриппа;

o   обеспечение лекарственными средствами на рабочем месте.

     На практике же происходит следующее. Оказание материальной помощи зачастую осуществляется не в полном объеме, который необходим сотруднику, а зависит от решения руководства, на которое, в свою очередь, могут повлиять как межличностные отношения, так и наличие свободных денежных средств на данный момент. Например, в 2004 году из 35 заявлений от сотрудников полностью были удовлетворены 15, частично удовлетворены 12 и 8 остались без внимания.

     На решение руководства о выплате пособий к праздничным датам влияет стаж работы сотрудника на предприятии. Так, например, к юбилею магазина «Мастер» из 23 сотрудников премии получили всего 5 человек, проработавшие более пяти лет. Выплаты к личным праздникам работников также производятся выборочно, по усмотрению руководителя.

     Таким образом, в ООО «ИЛТиП» полностью и в обязательном порядке осуществляются только те меры социальной защиты сотрудников, которые строго регламентированы трудовым законодательством.    

2.3. Выводы по результатам анализа деятельности ООО «ИЛТиП»

     По результатам проведенного комплексного экономического анализа деятельности ООО «ИЛТиП» можно сделать следующие выводы:

§  за 2002 – 2004гг. в деятельности предприятия наблюдается положительная тенденция роста объемов реализации;

§  предприятие предоставляет качественные услуги и товары;

§  основные производственные фонды ООО «ИЛТиП» используются эффективно, но необходимо увеличить интенсивность их обновления;

§  деятельность предприятия достаточно обеспечена оборотными средствами, используются они эффективно;

§  в 2004 году вырос удельный вес затрат на оплату труда, увеличилась доля амортизации основных средств, снизилась доля материальных затрат, следовательно, деятельность ООО «ИЛТиП» стала более трудоемким и фондоемким процессом и менее материалоемким;

§  предприятие платежеспособно, кредитоспособно и рентабельно, его финансовое состояние абсолютно устойчиво, основная проблема - недостаток денежных средств.

     Несмотря на положительные экономические показатели, в ближайшем будущем успешная деятельность ООО «ИЛТиП» может оказаться под угрозой. Связано это с постоянно растущей конкуренцией на рынке строительных и отделочных материалов. Поэтому возрастает необходимость повышения качества услуг, так как просто широким ассортиментом товаров современного потребителя уже не удивить. Таким образом, на первый план выходит человеческий фактор. В связи с этим фактом и был проведен анализ использования персонала, позволивший выявить следующие проблемы:

§  текучесть кадров среди продавцов в связи с невысокой заработной платой: на смену опытному персоналу (молодым и перспективным сотрудникам) приходят работники без трудового стажа, чаще всего после школы или учащиеся профессиональных лицеев, для большинства из которых работа в магазине – всего лишь временный заработок в свободное время или прохождение учебной практики;

§  неполное удовлетворение сотрудников по направлениям социальной защищенности;

§  большая часть работников имеет среднее специальное образование, но, как правило, не торгового профиля, что отрицательно влияет на качество обслуживания покупателей.

     Вышеперечисленные проблемы являются следствием неэффективного управления персоналом и слабой системы мотивации к труду.

     Для увеличения эффективности деятельности ООО «ИЛТиП», то есть роста доходов за счет привлечения наибольшего количества покупателей, необходимо разработать мероприятия по решению следующих проблем:

1.        Отсутствие эффективной системы материального стимулирования.

2.        Отсутствие нематериальной мотивации (возможности обучения и повышения квалификации, улучшения условий труда).

     Рассчитаем возможные потери от каждой нерешенной проблемы         (табл. 2.17).

Таблица 2.17

Возможные последствия нерешенных проблем

Проблема

Возможные последствия и суммы потерь

     Отсутствие эффективной системы материального стимулирования

     Сотрудник, постоянно присутствующий на рабочем месте и сотрудник, часто болеющий получают примерно одинаковую заработную плату. Недобросовестные работники пользуются такой ситуацией и не всегда оправданно «садятся на больничный». Таким образом, зачастую в отделе, разделенном на два подотдела, вместо трех продавцов работают два. Магазины на обеденный перерыв не закрываются, поэтому, когда один из сотрудников уходит, то возникает необходимость закрытия подотдела на 1 час. Потеря в выручке составит 1200 рублей в час. 1,2 тыс.р. * 14 дн. * 12 мес. = 201,6 тыс.р. в год.

 Окончание табл. 2.17

  Отсутствие нематериальной мотивации (в частности, отсутствие возможности обучения и повышения квалификации)

     В отделе по продаже электроинструмента, где особенно необходимы грамотные консультации, работает неквалифицированный сотрудник. Покупатель, не получив интересующих его сведений о товаре, уходит к конкуренту и рассказывает о неудачном посещении магазина трем своим знакомым. В результате предприятие теряет 4 клиентов в неделю, каждый из которых мог приобрести товар в среднем на 4 тыс.р. Таким образом, потери составят: 4 чел. * 4 тыс.р. * 4 недели * 12 мес. = 768 тыс.р. в год.

  Отсутствие нематериальной мотивации (в частности, улучшения условий труда)

     Вследствие отсутствия необходимых данных о наличии товара и информации о нем непосредственно на рабочем месте продавца, покупатель тратит больше времени на приобретение продукции, недовольный покупатель уходит к конкуренту, вместе с этим клиентом предприятие теряет еще двух человек из числа его родственников и знакомых. Учитывая, что каждый покупатель в среднем приобретает товар на 300 рублей, получаем следующие потери:      3 чел. * 0,3 т.р. * 30 дн. * 12 мес. = 324 т.р. в год.

     Для удобства дальнейших расчетов технико-экономических показателей эффективности мероприятий по совершенствованию системы мотивации персонала составим таблицу данных до их проведения (табл. 2.18).

Таблица 2.18

Технико-экономические показатели до проведения мероприятий

п/п

Наименование

показателя

Единица

измерения

До проведения мероприятий

2004 год

1

2

3

4

 

1

Выручка (без НДС)

тыс. р.

60217

2

Себестоимость

тыс. р.

47880

 

Окончание табл. 2.18

3

Стоимость основных производственных фондов

тыс. р.

5799

4

Численность работников

чел.

76

5

Фонд оплаты труда

тыс.р.

6460

6

Балансовая прибыль (с.1 – с.2)

тыс. р.

12337

7

Рентабельность производства (с.6/с.2)х100

%

25,77

8

Рентабельность продаж (с.6/c.1)х100%

%

20,49

9

Производительность труда (с.1/c.4)

руб./чел.

792,3

10

Фондоотдача  (с.1/с.3)

руб./руб.

10,38

11

Средняя заработная плата

(с.5/с.4)

тыс. р./чел.

85

                                                                                                  

     Данные, приведенные в таблице 2.18, будут использованы как исходные в четвертой главе «Экономическое обоснование проекта».