Бизнес план туристической фирмы Турфирма: «Мы работаем, вы отдыхаете». При поверхностном взгляде на этот бизнес может показаться, что отдыхают вообще все. Чтобы начать его, достаточно 10-15 тысяч долларов. Он прост в управлении и не лишен внешнего лоска. Не случайно туризм иногда называют «бизнесом жен и любовниц». А как на самом деле? Операторы и агенты Для начала определимся с терминами. На туристическом рынке работают два вида фирм – туроператоры и турагенты. Первые создают продукт: договариваются с отелями, выкупают места в самолетах, организуют клиентам трансфер от аэропорта до отеля, экскурсии и т. д. Турагенты ничем этим не занимаются. Они просто продают продукты разных туроператоров, являясь как бы магазином путевок – в Турцию, Испанию, Египет. Причем предлагают клиенту на выбор туры от разных операторов по каждому конкретному направлению. Это как в супермаркете, где на витрине стоит несколько видов молока или кефира. Елена Карасева, директор московской компании «Полонез-тур», начинала именно как туроператор. – В 1993 году у меня появилась возможность съездить в Голландию и какое-то время там пожить. Я полюбила эту страну и решила: почему бы не дать возможность другим совершить сюда путешествие? Договорилась с отелями, организовала перелет. Дальше – больше: Бельгия, Люксембург, Германия... Однако туры по странам Бенилюкса стоили довольно дорого, и я решила начинать завоевывать массового клиента. Вышла на консульство Египта. Мне порекомендовали партнера в этой стране. Мы с ним долго переписывались и наконец заключили договор. В пик сезона мы отправляли 150-200 человек. В те годы это был отличный результат. – Туроперейтинг – очень капиталоемкий и медленно окупающийся бизнес, – говорит Павел Хмелев, директор турагентства «Аркона» из Зеленограда. – Стартовые вложения начинаются с нескольких сотен тысяч, а то и миллионов долларов. При этом, предлагая свой продукт агентам, придется откровенно демпинговать. Скажем, если вы работаете с несколькими отелями в Турции, придется положить им за лето порядка $300 тыс. на депозит, выкупить блоки мест на два авиарейса и плюс к тому – вложиться в рекламу: масс-медиа, выставки. Более дешевый путь – туроператорствовать по экзотическим направлениям, типа Иордании. Отели в этом случае бронируются через принимающую туристическую компанию в стране, авиабилеты приобретаются на обычные регулярные рейсы. Но в этом случае требуется знание страны и опыт внешнеторговых операций: все финансовые расчеты будут идти только через валютный счет. Бизнес для любовниц? Нет, тут любовницы не справятся. Да и новички тоже. Осторожно: «мертвый сезон» Итак, туроператорство как довольно специфический и капиталоемкий вид бизнеса для малоопытного предпринимателя не подходит. Оценим перспективы туристического агентства. Поначалу может показаться, что рынок переполнен, количество агентств в крупных городах просто немыслимое. Однако шансы построить стабильно работающий бизнес по-прежнему есть. И в первую очередь у человека, который сам горит страстью к путешествиям и умеет зажечь ей других. – Мы с подругой много путешествовали и решили превратить хобби в свою профессию, – рассказывает Марина Кулакова, директор турагентства «Цунами». – Это было в 1997 году: комната в административном здании в центре Москвы, два стола, стеллаж с папками, журнальный столик с каталогами, факс… Даже компьютер появился не сразу. Зарегистрировали юрлицо, получили лицензию. Поехали на ежегодную выставку, где заключили договоры с туроператорами и набрали ворох их каталогов. Поместили рекламу в бесплатных газетах, специализированных изданиях о туризме, и – вперед. Времени на общение с первыми клиентами не жалели: делились с ними собственными впечатлениями от разных стран и отелей, подбирали удобные по вылету и оптимальные по цене туры. Каждый день выкупали у операторов несколько путевок. А потом наступил октябрь... Сезонность бизнеса – самая большая опасность, которая подстерегает новорожденное агентство. Количество людей, едущих отдыхать летом, несравнимо с зимой. Пики продаж приходятся на вторую половину апреля (люди собираются отдохнуть в майские праздники), июль – начало августа (разгар семейных отпусков), сентябрь (на курорты едут бездетные пары и молодежь), конец ноября – начало декабря (новогодние туры). И есть совершенно провальные месяцы, которые хоронят большинство начинающих турагентств: октябрь и январь-февраль. В иной месяц у вас может не оказаться вообще ни одного клиента. А оплачивать аренду офиса все равно придется. Есть, конечно, круглогодичный Египет и горнолыжные туры. Но они достаточного оборота не обеспечивают. Не всегда выживают даже те, кто начал работать в апреле и захватил первый пик продаж. Заработанных к осени денег может не хватить до следующей весны. Так что, начиная бизнес, самым правильным решением будет планировать убытки в течение первых двух лет. Особенно важно это учесть, если проект начинается на заемные деньги. Строить график возврата кредита в расчете на то, что деньги в кассу будут поступать стабильно, – настоящее безрассудство. – В новом агентстве провальным может оказаться любой месяц, – считает Павел Хмелев. – О постоянных клиентах в первые два сезона работы говорить не приходится. Объем продаж очень сильно зависит от количества и качества рекламы, которая требует высоких затрат. – У 90% новых агентств в феврале возникнет ситуация, когда денег не будет совсем, – предупреждает Марина Кулакова. – Придется что-то срочно придумывать: предлагать наудачу свои услуги одноклассникам, товарищам по институту. Если повезет, заработаете хотя бы $300 долларов, проплатите аренду за март и выстоите. На самом деле шансов пережить зиму гораздо больше, если начать полноценно работать в апреле: на ажиотажном спросе на путевки на майские праздники можно неплохо заработать. Готовь туры зимой Но для того, чтобы стартовать весной, подготовку к открытию агентства надо начинать еще осенью. Если обратиться в специализированную фирму, то недели за две можно зарегистрировать юридическое лицо. Еще как минимум месяц уйдет на получение лицензии. По ныне действующим правилам лицензирует турфирмы Министерство экономического развития и торговли. У маленьких агентств, не претендующих на серьезную игру на рынке, скорее всего, серьезных проблем с этим не возникнет. Намного более серьезная процедура, которая потребует большой волокиты, – получение сертификата, подтверждающего, что услуги, которые вы оказываете, соответствуют установленным стандартам качества. Центр по сертификации, куда вам придется обратиться, в обязательном порядке потребует предъявить реальный договор об аренде помещения. Поэтому уже к этому времени вам жизненно необходимо обзавестись офисом. Сотрудник центра обязательно наведается к вам в гости и лично оценит, в каких условиях вы будете принимать клиентов. Кроме того, придется подготовить массу различных документов, и в первую очередь – копию трудовой книжки хотя бы одного сотрудника вашей новорожденной фирмы, имеющего опыт работы в туризме более трех лет. Хотя, в принципе, примерно месяц можно отработать и без сертификата соответствия. Некоторые фирмы работают даже дольше, а проверяющим предоставляют документы, подтверждающие, что он находится в стадии оформления. Третья обязательная бумага, которая должна висеть в рамке на стене, – гигиенический сертификат. Придется потратить день, чтобы прослушать лекции о заразных болезнях тропических стран. Если вы успеете решить все эти проблемы к февралю, тогда можно начинать переговоры с туроператорами. Кстати, в Москве два раза в год, осенью и весной, как правило, в «Экспоцентре» на Красной Пресне проходит главная туристическая выставка – MITT. Ее обязательно следует посетить. Возможно, именно на ней вы заключите свой первый договор с туроператором. А если нет – то, как минимум, узнаете, кто есть кто на туристическом рынке, наберете каталогов и сувениров, которые в обязательном порядке должны быть в офисе (например, подробная карта турецкого побережья). Нелишним будет взять на выставку всех своих сотрудников. Это будет полезно и для улучшения их информирования о будущей работе, и для формирования корпоративного духа. Лицо бизнеса – офис По сути, турагентство – это магазин, точнее бутик. Поэтому и помещение для него выбирается соответствующее – в многолюдном и достаточно престижном месте. Ваш офис должен вызывать у клиентов доверие: еще жива память о тех временах, когда турагентства собирали деньги и исчезали. Поэтому очень важно показать, что вы работаете давно и без рекламаций. Само собой, нужно поместить в красивые рамки и повесить на стены лицензию, сертификаты и прочие документы. Не помешает и самореклама. Один из моих знакомых обклеил одну из стен в офисе курортными фотографиями друзей с надписями типа: «Спасибо за отличный отпуск. 12.07.1997». И у посетителей создавалось впечатление, что это фирма с многолетней историей. Важно учесть психологию клиентов. У человека, покупающего путевку в пятизвездочный отель на острове Бали, больше доверия вызовет компания, работающая в стильно обставленном офисе. А небогатых клиентов шикарный дизайн подчас, напротив, отталкивает. – Один из моих коллег, работающих в Подмосковье, сознательно не меняет в офисе старые «совковые» конторские столы и стулья. Хотя это, конечно, крайность, – делится наблюдениями Павел Хмелев. Турбизнес – один из самых продвинутых в плане информационных технологий. Поэтому рабочее место каждого менеджера необходимо оснастить современным компьютером. Кроме того, следует провести выделенную интернет-линию и подписаться на доступ к системам, дающим оперативную информацию о наличии свободных мест в отелях и авиабилетов. Тогда сотрудники фирмы смогут бронировать путевки в режиме on-line. Марина Кулакова признается: – Меня, человека, начинавшего турбизнес даже без компьютера, эти технологии приводят в восторг: раньше мы получали информацию о горящих путевках по факсу и одной бумаги расходовали метров по 15 в день. В принципе, вы и сегодня можете сэкономить и пользоваться факсом. Но в этом случае шансов выжить никаких. Вы не сможете соревноваться с конкурентами ни по качеству обслуживания, ни по ценам: в пик сезона информация обновляется несколько раз в день. Реклама: дешево не получится Но найти удачно расположенный и хорошо оборудованный офис – только полдела. Сразу встанет другой вопрос: как заявить о себе? Самые большие расходы на рекламу у туроператоров. Рассылки проспектов с описанием своих услуг недостаточно. Придется организовывать ознакомительные туры для партнеров. Ни одно агентство не будет работать с начинающим туроператором, пока его менеджеры сами не побывают в отелях, достоинства которых им предстоит описывать клиентам. У турагентств затраты на рекламу и промоушн, конечно, несравнимо меньше. По оценкам специалистов, порядка 25% клиентов приводит красивая вывеска. Многие агентства обходятся без нее (вывеску нужно регистрировать и платить за это дополнительные деньги) – а зря. Но одной только вывески или штендера у входа явно недостаточно. Что предпринять еще? Павел Хмелев, открывая новый офис, заказал спецвыпуск газеты и распространил его по всем почтовым ящикам окрестного района. Затраты окупились сторицей. Марина Кулакова на начальном этапе действовала по классической схеме: давала рекламу в бесплатные газеты и специализированные издания, причем как в виде эксклюзивных модулей, так и путем размещения строчки в рекламе крупных операторов. Неплохой результат давали маркетинговые ходы типа «красного телефона»: фирма оплачивала услуги справочной службы, которая включала ее предложения в информационную подборку о наличии путевок и ценах. Но, по мнению всех наших экспертов, вся реклама в конце концов сводится к включению «сарафанного радио»: агентство постепенно обрастает кругом постоянных клиентов, которые дают рекомендации своим знакомым. Получается, что лучшая реклама – это профессионализм. При поверхностном взгляде на этот бизнес может показаться, что отдыхают вообще все. Чтобы начать его, достаточно 10-15 тысяч долларов. Он прост в управлении и не лишен внешнего лоска. Не случайно туризм иногда называют «бизнесом жен и любовниц». А как на самом деле? Кадровый вопрос В здании, где работает Елена Карасева, расположились сразу... семь турагентств. – Мне кажется, мы друг другу не мешаем, – говорит Елена. – У каждой фирмы свои клиенты. Точнее, у каждого клиента свой доверенный сотрудник турагентства, знающий его потребности и предпочтения. Мы, например, составили о наших постоянных клиентах базу данных, знаем, кто, когда и куда из них ездил отдыхать. Мне лично доставляет необыкновенное удовольствие процесс общения с людьми. Я не хочу возобновлять туроператорскую деятельность. Это фабрика: человек на билетах, человек на бронировании, человек на визах и так далее – четко отлаженная система, и никакого творчества, живого общения с туристом. В турагентстве все построено на прямых продажах. То есть успех зависит от менеджера, который сидит за столом и разговаривает с посетителем. По словам Елены Карасевой, больше всего клиенты ценят компетентность (обладание информацией о том, в каком отеле лучше остановиться и почему), четкость в работе (умение найти оставшиеся на всю Москву два места – но именно в желаемый отель) и, конечно же, приятное общение. Все просто и сложно одновременно. – Мы стремимся не экономить на внедрении технических новинок, – говорит Павел Хмелев. – Когда мои сотрудники, глядя на монитор, говорят: «В отель Papillon Zeugma осталось два места при вылете 22 августа на неделю. Бронируем?», это действует магически. У клиентов не остается никаких сомнений относительно компетенции менеджеров. – Иногда чувствуешь себя психотерапевтом, – делится Марина Кулакова. – Люди приходят не только помечтать об отпуске, прицениться к путевке, но и по-человечески пообщаться. Чего только не услышишь: «О, в этом отеле есть водные горки, да только мужа туда вообще не затащить! С ребенком вообще не занимается, днями и ночами на работе, весь на нервах…» Стандартное штатное расписание турагентства, работающего в Москве, состоит из директора, бухгалтера (можно по совместительству), менеджеров и курьера. Последняя должность почему-то считается малозначительной. А между тем это человек, который возит с собой по городу реально большие суммы денег (полученные от десятка клиентов), оплачивая путевки у туроператоров. Который проверяет, все ли документы на месте и правильно оформлены. Он является связующим звеном между агентством и туроператором в случае возникновения внештатных ситуаций. Мягко говоря, он должен обладать надежностью и квалификацией на порядок выше, чем развозчик пиццы. – За всю историю своей работы в частном турбизнесе я вырастила более 40 человек, – вспоминает Елена Карасева. – У многих сейчас собственные турфирмы. Курьер – отличная возможность узнать специфику этого дела. – Казалось бы, это человек, который просто оплачивает путевки и забирает документы, – говорит Марина Кулакова. – Однако он «варится» в этом бизнесе по полной программе, наблюдая внутреннюю жизнь операторов, ликвидирует накладки, которые неизбежно возникают между турагентом и туроператором. – В моей практике был случай, когда я взял на должность курьера директора несостоявшегося турагентства, – добавляет Павел Хмелев. Кадровый вопрос стоит на удивление остро: сложно найти подходящих людей. Тетя с жизненными проблемами и потухшим взглядом не подходит. Ветреная студентка тоже, ибо не вызывает доверия. Молодая мама также исключена: в небольшой фирме каждый человек на вес золота, а маленькие дети часто болеют. Большинство людей отсекаются еще при телефонном собеседовании. – Я еще по телефону задаю супервопрос: «Какой город является столицей Турции?», – делится Павел Хмелев. – Вы будете смеяться, но 20% отвечают: «Анталия». – Я установила такой критерий профпригодности: претендент на должность менеджера по продажам должен быть из семьи, которая хотя бы раз в год позволяет себе отдых за границей. Он должен общаться с клиентами на одном языке, – говорит Марина Кулакова. Есть и такой путь для стартующей фирмы: переманить специалиста из другого агентства. Казалось бы, что может быть проще? Однако, как правило, это не получается. Опытный менеджер знает, в каком положении будет находиться начинающее агентство в «мертвый сезон», а неопытный... Неопытный вам не нужен. Но это еще не все. Сотрудника-новичка хорошо бы еще и зажечь будущей работой. Поэтому не стоит жалеть денег на участие в ознакомительных турах по отелям, которые перед началом сезона устраивают компании-операторы. Стоит это удовольствие в районе $250 на человека. Но зато за эти деньги вы получите отдохнувшего в веселой молодежной компании менеджера, знающего, что ответить на вопросы клиентов: где какой пляж, где как кормят, где лучше поселиться семье с детьми, а где – молодой паре. Зоны риска Недругов у новичка, начинающего туристический бизнес, будет немного. Для криминальных структур турагентства перестали представлять интерес: не тот калибр. С налоговой инспекцией обычно тоже не возникает проблем: бухгалтерские проводки простые, деятельность примитивная. Основную головную боль доставит налоговая полиция. Не исключено, что в один прекрасный день, вернувшись с обеда, вы увидите непрошеных гостей. Будет организована какая-нибудь выемка документов, пересчет денег в сейфе. Как действовать в таких ситуациях – тема отдельной публикации. Корень зла – в живых наличных деньгах. Дело в том, что, соблюдая предусмотренный законом документооборот, работать не только нерентабельно, но зачастую и невозможно технически. Так что выведенные из-под налогообложения деньги у вас все равно будут. Сколько – зависит только от вашей совести. Другие враги менее агрессивны и легко идут на контакт: пожарник, санитарный врач, горкомимущество. Может заехать специалист из центра по сертификации, но и это не страшно. На самом деле главный враг – недовольный клиент. К сожалению, антиреклама распространяется намного быстрее и лучше, чем положительные отзывы. Говорят, один довольный клиент приводит двух новых, а недовольный – уводит десяток потенциальных. Чего ждать от будущего? Если говорить о перспективах, то тут складывается вполне типичная картина: тенденция к укрупнению и глобализации не обошла стороной и турбизнес. Более того, на этом рынке она проявляется очень ярко. Начинать сейчас операторствовать в России по таким направлениям, как Турция, не решаются даже крупные иностранные фирмы. На экзотических направлениях, где в ходу индивидуальные туры, тоже предостаточно фирм. Да и вообще, любители экзотики все чаще предпочитают путешествовать в стиле fly аnd drive: оформил в посольстве визу, купил билет на самолет – и вперед; языковых знаний и опыта вполне хватает, чтобы арендовать машину и свободно путешествовать по стране. Что касается турагентств, то в этом секторе рынка лидируют несколько сетей, в том числе – франчайзинговых. Настоящий переворот устроила компания «Магазин горящих путевок». Многие клиенты до сих пор не догадываются, что агентства под этой вывеской ничем не отличаются от других. – Сейчас появляется все больше людей, способных организовать себе тур через Интернет, – считает Елена Карасева. – Количество on-line-бронирований растет с каждым днем. А получить всю необходимую информацию можно на туристических сайтах, почитав материалы и пообщавшись на форумах. Так что купить тур уже можно не выходя из дома, расплатившись пластиковой карточкой или по системе webmoney. Думаю, все к этому и идет. Павел Хмелев хоть и создает на сайте своей фирмы возможность on-line-бронирования, но более консервативен в своих прогнозах: – Я думаю, в результате люди будут идти в ближайшее к дому турагентство, – считает он. – Конкуренция заставляет всех работать одинаково хорошо. Согласитесь, крайне редко мы едем за продуктами в супермаркет на другом конце города. Да и покупать товары и услуги через Интернет, согласитесь, пока непривычно. Так что работы хватит всем, кто сможет наладить хороший сервис. Тем более что с ростом благосостояния россиян растет и туристический рынок. По оценкам специалистов, объемы продаж в туризме уже вернулись к докризисному уровню. В крупных городах все больше таких представителей среднего класса, которые выезжают в короткие туры по 2-3 раза в год. Самые перспективные направления, которыми непременно стоит заняться, – Турция и Испания. Качество отдыха на Средиземном море на порядок выше, чем в Крыму или Сочи, а цены сравнимы. Так было в прошлые годы. Такая картина ожидается и в предстоящий летний сезон. Есть одно перспективное направление, не затронутое в этой статье, – внутренний туризм. Но это тема отдельного разговора. Привлечь деньги платежеспособных соотечественников и иностранцев, желающих путешествовать по России, намного сложнее, чем продавать зарубежные туры. Это требует создания продукта на уровне мировых стандартов, что очень трудно: хороших гостиниц в нашей стране не хватает, нужны навыки внешнеэкономической деятельности. Да и лицензию с сертификатом на внутренний туризм получить ой как не просто. Этапы создания турагентства – Поиск офиса. – Регистрация юридического лица. Получение лицензии, гигиенического сертификата. – Сертификация услуги «выездной туризм». – Регистрация вывески или наружной рекламы. – Оборудование офиса, обучение сотрудников. – Ознакомительный тур по отелям. – Посещение туристических выставок. – Заключение договоров с туроператорами. – Размещение рекламы в прессе. – Отправка в тур первых клиентов. Самые популярные страны среди российских туристов По итогам летнего сезона 2002 года Турция – 27,2% Испания – 11,2% Кипр – 8,4% Хорватия – 7,6% Египет – 5,8% Россия – 5,6% Прочие страны (в т. ч. Украина – 1,5%) – 34,2% Рейтинг подготовлен информационной службой «БАНКО» на основе опроса более 600 туристических фирм Москвы. Сколько можно заработать? Счет Долл. в ср. за мес. Процентов от выручки в ср. за мес. Валовая выручка 3500 100 Расходы 3000 85,7% В том числе: - на аренду помещения (50 кв. м) 1000 28,6% - на зарплату персонала (4 чел.) 1200 34,3% - на связь 200 5,7% - на рекламу 500 14,3% - прочие расходы 100 2,8% Прибыль (до уплаты налогов) 500 14,3% На такой финансовый результат в первый год-два работы может рассчитывать московское туристическое агентство, продающие в среднем 50 туров в месяц по средней цене около $700 (наценка обычно составляет 10%). Предполагается, что оно снимает недорогой офис за пределами центра и специализируется на поездках в Турцию, Испанию и другие популярные страны. Более высокая прибыль (до $1500 в месяц) появляется примерно через два года работы, когда формируется круг постоянных клиентов. Расчет сделан на основе опроса экспертов и предпринимателей.

БИЗНЕС ПЛАНЫ  Туризм и отдых

Бизнес план туристического агентства Путешествовать любят все. Во всяком случае, многие из тех, у кого есть возможность хоть раз в год отдохнуть за границей, стараются не отказать себе в этом милом удовольствии. Почему бы тогда не поэксплуатировать себе на пользу эту человеческую страсть? Казалось бы, что может быть проще — открыть собственное турагентство? Открыть, действительно, не проблема. Куда сложнее закрепиться на рынке. Собрание заблуждений Для начала важно уяснить себе, что туристический рынок состоит из операторов и агентов. Так, по последним данным, сегодня в России официально зарегистрировано 3 490 туроператорских компаний и 8 788 турагентств. Первые создают туристический продукт: выкупают номера в отелях, заказывают в авиакомпаниях чартерные рейсы, организуют наземное обслуживание (встречи и проводы в аэропорту, развоз по гостиницам), прокладывают экскурсионные маршруты и т. п. Вторые — всего лишь реализуют разработанные оператором турпакеты, то есть являются розничными продавцами. С этим связано, пожалуй, первое заблуждение, что быть турагентом очень просто: самому-то ничего производить не нужно, всего лишь реализуй чужой продукт. Открыл офис в проходном месте, посадил у телефона общительную барышню — и собирай себе деньги с многочисленных клиентов. Суровая практика, однако, гласит: заставить человека выложить сбережения за поездку, качество которой заранее оценить весьма затруднительно, не так-то просто. Кстати, насчет денег. Заблуждение второе и самое главное: большинство обывателей полагает, что агенты продают путевки с собственной накруткой, и размеры ее зависят исключительно от жадности и амбиций компании. В действительности же агентства живут на операторскую комиссию, которая составляет, как правило, 10%. Если учесть, что летом наиболее востребованными являются дешевые туры в Турцию за 300 долларов с человека, а зимой — в Египет за ту же цену, то легко подсчитать, сколько агентство зарабатывает на каждом клиенте. Вероятно, кто-то заметит, что агентство может легко преступить закон, отойти от операторских тарифов и выставить наивному туристу свои завышенные расценки. В принципе это, конечно, возможно. Однако сегодня такого простодушного клиента надо еще поискать. Наоборот, в борьбе за клиента многие фирмы нередко жертвуют частью своей комиссии и предлагают покупателям скидки — подчас до 5%, то есть до половины своей прибыли. Публика нынче пошла просвещенная: туристы самостоятельно проводят мониторинг рынка, сами по Интернету находят наиболее выгодные предложения и под угрозой уйти в другую фирму требуют особых льгот. «Поразительная картина, —делятся наболевшим сотрудники агентств. — Человек торгуется с тобой за каждую копейку, всю душу вымотает, а потом так ненавязчиво спрашивает, хватит ли ему на отдыхе двух тысяч долларов или взять побольше». В общем, легким агентский бизнес никак не назовешь. Тем не менее каждый год по весне в России открываются тысячи (!) новых турфирм. Правда, уже осенью подавляющее большинство их закрывается. Одни — до следующего лета, другие — навсегда. Например, этим летом только в Белгороде появилось более 50 агентств, хотя, по признанию специалистов, реально и эффективно в городе работают лишь десять компаний, и этого вполне достаточно для областного центра. Впрочем, сказать, что новичок, решивший сегодня заняться турагент-ской деятельностью, заранее обречен на провал, было бы, конечно, ошибкой. В те же самые белгородские турфирмы постоянно, обращаются клиенты из Старого Оскола — крупного промышленного го рода. Почему люди едут из Старого Оскола в Белгород? Скорее всего, на месте их просто некому качественно обслужить. И, наверное, Старый Ос кол тут не единственный пример. Трудно первые сто лет Рассмотрим конкретный случай. Агентство «Смарт Трэвел» появилось на свет в этом июле—с нуля. Хотя его учредители — Евгения Дирдовская и Андрей Марченко — приступили к созданию собственной фирмы еще весной. Женя до этого проработала не в одной операторской компании, была представителем принимающей фирмы в Египте — в общем, по собственному признанию, знает туризм «от и до». Андрей был рекламным менеджером в издательстве и в туризме пока еще новичок. Каждый вложил в дело собственные сбережения — по 1 700 долларов. Сразу договорились, что взносы будут равные, чтобы потом не было никаких недомолвок и упреков. «Конечно, сами мы не потянули бы регистрацию. Собирать все справки, ходить по различным ведомствам, в каждом доказывать, что ты не верблюд, — это просто нереально. Поэтому обратились за помощью в юридическую контору, которая как раз специализируется на обслуживании турфирм. Нам это обошлось в 150 долларов, — рассказывает Женя. - Но выяснилось, что их юристы не знают существующих нормативов: просрочили постановку на учет в налоговую инспекцию, и мы, не приступив еще к работе, могли налететь на штрафы. Пришлось откупаться подарками». А вот с лицензией новорожденной компании повезло. 5 июля подали документы в Турдепартамент Минэкономразвития, а через неделю как раз вышел очередной приказ о выдаче туроператорских и турагентских лицензий. «Это большая удача, — говорит Андрей, — другие компании нередко ждут по два-три месяца». Одновременно с регистрацией и получением лицензии хозяева новой фирмы активно искали офис. Просматривали объявления в газетах, теребили знакомых, просто ходили по центру Москвы и заглядывали в «необжитые» помещения. Ничего путного, увы, не попадалось. «То нам предлагали нечто за кольцевой автодорогой, то в отделении милиции. А однажды мы, кажется, чуть не нарвались на мошенников, — вспоминает Женя. — Вдруг неожиданно всплыл совершенно фантастический вариант: две комнаты на Большой Никольской, прямо напротив ГУМа, и всего за 650 долларов в месяц! Я просто была на седьмом небе от счастья!» Потом, однако, выяснилось, что в здании, затянутом строительной сеткой, пока нет никаких арендаторов, а директор некоей посреднической организации сразу поставил условие: заплатить за три месяца вперед. «Что-то тут показалось мне подозрительным, и мы решили не рисковать», — признается директор турфирмы. В итоге пришлось согласиться на довольно-таки скромный вариант: небольшую комнатушку в организации, расположившейся, в свою очередь, в жилом сталинском доме недалеко от Киевского вокзала. От метро идти всего минут семь, но без подробных инструкций не обойтись. «Был у нас случай: договорились с клиентом о встрече. Так он, пока дошел до нас, успел по дороге заглянуть в соседние агентства, проверил, не обманули ли мы его. Но все равно тур приобрел у нас», — не без гордости рассказывает Андрей. Кстати, то, что фирма расположена не в самом людном месте, зачастую имеет и свои преимущества. В такое агентство вряд ли заглянет какая-нибудь проверка с улицы. Охотников провести контрольную закупку, проверить состояние помещения и т. п. предостаточно, попасться можно на чем угодно, а отправлять всех ревизоров отдыхать за свой счет крайне накладно, особенно для молодой фирмы. Несомненно, повезло агентству и с уже выделенной линией Интернета. Не пришлось использовать единственный телефон. Его сейчас применяют как факс, а для общения с клиентами купили мобильник. Два компьютера, столы, шкаф, стулья, картинки на стенах -как говорится, в тесноте, да не в обиде. На технику, оборудование, в основном, и ушли первоначальные инвестиции. Сейчас в компании, кроме учредителей, на внештатной основе трудится бухгалтер. Думали было о курьере, но пока с его обязанностями неплохо справляется и сам Андрей: есть машина, да и на подъем он человек легкий. Кстати, Андрей в свободное от работы время сделал сайт — таким образом, компания сэкономила как минимум двести долларов. «Без своего сайта, без „аськи" сегодня не обойтись. Мы уже убедились, реклама в Интернете наиболее эффективна. Мы рекламируемся на „Апорте", Travel.Ru, поставили по обмену свои баннеры в электронных магазинах. Отдача есть. А вот пробовали давать рекламу в „Туризм и отдых", так звонков много, а отправили всего одного человека. Вообще на рекламу мы потратили в августе 600 долларов, для нас это большая сумма. Но затраты полностью окупились», — резюмирует начинающий бизнесмен. Женя, подводя итоги первых месяцев, честно признается, что изначально даже не подозревала, насколько тяжел агентский бизнес: «Хоть у меня туризм уже, что называется, в крови, все равно некоторым вещам приходится учиться. Каждое утро — обязательный мониторинг рынка. Операторы сейчас работают только на спецпредложениях, часто они перебивают друг друга у одной и той же компании, разобраться очень сложно. Потом, надо постоянно следить за умирающими компаниями, а таких немало. Можно сильно промахнуться, я же не имею права на ошибку, у меня каждый клиент на счету. Приходится поднимать всех своих бывших коллег, приятелей, проводить своего рода разведку. Без хороших связей в туризме делать нечего, они, я думаю, составляют три четверти успеха». Главное для любой начинающей турфирмы — наработать собственную клиентскую базу. На это потребуется как минимум год. Как рассказывает зам. главного редактора информационного агентства «Туринфо» Светлана Ставцева, если первый год для агентства — трудный по определению, то на второй наступает определенная эйфория: уже есть постоянные клиенты, появляются прибыли. Наконец, переломным является третий год. Он психологически самый сложный: столь резкого увеличения клиентов и прибылей уже нет, большинство руководителей чувствует, что бизнес заходит в тупик. На этом этапе, полагает эксперт, закрывается до 40% агентств. Зато те, что выжили, уже окончательно закрепились на рынке. Тятя, тятя, наши сети... Отчасти облегчить жизнь молодому турагентству может вступление в сеть, благо сегодня их на рынке предостаточно. При этом агентство, как правило, сохраняет свою юридическую независимость, получает рекламную, юридическую, подчас и материальную поддержку, но полностью теряет самостоятельность в своей маркетинговой политике и отныне обязано отчислять головному офису определенный процент с оборота. К тому же вступление в сеть еще надобно заслужить. «У нас очень высокие требования, и дело не в том, новое это или старое агентство, — говорят, к примеру, в сети бюро путешествий «Куда.ру». — Просто мы очень осторожно и трепетно позиционируем свой брэнд, он наше главное достояние». Именно в агентские сети активнее всего вкладывают деньги крупные сторонние инвесторы. К примеру, Центр фондовых операций «Тантьема» не так давно создал свой холдинг «Туральянс», в который как раз и вошла сеть «Куда.ру». Как считает член Совета директоров «Тантьемы» Игорь Корепанов, выгоднее вкладывать деньги в систему, способную контролировать и создавать туристический продукт от начала до конца. «Но, несомненно, агентства, бюро, магазины по продаже туров — наиболее важная часть бизнеса. Если мы, конечно, говорим о сетевом подходе, едином качестве, что ведет к серьезным объемам». Правда, назвать сети панацеей для разрозненных агентств пока сложно, так как, несмотря на обилие, они сами пока находятся в стадии становления. Активно развиваться они начали только в последние два года. По дружному признанию специалистов, сегодня состоявшимся сетевым проектом можно назвать лишь «Магазин горящих путевок», который занимает свою, строго определенную нишу. Показательна в этом отношении эволюция сети «Распродажа туров». Появилась она осенью прошлого года, создавалась на деньги сторонних инвесторов и изначально делала ставку на нижнюю прослойку среднего класса. По замыслу авторов, изюминкой сети должны были стать «умирающие», не реализованные оператором туры. По сути это был аналог все тех же «горящих путевок», что сразу вызвало критические отклики наблюдателей. Как сейчас признает гендиректор «Распродажи...» Владимир Орлов, первоначальный подход оказался ошибочн ы м: закрепиться в этой нише не удалось, да и клиенты пошли более состоятельные, чем предполагалось, соответственно изменились и запросы к продукту. Сегодня сеть «Распродажа туров» насчитывает в Москве 10 агентств, из них шесть являются собственными точками продажи. «Поначалу мы делали ставку на франчайзинг, но, как выяснилось, убедить небольшие турфирмы трудиться по более передовой, специально разработанной технологии пока не так-то просто. Они привыкли работать по старинке, что называется, на коленке и не очень-то хотят перестраиваться. Методом проб и ошибок мы пришли к выводу, что разумнее все-таки открывать собственные точки продажи, чем перевоспитывать чужие агентства», — говорит коммерческий директор сети Станислав Сульдин. Впрочем, первым годом работы в «Распродаже...» вполне довольны. При отсутствии какой-либо научной теории развития сетей компания смогла выжить и закрепиться на рынке. Конечно, до возвращения вложенных инвестиций еще далеко, но внутренний оборот постоянно растет. «Теперь нам ясно, чего мы хотим достичь и какие перед нами поставлены цели, — говорит Владимир Орлов. — Посоветовал бы я сегодня кому-нибудь вкладывать деньги в туризм? Понимаете, если отвечу "да", то открою дорогу конкурентам. Если — "нет", получается, что признаюсь в своих ошибках. Но их, вроде бы, нет. Так что обойдемся без советов». Стоит ли открывать собственное турагентство Регистрация туристической фирмы складывается из трех компонентов 1. Регистрация юридического лица (ООО, ОАО, некоммерческая организация) либо ПБОЮЛ. 2. Оформление туристической лицензии. 3. Получение сертификата соответствия. Лицензирование туроператорской и турагентской деятельности 10 февраля этого года вступил в силу Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», в котором предусмотрено раздельное лицензирование туроператорской и турагентской деятельности. Лицензирование теперь осуществляется Департаментом туризма Минэкономразвития России. Для получения лицензии на туроператорскую деятельность необходимо, чтобы в штате организации было не менее 7 работников, при этом 30% работников должны иметь высшее, среднее специальное или дополнительное образование в области туризма, либо стаж работы в туризме не менее 5 лет. Для получения лицензии на тура-гентскую деятельность требуется наличие у турагента (структурного подразделения, осуществляющего турагент-скую деятельность) не менее 20% работников (по штатному расписанию), имеющих высшее, среднее специальное или дополнительное образование в области туризма либо стаж работы в области туризма не менее 3 лет. Руководитель турагентства должен иметь высшее, среднее специальное или дополнительное образование, а стаж его работы в области туризма должен составлять не менее 3 лет. В Департамент туризма предоставляются следующие нотариально заверенные копии и/или документы. 1. Опись документов в двух экземплярах. 2. Оригинал документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии. 3. Заявление. 4. Реестровая карточка. 5. Копия свидетельства о государственной регистрации. 6. Копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе. 7. Копии учредительных документов в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующем деятельность юридических лиц соответствующей организационно-правовой формы. 8. Копия штатной численности организации, заверенная печатью и подписью руководителя организации. 9. Копия трудовой книжки и соответствующего диплома руководителя организации или руководителя ее туристского подразделения. 10. Копии трудовых книжек или соответствующих дипломов, подтверждающие, что 30% (для туроператоров) или 20% (для турагентов) работников (по штатному расписанию) имеют высшее, среднее специальное или дополнительное образование в области туризма, либо стаж работы в туризме не менее 5 лет (для туроператоров) или не менее 3 лет (для турагентов). 11. Копия трудовой книжки и соответствующего диплома индивидуального предпринимателя. 12. Информационная справка об используемых для осуществления лицензионного вида деятельности объектах и помещениях, заверенная подписью руководителя организации и печатью. 13. Два почтовых конверта. Сумма платежа за рассмотрение одного заявления составляет 300 рублей, один бланк лицензии - еще 1000 рублей. Эта оплата производится уже после получения соискателем официального письма с положительным решением о выдаче лицензии. Любая лицензия выдается сроком на 5 лет. На сегодняшний день Минэкономразвития заключило соглашение «О передаче и разграничении международной туристической деятельности» с большинством регионов. Там местные комитеты по туризму могут выдавать лицензии только на турагентскую деятельность. Помощь посредников при регистрации (создание ООО, юридический адрес, лицензия) обойдутся турагентству в 100—350 долларов. Фирма «под ключ» в столичных юридических конторах оценивается уже в 400-850 долларов. От двери до двери