Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Всероссийский заочный финансово-экономический институт
Филиал в г. Туле
Контрольная работа
по дисциплине: «Налоги и налогообложение»
на тему: «Налоговая система Российской Федерации»
Вариант 3
Проверила: Бушинская Т.В.
Тула 2007
Налоговая система Российской Федерации
Понятие налоговой системы, ее структура, содержание.
Налоговая система – совокупность налогов, установленных законодательной властью и взимаемых исполнительной властью, а также методы и принципы построения налогов. Значение и структура этой системы определяются социально-экономическим строением общества и государства.
В современных условиях налоговая система выполняет фискальные задачи, т.е. обеспечивает государство финансовыми ресурсами с помощью перераспределения НД, а также служит важным инструментом экономической политики государства. Построение налоговой системы определяется уровнем экономического развития страны, государственной политикой, проводимой на различных этапах.
Состав налоговой системы разнообразен и включает большое количество налогов. Разнообразие налогов и сборов потребовало классифицировать их. Классификация налогов и сборов – это их систематизация, группировка по заранее установленному признаку.
1. По использованию налоги подразделяются на целевые и общие. Общие налоги обезличиваются и поступают в единую кассу государства: они предназначены для общегосударственных мероприятий. Специальные налоги имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды.
2. В зависимости от органа, который взимает налог (сбор) и в распоряжение которого он поступает, различают:
a) в унитарном государстве:
· государственные налоги и сборы, устанавливаемые верховной властью, которые взимаются на основе государственного законодательства и поступают в госбюджет.
· местные налоги и сборы взимаются местными органами самоуправления на соответствующей территории и поступают в местные бюджеты.
б) в федеративном государстве:
· федеральные налоги и сборы;
· налоги и сборы субъектов федерации;
· местные налоги и сборы.
В Российской Федерации действует один республиканский бюджет, 89 бюджетов субъектов Федерации и около 26 тыс. местных бюджетов.
3. В зависимости от механизма уплаты налоги и сборы делятся на прямые и косвенные.
Прямые налоги и сборы устанавливаются непосредственно на доход или имущество.
Косвенный налог – налог на товары или услуги, входящие в цену товара или тариф услуг. Владелец товара и услуг включает налоговую сумму в цену, оплаченную потребителем, и перечисляет ее государству.
Оплата косвенных налогов независимо от доходности плательщика приводит к тому, что чем богаче плательщик, тем большую долю своего дохода отдает казне, т.е. они регрессивны по сути.
4. В зависимости от влияния налогов на мотивы экономического поведения налогоплательщика налоги делятся на две группы:
Первая группа – это налоги и сборы, которые не зависят напрямую от уровня производства, продаж и иных экономических показателей, связанных с деловой активностью. К этим налогам и сборам относятся налог на имущество, регистрационные и лицензионные сборы, патентный платеж для лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью. Они являются условно постоянными. Относительная величина этих налогов может снижаться пропорционально росту объема производства.
Вторая группа – напрямую связана с деловой активностью налогоплательщиков. К ней относятся НДС, акцизы, налог на прибыль, таможенные пошлины. Это условно переменные налоги, они ориентируются на выравнивание результатов экономического соревнования путем более высокого изъятия доходов у предприятий-лидеров и более щадящего налогообложения хозяйств-аутсайдеров. Основная их тяжесть падает на средних производителей и потребителей.
В современной налоговой системе России действуют три вида налогов и сборов: федеральные, региональные, местные.
Федеральные налоги и сборы – НДС, акцизы, налог на прибыль (доход) организаций, налог на доходы от капитала, подоходный налог с физических лиц, единый социальный налог, государственная пошлина, таможенные пошлины и сборы, лесной налог, водный налог, налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы и др.
Региональные налоги и сборы – налог на имущество организации, налог на недвижимость, дорожный налог, транспортный налог, налог с продаж, налог на игорный бизнес, региональные лицензионные сборы.
При введении налога на недвижимость прекращается действие налога на имущество предприятия, налога на имущество физических лиц, налога на землю.
Местные налоги и сборы – земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследство и дарение, местные лицензионные сборы.
Региональные и местные власти не могут устанавливать налоги и сборы, не предусмотренные НК.
Становление и развитие налоговой системы в РФ в постсоветский период.
При господстве общественной собственности в стране не могло быть свободных партнеров, а значит, и не существовало рыночных отношений. Система управления в эти годы основывалась на модели: «производство – планирование – государство», что означало директивное управление экономикой. Налоги при этой системе играли крайне ограниченную роль. Она сводилась лишь к получению дохода главным образом за счет населения. Модель оказалась неспособной решать глобальные экономические проблемы в рамках огромной страны и обеспечивать эффективный стабильный рост производства в течение длительного периода. Потребовался переход от централизованной системы управления производством к рыночной экономике.
Рынок предполагает иную модель: «производство – деньги – налоги – государство». Налоги при этой модели становятся важным инструментом управления рыночной экономикой. 90-е годы положили начало формированию российской налоговой системы.
Рыночная экономика – это система организации хозяйства в масштабе страны, основанная на товарно-денежных отношениях, многообразных формах собственности, экономической свободе хозяйствующих субъектов, конкуренции в сфере производства и торговли.
Юридические лица платили налог с оборота и отчисления от прибыли. Первый платеж в силу государственной собственности не являлся по существу налогом, так как отсутствовало важное условие налоговых отношений – изменение собственника. Второй платеж оплачивался за счет прибыли, его величина зависела от вида деятельности, объема производства, уровня рентабельности, а иногда устанавливалась персонально для отдельного юридического лица.
Для регулирования налоговых отношений требуются специальные юридические нормы, которые оформляются в самостоятельную отрасль налогового права. В России налоговое право формируется лишь в 90-е годы. Начало ему положил закон РФ от 27 декабря 1991г. «Об основах налоговой системы».
Налоговое право – комплекс налоговых законов, которые регламентируют сферу перераспределительных отношений, деятельность финансовых и налоговых органов, права и обязанности субъектов налоговых отношений, т.е. в конечном счете управление всей системой налогообложения.
Налоговое право строится в соответствии с высшим законом страны – Конституцией РФ.
В течение нескольких лет шла и продолжает идти разработка Налогового кодекса РФ (НК), который должен полностью обеспечить управление всей налоговой системы. Первая часть НК посвящена общим проблемам налогообложения – элементам налога, налоговой декларации, налоговому контролю, налоговым правонарушениям и ответственности за их совершения. Вторая часть НК касается основных конкретных федеральных налогов (НДС, акцизов, налога на доходы физических лиц, единого социального налога, налога на прибыль организаций, налога на добычу полезных ископаемых).
Налоговые законы в совокупности оформили целостную налоговую систему, построенную на отношениях подчинения налогоплательщика государству.
Принципы построения налоговой системы в РФ.
В соответствии с действующими законами о налогах в Налоговом кодексе сформулированы следующие принципы, регулирующие налогообложение на всей территории страны:
1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
2. Налогообложение должно быть всеобщим и равным, причем при расчете налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
3. Налогообложение должно быть справедливым.
4. Налоги должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными. Необходим научный подход к определению величины ставок налога, которая позволила налогоплательщику после оплаты налога осуществлять нормальное развитие.
5. Налоги должны быть сформулированы в законодательных актах таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в какой сумме он обязан платить.
6. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационного характера и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
7. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
8. Не допускается принимать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах РФ товаров или финансовых средств.
9. Установление, изменение, отмена федеральных налогов должны осуществляться в соответствии с НК, налогов регионов и местных органов самоуправления – согласно законам или решениям субъектов РФ и нормативным представительным актам органов на местах.
10. Никто не обязан уплачивать налоги, сборы или иные платежи, не установленные НК.
11. Нормативные правовые акты исполнительных органов о налогах и сборах не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
12. Законодательные акты о налогах должны соответствовать НК.
Принципы, установленные НК, имеют важное значение для российской налоговой системы. Они способствуют стабилизации налоговых отношений и придают налогообложению долговременный характер действия.
Существенные условия налогообложения.
В законодательном порядке по налогам могут устанавливаться определенные льготы (ст.56 НК РФ). Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками и плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньших размерах. Не допускается предоставление индивидуальных налоговых льгот.
Проводя политику налоговых льгот, государство должно учитывать интересы трех субъектов:
1) государства, чтобы налоговые льготы не снизили доходности бюджета;
2) юридических лиц, чтобы налоговые льготы не вызывали сокращения производства и не влияли на темпы экономического роста;
3) населения, чтобы налоговые льготы не привели к социальным конфликтам ввиду неравномерности их распределения.
По налогам и сборам предоставляются следующие виды льгот в соответствии с НК:
· необлагаемый минимум объекта налога;
· изъятие из обложения определенных элементов объекта обложения;
· освобождение от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков;
· понижение налоговых ставок;
· целевые налоговые льготы, включая отсрочку или рассрочку по уплате налога;
· инвестиционный налоговый кредит.
Государство не только поощряет предпринимателей и физических лиц налоговыми льготами, но и применяет финансовые санкции к тем, кто нарушает налоговое законодательство.
Налоговые санкции – это мера ответственности за нарушение налогового законодательства, за совершение налогового правонарушения. Они устанавливаются в виде денежных взысканий (штрафов).
В НК РФ содержится следующее определение: налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность. (ст.106)
К ответственности за налоговое правонарушение могут привлекаться организации, а также физические лица.
Различают налоговое правонарушение: умышленное или по неосторожности (ст.110).
Правонарушение считается умышленным, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействий), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий или бездействий.
Правонарушение считается неосторожным, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействий) либо вредный характер последствий, возникших вследствие этих действий (бездействий), хотя должно было и могло это осознать.
В Налоговом кодексе предусматриваются обстоятельства, при которых лицо, совершившее налоговое правонарушение, не привлекается к ответственности:
· отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;
· лицо, совершившее правонарушение, не достигло к моменту совершения деяния 16 лет;
· истечение срока исковой давности (3 года со дня совершения).
Устанавливаются обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения:
· стечение тяжелых личных или семейных обстоятельств;
· правонарушение совершено под влиянием угрозы или принуждения в силу материальной, служебной или иной зависимости;
· иные обстоятельства, которые налоговым органом или судом могут быть признаны смягчающими.
Основные группы правонарушений, ответственность за которые регламентируется НК РФ:
· действия налогоплательщиков, препятствующие осуществлению налогового контроля (непосредственно связанные с уплатой налогов и взносов);
· действия налогоплательщиков, нарушающие порядок уплаты налогов (напрямую связанные с уплатой налогов и взносов);
· нарушение требований налогового законодательства со стороны банков.
При нарушении срока уплаты налога налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент платят пени. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дне уплаты налога или сбора.
Размер пени установлен равным 1/300 ставки рефинансирования ЦБР. Пеня оплачивается одновременно с уплатой налога и сбора или после их уплаты в полном объеме.
Не начисляется пеня на сумму недоимки при невозможности ее погасить налогоплательщиком, если по решению суда или налогового органа приостановлены операции в банке или наложен арест на имущество.
Привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения осуществляется в течение трех лет.
Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщика только в судебном порядке.
Кроме ответственности за налоговые правонарушения, должностные лица предприятий и организаций несут административную ответственность за нарушения налогового законодательства.
Физические лица, совершившие преступление в налоговой сфере, несут уголовную ответственность. Статьи 194, 198, 199 Уголовного кодекса предусматривают различные виды наказания за уклонение от уплаты налога, взносов во внебюджетные фонды в особо крупных размерах.
Вклад налогов в формирование доходов бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ.
Распределение налоговых доходов должно обеспечивать и определенный уровень финансовой самостоятельности региональных и местных бюджетов.
В мировой практике используются различные методы распределения налогов и налоговых доходов между бюджетами различных уровней.
Во-первых, закрепление определенных налогов за соответствующим уровнем бюджета.
В российской налоговой системе эта форма распределения используется в части местных налогов, которые закреплены за местными бюджетами. Федеральные и региональные налоги в российской налоговой системе не закреплены за соответствующими бюджетами.
Во-вторых, распределение доходов от федеральных налогов между федеральными, региональными и местными бюджетами, а также доходов от региональных налогов – между региональными и местными бюджетами. Эта форма межбюджетного регулирования является самой распространенной в РФ.
В-третьих, совместное использование федеральными, региональными и местными властями одной и той же налоговой базы. Данная форма в российской налоговой системе не получила широкого распространения.
К ней можно отнести распределение налога на прибыль организации, по которому установлены отдельные налоговые ставки в федеральный и региональные бюджеты.
Закрепление налогов за конкретными уровнями бюджетов осуществляется налоговым законодательством.
В БК РФ внесены поправки, предусматривающие законодательное постоянное межбюджетное распределение доходов от федеральных и региональных налогов. В результате с 2005г. распределение регулирующих налогов на постоянной основе стало проводиться в пропорциях, приведенных в табл. 1.
Таблица 1
Нормативы распределения доходов между уровнями бюджетной системы, утвержденные БК РФ
Доходы |
Консолидированный бюджет РФ |
Федеральный бюджет |
Консолидированные территориальные бюджеты |
В том числе |
|||
Региональные бюджеты |
Местные консолидированные бюджеты |
||||||
Налог на доходы физических лиц |
100 |
- |
100 |
70 |
30 |
||
Налог на добавленную стоимость |
100 |
100 |
- |
- |
- |
||
Акцизы на алкогольную продукцию |
100 |
- |
100 |
100 |
- |
||
Акцизы на вина |
100 |
- |
100 |
||||
Акцизы на пиво |
100 |
- |
100 |
100 |
- |
||
Акцизы на табачные изделия |
100 |
100 |
- |
- |
- |
||
Акцизы на бензин автомобильный, дизельное топливо, моторные масла |
100 |
40 |
60 |
60 |
|||
Акцизы на легковые автомобили и мотоциклы |
100 |
100 |
- |
- |
- |
||
Акцизы по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию РФ |
100 |
100 |
- |
- |
- |
||
Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения |
90 |
- |
90 |
90 |
- |
||
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности |
90 |
- |
90 |
- |
90 |
||
Налог на наследование и дарение |
100 |
- |
100 |
100 |
- |
||
Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья |
100 |
95 |
5 |
5 |
- |
||
Доходы |
Консолидированный бюджет РФ |
Федеральный бюджет |
Консолидированные территориальные бюджеты |
В том числе |
|||
Региональные бюджеты |
Местные консолидированные бюджеты |
||||||
Налог на добычу полезных ископаемых (газ природный горючий) |
100 |
100 |
- |
- |
- |
||
Налог на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых) |
100 |
40 |
60 |
60 |
- |
||
Налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых |
100 |
- |
100 |
100 |
- |
||
Водный налог |
100 |
100 |
- |
- |
|||
Единый сельскохозяйственный налог |
90 |
- |
90 |
30 |
60 |
||
Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов: |
|||||||
· внутренние водные объекты |
100 |
100 |
- |
- |
- |
||
· остальные водные объекты |
100 |
70 |
30 |
||||
Сбор за пользование объектами животного мира |
100 |
- |
100 |
100 |
|||
Государственная пошлина |
100 |
100 |
- |
- |
- |
||
Таким образом, основным методом обеспечения региональных бюджетов постоянными доходными источниками в России является установление с 2005г. постоянных нормативов отчислений от поступлений федеральных налогов. Роль собственных налогов как в региональных, так и местных бюджетов невелика и за местными бюджетами не обеспечено стабильное закрепление доходных источников.
Вариант 3
Задача 1
Определите размер налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет на основании следующих данных. Учетной политикой организации предусмотрен метод начислений. В текущем налоговом периоде отгружено продукции на сумму 646 800 руб. Расходы предприятия составляют: материальные расходы – 149 500 руб., расходы по оплате труда 136 500 руб. ЕСН – 48 594 руб. Амортизация – 97 200 руб. Расходы по аренде помещения – 48 000 руб., командировочные расходы (в пределах норм) 8 600 руб. Выплачены дивиденды 12 000 руб. Уплачено штрафов в бюджет 1 650 руб. Все стоимостные показатели приведены без учета косвенных налогов.
Указать сроки уплаты авансовых платежей по налогу и срок уплаты налога по итогам года.
Решение:
646 800 руб. – сумма доходов (ст.249 НК РФ)
149 500 руб. + 136 500 руб. + 48 594 руб. + 97 200 руб. + 48 000 руб. + 8 600 руб. = 488 394 руб. – сумма расходов (ст. 254, 255, 256-259, 264 НК РФ)
В соответствии со ст. 270 НК РФ суммы выплаченных налогоплательщиком дивидендов и штрафов перечисленных в бюджет, не учитываются при определении налоговой базы.
646 800 руб. – 488 394 руб. = 158 406 руб. – прибыль (ст.247 НК РФ)
158 406 руб. * 6,5% = 10 296 руб. – сумма налога на прибыль, зачисляемая в федеральный бюджет (ст.284 НК РФ).
Ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль уплачиваются не позднее 28 числа каждого месяца.
Налог на прибыль по итогам года уплачивается не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Задача 2
ООО «Альянс» применяет упрощенную систему налогообложения. Объект налогообложения – доходы, уменьшенные на величину расходов. За 1 квартал 2006 года ООО «Альянс» имело следующие доходы и расходы:
доходы от реализации услуг 362 000 руб.,
доходы от сдачи имущества в аренду – 24 000 руб.,
расходы на оплату труда 148 000 руб.,
приобретен станок стоимостью 296 000 руб.,
расходы на приобретение сырья и материалов для производства – 68 000 руб.
Определить размер единого налога и указать сроки его уплаты.
Решение:
362 000 руб. + 24 000 руб. = 386 000 руб. – доходы (ст.249 НК РФ)
148 000 руб. + 296 000 руб. + 68 000 руб. = 512 000 руб. – расходы (ст.346.16 НК РФ)
386 000 руб. – 512 000 руб. = - 126 000 руб. – убытки
Таким образом, по результатам финансово-хозяйственной деятельности ООО «Альянс» получило за прошедший квартал убытки в размере 126 000 руб., и, соответственно, у него отсутствует база для исчисления единого налога. Следовательно, в данном случае необходимо исчислить и уплатить в бюджет минимальный налог, который составил
386 000 руб. * 1 % = 3 860 руб.
Налог уплачивается ежеквартально не позднее 25 числа следующего месяца.
Список используемой литературы
1. Налоговый кодекс РФ, часть первая от 31 июля 1998г. № 146-ФЗ, часть вторая от 5 августа 2000г. № 117-ФЗ.
2. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2005. – 464с.: ил.
3. Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы: Учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. – 517с.
4. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка, проф. А.Н. Романова. - М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 399с.