Постановление Правительства Москвы от 27 июля 2004 г. N 515-ПП "О Городской целевой программе развития туризма в городе Москве на 2005-2007 годы" часть 2

27 Июля 2004

Введение

Городская целевая программа развития туризма в г. Москве на 2005-2007 гг. (далее по тексту - Программа) разработана во исполнение п. 6.1. постановления Правительства Москвы N 35-ПП от 28.01.2003 "О ходе реализации основных положений Программы развития туризма в городе Москве на период до 2010 года", п. 3.1. распоряжения Правительства Москвы N 1554-РП от 01.09.2003 "О Городской целевой программе развития туризма в городе Москве на 2004 год" и содержит обоснование комплекса мероприятий по дальнейшему развитию туристской индустрии в Москве. Работа проводилась: - в 2001 - 2002 гг. - в соответствии с основными положениями Программы развития туризма в городе Москве; - в 2003 г. на основании комплексных целевых мероприятий по реализации вышеупомянутых положений; - в 2004 г. в соответствии с краткосрочной Городской целевой программой развития туризма в Москве. В течение 2001-2004 годов реализация основных положений Программы развития туризма в городе Москве на период до 2010 года осуществлялась по 6-ти генеральным направлениям: 1. Создание образа Москвы как города, благоприятного для туризма; 2. Развитие инфраструктуры и материальной базы туризма; 3. Создание условий для разработки новых туристских продуктов города Москвы; 4. Создание условий для развития туризма в г.Москве; 5. Подготовка кадров; 6. Научное обеспечение туристской деятельности. Проведение в 2002-2004 гг. ряда мероприятий, учитывающих особенности русской культуры и национальных традиций, например, ежегодное празднование "Широкой Масленицы", обширную рекламную кампанию Москвы на российских и международных телеканалах, а также участие Москвы на международных туристских выставках-ярмарках, в значительной степени способствовало созданию положительного имиджа столицы как города благоприятного для туризма. В 2003 году Москву посетило 2 млн. 488 тысяч человек, этот показатель возрос на 63% по сравнению с 2000 годом, когда была начата реализация основных положений 10-летней Программы. В 2005-2007 гг. для Москвы становится особенно актуально развитие инфраструктуры туризма: строительство гостиниц, преимущественно среднего класса, туристского транспорта, выносных офисов Туристского информационного центра города Москвы, и т.д. Решение этих задач призвано обеспечить комфортное пребывание туристов в Москве, соответствующее международному уровню. Цель настоящей Программы - увеличение в 2005-2007 гг. вклада туристско-гостиничного комплекса в социально-экономическое развитие Москвы за счет увеличения доходной части бюджета города Москвы, притока инвестиций, увеличения числа рабочих мест, сохранения и рационального использования культурно-исторического и природного наследия, на основе условий, созданных в 2001-2004 годах в ходе плановой работы по выполнению "Основных положений программы развития туризма в городе Москве на период до 2010 года" Программа рассчитана на три года, носит комплексный характер. Кроме того, Программа предусматривает взаимодействие Москвы с регионами Российской Федерации в едином туристском пространстве. Реализация Программы осуществляется за счет бюджетных, привлеченных и иных источников финансирования. Программа подготовлена по заказу Комитета по туризму Московской академией туристского и гостинично-ресторанного бизнеса при Правительстве Москвы - победителем тендера по выбору разработчика.

Раздел I. Анализ ситуации: содержание проблем и обоснование необходимости их решения программными методами

1. Структура туристских потоков

Усилия Правительства Москвы по развитию туристской инфраструктуры города и формированию положительного имиджа столицы как международного туристского, культурного и делового центра привели к серьезным позитивным результатам. Общая численность гостей, посетивших российскую столицу в 2001 г., увеличилась на 10% по сравнению с показателем 2000 г., и превысила 17 млн человек. Из них примерно 13,5 млн. человек были экскурсантами, т.е. не проживали в московских гостиницах. Еще около 2,5 млн. россиян, приезжавших в Москву, останавливались в гостиничном секторе города хотя бы на одну ночь. Более 1 млн. 700 тыс. гостей столицы в 2001 году составили иностранные граждане.

"Рисунок 1. Динамика общей численности иностранных граждан, прибывших в Москву через международные аэропорты и ее изменение по сравнению с уровнем 1999 г."

 

В 2002 году в результате проведенных мероприятий количество иностранных гостей Москвы возросло на 32% и превысило 2,259 млн. человек. В 2003 году, несмотря на сдерживающие факторы в развитии международного туризма (последствия террористической атаки на США 11 сентября 2002 года, эпидемию атипичной пневмонии), а также участившиеся террористические акты в Москве, количество иностранных гостей Москвы возросло еще на 10% и составило 2,488 млн. человек. Таким образом, в целом, начиная с 1999 г. ежегодный приток иностранных граждан в столицу возрос более чем на 67% (рис. 1).

 

Служеб

Туризм

Частная

Прочие

Итого

2003 г.

748637

611525

783651

344368

2488181

% от 2002 г.

-4

26

6

37

10

% от 2001 г.

27

96

24

93

45

Доли 2003

30

25

31

14

100

Таблица 1

Динамика общего числа зарубежных гостей, приезжающих в Москву из стран СНГ и Дальнего зарубежья (по данным Федеральной пограничной службы РФ)

 

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

Тыс. чел

Тыс. чел

% к 1999

Тыс. чел

% к 2000

% к 1999

Тыс. чел

% к 2001

% к 1999

Тыс. чел

% к 2002

% к 1999

Число иностранцев, в т. числе из:

1484

1523

102,5

1713

112,5

115,4

2258

131,8

152,1

2488

110,2

167,6

Стран СНГ

542

610

112,5

712

116,7

131,4

959

134,7

176,9

1034

107,8

190,8

Стран Дальнего зарубежья

942

913

96,9

1001

109,6

106,3

1299

129,8

137,9

1454

111,9

154,3

Наибольшее количество иностранных гостей (58%) приезжает в Москву из стран Дальнего зарубежья (табл. 1). Для России в целом доля граждан стран Дальнего зарубежья в общей численности зарубежных посетителей почти в два раза ниже, чем в Москве, и составляет порядка 30%. В общем въездном потоке в Москву значимо увеличивается доля числа поездок, совершаемых с чисто туристической целью. Количество поездок с чисто туристическими целями в 2003 году возросло на 26%. Структура потока зарубежных посетителей Москвы в зависимости от целей визита значительно отличается от общероссийской. Если для России превалируют иностранцы, прибывающие с частными целями, а в качестве туристов приезжает всего порядка 10% зарубежных гостей, то для столицы доля туристов в 2,5 раза выше. Большинство жителей стран СНГ (67%) приезжало в Москву с частными целями, в то время как почти 83% граждан Дальнего зарубежья в 2003 г. прибыли в столицу по делам службы или в качестве туристов.

Таблица 3

Количество иностранных посетителей из различных стран, сегментированным# по целям поездки, 2003 год (чел.)

 

Страна (гражд-во)

Деловая

Туризм

Частная

Иные цели

Общее число посетителей

1

Германия

76241

101339

8548

21947

208075

2

США

67798

58006

9374

10592

145770

3

Франция

33432

46773

5748

12370

98323

4

Италия

28402

53692

3007

5571

90672

5

Великобритания

42657

32702

5422

5210

85991

6

Турция

40300

24807

3173

2981

71261

7

Китай

37415

11276

978

10813

60482

8

Япония

14123

23966

1603

3091

42783

9

Израиль

16943

16531

2795

3799

40068

10

Рес. Корея

7703

18515

1267

5737

33222

11

Испания

7614

21782

1826

511

31733

12

Нидерланды

13599

13551

1361

3068

31579

13

Австрия

13133

11357

1665

5360

31515

14

Югославия

20807

2934

333

5906

29980

15

Польша

19284

3302

1225

3407

27218

16

Индия

16664

3044

2626

2523

24857

17

Швейцария

8653

8296

1452

5534

23935

18

Швеция

10919

6428

1399

3950

22696

19

Чехия

10006

4616

994

5466

21082

20

Финляндия

11928

5090

509

3030

20557

Таблица 4

Динамика численности зарубежных гостей, приехавших из стран Дальнего зарубежья, лидирующих по числу граждан, посетивших Москву(с сегментацией по целям визита)

 

1999

2000

2001

2002

2003

 

человек

человек

В % к 1999 г.

человек

В % к 2000 г.

человек

В % к 2001 г.

человек

В % к 2002 г.

а) приезжающие с деловыми целями

Германия

82 788

67 863

82,0

65 641

96,7

72 863

111,0

76 241

105

США

74 320

64 979

87,4

70 634

108,7

75 667

107,1

67 798

90

Великобритания

45 154

36 260

80,3

36 631

101,0

43 312

118,2

42 657

98

Франция

31 919

28 226

88,4

29 798

105,6

33 613

112,8

33 432

99

Италия

27 315

22 288

81,6

23 602

105,9

27 589

116,9

28 402

103

б) приезжающие с туристическими целями

Германия

16 430

29 373

178,8

52 741

179,6

77 246

146,5

101 339

131

США

24 721

24 891

100,7

37 126

149,2

46 548

125,4

58 006

125

Великобритания

9 923

10 480

105,6

16 191

154,5

22 080

136,4

32 702

148

Франция

22 525

18 063

80,2

20 364

112,7

34 686

170,3

46 773

135

Италия

15 011

26 991

179,8

24 682

91,4

48 854

197,9

53 692

110

в) приезжающие с частными целями

Германия

13 314

15 986

120,0

11 034

69,0

7 438

67,4

8 548

115

США

4 431

6 016

135,8

5 080

84,4

9 312

183,3

9 374

101

Великобритания

2 500

2 070

82,8

2 358

113,6

3 464

146,9

5 422

157

Франция

1 962

2 690

137,1

4 757

176,8

5 288

111,2

5 748

109

Италия

1 331

1 513

113,7

2 599

171,8

2 264

87,1

3 007

133

г) приезжающий обслуживающий персонал, транзит и пр.

Германия

15 805

14 369

90,9

17 553

122,2

19 137

109,0

21 947

115

США

8 264

6 407

77,5

8 104

126,5

8 778

108,3

10 572

120

Великобритания

6 586

5 798

88,0

6 843

118,0

6 936

101,3

5 210

75

Франция

5 679

5 596

98,5

6 737

120,4

10 458

155,2

12 370

118

Италия

2 264

3 381

149,3

3 121

92,3

3 810

122,1

5 571

146

Первые места по количеству приезжающих занимают Германия (208 тыс. посетителей) и США (146 тыс. посетителей), Франция, Италия, Великобритания, Турция. Китай, Япония, что подтверждает эффективность проведенных мероприятий рекламного характера и необходимость продолжать работу в этом направлении. Наибольшее количество бизнесменов, посетивших Москву в 2003 г., являлись гражданами Германии. Их численность увеличилась почти на 12% по сравнению с 2000 г. и составила 76 тыс. человек. В то же время, наибольший поток туристов направлялся в столицу из Германии. На долю этой страны приходилось почти 18% общего числа всех граждан стран Дальнего зарубежья, посетивших столицу с туристическими целями. В 2003 г. количество туристов из Германии увеличилось более чем в 3 раза по сравнению с 2000 г. и составило более 101 тыс. человек (табл. 4).

2. Потребности, предпочтения и оценки туристов как основа для определения задач Программы*

2.1. Иностранные туристы в Москве

По заказу Комитета по туризму был проведен опрос российских и иностранных туристов с целью получить оценку их пребывания в Москве, а также потребностей и предпочтений туристов. Образ Москвы заметно улучшился в глазах иностранных туристов. Москву считают крупным туристским центром 17% интуристов, что на 4% больше, чем в прошлом году; культурным центром - 21,5% (на 2% больше, чем в 2003 году), красивым городом - 26,3% (на 3% больше, чем в прошлом году). Этому способствовал рост осведомленности иностранцев об услугах столичных туркомпаний. Так, если раньше перед поездкой в Москву "хорошо осведомленных" насчитывалось 37,4%, то теперь - 40,5%. Число "очень хорошо осведомленных" возросло на 2%. Значительно улучшилась в городе ситуация с путеводителями. Только 32% иностранных туристов не смогли приобрести путеводитель по столице, тогда как в 2001 года таких было 49%, а в 2002 года - 42%. Вместе с тем, актуальной остается работа по увеличению выпуска таких источников информации, как: справочники, каталоги туристских событий, каталоги гостиниц и т.д. Наряду с традиционными рекламно-информационными средствами о туристских возможностях Москвы среди потенциальных туристов растет спрос на получение информации с помощью современных средств связи в первую очередь через Интернет. Как показывает практика, этим средством массовой коммуникации сегодня широко пользуются граждане различных возрастных категорий. В массе иностранных туристов преобладают те, кого больше привлекает культурно-историческое наследие Москвы и ее современная культурная жизнь. Интересных экскурсий в Москве ожидают 84% опрошенных. Одни только музеи привлекают 72% туристов. Среди приверженцев экскурсионного туризма в Москве преобладает молодежь. С этой категорией потенциальных туристов следует работать активнее, внедряя новые формы туристского обслуживания. Среди иностранных туристов немало таких, кто предпочитает краткосрочные поездки с целью сменить обстановку (39% от общего числа), отметить праздник (23,1% от общего числа), провести каникулы (рост на 2%, главным образом за счет молодежи). Многие едут в Москву второй раз, и их число становится все больше. Если в 2001 и 2002 годах лиц, посещающих город второй раз за последние пять лет, составило 9% и 10% соответственно, то в 2003 году - 12%. Московские магазины мало привлекают иностранных туристов, не считая приобретения сувениров. Об этом говорит тот факт, что основной массе иностранных гостей все равно, где покупать (35%). Тем не менее, интерес к фирменным магазинам и крупным торговым центрам столицы поднялся в среднем на 3%. Среднестатистический иностранный турист тратит на поездку в Москву 21247 рублей. На покупки он готов потратить или уже потратил 3800 рублей. На музеи и выставки рассчитывает потратить 2219 рублей. На развлечения в столице - 2591 рубля. Этот вид отдыха более всего привлекает лиц с рабочими профессиями и соответствующим образованием. Для сравнения: каждый из них намерен потратить в среднем 4500 руб., тогда как предприниматели выделяют на эти цели в среднем по 1000 рублей, а руководители предприятий и специалисты в среднем 3675 руб. Хотя у иностранных гостей бытуют нелестные представления о туристском обслуживании в Москве, число интуристов, довольных столичным обслуживанием, постепенно растет. Туристов, посчитавших уровень столичного сервиса "очень высоким" с момента предшествующего опроса стало на 2,5% больше, а "низким" столичное обслуживание стали считать, соответственно, на 2,5% меньше. Однако эти цифры не говорят о коренном переломе ситуации в качестве сервиса, для чего необходимо решительное изменение подхода к делу (введение жестких стандартов обслуживания и профессионального контроля). Претензии иностранных гостей к различным видам туристского сервиса таковы. Наиболее отрицательные эмоции оставляет столичный транспорт (31,6%), причем недовольство московским транспортом выросло на 3%. За ним следуют бытовые средства связи (24,1%, то есть примерно на 3% меньше, чем в прошлом году), далее контакты с москвичами (23,1%), качество организации экскурсий (9%), походы по торговым точкам (7,2%), организация культурных программ (6,9%) и прочие (22,9%). На первом месте среди дополнительных услуг, которые иностранные гости хотели бы получить, стоит улучшение средств связи (25%), на втором месте увеличение числа экскурсионных маршрутов (22,7%), 17,4% хотели бы взять на прокат автомобиль, но не смогли этого сделать, 15,2% полагают, что культурные программы могли быть организованы лучше и разнообразнее, 13,9% туристов пожаловались на то, что программа их пребывания в Москве оставляла им мало свободного времени, 7,2% нуждались в дополнительных бизнес-услугах, 5,8% посчитали, что туристические агентства должны устраивать специальные поездки по магазинам. Важный фактор привлечения иностранных туристов - безопасность туристов. По оценке иностранных гостей в городе выявились положительные сдвиги в этом вопросе. Так, безопасной Москву считают уже 47,4% против 46,5% в прошлом году, согласились с тем, что у Москвы здесь имеются проблемы, 31% опрошенных признались, что испытывают на этот счет некоторые опасения и дискомфорт. Приведенный показатель на 3% меньше, чем год назад.

2.2. Туристы из России в Москве

В целом по всем показателям, имеющим прямое и косвенное отношение к развитию столичного туризма, наблюдаются положительные сдвиги. Часть из них отражают естественные демографические и экономические процессы в стране, часть - результат работы туристских организаций и столичных властей. Доля туристов, получивших от поездки в Москву полное удовлетворение ("очень понравилось") составила 39% и за 2003 год выросла на 11%. Тем не менее, в этом направлении следует продолжать работу, так как у 44,3% туристов посещение Москвы оставило некоторое чувство неудовлетворения ("скорее понравилось, чем не понравилось"). Обслуживание внутренних туристов неуклонно улучшается. Как "очень высокий" уровень столичного обслуживания оценили 9% туристов, что на 3% больше, чем в прошлом году. Просто "высокую" оценку уровню сервиса поставили 37,3% туристов (также примерно на 3% больше, чем в прошлый раз). Большинство российских туристов оценили уровень столичных туруслуг как "средний" (43,5%). Если учесть, что требования к сервису у российских туристов неуклонно повышаются, то отмеченная положительная тенденция на самом деле еще более очевидна. Тем не менее некоторые стороны московского сервиса и просто столичной действительности по-прежнему оставляют у гостей столицы негативный осадок. Из наиболее "проблемных": транспорт (43%) и контакты с жителями столицы (19%). По большинству параметров отмечается негативная динамика. Особенно это касается проблем с транспортом (для сравнения, год назад нарекания на транспорт высказывали лишь 31,2% туристов). Российские туристы становятся более самостоятельными в принятии решений о поездке - 75% предпочитают путешествовать самостоятельно и только 16,6% - через турфирмы. Возможно, сказывается эффект от рекламной кампании Москвы как туристского центра, ежегодно проводимой на региональных телестанциях в 20-ти наиболее густонаселенных регионах России. Так, из общего числа российских туристов "сами" решились посетить Москву 38,3%. Увеличилось число российских туристов, повторно посетивших столицу за последние пять лет. Если в 2001 году доля таковых составляла 50% опрошенных, то теперь эта цифра возросла до 58%. Динамика отражает повышение интереса у наших соотечественников к Москве не только как к историческому и культурному центру страны, но и как к современному и эффективно работающему мегаполису. Среди целей посещения Москвы на первом месте стоят познавательные (51%), в первую очередь экскурсии. Во всем, что связано с культурно-историческим прошлым столицы, а также с ее современной культурной жизнью, наблюдается положительная динамика. Интерес к музеям, выставкам, концертам и т.д. в среднем вырос на 3%. Чуть меньшая группа туристов приехала в столицу с целью развлечься, сменить обстановку (47,7%). По сравнению с прошлым годом этот показатель вырос примерно на 3%. Из прочих объектов повышенным вниманием туристов отмечаются московские рестораны (+7%) и действующие храмы (+2,5%). В среднем за поездку в Москву отечественный турист тратит по 5,5 тысяч рублей. По сравнению с 2002 годом эта цифра выросла примерно на тысячу рублей. На культурную программу (музеи, выставки и т.п.) турист в среднем готов потратить 800 рублей (год назад эта сумма равнялась 500 руб.) Средняя сумма расходов туриста на развлечения составляет 946 рублей (в прошлом году - 860 руб.). Расходы на покупки в среднем составили 2900 рублей, что на 400 рублей больше по сравнению с предыдущим годом. Несмотря на рост благосостояния российских туристов, фактор цен по-прежнему является одним из определяющих при принятии решения о поездке в Москву. Так, по мнению большинства (57%), московские цены завышены. Возможно, поэтому среди запланированных объектов посещения московские магазины занимают предпоследнее место. Видимо, по той же причине большая часть посещающих Москву российских туристов (49%) предпочитает оставаться у родственников. В гостиницах - только 34%. За прошедший год эта цифра выросла на 3%, что говорит о постепенном изменении менталитета российского туриста, начинающего предпочитать комфортабельную гостиницу иным средствам размещения. Из них большая часть - молодежь в возрасте от 18 до 29 лет. Снимают квартиру 12,7% (в прошлом году - 8,8%). Желающие снять квартиру на время посещения Москвы главным образом принадлежат к возрастной категории 50-59 лет. Статус туристического центра за Москвой признают 13,2% российских туристов. Этот показатель за 2002 год возрос на 4%. Постепенно растет в глазах отечественного туриста образ Москвы как европейского города, делового, культурного и финансового центра. Средний показатель динамики роста составляет 3%.

3. Положение в гостиничном хозяйстве Москвы

Рынок гостиниц Москвы занимает первое место в России по объемам предлагаемых услуг и доходам, получаемым от гостиничной деятельности. Потенциал столичной гостиничной базы не сопоставим ни с одним другим городом страны: на долю Москвы приходится 4% всего номерного фонда РФ и 50% всех доходов, что перекрывает показатели даже крупных областей. В 2003 году гостиничными предприятиями города размещено и обслужено 4 млн. граждан, в том числе 1,5 млн. иностранных граждан. Загрузка гостиниц в 2003 году в целом по городу составила 70%. Основным фактором, влияющим на коэффициент загрузки гостиниц, является проведение запланированных мероприятий городского, федерального и международного значения, связанных с размещением участников в гостиницах города. Наибольшее количество мероприятий привязывается к празднованию в июне Дня подписания Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации и Дню города в сентябре, загрузка большинства гостиниц в эти месяцы достигает 100%. Доходы гостиниц от предоставленных услуг в 2003 году составили 17 млрд. руб. Анализ структуры доходов гостиничных предприятий показывает, что увеличивается доход от продажи номеров, по сравнению с 2000 годом - почти в 2 раза. Но одновременно увеличивается и расходная часть от эксплуатации. Рост расходов обусловлен следующими объективными причинами: ростом инфляции и, как следствие, ростом цен на товарно-материальные ценности, устаревшая материально-техническая база гостиниц. Показатель доходов от услуг питания и других дополнительных услуг в 2003 году остался на уровне 2002 года и составил 17%. С целью продолжения работы, направленной на формирование подготовки высококвалифицированного кадрового состава работников для гостиничной сферы, способного обеспечить высокое качество и культуру обслуживания гостей столицы, введена в эксплуатацию учебно-тренинговая гостиница. Реализуется Программа "Гранты Мэра Москвы". В настоящее время по этой Программе в Московской академии туристского и гостинично-ресторанного бизнеса обучаются 90 человек. В 2003 году завершена прединвестиционная подготовка и начата реализация проектов: воссоздания гостиницы "Москва", реконструкции гостиницы "Будапешт", началось строительство нового отеля на месте гостиницы "Интурист". Определены на конкурсной основе инвесторы для реставрации и приспособления к современным условиям гостиницы "Ленинградская", строительства гостиничного комплекса на месте гостиницы "Киевская", реконструкции первой очереди гостиницы "Волга". Собственники зданий ведут предпроектную и проектную подготовку к реконструкции гостиниц "Минск" и "Спорт", а также к дострою гостиницы "Сокольники". Общий объем привлекаемых инвестиций на реконструкцию гостиниц в Москве составляет более 800 млн. долл. США. В настоящее время строится 18 гостиниц суммарной вместимостью около 5 тыс. мест. Ввод этих гостиниц планируется на 2004-2005 годы. Для строительства новых гостиниц в соответствии со Схемой размещения гостиниц до 2005 года разработан механизм подготовки объектов для строительства силами Уполномоченных компаний Правительства Москвы. Острую нехватку гостиничных мест в г. Санкт-Петербурге, городах "Золотого кольца России" намечено преодолеть за счет применения сетевого принципа строительства гостиниц. Предложения о строительстве в Санкт-Петербурге гостиницы для размещения туристов, прибывающих по программам, предусматривающим посещение двух российских столиц: Санкт-Петербурга и Москвы - находятся в стадии разработки. В качестве первого шага выполнены предпроектные работы по строительству новой гостиницы "Москва" в г. Муроме Владимирской области, подобран инвестор.

Программа ТРЗ "Золотое кольцо Москвы". В 2003 году продолжены работы по развитию туристско-рекреационной зоны "Золотое кольцо Москвы". В соответствии с планом реализации концепции комплексного развития ТРЗ "Золотое кольцо Москвы" закончена выработка градостроительных решений по двум ключевым территориям, входящим в программу "Золотой остров" (Болотная площадь, Западная стрелка острова). Это позволило приступить к практической стадии реконструкции и строительства объектов, составляющих их инфраструктуру, включая выполнение подготовительных работ по строительству пешеходного моста через Москву-реку от Храма Христа Спасителя. Новые транспортно-пешеходные возможности данного участка ТРЗ позволят реализовать задачу создания замкнутого кольца единой пешеходной зоны. В рамках работ по реконструкции и развитию архитектурного ансамбля Боровицкой площади разработана конкурсная документация по подбору инвестора на реализацию инвестиционного проекта по строительству объектов по адресам: Манежная ул., вл. 3-5, Волхонка ул., вл. 1-5, включая гостиницу на 300 номеров. В 2002 - 2003 годах: 1. Разработаны: - Программа мероприятий по реализации концепции комплексного развития ТРЗ "Золотое кольцо Москвы"; - схемы управления ТРЗ "Золотое кольцо Москвы", организации медицинского обслуживания туристов по ТРЗ "Золотое кольцо Москвы"; - проект схемы размещения стоянок автотранспорта, обслуживающего ТРЗ "Золотое кольцо Москвы"; - информационно-управляющая система обеспечения инвестиционной деятельности ТРЗ "Золотое кольцо Москвы"; концепция обеспечения безопасности объектов и пешеходных зон ТРЗ "Золотое кольцо Москвы". 2. Выполнены предпроектные проработки по 8-ми участкам единой пешеходной зоны. 3. Проведен мониторинг объектов и предоставляемых ими услуг в ТРЗ "Золотое кольцо Москвы". 4. Подготовлен Паспорт ТРЗ "Золотое кольцо Москвы". 5. Разработано техническое задание на создание единого туристского стандарта по ТРЗ "Золотое кольцо Москвы". Однако сама территория преобразуется лишь отдельными фрагментами. Темпы работы по реконструкции и строительству требуют ускорения. К настоящему моменту начаты и находятся в разной стадии реализации, включая предпроектный этап, проекты реконструкции и строительства 30 объектов. Уже сейчас необходимо обратить особое внимание вопросам ремонта и освещения фасадов зданий, находящихся на территории ТРЗ "Золотое кольцо Москвы", привести в порядок набережные и акваторию Москвы-реки.

4. Приоритеты в развитии туризма в Москве

Анализ структуры туристских потоков, потребностей и предпочтений иностранных и российских туристов, положение в гостиничном хозяйстве столицы позволяют определить приоритеты в развитии туризма в Москве: 1. Первостепенное развитие въездного и внутреннего туризма по сравнению с выездным. 2. Создание комфортных условий пребывания туристов в городе. 3. Акцентированная рекламная и PR кампания по созданию имиджа Москвы как города благоприятного для туризма 4. Деятельность по продвижению городского туристского продукта на международном туристском рынке и внутри России. 5. Проведение и широкое освещение крупных "знаковых" событий в городе, привлекающих внимание к Москве как мировому центру туризма. 6. Развитие индивидуального туризма. 7. Развитие бизнес-туризма. 8. Расширение существующей гостиничной базы, за счет чего будет достигнуто увеличение объемов получаемых от отрасли доходов. Основной прирост номерного фонда обеспечить за счет расширения сегмента гостиниц среднего уровня обслуживания (класс 3 звезды). 9. Развитие туристско-рекреационных зон, помимо ТРЗ "Золотое кольцо Москвы" и комплекса пешеходного туристского маршрута "Нескучный сад - площадь Гагарина - ММДЦ "Москва-Сити". 10. Реконструкция московских усадеб и архитектурных ансамблей в рамках нового городского туристского продукта "Венок русских усадеб". 11. Техническое переоснащение и обеспечение выполнения требований классификации гостиничных предприятий.

Раздел II. Основные цели и задачи Программы

Основные цели Программы развития туризма в Москве на 2005-2007 г.

1. Увеличение доходов от туризма и инфраструктуры туризма. Рост поступлений от туристской деятельности в городской бюджет. 2. Развитие туризма для повышения уровня жизни москвичей. Использование социальной роли туризма (отдых россиян, развитие социальных контактов, связей между людьми). 3. Развитие гостиничного комплекса, обеспечивающего предоставление широкого спектра услуг на уровне международных стандартов. 4. Приток инвестиций и создание новых рабочих мест. 5. Обеспечение комфортных условий пребывания туристов. 6. Стимулирующее воздействие на развитие других отраслей экономики. 7. Рост национального достоинства, как следствие гостеприимства и обращения к культурно-историческому наследию.

Задачи Программы развития туризма в Москве на 2005-2007 г.

1. Определение комплекса целевых мероприятий по развитию и управлению туристскими ресурсами и туристской индустрией Москвы на 2005-2007 гг. 2. Создание условий для развития предпринимательства в сфере туризма в Москве, и прежде всего въездного и внутреннего туризма. 3. Стимулирование развития материально-технической базы туризма путем привлечения российских и иностранных инвестиций для реконструкции действующих и создания новых туристских объектов и средств размещения. 4. Развитие инфраструктуры туризма г. Москвы. Повышение экономической эффективности гостиничной отрасли как за счет расширения предложения на рынке, так и за счет проведения ряда мероприятий по повышению интенсивности использования уже имеющегося номерного фонда. 5. Создание условий для развития туристских зон на территории Москвы. Реализация концепции комплексного развития туристско-рекреационной зоны "Золотое кольцо Москвы". Формирование и развитие комплекса пешеходного туристского маршрута "Нескучный сад - площадь Гагарина - ММДЦ "Москва-Сити". 6. Создание условий для разработки новых городских туристских продуктов, и экскурсионных программ. Реализация комплексной экскурсионной программы "Венок русских усадеб". 7. Формирование программы событийного туризма (конгрессы, фестивали, конкурсы, городские праздники и т.д.). Разработка ключевых, "знаковых" событий года. 8. Проведение рекламно-информационной деятельности, направленной на формирование имиджа Москвы как крупнейшего центра туризма в мире и продвижение его на российский и международный туристские рынки. 9. Создание условий для подготовки высококвалифицированных специалистов для туристско-гостиничного комплекса, способных обеспечить высокое качество и культуру обслуживания гостей столицы с гарантированной системой трудоустройства на предприятиях гостиничного комплекса. 10. Вывод предприятий гостиничного комплекса на фондовый рынок. 11. Модернизация системы управления гостиничным комплексом для регулирования загрузки номерного фонда в общегородском масштабе с целью увеличения доходности от гостиничной отрасли.

Раздел III. Ожидаемая бюджетная эффективность программных мероприятий

Экономическая и бюджетная эффективность реализации мероприятий Городской целевой программы развития туризма на 2005-2007 годы может оцениваться как часть интегрированного роста поступлений от туристской деятельности за период реализации мероприятий по их полному циклу, основную часть которой составляют поступления от предприятий туриндустрии. Опыт показывает, что создание предприятий дополнительного обслуживания - при сравнительно низкой капиталоемкости - в 2-4 раза эффективнее более капиталоемкой гостиничной базы. Следует также учитывать, что все туристские предприятия являются открытыми для обслуживания любых посетителей, как туристов, бизнесменов, так и местных жителей, что в значительной степени приводит к увеличению объема продаж (оборота) в целом, улучшает экономические показатели этих предприятий, а также имеет большое социально-экономическое значение, увеличивая занятость населения в сфере услуг. В целом экономический эффект от реализации программных мероприятий заключается в увеличении доходов населения; предприятий частного бизнеса, федерального и местных бюджетов. Реализация Программы приведет к: а) улучшению состояния платежного баланса в целом, поскольку привлечение туристов означает расширение производства и сбыта продукции местной промышленности; б) возрастанию доходов предприятий; в) созданию новых рабочих мест и возрастанию доходов населения; г) росту поступлений от налогов и платежей от туристских предприятий. Экономический эффект от мероприятий Программы возможно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, это эффект от поступлений в бюджет через систему налогов субъектов турбизнеса. Этот эффект увеличивается с ростом потоков туристов, а также с повышением качества обслуживания туристов субъектами турбизнеса, чему способствуют проводимые программные мероприятия. Во-вторых, это эффект для экономики города, связанный с увеличением объема торговли от прироста туристского потока в результате программных мероприятий. Об экономической эффективности бюджетного финансирования мероприятий по развитию туризма следует судить по экономическому результату, достигнутому вследствие этих мероприятий. Рассчитать рентабельность бюджетных вложений можно по соотношению между дополнительными доходами от туристской деятельности, полученными за определенный период, и расходами на развитие этой деятельности:

Э = П/Б х 100%

где Э - рентабельность бюджетных вложений (в процентах), П - дополнительный доход от прироста потоков туристов, рассчитывается по формуле П = Т х Д Т - прирост потоков туристов Д - поступления в экономику городу от одного туриста за все время его пребывания в Москве Б - расходы на программные мероприятия из бюджета города, исключая капитальные вложения по Инвестиционной программе города Москвы

Другими словами, производится сопоставление эффекта от программных мероприятий по развитию туристского комплекса Москвы с затратами на его развитие. Это и есть рентабельность освоения средств, выделенных из бюджета города. Результат такого сопоставления может выражаться в трех вариантах: - эффект от программных мероприятий меньше затрат (убыточное) - эффект от программных мероприятий равен затратам на его проведение - эффект от программных мероприятий больше затрат (прибыльное) Для примера, рассчитаем показатель экономической эффективности бюджетных вложений в развитие туризма в 2001 - 2003 гг. Если доходы от программных мероприятий есть поступления в экономику города от туристов во время их пребывания в Москве, то при средних расходах одного иностранного туриста за указанный период, равных 453 долл. США, и приросте потоков иностранных туристов на 191000 человек в 2001 году, 490000 человек в 2002 году, 230000 человек в 2003 году, за три года деятельности городской администрации по туризму на каждый вложенный доллар экономика города получила 31 доллар доходов. Эффективность настоящей Программы на 2005 - 2007 годы можно рассчитывать на основе проектных показателей въездных потоков. Следуя вышеприведенной логике, при средних прогнозируемых расходах одного иностранного туриста, равных 733 долл. США, и приросте потоков иностранных туристов на 1 млн. человек в период с 2005 по 2007 гг., на каждый затраченный по Программе доллар экономика города получит 38 долларов доходов. Если учесть, что расходы на рекламу и выставки за этот период составят 50% от средств, выделенных из бюджета на развитие туризма, то эффективность расходования этой части средств составит уже 75 долларов доходов на каждый вложенный доллар. Соотношение расходов на рекламу туристского места и доходов от него хорошо известно из мировой практики. В среднем, один доллар, затраченный на привлечение иностранных туристов, дает ровно в 100 раз больше поступлений. Одни страны преуспели по этому показателю больше, другие меньше. Например, Ирландия получает 48 долларов на каждый доллар, затраченный на рекламу, Австралия - 77 долларов, Великобритания - 222 доллара, Испания - 319. Признанным лидером по эффективности затрат является Франция. Здесь каждый доллар, затраченный на рекламу, приносит 375 долларов поступлений. Из сравнения этих показателей с показателем экономического эффекта от развития туризма в Москве видно, что Программа развития туризма в Москве находится на среднеевропейском уровне по рентабельности вложений в развитие туризма. По расчетам признанным для стран с развитой экономикой каждый турист в ходе 4-дневного тура в европейских странах обеспечивает налоговые поступления в размере от 50 $US до 290 $US. С учетом социально-экономических особенностей России и Москвы, реальные налогооблагаемые поступления можно оценить в размере около 100 $US - 150 $US от каждого туриста. Если принять, что в городской бюджет поступает до 40% налоговых платежей, то каждый иностранный турист дает городскому бюджету около 50 $US. При оценке увеличения потока иностранных туристов в Москву в 2007 году до 3 млн. человек, налоговая составляющая будет около 150 млн. долл. США в год. Внутренний туризм и туризм из стран СНГ дает налоговых поступлений на 25 - 35% меньше, чем иностранный (при затратах каждого туриста в 5 - 6 раз меньше, чем иностранного, поток внутреннего туризма более, чем в 4 раза превышает иностранный). Таким образом, от внутреннего туризма к концу 2007 года ожидаемый налоговый эффект составит примерно 120 млн.долл.США в год.

Доходы бюджета, формирующиеся от гостиничной деятельности

Главной целью программных мероприятий Комитета по внешнеэкономической деятельности города Москвы является обеспечение согласованного, взаимоувязанного и устойчивого комплексного развития гостиничного комплекса на основе планомерной реализации единой системы инвестиционных и управляющих решений, максимально обеспечивающей туристско-рекреационные, градостроительные и финансовые интересы города. Основными составляющими, формирующими эффективность программных мероприятий, являются: - превращение Москвы в международный туристский центр, при котором создается конкурентоспособный туристский продукт, включающий, прежде всего, комфортное проживание; - увеличение загрузки предприятий гостиничного хозяйства; - увеличение гостиничного фонда и обеспечение размещения растущего потока туристов, что позволит увеличить доходность гостиничного комплекса города к 2007 году в 2 раза (34 млрд. руб.) и, как следствие, увеличить поступлений в 2-2,5 раза в бюджет от деятельности гостиничных предприятий; - увеличение на 3 тысячи рабочих мест в отрасли гостеприимства; - повышение качества предоставляемых гостиничных услуг; - привлечение инвестиций в размере 57000 млн. руб. для развития гостиничного хозяйства города. Бюджетный эффект, неотделимый от общего функционирования индустрии туризма и гостеприимства, оценивается в сумму не менее 300-350 млн. долл. в год даже при нынешнем уровне сервиса, развитости нашей гостиничной системы, состояния туристской инфраструктуры Социально-экономический эффект реализации Программы выражается в создании дополнительных 4500 рабочих мест, обеспечении рабочих мест (эффект 10/1) и загрузки предприятий-партнеров гостиниц. Экологическое воздействие Программы оценивается как результат мероприятий по строительству новых объектов, соответствующих по экологической составляющей стандартам и имеющих экологическую экспертизу, по реконструкции гостиничных предприятий с повышением их экологических характеристик до требований стандартов. Все проекты, включаемые в Программу создания туристско-рекреационной зоны "Золотое кольцо Москвы", направлены на повышение уровня благоустройства территории, соблюдения стандартов озеленения, очистки территории, имеют заключения экологической экспертизы.

Раздел IV. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации

Текущее управление и контроль за выполнением Программы осуществляется структурным подразделением Правительства Москвы, курирующим вопросы туризма - Комитетом по туризму города Москвы. Ход выполнения Программы курируется заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы по международным и внешнеэкономическим связям. Валютно-финансовое управление города Москвы и Департамент экономической политики и развития города Москвы по представлению Комитета по туризму города Москвы представляет бюджетные заявки на 2005, 2006 и 2007 финансовые годы для финансирования мероприятий Программы. Для успешного выполнения Программы в рамках городского бюджета выделяется отдельная статья "Государственная поддержка туризма". В бюджетных заявках предусматриваются объемы запрашиваемых ассигнований по мероприятиям Программы. К бюджетным заявкам прилагаются пояснительные записки и бизнес-планы по вновь намечаемым объектам мероприятий, предлагаемых к реализации в соответствующих финансовых годах. Подбор исполнителей программных мероприятий осуществляется на конкурсной основе, в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами. На всех этапах реализации контроль за ходом выполнения Программы осуществляется ежеквартально. В связи с отсутствием статистики, необходимой для оценки эффективности мероприятий, проводимых в рамках Программы, контроль за выполнением Программы будет осуществляться по следующим показателям: - количество и качество мероприятий, проводимых в рамках Программы (план/факт); - количество утвержденных документов по Программе (план/факт); - количество туристов - иностранных и внутренних (план/факт). В конце года предполагается проводить экспертный опрос среди руководителей туристских фирм и фирм туристской индустрии, в ходе которого предполагается оценить влияние выполнения Программы на число туристов, посетивших Москву, заполняемость гостиниц и т.д. Подобную оценку предполагается проводить в рамках реализации предусмотренного Программой ежегодного маркетингового исследования состояния туристской отрасли. Предложенный выше список показателей предполагается дополнить статистическими данными, которые будет собирать Московский комитет государственной статистики или другой уполномоченный на это орган в соответствии с намеченными настоящей Программой мероприятиями.