РАБОТНИК -
КЛИЕНТ - ПРИБЫЛЬ
© Валерий Лобовко, Торговое
Дело/Мониторинг
СМИ: Ведомости, 07.09.2004
Особенности торговой деятельности приводят к
тому, что наемные работники являются одновременно и главным активом
компании, и главным источником угроз, а вопрос управления трудовыми
ресурсами становится фундаментом построения конкурентного преимущества
фирмы.
|
Для благополучия торгового предприятия
качественный менеджмент персонала имеет решающее значение. Исследования,
проведенные лидерами розничного рынка, позволили выявить наличие устойчивых
связей между лояльностью работников, лояльностью клиентов и финансовыми
результатами торговой деятельности. Знание этого механизма и использование
его закономерностей позволяет значительно улучшить эффективность управления
компанией и выявить скрытые резервы
Особенности управления персоналом в
розничной торговле
Розничная торговля не самая трудоемкая отрасль
народного хозяйства, занимая средние позиции в ряду других сфер
хозяйственной деятельности. Однако трудовые затраты являются наиболее
весомым компонентом в структуре издержек торгового предприятия, что обуславливает
их особо важную роль в экономическом аспекте. Кроме того, управление
персоналом в торговле заслуживает повышенного внимания в связи со
спецификой торгового бизнеса, что выражается в следующем:
- создание и продажа конечного продукта совмещены во времени, то
есть услуга создается в момент ее же продажи;
- руководители промежуточных подразделений и торговых точек
оказывают прямое и сильное влияние на конечный результат;
- прямое взаимодействие наибольшей части персонала с
покупателем;
- прямой доступ большинства персонала к материальным активам и
ценностям предприятия.
Особенности торговой деятельности приводят к тому,
что наемные работники являются одновременно и главным активом компании,и
главным источником угроз, а вопрос управления трудовыми ресурсами
становится фундаментом построения конкурентного преимущества фирмы.
В то же время проведенные среди работников
торговли исследования, которые затронули все иерархические ступени – от
рядового сотрудника до топ-менеджера - позволили выявить довольно любопытные
тенденции в современных торговых организациях. Так, 84% людей нравится то,
что они делают, но не нравится место, где они это делают. Приводятся
конкретные примеры политики подавления творчества, бессмысленные правила и
процедуры руководителей, живущих на планете под названием “установленная
норма” (или “так положено”). 42% хотели бы уйти со своей работы и
последовать за хорошим начальником, а не строить новые взаимоотношения. 76%
хотели бы уйти с нынешней работы в компанию, где зарплата меньше, но больше
гибкости и есть возможности для развития личности. 58% считают, что у
человека со стороны больше шансов получить работу или повышение по службе.
72% менеджеров не имеют никакого представления о своем будущем в компании.
Перепросмотр полезен
Желанию ориентироваться на клиента или бережному
отношению к товару невозможно обучить. В основе лояльности лежит
отношение к самому работодателю, его активам и ценностям, целям. Чем
благожелательнее отношение работника к работодателю, тем положительнее
его установки и на цели бизнеса, и на сопутствующие ценности – товар и
клиентов.
|
Очевидно, такая картина дает основательный повод
задуматься руководству торговой компании (если оно этого еще не сделало) и
обратить более пристальное внимание на то, что происходит с трудовыми
ресурсами и как это отражается на деятельности предприятия.
Возможно, нелишним будет также пересмотреть
некоторые положения политики отношения к работникам и оценки их труда,
среди которых такие примеры:
- Правила торгового предприятия требуют, чтобы каждый менеджер
магазина работал по субботам и воскресеньям три раза в месяц, потому
что выходные дни – самое напряженное время работы розничного магазина.
- Негласное правило говорит, что если вы работаете как обычно,
восемь часов в день, то это значит, что вы несерьезно относитесь к
своей карьере и вам не следует рассчитывать на повышение.
- Необходимость заставляет работника учиться делать то, к чему
он не имеет интереса, наклонностей или способностей от природы.
- Требования к результатам работы превышают обязанности,
указанные на основании должностных инструкций.
Руководство компании практически всегда ожидает
лояльности от своих сотрудников, но что фактически делается для ее
достижения? В качестве ответа часто можно услышать рассказы о системе обучения
и системе премирования. Но этого недостаточно. Желанию ориентироваться на
клиента или бережному отношению к товару невозможно обучить. В основе
лояльности лежит отношение к самому работодателю, его активам и ценностям,
целям. Чем благожелательнее отношение работника к работодателю , тем
положительнее его установки и на цели бизнеса, и на сопутствующие ценности
– товар и клиентов.
Система лучше эпизодичности
Вообще правильным подходом к управлению персоналом
следует считать систематичность и профессионализм (в противовес
эпизодичности попыток что-то исправить и некомпетентности) и здесь наиболее
ярко проявляется стратегическая роль HR-отделов. Специалисты по
человеческим ресурсам должны быть в состоянии не только решать все проблемы
с персоналом (поиск, отбор, найм, удержание, мотивация), но и заботиться о
повышении эффективности использования трудовых ресурсов, что требует
проведения регулярных исследований и аналитической работы.
Большинство компаний предпочитает просто
использовать стандартные методы управления персоналом, копируя ставки
заработной платы, системы мотивации, стандарты, инструкции, критерии оценки
у своих конкурентов. Это приемлемый подход, который работает. Он базируется
на экономии средств и времени, а также на здоровом желании адаптировать
лучшую практику, которая применяется в отрасли. Но при наличии возможностей
на определенном этапе развития торговой компании отдел кадров должен более
фундаментально подойти к вопросам повышения эффективности использования
трудовых ресурсов, в том числе и за счет увеличения лояльности работников.
Лояльность персонала имеет далеко не последнее значение в объеме получения
доходов компании.
Управленческие технологии в исполнении
Sears, Roebuck
Сравнительно недавно в результате проведенных
исследований экспертами из Гарвардской школы бизнеса была выявлена связь
между лояльностью работников, удовлетворенностью клиентов и ростом доходов
торгового предприятия. Такая цепочка зависимостей получила название “услуги
– прибыль”. В свою очередь специалисты сети универсальных магазинов Sears,
Roebuck сделали попытку количественного определения силы этих связей, чтобы
впоследствии применить полученные знания для прогнозирования эффекта от
управления персоналом, в частности от повышения уровня его
удовлетворенности.
Реализация этого проекта предусматривала создание
модели ключевых связей внутри организации, (которая получила название
“работник – клиент – прибыль”) с позиции трех основных аспектов:
- компания является привлекательным местом для работы;
- компания является привлекательным местом для совершения
покупок;
- компания является привлекательным местом для инвестирования
средств.
Такая модель по своей сущности является удачной
модификацией карты сбалансированных показателей (BSC) - управленческого
подхода, предложенного американскими учеными Капланом и Нортоном в 90-х
годах XX века. Только здесь вместо четырех проекций - финансы, маркетинг,
бизнес-процессы, обучение и рост - предложены три проекции,
характеризующиеся системой связанных критериев и показателей (см. схему).
Для изучения привлекательности компании как места
для работы были использованы критерии для оценки личного роста и развития
работника, плюс наделение полномочиями команд. Проекция привлекательности
места совершения покупок измерялась с точки зрения удержания клиентов, их
удовлетворенности. А последний аспект оценивался с точки зрения финансового
состояния компании, с учетом фондоотдачи, прибыли от операционной
деятельности и роста доходов. Все эти критерии для модели “работник –
клиент – прибыль” получили общее название “Показатели всеобщей
эффективности (Total Performance Indicators, TPI) компании Sears”.
Как отметили руководители компании Sears в статье,
опубликованной в Harvard Business Review: “Мы хотели выйти за рамки обычной
карты сбалансированных показателей, которая в большинстве случаев
оказывается просто совокупностью непроверенных предположений, и определить
движители будущих финансовых успехов со статистической строгостью. Мы
хотели собрать большое количество данных по результатам интервью и
исследований. Некоторые из этих данных собраны специальными группами по
изучению определенных проблем, большая их часть получена в процессе
рутинной работы, накоплена годами и никогда не использовалась в стратегических
целях. После этого мы собирались проанализировать их, вывести связи между
отношением персонала к работе и прибылями”.
Одним из результатов исследований более 800
магазинов компании стал тот факт, что способность работника видеть связь
между своим трудом и стратегической линией компании стимулирует его
положительное поведение. Было также выяснено, что два аспекта
удовлетворенности работников – отношение к работе и к компании – гораздо
сильнее влияют на лояльность работников и их обхождение с клиентами, чем
все аспекты, вместе взятые.
Руководители Sears также утверждают: “Наша модель
показывает, что улучшение отношения сотрудников к работе на 5 пунктов в
результате повышает степень удовлетворенности клиентов на 1,3 пункта, что в
свою очередь дает 0,5-процентный рост доходов. Если бы мы ничего не знали о
местном магазине за исключением того, что по шкале, принятой в наших
исследованиях, отношение сотрудников к работе улучшилось на 5 пунктов, мы
бы с уверенностью могли предсказать, что если рост по району в целом
составит 5%, то в этом отдельном магазине он составит 5,5%. Эти данные
столь же точны, сколь и все остальные, с которыми мы работали в компании
Sears. Ежегодно наша бухгалтерская фирма проверяет их так же тщательно, как
и финансовые показатели”.
Как показала практика, применение результатов
исследований помогло компании улучшить качество менеджмента и повысить
доходы вследствие осознанного использования зависимостей управления
персоналом.
Перспективность проведения подобных исследований
также подтверждают и другие исследователи, в том числе Британский институт
исследования занятости. Основываясь на данных опроса 6500 сотрудников и
25000 клиентов почти в 100 магазинах одной английской торговой сети,
удалось выяснить, что рост лояльности сотрудников на один пункт означает
ежемесячное увеличение объема сбыта на 200000 фунтов стерлингов для данной
компании. Эксперты утверждают: “Управление трудовыми ресурсами в секторе
розничной торговли должно играть важную роль в работе цепочки “услуги – прибыль”.
Ключ к успеху – положительная внутренняя культура в организации,
высококачественное непосредственное руководство, лояльность работников и
низкий уровень заболеваемости”.
Впрочем, эти положения являются справедливыми не
только для торговых компаний и не только на Западе. Понимание руководством
любого торгового предприятия важности проблемы формирования лояльности
работников будет служить предпосылкой повышения лояльности клиентов и, как
следствие, увеличению финансовых результатов торговой деятельности.
|