№ заказа |
№ 1031.4 |
Тема, вариант |
Тема |
Дисциплина |
Развитие государтсвенного управления на рубеже 20-21 вв: предпосылки, услвоия и основные тенденции. |
исполнитель |
Лещенко Н.А. |
Содержание
Введение. 3
Раздел 1: Государственный аппарат РФ в 1991 — 1993 гг. 5
Раздел 2: Государственное и муниципальное управление в Российской Федерации в 90-х гг. XX в. 7
Раздел 3: Реформа государственного управления на современном этапе. 11
Заключение. 14
Библиография: 15
Введение
РСФСР являлась крупнейшей союзной республикой СССР и занимала свыше 3/4 территории страны, в ней проживало более половины ее населения. Как и другие союзные республики, РСФСР имела свою Конституцию (последняя Конституция РСФСР была принята 12 апреля 1978 г.), свои органы государственной власти и управления — Верховный Совет РСФСР, Президиум Верховного Совета РСФСР, Совет министров РСФСР, министерства и ведомства. В то же время государственность РСФСР была в значительной степени номинальной. В отличие от других республик ее государственные структуры не дополняли пирамиду власти и являлись часто лишним звеном, без которого легко можно было обойтись.
Политические процессы поздней перестройки, децентрализация государственного управления непосредственно затронули РСФСР. Весной 1990 г. в РСФСР были образованы новые органы государственной власти — Съезд народных депутатов РСФСР и постоянно действующий Верховный Совет РСФСР. 12 июня 1990 г. на I съезде народных депутатов РСФСР большинством голосов принимается Декларация о государственном суверенитете РСФСР.
17 марта 1991 г. на республиканском референдуме большинство россиян высказалось за введение в РСФСР поста президента. 12 июня 1991 г., в годовщину принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР, состоялись первые президентские выборы. Они принесли победу Б. Н. Ельцину.
После провала попытки государственного переворота в августе 1991 г. реальные рычаги государственной власти оказались в руках республик, в том числе и РСФСР. Учреждения, предприятия и организации переходили из общесоюзного в республиканское подчинение.
В декабре 1991 г., после окончательного распада СССР, РСФСР стала независимым государством и была признана мировым сообществом в качестве правопреемника СССР. В апреле 1992 г. было изменено официальное название республики. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика переименовывалась в российскую Федерацию - Россию.
Федеративный договор 1992 г. Руководство РФ, занятое борьбой с союзным Центром, поощряло сепаратистские выступления некоторых лидеров российских автономий, справедливо полагая, что это ослабляет союзный Центр. Но после декабря 1991 г. оно само оказалось перед серьезной проблемой сохранения государственного единства Российской Федерации. Возникла реальная угроза распада РФ. Поиск оптимальной модели национально-государственного устройства РФ был сложным. Он велся в острых дискуссиях и спорах с сепаратистски настроенными политическими элитами автономных образований. Главным их итогом стало новое понимание принципа федерализма, которое вышло за сферу национальной политики, приобрело универсальный характер и было распространено на отношения между российским Центром и регионами, не являвшимися национальными образованиями.
31 марта 1992 г. состоялось подписание Федеративного договора. Он дал статус субъектов Российской Федерации не только республикам в составе РФ (так стали именоваться бывшие автономные республики и автономные области, кроме Еврейской АО), автономной области и автономным округам, что считалось само собою разумеющимся, но и крупным административно-территориальным единицам — краям и областям, а также Москве и Санкт-Петербургу, получившим впоследствии название городов федерального значения.
С заключением Федеративного договора удалось избежать повторения сценария с распадом государства, на этот раз России. Окончательно изменилась ее государственно-правовая природа как федерации. Во-первых, она стала «полной» федерацией, т. е. все ее национальные образования являются субъектами. Во-вторых, она превратилась в смешанную федерацию, сочетающую в своем устройстве как национальные, так и территориальные начала.
В данной работе передо мной поставлена цель раскрыть развитие системы государственного управления на рубеже XX –XXI века, предпосылки, условия способствовавшие развитию и основные тенденции.
Раздел 1: Государственный аппарат РФ в 1991 — 1993 гг.
Период с декабря 1991 г. по декабрь 1993 г. оказался одним из самых драматичных в истории становления новой российской государственности. Государственные структуры, появившиеся еще в эпоху существования СССР, медленно и сложно трансформировались во властные органы суверенного государства.
Высшим органом власти в РФ считался Съезд народных депутатов. Он состоял из 1068 депутатов, избиравшихся от территориальных округов (900), национально-государственных образований (84) и административно-территориальных единиц (84). К компетенции Съезда относилось определение внутренней и внешней политики, принятие и изменение Конституции, решение ряда других важных государственных вопросов. На Съезде избирался также Верховный Совет РФ. В целях более быстрого проведения экономических реформ Съезд народных депутатов осенью 1991 г. делегировал часть своих полномочий Президенту РФ. Всего с 1990 по 1993 г. состоялось десять съездов народных депутатов РФ.
Верховный Совет РФ являлся постоянно действующим законодательным, распорядительным и контрольным органом. В каждой из двух его палат (Совет республики и Совет национальностей) заседало по 126 депутатов. Предполагалась ежегодная ротация части его членов.
Высшим должностным лицом и главой исполнительной власти являлся Президент РФ. Он избирался в паре с вице-президентом на пятилетний срок. Конституция устанавливала определенные требования к кандидатам на обе эти должности: они должны были быть не моложе 35 и не старше 65 лет. Одно и то же лицо не могло занимать должность президента более двух сроков подряд. Президент наделялся значительными полномочиями в сфере исполнительной власти, руководил деятельностью правительства.
Новым органом в государственной системе РФ стал Конституционной Суд, осуществлявший судебную власть в форме конституционного судопроизводства.
С распадом СССР претерпела изменения исполнительно-распорядительная власть. Были упразднены общесоюзные и союзно-республиканские министерства и госкомитеты. Все центральные органы управления РФ стали подчиняться только Президенту или Правительству РФ. Ряд министерств и ведомств РФ в ходе этой реорганизации получили в свое распоряжение аппарат упраздненных союзных структур.
Существование старых и новых структур управления, разная степень их приспособления к новым условиям, сложность политической и экономической обстановки в стране, начавшийся передел государственной собственности, разногласия по вопросу принятия новой Конституции стали причиной кризиса 1993 г., вылившегося в вооруженное противостояние между сторонниками Съезда народных депутатов и Верховного Совета, с одной стороны, и сторонниками президента и правительства — с другой.
Работа над новым Основным законом началась еще летом 1990 г. К осени 1990 г. проект Конституции был опубликован. Учреждение поста Президента РФ, распад СССР и превращение Российской Федерации в самостоятельное государство, подписание Федеративного договора и другие изменения заставляли постоянно дорабатывать подготовленный Конституционной комиссией проект. Тем не менее до весны 1993 г. он оставался официальным проектом Конституции Российской Федерации. Параллельно с подготовкой новой Конституции вносились различные изменения и поправки в действовавшую Конституцию. В период 1990 — 1993 гг. было принято свыше 600 поправок.
В мае 1993 г. от имени Президента РФ был предложен альтернативный проект Основного закона, ставший отныне официальным проектом Конституции РФ.
В ноябре 1993 г. проект Основного закона был опубликован. В референдуме, состоявшемся 12 декабря 1993 г., приняли участие 54,8 % граждан Российской Федерации, имеющих право голоса. 58,4 % из них проголосовали за новую Конституцию страны. Впервые в истории России Основной закон был принят народом, хотя приходится констатировать, что Конституция фактически была одобрена лишь третью населения страны. Принятие Конституции Российской Федерации завершило процесс оформления новой российской государственности.
Раздел 2: Государственное и муниципальное управление в Российской Федерации в 90-х гг. XX в.
Конституция РФ 1993 г. установила систему органов государственной власти, строящуюся на принципах демократизма, законности, республиканизма, федерализма и разделения властей.
Принцип демократизма означает, что источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления.
Согласно принципу законности все государственные органы в РФ создаются в строгом соответствии с Конституцией и законами.
Конституция РФ закрепила республиканскую форму правления (принцип республиканизма). Высшая власть в РФ принадлежит выборным органам — президенту и парламенту (Федеральному Собранию). По формальным признакам (президент не является главой исполнительной власти, наличие поста премьер-министра, ограниченная ответственность правительства перед парламентом) Российская Федерация относится к смешанным республикам, но фактически является президентской.
В соответствии с принципом федерализма государственную власть в Российской Федерации осуществляют федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ, которые являются звеньями единой системы органов государственной власти, действующей на основе разграничения предметов ведения. Государственная власть в РФ осуществляется также на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. При этом все ветви власти в пределах своих полномочий самостоятельны (рис. 22).
Федеральное звено органов государственной власти составляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и суды. Президент РФ занимает ведущее положение в системе государственных органов. Согласно Конституции РФ Президент РФ является главой государства, выступает гарантом Конституции, прав и свобод гражданина и человека, определяет основные направления внутренней и внешней политики, представляет РФ внутри страны и на международном уровне, является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами государства.
Президент избирается гражданами РФ на четыре года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Им может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет и постоянно проживающий в РФ не менее десяти лет. Одно и то же лицо не может занимать должность президента более двух сроков подряд.
Во исполнение своих полномочий президент издает указы и распоряжения. Организационное обеспечение деятельности президента возлагается на его администрацию, являющуюся рабочим органом при нем.[1]
Законодательная власть в Российской Федерации принадлежит парламенту — Федеральному Собранию. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.
В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов власти. Поскольку в настоящее время Российская Федерация насчитывает 89 субъектов, максимально возможное число мандатов Совета Федерации — 178.
Совет Федерации первого созыва (1993 г.) избирался на двухлетний срок на основе мажоритарной системы по двухмандатным Избирательным округам. Территория избирательных округов совпадала с территорией субъектов РФ, от каждого округа избиралось два члена Совета Федерации. В 1995 г. порядок формирования Совета Федерации изменился: в его состав вошли руководители законодательного и исполнительного органов государственной власти субъектов РФ по должности. Срок полномочий члена Совета Федерации стал определяться сроком его полномочий в качестве главы законодательного или исполнительного органа власти.
Обновление Совета Федерации осуществлялось путем ротации, определяемой выборами в органы власти субъектов РФ.
После избрания В. В. Путина главой государства порядок формирования Совета Федерации был вновь изменен. Руководители субъектов РФ перестали являться его членами. С января 2002 г. член Совета Федерации от законодательного (представительного) органа власти стал избираться депутатами этого органа на период их легислатуры, а член Совета Федерации от исполнительного органа власти стал назначаться главой исполнительной власти субъекта РФ на срок его полномочий. Эта реформа, с одной стороны, повысила эффективность законотворческой деятельности Совета Федерации, с другой — не могла не привести к некоторому снижению политической роли этого органа в системе власти и управления в РФ.
Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на четыре года. Лишь Государственная Дума первого созыва (1993 — 1995 гг.) была избрана на двухлетний срок. На думских выборах 1993, 1995 и 1999 гг. использовалась смешанная избирательная система: одна половина депутатов избиралась на основе мажоритарной системы относительного большинства по одномандатным избирательным округам, а другая половина — на основе системы пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу. При формировании депутатского корпуса по системе пропорционального представительства действует правило пятипроцентного барьера, согласно которому места в Думе распределяются между партийными списками, сумевшими преодолеть эту планку.
Правительство РФ и система федеральных органов исполнительной власти. Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. Оно состоит из председателя его заместителей и федеральных министров. Формирование правительства входит в компетенцию Президента РФ. Он назначает с согласия Государственной Думы председателя правительства. Если Государственная Дума такого согласия не дает и трижды отклоняет предложенную президентом кандидатуру, глава государства распускает Думу и единолично назначает премьера. Последний в недельный срок после своего назначения представляет президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, а также предложения по персональному составу правительства. Назначение на должность и освобождение от должности заместителей председателя правительства и федеральных министров производится президентом. Он вправе также принять решение об отставке правительства. Причем Конституция не требует от президента публичной мотивации его решений.
Правительство РФ является органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим общее управление в различных сферах жизни общества. Непосредственное руководство отдельными отраслями находится в ведении различных министерств и ведомств, подчиняющихся Правительству РФ и образующих вместе с ним систему федеральных органов исполнительной власти. Помимо правительства в эту систему входят: федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии, федеральные службы, российские агентства и федеральные надзоры. Правительство РФ относится к высшим органам федеральной исполнительной власти, все остальные — к центральным.
Министерство РФ — это федеральный орган исполнительной вдасти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности. Министерство руководит, как правило, определенной отраслью. Образование, упразднение и реорганизация федеральных министерств отнесены к прерогативе президента. Во главе федерального министерства стоит министр, который назначается на должность и смещается с должности президентом по представлению главы правительства. Министры входят в состав правительства с правом решающего голоса. Федеральные министерства подчинены правительству и работают под его руководством. Силовые министерства, Министерство иностранных дел и Министерство юстиции подчинены непосредственно президенту.
Государственный комитет РФ и Федеральная комиссия РФ — это федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Создание, ликвидация и реорганизация государственных комитетов и федеральных комиссий входят в компетенцию Президента РФ, а назначение на должность и освобождение от должности осуществляется Правительством.[2]
Раздел 3: Реформа государственного управления на современном этапе.
26 марта 2000 г. уже в первом туре голосования Президентом Российской Федерации был избран В.В.Путин. Вступая на этот пост, он сказал: «Мы доказали, что Россия становится современным демократическим государством. Мирная преемственность власти - это важнейший элемент политической стабильности, о которой мы с вами мечтали, к которой стремились, которой добивались».
В деятельности нового политического руководства страны определились приоритеты:
· в области государственного управления - укрепление вертикали власти;
· в экономической области - продолжение и углубление либеральных экономических реформ.
В конце 80-х — 90-х гг. явственно обозначилась угроза ослабления системы управления страной. «Парад суверенитетов», начавшийся в последние годы перестройки, сохранялся в различных формах и в 90-е гг. Он выражался в том, что конституции республик в составе России, уставы краев и областей зачастую отличались от норм федерального законодательства, деятельность органов и учреждений федеральной власти зачастую не была скоординирована. Институт уполномоченных Президента в регионах России не был в состоянии выполнить эту роль. Поэтому в мае 2000 г. был издан Указ Президента Российской Федерации «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе». Этим указом страна была разделена на 7 федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный.
Округа включали в свой состав республики, края и области. Они создавались, как было определено Указом, в целях обеспечения реализации Президентом Российской Федерации своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений.[3]
Полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе получил права и обязанности:
· представлять Президента Российской Федерации в пределах соответствующего федерального округа;
· обеспечивать реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа;
· организовывать в соответствующем федеральном округе работу по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом Российской Федерации;
· обеспечивать контроль за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти;
· осуществлять реализацию в федеральном округе кадровой политики Президента Российской Федерации;
· представлять Президенту Российской Федерации регулярные доклады об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе, вносить Президенту Российской Федерации соответствующие предложения;
· обеспечивать координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствующем федеральном округе; и ряд других функций.
Другим государственным институтом, который должен способствовать укреплению вертикали власти, стал созданный Президентом консультативный орган — Государственный Совет, в состав которого вошли ряд руководителей регионов страны.
Произошли важные изменения в порядке комплектования Совета Федерации.
В связи с тем, что в Государственной Думе впервые сложилось устойчивое пропрезидентское большинство, по предложению Президента и Правительства, были приняты важнейшие законы. Утверждены государственные символы России, приняты новые Административный и Уголовный кодексы, законы о земле, внесены важные изменения и дополнения в налоговое законодательство.
Важные и позитивные перемены наметились в экономической области.
Впервые с 1985 г. страна свела свой бюджет с профицитом, то есть с превышением доходов над расходами. В 2000 г. он составил 1,5% федерального бюджета, а в 2001 - 2,9%. В связи с этим создались условия для выплаты внешнего долга, не прибегая к новым заимствованиям. Ослабла зависимость от Международного валютного фонда. Благоприятная конъюнктура на углеводородное сырье — нефть и газ, важнейшие статьи российского импорта — позволила существенно увеличить налоговые поступления и рост золото-валютных ресурсов Центробанка. Валовой внутренний продукт вырос к июню 2002 г. на 103,7% по сравнению с июнем 2001 г. За этот же период производство промышленной продукции выросло на 104,4%, сельского хозяйства — на 102,2%. Вместе с тем, темпы экономического развития оцениваются как недостаточные. Актуальной остается задача дебюрократизации экономики, контроля за инфляционными процессами, увеличения инвестиций, сокращения оттока капитала из страны.
Заключение.
Таким образом, в настоящее время Конституцией РФ 1993 г. была установила система органов государственной власти, которая построена на принципах демократизма, законности, республиканизма, федерализма и разделения властей.
Конституция РФ закрепила республиканскую форму правления. Высшая власть в РФ принадлежит выборным органам — Президенту и Федеральному Собранию.
Однако для достижения благополучия страны необходимо производить и дальше радикальные перемены как и в экономике, и в общественной жизни, а с данными областями неразрывно связано эффективное государственное управление.
Президент Российской Федерации В.В.Путин, выступая на церемонии вступления в должность, заявил: «У нас нет права быть «Иванами, не помнящими родства». Мы не должны забывать ничего, мы должны знать свою историю, знать ее такой, какая она есть, извлекать из нее уроки, всегда помнить о тех, кто создал Российское государство, отстаивал его достоинство, делал его великим,мощным, могучим государством. Мы сохраним эту память, и мы сохраним эту связь времен, и все лучшее из нашей истории мы передадим потомкам».
Библиография:
1. Конституция РФ
2. В.И. Куликов «История государственного управления в России» М.2003г.
3. О.М. Рой «Система государственного и муниципального управления», М. 2001г. С.201
4. Р.Г. Пихой «История государтсвенного управления в России», М.2003г.
[1] О.М. Рой «Система государственного и муниципального управления», М. 2001г. С.201
[2] В.И. Куликов «История государственного управления в России» М.2003г. С.198
[3] Р.Г. Пихой «История государтсвенного управления в России», М.2003г. С.387