№ заказа

№ 1031.4

Тема, вариант

Тема

Дисциплина

Развитие государтсвенного управления на рубеже 20-21 вв: предпосылки, услвоия и основные тенденции.

исполнитель

Лещенко Н.А.

Содержание

Введение. 3

Раздел 1: Государственный аппарат РФ в 1991 — 1993 гг. 5

Раздел 2: Государственное и муниципальное управление в Российской Федерации в 90-х гг. XX в. 7

Раздел 3: Реформа государственного управления на современном этапе. 11

Заключение. 14

Библиография: 15

Введение

РСФСР являлась крупнейшей союзной республикой СССР и занимала свыше 3/4 территории страны, в ней проживало более половины ее населения. Как и другие союзные республики, РСФСР имела свою Конституцию (последняя Конституция РСФСР была принята 12 апреля 1978 г.), свои органы государственной власти и управления — Верховный Совет РСФСР, Президиум Верховно­го Совета РСФСР, Совет министров РСФСР, министерства и ве­домства. В то же время государственность РСФСР была в значи­тельной степени номинальной. В отличие от других республик ее государственные структуры не дополняли пирамиду власти и яв­лялись часто лишним звеном, без которого легко можно было обойтись.

Политические процессы поздней перестройки, децентрали­зация государственного управления непосредственно затронули РСФСР. Весной 1990 г. в РСФСР были образованы новые органы государственной власти — Съезд народных депутатов РСФСР и постоянно действующий Верховный Совет РСФСР. 12 июня 1990 г. на I съезде народных депутатов РСФСР большинством голосов принимается Декларация о государственном суверенитете РСФСР.

17 марта 1991 г. на республиканском референдуме большин­ство россиян высказалось за введение в РСФСР поста президен­та. 12 июня 1991 г., в годовщину принятия Декларации о государ­ственном суверенитете РСФСР, состоялись первые президентские выборы. Они принесли победу Б. Н. Ельцину.

После провала попытки государственного переворота в августе 1991 г. реальные рычаги государственной власти оказались в руках республик, в том числе и РСФСР. Учреждения, предприятия и организации переходили из общесоюзного в республиканское подчинение.

В декабре 1991 г., после окончательного распада СССР, РСФСР стала независимым государством и была признана мировым сооб­ществом в качестве правопреемника СССР. В апреле 1992 г. было изменено официальное название республики. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика переименовывалась в российскую Федерацию - Россию.

Федеративный договор 1992 г. Руководство РФ, занятое борь­бой с союзным Центром, поощряло сепаратистские выступле­ния некоторых лидеров российских автономий, справедливо по­лагая, что это ослабляет союзный Центр. Но после декабря 1991 г. оно само оказалось перед серьезной проблемой сохранения государ­ственного единства Российской Федерации. Возникла реальная угро­за распада РФ. Поиск оптимальной модели национально-государственного устройства РФ был сложным. Он велся в острых дискуссиях и спо­рах с сепаратистски настроенными политическими элитами авто­номных образований. Главным их итогом стало новое понимание принципа федерализма, которое вышло за сферу национальной политики, приобрело универсальный характер и было распрост­ранено на отношения между российским Центром и регионами, не являвшимися национальными образованиями.

31 марта 1992 г. состоялось подписание Федеративного договора. Он дал статус субъектов Российской Федерации не только рес­публикам в составе РФ (так стали именоваться бывшие автоном­ные республики и автономные области, кроме Еврейской АО), автономной области и автономным округам, что считалось само собою разумеющимся, но и крупным административно-террито­риальным единицам — краям и областям, а также Москве и Санкт-Петербургу, получившим впоследствии название городов феде­рального значения.

С заключением Федеративного договора удалось избежать по­вторения сценария с распадом государства, на этот раз России. Окончательно изменилась ее государственно-правовая природа как федерации. Во-первых, она стала «полной» федерацией, т. е. все ее национальные образования являются субъектами. Во-вторых, она превратилась в смешанную федерацию, сочетающую в своем уст­ройстве как национальные, так и территориальные начала.

В данной работе передо мной поставлена цель раскрыть развитие системы государственного управления на рубеже XX –XXI века, предпосылки, условия способствовавшие развитию и основные тенденции.

Раздел 1: Государственный аппарат РФ в 1991 — 1993 гг.

Период с декаб­ря 1991 г. по декабрь 1993 г. оказался одним из самых драматичных в истории становления новой российской государственности. Го­сударственные структуры, появившиеся еще в эпоху существования СССР, медленно и сложно трансформировались во властные органы суверенного государства.

Высшим органом власти в РФ считался Съезд народных депута­тов. Он состоял из 1068 депутатов, избиравшихся от террито­риальных округов (900), национально-государственных образова­ний (84) и административно-территориальных единиц (84). К ком­петенции Съезда относилось определение внутренней и внешней политики, принятие и изменение Конституции, решение ряда других важных государственных вопросов. На Съезде избирался также Верховный Совет РФ. В целях более быстрого проведения экономических реформ Съезд народных депутатов осенью 1991 г. делегировал часть своих полномочий Президенту РФ. Всего с 1990 по 1993 г. состоялось десять съездов народных депутатов РФ.

Верховный Совет РФ являлся постоянно действующим законо­дательным, распорядительным и контрольным органом. В каждой из двух его палат (Совет республики и Совет национальностей) за­седало по 126 депутатов. Предполагалась ежегодная ротация час­ти его членов.

Высшим должностным лицом и главой исполнительной власти являлся Президент РФ. Он избирался в паре с вице-президентом на пятилетний срок. Конституция устанавливала определенные требования к кандидатам на обе эти должности: они должны были быть не моложе 35 и не старше 65 лет. Одно и то же лицо не могло занимать должность президента более двух сроков подряд. Прези­дент наделялся значительными полномочиями в сфере исполни­тельной власти, руководил деятельностью правительства.

Новым органом в государственной системе РФ стал Конститу­ционной Суд, осуществлявший судебную власть в форме конституци­онного судопроизводства.

С распадом СССР претерпела изменения исполнительно-рас­порядительная власть. Были упразднены общесоюзные и союзно-республиканские министерства и госкомитеты. Все центральные органы управления РФ стали подчиняться только Президенту или Правительству РФ. Ряд министерств и ведомств РФ в ходе этой реорганизации получили в свое распоряжение аппарат упразднен­ных союзных структур.

Существование старых и новых структур управления, разная степень их приспособления к новым условиям, сложность поли­тической и экономической обстановки в стране, начавшийся пе­редел государственной собственности, разногласия по вопросу принятия новой Конституции стали причиной кризиса 1993 г., вылившегося в вооруженное противостояние между сторонника­ми Съезда народных депутатов и Верховного Совета, с одной сто­роны, и сторонниками президента и правительства — с другой.

Работа над но­вым Основным законом началась еще летом 1990 г. К осени 1990 г. проект Конституции был опубликован. Учреж­дение поста Президента РФ, распад СССР и превращение Рос­сийской Федерации в самостоятельное государство, подписание Федеративного договора и другие изменения заставляли постоян­но дорабатывать подготовленный Конституционной комиссией проект. Тем не менее до весны 1993 г. он оставался официальным проектом Конституции Российской Федерации. Параллельно с подготовкой новой Конституции вносились различные измене­ния и поправки в действовавшую Конституцию. В период 1990 — 1993 гг. было принято свыше 600 поправок.

В мае 1993 г. от имени Президента РФ был предложен альтерна­тивный проект Основного закона, ставший отныне официальным про­ектом Конституции РФ.

 В ноябре 1993 г. проект Основного закона был опубликован. В референдуме, состоявшемся 12 декабря 1993 г., приняли учас­тие 54,8 % граждан Российской Федерации, имеющих право го­лоса. 58,4 % из них проголосовали за новую Конституцию страны. Впервые в истории России Основной закон был принят народом, хотя приходится констатировать, что Конституция фактически была одобрена лишь третью населения страны. Принятие Консти­туции Российской Федерации завершило процесс оформления новой российской государственности.

Раздел 2: Государственное и муниципальное управление в Российской Федерации в 90-х гг. XX в.

Конституция РФ 1993 г. установила систему органов государственной власти, строящуюся на принципах демократизма, законности, республиканизма, федерализма и разделения властей.

Принцип демократизма означает, что источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет власть непосредственно, а также через орга­ны государственной власти и местного самоуправления.

Согласно принципу законности все государственные органы в РФ создаются в строгом соответствии с Конституцией и законами.

Конституция РФ закрепила республиканскую форму правления (принцип республиканизма). Высшая власть в РФ принадлежит вы­борным органам — президенту и парламенту (Федеральному Со­бранию). По формальным признакам (президент не является гла­вой исполнительной власти, наличие поста премьер-министра, ограниченная ответственность правительства перед парламентом) Российская Федерация относится к смешанным республикам, но фактически является президентской.

В соответствии с принципом федерализма государственную власть в Российской Федерации осуществляют федеральные органы го­сударственной власти и органы государственной власти субъектов РФ, которые являются звеньями единой системы органов госу­дарственной власти, действующей на основе разграничения пред­метов ведения. Государственная власть в РФ осуществляется так­же на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. При этом все ветви власти в пределах своих полномочий самостоятельны (рис. 22).

Федеральное звено органов государственной власти составляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и суды. Президент РФ занимает ведущее поло­жение в системе государственных органов. Согласно Конституции РФ Президент РФ является главой государства, выступает гаран­том Конституции, прав и свобод гражданина и человека, опреде­ляет основные направления внутренней и внешней политики, представляет РФ внутри страны и на международном уровне, яв­ляется Верховным главнокомандующим Вооруженными силами государства.

Президент избирается гражданами РФ на четыре года на осно­ве всеобщего равного и прямого избирательного права при тай­ном голосовании. Им может быть избран гражданин РФ не моло­же 35 лет и постоянно проживающий в РФ не менее десяти лет. Одно и то же лицо не может занимать должность президента бо­лее двух сроков подряд.

Во исполнение своих полномочий президент издает указы и распоряжения. Организационное обеспечение деятельности пре­зидента возлагается на его администрацию, являющуюся рабо­чим органом при нем.[1]

Законодательная власть в Россий­ской Федерации принадлежит парламенту — Федеральному Собра­нию. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Феде­рации и Государственной Думы.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов власти. Поскольку в настоящее время Российская Феде­рация насчитывает 89 субъектов, максимально возможное число мандатов Совета Федерации — 178.

Совет Федерации первого созыва (1993 г.) избирался на двух­летний срок на основе мажоритарной системы по двухмандатным Избирательным округам. Территория избирательных округов со­впадала с территорией субъектов РФ, от каждого округа избира­лось два члена Совета Федерации. В 1995 г. порядок формирования Совета Федерации изменился: в его состав вошли руководители законодательного и исполнительного органов государственной власти субъектов РФ по должности. Срок полномочий члена Со­вета Федерации стал определяться сроком его полномочий в качестве главы законодательного или исполнительного органа власти.

Обновление Совета Федерации осуществлялось путем ротации, определяемой выборами в органы власти субъектов РФ.

После избрания В. В. Путина главой государства порядок формирования Совета Федерации был вновь изменен. Руководители субъек­тов РФ перестали являться его членами. С января 2002 г. член Со­вета Федерации от законодательного (представительного) органа власти стал избираться депутатами этого органа на период их ле­гислатуры, а член Совета Федерации от исполнительного органа власти стал назначаться главой исполнительной власти субъекта РФ на срок его полномочий. Эта реформа, с одной стороны, по­высила эффективность законотворческой деятельности Совета Федерации, с другой — не могла не привести к некоторому сни­жению политической роли этого органа в системе власти и управ­ления в РФ.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на четыре года. Лишь Государственная Дума первого созы­ва (1993 — 1995 гг.) была избрана на двухлетний срок. На думских выборах 1993, 1995 и 1999 гг. использовалась смешанная избира­тельная система: одна половина депутатов избиралась на основе мажоритарной системы относительного большинства по одноман­датным избирательным округам, а другая половина — на основе системы пропорционального представительства по общефедераль­ному избирательному округу. При формировании депутатского корпуса по системе пропорционального представительства дей­ствует правило пятипроцентного барьера, согласно которому ме­ста в Думе распределяются между партийными списками, сумев­шими преодолеть эту планку.

Правительство РФ и система федеральных органов исполни­тельной власти. Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. Оно состоит из председателя его заместителей и федеральных министров. Формирование пра­вительства входит в компетенцию Президента РФ. Он назначает с согласия Государственной Думы председателя правительства. Если Государственная Дума такого согласия не дает и трижды отклоняет предложенную президентом кандидатуру, глава государства рас­пускает Думу и единолично назначает премьера. Последний в не­дельный срок после своего назначения представляет президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, а также предложения по персональному составу правитель­ства. Назначение на должность и освобождение от должности заме­стителей председателя правительства и федеральных министров производится президентом. Он вправе также принять решение об отставке правительства. Причем Конституция не требует от прези­дента публичной мотивации его решений.

Правительство РФ является органом федеральной исполнитель­ной власти, осуществляющим общее управление в различных сфе­рах жизни общества. Непосредственное руководство отдельными отраслями находится в ведении различных министерств и ведомств, подчиняющихся Правительству РФ и образующих вместе с ним систему федеральных органов исполнительной власти. Помимо правительства в эту систему входят: федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии, федеральные службы, российские агентства и федеральные надзоры. Правитель­ство РФ относится к высшим органам федеральной исполнитель­ной власти, все остальные — к центральным.

Министерство РФ — это федеральный орган исполнительной вдасти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности. Министерство ру­ководит, как правило, определенной отраслью. Образование, уп­разднение и реорганизация федеральных министерств отнесены к прерогативе президента. Во главе федерального министерства сто­ит министр, который назначается на должность и смещается с должности президентом по представлению главы правительства. Министры входят в состав правительства с правом решающего голоса. Федеральные министерства подчинены правительству и работают под его руководством. Силовые министерства, Мини­стерство иностранных дел и Министерство юстиции подчинены непосредственно президенту.

Государственный комитет РФ и Федеральная комиссия РФ — это федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, от­несенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Создание, ликвидация и реорга­низация государственных комитетов и федеральных комиссий вхо­дят в компетенцию Президента РФ, а назначение на должность и освобождение от должности осуществляется Правительством.[2]

Раздел 3: Реформа государственного управления на современном этапе.

26 марта 2000 г. уже в первом туре голосования Президентом Российской Федерации был избран В.В.Путин. Вступая на этот пост, он сказал: «Мы доказали, что Россия становится современным демократичес­ким государством. Мирная преемственность власти - это важней­ший элемент политической стабильности, о которой мы с вами мечтали, к которой стремились, которой добивались».

В деятельности нового политического руководства страны оп­ределились приоритеты:

·        в области государственного управления - укрепление верти­кали власти;

·        в экономической области - продолжение и углубление либе­ральных экономических реформ.

В конце 80-х — 90-х гг. явственно обозначилась угроза ослабления системы управления страной. «Парад суверенитетов», начавшийся в последние годы перестройки, сохранялся в различных формах и в 90-е гг. Он выражался в том, что конституции республик в составе Рос­сии, уставы краев и областей зачастую отличались от норм федераль­ного законодательства, деятельность органов и учреждений федераль­ной власти зачастую не была скоординирована. Институт уполномо­ченных Президента в регионах России не был в состоянии выполнить эту роль. Поэтому в мае 2000 г. был издан Указ Президента Российской Федерации «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе». Этим указом страна была разделе­на на 7 федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Юж­ный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный.

Округа включали в свой состав республики, края и области. Они создавались, как было определено Указом, в целях обеспечения ре­ализации Президентом Российской Федерации своих конституци­онных полномочий, повышения эффективности деятельности фе­деральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений.[3]

Полномочный представитель Президента Российской Федера­ции в федеральном округе получил права и обязанности:

·                       представлять Президента Российской Федерации в пределах соответствующего федерального округа;

·                       обеспечивать реализацию конституционных полномочий гла­вы государства в пределах соответствующего федерального округа;

·                       организовывать в соответствующем федеральном округе ра­боту по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, опре­деляемых Президентом Российской Федерации;

·                       обеспечивать контроль за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти;

·                       осуществлять реализацию в федеральном округе кадровой по­литики Президента Российской Федерации;

·                       представлять Президенту Российской Федерации регулярные доклады об обеспечении национальной безопасности в федераль­ном округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе, вносить Президенту Российской Федерации соответствующие предложения;

·                       обеспечивать координацию деятельности федеральных орга­нов исполнительной власти в соответствующем федеральном окру­ге; и ряд других функций.

Другим государственным институтом, который должен способ­ствовать укреплению вертикали власти, стал созданный Президен­том консультативный орган — Государственный Совет, в состав ко­торого вошли ряд руководителей регионов страны.

Произошли важные изменения в порядке комплектования Со­вета Федерации.

В связи с тем, что в Государственной Думе впервые сложилось устойчивое пропрезидентское большинство, по предложению Президента и Правительства, были приняты важнейшие законы. Утверждены государственные символы России, приняты новые Административный и Уголовный кодексы, законы о земле, внесе­ны важные изменения и дополнения в налоговое законодательство.

Важные и позитивные перемены наметились в экономической области.

Впервые с 1985 г. страна свела свой бюджет с про­фицитом, то есть с превышением доходов над расходами. В 2000 г. он составил 1,5% федерального бюджета, а в 2001 - 2,9%. В связи с этим создались условия для выплаты внешнего долга, не прибегая к новым заимствованиям. Ослабла зависимость от Международно­го валютного фонда. Благоприятная конъюнктура на углеводород­ное сырье — нефть и газ, важнейшие статьи российского импорта — позволила существенно увеличить налоговые поступления и рост золото-валютных ресурсов Центробанка. Валовой внутренний про­дукт вырос к июню 2002 г. на 103,7% по сравнению с июнем 2001 г. За этот же период производство промышленной продукции вырос­ло на 104,4%, сельского хозяйства — на 102,2%. Вместе с тем, темпы экономического развития оцениваются как недостаточные. Акту­альной остается задача дебюрократизации экономики, контроля за инфляционными процессами, увеличения инвестиций, сокраще­ния оттока капитала из страны.

Заключение.

Таким образом, в настоящее время Конституцией РФ 1993 г. была  установила система органов государственной власти, которая построена на принципах демократизма, законности, республиканизма, федерализма и разделения властей.

Конституция РФ закрепила республиканскую форму правления. Высшая власть в РФ принадлежит вы­борным органам — Президенту и Федеральному Со­бранию.

Однако для достижения благополучия страны необходимо производить и дальше радикальные перемены как и в экономике, и в общественной жизни, а с данными областями неразрывно связано эффективное государственное управление.

Президент Российской Федерации В.В.Путин, выступая на церемонии вступления в должность, заявил: «У нас нет права быть «Иванами, не помнящими родства». Мы не должны забывать ничего, мы должны знать свою историю, знать ее такой, какая она есть, извлекать из нее уроки, всегда помнить о тех, кто создал Россий­ское государство, отстаивал его достоинство, делал его великим,мощным, могучим государством. Мы сохраним эту память, и мы сохраним эту связь времен, и все лучшее из нашей истории мы  пе­редадим потомкам».     

Библиография:

1.     Конституция РФ

2.     В.И. Куликов «История государственного управления в России» М.2003г.

3.     О.М. Рой «Система государственного и муниципального управления», М. 2001г. С.201

4.     Р.Г. Пихой «История государтсвенного управления в России», М.2003г.


[1] О.М. Рой «Система государственного и муниципального управления», М. 2001г. С.201

[2] В.И. Куликов «История государственного управления в России» М.2003г. С.198

[3] Р.Г. Пихой «История государтсвенного управления в России», М.2003г. С.387