Содержание

1. Сущность и функции местного бюджета............................................... 2

2. Нормативно-правовое регулирование местного бюджета.................. 6

3. Анализ расходов местного бюджета на развитие социальной сферы города Екатеринбурга............................................................................................... 9

Заключение.................................................................................................. 15

Список использованной литературы....................................................... 18

Введение

В последние годы в Российской Федерации произошли существенные изменения в системе управления региональными и местными бюджетами, связанные как с изменением налогового и бюджетного законодательства, так и с изменениями экономической ситуации в стране. Кардинально были пересмотрены и принципы построения межбюджетных отношений. Общие направления дальнейшего совершенствования системы управления региональными финансами были закреплены в утвержденной в августе 2001 г. Правительством Российской Федерации «Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года».

Предложения по дальнейшему развитию бюджетной системы страны могут быть сведены к нескольким направлениям, одно из которых заключается в снижении объемов профицита с одновременным снижением налогового бремени для предприятий. Несмотря на возрастание рисков неисполнения бюджета в случае снижения налоговой нагрузки, предполагается, что это приведет к таким позитивным сдвигам, как увеличение расходов на внутреннее потребление и рост внутренних инвестиций.

Между тем предварительный анализ ситуации, сложившейся в различных субъектах Российской Федерации и отдельных муниципальных образованиях, показывает, что имеются и многочисленные внутренние резервы в распределении бюджетных средств на региональном и местном уровнях, связанные с наличием многочисленных нерациональных расходов. Сокращение таких расходов при одновременном дополнительном снижении налогового бремени и повышении налоговой автономии региональных и местных властей также могут стать причинами роста деловой активности в регионах, безболезненности проведения структурных преобразований для населения, а также обеспечения социальной стабильности, повышения уровня жизни как в стране в целом, так и в отдельных регионах.

Исходя из этого представляется целесообразной цель данного исследования: провести анализ формирования и исполнения местных бюджетов.

Данная цель реализуется с помощью раскрытия следующих основных задач:

– определить роль и значение местного бюджета в финансовой системе страны;

– описать структуру доходов и расходов местных бюджетов.

Процесс формирования и исполнения бюджета исследовался многими учеными, особенно следует выделить работы таких ученых как Бабич А.М., Брайчева Т.В., Вахрин П.И., Врублевская О.В., Годин А.М., Дадашев А.З., Дмитриев М., Дробозина Л.А., Золотарева А., Клисторин В.И., Крохина Ю.А., Макаров Г.Н., Мысляева И.Н., Павлова Л.Н., Подпорина И.В., Поляк Г.Б., Резников С.С., Романовский М.В., Самсонов Н.Ф., Солянникова С.П., Ткачук М.И., Федосова В.М., Черник Д.Г., Чичелев М.Е. и др.

1. Сущность и функции местного бюджета

Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» [3, с. 32]. Таким образом, аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д. Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.

Как правило, сложившиеся формы государственного управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странах с социалистической экономикой в силу монопольной государственной  собственности на средства производства и наличия мощного госаппарата, основной её задачей было обслуживание потребностей  государственной власти. Государственные финансы подчиняли себе и средства предприятий и организаций, и даже сбережения населения.

Перемены в экономике России и её политическом строе, произошедшие в  начале 90-х годов, вызвали серьезные изменения в её финансовом механизме. Появление новых форм собственности, новых субъектов хозяйствования повлекло изменения в системе денежных доходов и расходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами. Одним из важнейших направлений реформирования государственных финансов стало расчленение единого госбюджета на три самостоятельных части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Это стало важным шагом к демократизации финансовых отношений. В этом же направлении действовали переход к налогам, как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, приватизация государственной собственности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям в бюджетной системе Российской Федерации, и её бюджетном устройстве.

Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение:  «бюджетная система - основанная  на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов»   [3, ст.6]. Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы её построения[1].

Организационное построение бюджетной системы всецело зависит  от формы государственного устройства. Бюджетная система унитарных государств включает в себя два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты. У государств с федеративным устройством, наряду с федеральным и местными бюджетами, выделяются бюджеты субъектов федерации (штатов в США, Бразилии, Индии; земель в Германии; республик, краёв, областей и автономных округов в России). Однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней не входят в бюджеты вышестоящих уровней.

Таким образом, бюджетная система  России, как федеративного государства состоит из трёх уровней:

·     первый уровень  - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

·     второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

·     третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

Совокупность бюджетов всех уровней образует консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет определяется Бюджетным кодексом как свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории [БК РФ, стр.6].

Консолидированный бюджет субъекта РФ  составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований.

Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

Сущность государственного бюджета реализуется через его функции: мобилизацию денежных средств в руках государства, их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей, а также контроль за своевременностью и полнотой поступления финансовых ресурсов в распоряжение государства, эффективностью их использования.

Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т.е. через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и их расходование [7, c.19].

Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном (субъектов федерации) и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.

По всем рассматриваемым показателям – и по доле дефицитных местных бюджетов, и по степени остроты бюджетных дефицитов (как в среднем, так и в отдельности по городам и районам) – налицо отличие данных (как в лучшую, так и в худшую сторону) от среднероссийских значений. Причем различия обнаруживаются как по значениям показателей за отдельные годы, так и по их динамике (тенденциям).

 

2. Нормативно-правовое регулирование местного бюджета

Бюджетное устройство страны, функционирование бюджетной системы, компетенции органов власти всех уровней в области бюджета регламентируются законодательством о бюджетных правах.

Процесс формирования и исполнения бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетными правоотношениями, т.е. урегулированными нормами права общественными отношениями, к которым относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в ходе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы, контроля за их исполнением, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга.

Основополагающим актом бюджетного права является Конституция страны. В Конституции Российской Федерации 1993года заложены основы бюджетных прав федеральных, региональных и местных органов власти, которые сформулированы с учетом федеративного устройства государства.

На современном этапе в Российской Федерации повышается роль органов местного самоуправления в хозяйственном и культурном строительстве. Они получили большие права в области руководства хозяйственным и социально-культурным строительством на подведомственной территории.

Для выполнения возложенных на органы местного самоуправления функций они наделены соответствующими правами, имущественной базой, материальными и финансовыми ресурсами.

Наличие у каждого из них бюджета укрепляет их экономическую самостоятельность, активизирует хозяйственную деятельность, позволяет им развивать общественную инфраструктуру на подведомственной территории, расширять ее экономический потенциал, выявлять и использовать резервы финансовых ресурсов. В конечном итоге все это расширяет возможности органов местного самоуправления в наиболее полном и всестороннем удовлетворении нужд населения.

Правовой основой функционирования местных бюджетов в Российской Федерации являются законодательные акты, изданные в 90-е годы.

В Конституции Российской Федерации (ст. 132) зафиксировано, что органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.

Компетенция органов местного самоуправления в бюджетной сфере определена в статье 9 Бюджетного кодекса РФ, в которой к ведению органов местного самоуправления в регулировании бюджетных правоотношений отнесено:

·        установление порядка составления и рассмотрения проектов местных бюджетов, утверждения и исполнения местных бюджетов, осуществление контроля за их исполнением и утверждения отчетов об их исполнении местных бюджетов;

·        составление и рассмотрение проектов местных бюджетов, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов;

·        определение порядка направления в местные бюджеты доходов от использования муниципальной собственности, местных налогов и сборов, иных доходов местных бюджетов;

·        определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;

·        предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;

·        определение порядка осуществления муниципальных заимствований;

·        осуществление муниципальных заимствований и управление муниципальным долгом.

Важным этапом в формировании законодательных основ местных финансов стал Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" 2005г. В нем регламентируется порядок формирования и использования финансовых ресурсов местного самоуправления; финансовых взаимоотношений органов местного самоуправления с органами государственной власти, субъектами хозяйствования и финансово-кредитными институтами; разграничение доходов и расходов между бюджетами.

Зафиксированные в этом законе новые положения внесли изменения в процессе формирования и исполнения местных бюджетов. Этим обусловлена необходимость разработки методических рекомендаций по формированию местных бюджетов.

При подготовке указанных методических рекомендаций использованы положения Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления". В тексте методических рекомендаций ссылки на текст этого закона обозначены путем указания номеров соответствующих статей Закона, его частей или пунктов. Кроме того, использованы: Федеральный закон 2005г. "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный Кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" (В тексте методических рекомендаций ссылки на кодекс обозначаются – БК с указанием номера соответствующей статьи); а также Закон 2005г. "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации  и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

 

3. Анализ расходов местного бюджета на развитие социальной сферы города Екатеринбурга

Расходы по финансированию отраслей муниципального хозяйства за 2004 год составили 1085781 тыс. рублей, при уточненном плановом назначении на 2004 год - 1112740 тыс. рублей или выполнены на 96,7 %.

Доля расходов на муниципальное хозяйство занимает 25,1% от расходной части городского бюджета.

Исполнение бюджета в разрезе отраслей муниципального хозяйства характеризуется следующими данными.

Расходы бюджета по разделу «Промышленность энергетика и строительство» по итогам 2004 года сложились в сумме 23978 тыс. рублей при запланированных 30781 тыс.рублей или выполнены на 77,9%. Из них на строительство и реконструкцию направлено 22841 тыс.рублей при уточненных бюджетных назначениях 29643 тыс.рублей или 77,1% к плану.

Расходы по разделу «Сельское хозяйство и рыболовство» были предусмотрены на выполнение работ по межеванию земельных участков под объектами муниципальной собственности. Расходы произведены в полном объеме и составили 803 тыс.рублей.

На финансирование расходов по разделу «Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика» направлено 106818 тыс.рублей или 99,7% к уточненным бюджетным назначениям. Из них на финансирование предприятий городского пассажирского транспорта в части выполнения государственных полномочий (государственное регулирование цен на пассажирские перевозки) освоен весь объем переданных из областного бюджета ассигнований в размере 71290 тыс.рублей.

Кроме того, за счет собственных доходных источников 5300 тыс.рублей направлено на погашение кредиторской задолженности по расчетам с внебюджетными фондами и 6200 тыс.рублей на покрытие убытков, возникающих от льготного провоза школьников.

Наибольший удельный вес в расходах бюджета на муниципальное хозяйство занимают расходы, направленные на финансирование жилищно-коммунальной отрасли – 87,9%.

Исполнение бюджетных обязательств по финансированию жилищно-коммунального хозяйства составило 97% к уточненному плану. При запланированных на 2004 год расходах в сумме 983977 тыс. рублей на указанную отрасль муниципального хозяйства направлено 954182 тыс. рублей, что выше на 74446 тыс. рублей  расходов, произведенных в 2003 году. Из них расходы на жилищное хозяйство составили 242240 тыс.рублей при запланированных 254903 тыс.рублей; на коммунальное хозяйство - 661070 тыс.рублей при запланированных 678034 тыс.рублей.

Кассовые расходы бюджета по статье «Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг населению» составили 55619 тыс.рублей при запланированных 58820 тыс. рублей или 94,6% к уточненному плану.

На покрытие убытков по текущему содержанию жилищного фонда направлено 80837 тыс.рублей или 100% к уточненным бюджетным назначениям.

Запланированные в бюджете ассигнования на проведение капитального ремонта жилищного фонда в сумме 98143 тыс.рублей освоены получателями на 92,6% и составили по итогам года 90848 тыс.рублей.

На проведение капитального ремонта лифтового хозяйства направлено 6050  тыс.рублей или 99,5% к ассигнованиям, запланированным в бюджете.

Дотация на теплоснабжение и горячее водоснабжение муниципального жилищного фонда составила 113206 тыс.рублей или 100% к уточненному плану. Дотация на вывоз ЖБО, водоснабжение, водоотведение составила 41478 тыс.рублей или 100% к плану. Расходы бюджета на благоустройство города составили 487863 тыс.рублей или 98% к уточненному плану.

Предусмотренные в бюджете расходы на подготовку инженерных сетей к зимнему периоду освоены на 82%. При запланированных на указанные цели ассигнованиях в размере 22167 тыс.рублей кассовые расходы бюджета составили 18247 тыс.рублей.

Уровень платежей населения за жилищно-коммунальные услуги в 2004 году был установлен в размере 90% (2003 год – 90%; 2002 год - 90%; 2001 год – 80%; 2000 год – 42%; 1999 год – 35,1%).

Приоритетными направлениями в расходовании бюджетных средств, как и прежде, остаются образование (39,2%), здравоохранение(13,5%), социальная политика (7%).

На расходы по разделу «Функционирование органов местного самоуправления» направлено 326129 тыс. рублей, что составляет 100% к уточненному плану и 7,5% от общего объема расходов бюджета города.

Расходы по разделу: «Правоохранительная деятельность» составили 165640 тыс. рублей - 100% к уточненному плану и 3,8% от общего объема расходов бюджета города.

Расходы по разделу «Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий» составили 20195 тыс. рублей или 100 % к уточненным плановым плановых ассигнованиям.

На расходы по разделу «Образование» направлено 1695218 тыс. рублей при уточненных годовых назначениях 1716974 тыс.рублей или 98,7%.

По разделу «Культура, искусство и кинематография» кассовые расходы сложились в сумме 76478 тыс. рублей при уточненном плане 77546 тыс. рублей или 98,6%.

По разделу «Здравоохранение и физическая культура» бюджетные обязательства исполнены на 98,1% и составили 548149 тыс. рублей (план – 595305 тыс.рублей).

Расходы по разделу «Социальная политика» сложились в сумме 302338 тыс. рублей при уточненных плановых ассигнованиях 309551 тыс. рублей или 97,7%.

Кредиторская задолженность по выплате заработной платы работникам учреждений бюджетной сферы по состоянию на 01.01.2005 года отсутствует.

Приоритетными направлениями в расходовании бюджетных средств, как и прежде, остаются образование (39,2%), здравоохранение(13,5%), социальная политика (7%).

На расходы по разделу «Функционирование органов местного самоуправления» направлено 326129 тыс. рублей, что составляет 100% к уточненному плану и 7,5% от общего объема расходов бюджета города.

Расходы по разделу: «Правоохранительная деятельность» составили 165640 тыс. рублей - 100% к уточненному плану и 3,8% от общего объема расходов бюджета города.

Расходы по разделу «Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий» составили 20195 тыс. рублей или 100 % к уточненным плановым плановых ассигнованиям.

На расходы по разделу «Образование» направлено 1695218 тыс. рублей при уточненных годовых назначениях 1716974 тыс.рублей или 98,7%.

По разделу «Культура, искусство и кинематография» кассовые расходы сложились в сумме 76478 тыс. рублей при уточненном плане 77546 тыс. рублей или 98,6%.

По разделу «Здравоохранение и физическая культура» бюджетные обязательства исполнены на 98,1% и составили 548149 тыс. рублей (план – 595305 тыс.рублей).

Расходы по разделу «Социальная политика» сложились в сумме 302338 тыс. рублей при уточненных плановых ассигнованиях 309551 тыс. рублей или 97,7%.

Кредиторская задолженность по выплате заработной платы работникам учреждений бюджетной сферы по состоянию на 01.01.2005 года отсутствует.

Заключение

Поставленные задачи в работе были выполнены, а цель достигнута. В ходе проведения теоретического и методологического исследования были сделаны следующие выводы.

Бюджетный процесс – регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджеты, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Этапы бюджетного процесса – это формирование, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета.

Бюджетный процесс включает в себя 4 стадии бюджетной деятельности: составление проектов бюджетов, рассмотрение и утверждение бюджетов, исполнение бюджетов, составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование – перераспределение финансовых ресурсов меду бюджетами разного уровня.

В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, БК РФ включает: финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования (Банк России), органы государственного (муниципального) финансового контроля (Счетная палата РФ, контрольные и финансовые органы исполнительной власти, контрольные органы региональных и местных представительных органов).

Участниками бюджетного процесса являются: Президент Российской Федерации, органы законодательной (представительной) власти, органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы), органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного и муниципального финансового контроля, государственные внебюджетные фонды, главные распорядители и распорядители бюджетных средств, иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия, бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов.

Основные задачи бюджетного процесса: выявление материальных и финансовых резервов государства, максимально приближенный к реальности расчет доходов бюджетов, максимально точный расчет расходов бюджетов, обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов, согласование бюджетов с реализуемой экономической программой, осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и др.

В России созрела необходимость создать новую систему формирования бюджетного процесса, которая бы повышала эффективность управления государственными финансами в соответствии с приоритетами госполитики.

Сложившийся ранее традиционный бюджетный процесс не стимулировал увеличение эффективности управления государственными финансами. Новый бюджетный процесс, который должен вступить в силу с 2005 года, повысит самостоятельность и ответственность бюджетополучателей.

При этом, бюджетные ассигнования будут "привязаны к функциям (ведомств) и обоснованы конечными результатами (работы ведомств), повысится самостоятельность и ответственность бюджетополучателей". Одним словом, будет разработана программа целевого планирования с переходом на среднесрочное планирование бюджетного процесса.

Реформирование бюджетного процесса назрело в связи с проведением административной реформы.

Сущностью реформы является смещение акцентов бюджетного процесса от управления бюджетными ресурсами к управлению результатами путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров.

Основные направления реформирования бюджетного процесса Минфин видит в реформировании бюджетной классификации и бюджетного учета; выделении бюджета "действующих" и "принимаемых" обязательств; совершенствовании среднесрочного финансового планирования; развитии и расширении сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования; упорядочении процедур составления и рассмотрения бюджета.

Для реализации основных направлений концепции реформирования бюджетного процесса Минфин считает необходимым принятие законопроекта "О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса".

Список использованной литературы

1.     Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.2000 №145-ФЗ с изменениями и дополнениями на 01.02.01. – М., “Проспект”, 2001.

2.     Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями от 22 апреля 1996 г.) от 28 августа 1995 г. №154-ФЗ.

3.     Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (введенный)/Под ред. Проф. М.В. Романовского и проф. О.В. Врублевской. – М.: Юрайт, 2001.

4.     Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. – М.: Перспектива, 2001.

5.     Брайчева Т.В. Государственные финансы. – СПб: Питер, 2001. – 288 с.

6.     Бюджетная система России /Под ред. Г.Б. Поляка. – М., ЮНИТИ, 2000. – 540 с.

7.     Бюджетная система Российской Федерации: Учебник /Под ред. М.В. Романовского, О.В.Врублевской. – М.: - ЮРАЙТ, 1999.

8.     Бюджетная система РФ: Учебник /Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М., Юрайт, 2001.

9.     Бюджетный процесс //Бюджетные организации. Экономика и учет. – 2001. – №7. – с. 9-23.

10.                        Бюджетный процесс в Российской Федерации: Учебное пособие /Врублевская О.В. и др. – М.: Перспектива, 1998.

11.                        Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – М.: «Дашков и Ко», 2002. – 344 с.

12.                        Вопросы повышения эффективности бюджетного регулирования // Сборник работ "Актуальные проблемы современной экономики" - Волгоград: ООО "Ригель", 2001.

13.                        Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. – М.: Маркетинг, 2001.

14.                        Государственные финансы /Под ред. В.М. Федосова. – Киев: Лыбидь, 1991.

15.                        Государственный бюджет: Учебное пособие. Под ред. М. И. Ткачук – Минск, Высшая школа, 1995.

  1. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система Российской Федерации: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 1997.
  2. Дмитриев М. Бюджетная политика в современной России. – М.: Московский Центр Карнеги, 1997.
  3. Дробозина Л.А. Финансы. – М.: ИНФРА-М. – 2000.
  4. Клисторин В.И. Бюджетный процесс на региональном и муниципальном уровне //Экономика. Вопросы школьного экономического образования. – 2002. –№ 3. – С. 18-24.
  5. Клисторин В.И. Методические рекомендации по общему анализу бюджетного процесса и бюджета муниципального образования //Общественное участие в бюджетном процессе. – СПб.: Норма, 2002. – С. 22-35.
  6. Клисторин В.И. Региональные различия и совершенствование бюджетного процесса и межбюджетных отношений в РФ // Проект СИРЕНА: Методы измерения и оценки региональной асимметрии Под ред. Суслова В.И. – Новосибирск, ИЭиОПП СО РАН, 2002. – Гл. 2. – С. 27-56.
  7. Макаров Г.Н. Бюджетная система РФ. – М., 1999.
  8. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 268 с.
  9. Поляк Г.Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2001.
  10. Резников С.С. Государственные финансы. – М.: Финансы и статистика, 1995.
  11. Самсонов Н.Ф. Финансы. Денежное обращение. Кредит. – М.: ИНФРА-М. 2001.
  12. Солянникова С. П. Проблемы совершенствования бюджетного процесса в Российской Федерации // Аналитический вестник. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. 2001. Вып.12. С.27-31.
  13. Финансы: Учебник для вузов /Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. – М.: Перспектива, Юрайт, 2000. – 520 с.
  14. Отчет об исполнении бюджета субъекта РФ / Министерство финансов РФ Регионы России. Социально-экономические показатели. 2003: Стат.сб./Госкомстат России. - М., 2003.

[1] Финансы: Учебник для ВУЗов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2002г., С-52