1.   Власть: сущность, типы, легитимность………………………….……………  2

1.1. Властные отношения, как особая форма активности людей……………………...…….  2

1.2. Проблема власти в оценке выдающихся мыслителей прошлого……………………….  4

1.3. Причины двойственной оценки политической власти в истории мировой философской и политической мысли………………………………………....................................................  5

1.4. Механизмы власти. Ее средства и методы……………………………….........................  7

1.5. Основные типы политической власти……………………………………………………  9

1.6. Что такое легитимность?....................................................................................................  10

2. Государство. Его сущность и формы…………………………………………… 11

2.1. Что такое государство?......................................................................................................  11

2.2. Каковы важнейшие задачи государства?.........................................................................  13

2.3. Элита и бюрократия. Их роль в осуществлении государственной власти………..…   14

2.4.  Что такое правовое государство?.....................................................................................  15

2.5.  Что такое гражданское общество?...................................................................................  16

2.6. Формы государственного правления……………………………………......................... 16

2.7.  Формы государственного устройства…………………………………………………... 19

2.8. Чем объясняется существование тех или иных форм государственного правления?.. 20

3.  Политический режим…………………………………………………….................  20

3.1.  Понятие «политического режима»……………………………………...........................  20

3.2.  Основные типы политических режимов……………………………….......................... 21

3.3.  Признаки демократического режима…………………………………………………… 22

3.4.  Основные черты недемократического режима………………………………………… 23

4.  Политическое лидерство…………………………………………………………… 24

4.1.  Как определяется понятие «лидерство»?........................................................................  24

4.2.  Типология политического лидерства…………………………………………………… 25

4.3.  Какие личные качества необходимы лидеру?.................................................................. 27

4.4.  Велика ли роль лидера в политическом процессе?......................................................... 27

5. Политические партии………………………………………………………………... 28

5.1. По каким признакам можно отличить политическую партию от других политических институтов?................................................................................................................................. 28

5.2. Каковы функции или задачи партии?................................................................................ 29

5.3.  Внутренняя структура партии…………………………………………………………... 30

5.4.  Что такое партийная система? Основные типы партийной системы………………… 31

6. Политическая культура…………………………………………………………….. 32

6.1.  Что такое политическая культура?................................................................................... 32

6.2. Политическая символика………………………………………………………………… 33

6.3. Социальная неоднородность общества и его политическая культура………………... 33

6.4. Типология политических культур……………………………………………………….. 34

6.5. Особенности политической культуры современной России…………………………... 40

 

1. Власть: сущность, типы, легитимность.

1.1. Властные отношения, как особая форма активности людей.

Legitimus – законный.

Человек является самым активным существом из всех живых существ. Формы этой активности человека чрезвычайно многообразны. Однако все формы активности человека имеют один источник – потребности (желания) людей. Человек всегда испытывает ощущение нехватки (дефицита) чего-то.

Формы активности столь же многообразны, как и потребности:

·        Активность сведённая с материальными потребностями (пища, одежда, жильё, обладание собственностью). Они удовлетворяются в ходе хозяйственной, экономической деятельности

·        Духовные потребности (художественные потребности – наслаждение красотой, образование, религиозные потребности)

·        Потребность во власти над другими людьми (может достигать уровня страсти – заставляет сметать всё на своём пути)

Потребность во власти над другими людьми может иметь разные формы:

·        Стремление человека властвовать над природой

Мичурин И.В.: «…Не ждать милости от природы, а взять у неё всё самим…»

·        Власть над своими близкими (родственниками, женой, детьми и т.п.)

·        Власть над самим собой (реализуется с помощью самосовершенствования)

·        Власть над группами людей, включая большие группы

·        Власть над всем обществом

Власть над большими группами людей и над всем обществом – политическая власть.

«ПОЛИТИКА – ЭТО СУДЬБА МИЛЛИОНОВ»

Политическая власть – это деятельность по упорядочиванию, регулированию жизни больших групп людей, общества в целом.

Решить эту особую самую масштабную задачу не под силу одному человеку, поэтому эта задача (политическая власть) решается с помощью целой системы организаций. Причём ядром этой системы является особая организация, которая называется – государство.

Политическую власть осуществляет в основном (прежде всего) государство, но не только оно. В нашу эпоху значительно выросла активность людей (их сознательность, самостоятельность). Они хотят сами участвовать в управлении страной. Они этого хотят не только через государство, но и через другие организации:

·        Политические партии

·        Профессиональные объединения

·        Женские организации

·        Молодёжные организации

·        СМИ

Сущность политической науки

Политология – наука, изучающая государство, а так же всю совокупность структур политической власти обеспечивающих жизнеспособность того или иного сообщества людей, реализацию их общих потребностей. Эти структуры (совокупность политических структур) можно представить в виде схемы:

1.2. Проблема власти в оценке выдающихся мыслителей прошлого.

Люди давно поняли, что их благополучие, а иногда и жизнь в значительной степени зависят от политических организаций. Поэтому люди стали создавать и совершенствовать эти организации и прежде всего государство. Первые государства возникли 5-7 тысяч лет назад (Египетское государство, Вавилонское государство, Индийское государство, Китайское государство, государство Древней Греции). Около 1000 лет назад возникло древнерусское Киевское государство (Русь). Эти государства добились крупных экономических, территориальных и культурных успехов. Жизнь людей стала более обеспеченной и безопасной. Их появление стало причиной быстрого роста народонаселения в этих регионах. Поэтому выдающиеся мыслители прошлого весьма высоко оценивали роль государства в общей жизни людей.

Платон (IV век до н.э.) говорил: «Управлять государством должны только достойные люди. Только учёные, мудрецы, философы – люди с «золотой» душой».

Николо Макиавелли (XVI век, Италия) – «отец политологии» говорил: «Служение государству есть дело достойное стать смыслом жизни человека».

Фридрих Ницше (XIX век, Германия) говорил: « Государство – это сталь, скрепляющая общество».

Георг Гегель (XIX век, Германия) говорил: «Государство есть шествие Бога по земле».

Многие мыслители давали высокую оценку деятельности государства, но были и такие, что давали негативную оценку.

Томас Гопс (XVII век, Англия) говорил: «Государство можно сравнить только с многоглавым чудовищем, которое описывается в Библии, и которое представляет собой помесь крокодила и змеи и называется – Левиафан. Это чудовище оказалось таким страшным, что ему удалось остановить войну всех-против-всех, какой была жизнь до возникновения государства».

Александр Радищев («Путешествие из Петербурга в Москву» 1790 год) писал: «Государство – чудище обло, огромно, азорно, стозевно и лайя (могучее,…безобразное, стоглавое и рычащее)».

Следовательно, оценка государства является весьма противоречивой, двойственной.

1.3. Причины двойственной оценки политической власти в истории мировой философской и политической мысли.

Причины двойственной оценки государства кроется в двойственности самой природы (сущности) политической власти. И эта двойственность природы политической власти состоит – политическая власть (государство) возникает на основе двух предпосылок:

·        Социальная (общественная) потребность. Всё общество нуждается в преодолении беспорядка, хаоса, войны всех-против-всех. Общество заинтересованно в обеспечении безопасности, сохранении своего имущества, благополучия и самой жизни

·        Индивидуальная, психологическая связанная с индивидуальными особенностями психологических потребностей некоторых людей. Индивидуально-психологическая связанная с отдельными людьми. Стремление отдельных людей подчинить себе подобных, стремление к обогащению за счёт других людей. Среди людей есть личности, которые подобны тигру, приготовившемуся к прыжку.

С этой двойственной оценкой государства согласны и некоторые религии:

·        Христианство: человек может служить не только Богу, но и дьяволу.

Возникшая из этих двух противоречивых предпосылок государство оказывается двойственным. Поэтому некоторые исследователи и связывают государство с ещё одним чудовищем – Двуликим Янусом (диковинное мифическое существо похожее на человека, но у которого один глаз спереди, а другой сзади). Таково и государство:

Ø Одно лицо – лицо учреждения, организации с огромной созидательной творческой силой и способностью организовывать, объединять усилия миллионов людей. Государство способно объединять людей для отражения угрозы.

Ø Другое лицо – в руках отдельных людей (Сталин, Гитлер, Муссолини…) государство становится разрушительной силой.

Каково же «главное» лицо государства?

Макс Вебер: «Признаком любой власти, в том числе и государственной, является то, что она (власть) есть одна из разновидностей человеческих отношений по удовлетворению человеческих потребностей. Политические отношения имеют следующую структуру:

§  Особый специфический вид взаимоотношений, сущность которых состоит в господстве и подчинении

§  Власть – это проведение субъектом власти своей воли. Иногда вопреки сопротивлению других людей. Следовательно, эти отношения не могут быть не противоречивыми.

Структура властных государственных политических отношений:

§  Субъект власти, т.е. власть, осуществляется всегда в условиях наличия «властного тандема» субъекта и объекта властных отношений. Причём субъект – более активная сторона, а объект более пассивная в этих отношениях.

§  Наличие высокого уровня волевого усилия субъекта, наличие активности. Суть активности – субъект побуждает объект к определенной деятельности (действиям), поведению.

§  Объект власти. Для объекта характерна определенная мера (доля) активности. Причем она может быть рациональной и иррациональной.

§  Совокупность средств, которые используются субъектами власти для проведения своей воли.

1.4. Механизмы власти. Ее средства и методы.

 

Политическая власть многообразна. В ней участвуют все, далее те, кто полагает, что не участвует в политике.

Разные люди участвуют в политической жизни в разной мере. Люди, которые активно занимаются политикой – субъекты (политические лидеры, государственные чиновники, партийные деятели, политическая элита). Каждый из политических субъектов для влияния на объект используют множество механизмов, инструментов, средств для осуществления своей политики.

Важнейшие средства осуществления влияния на объекты:

1)

ü Юридические нормы (законы, правила, нормы…)

ü  Моральные нормы.

ü  Идеологические установки (история КПСС – в СССР)

Механизм власти образуют - Конституция, Кодексы…

Закон – рельсы, по которым движется государственная машина (государство).

Характер использования этих норм является показателем типа государства.

В демократическом государстве власть опирается на закон, который является обязательным для всех. Насилие применяется на основе закона (в случаях предусмотренных  правом).

В тоталитарном государстве сила используется чаще и незаконно, что ведет к неуважению к закону и самому государству. Оправдывается применение силы идеологически (в тоталитарном государстве).

2) Психологические средства поддержания власти: воздействие на чувства людей, на их мысли, на их настроение. Методы воздействия:

ü Материальные стимулы – материальная заинтересованность людей. На этом факторе держатся все западные страны.

ü Идеологические - формирование мыслей и чувств  людей поддерживающие их приверженность  идеологической  доктрине (определенной).

ü Чисто эмоциональное стимулирование – направленно на формирование чувства страха (ужаса) перед государством, страха за  жизнь и свободу.

Указанные стимулы часто сочетаются друг с другом.

 

Каждый из указанных методов имеет свои плюсы и свои минусы.

Идеологический метод особенно успешен в тех странах, где преобладает неграмотное или малограмотное население.

Метод страха, ужаса особенно эффективен в условиях военной обстановке.

В зависимости от арсенала средств поддержания власти государство относится к тому или иному типу.

1.5. Основные типы политической власти.

Одним из способов познания (понимания) любого государства, кроме методов поддержания власти, является определение его форм  власти, типов власти. Типология власти помогает нам глубже понять сущность власти.

 

Критерии

Типы

Субъект

-законодательная власть

-исполнительная власть

-судебная власть

Уровень власти

-Центральная власть

-Региональная власть

-Местная власть (муниципальная)

Направления власти

-Внутренняя (внутренняя политика)

- Внешняя (внешняя политика)

Формы правления

-Монархическая

-Республика

Преобладающие методы

-Демократическая

-Недемократическая

Классовый критерий

-Рабовладельческая

-Феодальная

-Буржуазная

-Социалистическая

легитимность

-Традиционная

-Легальная

-Харизматическая.

1.6. Что такое легитимность?

Легитимность – согласный с законом, правильный политический порядок.

Термин стал часто применяться с начала 19 века во Франции. С помощью  этого термина французские эмигранты обосновали необходимость восстановления во Франции законной (легитимной) власти короля. Т.о. обосновывалась (незаконность) не легитимность  императора Наполеона, которого называли узурпатором. Затем этот термин использовался в дипломатии для обозначения законности или незаконности власти в любой стране мира.

Этот термин стал использоваться для необходимости установления отношений со страной.

В современной политологии термин легитимность или не легитимность выражает совокупность сложных представлений людей о том или ином государстве, о том или ином политическом порядке.

Сегодня три представления о легитимности в деятельности государства:

ü Демократическая концепция. Она считает легитимной то государство, которое произошло демократическим путем. Т.е. законной является только та власть, которая появилась в результате демократических процедур.

ü Прагматическая концепция (концепция политического реализма) . Она видит главное в представлении легитимности не в ее происхождении, а в ее способности овладеть ситуацией в стране, обеспечить порядок в стране.

ü Интегральная концепция. Признает легитимной власть, которая признается данным народом, и та власть, которая признается большинством стран.

ü  

2. Государство. Его сущность и формы.

В системе политической власти особое место занимает государство.

2.1. Что такое государство?

 

Иногда под государством понимают то - же  самое, что и страна, нация, общество.

В политологии под государством чаще всего понимают определенное социальное явление, которое отличается от других социальных явлений (духовных …) рядом признаков:

ü Государство – определенное отношение между людьми, которые состоят в государстве одних людей над другими и соответственно подчинении одних людей другими – это есть властные отношения.

ü Государство для осуществления этих отношений монопольно использует право насилия (для поддержания своего господствующего положения использует власть предержащие).

ü Государство это орган, использующий насилие на основе юридических порядков (не вопреки закону, а на его основе)

ü Государство – это система организаций (институтов), которые регулируют и обеспечивают желаемое и обозначающее законами поведение человека.

Обычно кроме указанных признаков, указывают на иные  признаки и структурные элементы государства:

o   Географический элемент – всякое государство имеет свою территорию.

o   Демографический элемент – нет государства без населения.

o   Политический элемент.

Географический элемент – это пространственная, географическая основа государства. В эту основу включается земля, ее недра, территориальные воды, воздушное пространство. И во всех этих сферах государство поддерживает свой суверенитет и защищает его. Относительно стабильная, целостная территория является необходимым условием существования государства. Эта характеристика особенно тщательно изучается политической географией.

Демографический элемент -  население государства – это человеческое сообщество, проживающее на территории государства и подчиняющееся его власти население, широкая социальная общность – называется народом. Представления общности этого государства отличаются от других тем, что они обладают некими чувствами и данному государству, а так же особой культурой, часто языком, историческим сознанием. Народ – высшая форма социального объединения, существующая в данном государстве. Изучается демографией.

Власть - отношение взаимодействия между политической элитой (чиновниками), которые добиваются, обеспечивают, регулируют определенное поведение населения, опираясь на юридические нормы.

Макс Вебер  (1920г.): «Государство есть отношение господства людей над людьми  опирающееся на легитимное насилие».

Изучается политологией.

 

Для того, чтобы государство существовало, те над кем осуществляется господство, должны признавать власть тех кто господствует.

Если эти отношения есть, то государство выступает в качестве суверенной власти, т.е. высшей власти. А в мировом сообществе государство выступает как самостоятельная, независимая сила.

 

2.2.  Каковы важнейшие задачи государства?

Все многообразие задач сводится к двум основным:

Ø Посредническая (медиаторская) функция. Политическая элита любого государства выступает как регулятор, посредник постоянно возникающих социальных конфликтов. В ходе реализации этой задачи ограничиваются претензии конфликтующих сторон и т.о. предупреждаются опасные кризисы. Политическая элита призвана, так же, регулировать международные отношения.

Ø В общественной жизни существуют не только конфликты и кризисы. Собственно управленческая функция – осуществление контроля выполнения людьми видов деятельности, которые необходимы для общества как целого (налоги, функционирование экономики, решение экономических проблем, охрана здоровья, создание учреждений образования). Управляющая функция состоит в том, чтобы обеспечивать сохранения жизни граждан  и их благосостояния.

Выполнение этих задач государство обеспечивает через систему определенных флагов. При характеристике государственных органов определяют их три части, три ветви:

·        законодательная

·        исполнительная

·        судебная.

Законодательная власть - может быть представлена парламентом, конгрессом или учредительным собранием. Определенными законодательными возможностями могут обладать главы государств и правительств. При некоторых политических режимах (тоталитарные, авторитарные) законодательные органы сохраняют полномочия только формально, а право издавать законы принадлежит главе. Как правило, законы сейчас принимает парламент, контролирует правительство, осуществляет бюджет.

Исполнительная власть - реализуется через правительство, которое обычно возглавляет премьер – министр (иногда президент). Правительство исполняет законы, принятые парламентом. Правительство иногда обладает правом законодательной инициативы. Правительство следит за исполнением бюджета.

Судебная власть – на вершине стоят Конституционный  суд и Генеральная прокуратура. Правовая норма обретает юридическую силу, если это норма не противоречит Конституции, если такая норма противоречит Конституции, то она объявляется незаконной.

2.3. Элита и бюрократия. Их роль в осуществлении государственной власти.

Верхушка государственной власти образует государственную элиту. Именно ее воля и выражается в законах и в других государственных актах и реализуется мощным чиновничьим аппаратом, который постоянно занимается государственной деятельностью. Этот чиновничий аппарат часто называется - бюрократия.

Бюрократия образует сложную структуру (иерархию). В рамках этой структуры существует разделение труда. Бюрократия обладает немалой административной властью (ресурсом) причем, осуществляя эту власть, постоянно и тесно взаимодействует с элитой. Именно бюрократия пополняет ряды элиты. Бюрократия, хотя и призвана осуществлять интересы государства (общества в целом), является относительно самостоятельной силой, которая имеет свои собственные интересы.  Причем эти свои собственные интересы бюрократия может осуществлять через контроль повседневных государственных дел.

Обладая немалыми властными полномочиями, элита и бюрократия стремятся избегать контроля со стороны общества, но пытаются навязать свою волю обществу.

В связи с этим встает вопрос: «Существует ли общее противоядие против самовольничества чиновников и бюрократии». Ответ: «Противоядием от бесконтрольности является создание правового государства».

2.4.  Что такое правовое государство?

Правовое государство – есть современный идеал государственного устройства. Правовое государство – это такой идеал государственного устройства, который обеспечивает максимальную защищенность законных интересов граждан , их жизни и благосостояния,  их чести и достоинства и обеспечивает всю полноту прав и свобод граждан и их организации.

Признаки правового государства:

·        Четкое взаимодействие основных институтов (ветвей) государственной власти. Четкое разграничение их прав и предотвращение монополизации властных полномочий, какой либо одной из государственных структур.

·        Обеспечение верховенства закона и неукоснительного его исполнения на всех уровнях.

·        Поддержание высокого авторитета и социального престижа  суда, прокуратуры,  всего правосудия в целом

·        Установление обоюдной ответственности как членов общества перед государством, так и государство (чиновников) перед обществом (перед отдельными людьми).

Для возникновения «идеального» (правового) государства необходимо наличие гражданского общества.

2.5.  Что такое гражданское общество?

Гражданское общество - население данного государства. Однако этого мало для характеристики гражданского общества. Гражданское общество – это такое общество, которое отличается рядом признаков более высокого порядка:

·        Это общество где просто подданные этого государства превратились в граждан, то есть таких жителей данного государства, которые обладаю высокой политической культурой (высокое чувство собственного достоинства, способность делать сознательный политический выбор).

·        Это общество со сложной развитой структурой политических организаций (клубы по интересам, религиозные организации и т.п.), которые не являются  органами государственного управления, но влияют на государственные политические органы.

Именно такое гражданское общество организует плотную сеть объединений граждан и обеспечивает важнейшее условие стабильности государства.

О степени приближения государства, общества к идеалу правового государства и гражданского общества свидетельствуют формы государственного правления.

2.6. Формы государственного правления.

Монархия и Республика – две крайние формы правления.

Форма правления – способ организации государственной власти  с точки зрения ее взаимодействия с населением (с гражданским обществом) . По степени интенсивности такого взаимодействия и выделяются две крайние формы правления.

Монархия – есть государственная форма правления, при которой верховная власть полностью или частично сосредотачивается в руках одного человека, который получает ее по наследству. Причем в рамках этой формы различают два ее вида:

·        Абсолютная монархия – эта такая форма государственного правления, при которой власть никем и ничем не ограничена, т.е. принадлежит монарху. При этой форме правления роль населения равна нулю. Исторически это более ранняя , традиционная форма правления . Однако эта форма власти сохраняется вплоть до настоящего времени , например в странах расположенных в районе Персидского залива

·        Конституциональная монархия – это ограниченная монархия. Конституциональная монархия может иметь две формы:

Ø Собственно конституционная монархия (ближе к абсолютной) – это такая форма управления государством при которой власть монарха ограничена. Монарх имеет право формировать и контролировать правительство. Есть парламент, но он зависит от монарха. При этом часть парламента назначается монархом (Иордания, Марокко…).

Ø Конституционная монархия (ближе к республике). Ее иногда называют парламентской монархией. Ныне распространена широко. Эту форму оценивают как переходную к республике. В этой разновидности  конституционная монархия власть монарха сохраняется, но сильно ограничена. Монарх не может действовать по своему усмотрению, хотя формально он назначает премьер – министра, но делает он это по рекомендации лидера партии победившей на парламентских выборах. Премьер-министр назначенный таким образом монархом никакой ответственности перед ним не имеет (Великобритания, Испания, Норвегия, Япония, Бельгия) и эта форма правления сегодня рассматривается в теории и практике в качестве образцов современной западной демократии .

Республика – здесь высшая государственная власть принадлежит выдранному на определенный срок органу власти (президенту, парламенту…). Республика также может быть двух видов:

§  Президентской – функции главы государства и одновременно главы правительства  находится в руках выбранного президента. Причем президент выбирается народом. Иногда в такой форме правления должность премьер-министра не предусмотрена. Правительство отвечает перед президентом. Правом роспуска парламента президент не обладает . Впервые была создана в США и существует в Южной Америке.

§  Парламентская – во главе исполнительной власти не президент, а премьер-министр. Правительство формируется парламентом из представителей партий, получивших в результате выборов большинство. Правительство отчитывается перед парламентом. Иногда премьер-министр имеет право распустить парламент. Может быть предусмотрена и должность президента. Однако он выбирается парламентом. Такой президент имеет ограниченные полномочия .

В мире существует президентско-парламентская форма правления (Франция, Россия)

.

2.7.  Формы государственного устройства.

Формы государственного устройства национально-территориально организация государства. Или тот или иной тип связи центральных и местных органов власти .

Различают два основных типа государственного устройства:

ü Унитарное – отличается единой конституцией и единым гражданством. Располагает единой централизованной системой суда , права , единственные высшие органы государственной власти, которые действуют на всей территории страны. В структуре государства существует только административное деление и эти административные единицы (регионы,  округа, общины) не имеют ни каких автономных прав. Не наделены  правом на собственную конституцию, собственное право. Как правило, возникают в мононациональных странах (Франция, Турция, Латвия, Литва, Эстония).

ü Федеративная – допускается существование в рамках государства штатов, земель, провинций, республик обладающих определенной политической самостоятельностью – суверенитетом. Эти образования имеют права субъектов федераций т.е. имеют свои конституции и право, которые не должны противоречить центральным конституции и праву. Могут иметь свои правительства, судебные органы.

Еще одной формой  является конфедерация – постоянный союз самостоятельных государств созданный для достижения тех или иных совместных целей. Конфедерация может иметь:

Ø Центральный орган власти

Ø Единую конституцию

Ø Гражданство

Ø Единую денежную систему

Например: Европейское экономическое сообщество, союз России и Белоруссии.

2.8. Чем объясняется существование тех или иных форм государственного правления?

Существование тех или иных форм государственного правления объясняется историческими условиями развития стран.

Различия в наличии полномочий муниципальной и центральной властей делит государства на:

v Централизованные государства (Франция, Турция)

v Децентрализованные государства (США)

В России линия на централизацию власти.

3.  Политический режим.

3.1.  Понятие «политического режима».

Понятие «политический режим» дополняет (уточняет) понятие «государство». В предвоенные годы США, СССР, Франция, Германия были по форме республиками, но оказались по разные стороны баррикад, т.к. по содержанию у них были различия. Внимательное изучение характера государства, их деятельности показывает, что только структурная и правовая их оценка недостаточна для их оценки. Поэтому эту формальную оценку необходимо дополнить анализом его (государства) метода осуществления своей власти.

Конкретные формы деятельности государства и совокупность методов и средств, применяемых государством для осуществления власти, и есть «политический режим».

Политический режим зависит не столько от структурно-организационных форм правления, сколько от распределения центров власти в государстве, в обществе.

Политический режим определяется способами реализации власти.

При изучении политических режимов выделяются реально действующие нормы, сознание которых на деле определяют реальные отношения политических лиц. В истории существовали различные типы политических режимов.

3.2.  Основные типы политических режимов.

На Земле существуют около 200 государств.

Для изучения политических режимов мы используем метод классификации режимов. Характер взаимодействия между обществом и государством – основополагающая вещь в классификации политических режимов.

Все политические режимы подразделяются на:

Ø Демократические

Ø Недемократические

и различаются:

ü Способами разрешения конфликтов (насильственные, ненасильственные)

ü Объёмом реальных прав и свобод граждан, социальных групп и их объединений

ü Способами, которые использует политическая элита для управления обществом и контроля над ним

3.3.  Признаки демократического режима

Демократия – некоторый идеал политического управления, «народовластие», которое основано на принципах «свобода, равенство, социальная справедливость».

Демократизация общества есть важная составляющая исторического процесса. Это подтверждается политическими событиями последних столетий.

Абсолютная монархия

 

Парламентская монархия

Демократическая республика

Демократический режим – совокупная система таких средств и методов осуществления политической власти, которые обеспечивают реализацию указанных демократических принципов.

Черты демократических политических режимов:

Ø Регулярные соревновательные, нефальсифицированные выборы, в которых различные социальные группы, организации и отдельные граждане выставляют свои кандидатуры

Ø Регулярная, осуществляемая в ходе выборов смена правительств и правящих элит. В результате выборов политическая власть находится в руках народа и  реализуется через выборные институты (парламент)

Ø  Само государство, основные социальные группы и отдельные граждане одинаково уважают право (закон) и находятся, в отношении закона, в одинаковом положении

 В рамках демократического режима выделяются несколько видов демократических режимов:

ü Парламентский – правительство имеет власть до тех пор, пока его поддерживает парламентское большинство, перед которым оно ответственно

ü Президентский – высокая концентрация власти в руках президента, и правительство ответственно перед президентом и им же формируется

Следует различать форму правления и режим!

3.4.  Основные черты недемократического режима.

Недемократический режим – это режим, в котором не соблюдаются основные черты демократических режимов. Для понимания особенностей недемократического режима важно разделить его на два вида:

1.     Тоталитарные – система насильственного политического господства, которое характеризуется полным подчинением общества власти (господствующей элите) организованной в целостный военно-бюрократический аппарат и возглавляемый лидером. Его признаки:

·        Господство монопольной идеологии, которая обычно носит утопический характер, но является обязательной для всех. Она считается истиной, и всякая другая идеология рассматривается как зло, которое подлежит устранению и уничтожению

·        Связан (режим) с монополией власти в руках одной единственной политической партии. Именно она выступает в качестве носителя указанной идеологии! Эта партия, как правило, возглавляется единственным лидером.

·        В тоталитарном режиме происходит сращивание государственного аппарата с правищей партией. Формируется партийно – государственный аппарат контролирующий общество. Экономика принимает милитаризованный характер. Возникают силовые репрессивные органы.

2.  Авторитарные – не имеют столь резко выраженных тоталитарных черт. Его отличие состоит в том, что, хотя и авторитарный режим не допускает оппозиций, он все же  не вмешивается в те области жизни , которые не связаны с политикой. Его признаки:

·  Поддерживают свое существование некоторые институты гражданского общества.

Особенности авторитарного режима способствуют безболезненному переходу к демократическому режиму. К авторитарным режимам можно отнести и теократические режимы (религиозное правление) свойственные арабским странам

4.  Политическое лидерство.

 

Лидер – (англ.) ведущий. Лидер является одним из центральным субъектов властных отношений. Лидер понятие многозначное и связанно с комплексом задач, которые осуществляются им в политической жизни.

4.1.  Как определяется понятие «лидерство»?

Лидер – глава, руководитель, объединяющий действия той или иной социальной группы (государство, партий, общественных движений). Иногда трактуется более широко. Лидер – любой популярный, влиятельный участник политической жизни.

Политический лидер – любой (независимо от поста) участник политического процесса, который способен объединить усилия социальных групп и воздействовать на политический процесс.

Таким образом, сущность лидерства состоит в регулировании общества с помощью механизмов, командований и подчинений.

Важнейшие его функции – указания направлений политических действий.

Основные функции лидера:

·        Диагностическая функция – анализ, диагноз, оценки той или иной политической ситуации.

·        Должен направлять действия людей на определенные цели, то есть разработка политической программы и разработка стратегии и тактики поведения людей.

·        Организационная, мобилизационная задача. В политике эта задача решается только путем опоры на массовую организацию.

Все успешные лидеры демонстрируют наличие этих трех функциональных особенностей.

В зависимости от сочетания этих способностей лидеров относят к различным типам политических лидеров.

4.2.  Типология политического лидерства.

Макс Вебер «О типах политических лидеров».

Никола Макиавелли (считается «отцом» политологии) «Государь» - описание крупнейшего политического лидера деятеля в 16 веке.

Системы классификации типологии лидера.

Лидер (по Максу Веберу) – способность человека отдавать приказы и вызывать повиновение. Типы лидеров тесно связаны с характером власти государства. Все типы легитимной власти он разделил на:

Ø Традиционная власть

Ø Конституционная власть

Ø Харизматическая власть

К каждому из этих трех типов власти соответствует свой тип лидера. Таким образом, Макс Вебер различал типы лидерства:

ü Традиционное лидерство – этот тип основан на вере людей в незыблемость существующей в данной стране традиции . Этот тип влияния основанный на авторитете вождя держится  до сих пор на авторитете монарха, короля, императора. Этот лидер не сменяемый при жизни .

ü Национально-легальный (бюрократическая или конституционная) лидерство - присуще развитым демократическим странам, где лидером становятся в силу законных, легальных процедур – выборов. Лидер выступает здесь инструментом закона. В этих условиях лидер заменяется без особого труда.

ü Харизматическое лидерство – основано на вере в особые , исключительные, полу божественные качества лидера. Харизма – качество лидера, благодаря которым личность оценивается как имеющая сверхъестественные способности недоступные другим личностям. Лидеры этого типа заменяются с большим трудом, их смерть воспринимается как национальная трагедия. В преданности харизматическому лидеру подсознательная составляющая. Обычно возникает при острой кризисной ситуации и мнении общества, что помочь может только чудо, а совершить его можно только  с помощью «чудотворца».

В политологии существуют и другие подходы к классификации лидеров. Их классифицируют по масштабу их деятельности ( мировые, региональные, национальные).

Лидеры любого типа выполняют одинаковые сходные функции политической жизни поэтому эти люди обладают универсальными качествами.

4.3.  Какие личные качества необходимы лидеру?

Для того чтобы стать лидером, необходимо обладать некоторыми врождёнными качествами (теория врождённых биологических  качеств лидера). Согласно этой теории врождённые качества автоматически срабатывают, и превращаю человека в лидера того или иного типа.

Одни исследователи считают, что лидеры должны обладать высоким интеллектом, другие считают, что интеллект должен быть средним. Психологи подтверждают мнение вторых.

Общепризнанно, что некоторыми качествами лидер должен обладать. Любой политический лидер должен расти, воспитываться в тесной связи с определённой группой населения (или всей страной в целом).

Набор качеств, требуемых лидеру, зависит от той обстановки, в которой  ему приходится быть лидером.

Лидер должен соответствовать национальной психологии.

Каждый лидер будет успешен только в том случае, если он сумеет создать вокруг себя достойное окружение«Короля делает свита»!!!

Лидеру необходима способность к самосовершенствованию.

4.4.  Велика ли роль лидера в политическом процессе?

Роль лидеров в политической жизни весьма значительна.

Для устранения лидеров совершаются акты физического устранения (убийства).

Из истории известно, что после гибели лидера исчезает и возглавляемое им движение.

Роль лидера не всегда одинакова и зависит от масштаба его деятельности и многого другого. Особенно значительную роль играют лидеры, нацеленные на общемировые изменения.

5. Политические партии.

 

5.1. По каким признакам можно отличить политическую

партию от других политических институтов?

 

Это следующие признаки:

·        Партия полностью связывает всю свою деятельность с политикой.

·        Для политики партий характерно постоянное движение, ротация, продвижение, совершенствование своих кадров.

·        Партийные структуры обеспечивают принятие и подготовку политических документов (программ), а также принимает участие в реализации этих решений.

·        Если партия находится в аппозиции, то важнейшей ее целью является овладение властью. Если партия у власти, то важнейшая ее задача удержание власти.

Указанные 4 признака являются основными отличиями партий от других организаций, но есть еще не основные отличия:

·        Добровольный характер вступления в ее ряды членов.

·        Партия всегда выражает интересы части населения (группы), но не всего общества.

·        Партию характеризует меньшая степень организованности, упорядоченности, дисциплинированности членов по сравнению с государством.

·        Партийная организация отличается более высокой степенью идейной общности, основой которой является уже в названии партии.

Партия – организованная сила, объединяющая граждан одного политического направления для мобилизации общественного мнения по определенным целям для участия в органах власти или же для ориентации этих органов власти на достижение своих требований.

Партия является, таким образом, посредником между властью и обществом (при демократическом режиме).

При демократическом режиме деятельность партии регулируется соответствующим законодательством. Так в России эта деятельность регулируется Законом «О политических партиях» принятым в 2001 году.

5.2. Каковы функции или задачи партии?

Партия обеспечивает определенное демократическое распределение власти. И поэтому она активно участвует во взаимоотношениях общества и государства.

Партии выполняют следующие основные задачи:

·        Социальная задача – партия выражает интересы различных социальных групп вырабатывая  те или иные политические программы, лозунги, требования.

·        Идеологическая партия разрабатывает те или иные теории, политические концепции, партийные программы в которых партия пытается отразить реальные экономические, культурные условия которые складываются в стране.

·        Политическое – обеспечение деятельности по овладению властью. А если они его овладели, то задачей является использование власти и ее сохранения.

·        Электоральная – задача участия в избирательских компаниях.

·        Формирование общественного мнения в свою пользу.

·        Организация работы избранных депутатов и фракций в парламенте.

5.3.  Внутренняя структура партии.

Структура политических партий может быть весьма разнообразной. Однако из всех партий есть и нечто общее в их организации (структуре):

·        У каждой партии, как правило, имеется свой лидер. Лидер в своей деятельности опирается на те или иные руководящие органы партии. Именно они (лидер и руководящие органы) и принимают программу партии.

·        В каждой партии создается аппарат профессиональных работников.

·        В партии существует массовая часть партии – это масса рядовых членов и иногда к структурам партии причисляют ее электорат.

Лидеры партии – их роль состоит в определении программных целей партии. Являются лицами, возглавляющие списки партии на выборах. Лидеры постоянно выступают от имени партии.

Профессиональные работники -  именно они активно занимаются проведением избирательных компаний. Доносят через СМИ информацию о деятельности партии. Обеспечивают техническое обслуживание. Поддерживают постоянные связи с региональными отделениями. Их называют «партийными аппаратчиками».

Партийный электорат – сочувствуют той или иной партии. Сотрудничают с аппаратом партии (особенно активно во время избирательных компаний).

5.4.  Что такое партийная система?

Основные типы партийной системы.

 

Партийная система - часть всей политической системы в целом. Партийная система – это одна из подсистем политической системы в  целом. Другие подсистемы:

·        Государство

·        Политические организации.

Партийная система – совокупность всех политических партий страны. Характер партийной системы определяется характеристиками, особенностями партий.

Партийные системы имеют следующие особенности (признаки):

·        Оценивается в зависимости от положения партий в обществе.

·        Партийная система обычно оценивается в зависимости от характера взаимоотношений партий друг с другом.

·        Партийные системы оцениваются в зависимости от их взаимоотношениями с другими общественно – политическими организациями (в частности государством: зависимы от него или нет).

Типы политической системы:

 

·        Монопартийная (однопартийная) система – при такой системе деятельность других партий запрещена (КПСС, Трудовая партия Северной Кореи…).

·        Формально многопартийная, а фактически однопартийная – другие партии находятся под контролем одной партии.

·        Двухпартийная система

·        Многопартийная система:

          - Многопартийная система блоковая

          - Многопартийная система плюралистической направленности.

6. Политическая культура.

 

6.1.  Что такое политическая культура?

 

Политическая  культура -  совокупность образцов, стереотипов, установок политического сознания и поведения присущих данной социальной общности. Т.о. политическая культура это нечто нематериальное, невещественное, нечто идеальное, но существенно влияющее на поведение людей. Стереотипы – определенные психологические состояния людей , нечто глубоко укоренившееся в сознании (поведении), это нечто хорошо усвояемое; в результате чего наша деятельность осуществляется автоматически.

Основные элементы политической культуры:

·        Познавательные ориентации – определенного ряда представления о политических процессах и понятиях

·        Эмоциональные установки – определяют партийный выбор и др.

·        Определенные политические установки, стандарты поведения политического. Например, участие или неучастие в выборах.

Политическая культура во многом определяет особенности политической системы.

6.2. Политическая символика.

 

Политическая символика – художественно-образное или формализованное выражение уже сложившихся стереотипов политического сознания. Это средство внедрения определенных стандартов политического поведения. Политические символы – это определенные знаки политической культуры, это ее концентрированные выражения. Имеют эмоциональную окраску.

Некоторые символы создаются сами собой, другие формируются сверху.

Эти символы: флаги, гербы, гимны, праздники, церемонии иноагурации президентов, военные парады, почетные караулы.

6.3. Социальная неоднородность общества и его политическая культура.

 

Любое современное общество представляет собой довольно сложную систему отношений между различными социальными группами, которые имеют специфические политические интересы, а также способы и возможности их выражения. Это служит основной причиной для возникновения политических субкультур.

Политическая субкультура – совокупность политических ориентаций и моделей политического поведения, характерных для определённой социальной группы или региона и отличающихся в своей системной целостности от ориентаций и моделей, присущих как другим социальным группам и регионам, так и нации в целом.

Важнейшие виды политических субкультур:

Ø Социально-классовые (пролетарская, предпринимательская, традиционно-аграрная и др.)

Ø Национально-этнические, которые играют особенно заметную роль в многонациональных государствах, исторически формировавшихся путём постепенной интеграции (добровольной или насильственной)  других территорий

Ø Религиозные, когда политические лозунги и цели обрамляются или маскируются религиозными ценностями

Ø Региональные, связанные с различной ролью территорий в историческом развитии страны. Например в России существенно различаются политическая субкультура крупных городов и сельской местности, Северо-Западного или Уральского региона и южных областей России.

Ø Поколенческие, в которых отражается специфика политической социализации поколений и их оценка современной политической ситуации и исторического прошлого. Особенно заметны политические различия в обществах, которые переживают период реформирования (например, распределение политических ориентаций и предпочтений между поколениями в России), тогда как в политически относительно стабильных и спокойных обществах политические различия между поколениями не столь ярко выражены (в США, например, до 80% детей голосуют за те же политические партии, что и их родители)

6.4. Типология политических культур.

 

Исходя из того, что основными регуляторами политического поведения являются политические ценности, политические установки и мнения относительно политических проблем, политология избирает в качестве основного предмета эмпирических исследований установки, занимающие своеобразное «срединное» положение между мнениями – поверхностным, неустойчивым изменчивым слоем политических ориентаций и ценностями – основополагающими предпочтениями в сфере политики.

В установках принято выделять по мотиву ориентации три основные составляющие:

1.     рациональные (когнитивные) элементы, которые основываются на знании определённых объективных фактов и представляют собой ответ на вопрос: «Соответствует ли то или иное утверждение или процесс действительности? Является ли оно истинным или ложным с научной точки зрения?»;

2.     чувственно-эмоциональные (аффективные) элементы – наличие или отсутствие интереса к политическим объектам, а так же уровень и характер этого интереса; эмоциональная предрасположенность в отношении тех или иных политических объектов или действий; ответ на вопрос, что нравится и что не нравится в политической жизни;

3.     оценочные элементы, которые основываются на нормативно-этических представлениях личности и отвечают на вопрос, что хорошо, а что дурно.

Объекты политических ориентаций принято разделять на следующие блоки:

Ø политическая система в целом

Ø структура «входа», т.е. то, что при поддержке, влиянии или даже давлении населения вносится в политическую систему. Это формулирование интересов определёнными группами или отдельными лицами и на их основе – требований к политической системе, рекрутированние соответствующих политических сил и лидеров, способных довести эти интересы и требования до государственных структур;

Ø структуры «выхода», т.е. решения, постановления, принимаемые государством;

Ø «политический автопортрет», т.е. что думают граждане о себе, а возможностях своего участия в политической жизни и о степени их реализации

Классификация типов политической культуры в зависимости от специфики, ориентаций и степени участия в политической жизни:

ü «приходская» (или патриархальная) политическая культура характеризуется тем, что подавляющее большинство населения воспринимает только своё непосредственное окружение, т.е. смотрит на мир исключительно со своей «колокольни» (отсюда и название, указывающее на то, что горизонт мировосприятия очень узок, ограничен рамками «своего прихода»), поэтому представления относительно политической системы в целом и соответственно установок в отношении к ней просто не существует

ü подданническая политическая культура (культура подчинения) – это такой тип культуры, когда население располагает определёнными знаниями и представлениями о политике, связанно с ней эмоционально (гордится политической системой своей страны или относится к ней с неприязнью), оценивает политические явления с точки зрения их законности-незаконности, справедливости-несправедливости. Отношения к политической системе носит пассивный характер, без стремлений изменить, что-либо своими силами, без стремления учувствовать в процессе принятия политических решений или влиять на них

ü культура участия (партисипативная политическая культура) отличается соединением ориентации населения на все политические объекты – политическую систему в целом, структуры «входа» и «выхода», политический автопортрет (самоопределение) – с оформлением своих интересов и активностью в из отстаивании, с определением собственных и политических ролей и полномочий

В реальной политической жизни «чистые» типы политической культуры встречаются редко, преобладают смешанные формы.

Были выделены и описаны три основных смешанных типа политической культуры:

1.     патриархально-подданическая – большая часть населения как бы и не затронута политикой, а относительно «продвинутое» меньшинство, располагая некоторыми знаниями о политической системе, не допускает ни малейших сомнений в авторитете государства и остаётся пассивным в плане попыток влияния на политические решения. Такой тип политической культуры преобладал, например, в средневековой Европе

2.     подданическо-партисипативная политическая культура предполагает, что «приходская» культура как отсутствие представлений о центральной власти сходит со сцены или исчезает совсем, подавляющее большинство населения в большей или меньшей степени осведомлено о политических институтах и процессах и о тех ограничениях, правилах, рамках поведения, которые накладываются ими на политическое поведение. Вместе с тем одна часть населения ориентирована преимущественно на пассивное восприятие происходящего (на структуры «выхода»), а другая на структуры «входа», воспринимая существующую политическую систему не как нечто раз и навсегда заданное и от них зависимое, а стремясь оказывать влияние на принятие политических решений и протекание политических процессов

3.     патриархально-партисипативная – смешанный тип политической культуры возникает там, где в рамках одного общества существуют традиционно патриархальные группы с их выключенностью из политического процесса и политически активные группы элит с высоким политическим сознанием. Подобный тип культуры характерен для развивающихся стран с существующим в них колоссальным различием между основной массой населения и элитарными группами

В политической культуре выделяют следующие характеристики:

o   Гомогенность (интегрированность, однородность). Примером гомогенной политической культуры могут служить англо-американские демократии, в которых имеется согласие по поводу основных принципов сосуществования в политическом сообществе, т.е. консенсус в отношении политического режима и политических ценностей, низкий уровень конфликтности, преобладание юридически-правовых способов разрешения политических противоречий, лояльность граждан по отношению к своей политической системе.

o   Фрагментарность (внутренняя неоднородность, расколотость). Фрагментарная политическая культура характерна, например, для Италии, Франции, ещё в большей степени для России, где граждане имеют различные убеждения в отношении важнейших вопросов политической жизни и политического устройства, начиняя с понимания природы, сущности государства и политической власти вообще и кончая вопросами конкретного политического устройства и процедуры принятия политических решений. Эти различия варьируются в зависимости от принадлежности к различным социальным группам, конфессиональным, этническим, партийным или региональным общностям.

По преобладающему механизму воспроизводства политической жизни принято выделять:

Ø рыночную модель – строится на том, что политика – это разновидность бизнеса, политик – бизнесмен, чья цель состоит в достижении наибольшей выгоды, политические решения – результат торговой сделки между заинтересованными сторонами, политические проблемы рассматриваются через призму отношений купли-продажи, а вся политическая жизнь основывается на системе взаимных обязательств, коренящихся в личных интересах, которые реализуются через политические партии или группы давления. В силу этого характерными чертами рыночной политической культуры является сильная ориентация на конкурентную борьбу, ярко выраженный индивидуализм.

Ø этатистскую (государственно-бюрократическую) политическую культуру – главная роль в организации политической жизни и определение условий участия в ней индивидов и групп относится к государственным институтам, т.е. решение всех политических проблем связывается в первую очередь с деятельностью государства. Это приводит в свою очередь к стремлению установить контроль и над конкурентной борьбой и по возможности ограничить её, минимализировать политические конфликты, устанавливая приоритет государственных интересов над интересами индивида или группы. Политика в целом рассматривается как форма деятельности государства в поисках «хорошего общества», цель которого – социальная справедливость. Этатистский тип политической культуры характерен, например, для Швеции и Германии.

По такому критерию, как отношение к внешним влияниям, выделяют:

v закрытый тип политической культуры – замкнутый на самом себе, основанный на глубокой убеждённости в собственной самодостаточности и воспринимающий влияние других культур или нововведений как помеху или угрозу своей целостности и самобытности

v открытый тип политической культуры – в котором влияние из вне, равно как и появление новых нетрадиционных элементов внутри политической культуры, воспринимается как естественный и необходимый процесс эволюции самой политической культуры.

6.5. Особенности политической культуры современной России.

 

В политической культуре России многие из общих для всех восточноевропейских стран черт выражены экстремально. Так, например, в России очень низок индекс доверия населения по отношению ко всем политическим институтам, причём показательно, что уровень доверия судебным органам ниже, чем органам госбезопасности, ещё ниже уровень доверия политическим партиям (3,6%).

Разочарование в политике в целом находит выражение в низкой электоральной активности российского населения. Невысокая оценка возможности участвовать в выборах как атрибута демократии связанно скорее не с отсутствием понимания, что свободные выборы – это важная составляющая часть демократии, а с представлениями людей, что их участие в выборах, замена одних руководителей на других мало что меняет в их жизни и не даёт им реальной возможности влиять на принятие важных политических решений.

Следует отметить при этом нравственный характер требований к власти, тенденцию к персонификации власти и склонности неконвенциональным формам протеста. Неконвенциональное поведение – участие в демонстрациях, бойкотах, «диких» забастовках, блокадах.  Неконвенциональное поведение может осуществляться и с применением насилия в отношении других людей или предметов (физическое избиение своих политических противников, разрушение зданий или памятников, имеющих символическое значение). По данным ВЦИОМ каждый четвёртый потенциальный избиратель выразил готовность принять участие в неконвенциональных акциях и силовым методам решения конфликтных ситуаций.