№ заказа |
№ 871.6 |
Вариант, тема |
№ 24 |
Дисциплина |
Конституционное право. |
Исполнитель |
Лещенко Н.А. |
Содержание
Введение. 3
Раздел 1: Понятие избирательного права. 5
Раздел 2: Всеобщее избирательное право- как один из основных принципов избирательного права. 7
Раздел 3: Избирательные цензы. 9
Заключение. 11
Библиография: 12
Введение
Развитие демократии, становление плюрализма в российском обществе привели к конституционному закреплению права на управление делами государства. Право на управление делами общества ныне носит самостоятельный характер. Оно вытекает из ст. 30, 12, 130 Конституции.
Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей ч. 1 ст.32.
Это право является юридическим выражением суверенитета народа и формой осуществления им своей учредительной власти. Положения Конституции РФ вытекают из общепризнанных принципов и норм международного права. В частности, в ст. 21 Всеобщей декларации прав человека, ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах содержится положение о том, что каждый гражданин без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений должен иметь право и принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей. Конституционное право граждан на участие в управлении делами государства является непосредственно действующим и обеспечивается всем правовым механизмом защиты.
Реализация конституционного права на участие в управлении государством конкретизируется прежде всего в избирательном праве граждан.[1]
В данной работе перед нами поставлена цель раскрыть один из основных принципов избирательных прав граждан- всеобщее избирательное право.
Достижение поставленной цели возможно через решения следующих промежуточных задач исследования.
1. Необходимо раскрыть понятие избирательного права;
2. Раскрыть всеобщее избирательное права- каак один принципров;
3. Проанализировать цензы избирательного права.
Объектом нашего исследования являлось избирательное право.
Предметом исследования- всеобщее избирательное право, как один из принципов избирательного права.
При написании данной работы использовались следующие принципы: принцип научности, который выразился в том, что наши суждения были построены исключительно на источниках подлинность и точность которых проверены; принцип объективности, использование которого выразилось в том, что установленные при написании курсовой работы нами истины логически непротиворечивы.
При написании данной работы так же нами были использованы следующие методы: формально- догматический метод, который заключается в формально- юридическом анализе фактов, имеющих правовое значение и подлежащее истолкованию с помощью юридических терминов, определений; и юридико - догматический метод под которым понимается совокупность приемов узнавания и исследования юридических фактов, их оценка и истолкование с использованием специальных терминов, определений и конструкций.
Раздел 1: Понятие избирательного права.
В конституционном праве понятие избирательного права трактуется двояко:
1) в объективном смысле — как подотрасль конституционного права, представленная совокупностью юридических норм, регулирующих действия и отношения, возникающие в процессе проведения выборов. Источниками избирательного права в этом значении являются: федеральная Конституция, Федеральные законы -«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», «О выборах Президента РФ», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ», законодательство субъектов РФ - конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, избирательные законы о выборах депутатов в законодательные (представительные) органы государственной власти, о выборах глав администрации, о выборах депутатов представительного органа местного самоуправления и др. Избирательное право охватывает совокупность содержащихся в нормативных правовых актах правовых норм (избирательное законодательство) и фактически сложившиеся обычаи (обычное право), на основе и с учетом которых проводятся выборы. Обычное право, следовательно, является составной частью системы избирательного права;
2) в субъективном смысле - как конституционное право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти. Избирательное право в этом значении есть совокупность закрепленных в избирательных законах правомочий, характеризующих право граждан выдвигать своих кандидатов (либо себя лично) для избрания на выборные должности; право участвовать в любых, не запрещенных формах предвыборной агитации; право лично проголосовать в день выборов за или против того или иного кандидата; право создавать избирательные объединения и блоки; право решающего учредительного голоса во время проведения голосования, право участия в кампании по отзыву избранного лица и др. В зависимости оттого, в каком качестве гражданин участвует в выборах, принято различать активное и пассивное избирательное право.
Активное избирательное право- это право гражданина избирать своих представителей в органы государственной власти и местного самоуправления, принимать участие в референдумах и иных политических акциях, целью которых является волеизъявление населения. Граждане РФ, обладающие активным избирательным правом, именуются избирателями. Совокупность всех граждан, обладающих активным избирательным правом, образует избирательный корпус. В некоторых зарубежных странах в избирательном праве для обозначения лиц, обладающих активным избирательным правом и имеющих право голосовать во второй ступени при непрямых выборах, используется понятие «выборщик».
В отличие от активного пассивное избирательное право означает право гражданина быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Возраст, с которого граждане РФ могут избираться в органы государственной власти и местного самоуправления, т.е. приобретать пассивное избирательное право, устанавливается законом. Так, согласно Федеральному закону «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» (ст. 3) депутатом может быть избран гражданин РФ, достигший надень выборов 21 года; Президентом РФ может быть избран гражданин не моложе 35 лет (ст. 3 Федерального закона «О выборах Президента РФ»); главой администрации области (края), мэром Москвы или Санкт-Петербурга — как правило, не моложе 30 лет и т.д. Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (в редакции от 1999 г.) предусматривает, что устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать: а) 21 года на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ; б) 30 лет — на выборах главы исполнительной власти субъекта РФ; в) 21 года — на выборах в органы местного самоуправления.
Раздел 2: Всеобщее избирательное право- как один из основных принципов избирательного права.
Всеобщее избирательное право- это один из основных принципов избирательных прав.
Под принципами избирательного права понимается совокупность закрепленных в законодательстве требований, следование которым обеспечивает демократический характер выборов, реализацию избирательных прав граждан в соответствии с подлинным их назначением. В соответствии с действующим законодательством избирательное право является всеобщим, равным, прямым, осуществляется добровольно и путем тайного голосования. Кроме того, избирательное законодательство к числу таких принципов относит и другие (альтернативность, обязательность, периодичность выборов).[2]
Всеобщее избирательное право- принцип избирательного права, в соответствии с которым все граждане РФ независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, достигшие совершеннолетия, вправе избирать, а по достижении возраста, установленного законом, могут быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления.
Ограничения всеобщего избирательного права касаются лишь строго определенного круга граждан: в соответствии с законом не имеют права избирать или быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
От ограничения всеобщего избирательного права следует отличать лишение этого права. Лишение избирательных прав - это специальная мера, которая предусматривается в конституциях или избирательных законах некоторых современных стран. Подобная мера применяется по решению избирательных комиссий и означает невозможность для соответствующих лиц реализовать активное или пассивное избирательное право. Такую меру правомочны применять и суды в качестве дополнительной меры уголовного наказания. В истории Советского государства известны периоды, когда подобная мера применялась по классово-политическим мотивам. Так, Конституция РСФСР 1918 г. предусматривала лишение права избирать и быть избранными лиц, прибегающих к наемному труду с целью извлечения прибыли, а также живущих на нетрудовые доходы (проценты с капитала, доходы с предприятий и др.), частных торговцев, торговых и коммерческих посредников, монахов и духовных служителей церквей, служителей и агентов бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, осужденных за корыстные и порочащие преступления и др. Однако уже Конституция 1936 г. отменила все эти ограничения всеобщего избирательного права. Хотя де-юре подобная мера оставалась в качестве меры уголовного наказания вплоть до 1958 г. (до принятия нового УК, вступившего в действие в 1961 г.).
Раздел 3: Избирательные цензы.
Исключениями из принципа всеобщности избирательных прав являются устанавливаемые законодательством избирательные цензы - специальные условия, наличие или отсутствие которых связано с приобретением и реализацией избирательных прав. Российскому избирательному законодательству известны:
1) ценз оседлости - требование, предъявляемое к кандидатам на выборные должности и заключающееся в том, что для реализации пассивного избирательного права при проведении выборов определенного уровня закон требует от этого кандидата проживать в местности, где проводятся выборы, в течение определенного времени. Так Президентом РФ может быть избран гражданин РФ, проживающий в РФ не менее 10 лет. В отношении ценза оседлости законодательством установлены определенные ограничения. Чтобы исключить неоправданные ограничения права быть избранным на выборную должность, действовавшее ранее законодательство — Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав граждан 1994 г. -ввел правило, в соответствии с которым сроки обязательного проживания кандидатов в депутаты законодательного органа государственной власти субъекта РФ, на должности глав исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, глав местного самоуправления на соответствующей территории (данного субъекта РФ, муниципального образования) не могут превышать 1 года. Однако имевшие место случаи игнорирования этого требования вынудили в новой редакции указанного Закона (1999 г.) ввести следующую норму: ограничения пассивного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории, могут устанавливаться только Конституцией РФ;
2) возрастной ценз - требование избирательного закона, согласно которому право участвовать в выборах или избираться на определенные государственные должности предоставляется лишь по достижении определенного возраста. Возрастной ценз касается как активного, так и пассивного избирательного права. Так, в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2000 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ» членом Совета Федерации может быть избрано лицо не моложе 30 лет. В то же время законодательство устанавливает запреты против необоснованного увеличения предельного возраста, по достижении которого лицо вправе быть избрано на выборную должность. В частности, Закон предусматривает, что устанавливаемый минимальный возраст кандидата на выборную должность — 21 год при выборах в законодательные органы государственной власти субъектов РФ, 30 лет при выборах главы исполнительного органа государственной власти (Президента) субъекта РФ и 21 год при выборах главы местного самоуправления;
3)ценз гражданства — требование избирательного закона, согласно которому кандидат на выборную должность должен иметь российское гражданство. Федеральное избирательное законодательство допускает, что на выборные должности в органы государственной власти субъектов РФ в соответствии с международными договорами и соответствующими им законами РФ и ее субъектов могут избираться иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, а также они имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на тех же условиях, что и граждане РФ.[3]
Заключение
Таким образом, всеобщее избирательное право- это один из основных принципов избирательных прав.
Всеобщее избирательное право означает признание без какой бы то ни было дискриминации и необоснованных ограничений за всеми гражданами, достигшими определенного возраста, права избирать (активное избирательное право) и права быть избранными (пассивное избирательное право). Конституция и федеральное законодательство гарантируют эти права граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Исключениями из принципа всеобщности избирательных прав являются специальные установленные законодательством избирательные цензы- специальные условия, наличие или отсутствия которых связано с приобретением и реализацией избирательных прав.
К ним относятся ценз оседлости, возрастной ценз, ценз гражданства.
В заключении хочу отметить что принцип всеобщее избирательное право в свою очередь неразрывно связан с такими принципами избирательного права как равное избирательное право, обязательность выборов, альтернативность выборов, прямое избирательное право, при тайном голосовании, добровольность выборов.
Библиография:
1. Конституция РФ,
2. Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Карповича В.Д.) - М.:Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002 г.
3. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации, Отв. ред. В.В.Лазарев- М., 2003 г.
4. В. Ф. Кириллов, М. С. Матейкович, В. И. Ульянов, Г. Н. Чеботарев «Конституционное право РФ» , М.2001г.
5. В.И. Червонюк «Конституционное право России», М.2003г.
[1] Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации, Отв. ред. В.В.Лазарев- М., 2003 г. С.241
[2] . Ф. Кириллов, М. С. Матейкович, В. И. Ульянов, Г. Н. Чеботарев «Конституционное право РФ» , М.2001г. С.244
[3] В.И. Червонюк «Конституционное право России», М.2003г. С.259