№ заказа

№ 871.6

Вариант, тема

№ 24

Дисциплина

Конституционное право.

Исполнитель

Лещенко Н.А.

Содержание

Введение. 3

Раздел 1:  Понятие избирательного права. 5

Раздел 2: Всеобщее избирательное право- как один из основных принципов избирательного права. 7

Раздел 3: Избирательные цензы. 9

Заключение. 11

Библиография: 12

  Введение

Развитие демократии, становление плюрализма в российском обществе привели к конституционному закреплению права на управление делами государства. Право на управление делами общества ныне носит самостоятельный характер. Оно вытекает из ст. 30, 12, 130 Конституции.

Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей ч. 1 ст.32.

Это право является юридическим выражением суверенитета народа и формой осуществления им своей учредительной власти. Положения Конституции РФ вытекают из общепризнанных принципов и норм международного права. В частности, в ст. 21 Всеобщей декларации прав человека, ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах содержится положение о том, что каждый гражданин без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений должен иметь право и принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей. Конституционное право граждан на участие в управлении делами государства является непосредственно действующим и обеспечивается всем правовым механизмом защиты.

Реализация конституционного права на участие в управлении государством конкретизируется прежде всего в избирательном праве граждан.[1]

В данной работе перед нами поставлена цель раскрыть один из основных принципов избирательных прав граждан- всеобщее избирательное право.

Достижение поставленной цели возможно через решения следующих промежуточных задач исследования.  

1.                Необходимо раскрыть понятие избирательного права;

2.                                  Раскрыть всеобщее избирательное права- каак один принципров;

3.                                  Проанализировать цензы избирательного права.

Объектом нашего исследования являлось избирательное право.

Предметом исследования- всеобщее избирательное право, как один из принципов избирательного права.

При написании данной  работы использовались следующие принципы: принцип научности, который выразился в том, что наши суждения были построены исключительно на источниках подлинность и точность которых проверены; принцип объективности, использование которого выразилось в том, что установленные при написании курсовой работы нами истины логически непротиворечивы.

При написании данной работы так же нами были использованы следующие методы: формально- догматический метод, который заключается в формально- юридическом анализе фактов, имеющих правовое значение и подлежащее истолкованию с помощью юридических терминов, определений; и  юридико - догматический метод под которым понимается совокупность приемов узнавания и исследования юридических фактов, их оценка и истолкование с использованием специальных терминов, определений и конструкций.

Раздел 1:  Понятие избирательного права.

В конституционном праве понятие избирательного права тракту­ется двояко: 

1) в объективном смысле — как подотрасль конституци­онного права, представленная совокупностью юридических норм, регулирующих действия и отношения, возникающие в процессе про­ведения выборов. Источниками избирательного права в этом значе­нии являются: федеральная Конституция, Федеральные законы -«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в ре­ферендуме граждан РФ», «О выборах Президента РФ», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ», законодательство субъектов РФ - конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, избирательные за­коны о выборах депутатов в законодательные (представительные) органы государственной власти, о выборах глав администрации, о выборах депутатов представительного органа местного самоуправления и др. Избирательное право охватывает совокупность содержащихся в нормативных правовых актах правовых норм (избирательное законо­дательство) и фактически сложившиеся обычаи (обычное право), на основе и с учетом которых проводятся выборы. Обычное право, следовательно, является составной частью системы избирательного права;            

  2) в субъективном смысле - как конституционное право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти. Изби­рательное право в этом значении есть совокупность закрепленных в избирательных законах правомочий, характеризующих право граждан выдвигать своих кандидатов (либо себя лично) для избрания на вы­борные должности; право участвовать в любых, не запрещенных фор­мах предвыборной агитации; право лично проголосовать в день выбо­ров за или против того или иного кандидата; право создавать избирательные объединения и блоки; право решающего учредительного голоса во время проведения голосования, право участия в кампании по отзыву избранного лица и др. В зависимости оттого, в каком ка­честве гражданин участвует в выборах, принято различать активное и пассивное избирательное право.

Активное избирательное право- это право гражданина избирать своих представителей в органы государственной власти и местного самоуправления, принимать участие в референдумах и иных полити­ческих акциях, целью которых является волеизъявление населения. Граждане РФ, обладающие активным избирательным правом, име­нуются избирателями. Совокупность всех граждан, обладающих ак­тивным избирательным правом, образует избирательный корпус. В некоторых зарубежных странах в избирательном праве для обозна­чения лиц, обладающих активным избирательным правом и име­ющих право голосовать во второй ступени при непрямых выборах, используется понятие «выборщик».

В отличие от активного пассивное избирательное право означает право гражданина быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Возраст, с которого граждане РФ могут избираться в органы государственной власти и местного самоуправ­ления, т.е. приобретать пассивное избирательное право, устанавли­вается законом. Так, согласно Федеральному закону «О выборах де­путатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» (ст. 3) депутатом может быть избран гражданин РФ, достигший надень вы­боров 21 года; Президентом РФ может быть избран гражданин не моложе 35 лет (ст. 3 Федерального закона «О выборах Президента РФ»); главой администрации области (края), мэром Москвы или Санкт-Петербурга — как правило, не моложе 30 лет и т.д. Федераль­ный закон от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избиратель­ных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (в редакции от 1999 г.) предусматривает, что устанавливаемый минимальный воз­раст кандидата не может превышать: а) 21 года на выборах в законо­дательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ; б) 30 лет — на выборах главы исполнительной власти субъекта РФ; в) 21 года — на выборах в органы местного самоуправ­ления.

Раздел 2: Всеобщее избирательное право- как один из основных принципов избирательного права.

Всеобщее избирательное право- это один из основных принципов избирательных прав.

Под принципами избирательного права понимается совокупность закрепленных в законодательстве требований, сле­дование которым обеспечивает демократический характер выборов, реализацию избирательных прав граждан в соответствии с подлинным их назначением. В соответствии с действующим законодательством избирательное право является всеобщим, равным, прямым, осуще­ствляется добровольно и путем тайного голосования. Кроме того, избирательное законодательство к числу таких принципов относит и другие (альтернативность, обязательность, периодичность выборов).[2]

Всеобщее избирательное право- принцип избирательного права, в соответствии с которым все граждане РФ независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должност­ного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, достигшие совершеннолетия, вправе избирать, а по достижении возра­ста, установленного законом, могут быть избранными в органы госу­дарственной власти и местного самоуправления.

Ограничения всеобщего избирательного права касаются лишь строго определенного круга граждан: в соответствии с законом не имеют права избирать или быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

От ограничения всеобщего избирательного права следует отли­чать лишение этого права. Лишение избирательных прав - это специ­альная мера, которая предусматривается в конституциях или изби­рательных законах некоторых современных стран. Подобная мера применяется по решению избирательных комиссий и означает не­возможность для соответствующих лиц реализовать активное или пассивное избирательное право. Такую меру правомочны применять и суды в качестве дополнительной меры уголовного наказания. В ис­тории Советского государства известны периоды, когда подобная мера применялась по классово-политическим мотивам. Так, Консти­туция РСФСР 1918 г. предусматривала лишение права избирать и быть избранными лиц, прибегающих к наемному труду с целью извлече­ния прибыли, а также живущих на нетрудовые доходы (проценты с капитала, доходы с предприятий и др.), частных торговцев, торговых и коммерческих посредников, монахов и духовных служителей церк­вей, служителей и агентов бывшей полиции, особого корпуса жан­дармов и охранных отделений, осужденных за корыстные и пороча­щие преступления и др. Однако уже Конституция 1936 г. отменила все эти ограничения всеобщего избирательного права. Хотя де-юре подобная мера оставалась в качестве меры уголовного наказания вплоть до 1958 г. (до принятия нового УК, вступившего в действие в 1961 г.).

Раздел 3: Избирательные цензы.

Исключениями из принципа всеобщности избирательных прав являются устанавливаемые законодательством избирательные цен­зы - специальные условия, наличие или отсутствие которых связано с приобретением и реализацией избирательных прав. Российскому избирательному законодательству известны:

1) ценз оседлости - требование, предъявляемое к кандидатам на выборные должности и заключающееся в том, что для реализации пассивного избирательного права при проведении выборов опреде­ленного уровня закон требует от этого кандидата проживать в местности, где проводятся выборы, в течение определенного времени. Так Президентом РФ может быть избран гражданин РФ, проживающий в РФ не менее 10 лет. В отношении ценза оседлости законодатель­ством установлены определенные ограничения. Чтобы исключить неоправданные ограничения права быть избранным на выборную должность, действовавшее ранее законодательство — Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав граждан 1994 г. -ввел правило, в соответствии с которым сроки обязательного прожи­вания кандидатов в депутаты законодательного органа государствен­ной власти субъекта РФ, на должности глав исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, глав местного самоуправления на соответствующей территории (данного субъекта РФ, муниципаль­ного образования) не могут превышать 1 года. Однако имевшие мес­то случаи игнорирования этого требования вынудили в новой редак­ции указанного Закона (1999 г.) ввести следующую норму: ограниче­ния пассивного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории, мо­гут устанавливаться только Конституцией РФ;

2) возрастной ценз - требование избирательного закона, согласно которому право участвовать в выборах или избираться на определен­ные государственные должности предоставляется лишь по достиже­нии определенного возраста. Возрастной ценз касается как активно­го, так и пассивного избирательного права. Так, в соответствии с Фе­деральным законом от 5 декабря 2000 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ» членом Совета Фе­дерации может быть избрано лицо не моложе 30 лет. В то же время законодательство устанавливает запреты против необоснованного увеличения предельного возраста, по достижении которого лицо впра­ве быть избрано на выборную должность. В частности, Закон преду­сматривает, что устанавливаемый минимальный возраст кандидата на выборную должность — 21 год при выборах в законодательные орга­ны государственной власти субъектов РФ, 30 лет при выборах главы исполнительного органа государственной власти (Президента) субъ­екта РФ и 21 год при выборах главы местного самоуправления;

3)ценз гражданства — требование избирательного закона, соглас­но которому кандидат на выборную должность должен иметь россий­ское гражданство. Федеральное избирательное законодательство до­пускает, что на выборные должности в органы государственной влас­ти субъектов РФ в соответствии с международными договорами и соответствующими им законами РФ и ее субъектов могут избираться иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, а также они имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправле­ния на тех же условиях, что и граждане РФ.[3]

        

Заключение

Таким образом, всеобщее избирательное право- это один из основных принципов избирательных прав.

Всеобщее избирательное право означает признание без какой бы то ни было дискриминации и необоснованных ограничений за всеми гражданами, достигшими определенного возраста, права избирать (активное избирательное право) и права быть избранными (пассивное избирательное право). Конституция и федеральное законодательство гарантируют эти права граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Исключениями из принципа всеобщности избирательных прав являются специальные установленные законодательством избирательные цензы- специальные условия, наличие или отсутствия которых связано с приобретением и реализацией избирательных прав.

К ним относятся ценз оседлости, возрастной ценз, ценз гражданства.

В заключении хочу отметить что принцип всеобщее избирательное право в свою очередь неразрывно связан с такими принципами избирательного права как равное избирательное право, обязательность выборов, альтернативность выборов, прямое избирательное право, при тайном голосовании, добровольность выборов.  

Библиография:

1.     Конституция РФ,

2.     Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Карповича В.Д.) - М.:Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002 г.

3.     Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации, Отв. ред. В.В.Лазарев- М., 2003 г.

4.     В. Ф. Кириллов, М. С. Матейкович, В. И. Ульянов, Г. Н. Чеботарев «Конституционное право РФ» , М.2001г.

5.     В.И. Червонюк «Конституционное право России», М.2003г.


[1] Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации, Отв. ред. В.В.Лазарев- М., 2003 г. С.241

[2] . Ф. Кириллов, М. С. Матейкович, В. И. Ульянов, Г. Н. Чеботарев «Конституционное право РФ» , М.2001г. С.244

[3] В.И. Червонюк «Конституционное право России», М.2003г. С.259