Общая характеристика рынка аренды автомобилей в России
В целом российский рынок услуг проката автомобилей характеризуется экспертами как динамично развивающийся. Его рост оценивается примерно на 20 – 30% в год, а общий объем рынка – в 2 – 4 млн долларов в месяц. Совокупный размер автомобильного парка прокатных компаний в настоящее время составляет 1500 – 2000 автомобилей.
Рост рынка и, соответственно, спроса на услугу проката эксперты связывают в первую очередь с повышением уровня жизни в Москве, который сопровождается ростом деловой активности и притоком иностранного бизнеса в столицу. Стоит отметить, что рост спроса в нижних ценовых сегментах (автомобили экономического и среднего класса) значительно опережает темпы увеличения предложения в них. Такая ситуация усиливает конкуренцию в верхних ценовых категориях и провоцирует снижение цен на всем рынке, что в конечном итоге выгодно потребителям данных услуг. Вместе с тем рынок аренды автомобилей в России слабо структурирован и имеет весьма хаотичный характер. Эксперты полагают, что причиной этого является несколько обстоятельств: отсутствие у россиян сформированной культуры потребления услуги проката; низкая информированность об услуге аренды автомобилей и, как следствие, существование различных опасений, связанных с арендой автомобиля (высокая ответственность в случае аварии, сложности с оформлением документов для получения машины и т.п.).
Однако, несмотря на развивающийся характер рынка и существование явного дисбаланса спроса и предложения, в последнее время конкуренция на рынке услуг проката автомобилей стала усиливаться. В первую очередь, наблюдается обострение конкуренции между компаниями, предлагающими в аренду отечественные автомобили, и компаниями, предлагающими в аренду иномарки.
Согласно экспертным оценкам, если 2-3 года назад крупные прокатные компании предпочитали работать с корпоративными клиентами, то в настоящее время основная борьба ведется уже за частного клиента. Это связано со следующими обстоятельствами: увеличением спроса на услуги проката автомобилей со стороны частных клиентов; тенденцией к уменьшению (или стабилизации) числа корпоративных клиентов.
Обострение конкуренции уже привело к снижению уровня цен на услугу аренды автомобиля, и эксперты предполагают, что в перспективе на рынке возникнет олигополия, то есть он весь будет поделен между несколькими крупными игроками.
Однако при весьма высоких темпах роста рынка проката автомобилей существует ряд негативных факторов, тормозящих его развитие: отсутствие в России сложившейся культуры потребления услуги проката; низкая информированность населения о существовании подобной услуги, ее доступности для "обычных" людей; недостаток квалифицированных менеджеров высшего звена даже среди крупных автопрокатных компаний; неэффективность работы саморегулирующих механизмов рынка со стороны крупных компаний (отсутствие барьеров против демпинга мелких компаний, предоставляющих услуги низкого качества и т.п.).
Таким образом, при всей динамичности и перспективности российский рынок проката автомобилей (основной объем которого приходится на Москву) слабо структурирован, его функционирование хаотично и мало предсказуемо, а саморегулирующие механизмы слабо эффективны. Однако имеющаяся тенденция к олигополизации может привести к более упорядоченному его развитию.
Основные компании – участники рынка аренды автомобилей в Москве
Несмотря на то, что рынок проката автомобилей в России находится в состоянии развития, уже произошла его сегментация, обусловленная ориентацией компаний на разные целевые аудитории.
В последние полтора года отмечена также дифференциация компаний по предоставлению автомобилей – отечественного и иностранного производства.
Прокатом отечественных автомобилей занимаются компании "Элекс-Полюс" и "Инком-Лада".
Направление проката иномарок представляют несколько групп компаний:
представительства международных прокатных компаний (Avis-Москва, Hertz Rent-a-car, Ольга-Sixt);
официальные дилеры производителей мировых автомобильных марок ("Рольф-Прокат", "Европкар-РУС");
крупные российские компании, длительное время работающие на ранке проката автомобилей (Global National, "Гринлайн", "Скарлет");
малые российские прокатные компании, насчитывающие в парке несколько десятков автомобилей ("А.М. Рент", Delta rent-a-car и др.);
в последние годы пункты проката автомобилей начали открываться при автотехнических центрах зарубежных автопроизводителей ("Автоцентр Skoda");
отдельное место занимают компании, имеющие парк из дорогих и престижных иномарок и специализирующиеся на предоставлении конкретной услуги по обслуживанию различных торжественных мероприятий ("Лимузин-сервис").
При выделении лидеров на российском рынке аренды автомобилей в России использовались два основных критерия:
Репутация, имидж компании (позиция и срок работы на рынке, известность торговой марки, профессионализм сотрудников, уровень качества предоставляемых услуг и обслуживания клиентов, возможность широкого выбора марок и классов автомобилей).
Ценовые критерии:(стоимость услуги проката, сумма залога, наличие системы скидок).
В соответствии с данными критериями в число лидеров прокатного рынка (сегмент "иномарки"), по мнению большинства экспертов, входят "Рольф-Прокат", Hertz и "Европкар", каждая из которых занимает, по разным оценкам, от 10 до 17% рынка. В нижнем ценовом сегменте (прокат отечественных автомобилей) безусловным лидером является крупнейший официальный дилер ВАЗа – компания "Элекс-Полюс".
Эксперты отмечают, что, несмотря на усилившуюся конкуренцию между участниками рынка, они заинтересованы в сотрудничестве и взаимодействии по ряду направлений:
Превентивные меры, направленные на борьбу с угонами автомобилей;
проведение совместных рекламно-информационных кампаний в целях продвижения услуги проката автомобилей в целом;
субаренда автомобилей или направление клиентов в другую компанию в случае отсутствия в наличии автомобиля требуемой марки или класса.
Учитывая отмеченные тенденции, можно ожидать появления в самом ближайшем будущем мощного объединения прокатных компаний, заявкой на которое стало создание Ассоциации прокатных компаний России.
Характеристики основных потребителей услуги проката автомобилей в России
Основными потребителями услуг по прокату автомобилей в России являются две группы:
корпоративные клиенты;
частные лица.
Согласно результатам исследования, среди корпоративных клиентов наиболее востребованными видами услуг являются:
аутсорсинг (полное транспортное обслуживание компаний). В Москве данную услугу предлагают лишь несколько ведущих прокатных компаний – "Рольф-Прокат", "Европкар-РУС", – однако, по мнению экспертов, в ближайшее время услуга аутсорсинга будет предложена еще несколькими компаниями;
оперативный лизинг – долгосрочная аренда автомобиля на срок от 6 месяцев до 5 лет с последующим возвратом амортизированного имущества. Рост спроса на данную услугу резко увеличился в течение нескольких последних лет, однако наиболее выгодные условия по длительной аренде по-прежнему предлагают крупные компании – Hertz, Avis, "Рольф-Прокат" и др. Рост конкуренции в этом сегменте среди прокатных компаний приводит к формированию пакета дополнительных услуг, например, оформления водительских прав для иностранных клиентов, размещения рекламы арендатора на арендованных автомобилях и т.д.;
услуги аренды автомобилей с водителем для оперативных поездок. Здесь отличительной особенностью поведения клиентов эксперты называют возросшие требования к качеству оказываемых услуг и готовность платить за это больше.
В качестве основных мотивов, побуждающих частных клиентов обращаться в прокатные компании, отмечаются следующие:
временное отсутствие собственного автомобиля – опрос реальных клиентов показал, что это самая многочисленная категория (более 43%); потребность в автомобиле в выходные дни, для отдыха (21%);
потребность в автомобиле для служебных целей (13,4%);
для удобства передвижения (5,9%);
желание "познакомиться" с машиной для последующей покупки (2,5%; по мнению экспертов, этот мотив – на втором месте) и некоторые другие.
Среди частных клиентов прокатных компаний – иностранцы (бизнесмены, приезжающие в Россию по делам, туристы) и российские граждане. Последних, в свою очередь, можно условно разделить на представителей среднего класса (категория клиентов, чей доход, по оценкам экспертов, составляет более 500 долларов в месяц на одного члена семьи) и массовых потребителей (по мнению экспертов, интерес к услуге проката проявляют люди, имеющие доход на члена семьи от 250 долларов в месяц). Наличие последней категории говорит о наметившейся тенденции к распространению услуги проката автомобилей в российском обществе.
Критерии выбора прокатной компании для каждой категории частных клиентов различны. Иностранцы в значительно большей степени ориентируются на известность той или иной фирмы, ее репутацию на мировом и российском рынке. Поэтому для аренды автомобиля они предпочитают обращаться в крупные международные компании (Hertz, Avis). Многие из них бронируют машины заранее, до приезда в Россию, через представительства этих компаний в других странах.
Представители среднего российского класса отдают предпочтение компаниям, предлагающим напрокат более надежные автомобили и обеспечивающим высокое качество обслуживания ("Рольф-Прокат", "Европкар-РУС"). Для этой категории клиентов несколько большее, нежели для иностранцев, значение имеет ценовой фактор. Массовый российский потребитель при выборе прокатной компании ориентируется главным образом на цены, предпочитая компании с самой низкой стоимостью аренды.
В конечном итоге, согласно экспертным оценкам, при окончательном выборе прокатной компании определяющими являются следующие факторы (без ранжировки по уровню приоритетности):
количество автомобилей в парке прокатной компании;
наличие автомобилей определенного класса и различных марок в парке прокатной компании;
техническое состояние автомобилей;
репутация прокатной компании;
скорость оформления документов;
наличие дополнительного оборудования в автомобиле;
цена услуги.
Среди значительной части населения существуют различные опасения, в большой степени сказывающиеся на принятии решения об аренде автомобиля. Среди них:
высокая ответственность клиента в случае ДТП, угона, актов «вандализма» третьих лиц (29,6%);
трудности с оформлением документов на аренду (7,7%);
неоправданно высокая стоимость услуги (4,6%).
Однако стоит отметить, что более 10% автовладельцев отметили, что при аренде автомобилей никаких проблем нет. Это – еще одно свидетельство постепенного распространения услуги и информации о ней среди российского населения.
Наибольшей популярностью у клиентов прокатных компаний пользуются автомобили экономического и среднего класса, на втором месте идут более солидные автомобили бизнес-класса и минивэны. А вот потребность во внедорожниках относительно невелика, что отчасти может объясняться высокой стоимостью аренды таких автомобилей.
Таким образом, основным потребителем услуги проката в России в настоящее время являются представители российского среднего класса, предпочитающие относительно недорогие, но качественные автомобили с набором дополнительных функций. При этом прослеживается тенденция к распространению услуги по аренде автомобилей среди массового российского потребителя.
Компания "Рольф-Прокат" на рынке аренды автомобилей в России
По оценкам экспертов, компания "Рольф-Прокат" входит в тройку лидеров российского рынка проката автомобилей. При этом значительная часть экспертов полагает, что по уровню успешности и известности на рынке компания вполне может претендовать на первое место.
По мнению экспертов, компания "Рольф-Прокат" смогла завоевать лидирующую позицию на рынке благодаря целому ряду конкурентных преимуществ, связанных с ее имиджем и репутацией, качеством оказываемых услуг и эффективной маркетинговой политикой.
На укреплении положительного имиджа компании сказывается продолжительный срок ее работы на рынке проката (с 1991 года), высокая известность торговой марки "Рольф-Прокат", а также высокая степень открытости по сравнению с другими компаниями, оказывающими аналогичные услуги.
Участники рынка аренды автомобилей (и эксперты, и реальные потребители услуг) отмечают хорошее техническое состояние автопарка "Рольф-Проката", а также высокий уровень сервиса и профессионализм сотрудников компании. Среди достоинств маркетинговой политики называются предоставление наиболее востребованных корпоративными клиентами услуг (оперативный лизинг, аутсорсинг), а для частных клиентов – возможность широкого выбора моделей и класса автомобилей. Существенным преимуществом "Рольф-Проката" является наличие сети пунктов проката на дилерских центрах в Москве и Санкт-Петербурге.
Однако наряду с преимуществами эксперты выделяют определенные недостатки в работе "Рольф-Проката". В частности, высказываются замечания относительно технического состояния машин, уровня цен и возможности широкого выбора марки автомобиля. Учитывая пожелания клиентов и опираясь на свой опыт работы на рынке проката, компания "Рольф-Прокат" разработала и активно внедряет программу по переходу на европейский уровень обслуживания. Так, программа предполагает обновление автопарка не реже, чем раз в год. В настоящий момент уже полностью обновлены автомобили Mitsubishi Carisma / Митсубиси Каризма (все они "моложе" 1 года). Увеличения количества марок автомобилей, предоставляемых в аренду, не планируется, поскольку представленные в автопарке марки позволяют предложить клиентам самый широкий выбор автомобилей. Однако в ближайшее время в парке "Рольф-Прокат" появятся несколько новых моделей Mitsubishi / Митсубси, Ford / Форд и Hyundai / Хендай.
В июне 2003 года компания "Рольф-Прокат" первой среди российских компаний, работающих на рынке проката автомобилей, объявила о введении новых корпоративных стандартов качества предоставляемых услуг. Эти стандарты охватывают все стороны деятельности компании – от технического состояния автомобиля до внешнего вида сотрудников. С их помощью компания намерена привести уровень сервиса и стоимость оказываемых услуг в соответствие с ожиданиями клиентов. Среди прочего "Рольф-Прокат" бесплатно предоставляет клиентам дополнительный набор предметов, не связанных с управлением автомобилем: карта Москвы, "плечики" для верхней одежды, салфетки для протирания оптики. Эта мера направлена на укрепление положительного имиджа компании и повышение лояльности клиентов.
Новые стандарты качества уже начали приносить первые плоды. При обращении в компанию клиенты все больше ссылаются на рекомендации знакомых, отмечают высокий уровень сервиса и отличное техническое состояние автомобилей "Рольф-Проката".
В ближайших планах "Рольф-Проката" – разработка эффективной тарифной политики, позволяющей корректировать тарифные планы в зависимости от сезона и спроса на те или иные категории автомобилей. Первым шагом здесь стало введение новых тарифов на услугу аренды автомобилей с водителем. Для удобства клиентов применяется новая система расчетов при использовании автомобиля с водителем в течение 8 и более часов. Снижение тарифов при длительном использовании составляет до 25%. Кроме того, возможность выбора пакета страхования (без франшизы или с минимальной безусловной франшизой) позволяет клиентам экономить от 10 до 15% при аренде автомобиля без водителя.
Последовательная реализация мероприятий комплексной программы по переходу на европейский уровень обслуживания позволит компании "Рольф-Прокат" закрепить свое лидирующее положение на рынке аренды автомобилей в России и еще более полно удовлетворять потребности и пожелания своих клиентов.