ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Рынок ценных бумаг»
на тему «Регулирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации»
Проверила:
Иода Е.В.
Липецк – 2008 Содержание
Введение …………………………………………..……………... 3
1. Сущность и принципы регулирования рынка ценных бумаг в Российской Федерации ……………………………………... 4
2. Государственное регулирование рынка ценных бумаг ..…... 9
3.Саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг ………………………………...…... 15
Заключение ……………………………………………...……… 18
Список использованной литературы ………………………..... 19
Задание 2 ……………………………………………………….. 20
Введение
Любая человеческая деятельность на данном этапе развития общества должна быть регулируема, не является исключением и рынок ценных бумаг. В законе «О рынке ценных бумаг» предусматривается как регулирование деятельности государственными органами, так и специальными организациями, функционирующими на рынке ценных бумаг.
Рынок ценных бумаг – это надстройка над рынком свободных капиталов, которые ищут своего применения, и более динамичный сектор рынка ссудных капиталов.
Особенность рынка ценных бумаг состоит в том, что обращающиеся на нем ценности представляют собой совокупность прав и не существуют в отрыве от обеспечиваемой государством нормативной правовой базы и системы правоприменения. Таким образом, государство выполняет системообразующую функцию, которая будет непрерывно видоизменяться в соответствии со стоящими перед ним задачами по обеспечению национальных интересов.
1. Сущность и принципы регулирования рынка ценных бумаг в Российской Федерации
Регулирование рынка ценных бумаг – это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия . [4 – 301c.].
Регулирование рынка ценных бумаг охватывает все виды деятельности и все виды операций на нем, осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования.
С этих позиций различают:
- государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования;
- регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка;
- общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение.
Регулирование рынка ценных бумаг охватывает всех его участников: эмитентов, инвесторов, профессиональных фондовых посредников, организаций инфраструктуры рынка.
Регулирование участников рынка может быть внешним и внутренним.
Внешнее регулирование – это подчинённость деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям.
Внутреннее регулирование – это подчинённость деятельности данной организации её собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, её подразделений и её работников.
Регулирование рынка ценных бумаг охватывает все виды деятельности и все виды операций на нём: эмиссионные, посреднические, инвестиционные, спекулятивные, залоговые, трастовые и т.п.
Регулирование рынка ценных бумаг обычно преследует следующие цели:
- поддержание порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;
- защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций;
- обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;
- создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности, и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;
- в определённых случаях создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений и т.п.;
- воздействие на рынок с целью достижения каких-то общественных целей (например, для повышение темпов роста экономики, снижения уровня безработицы и т.д.).
Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает:
1. создание нормативной базы функционирования рынка, т.е. разработка законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;
3. отбор профессиональных участников рынка; современный рынка ценных бумаг, как, пожалуй, и любой другой рынок, невозможен без профессиональных посредников. Однако не любое лицо или не любая организация могут занять место такого посредника. Чтобы это сделать, необходимо удовлетворить определённым требованиям по знаниям, опыту и капиталу, которые устанавливаются уполномоченными на это регулирующими организациями или органами;
4. контроль за соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка;
5. систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке. Такими санкциями могут быть: устные и письменные предупреждения, штрафы, уголовные наказания, исключение из рядов участников рынка.
Принципы регулирования российского рынка ценных бумаг во многом зависят от существующих в стране политических и экономических условий, но одновременно они должны отражать и проверенную временем историческую практику мирового рынка ценных бумаг.
Основные принципы:
1. Разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка – с другой. В первой связке регулируются отношения между владельцем прав по ценной бумаге и лицом по ней обязанным; во второй – отношения, в которых заключаются и исполняются сделки между эмитентом и профессиональным участником, инвестором и профессиональным участником или между профессиональными участниками;
2. Выделение из всех видов ценных бумаг так называемых инвестиционных, т.е. тех, которые выпускаются массово, сериями (траншами) и могут быстро распространяться и рынок которых может быть быстро организован. Именно такие бумаги нуждаются в тщательном регулировании, поскольку именно такими инструментами злоумышленники могут нанести большой ущерб участникам рынка;
3. Максимально широкое использование процедур раскрытия информации обо всех участниках рынка – эмитентах, крупных инвесторах и профессиональных участниках. Этим механизмом достигается возможность получения участниками рынка информации друг о друге для принятия деловых решений при операциях на рынке;
4. Необходимость обеспечения конкуренции как механизма объективного повышения качества услуг и снижения их стоимости. Этот принцип реализуется через неприятие регулятивных документов, делающих преференции отдельным участникам рынка. Все субъекты регулирования имеют равные права перед регулирующими органами – в нормах не упоминаются конкретные имена или фирменные названия;
5. При разделении полномочий между регулирующими органами следует исходить из того, что нормотворчество и нормоприменение не должны совмещаться одним лицом;
6. Обеспечение гласности нормотворчества, широкое публичное обсуждение путей решения проблем рынка. Такой принцип повышает качество нормотворчества и его объективность;
7. Соблюдение принципа преемственности российской системы регулирования рынка ценных бумаг, имеющей определённую историю и традиции. Нельзя не учитывать и всё растущую интеграцию национального фондового рынка с международным. Неэффективно начинать строить новую систему регулирования рынка "с центра поля", необходимо практически учитывать опыт мирового рынка, качественно перерабатывать его и использовать удачные регуляционные решения. Не следует делать из этого опыта догмы, т.к. повторение чужих ошибок может замедлить прогресс в регулировании рынка;
8. Оптимальное распределение функций регулирования рынка ценных бумаг между государственными и негосударственными органами управления (коммерческими организациями, общественными организациями).
2. Государственное регулирование рынка ценных бумаг
Государственное регулирование рынка ценных бумаг – это регулирование со стороны общественных органов государственной власти.
Государство создает систему регулирования рынка и обеспечивает ее функционирование. Развитие системы правоприменения как одного из ключевых элементов системообразующей функции государства будет приоритетным направлением государственной политики.
Государство выступает крупнейшим заемщиком на рынке ценных бумаг и оказывает прямое влияние на его количественные и качественные характеристики.
Государство является крупнейшим держателем ценных бумаг российских предприятий и выступает крупнейшим продавцом на рынке корпоративных ценных бумаг.
Государство выполняет ряд важнейших функций на рынке ценных бумаг, среди них можно выделить следующие основные:
1. разработка программы и стратегии развития рынка ценных бумаг, наблюдение и регулирование исполнения этой программы, выработка законодательных актов для реализации стратегии;
2. установление требований к участникам рыночного процесса, установка различных стандартов;
3. контролирование финансовой безопасности и устойчивости рынка, надзор за выполнением распоряжений по безопасности;
4. обеспечение информированности всех без исключения инвесторов о состоянии рынка;
5. формирование государственных систем страхования на рынке ценных бумаг;
6. контроль и предупреждение чрезмерного вложения инвестиций в государственные ценные бумаги.
На сегодняшний день известны две модели государственного регулирования рынка ценных бумаг, первая подразумевает, что государство максимально активно контролирует и вмешивается в регуляционный процесс на рынке и лишь небольшая часть передается саморегулирующимся организациям. Вторая модель прямо противоположна первой - роль государства в регулировании минимальна и основная доля регулирования принадлежит участникам рынка. В большинстве стран мира государство идет по пути среднего между этими двумя крайними моделями.
К числу основных принципов государственного регулирования рынка ценных бумаг относятся:
1. функциональное регулирование в сочетании с институциональным регулированием по вопросам организации контроля и надзора за деятельностью профессиональных участников рынка;
2. использование механизмов саморегулирования рынка, создаваемых при помощи государства и под его контролем;
3. распределение полномочий по регулированию рынка между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, а также различными органами исполнительной власти;
4. приоритет в защите мелких инвесторов и населения, всех форм коллективных инвестиций при развитии системы регулирования рынка;
5. приоритет в развитии инфраструктурных организаций;
6. максимальное снижение и разделение рисков;
7. поддержка конкуренции на рынке;
8. предотвращение или частичное снятие конфликтов интересов на основе регулирования вопросов совмещения видов профессиональной деятельности.
Формой выражения государственного регулирования рынка ценных бумаг, прежде всего, являются нормативно-правовые акты, с помощью которых осуществляется регулирование. Область законодательства гораздо легче поддается влиянию государства, чем другие составляющие рынка ценных бумаг. Следовательно, с помощью разумных законов можно обеспечить наиболее сильное воздействие с целью ускорения процесса становления фондового рынка.
Основные проблемы в этой области заключаются не в самом факте регулирования, а в конкретных способах и формах, которыми оно должно осуществляться. Кроме того, учитывая, что наше государство само является крупным акционером, необходимо иметь механизм общественного (независимого) контроля и регулирования рынка ценных бумаг.
На сегодняшний момент имеется около 1000 законодательных и нормативных документов, регулирующих различные стороны деятельности его участников [5 – 376c.]. Основные законодательные акты, которыми регулируется российский рынок ценных бумаг:
Гражданский кодекс РФ, части I и II (1995 –1996г.г.);
Закон «О банках и банковской деятельности» (1990г.)
Закон «О центральном банке Российской Федерации» (1995г.)
Закон «О приватизации государственных и муниципальных мероприятий в РСФСР» (1991г.)
Закон «О товарных биржах и биржевой торговле» (1992год)
Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (1992год)
Закон «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» (1992год)
Закон «Об акционерных обществах» (1996год)
Закон «О рынке ценных бумаг» (1996год)
Указы Президента по развитию рынка ценных бумаг и т. д.
Важнейшим документом
является Федеральный закон от 22 апреля
Государство может осуществлять так называемое прямое управление рынком ценных бумаг, которое состоит в разработке норм и правил и контроля за их выполнением.
Кроме этого государство осуществляет и косвенное, или экономическое управление рынком ценных бумаг через систему налогообложения, денежную политику, государственные капиталы и государственную собственность и ресурсы.
В настоящий момент преобладающим является косвенное регулирование рынком ценных бумаг, а именно:
- контроль за денежной массой в обращении и объемом предоставленных кредитов с помощью влияния на ставки ссудного процента;
- изменения в налогообложении и сроках амортизационных отчислений;
- гарантии правительства (по депозитам, кредитам, займам частного сектора и др.);
- внешнеэкономическая (операции с иностранной валютой, золотом, мероприятия по стимулированию экспорта, валютные ограничения и т. д.) и внешнеполитическая деятельность (развитие или свертывание политических контактов, отражающиеся на внешней торговле и экономических связях, военные действия и пр.).
Структура органов государственного регулирования российского рынка ценных бумаг в настоящее время еще не сложилась. Регулированием РЦБ на государственном уровне занимаются:
Высшие органы государственной власти:
Государственная дума (издает законы, регулирующие РЦБ);
Президент (издает указы);
Правительство (выпускает постановления, обычно в развитие указов президента).
Государственные органы регулирования РЦБ министерского уровня:
Министерство финансов РФ (регистрирует выпуски ценных бумаг корпораций, субъектов федерации и органов местного самоуправления, лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании и фонды, осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и регулирует их обращение).
Центральный банк РФ (регистрирует выпуски ценных бумаг кредитных организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом рынке ценных бумаг, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на рынке ценных бумаг и т. д.).
Министерство РФ по антимонопольной политике и подднржке предпринимательства (устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением).
Министерство экономического развития и торговли РФ (Отвечает за общеэкономическую политику и распределение централизованных инвестиций).
Указом Президента РФ от 9 марта 2004г. N 314 Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг упразднена.Функции по контролю и надзору переданы Федеральной службе по финансовым рынкам. [3 – 196 c.]. ФСФР является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков. ФСФР России:
- разрабатывает основные направления развития фондового рынка,
- координирует деятельность государственных органов по вопросам его регулирования,
- устанавливает требования к проспектам эмиссии и операциям с ценными бумагами,
- лицензирует различные виды профессиональной деятельности на рынке.
3. Саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг
Кроме государства на рынке ценных бумаг процесс регулирования осуществляется и самостоятельно так называемыми саморегулирующими организациями, которые в соответствии с законом «О рынке ценных бумаг» представляют собой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующие в соответствии с законом и функционирующие на принципах некоммерческой организации [1 – 51c.]. Важной особенностью такой организации является ее некоммерческая направленность, то есть ее участники и учредители не используют вырученные средства на собственное потребление, а только на реализацию представленных им функций.
Саморегулируемая организация в соответствии с лицензией, выданной Федеральной комиссией, осуществляет следующие функции:
- устанавливает правила и стандарты осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и операций с ценными бумагами для своих членов;
- выдает ходатайства для получения в лицензирующих органах лицензий на право осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
- осуществляет контрольные полномочия;
- налагает санкции и применяет меры воздействия к своим членам, нарушающим требования законодательства Российской Федерации о ценных бумагах;
- направляет в Федеральную комиссию предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, а также анализирует практику реализации законодательства Российской Федерации о ценных бумагах;
- в соответствии с квалификационными требованиями Федеральной комиссии разрабатывает учебные программы и планы, осуществляет подготовку руководителей и сотрудников организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, определяет квалификацию указанных лиц и выдает им квалификационные аттестаты.
Саморегулируемые организации призваны помочь государству в решении задач развития и совершенствования системы функционального регулирования рынка ценных бумаг; установлении правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг; осуществлении контроля и надзора за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг; защиты интересов владельцев ценных бумаг и клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами саморегулируемой организации; повышении стандартов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, включая стандарты профессиональной этики на рынке ценных бумаг; обеспечении условий профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
Количество и направленность саморегулируемых организаций должны устанавливаться государством, так как один и тот же предмет саморегулирования не может регулироваться сразу двумя или более однотипными органами.
Различают несколько видов саморегулируемых организаций:
Международные организации (например, Международная организация фондовых бирж).
Национальные организации. Обычно в каждой стране есть саморегулируемые организации, претендующие на представительство интересов всего профессионального мира, связанного с финансовым рынком той или иной страны.
Региональные саморегулируемые организации могут учреждаться при наличии относительно замкнутых региональных финансовых рынков.
Самой крупной и авторитетной саморегулируемой организацией профессиональных участников фондового рынка в России является Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР), объединяющая более 860 компаний – участников фондового рынка, ведущих главным образом брокерскую и дилерскую деятельность [2 – 104c.].
Другой известной саморегулируемой организацией профессиональных участников фондового рынка является Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД), которая занимается разработкой правил и стандартов деятельности по учету и осуществлению перехода прав на ценные бумаги, депозитарной деятельности.
Заключение
В данной контрольной работе выяснены сущность и принципы регулирования рынка ценных бумаг в Российской Федерации, изучено государственное регулирование рынка ценных бумаг, а также рассмотрены саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг.
В настоящее время в нашей стране всё большее развитие получает рынок ценных бумаг. Практически все субъекты экономических отношений, ведущие бухгалтерский учет непосредственно сталкиваются с учётом операций с ценными бумагами. Учитывая исключительную важность этой отрасли для развития и стабилизации российской экономики, рынок ценных бумаг на сегодняшний день рассматривается как область интенсивного контроля и регулирования со стороны государства. Не смотря на усиление положительного влияния государства на российский рынок ценных бумаг, он еще остается крайне несовершенным.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 N 39-ФЗ.
2. Жуков Е.Ф. Ценные бумаги и фондовые рынки: Учеб. пособие для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005. – 159с.
3. Колтынюк Б.А. Ценные бумаги: Учебник. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. – 278 с.
4. Рынок ценных бумаг: Учебник / Под ред. В.А.Галанова, А.И.Басова. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 352 с.
5. Рынок ценных бумаг: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2007. – 399 с.
Задание 2
Облигация номиналом 5000 руб. при 12 % годовых продана через 60 дней. Определить купонный доход, который получит владелец облигации.
Решение:
= ´, где
– купонный доход;
– купонная годовая ставка;
– номинальная цена облигации.
= ´ 5000 = 100 руб.
Вывод: купонный доход, который получит владелец облигации за 60 дней хранения, составит 100 руб. с учетом того, что годовая процентная ставка равна 12 % от номинала.