Бюллетень №8 (80)/2004 год

№8 (80) / 2004 год

БЮЛЛЕТЕНЬ Счетной палаты Российской Федерации

Анализ эффективности использования средств федерального бюджета, выделенных на строительство метрополитенов в Российской Федерации

Аналитическая записка подготовлена на основании проведенных Счетной палатой Российской Федерации в 2000-2004 годах проверок финансирования и целевого использования государственных капитальных вложений, предусмотренных Федеральной адресной инвестиционной программой (непрограммная часть) на строительство метрополитенов в городах Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде (за 1999-2000 годы), в Уфе и Казани (2000-2001 годы), в Омске, Самаре и Новосибирске (2001-2002 годы), в Москве и Екатеринбурге (2002-2003 годы), а также материалов Госстроя России, Госкомстата России и Автономной некоммерческой организации "Инвестстройметро".

Метрополитен представляет собой сложную многофункциональную капиталоемкую и социально значимую систему жизнеобеспечения крупных городов России, обеспечивающую надежную и бесперебойную перевозку пассажиров. Кроме того, он является ответственным элементом национальной безопасности страны.

Метрополитены относятся к сооружениям повышенного уровня ответственности, как в период строительства, так и в период эксплуатации, отказы которых могут привести к тяжелым экономическим, социальным и экологическим последствиям.

В настоящее время в 6 городах Российской Федерации (Екатеринбург, Москва, Нижний Новгород, Новосибирск, Самара, Санкт-Петербург) действуют линии метрополитенов, в 5 городах (Казань, Красноярск, Омск, Уфа, Челябинск) начато строительство метрополитенов. В Волгограде действует линия скоростного трамвая, подземная строительная часть которого осуществляется по нормам метрополитена.

Основные показатели действующих метрополитенов в Российской Федерации по состоянию на 1 января 2004 года приведены в таблице:

 

Наименование показателей

Метрополитены

Московский

Петербургский

Нижегородский

Екатеринбургский

Новосибир-ский

Самарский

Население, тыс. чел.

8546

4628

1351

1310

1394

1165

Год начала строительства

1932

1951

1977

1980

1979

1980

Год ввода

1935

1956

1985

1994

1985

1987

Количество станций, ед.

165

58

13

7

11

8

Длина пути*, км

267,4

98,6

15,5

9,3

14,5

9,1

Годовой объем пассажиро-перевозок, млн. чел.

3200,1

820,9

52,4

32,4

74,9

27,3

* Длина пассажирского эксплуатационного пути в 2-путном исчислении.

Общая протяженность линий действующих метрополитенов в городах Российской Федерации составляет 414,4 км, на которых построены и эксплуатируются 262 станции. Ежегодно метрополитены перевозят свыше 4,2 млрд. пассажиров, что более чем в 2 раза превышает пассажиропоток всей сети железных дорог России.

Доля метрополитенов в общем объеме перевозок на всех видах городского пассажирского транспорта составляет в Москве 46,6 %, в Санкт-Петербурге - 30,8 %, в Новосибирске - 15,8 %, в Самаре - 9 %, в Екатеринбурге - 6,9 %, в Нижнем Новгороде - 6,0 процента.

Россия занимает третье место среди всех стран мира по количеству городов с действующими метрополитенами и четвертое - по их общей протяженности.

Сравнительные данные метрополитенов крупнейших городов мира за 2002 год приведены в таблице:

 

Город

Перевезено пассажиров за год, млн. чел.

Эксплуатационная длина пути, км

Количество станций, ед.

Берлин

401,8

153

225

Гонконг

758,42

75

51

Лондон

952,6

415

378

Мехико

1434

200

175

Москва

3200

265

163

Нью-Йорк

1405,31

471

468

Париж

1261,68

211

375

Сан-Пауло

503,49

49

49

Токио

2053,4

177

164

В Москве в 2003 году сдана в эксплуатацию Бутовская линия наземного (легкого) метрополитена с 5 станциями протяженностью 5,8 км, начато строительство линий других видов скоростного внеуличного транспорта: мини-метрополитена, монорельсового транспорта. В Санкт-Петербурге проектируется строительство линий скоростного трамвая и надземного рельсового экспресса.

Во всех городах метрополитены и другие виды скоростного городского внеуличного транспорта строятся или получают дальнейшее развитие на основе утвержденных генеральных планов, территориальных комплексных схем развития территорий (ТКС) и технико-экономических обоснований (ТЭО) развития видов транспорта.

Развитие метрополитенов и других видов скоростного внеуличного транспорта в крупнейших городах Российской Федерации является одной из важных задач государственного регулирования развития городов.

Состояние строительства и функционирования метрополитенов в Российской Федерации

Состояние и функционирование метрополитенов характеризуется рядом серьезных недостатков и негативных тенденций, для устранения которых необходимо решить сложные проблемы, что в ряде случаев требует значительных объемов капитальных вложений, совершенствования нормативно-правовой и законодательной базы, оздоровления финансового состояния метрополитенов и усиления государственной поддержки.

Должны быть решены вопросы, связанные с потерей темпов строительства новых линий и модернизации действующих метрополитенов из-за недостаточного финансирования, старением основных фондов, ликвидацией аварийных участков и "узких" мест в инфраструктуре метрополитенов, повышением безопасности перевозок пассажиров, негативным воздействием на окружающую среду.

Степень износа основных фондов метрополитенов Российской Федерации составляла в 1995 году -12,8 %, 2000 году - 14,2 %, 2001 году - 14,9 %, 2002 году - 14,7 %, в 2003 году - 20,2 процента.

Значительный износ основных производственных фондов на ряде метрополитенов относится, в первую очередь, к станочному оборудованию депо, эскалаторам, системам вентиляции и водооткачки, аппаратуре сигнализации и связи, тоннельным сооружениям.

Вызывает тревогу и состояние парка подвижного состава действующих метрополитенов в целом по Российской Федерации.

Парк подвижного состава действующих метрополитенов России со сроком эксплуатации до 5 лет составляет 4 % (256 метровагонов), 5-10 лет - 16 % (910), 11-15 лет - 17 % (976), 16-20 лет - 19 % (1139), 21-25 лет - 15 % (843), свыше 25 лет - 29 % (1667).

Интенсивное старение транспортных средств привело к тому, что из находящихся в эксплуатации 5791 метровагона - до 30 % находятся за пределами амортизационных сроков или приближаются к нему (в том числе по Московскому метрополитену - 26 %, Петербургскому - 46 %). Значительная часть подвижного состава сильно изношена и требует больших затрат на ремонт и поддержание на достаточном уровне их технического состояния.

Данные о количестве метровагонов по всем действующим метрополитенам в Российской Федерации с указанием срока по годам эксплуатации приведены в таблице:

 

Город

Метровагонов, всего, ед.

в том числе по годам эксплуатации

до 5 лет

05-10 лет

11-15 лет

16-20 лет

21-25 лет

26-30 лет

31-35 лет

свыше 35 лет

Москва

4165

210

826

621

771

650

665

393

29

Санкт-Петербург

1366

42

64

237

250

193

276

266

38

Нижний Новгород

80

-

18

6

56

-

-

-

-

Новосибирск

80

4

-

14

62

-

-

-

-

Екатеринбург

54

-

-

54

-

-

-

-

-

Самара

46

-

2

44

-

-

-

-

-

Ограниченность средств не позволяет осуществлять необходимое обновление парка. В Москве нужно в ближайшие годы заменить более 1000 метровагонов, в Санкт-Петербурге срочной замены требуют более 500 единиц подвижного состава.

На приобретение метровагонов в 2000-2002 годах было направлено из средств федерального бюджета 630,0 млн. рублей (в текущих ценах), в том числе 375,0 млн. рублей для Московского и 255,0 млн. рублей для Петербургского метрополитенов.

Московский метрополитен направил часть средств (30,0 млн. рублей) на приобретение комплектующих изделий для изготовления новых вагонов и приобрел 21 вагон новой серии "Яуза". Петербургский метрополитен, добавив из собственных средств 15,0 млн. рублей, приобрел 30 вагонов этой же серии.

Сохранение текущего уровня закупок подвижного состава, производимое в основном за счет собственных средств метрополитенов, может привести к массовому выходу его из строя и другим труднопреодолимым последствиям.

Необходимо отметить, что на финансовом состоянии метрополитенов негативно сказывается еще и то обстоятельство, что в соответствии со статьей 87 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы по организации транспортного обслуживания населения финансируются исключительно из местных бюджетов. В то же время федеральным законодательством предоставлены льготы по оплате проезда 64 категориям граждан (в 1990 году было всего 22 льготные категории граждан). Неполное возмещение из федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации затрат метрополитенов по обслуживанию льготных категорий пассажиров, связанных с их перевозкой, усугубляет финансовое состояние действующих метрополитенов. За последние 10 лет доля проезда платных пассажиров в общем объеме перевозок сократилась с 80 % до 40 процентов.

В рамках действующего законодательства невозможно радикально решить проблему упорядочивания льготного проезда на общественном транспорте.

В целях стабилизации работы метрополитенов и повышения уровня транспортного обслуживания населения необходимо обеспечить поэтапный переход на адресные компенсационные выплаты отдельным гражданам, имеющим социально обоснованные льготы, для покрытия расходов, связанных с проездом в общественном транспорте, в том числе и на метрополитене.

Инвентаризация строящихся линий метрополитена, проведенная в 2001 году Минэкономразвития России, Минфином России, Госстроем России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, показала, что общий объем незавершенного строительства составил 57913,9 млн. рублей (в ценах 2001 года), при этом общая протяженность подземных выработок, находящихся в незавершенном строительстве, - 68,5 км (в однопутном исчислении), в том числе в аварийном и предаварийном состоянии - 11,3 км.

По состоянию на май 2003 года (данные Госстроя России) объем незавершенного строительства в однопутном исчислении составил 58,51 км подземных выработок, из которых 9,13 км находятся в предаварийном состоянии. Для ликвидации данного состояния необходим объем капитальных вложений в размере 1491,5 млн. рублей.

На строящемся Красноярском метрополитене из выполненных работ в объеме 946,0 млн. рублей стоимость работ по ликвидации предаварийной ситуации составляет 58,03 млн. рублей, или 6,1 процента.

На Петербургском метрополитене при объеме незавершенных работ в размере 18355,2 млн. рублей (в ценах 2001 года) для ликвидации аварийного или предаварийного состояния подземных выработок необходимы средства в объеме 985,8 млн. рублей, или 5,4 %. Кроме того, значительный объем средств направлен на ликвидацию ситуации, связанной с аварией, случившейся в декабре 1995 года на Кировско-Выборгской линии, на участке между станциями "Лесная" и "Площадь Мужества", которая привела к вынужденному искусственному затоплению этого участка и, как следствие, к прекращению движения поездов. Линия оказалась разрезанной на два участка с раздельной их эксплуатацией. Была утрачена надежная транспортная связь двух районов города, в которых проживает около 500 тыс. жителей, с центром города. В результате проведенных работ по восстановлению аварийного участка планируется осуществить пуск пробного поезда на данном участке ко Дню города - 27 мая 2004 года.

На Нижегородском метрополитене из выполненных работ в объеме 1662,1 млн. рублей стоимость работ по ликвидации предаварийной ситуации составляет 64,38 млн. рублей, или 3,9 процента.

На Московском метрополитене объем незавершенного строительства составлял 15857,2 млн. рублей (в ценах 2001 года). В связи с вводом в эксплуатацию участков Серпуховско-Тимирязевской линии от станции "Аннино" до станции "Бульвар Дмитрия Донского" и от станции "Киевская" до станции "Парк Победы" (Арбатско-Покровская линия) объем незавершенного строительства за 2003 год уменьшился и составил 7768,5 млн. рублей. Стоимость работ по ликвидации предаварийной ситуации составляет 165,7 млн. рублей, или 2,1 процента.

Доля средств, необходимых для ликвидации аварийной ситуации, в общем объеме выполненных работ, находящихся в незавершенном строительстве, на Екатеринбургском метрополитене составляет 3,2 %, Омском - 2,0 %, Самарском - 1,8 %, Новосибирском - 1,0 %, Челябинском - 0,4 процента.

Крайне тяжелое положение сложилось на ряде строящихся метрополитенов, где в аварийном и предаварийном состояниях пребывает значительное количество подземных выработок, находящихся в незавершенном строительстве.

Наиболее тревожная ситуация сложилась на Самарском и Екатеринбургском метрополитенах. Из пройденных, соответственно, 4502,0 пог. м и 5606,0 пог. м подземных выработок 2525,0 пог. м и 2761,0 пог. м находятся в аварийном или предаварийном состоянии, что составляет 56 % и 49 процентов.

На Петербургском метрополитене из 20600,0 пог. м подземных выработок 4000,0 пог. м (19 %) находятся в аварийном или предаварийном состоянии.

На Московском метрополитене из находящихся в незавершенном строительстве линий протяженностью 30000,0 пог. м в аварийном и предаварийном состоянии находятся 1300,0 пог. м выработок, или 4,3 %. Общая протяженность пройденных выработок различного поперечного сечения, расположенных в центральной части города и в зонах плотной городской застройки, в настоящее время составляет 12686 пог. м, сооружено временных выработок около 3000 пог. м, вскрыто более 20 котлованов глубиной до 20 метров.

Особый контроль ведется по станции "Сретенский бульвар" из-за возможности возникновения просадки Тургеневской площади и действующих станций метрополитена "Тургеневская" и "Чистые пруды". На этих станциях выполнены подходные выработки от шахты, собраны блоки технических помещений и опорные штольни станционных тоннелей, ведется сборка постоянных конструкций. Опасность возникновения просадки в настоящее время снижена. Подходные выработки, находящиеся во временном креплении, нуждаются в переборке.

Всего Московским метрополитеном для поддержания выработок в безопасном состоянии (после приостановки строительства) направлено средств в сумме 777,8 млн. рублей (в текущих ценах), из них в 2002 году - 96,9 млн. рублей, в 2003 году - 113,3 млн. рублей.

Доля подземных выработок в аварийном и предаварийном состоянии в общем объеме подземных выработок, находящихся в незавершенном строительстве, на Новосибирском метрополитене составила 19,2 %, Омском - 11,6 %, Челябинском - 11,3 %, Нижегородском - 8,3 %, Красноярском - 5,7 процента.

Одним из вопросов, сдерживающих развитие и создающих дополнительные трудности в эксплуатации действующих метрополитенов, является устаревшая или совсем отсутствующая нормативно-техническая база. Устарел ряд строительных норм и правил федерального уровня, отраслевых технических условий и инструкций по проектированию. В настоящее время они не отвечают обеспечению требований безопасности перевозок пассажиров, требований по защите окружающей среды от шума и вибраций, влияния агрессивных сред при производстве строительных работ и эксплуатации сооружений, не стимулируют снижение затрат при строительстве и эксплуатации.

Программа "Развитие метрополитенов и других видов скоростного внеуличного транспорта в Российской Федерации до 2015 года"

С целью улучшения транспортного обслуживания населения в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2000 года № 1433-р разработана программа "Развитие метрополитенов и других видов скоростного внеуличного транспорта в Российской Федерации до 2015 года" (далее - Программа).

Приоритетные направления Программы: