Содержание

1. Характеристика системы бюджетных планов В РФ и место коммерческих бюджетов........................................................................................................ 3

2. Формирование бюджета дебиторской задолженности предприятия. 7

Список литературы..................................................................................... 11

1. Характеристика системы бюджетных планов В РФ и место коммерческих бюджетов

Бюджетное устройство и бюджетный процесс в РФ регламентируются положениями Конституции РФ, Законами «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ», «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» и целым рядом других законов и нормативных документов. Кроме того, ежегодно принимаются: федеральный закон о федеральном бюджете на соответствующий год; правовые акты местных представительных органов власти о бюджетах на очередной финансовый год; другие федеральные законы, законы субъектов Федерации, нормативно-правовые акты местных органов власти по бюджетным вопросам.

В ст. 1 Закона «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ» устанавливается, что бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти и местного самоуправления в виде баланса доходов и расходов) законодательными (представительным) органами (статья 5). В соответствии с Конституцией РФ от 12.12.93 г., положениями Закона «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ» и Закона РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» от 15.04.93 г. бюджетная система нашего государства представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

Звеньями этой системы являются: центральный федеральный бюджет; бюджеты субъектов РФ — республиканские бюджеты республик в составе РФ, краевые и областные бюджеты краев и областей, городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты местных административно-территориальных образований — районные бюджеты районов, городские бюджеты городов (кроме Москвы и Санкт-Петербурга), районные бюджеты районов в городах, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов. Здесь необходимо определить понятие «консолидированный бюджет» — это свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории, используемый при прогнозировании, расчетах, анализе.

Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обуславливаются его экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Это перераспределение все в большей степени осуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения. Поэтому роль государственного регулирования рыночных отношений должна усиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

первый уровень  - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через пего мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые дли: регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной экономической политики.

Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ.

Процедура утверждения и построение бюджетов субъектов Российской Федерации аналогичны процедуре и построению федерального бюджета, однако существуют определенные отличия, связанные с различным правовым регулированием бюджетного механизма регионов - каждый субъект Федерации имеет свое бюджетное законодательство (комплекс нормативных актов).

Как видно, бюджетное устройство РФ определяется ее государственным устройством - в унитарных государствах бюджетная система имеет два уровня - государственный бюджет и местные бюджеты (однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней (нижестоящих государственных и административно-территориальных единиц) не входят в бюджеты вышестоящих уровней). Необходимо также отметить, что до принятия БК РФ внебюджетные фонды, являясь элементом финансовой системы (общегосударственные финансы) не включались в бюджетную систему.

2. Формирование бюджета дебиторской задолженности предприятия

Основой формирования дебиторской задолженности являются договорные отношения. В последнее время из-за ряда объективных и субъективных факторов усложнились порядок учета и отражения в отчетности дебиторской задолженности. Более сложным стало налогообложение операций, связанных с учетом дебиторской задолженности.

Объективно на это повлияли переход страны на рыночные отношения и принятия новых законодательных актов, которые увеличили значение договорных обязательств сторон, участвующих в сделке.

Субъективно на это оказывает влияние состояние платежей в стране и, как следствие, принятия государством ряда нормативных актов, направленных на обеспечение правопорядка при осуществлении расчетов за поставку продукции (работ, услуг), а также желание многих организаций производить расчеты без использования денежных средств.

Дебиторская задолженность в бухгалтерском учете организации отражается как следствие ее гражданских обязательств возникающих в результате определенной сделки.

Таким образом, юридические основы хозяйственных взаимоотношений между участниками различных видов договоров определяются Гражданским кодексом России, согласно которому организация-продавец обязуется передать вещь в собственность организации-покупателю, а та должна уплатить за нее определенную денежную сумму. Продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности и относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации). Если иное не указано в договоре, то продавец обязан передать такой экземпляр вещи, на который не распространяются права третьих лиц.

Все коммерческие отношения между хозяйствующими субъектами оформляются договорами. Договор поставки заключается между покупателем и продавцом, в котором поставщик обязуется поставить приобретенный товар или продукцию покупателю. Одним из самых распространенных гражданско-правовых соглашений, заключаемых при осуществлении предпринимательской деятельности является договор комиссии.

При передаче товаров покупателю выписывают товарную накладную (форма N ТОРГ-12) и счет-фактуру. Если товар до покупателя доставляет организация-продавец, выписывают товарно-транспортную накладную (форма N 1-Т). Если при этом используется собственный грузовой транспорт, дополнительно оформляют путевой лист (формы N 4-С и 4-П).

В организациях регулярно проводиться инвентаризация расчетов. Перед началом инвентаризации составляют акты сверки расчетов с другими организациями.

Результаты инвентаризации отражают в акте инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и другими дебиторами (кредиторами) (форма N ИНВ-17) и специальной справке (приложение к форме N ИНВ-17).

На основании акта сверки расчетов может быть подготовлено заявление о зачете взаимных требований. Это делают, если у организации есть как дебиторская, так и кредиторская задолженность перед одним и тем же предприятием (например, когда поставщик одновременно является и покупателем товаров организации).

Между предприятия могут производится товарообменные операции. В соответствии со ст.567 ГК РФ данная операция оформляется договором мены, согласно которому каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой.

В общеэкономическом смысле под товарообменными операциями принято понимать любые операции, при которых отсутствует движение денежной массы (товар обменивается на услугу, услуга предоставляется взамен выполнения каких-либо работ и т.д.). В правовом аспекте товарообмен представляет собой операцию, в рамках которой стороны обмениваются товарно-материальными ценностями. Это означает, что если два субъекта заключили между собой договор, по которому один передает другому определенный товар, а взамен получает обусловленную договором услугу, то речь в данном случае следует вести о смешанном договоре, содержащем элементы купли-продажи и возмездного оказания услуг, а не о договоре мены [29, с. 56].

Путем заключения договора мены можно обменять товар на товар, товар на имущественное право, имущественное право на другое имущественное право.

Торговые организации, осуществляющие комиссионные операции правовые отношения оформляют договором комиссии, согласно которому одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента [1, ст.990].

По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

В случае оказания возмездных услуг предприятию другим предприятием заключается договор возмездного оказания услуг, по которому исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

К договору возмездного оказания услуг относятся, например, договор на оказание юридических, аудиторских, медицинских, ветеринарных, консалтинговых и других аналогичных услуг, договор на проведение переоценки основных средств и т.д.

На практике нередко возникают ситуации, когда задолженность предприятий по договорным обязательствам погашается несвоевременно либо не погашается совсем.

В этом случае вступает в действие ст.196 ГК РФ, которая устанавливает общий срок исковой давности в три года. Следует иметь в виду, что законодательство предусматривает и специальные сроки исковой давности, как сокращенные, так и более длительные по сравнению с общим сроком [ст.797, ст.966]. Отсчет срока исковой давности начинается с момента просрочки долга, который определяется исходя из условий договора, а не с даты возникновения задолженности.

Если в договоре срок исполнения обязательств должником не оговорен, руководствуются общими правилами гражданского законодательства. В случае, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения такого обязательства.

Если обязательство не исполнено в разумный срок или срок его исполнения определен моментом востребования, то должник обязан исполнить его в 7-дневный срок со дня предъявления кредитором соответствующего требования. Данное положение правомочно, когда обязанность исполнения в другой срок не вытекает из закона, иных правовых актов, условий обязательства, обычаев делового оборота или существа обязательства.

Таким образом, договорные отношения между предприятиями оформляются хозяйственными договорами согласно гражданскому законодательству.

Список литературы

1.     Бухгалтерский (финансовый) учет: учет активов и учетных операций: учебное пособие по экономическим специальностям и направлениям.- В.А. Пипко, В.И. Бережной, Л.Н. Булавина и др. - М.: Финансы и статистика, 2002.

2.     Дружинин А.И., Рыжова В.В. Экономический анализ хозяйственной деятельности предприятий: Учебное пособие / Под ред. Дунаева О.Н.  Екатеринбург: УГТУ, 2003.

3.     Ефимова О.В. Финансовый анализ. М.: Бухгалтерский учет, 2001.

4.     Каморджанова Н.А., Карташова И.В. Бухгалтерский финансовый учет. – СПб: Питер, 2002.

5.     Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. 2-е изд., перераб. и доп.  М.: Финансы и статистика, 2002.

6.     Кожинов В.Я. Основы бухгалтерского учета. – М.: ГАРАНТ, 2003.

7.     Налоги и налогообложение / Под ред. д.э.н., проф. М.В. Романского и проф. О.В. Врублевской. – СПб: Питер, 2002.

8.     Остапенко В.В. Финансы предприятия: учеб. пособие. - 2-е изд., испр, и доп. - М.: Омега-Л, 2004.

9.     Попов В.М. Анализ финансовых решений в бизнесе / В.М. Попов, С.Г. Млодик, А.А. Зверев. - М.: КноРус, 2004.

10.            Савицкая Г.В.  Анализ хозяйственной деятельности предприятия. 4-е изд. Минск: ООО «Новое знание», 2003.

11.            Справочник бухгалтера. Взаимозачеты.- М.: Издательство ПРИОР, 2002.

12.            Учет расчетов – М.: Бератор-Пресс, 2003.

13.            Федотов А.В. Неденежные формы расчетов (второе издание). - "Вершина", 2003 г.

14.            Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА-М, 2000.

15.            Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-М, 2000. - 208с.

16.            Абрамова Н.В. Прекращение обязательств зачетом взаимных требований. // Главбух. Практический журнал для бухгалтера. – 2002 – № 15. – 35с.

17.            Березкин И.В. Сверка взаиморасчетов с поставщиками и подрядчиками // Консультант бухгалтера. – 2003. – №11. – С. 36-37.

18.            Вихляева Е.Н. Кассовый метод исчисления и уплаты налога на прибыль. // Главбух. Практический журнал для бухгалтера. – 2002. – № 14 – 37с.

19.            Воронцов Л.Д. Новые преимущества расчетов векселями // Главбух. – 2003. – №17. – С. 32.

20.            Долнаков А.Е.  Организация финансовых потоков в промышленном холдинге / А.Е. Долнаков // Финансы и кредит. - 2004. - № 1. - С. 68-72.

21.            Ивашкевич В.Б. Анализ дебиторской задолженности // Бухгалтерский учет. – 2003. - №6. – С. 12-16.

22.            Корнев Г. Будем брать?: Какие способы привлечения внешнего финансирования предпочесть малым и средним предприятиям / Г. Корнев // Русский предприниматель. - 2004. - № 7-8. - С. 28-30.

23.            Куликова Л.И. Учет операций коммерческого кредитования // Бухгалтерский учет. – 2003. – №8. – С. 23-25.