Избирательная система

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Сущность, понятие, функции избирательной системы………………………...4

2. Виды избирательных систем…………………………………………………......8

3. Избирательная система РФ……………………………………………………...15

4. Сравнение избирательной системы РФ и других демократических стран

    Европы……………………………………………………………………………19

Заключение………………………………………………………………………….25

Список использованной литературы……………………………………………...26

Введение

Избирательная система - важный фактор в политической жизни любой

страны. Особенности избирательной системы способны повлечь за собой широкие последствия - от раскола партии до распада страны. Таких случаев в истории немало. Изучение избирательных систем отличается от многих других аспектов политической науки тем, что оно допускает количественное моделирование, так как данные (голоса, места) поступают в виде чисел. Поэтому данная тема представляет большой теоретический интерес.

В научной литературе термин «избирательная система» употребляется обычно в двух значениях - широком и узком

В широком смысле избирательная система - это система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти. Сфера этих отношений весьма широка. В нее входят вопросы и определения круга избирателей и избираемых, и инфраструктуры выборов (создание избирательных единиц, избирательных органов и др.), и отношений, складывающихся на каждой из стадий избирательного процесса вплоть до его завершения.

Нас больше интересует избирательная система в так называемом узком смысле. Это способ определения того, кто из баллотировавшихся кандидатов избран на должность или в качестве депутата. В зависимости от того, какая будет использована избирательная система, результаты выборов при одних и тех же итогах голосования могут оказаться совершенно различными. Поэтому политические силы нередко борются между собой за более выгодную для себя избирательную систему (впрочем, оценивая ее выгодность, они могут и ошибиться).

Актуальность рассматриваемой темы очевидна. Избирательная система определяет порядок проведения выборов в государстве, а также включает в себя все общественные отношения, связанные с ними. Однако, избирательная система не может формировать, а тем более играть существенную роль в процессе становления государственности, наоборот, государственность является институтом, полностью и исключительно отвечающим за структуру и форму избирательной системы.

Цель данной работы состоит в теоретико-правовом рассмотрении сущности, понятия, функций, видов избирательной системы, акцентировании внимания на избирательной системе Российской Федерации и зарубежных стран, проведении сравнительного анализа избирательной системы РФ, Германии и США.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: произвести правовой анализ избирательной системы, выяснить какие существуют виды избирательных систем, дать им характеристику;  изучить избирательную систему России и сравнить ее с системой западных

стран, выявить недостатки и достоинства избирательной системы каждой из  

стран и найти в них сходства и различия.

1. Сущность, понятие, функции избирательной системы

В научной литературе термин «избирательная система» употребляется обычно в двух значениях - широком и узком.

В широком смысле избирательная система - это система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти. Регулируется избирательная система нормами избирательного права, понимаемого как система правовых норм, представляющая собой подотрасль конституционного (государственного) права. Однако не вся избирательная система регулируется правовыми нормами. В ее состав входят также отношения, регулируемые корпоративными нормами (уставами политических общественных объединений и др.), а также обычаями и традициями данного общества.

Однако нас больше интересует избирательная система в так называемом узком смысле. Это способ определения того, кто из баллотировавшихся кандидатов избран на должность или в качестве депутата. В зависимости от того, какая будет использована избирательная система, результаты выборов при одних и тех же итогах голосования могут оказаться совершенно различными. Поэтому политические силы нередко борются между собой за более выгодную для себя избирательную систему (впрочем, оценивая ее выгодность, они могут и ошибиться).  В РФ оно включает в себя пять различных подсистем, устанавливающих порядок избрания соответствующих органов государственной власти: порядок избрания Президента РФ; порядок избрания депутатов Государственной Думы РФ; порядок избрания глав администрации субъектов РФ; порядок избрания депутатов законодательных органов субъектов РФ; порядок избрания органов местного самоуправления. /2/

Избирательную систему можно рассматривать как комплекс, состоящий из десяти логических и взаимозависимых функциональных элементов (см. рисунок), реализация которых должна быть обеспечена. Разумеется, существуют разнообразные методы и способы практической реализации таких функций. Цель заключается в том, чтобы тем или иным образом воплотить в жизнь десять этих составляющих:

http://www.democracy.ru/library/foreign/countries/usa/uspreselect2000/uspreselect2000_1.gif

Законодательная база избирательной системы. Ни одни выборы не могут проводиться без законодательной основы. Независимо от того, что составляет такую базу - временные указы или принятые в установленном порядке законы - должен существовать общий согласованный правовой документ, который будет определять основные правила и процедуры проведения выборов. Следует отметить, что некоторые формы и процедуры выборов, по своей сути, являются чисто административными, и, таким образом, в обязанности уполномоченных органов входит разработка нормативных актов, регулирующих непосредственный порядок проведения выборов, и законодательную составляющую избирательной системы следует толковать в широком смысле как включающую и административно-правовые нормы, и законодательную базу.

Администрирование избирательной системы. Эта функциональная составляющая избирательной системы включает учреждение, создание и комплектование органов или организаций, ответственных за подготовку и проведение выборов, а также управление избирательным процессом в целом. Эти органы отвечают за ежедневное планирование, управление, решение вопросов финансирования, а также за осуществление любых иных особых, обеспечивающих действие законов, регулирующих или квазисудебных полномочий. Существенно важным аспектом данной административной составляющей является разработка графика выборов, в котором будут отражены все основные задачи, связанные с подготовкой и проведением предстоящих выборов, определением дат их выполнения и распределение обязанностей для их претворения в жизнь.

Определение границ избирательных образований. Определение границ избирательных образований - это процесс детального планирования и нарезки границ для двух типов избирательных образований. Первый тип представляет собой избирательный округ, т.е. район или сектор политического представительства (который может быть как одномандатным, так и многомандатным). Избирательные округа формируются не только для проведения выборов на федеральном или национальном уровне, но также для выборов органов власти менее высокого уровня. Второй тип избирательных образований - это избирательный участок, представляющий территориально-географическую единицу, где непосредственно происходит голосование в одном, расположенном в удобном для доступа избирателей месте - избирательном пункте или участке.

Обеспечение пассивного избирательного права. Обеспечение пассивного избирательного права представляет собой свод правил и процедур, регулирующих особый порядок регистрации политических партий и кандидатов (включая независимых кандидатов) для внесения их кандидатур в официально утверждаемый избирательный бюллетень и, что также важно, порядок сохранения или лишения (отзыва) регистрации. Данная функциональная составляющая также включает в себя процедуры вынесения определенных вопросов на общенародное голосование (инициативы, референдумы, поправки в Конституцию и т.п.).

 Регистрация избирателей. Регистрацию избирателей представляют собой правила и процедуры, которые регулируют порядок включения граждан в списки избирателей. Этот элемент включает определение порядка составления, ведения, внесения изменений и поправок или исключения граждан из списка избирателей. Также, и это очень важно, эта функция предусматривает определение и обеспечение порядка установления личности избирателя не только при регистрации, но и в момент прибытия его на избирательный участок в день голосования. И, наконец, в этот функциональный элемент включено выполнение важных задач по подбору и обучению лиц. непосредственно занимающихся практическими вопросами регистрации.

Регулирование вопросов, связанных с предвыборной агитацией и избирательной кампанией. Регулирование вопросов, связанных с предвыборной агитацией и избирательной кампанией, включает в себя два аспекта. Первый - это реализация положений законов, которые, в общем, призваны «обеспечить честность и законность избирательной кампании и выборов в целом». Эти законы запрещают такую противоправную и нечестную деятельность, как заполнение избирательных ящиков подложными бюллетенями, фальсификацию при регистрации, запугивание и подкуп избирателей, срыв избирательных мероприятий своих политических противников и т.п. Второй аспект относится к обеспечению действия законов и нормативных актов, регулирующих вопросы получения и расходования средств на нужды избирательных кампаний, а также устанавливающих ограничения на размеры пожертвований и взносов, как прямых, так и косвенных, в фонд кандидата.

Информирование избирателей и работа с избирателями. Данная функциональная составляющая предусматривает доведение официальной информации до избирателей (в отличие от информации, предоставляемой партиями или кандидатами) в отношении времени, порядка и места регистрации, времени, порядка и места голосования и иногда распространение образцов избирательных бюллетеней, которые будут использоваться на избирательном участке в день голосования, для ознакомления с ними избирателей. Этот функциональный элемент также включает разработку специальных программ подготовки молодых избирателей в школах с целью привития школьникам демократических ценностей, дисциплины, а также ознакомления их с основными процедурами выборов.

Голосование. Голосование, по сути, можно отнести к проблеме материально-технического обеспечения работы избирательных участков в день голосования. Эта функциональная составляющая включает выбор даты и времени проведения выборов, а также определение методов голосования. К данной функции относятся такие задачи, как организация и оборудование избирательного участка; привлечение, подготовка и организация работы работников избирательных участков в день голосования; доставка избирательных материалов и оборудования на избирательные участки; разработка формы, изготовление и обеспечение сохранности избирательных бюллетеней; установление четкого порядка голосования, который должен соблюдаться на избирательных участках в день голосования. К этой функции также следует отнести проведение заочного голосования для граждан, которые не смогут прийти на избирательный участок в день голосования.

Определение итогов голосования и результатов выборов. Функция определения итогов голосования и результатов выборов включает такие процедуры, как подсчет голосов, вынесение решений в отношении сложных избирательных бюллетеней, передача итогов голосования в вышестоящие инстанции и отчетность по избирательным бюллетеням.

Объявление результатов. Хотя эта функция, в конечном итоге, сводится к церемонии вручения мандатов победившим на выборах кандидатам, она также включает такие важные процедуры, как разрешение любых правовых споров, связанных с избирательным процессом или результатами выборов.

Данные десять функциональных элементов составляют общую модель избирательной системы. /8/

2. Виды избирательных систем

Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная система, в основе которой лежит принцип большинства (франц. majorite - большинство): избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов. В зависимости от того, какое это большинство (относительное, абсолютное или квалифицированное), система имеет разновидности.

         Уже на заре становления конституционного строя стали выдвигаться идеи пропорционального представительства политических объединений, при котором число мандатов, получаемых таким объединением, соответствует числу поданных за его кандидатов голосов.

         С начала прошлого столетия выдвигались компромиссные идеи, направленные на обеспечение хотя бы частичного представительства меньшинства - ограниченного вотума, системы единственного непередаваемого голоса, кумулятивного вотума, характеризуемые как полупропорциональные системы. Некоторые из них применяются сегодня, так как позволяют тем или иным образом уменьшить дефекты мажоритарной системы, не переходя к более или менее чистой пропорциональности.

         В интересах соединения достоинств мажоритарной и пропорциональной систем и исключения, присущих каждой из них недостатков наряду с сочетанием обеих систем в одних странах в некоторых других стали применять систему единственного передаваемого голоса.

Установление той или иной избирательной системы есть результат субъективного выбора, который нередко определяется соотношением политических сил в законодательном органе.

Мажоритарная система относительного большинства. Это самая простая система, при которой избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее число голосов, то есть больше голосов, чем любой из его соперников. Она результативна: единственный случай, когда результата может не быть, это получение одинакового наибольшего числа голосов двумя или более кандидатами. Такие случаи достаточно редки, и законодательным разрешением ситуации обычно бывает жребий.

         Система (это относится ко всем разновидностям мажоритарной системы) может применятся как в одномандатных, так и в многомандатных избирательных округах. При этой системе обычно не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании: если проголосовал хотя бы один, выборы действительны. Если же выдвинут один кандидат на место, он считается избранным без голосования, ибо достаточно, чтобы хотя бы один избиратель проголосовал за него (даже если таким единственным избирателем окажется он сам).

         Однако мажоритарная система относительного большинства крайне несправедлива по отношению к политическим партиям, особенно средним и малым по своему влиянию. Мандат достается кандидату, получившему относительное большинство голосов, тогда как против него могли проголосовать больше, чем за него. Это значит, что он избран абсолютным меньшинством избирателей, хотя и относительным большинством. Но это еще, как говорится, полбеды. Беда же в том, что голоса, поданные против победившего кандидата, вообще пропали. А в масштабе страны это может привести к тому, что партия, за которую голосует большинство избирателей, получает в парламенте меньшинство мест. При этих, казалось бы, вопиющих дефектах система имеет своих сторонников потому, что обычно обеспечивает партии - победителю абсолютное, а порой и значительное большинство в парламенте, позволяя при парламентарных и смешанных формах правления сформировать устойчивое правительство.

         При многомандатных избирательных округах, в которых соперничают списки кандидатов, значимость указанных дефектов системы многократно возрастает.

Мажоритарная система абсолютного большинства. От только что

рассмотренной системы она отличается тем, что требует для избрания абсолютного большинства голосов, то есть более половины общего их числа. Но это исходное общее число может быть трояким: а) общее число зарегистрированных избирателей (это самое жесткое требование, которое практически не встречается); б) общее число поданных голосов; в) общее число поданных действительных голосов. При этой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании; если он не достигнут, выборы считаются недействительными или несостоявшимися. Он может составлять половину зарегистрированных избирателей, но не редко и меньше.

При мажоритарной системе абсолютного большинства, как и при системе

относительного большинства, обычно устанавливаются одномандатные избирательные округа, хотя допустимы и многомандатные.

Достоинство данной системы по сравнению с системой относительного большинства заключается в том, что избранными считаются кандидаты, поддержанные действительным большинством проголосовавших избирателей, хотя бы это большинство составляло один голос. Но сохраняется тот же дефект, который является главным у системы относительного большинства: пропадают голоса, поданные против победивших кандидатов.

У мажоритарной системы абсолютного большинства есть свой специфический дефект - частая нерезультативность, причем она тем более вероятна, чем больше конкуренция кандидатов. Речь идет о случаях, когда ни один из баллотирующихся кандидатов (или списка кандидатов) не получил из-за раскола голосов требуемое большинства. Такая опасность увеличивается, если требуемое абсолютное большинство отсчитывается от общего числа поданных голосов: даже при двух кандидатах в одномандатном округе может получиться, что ни один не наберет абсолютного большинства, если какая-то часть избирателей проголосовала против  обоих кандидатов или подала недействительные голоса. Если же абсолютное большинство отсчитывается от общего числа действительных голосов, то к такому результату может привести только голосование части избирателей против обоих кандидатов. Разумеется, при условии, что в голосовании принял участие установленный минимум избирателей; в противном случае выборы недействительны независимо от всех прочих обстоятельств.

         Как же преодолеть нерезультативность голосования по мажоритарной системе абсолютного большинства? Есть для этого разные способы.

         Один из них - это второй тур (повторное голосование), при котором баллотируются уже не все кандидаты, соперничавшие в первом туре. Учитывая, что во втором туре участие избирателей обычно слабее, чем в первом, законодательство зачастую не требует участия в голосовании обязательного минимума избирателей, или заметно снижает этот порог.

Другой способ преодоления нерезультативности мажоритарной системы абсолютного большинства, позволяющий обойтись без второго тура голосования, - это альтернативное голосование. Такая система применяется в Австрии при выборах Палаты представителей (нижней палаты Парламента), а также на парламентских выборах в штатах. Заключается она в следующем: избиратель в бюллетене цифрами указывает предпочтительность для него кандидатов.  Теоретики спорят, насколько вторые, а тем более третьи, четвертые и т.д. предпочтения равноценны первым. Здесь действительно есть о чем подумать. На практике же небольшие политические партии стремятся влиять на результаты выборов, призывая свой электорат ставить соответствующие вторые и последующие предпочтения. Система, впрочем, может оказаться нерезультативной, если общество расколото настолько, что значительное большинство избирателей вторых и последующих предпочтений не ставят.

Мажоритарная система квалифицированного большинства.       При этой системе избранным считается кандидат (список кандидатов), получивший квалифицированное большинство голосов. Квалифицированное большинство устанавливается законом и, во всяком случае, превышает большинство абсолютное. Такая система чрезвычайно редка, поскольку еще менее результативна, чем система абсолютного большинства./7/

         Система единственного непередаваемого голоса. Эта система, также весьма редкая (применялась, в частности, до недавнего времени в Японии), считается полупропорциональной, так как меньше искажает соотношение сил между политическими партиями, чем обычная мажоритарная система.

         Система заключается в том, что в многомандатном избирательном округе избиратель голосует за одного кандидата, а не за список кандидатов от какой-либо партии, как при обычной мажоритарной системе. Избранными считаются кандидаты, получившие наибольшее число голосов (т.е. относительное большинство). При этой системе могут оказаться избранными представители партий меньшинства, то есть голоса, поданные против партии большинства, могут и не пропасть. Однако система требует от партий умения точно прогнозировать свой электорат. Эта система представляет собой крайнюю разновидность так называемого ограниченного вотума – системы, при которой у избирателя меньше голосов, чем следует избрать депутатов от избирательного округа. Смысл этой системы заключается в том, чтобы обеспечить представительство не только большинства, но и меньшинства избирателей. Однако таким образом может получить завышенное представительство и весьма незначительная группа избирателей, если за одного из кандидатов проголосовало подавляющее их большинство.

Кумулятивный вотум. Эта система характеризуется тем, что каждый избиратель в многомандатном избирательном округе имеет столько голосов, сколько следует избрать кандидатов или меньше (разумеется, число голосов у всех избирателей одинаковое), и распределяет свои голоса между кандидатами как угодно: может отдать нескольким кандидатам по одному голосу, а может, например, какому-то одному из кандидатов отдать все свои голоса, аккумулировать их у него. Отсюда и название системы (от лат. Cumulatio - скопление).

         Система пропорционального представительства политических партий. Главная идея этой системы, как уже отмечалось выше, заключается в том, чтобы каждая политическая партия получала в парламенте или ином представительном органе число мандатов, пропорциональное числу поданных за нее голосов избирателей. В принципе это справедливо, но, как говорится, недостатки суть продолжения достоинств. Пропорциональная избирательная система гарантирует представительство даже для относительно мелких партий, что при парламентарной или смешанной форме правления создает сложные проблемы при формировании правительства и в дальнейшем, в ходе его деятельности. Разумеется, проблемы возникают в случае, когда ни одна партия или устойчивая коалиция партий не имеет в парламенте устойчивого большинства, а такой ситуации пропорциональная система благоприятствует. Это один (но не единственный) ее существенный дефект.

         Дело в том, что пропорциональная система может применяться только в многомандатных избирательных округах, причем, чем крупнее округ, тем большая степень пропорциональности может быть достигнута. Наилучший результат достигается, если вся страна представляет собой единый избирательный округ, в котором избирается весь состав парламента. Чтобы смягчить дефекты системы, во многих странах прибегают к различного рода корректировкам, которые рассмотрим  ниже.

         Для пропорционального распределения мандатов наиболее часто используется метод избирательной квоты и метод делителей: 1. Избирательная квота (избирательный метр, избирательное частное) - это наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного кандидата. Определяется оно различно.

Однако в любом случае использование метода квоты требует дальнейших операций: остаются неиспользованные голоса и нераспределенные мандаты. Если оставаться в границах соответствующего избирательного округа, то могут применятся следующие правила: правило наибольшего остатка требует предать непосредственно мандаты партиям, у которых остаток голосов самый большой. Замечено, что это правило в некоторой мере благоприятствует небольшим партиям, «подбирающим» оставшиеся после первого распределения мандаты. Иногда это правило применяется с ограничениями.

         Большим партиям благоприятствует правило наибольшей средней, которое предусматривает передачу нераспределенных мандатов партиям, имеющим наибольшее частное от деления числа собранных ими голосов, на число полученных при первом распределении мандатов плюс единицу. Метод делителей позволяет сразу распределить все мандаты в избирательном округе или по стране в целом. Он заключается в последовательном делении числа голосов, полученных каждым списком кандидатов, на определенную серию делителей. Делители эти различны. Так, в 1882 году профессор Гентского университета Виктор д’Ондт предложил делить просто на последовательный ряд целых чисел, начиная с единицы: на 1, 2, 3, 4, и т.д. Этот метод заметно благоприятствует крупным партиям и принят в ряде стран. Можно отметить, что наименьший делитель, в сущности, всегда представляет собой избирательную квоту.

         В принципе и при пропорциональной системе допустимо выдвижение независимых кандидатов вне партийных списков. Им гарантируется избрание в случае получения установленной квоты или числа голосов, составляющих наименьший делитель. Однако излишек полученных независимым кандидатом голосов, равно как и голоса, поданные за независимого кандидата, не собравшего квоты или наименьшего делителя, пропадают. Избиратель, голосующий за такого кандидата, несет тем самым большой риск бесполезного голосования, чем избиратель, голосующий за список кандидатов./6/

         Заградительный пункт. Чтобы укрупнить партийные фракции в парламенте, избежать засилья в нем постоянно конфликтующих меду собой мелких группировок, проникновению которых способствует пропорциональная система, необходимо несколько ограничить пропорциональность представительства в пользу крупных и средних партий. Эту задачу и выполняет рассматриваемый институт. Он выступает в различных формах. Высокий заградительный пункт подчас приводит к тому, что значительная часть избирателей оказывается непредставленной.

Соединение списков. Этот институт, иначе называемый блокированием, также искажает пропорциональность представительства, однако в данном случае это искажение не предписывается, а лишь допускается законом. Совершается же оно самими партиями. Суть блокирования в том, что партии блока выступают на выборах с общими списками кандидатов, а после того, как общий список получил какое-то количество мандатов, распределяют это количество между собой. В результате может оказаться, что голоса избирателей, поданные за одну партию, на самом деле помогут другой.

Связанные и свободные списки. Преференциальное голосование. Если в составленный партией список кандидатов никаких изменений избирателю вносить нельзя, то мы имеем дело с так называемыми связанными списками (жесткими, закрытыми). Если же вносить изменения можно, то такие списки называются свободными (гибкими, открытыми). Свободные списки применяются, например, в сочетании с преференциальным голосованием.

         Институт преференциального голосования имеет целью дать избирателям возможность не только проголосовать за список кандидатов определенной партии, но и внутри этого списка высказать предпочтение определенным кандидатам, способствовать их избранию. С этой целью, голосуя за список, избиратель отмечает и кандидатов этого списка, избрание которых для него более желательно. Ведь очередность кандидатов в списке определяется партией, а точнее - руководящим органом, а наибольшие шансы быть избранными имеют те кандидаты, фамилии которых помещены в начале списка. Это, как правило, руководящие деятели партии. Используя преференциальное голосование, избиратель может содействию избрания кандидата, помещенного в середине или даже в конце списка.

            Панаширование. Этот термин (иногда употребляется термин «панашаж»; от франц. Panachage - смесь) обозначают право избирателя голосовать за кандидатов из разных списков либо вписывать в списки новых кандидатов. Панаширование может иметь место как при мажоритарной системе (если избирательные округа -  многомандатные), так и при пропорциональной.

         При мажоритарной системе в этом случае подсчитываются голоса, полученные каждым кандидатом в отдельности, будь то в составе списка или в виде специальной преференции.

         При пропорциональной системе дело обстоит сложнее. Обычно при этом исчисляется средняя цифра по каждому списку. При пропорциональной системе панаширование может сочетаться с преференциальным голосованием.

            Система единственного передаваемого голоса.    Эта система, отличающаяся определенной технической сложностью, считается теоретиками пропорциональной. Однако она учитывает личные и партийные предпочтения избирателя и напоминает по своим результатам пропорциональную систему с панашированием и преференциальным голосованием, а технически близка системе единственного непередаваемого голоса в сочетании с альтернативным голосованием.

         Система была предложена в середине прошлого века независимо друг от друга датчанином К. Андрэ и англичанином Т. Хэром, а стала знаменитой благодаря усилиям выдающегося философа и лидера английского либерализма Джона Стюарта Милля.

         Система эта применяется только в многомандатных избирательных округах. Избиратель, как при альтернативном голосовании, имея один голос и голосуя за одного из массы кандидатов, может вместе с тем указать несколько преференций. Против фамилии того кандидата, избрание которого для избирателя наиболее желательно, он ставит цифру 1, без которой бюллетень будет недействителен. Против фамилии другого желательного кандидата он поставит цифру 2 и т. д. Избиратель может объединять своей симпатией кандидатов как в зависимости от их политической принадлежности (партийности), так и по любым другим основаниям. При подсчете голосов после исключения недействительных бюллетеней действительные бюллетени раскладываются по кандидатам в соответствии с указанными на бюллетенях первыми преференциями. Затем определяется избирательная квота (в Ирландии, например, это квота Друпа). Кандидаты, у которых число первых преференций составило квоту или превысило ее, считаются избранными.

         У многих избранных кандидатов оказываются излишки голосов, и их нужно в соответствии со вторыми преференциями передать другим кандидатам. Для этого просматривают всю пачку бюллетеней избранного кандидата и определяют, какой их процент отдает вторую преференцию каждому из неизбранных кандидатов. При этом, естественно, отсеиваются бюллетени, в которых вторых преференций вообще нет или они отданы избранным кандидатам. Каждый из неизбранных кандидатов получает данный процент не от общего числа бюллетеней избранного кандидата, а только от излишка сверх квоты. Если в результате операции кто-то из первоначально неизбранных добрал до квоты, он тоже считается избранным. При этом сначала распределяется самый большой излишек, а затем остальные по убывающей.

         Затем в соответствии со вторыми преференциями перераспределяются бюллетени кандидатов, получивших наименьшее число первых преференций.

         Если всего этого оказалось недостаточно для полного распределения мандатов, используется третья преференция и т.д.

         Возможность передачи голоса и объясняет название системы - единственного (единого) передаваемого голоса. Система применяется при выборах нижней палаты парламента, кроме Ирландии, также на Мальте, а при выборах верхней палаты - в Австралии, Индии.

Смешанные системы. В ряде стран с целью соединить выгоды от различных систем и избежать их недостатков или хотя бы эти недостатки существенно смягчить создаются избирательные системы смешанного характера, в которых тем или иным образом сочетаются элементы как мажоритарной, так и пропорциональной систем./4/

          

        

3. Избирательная система Российской Федерации       

         Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента Российской Федерации, депутатов Госу­дарственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, преду­смотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непо­средственно гражданами Российской Федерации в соответствии с фе­деральными законами, порядок, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответст­вии с федеральными законами, законами и иными нормативными пра­вовыми актами законодательных (представительных) органов государ­ственной власти субъектов Федерации.

Этот порядок определяется конституционно-правовыми нормами, которые в своей совокупности образуют избирательное право. Следова­тельно, избирательная система и избирательное право тесно связаны между собой, хотя отождествлять их нельзя.

             Избирательная система и избирательное право Российской Федера­ции базируются на основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации, обеспечивающих свободное волеизъявление граждан на выборах. Ядром этих гарантий являются принципы прове­дения выборов в Российской Федерации.

             Голосование на выборах в Российской Федерации проводится в один из выходных дней, обычно в воскресенье. Исключения в установлении дня голосования могут быть предусмотрены федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

             О времени и месте голосования участковые избирательные ко­миссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации. Избирателю, который в течение 15 дней до дня выборов включи­тельно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту сво­его жительства и не сможет прийти на избирательный участок, на котором он включен в список избирателей, должна быть предоставле­на возможность проголосовать досрочно, путем заполнения избира­тельного бюллетеня в помещении окружной или участковой избира­тельной комиссии. Избирательная комиссия обязана при этом обеспе­чить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъ­явления избирателя, обеспечить сохранность избирательного бюлле­теня и учет голоса избирателя при установлении итогов голосова­ния.

             Голосование производится путем нанесения избирателем в изби­рательном бюллетене какого-либо знака в квадрате (квадратах), от­носящемся к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в поль­зу которых сделан выбор, либо к позиции «против всех кандидатов (списков кандидатов)». По закону каждый избиратель должен голосовать лично,  голосование за других лиц не  допускается, но практика, к сожалению, показывает, что существуют нарушения закона и иногда (вне закона) разрешается проголосовать родственникам. Этому служит пример выборов в Московскую Городскую Думу в 2001 году. Мне известен случай, когда на избирательном участке было разрешено матери проголосовать по паспорту дочери./7/

Избирательные  бюллетени  выдаются избирателям, включенным в список избирателей,  по  предъявлению  паспорта  или иного документа, удостоверяющего их личность. Участковая избира­тельная комиссия обязана обеспечить всем избирателям возможность участвовать в голосовании, в том числе лицам, которые по состоя­нию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут при­быть в помещение для голосования. В этих целях у участковой изби­рательной комиссии должно быть необходимое количество переносных избирательных ящиков, которое определяется решением окружной из­бирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности про­голосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участко­вой избирательной комиссии. Члены участковой избирательной комис­сии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Коли­чество заявлений избирателей, использованных и возвращенных изби­рательных бюллетеней отмечается, в отдельном акте. Данные об изби­рателях, проголосовавших вне помещения для голосования, дополни­тельно вносятся в список. При проведении голосования вне помеще­ния для голосования вправе участвовать наблюдатели. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать воз­можность нарушения избирательных прав гражданина, а равно искаже­ние волеизъявления избирателя.

             Избирательные бюллетени заполняются избирателем в специально оборудованных кабине или комнате, в которых не допускается при­сутствие иных лиц. Избиратель, не имеющий возможности самостоя­тельно заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого по­мощью другого лица, не являющегося членом участковой избирательной комиссии или наблюдателем. Избирательный бюллетень должен со­держать печать участковой избирательной комиссии или подписи не менее двух ее членов. Получение избирательного бюллетеня избира­тель удостоверяет своей подписью в списке избирателей.

             Заполненные избирательные бюллетени опускаются избирателями в избирательные ящики, которые должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения для го­лосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются пов­лиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией.

             Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участко­вой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней. При подсчете го­лосов избирателей участковая избирательная комиссия признает не­действительными избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателей, а также избирательные бюл­летени неустановленной формы. Члены участковой избирательной ко­миссии подсчитывают и заносят в протоколы об итогах голосования следующие данные:

Ø число зарегистрированных избирателей и число избирателей, дополнительно внесенных в список;

Ø число избирательных бюллетеней, полученных участковой изби­рательной комиссией;

Ø число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на из­бирательном участке в день голосования;

Ø число погашенных избирательных бюллетеней;

Ø число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, про­голосовавшими досрочно;

Ø число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, про­голосовавшими на дому;

Ø число избирательных бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках;

Ø число действительных избирательных бюллетеней;

Ø число избирательных бюллетеней, признанных недействительны­ми;

Ø число голосов избирателей, поданных за каждую из позиций, содержащихся во всех избирательных бюллетенях, включая и позицию «против всех кандидатов (списков кандидатов)».

При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным участковая избирательная комиссия указывает на его оборотной стороне причины его недействительности. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов участковой избира­тельной комиссии. Избирательные бюллетени неустановленной формы при определении числа избирателей, принявших участие в голосова­нии, из подсчета исключаются.

В целях исключения возможности фальсификации итогов голосо­вания подсчет голосов избирателей начинается сразу после оконча­ния времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, представ­ляющие кандидатов, избирательные объединения, и иностранные (меж­дународные) наблюдатели.

После подсчета голосов избирателей участковая избирательная комиссия заполняет в двух экземплярах протокол об итогах голосо­вания. При подписании протокола об итогах голосования члены участковой избирательной комиссии, не согласные с его содержани­ем, вправе составить особое мнение, прилагаемое к протоколу, о чем в протоколе делается соответствующая запись.

По требованию любого члена участковой избирательной комиссии или наблюдателя участковая избирательная комиссия обязана предос­тавить им заверенную копию протокола об итогах голосования. Один экземпляр протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса не­медленно направляется в вышестоящую избирательную комиссию.

             На основании подлинных протоколов участковых, территориаль­ных (районных, городских и других) избирательных комиссий путем сложения содержащихся в них данных окружная избирательная комис­сия в соответствии с федеральными законами, законами и иными нор­мативными правовыми актами законодательных (представительных) ор­ганов государственной власти субъектов Российской Федерации уста­навливает результаты выборов по избирательному округу. Члены ок­ружной избирательной комиссии с правом решающего голоса устанав­ливают результаты выборов лично. О результатах выборов по избира­тельному округу составляется протокол, который подписывается все­ми присутствующими членами окружной избирательной комиссии с пра­вом решающего голоса. Окружная избирательная комиссия признает выборы недействительными, если допущенные при проведении голосо­вания или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирате­лей. По требованию любого члена окружной избирательной комиссии или наблюдателя окружная избирательная комиссия предоставляет им возможность ознакомиться с протоколом о результатах выборов и снять с него копию в помещении окружной избирательной комиссии. Копия протокола заверяется окружной избирательной комиссией.

             Установление итогов голосования и результатов выборов в из­бирательных комиссиях всех уровней осуществляется в присутствии наблюдателей, представляющих кандидатов и избирательные объедине­ния, а также иностранных (международных) наблюдателей.

             При подписании протокола о результатах выборов члены окруж­ной избирательной комиссии, не согласные с содержанием протокола, вправе составить особое мнение,  прилагаемое к протоколу, о чем в протоколе делается соответствующая запись. Вся документация изби­рательных комиссий всех уровней, включая избирательные бюллетени, подлежит хранению в течение сроков, установленных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законо­дательных (представительных) органов государственной власти субъ­ектов Российской Федерации. При этом устанавливаемые сроки хране­ния избирательных бюллетеней не могут быть менее одного года, а протоколов избирательных комиссий - менее одного года со дня объ­явления даты следующих выборов.

             Итоги голосования по каждому избирательному участку, резуль­таты выборов по избирательному округу в объеме данных, содержа­щихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии и непос­редственно нижестоящих избирательных комиссий, должны предостав­ляться для ознакомления любому избирателю, кандидату, наблюдателю и представителю средств массовой информации./5/

4. Сравнение избирательной системы РФ и других демократических

стран Европы

Как уже отмечалось выше, избирательная система - важный фактор в политической жизни любой страны. Изучение избирательных систем отличается от многих других аспектов политической науки тем, что оно допускает количественное моделирование, так как данные (голоса, места) поступают в виде чисел. Поэтому данная тема представляет большой теоретический интерес.

В данном разделе будет дана краткая характеристика избирательной системы Бразилии, Франции, Финляндии, Китая, Австралии, Великобритании

и проведен сравнительный анализ избирательных систем России, Германии, США. Выбор этих стран неслучаен. Во-первых, США - страна, где уже много лет процветает институт демократии, и чья Конституция не менялась на протяжении нескольких столетий. Во-вторых, Германия, страна, которая со времени второй Мировой Войны сделала необычайный рывок в своем экономическом и политическом развитии. И, наконец, это Россия, вставшая на путь демократического развития сравнительно недавно.

Бразилия. Голосование является всеобщим и обязательным для всех образованных граждан в возрасте от 18 до 70 лет. Регистрация политических партий осуществляется Верховным избирательным трибуналом. На президентских выборах, а также на выборах губернаторов штатов победителем объявляется кандидат, набравший абсолютное большинство голосов. В противном случае, по прошествии 20 дней после первого тура назначаются новые выборы. Во второй тур выходят два кандидата, набравшие большинство голосов в первом туре.

Франция. Как и в каждом государстве имеется активное избирательное право и пассивное избирательное право. Активным избирательным правом обладают все французские граждане, достигшие, к моменту выборов 18 лет, и обладающие гражданскими и политическими правами. К избирателям применяются требования ценза оседлости (не менее шестимесячного срока).   Голосование осуществляется лично, один избиратель имеет один голос. На президентских выборах и в голосовании на референдуме могут принимать участие французские граждане, проживающие за границей. Пассивное избирательное право предоставляется для избрания в Парламент страны. В нижнюю палату Национального собрания могут быть избраны граждане, достигшие 23 лет, а в верхнюю палату Сената могут быть избраны граждане, достигшие 35 лет. На всех выборах существует избирательный залог. Кандидаты же на пост Президента страны должны представить в Конституционный совет декларацию о своем имущественном положении, а в случае избрания - обязательство, что это лицо обязуется представить новую декларацию перед истечением своего мандата. Фактически кандидатов в депутаты выдвигают политические партии и организации. 

Парламент представляет собой также выборный орган. Национальное собрание избирается на 5 лет всеобщим, прямым голосованием по смешанной мажоритарной системе. Сенаторы избираются на 9 лет в коллегиях в каждом из департаментов. Выборы сенаторов проходят в главном городе департамента и проводятся по двум системам. Пропорциональная система применяется в департаментах, избирающих 5 и более членов палаты (их во Франции - 3), а число сенаторов от них - 69. В остальных департаментах применяется двухтуровая мажоритарная система.

Муниципальные советы избираются по разным системам в зависимости от численности населения коммуны. Обжалование результатов выборов подводится в отношении парламентариев - в Конституционный совет, а в отношении других членов представительных учреждений - в органы административной юстиции.

Финляндия. Для участия в голосовании установлен возраст: не менее 18 лет ко дню выборов. Для пассивного избирательного права, как правило, требуется повышенный возраст, что связано с необходимостью иметь жизненный опыт для участия в решении государственных дел.

Депутаты нижней палаты парламента, однопалатного парламента, низовые органы местного самоуправления избираются прямыми выборами, но некоторые высшие органы и Президент избираются непрямыми выборами. До реформы 1992-1995 гг. избиратели голосовали сначала за выборщиков той или иной партии, а уже потом выборщики избирали президента. Выборы президента осуществляются раз в шесть лет в третье воскресенье января,  выборы парламента - раз в 4 года. По общему правилу голосовать могут только лица, включенные в список избирателей, ведение которых в большинстве стран с полупрезидентской формой правления относится к компетенции муниципальных властей. Предусмотрено только партийное выдвижение кандидата. Пропорциональная избирательная система, действующая в Финляндии, может быть применена только в многомандатных и общегосударственных (национальных) избирательных округах.

Австралия. Центральным органом власти, осуществляющим управление Австралией, является парламент Содружества, члены которого избираются народом на национальных выборах. Члены палаты представителей избираются в одномандатных округах; сенаторы - в каждом из 6 австралийских штатов и на двух территориях. Палата представителей избирается на срок три года, пока не будет распущена, и ранее не будут объявлены выборы. Партия, имеющая большинство мест в палате представителей, формирует правительство, а ее лидер становится премьер-министром.

Все австралийские граждане в возрасте от 18 лет и старше регистрируются и участвуют в выборах. При выборах в сенат применяется метод пропорционального голосования. Наиболее мощными партиями, получающими на выборах поддержку по всей стране, являются Австралийская Лейбористская и Либеральная партии. За проведение всех аспектов национальных выборов отвечает избирательная комиссия. Комиссия ведет учет кандидатов, групп кандидатов и политических партий. Выдвинутые кандидаты должны внести задаток в сумме 500 долларов при выдвижении в сенат и 250 - в палату представителей.

Китай. Избирательная система Китайской Народной Республики - это система избрания и выдвижения народных депутатов различных ступеней. Она включает в себя обычные местные выборы, а также выборы народных депутатов от воинских частей, избрание и выдвижение в депутаты Всекитайского собрания народных представителей от Особых административных районов и от провинции Тайвань.

Обычные местные выборы применяются во время местных выборов народных депутатов в обычных административных районах и районах. Все граждане КНР, достигшие 18 лет, независимо от национальной и расовой принадлежности, пола, рода занятий, социального происхождения, вероисповедания, образовательного ценза, имущественного положения и оседлости, имеют право избирать и быть избранными. При выборах в уездные и вышестоящие Собрания народных представителей от воинских частей делегаты армейских съездов той же ступени имеют право избирать, однако право быть избранными не ограничивается делегатами армейских съездов данной ступени. При выборах депутатов во Всекитайское собрание народных представителей от Особых административных районов члены выборных собраний пользуются правом избирать, однако право быть избранными не ограничивается членами выборных собраний. При выборах депутатов во Всекитайское собрание народных представителей от провинции Тайвань Постоянные комитеты Собраний народных представителей провинций, автономных районов и городов центрального подчинения организуют консультативные собрания для отбора депутатов, участники таких консультаций пользуются правом быть избранными, однако право быть избранными не ограничивается участниками этих консультаций. Форма прямых выборов применяется при выборах в Собрания народных представителей уездов, районов, волостей и поселков. Разделение избирательных районов может производиться по жилищным кварталам, а также по производственным, учрежденческим и рабочим единицам. Выборы считаются действительными, если количество поданных бюллетеней равно или меньше общего количества голосовавших; если количество поданных бюллетеней превышает общее количество голосовавших, выборы считаются недействительными.

Великобритания. Высшим законодательным органом в Соединенном Королевстве и Королевских колониях является Парламент Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Его возглавляет Британский монарх. Парламент двухпалатный, включает в себя верхнюю палату, называемую Палата лордов, и нижнюю палату, называемую Палата общин. Палата лордов не выбирается, она включает в себя лордов духовных (высшее духовенство англиканской церкви) и лордов светских (членов пэрства). Палата общин, напротив, демократически избираемая палата. Палата лордов и Палата общин собираются в разных помещениях Вестминстерского дворца в Лондоне. По обычаю, все министры, включая премьер-министра, выбираются исключительно из состава парламента.

1998 г. в был восстановлен парламент Шотландии. Ему были делегированы определенные полномочия в сфере местного самоуправления, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, сельского хозяйства и транспорта.

Ассамблея Уэльса насчитывает 60 членов, избираемых путем прямого голосования каждые четыре года. Она выполняет функции, ранее исполнявшиеся Министерство по делам Уэльса, и имеет право вносить поправки в законопроекты, принятые британским Парламентом, которые непосредственно касаются этого региона.

Парламент возглавляется Британским Монархом. Роль Монарха, в основном, церемониальная, на практике он или она всегда действует согласно совету премьер-министра и других министров, которые в свою очередь подотчётны двум палатам Парламента.

Верхняя палата, Палата лордов, в основном состоит из назначенных членов. Формально палата называется Достопочтенные Лорды Духовные и Лорды Светские, собравшиеся в Парламенте. Лорды духовные - это духовенство англиканской церкви, а Лорды светские - члены пэрства. Лорды Духовные и Лорды Светские считаются представителями разных сословий, но они заседают, обсуждают различные вопросы и голосуют вместе.

Простолюдины, последнее из сословий Королевства, представлены Палатой общин, которая формально называется Почтенные Простолюдины собравшиеся в Парламенте. В настоящее время Палата состоит из 646 членов. Срок полномочий члена Палаты общин зависит от срока полномочий Парламента; всеобщие выборы, на которых избирается новый состав парламента, происходят после каждого роспуска Парламента.

Каждая из двух палат Парламента возглавляется спикером. Кроме функций законодательных, Парламент выполняет и некоторые судебные функции. Правительство Великобритании подотчётно Парламенту. Но ни Премьер-министр, ни члены правительства не избираются Палатой Общин. Вместо этого Королева просит человека, пользующегося максимальной поддержкой палаты, которым обычно является лидер партии, занимающей наибольшее количество мест в Палате Общин, сформировать правительство.

Каждая палата Парламента сохраняет свои древние привилегии. Самая главная привилегия обоих палат это свобода слова в спорах, ничто из сказанного в Парламенте не может быть причиной расследования или судебного дела в любой организации кроме самого Парламента./3/

Германия. Избирательную систему Германии можно охарактеризовать как смешанную связанную. Выборы во все избираемые народом органы власти являются всеобщими, прямыми, свободными, равными и тайными. Правом голоса обладает любой гражданин Германии, которому уже исполнилось 18 лет. Пассивным избирательным правом обладает человек, который как минимум один год является гражданином Германии и уже достиг 18-летнего возраста. Кандидаты на выборах определяются партиями.

Население Германии каждые 4 года выбирает депутатов нижней палаты парламента - Бундестага. Каждый избиратель имеет 2 голоса. Первым голосом он выбирает кандидата от своего избирательного округа по принципу относительного большинства. Второй голос он может отдать за земельный список партий.

В стране используется заградительный 5%-ый порог. Пропорциональная система с земельными списками преследует цель, чтобы все партии были распределены пропорционально поданным за них голосам. Опыт показывает, что наименьшее несоответствие между волеизлиянием электората и распределением мандатов в парламенте проявляется в государствах, использующих модифицированную пропорциональную систему с «национальным округом», к которым относится Германия.

Как правило, население показывает большой интерес к выборам.

Смешанная связанная система работает следующим образом. Половина мест в немецком бундестаге заполняется по системе простого большинства в одномандатных округах, другая же половина - по списочной пропорциональной системе. Но при этом количество получаемых партией пропорциональных мандатов уменьшается в зависимости от того, насколько успешным было ее выступление в одномандатных округах. В целом смешанная связанная система работает точно так же,  как и любая пропорциональная.

США. Выборы и подготовка к ним - стержневое событие и постоянное событие политической жизни американского общества. Выборными являются свыше 18 тысяч должностей, начиная с президента США и кончая шерифом небольшой сельской общины. Выборы в федеральные органы власти проводятся по всей стране одновременно в ноябре каждого четного года.

Конгресс США состоит из двух палат: палаты представителей, избираемой на основе прямого голосования,  и сената, в состав которого прямым голосованием избираются по 2 представителя от каждого штата. В палате представителей 435 мест, которые распределяются по штатам в зависимости от численности их населения. Члены палаты представителей избираются на два года. Сенат состоит из 100 членов, по два от каждого штата, избираемых на срок в 6 лет. Избирательный округ по выборам в сенат - весь штат.

Конституция (вместе с поправками) гарантирует избирательные права всем гражданам США, достигшим 18 лет. Наибольший интерес со стороны избирателей вызывают президентские выборы.

В США действует мажоритарная система выборов, когда кандидат, получивший в одномандатном округе относительное большинство голосов, считается победившим. Это дает предпосылки для развития двухпартийности.

На президентских выборах избиратели голосуют за список кандидатов от партий в коллегию выборщиков от штата. Здесь действует также мажоритарный принцип: выигравшая партия получает все места выборщиков от данного штата (а не пропорционально числу набранных голосов). Из этого следует, что мелким партиям бессмысленно тягаться с китами большой политики.

Таким образом, мы увидели все своеобразие избирательных систем трех различных государств.  Попробуем попарно сравнить их.

Российская и немецкая избирательная системы имеют сходство в том, что каждый избиратель обладает двумя голосами, а также, что голосование идет как по партийным спискам, так и по кандидатам. Голосование по одномандатным округам проходит в России и в  Германии по мажоритарной системе простого большинства. Только в Германии, в отличие от России, результаты голосования по одномандатным округам и по земельным спискам партий связаны. Из отличий следует отметить еще и то, что в России используются общефедеральные партийные списки, а в ФРГ - земельные. Что касается сходства, то стоит упомянуть и 5%-й барьер, который установлен в обоих государствах для того, чтобы партия получила представительство в парламенте.

В Германии народом избирается только парламент и местные органы власти, а бундесканцлер не избирается напрямую населением. Поэтому сравнивать его избрание с выборами президента в России бессмысленно.

Сравнивая избирательные системы США и Германии, следует подчеркнуть, что выборы в США проходят по мажоритарной системе, то есть никаких партийных списков здесь нет. В отличие от сената США в немецкий бундесрат (верхняя палата парламента) нет прямых выборов представителей от штата. В бундесрате заседают представители правительств федеративных земель, а в сенат США  избирается один представитель от каждого штата. В США, как и в Германии, на выборах в нижнюю палату парламента в одномандатных округах действует мажоритарная система относительного большинства. Количество одномандатных округов пропорционально населению, в них проживающему.

Что касается США и России, то здесь можно сказать примерно то же, что и при сравнении избирательных систем США и Германии. Опять же, в США отсутствуют партийные списки и, следовательно, пропорциональная система. По одномандатным округам при выборах в нижнюю палату парламента в обеих странах действует мажоритарная система относительного большинства. В США представители сената избираются напрямую населением, а в России  в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации. Количество одномандатных округов при выборах в нижнюю палату  парламента рассчитывается исходя из численности проживающего в них населения.

Что касается президентских выборов, то здесь есть большая разница.  В России Президент избирается населением напрямую, а в США - косвенно, путем избрания коллегии выборщиков. Несмотря на это, американский президент считается всенародно избранным. Эта система выборщиков показала на выборах 2000 года свою несостоятельность.

Несмотря на различия  в избирательных системах в рассмотренных государствах, это дает право на существование и нормальное функционирование каждой из них./6/

Заключение

            Избирательная система (избирательное право и избирательный  процесс) непосредственно связана с политической сферой функционирования государства и гражданского общества.

            Если избирательное право предметно регламентирует политическое право граждан избирать и быть избранными, то избирательный  процесс как  форма реализации норм избирательного права выражает динамику и структуру  участия граждан в осуществлении  власти. В совокупности они образуют  политико-правовую основу функционирования институтов системы  представительной и выборной демократии.

            Рассмотрев в данной работе сущность, функции, основные виды избирательных систем, убедились, что она образует важную составную часть конституционного права демократических стран. Представляет собой один из наиболее значимых его институтов и регулирует такие общественные отношения, которые складываются, например, при выборах Президента,

депутатов законодательных (представительных) органов власти и ее субъектов, а также при выборах в исполнительные органы власти и органы местного самоуправления.

        Идеальной модели избирательной системы не существует. У каждой из них можно найти и свои недостатки, и свои достоинства. Этим во многом объясняется то великое многообразие избирательных систем, применяемых в современном мире. С точки зрения времени возникновения мажоритарная система является первой из всех видов избирательных систем. Появление дальнейших видов избирательных систем (пропорциональная, смешанная) является результатом естественного общественного развития и потребностей людей найти оптимальную форму избирательной системы с учетом особенностей форм правления, государственного режима каждой страны.

            Какая же ее модель является наилучшей для России? В зависимости от того, какой орган избирается: законодательный или исполнительный, коллегиальный (представительный) или единоличный, федеральный, региональный или местный, речь, скорее всего, должна идти не об одной, а о нескольких таких моделях. Однако прежде чем принимать решение опробовать ту или другую разновидность избирательной системы в масштабе всей страны или ее части, следует внимательно проанализировать и специфику современных реалий политической, экономической жизни  государства, традиции  и культуру народа.

            Установление той или иной избирательной системы есть результат субъективного выбора, который нередко определяется соотношением политических сил в законодательном органе. Те или иные способы определения итогов выборов часто оказываются более выгодными отдельным партиям, и естественно, что они добиваются включения в избирательное законодательство именно этих выгодных им способов.

 

 

 

Список использованной литературы

1. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право РФ: учеб. для вузов.-

М.: Инфра-М, 2005.-198с.

2. Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права.-                   М., 2003.-322с.

3. Златопольский Д.Л. Государственное право зарубежных стран: учеб. для        вузов.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Зерцало, 2007.-231с.

4. Козлов Б.Ю., Кутафин И.И. Конституционное право России: учеб. для вузов.-              М.: Юристъ, 2006.-520с.

5. Коваленко А.И. Основы конституционного права Российской Федерации.-      

изд. 2-е.- М., 2006.-301с.

6. Конституционное право зарубежных стран: учеб. для вузов.- 3-е изд.- М.:   Норма, 2005.-323с.

7. Поляшова И.С. Зиновьев А.В. Конституционное, муниципальное и административное право.- М.: Юридический Центр-Пресс,2004.- 359с.

8. http://www.democracy.ru/library/foreign/countries/usa/uspreselect2000/