Содержание

Введение.......................................................................................................... 3

1. Понятие и основные концепции балансовых отчетов.......................... 5

1.1. Определение балансового отчета, его назначение и виды, сроки и адреса представления 5

1.2. Виды балансовых отчетов............................................................................................... 7

1.3. Краткая экономическая характеристика объекта исследования......................... 19

2. Балансовые отчеты учетно-статистического и контрольного построения и представления.............................................................................................. 21

2.1. Структурное построение балансовых отчетов: консолидированные и разделительные балансовые отчеты................................................................................................................ 21

2.2. Балансовые отчеты учетного оформления................................................................ 32

Заключение.................................................................................................. 36

Список использованных источников....................................................... 38

Введение

Термин "баланс" широко известен специалистам в области учета, анализа, планирования и употребляется в значении равновесия (от фр. balance - весы). В экономике применяются различные виды балансов: бухгалтерский; баланс доходов и расходов предприятия; баланс основных фондов; баланс денежных доходов и расходов населения; материальный баланс; баланс трудовых ресурсов; баланс платежный; межотраслевой баланс и др.

Общая идея применения балансового метода состоит в выравнивании суммарного значения показателей, записанных в левой и правой сторонах уравнения.

Первый опыт построения балансов принадлежит бухгалтерскому учету. Балансовое обобщение информации позволяет выявить финансово-имущественное положение экономического субъекта. Это достигается за счет двойственной группировки объектов бухгалтерского наблюдения:

по их функциональной роли в процессе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности (экономическое содержание балансового уравнения);

по источникам образования имущества хозяйственной единицы (юридический подход).

В настоящее время данные баланса информируют собственника или любое заинтересованное юридическое лицо и акционеров о платёжеспособности, ликвидности и прибыльности предприятия, об изменении структуры источников средств, об изменении или приросте оборотного капитала т. д. А это позволяет своевременно принять необходимые меры для улучшения финансового состояния предприятия.

Существуют следующие основные виды бухгалтерских балансов: вступительный; периодический и годовой (заключительный); соединительный (фузионный); разделительный; санируемый, ликвидационный; сводный; сводно-консолидируемый.

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы раскрыть роль и значение балансовых отчетов, порядок их составления.

Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи:

Раскрыть основные концепции балансовых отчетов;

Рассмотреть балансовые отчеты учетно - статистического и контрольного составления.

При написании работы были использованы нормативные материалы по бухгалтерскому учету, труды современных ученых-экономистов, статьи в периодических изданиях, а также бухгалтерская отчетность исследуемого объекта.

1. Понятие и основные концепции балансовых отчетов

1.1. Определение балансового отчета, его назначение и виды, сроки и адреса представления

Термин “баланс” широко известен специалистам в области учета, анализа, планирования и употребляется в значении равновесия (от фр. balance - весы). В экономике применяются различные виды: бухгалтерский; баланс доходов и расходов предприятия; основных фондов; баланс денежных доходов и расходов населения; материальный баланс трудовых ресурсов; баланс платежный; межотраслевой баланс и др.

Общая идея применения балансового метода состоит в выравнивании суммарного значения показателей, записанных в левой и правой сторонах уравнения.

Первый опыт построения балансов принадлежит бухгалтерскому учету. Балансовое обобщение информации позволяет выявить финансово-имущественное положение экономического субъекта. Это достигается за счет двойственной группировки объектов бухгалтерского наблюдения:

-по их функциональной роли в процессе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности (экономическое содержание балансового уравнения);

-по источникам образования имущества хозяйственной единицы (юридический подход).

Бухгалтерские балансы предназначены для отражения финансового положения экономического субъекта на конкретные моменты времени: на дату создания организации (регистрации Устава); начало и конец отчетного периода (финансового года); даты составления промежуточных финансовых отчетов (за месяц, квартал, полугодие, девять месяцев); в случаях санации, банкротства, ликвидации, реорганизации или др.

Основу информационной бухгалтерской системы любого отчетного или промежуточного периода составляет входящий бухгалтерский баланс. Последующие факты хозяйственной жизни меняют показатели бухгалтерского баланса. Бухгалтерия идентифицирует, оценивает, классифицирует и регистрирует эти хозяйственные операции согласно общепринятым принципам, отражает и накапливает их в учетных системах, сводит воедино для составления новых бухгалтерских балансов (допустим, в конце квартала или года).

Бухгалтерский баланс можно сравнить с моментальным снимком финансового состояния предприятия, на котором нашли отражение два равновеликих изображения:

-чем располагает предприятие (имущество, классифицированное по функциональному признаку);

-за счет каких источников появилось данное имущество (капитал собственника и привлечённый капитал).

В западной учетной теории бухгалтерский баланс именуется не иначе как “Отчет о финансовом положении” хозяйственной единицы на определенный момент времени.

При построении бухгалтерских балансов должны быть учтены требования следующих принципов:

1. Денежного выражения - показатели приведены в едином денежном измерителе, обобщающем объекты бухгалтерского наблюдения в однородную информационную модель.

2. Обособленного предприятия - бухгалтерский баланс относится к предприятию, а не к лицам, связанным с ним (собственникам, кредиторам, дебиторам и т.д.); в активе учитывается имущество, принадлежащее предприятию на праве собственности или находящееся под полным контролем (в американском учете - контролируемое имущество).

3. Действующего предприятия - период времени, в течение которого будет существовать предприятие, неизвестен, его ликвидация не намечается (имущество, показанное в балансе, оценивается по учетной стоимости, в случае ликвидации предприятия делается особая отметка и вступают в силу специальные правила оценки показателей баланса).

4. Учета по себестоимости - активы отражаются в балансе по суммам, оплаченным за их приобретение (первоначальная стоимость), а не по текущим рыночным ценам (в условиях гиперинфляции допускаются переоценки активов посредством государственного регулирования).

5. Двойственности - концепция двойственности очевидна из того факта, что активы на левой стороне бухгалтерского баланса равны общей сумме собственного и привлеченного (кредиторская задолженность) капитала на правой его стороне.

1.2. Виды балансовых отчетов

При рассмотрении бухгалтерских балансов в первую очередь следует классифицировать их на статические и динамические. Статические балансы формируются на основе моментальных показателей, рассчитанных на определенную дату. Динамические балансы отражают данные об имуществе экономического субъекта и источниках его образования не только по моментальным показателям, но и в движении - в виде интервальных показателей (оборотов за отчетной период). Примерами динамического баланса могут служить шахматный оборотный баланс и оборотная ведомость.

В бухгалтерском учете существует множество видов бухгалтерских балансов, которые отличаются в зависимости от цели их составления. В работе предлагается классифицировать бухгалтерские балансы по следующим признакам:

1)    время составления;

2)    источник составления;

3)    объем информации;

4)    характер деятельности;

5)    объект отражения;

6)    способ очистки.

Воспользуемся предложенной схемой классификации для выработки более четкого представления о балансов. Первая классификация (по времени составления) представляется основополагающей. В табл. 1 представлены 6 разновидностей баланса, выделенных по этому признаку.

Вступительные (организационные)

Таблица 1

Классификация бухгалтерских балансов по времени составления

Бухгалтерские балансы

Текущие

Санируемые

Ликвидационные

Разделительные

Объединительные (фузион-ные)

Начальные (входящие)

-

Начальные

-

-

Промежуточные

-

Промежуточные

-

-

Заключительные (исходящие)

-

Заключительные

-

-

Вступительные балансы составляют в момент организации предприятий (регистрация Устава). Со вступительного баланса начинается ведение бухгалтерского учета данного хозяйствующего субъекта. Различают вступительные балансы вновь создаваемых предприятий и хозяйствующих единиц, образованных на условиях правопреемственности ранее действовавших. В первом случае во вступительном балансе отражается уставный капитал, зарегистрированный в Уставе предприятия, и инвентарные перечни реально внесенного имущества и имущественных (в основном денежных) обязательств учредителей по взносам в уставный капитал.

Во втором случае (создаваемое предприятие организовано на базе ранее действовавшего) вступительный баланс может соответствовать заключительному ликвидационному балансу предприятия, правопреемником которого создаваемое предприятие выступает, правда, с уточнением оценки отдельных статей ликвидационного баланса. И наконец, когда вступительный баланс составляется для предприятия, приобретенного на аукционе по • цене, превышающей (занижающей) чистую стоимость идентифицированных материальных и неосязаемых активов, необходимо ввести во вступительный баланс положительный или отрицательный гудвилл (цену фирмы или стоимость ее репутации).

Текущие балансы. В отличие от вступительных балансов, которые составляются только один раз (в момент организации предприятия), текущие балансы разрабатываются в соответствии с принципом учетного периода периодически в течение всего времени функционирования предприятия и подразделяются на начальные (входящие), промежуточные и заключительные (исходящие).

Начальные и заключительные балансы разрабатываются в начале и конце финансового года. При этом следует помнить, что исходящие данные на конец отчетного периода (года) служат начальными (входными) данными на начало следующего финансового года. Коллация (тождественность) преемственных данных обязательна.

Промежуточные балансы составляются за периоды, находящиеся между началом и концом отчетного периода. В России промежуточные балансы заполняются итоговыми показателями за первый квартал (за три месяца), за полугодие (за шесть месяцев) и по окончании третьего квартала, т.е. нарастающими данными за девять месяцев.

Промежуточные балансы отличаются от заключительных, с одной стороны, набором прилагаемых отчетных форм, раскрывающих отдельные балансовые статьи; с другой - источниками составления баланса (промежуточные балансы строятся по данным текущего (книжного) учета, а заключительные балансы, кроме того, подтверждаются данными полной инвентаризации всех статей баланса - основных средств и нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств при расчетах предприятия). Показатели заключительных балансов наиболее адекватно отражают объекты бухгалтерского наблюдения.

Санируемые балансы. Потребность в такой разновидности балансов возникает только в исключительных случаях, когда предприятие находится на пороге банкротства (несостоятельности выплачивать долги) и необходимо определиться: принять решение о ликвидации (прекращении деловой активности) путем объявления о банкротстве или испытать последний шанс - убедить кредиторов в целесообразности отсрочки платежей. Для составления санируемого баланса привлекаются независимые аудиторы, которые еще до срока составления заключительного баланса (т.е. до окончания финансового года) должны выдать заключение о реальном состоянии дел на предприятии, величине понесенного убытка, путях и реальности его покрытия в будущем, возможных сроках реализации мероприятий, направленных на оздоровление финансового состояния предприятия. Подобный баланс, как правило, существенно отличается от отчетных балансов, составленных бухгалтерским аппаратом предприятия, так как аудиторы зачастую подвергают значительной уценке статьи баланса, не соответствующие реальности.

Ликвидационные балансы. Эти балансы составляются при ликвидации предприятия и разрабатываются неоднократно:

-на начало периода ликвидации (вступительный ликвидационный баланс);

-в ходе периода ликвидации предприятия (промежуточные ликвидационные балансы; их количество зависит от длительности ликвидационного процесса, информационных потребностей владельцев и кредиторов);

-на конец периода ликвидации (заключительный ликвидационный баланс).

В соответствии с принципом действующего предприятия при его ликвидации вступают в силу особые правила оценки имущества хозяйствующего субъекта: в ликвидационном балансе они отражаются не по учетной (исторической или восстановительной) стоимости, а по цене возможной реализации каждого актива в отдельности на момент ликвидации.

Разделительные балансы составляются в момент разделения крупного предприятия на несколько более мелких предприятий (структурных единиц) или при передаче одной или нескольких структурных единиц данного предприятия другому предприятию (в последнем случае баланс называется передаточным).

Объединительные балансы разрабатываются при объединении (слиянии) нескольких предприятий в одно предприятие или при присоединении одной или нескольких структурных единиц к данному предприятию.

Рассмотренные характеристики относятся к классификации бухгалтерских балансов по времени их составления. В табл. 2 приведена классификация балансов по пяти остальным признакам.

Таблица 2

Классификация бухгалтерских балансов

Признаки классификации

Источник составления

Объем информации

Характер деятельности

Объект отражения

Способ очистки

Инвентарные

Единичные

Основная

Самостоятельные

Баланс-брутто

Книжные

Сводные (консолидируемые)

Не основная

Отдельные

Баланс-нетто

Генеральные

Классификация по источникам составления. При изучении текущих балансов упоминались балансы, составленные по данным текущего бухгалтерского учета и по результатам, зафиксированным в инвентарях (описях). По признаку источника составления выделяются инвентарные, книжные и генеральные балансы.

Инвентарные балансы составляются только на основании инвентарей имущества, средств в расчетах, обязательств. Примером инвентарного баланса считается вступительный или организационный баланс. Инвентари разрабатывают также в тех случаях, когда необходимо рассчитать балансирующие показатели вступительного баланса индивидуального частного предприятия или государственного (муниципального) предприятия, какими признаются Капитал собственника или Уставный фонд, а также при возникновении нового предприятия на существующей ранее имущественной основе или при изменении хозяйством своей формы (например, превращение его из государственного в акционерное).

Книжный баланс строится по данным текущего бухгалтерского учета без предварительной проверки книжных записей путем инвентаризации.

Генеральный баланс считается самым реальным, так как в его основу положены текущие учетные (книжные) записи и результаты инвентаризации, предшествующие формированию балансовых статей.

Единичные балансы характеризуют деятельность только одного предприятия.

Сводные (или консолидированные) балансы. Различают два вида сводных балансов в зависимости от объекта и способа их составления.

Во-первых, сводные балансы разрабатывают министерства и ведомства, рассчитывая агрегированные данные в целом по отрасли или по подведомственным единичным предприятиям путем простого суммирования одноименных показателей и исключения остатков по взаимным расчетам между предприятиями внутри отрасли.

Во-вторых, сводные (или консолидированные) балансы составляет Группа (холдинг, концерн), представленная материнской и ее дочерними компаниями. Сводный баланс формирует информацию о Группе как о едином предприятии и показывает, каким был бы собственный баланс материнской компании, если бы она закрыла все дочерние и сама осуществляла непосредственное управление их деятельностью. Данный баланс составляется не просто суммированием одноименных показателей, а осуществлением следующих корректировок:

-исключением инвестиций материнской компании в уставные капиталы дочерних предприятий и исключением соответствующих долей материнской компании в уставных капиталах дочерних предприятий;

-исключением остатков по взаимным расчетам внутри Группы;

-исключением дивидендов, выплаченных внутри Группы, а также прочих взаимных расходов и доходов.

Консолидированный баланс Группы имеет некоторые важные особенности:

Группа компаний юридически не существует, в отличие от отдельной компании. Материнская и каждая из дочерних компаний являются отдельными юридическими лицами;

-собственная прибыль материнской компании включает дивиденды, полученные от дочерних компаний, но не их нераспределенную прибыль;

-баланс группы содержит сводную информацию о результатах деятельности и финансовом положении каждой компании, входящей в группу. Это значит, что: прибыль одной дочерней компании может “скрывать” убытки другой;

-прочное финансовое положение одной компании может “скрывать” потенциальную неплатежеспособность другой;

-если Группа состоит из компаний, работающих в разноплановых отраслях бизнеса, то сводная отчетность по данной Группе делает неясными наиболее важные детали, когда отсутствует дополнительная информация о каждом сегменте деятельности Группы.

По характеру деятельности балансы подразделяются на основной и неосновной деятельности. К основной относится деятельность, соответствующая профилю предприятия и зарегистрированная в его Уставе. Все прочие виды деятельности считаются неосновными. В последнее время данному признаку классификации не уделяется должного внимания и, как правило, все  виды деятельности (основные и неосновные) отражаются в одном  балансе (основной деятельности).

По объекту отражения балансы делятся на самостоятельные и отдельные. Самостоятельный баланс имеют только хозяйствующие субъекты, наделенные правами юридического лица. Отдельные балансы составляют подразделения предприятий (филиалы, отделы, цехи, представительства и т.д.).

По способу очистки выделяются балансы-брутто и балансы-нетто.

Первоначально под балансом-брутто понимался баланс с нераспределенной прибылью, а баланс с распределенной прибылью считался балансом-нетто. Позже подобные определения получили иное звучание.

Методология ведения учетных операций предполагает в соответствии с принципом стоимости отражение основных средств, нематериальных активов и производственных запасов по неубывающей исторической (а для объектов основных средств, прошедших переоценку, - по восстановительной) стоимости. В то же время внеоборотные активы (материальные и нематериальные), а также оборотные активы, представленные малоценными и быстроизнашивающимися предметами, переносят свою стоимость на произведенный продукт (расходы отчетного периода) в течение времени полезного использования или по специальным правилам распределения стоимости, выбранным для конкретного объекта бухгалтерского наблюдения. Возникает в раздельном учете показателей по неубывающей стоимости и накопленных показателей распределенной стоимости.

Аналогично обстоят дела и с бухгалтерской прибылью. Фискальная (ориентированная на цели налогообложения) направленность российского бухгалтерского учета предполагает сохранение в течение всего финансового года показателей накопленной прибыли, отдельное отражение в балансе данных о прибыли, потребленной на расчеты с бюджетом и другие законодательно разрешенные цели, покрываемые за счет чистой прибыли, принадлежащей собственникам предприятия.

В западном учете собственник предприятия в течение учетного периода может изымать часть заработанного капитала, а в отдельных случаях возвращать его своему предприятию. В подобных ситуациях в западном бухгалтерском балансе величина реинвестированного (заработанного) капитала до конца отчетного периода остается неизменной, отражение уменьшения показывается в статье, характеризующей временное изъятие капитала.

Следовательно, балансовые статьи можно разделить на два типа:

-основные, отражающие неубывающие показатели оценки объектов бухгалтерского наблюдения;

-регулирующие, уточняющие величину оценки основных статей до их остаточного значения (остаточной стоимости).

Регулирующие статьи расширяют количество балансовых статей и увеличивают объем информации, содержащейся в балансе.

Регулирующие статьи баланса бывают двух видов : прямого и контрарного регулирования. Прямые регулирующие статьи можно рассматривать как дополнение к основной статье баланса. Уточненная оценка показателя на основной статье равна сумме показателей основной и дополнительной статьи.

Контрарные регулирующие статьи указывают на уменьшение величины основной статьи. Приведенные примеры регулирования (уточнения оценки) статей относятся к контрарным регулирующим статьям. Контрарные регулирующие статьи (износ основных средств или МБП, амортизация нематериальных активов), уточняющие оценку (остаточную убывающую нераспределенную стоимость) основных средств, нематериальных активов и малоценных и быстроизнашивающихся предметов, называются контрактивными статьями, так как они регулируют показатели по основным статьям актива баланса. Контрарные регулирующие статьи, уточняющие оценку по балансовым статьям капитала (прибыли) (“Использование прибыли”, в западном учете - “Изъятие капитала”), относятся к контрпассивным статьям.

Бухгалтерский баланс, включающий регулирующие статьи, называется балансом-брутто, а без регулирующих статей -балансом-нетто.

До 1992 г. в российской практике основная форма финансовой отчетности - бухгалтерский баланс - строилась по принципу баланс-брутто. Контрарные регулирующие статьи располагались на стороне баланса, противоположной основной статье, уточнение которой осуществляли контрарные статьи (контрактивные — в пассиве баланса, контрпассивные - в его активе), и включались в валюту баланса. Баланс-нетто, исключающий регулирующие статьи и не включающий их в валюту баланса, составлялся, как правило, для целей анализа финансового положения предприятия. Он указывал на реальную величину имущества предприятия, оцененную по остаточной стоимости.

С 1992 г. бухгалтерский баланс переориентирован на баланс-нетто, в котором отражались как основные, так и регулирующие статьи. Они показывались справочно, располагаясь на одной и той же стороне баланса (по местонахождению основной статьи) и на валюту баланса не влияли. В валюту включались очищенные показатели, рассчитанные по остаточной величине.

С 1996 г. в российской практике действует форма нетто-баланса, исключающая наличие как основных, так и контрарных статей. Объекты в современном российском балансе отражаются только по остаточной стоимости (в нетто-оценке).

Центральное место в составе отчетности занимает бухгалтерский баланс, показатели которого дают возможность проанализировать и оценить финансовое состояние организации на дату его составления. По данным баланса устанавливаются и оцениваются следующие важнейшие показатели:

-состав, структура и динамика данных актива и пассива баланса;

-наличие собственного оборотного капитала;

-величина чистых активов организации;

-коэффициенты финансовой устойчивости;

-коэффициенты платежеспособности и ликвидности и т.д.

В балансе приводятся подробные сведения о стоимости активов организации и о величине ее долгов. По нему можно судить о соотношении внеоборотных (разд.I) и оборотных (разд.II) активов, а следовательно, и о маневренности капитала, о том, за счет каких источников были сформированы внеоборотные активы, а за счет каких - оборотные, и как это влияет на финансовую устойчивость. Источники формирования активов представлены в пассиве баланса, они подразделяются на собственные (разд.III) и заемные (разд.IV и V). По соотношению собственных и заемных источников средств можно судить о степени финансовой независимости организации и уровне финансовых рисков в осуществлении политики финансирования деятельности.

Вместе с тем баланс отражает имущественное положение компании и состояние ее пассивов, но не дает ответа на вопрос о том, в результате чего оно сложилось. Чтобы это выяснить, необходимо использовать сведения о производстве и сбыте продукции, инвестиционной деятельности, организационных изменениях внутри фирмы и т.п. Такая информация при проведении финансового (внешнего) анализа не всегда доступна, так как относится к категории внутренней информации, составляющей коммерческую тайну. Кроме того, бухгалтерский баланс отражает состояние средств на отчетную дату, он статичен по своей сути. Конечно, используя для анализа балансовые показатели за несколько отчетных дат, можно определить общие тенденции изменения факторов, однако их частные колебания остаются вне поля зрения аналитика. Валюта баланса зачастую не отражает реальной суммы средств, которой располагает организация, так как балансовая стоимость некоторых активов не соответствует рыночной. Например, материально - производственные запасы (МПЗ) отражаются в балансе по фактическим затратам на их изготовление или приобретение, в то время как продажная цена произведенной продукции, как правило, выше ее себестоимости (иначе бизнес не приносил бы дохода). Кроме того, существенные расхождения между учетной и рыночной стоимостью МПЗ связаны с инфляционными процессами. Используя данные бухгалтерского баланса для проведения аналитических исследований, зачастую приходится уменьшать стоимость хозяйственных средств, так как в случае необходимости быстрого погашения большей части обязательств организации придется реализовать некоторые активы по сниженным ценам, причем поправочные коэффициенты в данном случае рассчитать достаточно сложно, тем более что баланс не отражает качества активов и обязательств организации.

Существующие методики финансового анализа деятельности организации по данным бухгалтерской отчетности, опубликованные в различных инструктивных материалах, ведомственных приказах, специальной литературе, как правило, включают следующие основные взаимосвязанные блоки исходных и расчетных показателей:

-финансовые результаты: доходы, расходы, прибыль;

-рентабельность капитала, активов, производства и продажи продукции;

деловая активность: оборачиваемость и эффективность использования ресурсов (активов, капитала);

финансовое состояние: структура и динамика показателей баланса, ликвидность, платежеспособность, финансовая устойчивость.

По результатам финансового анализа проводится оценка деятельности организации в целом, устанавливаются конкретные факторы, оказавшие положительное и отрицательное влияние на ее результаты, а также разрабатываются варианты для принятия оптимальных управленческих решений как для руководства компании, так и для ее партнеров по бизнесу.

Горизонтальные взаимосвязи балансовых статей позволяют осуществлять экономический анализ финансового состояния хозяйствующего субъекта непосредственно по бухгалтерскому балансу. Наиболее простейшим представляется анализ ликвидности баланса, направленный на установление возможностей погашения текущих пассивов, срок которых истекает в отчетном году. Величина краткосрочных кредиторских обязательств (КП) определяется по итогу раздела VI Пассива “Краткосрочные пассивы”, уменьшенному на размер резервов предстоящих расходов и платежей, фондов потребления и доходов будущих периодов (строки 640, 650, 660).

Первоначально рассчитывается коэффициент моментальной ликвидности (КМЛ) , т.е. способность предприятия погасить текущую задолженность (КП) денежными средствами (ДС) -статья 260:

КМЛ=ДС

  КП

Коэффициент абсолютной ликвидности (КАЛ) исследует возможность погашения текущей задолженности за счет денежных средств и краткосрочных финансовых вложений (КФВ) - статья 250:

КАЛ=ДС + КФВ

КП

Промежуточный коэффициент покрытия (ПКП) расширяет числитель показателя на дебиторскую задолженность (ДЗ). При этом в целях анализа в дебиторскую задолженность включаются не только денежные авансы выданные и размер ожидаемых поступлений от покупателей и пользователей за товары, продукцию и услуги, право собственности на которые перешло к покупателям или пользователям (статьи 230 - 240), но и себестоимость продукции и товаров отгруженных, находящихся под контролем экономического субъекта (продавца) до перехода права собственности (статья 216). Последнее вполне оправдано, так как при необходимости распродажи имущества организации для текущих активов, учитываемых по этой балансовой статье, нет необходимости устанавливать рынок сбыта, он уже определен договором на поставку и подтверждающими документами на отгрузку и в ближайшее время с некоторой степенью вероятности ожидается переход права собственности к покупателю и последующая оплата. При анализе покрытия необходимо из величины числителя исключить просроченную дебиторскую задолженность. ПКП рассчитывается по формуле

ПКП=ДС+КФВ+ДЗ

КП

Перечисленные показатели числителя коэффициента ПКП составляют балансовые статьи, включенные в раздел II актива баланса “Оборотные активы”.

Последний показатель из этой серии (общий коэффициент покрытия - ОКП) раздвигает границы объектов бухгалтерского наблюдения до уровня всех оборотных активов (ОА), которые сопоставляются с текущими обязательствами (КП). В числитель показателя включаются все краткосрочные активы, учитываемые в разделе II актива баланса, за исключением балансовой статьи 217 “Расходы будущих периодов”, которая отражает текущий низколиквидный актив (например, нельзя реализовать сторонним покупателям актив, выраженный затратами на переобучение персонала), и просроченную дебиторскую задолженность:

ОКП= ОА - РБП

КП

Рассмотренные показатели, которые более детально исследуются в курсе финансового анализа хозяйственной деятельности, не только характеризуют аналитические функции бухгалтерского баланса, но и подтверждают логичность вертикальных и горизонтальных взаимосвязей его статей и разделов.

1.3. Краткая экономическая характеристика объекта исследования

Муниципальное предприятие "Автостанция", создано на основании постановления главы администрации Челябинской области от 16.01.92 г. № 14 «Передача из состава Челябинского объединения автовокзалов и автостанций в муниципальную собственность Октябрьского района» Октябрьской автостанции.

Учредители предприятия является администрация Октябрьского района Челябинской области.

Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом РФ "О предприятии и предпринимательской деятельности", настоящие Уставом и действующим законодательством Российской Федерации.

Предприятие обладает правами юридического лица, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в банках, печати и штампы со своими наименованием.

Предприятие приобретает от своего имени имущественные и личные неимущественные права, несет ответственность по своим обязательствам, своим имуществом и выступает истцом и ответчиком в судебных органах.

Юридический адрес МУП «Автостанция»: 457140 с. Октябрьское, Октябрьского района, Челябинской области, ул. Набережная, 17.

Основными целями деятельности МУП «Автостанция» является организация внутрирайонных и междугородних пассажирских перевозок, обеспечение эффективного использования на договорной основе имеющегося в районе автобусного парка, создания необходимых условий и удобств для пассажиров и водителей в здании и на территории автостанции.

В соответствии с целями своей деятельности Предприятие:

а) Контролирует соблюдение водителями расписания движения автобусов и правил пассажирских перевозок.

б) По согласованию с учредителями разрабатывает и вводит маршруты и расписание движения автобусов исходя исключительно из интересов жителей района и создания для них максимально возможных услуг и удобств и на основании этого заключает договора с автопредприятиями - владельцами автобусного парка на выделение необходимого количества автобусов.

В) Создает необходимый температурный режим в здании автовокзала.

д) Предоставляет дополнительные услуги пассажирам путем предварительной продажи билетов и билетов на обратные рейсы, обеспечение работы камеры хранения багажа.

2. Балансовые отчеты учетно-статистического и контрольного построения и представления

2.1. Структурное построение балансовых отчетов: консолидированные и разделительные балансовые отчеты

В сводную бухгалтерскую отчетность объединяются все активы и пассивы, доходы и расходы головной организации и дочерних обществ.

При составлении сводной бухгалтерской отчетности используется единая учетная политика в отношении аналогичных статей имущества и обязательств, доходов и расходов бухгалтерской отчетности головной организации и дочерних обществ.

В сводную бухгалтерскую отчетность объединяется бухгалтерская отчетность головной организации и дочерних обществ, составленная за один и тот же отчетный период и на одну и ту же отчетную дату.

Для включения в сводную бухгалтерскую отчетность показатели бухгалтерской отчетности дочернего общества, составленной в иностранной валюте, пересчитываются в валюту Российской Федерации — рубли следующим образом:

• пересчет стоимости активов и пассивов, величины доходов и расходов производится по курсу Центрального банка Российской Федерации;

• пересчет стоимости активов и пассивов производится по курсу, последнему по времени котировки в отчетном периоде;

• пересчет величины доходов и расходов, формирующих финансовые результаты деятельности дочернего общества, производится с использованием курсов, действовавших на соответствующие даты совершения операций в иностранной валюте, либо с использованием средней величины курсов, исчисленной как результат от деления суммы произведений величин курсов и дней их действия в отчетном периоде на количество дней в отчетном периоде;

• разницы, возникающие в результате пересчета стоимости активов и пассивов, величины доходов и расходов, отражаются в сводном бухгалтерском балансе в составе добавочного капитала и отдельно раскрываются в пояснениях к сводному бухгалтерскому балансу и сводному отчету о прибылях и убытках.

При составлении сводного бухгалтерского баланса, когда головная организация имеет 100% голосующих акцийакционерного общества или уставного капитала общества с ограниченной ответственностью, данные головной организации и дочерних обществ объединяются путем построчного суммирования соответствующих данных с последующим исключением промежуточных результатов.

При объединении бухгалтерской отчетности головной организации и дочерних обществ в сводный бухгалтерский баланс не включаются:

• финансовые вложения головной организации в уставные капиталы дочерних обществ и соответственно уставные капиталы дочерних обществ в части, принадлежащей головной организации.

Например, головная организация приобрела на 100 тыс. руб. 100% акций дочерней фирмы по номинальной стоимости. Приобретенные акции головной организацией включены в состав долгосрочных финансовых вложений (Д сч. 58, К сч. 51); в дочерней организации — это оплаченный уставный капитал (Д сч. 51, К сч. 80).

В сводном балансе данные о финансовых вложениях и уставном капитале будут выглядеть следующим образом (табл. 1).

Таблица 1

Фрагмент сводного баланса

Статьи

Головная организация

Дочерняя организация

Корректировка

Сводный баланс

Д

К

Долгосрочные.финансовые вложения Прочие активы

500

9500

20

180

100

420

9680

Итого

Уставный капитал Прочие пассивы

10000

5000

5000

200

100

100

100

100

10100

5000

5100

Итого

10000

200

100

10100

• показатели отражающие дебиторскую и кредиторскую задолженность между головной организацией и дочерними обществами.

Например, долг головной организации дочерней составляет 10 тыс. руб., а дочерняя организация должна головной 30 тыс. руб. В сводном балансе это будет выглядеть так (табл.2).

Таблица 2

Фрагмент сводного баланса

Статьи

Головная организация

Дочерняя организация

Корректировка

Сводный баланс

Д

К

Долгосрочные финансовые вложения Дебиторская задолженность

Прочие активы

500

600 (в том числе долг дочерней организации — 30)

8900

 

20

30 (в том числе долг головной организации—10)

150

100

40

420

590

9050

Итого

10000

200

140

10060

Уставный капитал

5000

100

100

5000

Кредиторская задолженность

Прочие пассивы

4000 (в том числе долг дочерней организации —10)

1000

40 (в том числе долг головной организации—30)

60

40

4000

1060

Итого

10000

200

140

10000

• прибыль от операций между головной организацией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами, включенная в балансовую стоимость имущества (основных средств, производственных запасов и др.) головной организации или дочерних обществ.

Например, головная организация продала дочерней организации основные средства на 10 тыс. руб. Остаточная стоимость основных средств — 8 тыс. руб.

Головная организация получила прибыль в сумме 2 тыс. руб. (Д сч. 91, К сч. 99), а дочерняя организация ввела в эксплуатацию основное средство в сумме 10тыс.руб.(Дсч.01,Ксч.08).

В сводном балансе необходимо откорректировать эти данные (табл. 3).

Таблица 3

Фрагмент сводного баланса

Статьи

Головная организация

Дочерняя организация

Корректировка

Сводный баланс

Д

К

Основные средства Прибыль

2000

900

50

20

2

2

2048

918

• дивиденды, выплачиваемые дочерними обществами головной организации либо другим дочерним обществам той же головной организации, а также головной организацией своим дочерним обществам. В сводной бухгалтерской отчетности отражаются лишь дивиденды, подлежащие выплате организациям и лицам, не входящим в группу.

Например, дочернее общество начислило головной организации дивиденды в сумме 1 тыс. руб. (Д сч. 84, К сч. 75), а головная организация начисленные дивиденды включила в балансовую прибыль (Д сч. 76, К сч. 91). В сводном балансе корректировка будет выглядеть следующим образом (табл. 4).

Таблица 4

Фрагмент сводного баланса

Статьи

Головная организация

Дочерняя организация

Корректировка

Сводный баланс

Д

К

Дебиторская задолженность по дивидендам

Расчеты по дивидендам (кредиторская задолженность)

300

200

-

1

1

1

299

200

При объединении бухгалтерской отчетности головной и дочерних обществ, когда головная организация имеет 50% и менее голосующих акций акционерного общества или уставного капитала в обществе с ограниченной ответственностью, то доля активов и пассивов дочернего общества в этом случае для включения в сводную бухгалтерскую отчетность определяется исходя из доли голосующих акций дочернего общества, принадлежащей головной организации, в их общем количестве или доли участия головной организации в уставном капитале дочернего общества.

В этом случае при формировании сводного баланса на первом этапе при постатейном суммировании данные учитываются не в полной величине, а в сумме, пропорциональной доле головной организации в уставном капитале дочерней.

Последующие этапы идентичны по содержанию методу полного сведения данных.

В случае если дочернее общество равновелико (по 50% принадлежит двум головным организациям), показатели активов и пассивов такого дочернего общества, подлежащие включению в сводную отчетность каждой головной организацией, также определяются исходя из доли голосующих акций дочернего общества, принадлежащей головной организации, в их общем количестве или доли участия головной организаций в уставном капитале дочернего общества.

При объединении бухгалтерской отчетности головной организации и бухгалтерской отчетности дочернего общества, в котором головная организация имеет более 50, но менее 100% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью, в сводном бухгалтерском балансе выделяются отдельно расчетные показатели, отражающие долю меньшинства в уставном капитале.

В сводном бухгалтерском балансе показатель доли меньшинства отражает величину уставного капитала дочернего общества, не принадлежащего головной организации. Доля меньшинства в сводном бухгалтерском балансе определяется исходя из величины капитала дочернего общества по состоянию на отчетную дату и процента не принадлежащих головной организации голосующих акций в их общем количестве (доли не принадлежащей головной организации уставного капитала в его общей величине). За величину капитала дочернего общества на отчетную дату принимается итог раздела "Капитал и резервы" бухгалтерского баланса за минусом статей "Фонд социальной сферы" и "Целевые финансирование и поступления".

В сводном бухгалтерском балансе показатель доли меньшинства отражается отдельной статьей "Доля меньшинства" за итогом раздела "Капитал и резервы", а составляющие капитала группы — за минусом доли меньшинства.

Например, головная организация приобрела 60% акций дочерней организации по номинальной стоимости. Уставный капитал дочерней организации составляет 100 тыс. руб.

В этом случае финансовые вложения головной организации в дочернюю составляют 60 тыс. руб. (Д сч. 58, К сч. 51). При корректировке данных для сводного баланса инвестиции головной организации в дочернюю вычитаются из ее акционерного капитала, а разница (40 тыс. руб.) — представляет долю меньшинства. В сводном балансе данная информация будет представлена в следующем виде (табл. 5).

Таблица 5

Фрагмент сводного баланса

Статьи

Головная организация

Дочерняя организация

Корректировка

Сводный баланс

Д

К

Долгосрочные финансовые вложения

Уставный капитал

Доля меньшинства

500 (в том числе в дочернюю организацию —60)

5000

20

100

100

60

40

460

5000

40

Если при объединении бухгалтерской отчетности головной организации и дочернего общества балансовая оценка у головной организации финансовых вложений в дочернее общество отличается от номинальной стоимости акций дочернего общества (стоимостной оценки доли участия головной организации в уставном капитале дочернего общества), то указанная разница отражается в сводном бухгалтерском балансе отдельной статьей "Деловая репутация дочерних обществ". Если номинальная стоимость акций дочернего общества (стоимостная оценка доли участия головной организации в уставном капитале) ниже балансовой оценки финансовых вложений головной организации в дочернее общество, то статья "Деловая репутация дочерних обществ" показывается в группе статей "Нематериальные активы" сводного бухгалтерского баланса. Если номинальная стоимость акций дочернего общества (стоимостная оценка доли участия головной организации в уставном капитале) превышает балансовую оценку финансовых вложений головной организации в дочернее общество, то статья "Деловая репутация дочерних обществ" показывается между разделами "Капитал и резервы" и "Долгосрочные обязательства" сводного бухгалтерского баланса.

Например, головная организация приобрела 100% акций дочерней организации за 115 тыс. руб. (номинал — 100 тыс. руб.). Данное превышение в сводном балансе отражается как нематериальный актив (деловая репутация дочерних обществ) (табл. 6).

Таблица 6

Фрагмент сводного баланса

Статьи

Головная организация

Дочерняя организация

Корректировка

Сводный баланс

Д

К

Долгосрочные финансовые вложения

Деловая репутация Уставный капитал

515 (в том числе в дочернюю организацию —115)

5000

20

100

15

100

115

420

15

5000

При доле головной организации 100% сводный отчет о прибылях и убытках головной и дочерних организаций формируется путем построчного суммирования соответствующих данных с последующим исключением доходов и расходов, возникших в результате операций внутри группы.

При объединении бухгалтерской отчетности головной организации и дочерних обществ в сводный отчет о прибылях и убытках не включаются:

• выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) между головной организацией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами одной головной организации и затраты, приходящиеся на эту реализацию;

• дивиденды, выплачиваемые дочерними обществами головной организации либо другим дочерним обществом той же головной организации, а также головной организацией своим дочерним обществам. В сводном отчете о прибылях и убытках отражаются лишь дивиденды, подлежащие выплате организациям и лицам, не входящим в группу;

• любые иные доходы и расходы, возникающие в результате операций между головной организацией и дочерними обществами одной головной организации.

Например, между головной и дочерней организациями (доля головной составляет 100%) имеют место следующие сделки:

головная организация продала дочерней продукцию на сумму 100 тыс. руб.; дочерняя организация, в свою очередь, реализовала данную продукцию лицам, не входящим

в группу;

дочерняя организация выплатила головной организации в виде дивидендов 10 тыс. руб. Сводный отчет о прибылях и убытках формируется следующим образом (табл. 7).

Таблица 7

Сводный отчет о прибылях и убытках

Статьи

Головная организация

Дочерняя организация

Корректировка

Сводный баланс

Д

К

Выручка

Прочие расходы

Себестоимость реали

Зованной продукции

Прочие расходы

Прибыль

500

100

350

200

50

200

20

150 (в том числе приобретение у головной организации —100)

40

30

100

10

110

100

10

110

600

110

400

230

80

При объединении  отчетности головной и дочерней организаций, когда головная организация имеет 50% и менее голосующих акций в акционерном обществе или 50% и менее уставного капитала в обществе с ограниченной ответственностью, финансовый результат деятельности дочернего общества в части доходов и расходов для включения в сводный отчет о прибылях и убытках определяется исходя из доли голосующих акций дочернего общества, принадлежащей головной организации, в их общем количестве или доли участия головной организации в уставном капитале дочернего общества.

При объединении отчетности головной и дочерней организаций, при наличии у головной организации более 50, но менее 100% акций акционерного общества или уставного капитала дочерней организации, в сводном отчете о прибылях и убытках выделяются показатели, отражающие долю меньшинства в финансовом результате.

В сводном отчете о прибылях и убытках деятельности показатель доли меньшинства отражает величину финансового результата деятельности дочернего общества, не принадлежащую головной организации. Доля меньшинства для составления сводного отчета о прибылях и убытках определяется исходя из величины нераспределенной прибыли или непокрытого убытка дочернего общества за отчетный период и процента не принадлежащих головной организации голосующих акций в общем количестве (не принадлежащей головной организации доли уставного капитала в его общей величине).

В сводном отчете о прибылях и убытках показатель доли меньшинства показывается отдельной статьей "Доля меньшинства" по вписываемой строке, а доходы и расходы, формирующие финансовый результат деятельности группы, — за минусом доли меньшинства.

Если показатель доли меньшинства в убытках дочернего общества за отчетный период больше показателя доли меньшинства в капитале этого общества на отчетную дату, то на сумму исчисленной разницы между этими показателями расчетно подлежит уменьшению величина резервного капитала, а при его недостаточности — добавочного и затем уставного капитала дочернего общества, включаемых в сводную бухгалтерскую отчетность.

Включение данных о зависимых обществах в сводную бухгалтерскую отчетность осуществляется посредством отражения в ней двух расчетных показателей:

• показатель, отражающий стоимостную оценку участия головной организации в зависимом обществе, показывается в сводном бухгалтерском балансе отдельной статьей в группе статей "Долгосрочные финансовые вложения" по величине, рассчитываемой следующим образом: фактические затраты, произведенные организацией при осуществлении (покупке и др.) инвестиций, плюс/минус доля головной организации в прибылях/убытках зависимого общества за период с момента осуществления инвестиций;

• показатель, отражающий долю головной организации в прибылях или убытках зависимого общества за отчетный период, рассчитывается исходя из величины нераспределенной прибыли или непокрытого убытка зависимого общества за отчетный период и процента принадлежащих головной организации голосующих акций в их общем количестве (принадлежащей головной организации доли уставного капитала в его общей величине).

Доля головной организации в прибылях или убытках зависимого общества за отчетный период отражается в сводном отчете о прибылях и убытках отдельной статьей "Капитализированный доход (убыток)" после группы статей по внереализационным доходам и расходам и включается в финансовый результат деятельности группы.

При определении величины показателя участия в зависимом обществе, подлежащего отражению в сводной бухгалтерской отчетности, фактические затраты, произведенные головной организацией при осуществлении инвестиций, корректируются на суммы изменения капитала зависимого общества, не отраженные на счете прибылей и убытков зависимого общества. В частности, корректировка производится в случае произведенной зависимым обществом переоценки основных средств, безвозмездного получения зависимым обществом ценностей.

За величину капитала зависимого общества на отчетную дату принимается итог раздела "Капитал и резервы" бухгалтерского баланса за минусом статей "Фонд социальной сферы" и "Целевые финансирование и поступления".

Если величина показателя, отражающего долю головной организации в убытках зависимого общества за отчетный период, равна или больше величины показателя, отражающего стоимостную оценку участия головной организации в зависимом обществе, уменьшенного на величину показателя, отражающего долю головной организации в убытках зависимого общества за отчетный период, то указанные показатели не включаются в сводную бухгалтерскую отчетность.

В соответствии с ПБУ 11/2000 "Информация об аффилированных лицах" при составлении сводной бухгалтерской отчетности акционерными обществами, имеющими дочерние и зависимые общества, подлежит раскрытию информация об аффилированных лицах.

В сводной бухгалтерской отчетности может не раскрываться информация об операциях головной организации с дочерними обществами и между дочерними обществами.

В бухгалтерской отчетности головной организации может не раскрываться информация об операциях головной организации с дочерними обществами, когда отчетность головной организации представляется и публикуется вместе со сводной бухгалтерской отчетностью.

В бухгалтерской отчетности дочернего общества может не раскрываться информация об операциях дочернего общества с головной организацией, когда выполняются одно временно следующие условия:

• головная организация и дочернее общество являются юридическими лицами по законодательству РФ;

• 100% голосующих акций или уставного капитала дочернего общества принадлежит головной организации;

• головная организация публикует сводную бухгалтерскую отчетность.

Перечень аффилированных лиц для целей сводной бухгалтерской отчетности устанавливает головная организация.

В соответствии с ПБУ 12/2000 "Информация по сегментам" при составлении сводной бухгалтерской отчетности в случае наличия у организации дочерних и зависимых обществ, а также если на нее учредительными документами объединений юридических лиц (ассоциаций, союзов и др.), созданных на добровольных началах, возложено составление сводной бухгалтерской отчетности, подлежит раскрытию информация по сегментам.

Информщццю сегменту — это информация, раскрывающая часть деятельности организации в определенных хозяйственных условиях посредством представления установленного перечня показателей бухгалтерской отчетности организации.

Перечень отчетных сегментов в сводной бухгалтерской отчетности устанавливает организация, на которую возложено составление сводной бухгалтерской отчетности.

2.2. Балансовые отчеты учетного оформления

Для того чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала предъяв­ляемым к ней требованиям, при составлении бухгалтерских отчетов дол­жно быть обеспечено соблюдение следующих условий: полное отраже­ние за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов ин­вентаризации всех производственных ресурсов, готовой продукции и расчетов; полное совпадение данных синтетического и аналитического учета, а также показателей отчетов и балансов с данными синтетическо­го и аналитического учета; осуществление записи хозяйственных опера­ций в бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформлен­ных оправдательных документов или приравненных к ним технических носителей информации; правильная оценка статей баланса.

Составлению отчетности должна предшествовать значительная подготовительная работа, осуществляемая по заранее составленному специальному графику. Важным этапом подготовительной работы со­ставления отчетности является закрытие в конце отчетного периода всех операционных счетов: калькуляционных, собирательно-распре­делительных, сопоставляющих, финансово-результативных. До нача­ла этой работы должны быть осуществлены все бухгалтерские записи на синтетических и аналитических счетах (включая результаты ин­вентаризации), проверена правильность этих записей.

Приступая к закрытию счетов, следует иметь в виду, что совре­менные организации являются сложными объектами учета и кальку­лирования себестоимости продукции. Их продукция используется по различным направлениям. Взаимные услуги оказывают друг другу и основному производству вспомогательные производства. При взаим­ном использовании продукции и услуг невозможно во всех случаях отнести на все объекты калькуляции фактические затраты. Какую-то часть затрат по некоторым объектам калькуляции организации вынуж­дены отражать в плановой оценке. В этих условиях важное значение имеет обоснование последовательности закрытия счетов [9].

Обобщение накопленного опыта в этом деле позволило вырабо­тать следующие рекомендации: закрытие счетов начинают со счетов производств, имеющих максимальное количество потребителей и минимальные встречные затраты, и заканчивают счетами с минималь­ным количеством потребителей и максимальным количеством встреч­ных затрат. В соответствии с данным подходом закрытие счетов осу­ществляют в такой последовательности.

В первую очередь исчисляют себестоимость услуг вспомогатель­ных производств и закрывают счет 23 «Вспомогательные производ­ства». Во вторую очередь распределяются расходы будущих перио­дов, общепроизводственные и общехозяйственные расходы и закры­ваются следующие счета: 97 «Расходы будущих периодов», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расхо­ды». Затем калькулируют себестоимость продукции основных отрас­лей производства и списывают затраты со счета 20 «Основное произ­водство». После этого осуществляют списание затрат со счета 29 «Об­служивающие производства и хозяйства». В порядке последующей очередности производятся записи на счетах по учету капитальных вложений, определяется финансовый результат от деятельности орга­низации и закрываются счета 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы», распределяется прибыль и закрывается счет 99 «Прибыли и убытки».

При составлении форм бухгалтерской отчетности используются в основном данные Главной книги. Порядок составления отчетных форм подробно изложен в Методических рекомендациях о порядке форми­рования показателей бухгалтерской отчетности.

Отчетным годом для всех организаций считается период с 1 янва­ря по 31 декабря включительно.

Первым отчетным годом для создаваемых организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря вклю­чительно. Вновь созданным организациям после 1 октября разреша­ется считать первым отчетным годом период с даты их государствен­ной регистрации по 31 декабря следующего года включительно.

Данные вступительного баланса должны соответствовать данным утвержденного заключительного баланса за период, предшествующий отчетному. В случае изменения вступительного баланса на 1 января отчетного года причины следует объяснить.

Изменения в бухгалтерской отчетности, относящиеся как к теку­щему, так и к прошлому году (после ее утверждения), производятся в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обна­ружены искажения ее данных.

Исправления ошибок в бухгалтерской отчетности подтверждают­ся подписью лиц, ее подписавших, с указанием даты исправления.

Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и глав­ным бухгалтером (бухгалтером) организации. В организации, где бух­галтерский учет ведется на договорных началах специализированной организацией или специалистом, бухгалтерская отчетность подписы­вается руководителем этой организации и специалистом, ведущим бухгалтерский учет.

В соответствии с законом о бухгалтерском учете все организа­ции, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерс­кую отчетность в соответствии с учредительными документами учре­дителям, участникам организации или собственникам имущества, а также территориальным органам государственной статистики по мес­ту их регистрации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, упол­номоченным управлять государственным имуществом.

Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользо­вателям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Организации обязаны представить квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую — в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено зако­нодательством Российской Федерации.

Представляемая годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, предусмотренном учредительными докумен­тами организации.

Датой представления бухгалтерской отчетности для организации считается день фактической передачи ее по принадлежности или дата ее отправления, обозначенная на штемпеле почтовой организации. Если дата представления отчетности приходится на нерабочий (вы­ходной) день, то сроком представления отчетности считается первый следующий за ним рабочий день.

Годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей: банков, инвесторов, кредито­ров, покупателей, поставщиков и др., которые могут знакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью и получать ее копии с возмеще­нием расходов на копирование.

Сводная годовая бухгалтерская отчетность объединения юриди­ческих лиц, созданного на добровольных началах организациями, пред­ставляется в порядке и сроки, предусмотренные в учредительных до­кументах объединения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Заключение

Баланс (Balance Sheet) - финансовый отчет, содержащий сведения об активах, обязательствах и капитале компании на определенную дату.

Баланс является одним из основных элементов финансовой и управленческой отчетности компании. В зависимости от назначения и типа компании, структура баланса может существенно изменяться. Тем не менее, его структура всегда сохраняет некоторые общие черты.

Балансовый отчет всегда состоит из двух основных разделов: активы и источники их финансирования (пассивы); при этом суммарные активы всегда равны суммарным пассивам. Источники финансирования принято делить на две группы: собственные средства и обязательства. Активы и обязательства, в свою очередь делятся на текущие (оборотные) и долгосрочные (внеоборотные).

По своему построению бухгалтерский баланс представляет собой два ряда чисел, итоги которых равны между собой. Это состояние равновесия - важнейший внешний признак формы бухгалтерского баланса. В отечественной практике баланс обычно представляется в виде двусторонней таблицы, левая сторона которого называется активом, правая - пассивом баланса. Такое расположение частей вызывается чисто практическими соображениями и сложившимися национальными традициями.

Правильно построить бухгалтерский баланс значит:

* полностью охватить хозяйственный процесс организации во всем его многообразии;

* дать надлежащую группировку хозяйственных явлений;

* изучить связь между этими явлениями, т.е. установить правильную корреспонденцию счетов, что позволит анализировать не только финансово-хозяйственную деятельность, но и движение имущественных средств организации.

В бухгалтерском учете существует множество видов бухгалтерских балансов, которые отличаются в зависимости от цели их составления.

Под техникой составления бухгалтерского баланса понимают совокупность всех необходимых учетных работ (процедур). Эти процедуры включают подготовительные работы, например, инвентаризацию, разграничение отдельных статей (доходов и расходов) между отдельными отчетными периодами, отражение списаний (погашения) стоимости имущества, закрытие счетов и подведение итогов в соответствующих учетных регистрах. Основой для составления бухгалтерского баланса являются учетные записи, подтвержденные оправдательными документами.

Сейчас благоприятная конъюнктура и макроэкономические факторы подпитывают интерес иностранных инвесторов к российским компаниям, Недавно крупнейшая система электронной торговли NASDAQ объявила, что в ближайшие полгода планирует привлечь к торгам акции большого числа российских компаний. А для выхода на мировые рынки, как известно, необходимо соответствовать общепринятым стандартам прозрачности и открытости и отчетность компании должна быть понятна инвесторам.

Несмотря на единодушное желание всех заинтересованных сторон, дело внедрения МСФО двигается медленно. Столь длительный переходный период обусловлен целым комплексом взаимосвязанных проблем. Несмотря на принятое политическое решение о переходе на международные стандарты и готовность профессионального сообщества, внедрить МСФО удалось только в отдельных секторах экономики, в частности в банковском. ЦБ РФ уже 4 года предоставляет отчетность по международным стандартам. На 1 января 2004г. на отчетность по МСФО перешли 200 банков, более 1100 банков включились в процесс активной подготовки. И, как заявила Татьяна Парамонова, первый заместитель председателя ЦБ РФ, "среди всех стран только российский банковский сектор применяет все стандарты и все требования".

Список использованных источников

1. Астахов В.П. Теория бухгалтерского учета. М.,1998

2. Антипят В.В. Основы бухгалтерского учета. Р-на Дону: Феникс, 1998

3. Андросов А.М. Бухгалтерский учет и отчетность в России. М.: Менатеп-Информ, 1997

4. Бакаев А.С. Бухгалтерские термины и определения. - "Бухгалтерский учет", 2002 г.

5. Бакаев А.С. Годовая бухгалтерская отчетность коммерческой организации. - "Бухгалтерский учет", 2001 г.

6. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учеб. пособие / Под ред. проф. В.Д. Новодворского. - М.: ИНФРА-М, 2003.

7. Дымова И.А. Международные стандарты бухгалтерского учета. - "Главбух", 2000 г.

8. Камышанов П.И. Практическое пособие по бухгалтерскому учету. М.: "МЕДпресс", 1998

9. Камышанов П.И., Камышанов А.П. Бухгалтерский финансовый учет: Учеб. Пособие. - М.: Омега-Л, 2004.

10. Кирьянова З.В. Теория бухгалтерского учета - М.: Финансы и статистика, 1998

11. Кожинов В.Я. Методика бухгалтерского учета и составления отчетности по новому Плану счетов. - СПС "ГАРАНТ", 2002 г.

12. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. М.: Инфра-М, 1997

13. Нормативная база бухгалтерского учета: сборник официальных материалов. - М.: Бухгалтерский учет, 2003.

14. Палий В.Ф. Бухгалтерская отчетность: особенности. - М.: Бератор - Пресс, 2003.

15. Письмо Минфина РФ от 08.07.2003 № 28-01-20/1402/АП "О проведении аудита кредитных организаций банковских / консолидированных групп"

16. Письмо ЦБ РФ от 05.01.2004 № 1-Т "О методических рекомендациях по составлению консолидированной отчетности"

17. Положение Банка России от 30.07.2002 № 191-П "О консолидированной отчетности"

18. Правовые основы бухгалтерского учета. М.:Инфра-М, 1998

19. Пучкова С.И. Бухгалтерская (финансовая) отчетность. Учебное пособие. - "ФБК-ПРЕСС", 2001 г.

20. Соколов Я.В., Пятов М.Л. Бухгалтерский учет для руководителя (с учетом нового Плана счетов 2001 г.)

21. Терехова В.А. Международные и национальные стандарты бухгалтерского учета и отчетности. М.: Перспектива, АКДИ Экономика и жизнь. 2000.

22. Усатова Л.В., Мухартова Н.В. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебное пособие. - М.: "Дашков и К0", 2003.

23. Финансовый учет: Учебник / Под ред. В.Г. Гетман. - М.: Финансы и статистика, 2002.