Содержание

Система государственного финансового контроля.................................. 3

Контроль кассовых операций................................................................... 12

Список литературы..................................................................................... 21

Система государственного финансового контроля

Если говорить о Минфине России, то он является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Минфин России осуществляет проверку эффективности проводимых операций с государственными средствами на основе контрольно-ревизионных действий, разрабатывает методическое обеспечение и проверяет деятельность органов внутреннего (ведомственного) контроля, предпринимает необходимые меры по реализации контрольных мероприятий и противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

В определенной мере функции Счетной палаты и Минфина России переплетаются. Поэтому их следует четко разграничить. Наметить такое разграничение было бы целесообразно в Единой концепции государственного финансового контроля. Проблема ее разработки существует достаточно давно. И далеко не один раз различные варианты проектов Концепции рассматривались и обсуждались на различных уровнях власти. Счетная палата и Минфин России не однократно предпринимали попытки совместить свои позиции, касающиеся организации и ведения государственного финансового контроля. Выработка согласованного варианта Концепции до настоящего времени является открытым вопросом, решение которого требует значительных усилий. В результате существует два подхода к его решению: один предлагается Счетной палатой, другой - Минфином России.

В течение 2000-2001 гг. созданная в Минфине России рабочая группа вела работу по обсуждению и согласованию проекта Концепции с заинтересованными министерствами и ведомствами. В процессе подготовки проекта все замечания и предложения Счетной палаты были учтены, утверждает Минфин России. Все они были связаны с Лимской Декларацией, принятой 9-м Конгрессом Международной организации высших контрольных органов. Напомним, что Декларация закрепляет положение о том, что независимый орган государственного финансового контроля - один из главных атрибутов демократического общества. Декларация не имеет обязательного характера, но ее влияние на развитие органов финансового контроля нельзя недооценивать. Прежде всего, Лимская Декларация указывает на то, что для достижения рационального и эффективного управления государственными финансами необходимо наличие высшего органа финансового контроля, чья независимость должна быть закреплена в законодательном порядке.

Несомненно, Счетная палата в нашей стране является единственным такого рода органом, осуществляющим непосредственный контроль за формированием и использованием государственных финансов и государственной собственностью на федеральном уровне. Если проанализировать мировую практику, то можно увидеть, что многие государства, определяя в законодательном порядке основные положения о статусе, задачах и полномочиях органов, аналогичных Счетной палате, исходят из того, что они являются независимыми, высшими коллегиальными органами финансового контроля, осуществляющими внешний финансовый контроль за своевременным, правильным, целевым и эффективным расходованием государственных бюджетных средств. В этой связи показательными являются примеры Японии и Германии, экономику которых характеризует динамичное развитие на протяжении последних десятилетий. В немалой степени позитивные экономические результаты были достигнуты в силу рационального и постоянно контролируемого специально уполномоченными на то органами использования государственных средств.

Так, в Японии существует Контрольно-ревизионное управление. Его президент назначается Кабинетом министров, осуществляющим исполнительную власть в стране. Однако само Управление имеет независимый от Кабинета министров статус. В Германии Федеральная Счетная палата является "верховным федеральным органом и как независимый орган финансового контроля подчиняется только закону. В рамках предусмотренных законом задач Федеральная Счетная палата оказывает помощь Бундестагу, Бундесрату и федеральному Правительству при принятии ими решений".

Если принять во внимание вышеизложенное, то статус российской Счетной палаты как высшего органа государственного финансового контроля должен быть закреплен законодательно. Тогда разногласия были бы урегулированы. Счетная палата стремится к этому. Но на этот счет Минфин России высказывает мнение, что Счетная палата ради расширения собственных финансово-контрольных полномочий допускает разрушение действующей системы внешнего государственного финансового контроля. Таким образом, по мнению Минфина России, Счетную палату хотят превратить в суперсиловой финансово-контрольный орган и своеобразного монополиста в сфере осуществления государственного финансового контроля. По мнению Минфина России, Счетная палата не может быть высшим органом финансового контроля по одной причине: органу парламентского финансового контроля, каковым она является, не могут подчиняться органы финансового контроля, входящие в систему органов исполнительной власти. Исходя из этого, Минфин России видит выход в том, чтобы полномочия высшего органа государственного финансового контроля закрепить за какой-то другой контролирующей структурой. Правда, за какой именно, не уточняется.

Со своей стороны Счетная палата считает, что мнение Минфина России, выраженное в его проекте Концепции, недостаточно верное. В частности, оспаривается тот тезис, что контрольно-счетные органы, создаваемые законодательными органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, исключаются из системы органов государственного финансового контроля. И это несмотря на то, что неурегулированность отношений этих органов с федеральными правоохранительными органами, с банковской системой и другими органами контроля является на сегодняшний день неразрешенной проблемой государственного финансового контроля. Наконец, роль Счетной палаты как органа государственного финансового контроля определена не в полной мере.

Чтобы уяснить, что представляет собой государственный финансовый контроль, и проанализировать взаимодействие Счетной палаты и Минфина России в этой области, целесообразно напомнить разработанную в юридической науке видовую классификацию государственного финансового контроля.

Как известно, учеными-юристами выделяются три вида государственного финансового контроля: предварительный, текущий и последовательный.

Предварительный контроль осуществляется до совершения финансовых операций на стадии принятия управленческих решений по формированию и утверждению бюджетов, финансовых планов, смет доходов и расходов, договорных соглашений и других документов с целью эффективного использования государственных средств на основе соблюдения законодательных, нормативных и правовых актов, норм, стандартов и правил. Его назначение состоит в предотвращении возможных нарушений до того, как они произошли. В рамках предварительного контроля федерального бюджета на 2002 г. Счетной палатой впервые были осуществлены экспертно-аналитические и контрольные мероприятия в 36 федеральных органах исполнительной власти*(9).

Текущий контроль осуществляется на стадии совершения финансовых операций по формированию и использованию государственных средств государственными органами и организациями в целях предотвращения нарушений при их расходовании и способствует соблюдению финансовой дисциплины, своевременности проведения финансово-денежных расчетов. Здесь Счетной палатой подготовлены оперативные отчеты об исполнении федерального бюджета за I квартал, первое полугодие и девять месяцев 2001 г. с использованием электронной базы данных Счетной палаты и отчетов, представленных Министерством финансов России в соответствии с Соглашением об информационном взаимодействии*(10).

Соглашение вступило в силу со дня его подписания - 4 июля 2000 г., заменив собой действовавший с 1998 г. Временный порядок взаимодействия. Благодаря ему в настоящее время в Счетной палате создано определенное информационное поле, позволяющее использовать данные во всех вышеуказанных формах контроля. Соглашение регламентирует информационное взаимодействие Минфина России и Счетной палаты, осуществляемое в соответствии с ФКЗ от 17 декабря 1997 г. "О Правительстве Российской Федерации"*(11), Бюджетным кодексом Российской Федерации*(12) и ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации". Стороны заключили соглашение на предмет передачи в Счетную палату документов и информации, на основании которых осуществляются операции со средствами федерального бюджета, а также плановых и отчетных документов Минфина России по исполнению федерального бюджета. Ответственными исполнителями по вопросам программно-технического и технологического взаимодействия сторон являются Информационно-технический департамент Минфина России и Департамент информационных технологий Аппарата Счетной палаты. Представление документов и информации в Счетную палату производится следующими подразделениями Минфина России: Главным управлением федерального казначейства, Департаментом международного сотрудничества и управления внешним долгом, Управлением зарубежных финансовых активов, Информационно-техническим департаментом.

Документы предоставляются на бумажном носителе и в электронном виде.

На основе полученной информации формируется электронная база данных Счетной палаты. В течение года она уточняется, анализируется и используется для: подготовки оперативных ежемесячных и ежеквартальных данных о ходе исполнения федерального бюджета, которые по запросу направляются Федеральному Собранию; подготовки предварительных заключений на ежеквартальные и годовой отчеты Правительства РФ об исполнении федерального бюджета; получения информации о поступлении доходов, финансировании и об исполнении федерального бюджета с необходимой конкретизацией при проведении контрольных мероприятий. Соглашение является одним из немногих двусторонних документов по вопросам взаимодействия Счетной палаты и Минфина России. Но можно надеяться, что в будущем работа по сотрудничеству между обоими органами будет продолжена.

Последующий контроль - это контроль за сохранностью, своевременным, целевым и эффективным использованием государственных средств, а также за достоверностью отчетов об их использовании; он осуществляется по итогам совершения финансовых операций с государственными средствами государственными органами и организациями, путем анализа и проверки финансовой и бухгалтерской документации на основе соблюдения бюджетного, банковского, налогового, таможенного и валютного законодательства. Особенностью работы за 2000 г. было то, что организация и поведение проверки отчета Правительства РФ об исполнении федерального бюджета осуществлялось с учетом требований Бюджетного кодекса РФ. Впервые была организована работа по проверке отчетов Правительства РФ об исполнении отдельных доходных и расходных показателей по источникам финансирования и предоставленным Правительством РФ гарантиям и ссудам в 2000 г.

И здесь нужно сказать, что вопросы между Счетной палатой и Минфином России возникают только по поводу последующего контроля. В настоящее время основные полномочия предварительного контроля закреплены за Счетной палатой. Минфин России не спорит с тем, что экспертизу важных законопроектов финансового характера и подготовку заключений на очередной год должна осуществлять исключительно Счетная палата.

На уровне исполнения бюджета осуществляется текущий государственный контроль, и на этом уровне он реализуется исключительно казначейскими органами, входящими в систему Минфина России. После бюджетных средств перечисления главным распорядителям, распорядителям и получателям проводится третий уровень контроля - последующий. Этот контроль в настоящее время охватывается сферой деятельности Счетной палаты, контрольно-ревизионных органов Минфина России, ревизионных аппаратов главных распорядителей бюджетных средств и казначейских органов и Главным контрольным управлением Президента РФ.

Несмотря на разногласия, все-таки есть возможность разумно подойти к вопросу государственного финансового контроля.

В последнее время довольно часто высказывается мнение о том, что государственный финансовый контроль должна выполнять исключительно Счетная палата. Вряд ли с ним можно согласиться. Сейчас в России насчитывается более 150 тыс. главных распорядителей, распорядителей и получателей только средств федерального бюджета. И это без учета получателей средств территориальных бюджетов. Суммарное же число получателей средств из бюджетов различных уровней, а также хозяйствующих субъектов, использующих в своей деятельности государственное имущество, составляет порядка 3,5 млн. Разумеется, что Счетная палата не может контролировать каждого получателя бюджетных средств.

Такое огромное количество бюджетополучателей, распорядителей государственной собственности, их абсолютно неодинаковая роль требуют консолидации усилий всех контрольных органов, в том числе и Минфина России. При этом функции и компетенция Счетной палаты должны концептуально отличаться от других органов финансового контроля. Она как конституционный орган призвана осуществлять государственный финансовый контроль, прежде всего за исполнительной властью, находясь при этом вне ее структуры. Создание и успешное функционирование единой системы государственного финансового контроля требуют, чтобы Счетная палата стала органом независимого контроля за стратегической эффективностью формирования государственных ресурсов, использования бюджетных средств и распоряжения государственной собственностью.

Для обеспечения системности государственного финансового контроля Счетная палата должна контролировать рациональное формирование государственных ресурсов, целевое и эффективное расходование бюджетных средств федеральными органами исполнительной власти.

Для того чтобы в дальнейшем не возникало подобных разногласий, нужно уяснить, что Счетная палата - постоянно действующий орган парламентского финансового контроля, образуемый и подотчетный Федеральному Собранию. Хотя формально Счетная палата наделена законодательством широкими контрольными функциями и полномочиями, в действительности реальный механизм их реализации часто не действует. Отсутствуют должные гарантии государства. Думается, необходимо предоставить Счетной палате дополнительные полномочия по координации деятельности других контрольных органов. Прежде всего необходимо наделить Счетную палату высшими властно-распорядительными полномочиями. Одна из проблем, требующих законодательного разрешения, - это создание правовых основ для деятельности следственного аппарата в системе Счетной палаты.

Контрольные органы, а также органы внутриведомственного контроля обязаны оказывать содействие деятельности Счетной палате Российской Федерации, предоставлять по ее запросам информацию о результатах проводимых ревизий и проверок. Однако формы взаимодействия следует более четко прописать в действующем законодательстве и не сводить их только к предоставлению информации.

Счетная палата отметила свое восьмилетие. За этот срок удалось немало сделать. Она нашла свое место в системе органов власти.

В завершение можно сказать, что необходимо дальнейшее укрепление взаимодействия Счетной палаты и Минфина России. Требуется разработка единой политики в сфере государственного контроля. В связи с тем что в соответствии с ч.5 ст.101 Конституцией Российской Федерации Счетная палата является единственным в государстве контрольным органом, имеющим конституционный статус, именно она в дальнейшем должна осуществлять общую координацию деятельности органов, осуществляющих государственный финансовый контроль в бюджетной сфере.

Контроль кассовых операций

Движение  денежных средств отражается в бухгалтерских регистрах и финансовой отчетности организации:

- журнал-ордер № 1 и ведомость № 1 по учету кассовых операций;

- Главная книга;

- баланс предприятия (ф. № 1), 2-й раздел актива;

- Отчет о движении денежных средств (ф. № 4).

В целях проведения аудиторской проверки кассовых операций необходимо проверить и проанализировать следующие документы:

1.      Кассовая книга;

2.      Отчеты кассира;

3.      Приходные и расходные кассовые ордера (ПКО, РКО);

4.      Авансовые отчеты. Список подотчетных лиц;

5.      Выписки банка;

6.      Справка банка об установленном лимите остатка денег в кассе;

7.      Чековые книжки;

8.      Хозяйственные договоры (в том числе с банками);

9.      Договоры о материальной ответственности;

10.  Документы по ККМ;

11.  Книги кассира-операциониста ;

12.  Журнал (книга) регистрации ПКО и РКО;

13.  Журнал (книга) регистрации выданных доверенностей;

14.  Журнал (книга) регистрации депонированных сумм;

15.  Журнал (книга) регистрации платежных (расчетно-платежных) ведомостей;

16.  Приказы руководящего органа;

17.  Акты ревизии кассы, акты инвентаризации;

18.  Учетная политика в части документооборота.

Таблица 2

Аудиторские тесты по проверке состояния внутреннего контроля и бухгалтерского учета с денежными средствами на ООО «Содружество»

Вопрос

Ответ

Информация или документ, который следует запросить

1

2

3

Кому предоставляется право подписи приходных и расходных кассовых ордеров в качестве главного бухгалтера

Только руководителю предприятия

Образец подписи руководителя

Ведется ли на предприятии журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров

Да

Журнал регистрации расходных кассовых ордеров

В каком размере банком установлен лимит денег в кассе

3000 рублей

Лимит остатка денег в кассе предприятия, установленный банком

Установлены ли руководителем предприятия сроки внезапной ревизии кассы приказом по предприятию

Нет

Сменялись ли кассиры на предприятии в проверяемом периоде

Нет

Назначена ли приказом руководителя предприятия комиссия для производства ревизии кассы

Нет

Заключен ли договор с кассиром о полной материальной ответственности

Нет

Производит ли предприятие реализацию готовой продукции, товаров, услуг населению за наличные

Да

Ведется ли на предприятии кассовая книга

Да

Кассовая книга

Получают ли сотрудники предприятия деньги от сторонних организаций по доверенности

Нет

Ведется ли журнал регистрации платежных (расчетно-платежньгх) ведомостей

Да

Журнал регистрации платежных ведомостей

Имеется ли на предприятии список лиц, которым разрешено выдавать деньги на хозяйственные нужды, утвержденный приказом по предприятию

Да

Список лиц, которым разрешено выдавать деньги на хознужды

При выдаче денег на хозяйственные нужды устанавливается ли срок, на который они выдаются

Нет

Составляет ли кассир реестр выданных сумм

Да

Ведется ли на предприятии журнал учета депонентов

Нет

После оценки внутреннего контроля с помощью тестирования, можно сказать, что система внутреннего контроля на ООО «Содружество» не вызывает доверия, о чем свидетельствуют такие факты :

- отсутствие в организации постоянно действующей системы проведения внезапных ревизий (инвентаризаций) кассы;

- отсутствие в организации приказа руководителя, устанавливающего периодичность проверок кассы;

- отсутствие договора о полной материальной ответственности с кассиром;

Низкая оценка эффективности внутреннего контроля потребует увеличения объемов аудита и усиления внимания к данному участку проверки.

Прибыв на место проверки, аудитор, в случае аудита текущего отчетного периода, может сразу провести инвентаризацию денежных средств, хранящихся в кассе. При проведении аудиторской проверки была  проведена инвентаризация денежных средств в кассе предприятия и составлен акт инвентаризации кассы установленного образца.

Инвентаризация проводилась в присутствии кассира и главного бухгалтера.

Результат проверки был оформлен составлением акта (Приложение 1), который подписан аудитором, главным бухгалтером и кассиром.

При проведении аудиторской проверке было проверено, соответствует ли ведение кассовых операций на предприятии Порядку ведения кассовых операций РФ, утвержденном инструкцией ЦБ РФ 22 сентября 1993г. № 40, а именно:

- созданы ли условия, для обеспечения сохранности денежных средств, при доставке их из банка и при сдаче в банк (охрана, автотранспорт и т.д.);

- полноту и своевременность оприходования денег, полученных по чекам из банка, выписок  банка из лицевых счетов, кассовой книге. В случае в выписках исправлений, подчисток необходимо проверить встречную проверку в банке, либо сделать письменный запрос в банк;

- полноту оприходования других поступлений (квартплата, плата родителей за содержание детей в дошкольных учреждениях и т.д.). Сверка производится по данным бухгалтерского учета.

- правильность оформления приходных и расходных кассовых ордеров, кассовой книге, журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров;

- имеются ли подписи в получении денег, выборочно проверить соответствие подписей на получение денег в расходных ордерах и ведомостях подписям и других документах (заявление о приеме на работу и т.д.). Особое внимание необходимо обратить на соответствие подписей при выплате депонированных сумм;

- правильность ведения кассовой книги и выведения в ней остатков на конец дня;

- погашены ли приходные кассовые документы штампом «Получено», а расходные штампом «Оплачено» с указанием даты;

- правильность подсчета итогов в ведомостях;

- правильность оформления документов при депонировании заработной платы;

- с целью выявления «подставных лиц» выборочно проверить соответствие фамилий в платежных ведомостях с другими документами;

- правильность выдачи денег по доверенности;

- соблюдается ли лимит хранения наличных денег в кассе, а также порядок расчетов наличными деньгами с юридическими лицами. Лимит хранения наличных денег в кассе устанавливается учреждением банка, в котором обслуживается предприятие. Придельные размеры расчетов наличными деньгами с юридическими лицами установлены Правительством РФ. при наличии на предприятии нескольких кассиров необходимо проверить правильность ведения книг учета принятых и выданных денег (ф. № КО-5), которые должны быть открыты на каждого кассира. Они должны хранится в опечатанных кассиром пенале, пакетах и т.д. у руководителя предприятия;

- создана ли на предприятии комиссия по проведению инвентаризации кассы и осуществляет ли она свои обязанности, аудитор убеждается в этом, просмотрев акты;

- необходимо также проверить осуществление расчетов с населением  при использовании контрольно-кассовых машин, которые должны быть зарегистрированы в налоговых органах, который утвержден Приказом Госналогслужбы РФ от 11 августа 1993г. № ВТ-3-14/71;

- правильность ведения и оформления книги кассира-операциониста. В книге обязательно должны быть указаны показания счетчика кассовой машины на начало и конец рабочего дня, а также сумма поступившей за день выручки.

При аудите денежных средств находящихся в кассе ООО «Содружество» было выявлено:

- отсутствие договора о полной материальной ответственности кассира;

- кассовое помещение отсутствует, так как предприятие не имеет в своем распоряжении больших наличных сумм и поэтому у них установлен сейф для хранения присутствующей денежной наличности;

- при проверке оформления кассовых документов было обнаружено, что журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов не ведется;

- при проверке расходного кассового ордера выявлено, что не указаны паспортные данные, лица получившего денежные средства(табл.2);

Таблица 2

Реестр кассовых документов, на которых отсутствует наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность получателя

Расходный ордер

Получатель

Сумма

Выявленные нарушения

№35

от 16.09.03

Сидоров В.И.

340 руб.00 коп.

Отсутствуют паспортные данные, лица получившего денежные средства

- при  проверке ведения кассовой книги выявлено нарушение, отсутствие нумерации страниц;

- при проверке хранения денежных средств в кассе,  было установлено, хранение денежных средств сверх установленного лимита (табл. 3).

Таблица 3

Реестр кассовых документов с превышением лимита наличных денег

№ п/п

Номер отчета

Дата

Фактический остаток, руб.

Лимит, руб.

Отклонение, руб.

1

23

11.10

3550

3000

550

2

45

03.12

3300

3000

300

- при закрытии платежных ведомостей реестр депонированных сумм не составляется и депонированные суммы не сдаются в банк (табл.4)

Таблица 4

Реестр платежных ведомостей с нарушением

№ п/п

Номер платежной ведомости

Дата

Общая сумма по ведомости, руб.

Выданная сумма, руб.

Отклонение, руб.

1

13

11.07

13500

10000

3500

2

16

11.09

57000

53000

4000

3

21

11.12

65400

61000

4400

В соответствии с выявленными нарушениями по кассе был составлен инвентаризационный акт по форме № ИНВ-15, утвержденный Постановлением Госкомстата России от 18.08.98г. №88, в котором приводятся объяснения о выявленных нарушениях и действия руководителя о дальнейшем решении по результатам инвентаризации. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается инвентаризационной комиссией.

За несоблюдением всех правил, ведения кассовых операций,  налагаются штрафы. Дела об административных нарушениях и наложение штрафов рассматриваются органами Государственной налоговой службы РФ по сведениям, представляемым банками и другими органами, осуществляющими проверки соблюдения предприятиями порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью.

Для стабильной работы бухгалтерии руководителю ООО «Содружество» необходимо усилить контроль за правильным ведение кассовых документов и предотвратить подобные нарушения. В случае не принятия никаких мер предприятие постоянно будет платить штрафы, за небрежное обращение к своей работе сотрудников бухгалтерии.

Денежные документы, находящиеся в кассе, считаются путевки в санатории и дома отдыха, почтовые марки, проездные билеты, собственные акции, акции других предприятий, марки госпошлины, вексельные марки, приобретенные авиабилеты и др.

По результатам проверки аудитор должен оформить аудиторское заключение и составить отчет.

Кроме аудиторского заключения, руководству клиента может предоставляться дополнительная информация в виде письма. В этом письме излагаются результаты аудиторской проверки, а также выводы и рекомендации.

Методика аудиторской проверки: сплошной метод.

Аудиторской проверкой выявлены следующие нарушения:

1.     В нарушение п. 32 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации договор о полной материальной ответственности с кассиром заключен не был;

2.     В нарушение п. 15 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации на расходном ордере отсутствуют наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность получателя;

3.     В нарушение п. 9 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации в кассе предприятия находились денежные средства сверх установленного лимита;

4.     В нарушение п. 18 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации реестр депонированных сумм не составляется и суммы подлежащие депонированию в банк не сдаются;

Внутренний контроль за выплатой депонированных сумм ослаблен отсутствием на предприятии журнала учета депонентов.

В связи с вышеизложенным рекомендуется:

1. Заключить договор с кассиром о полной материальной ответственности.

2. Издать приказ о порядке и соках проведения внезапной ревизии кассы.

3. Обязательно ввести учет по депонированной заработной плате;

4. Ужесточить контроль за хранением наличных денежных средств в кассе (чтобы денежные средства не превышали лимит кассы).

Список литературы

1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.96.

2. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 07.08.2001.

3. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 (утв. приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н) (с изменениями от 30 декабря 1999 г.);

4. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 (утв. приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н);

5. Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ № 34н (ред. от 24.03.2000).

6. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2000 (утв. приказом Минфина РФ от 10 января 2000 г. № 2н);

7. Порядок ведения кассовых операций в РФ. Утвержден решением Совета директоров Центрального Банка России № 40 от 22.09ю1993. (в ред. Письма ЦБ РФ от 26.02.1996 г. № 247).

8. Положение Центрального Банка РФ «О безналичных расчетах в РФ» № 2-П от 12.04.2001.

9. Указания ЦБ РФ «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке» № 1050-У от 14.11.2001.

10. Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Дата подписания аудиторского заключения и отражение в нем событий, произошедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности» (Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ от 2003 г.).

11. Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита» (Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ от 2003 г.).

12. Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Аудиторская выборка» (Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ от 2003 г.).

13. Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Использование работы эксперты» (Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ от 2003 г.).

14. Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита» (Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ от 2003 г.).

15. Кондраков И.П. Бухгалтерский учет. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2002.-640с.

16. Суйц В.П. Аудит: общий, банковский, страховой. – М.: ИНФРА-М, 2003.

17. Бурсукова И.В. Аудит учета денежных средств в кассах организации.// Аудиторские ведомости –2002.- № 7.- С.13.

18. Бурцев В.В. Этические нормы и профессиональные стандарты в сфере внутреннего аудита. // Аудиторские ведомости- 2004.- № 7.- С.21.

19. Банк В.Р., Федорова Л.И. Аудит кассовых операций. // Аудиторские ведомости. – 2003.- № 6. – С.5.

20. Долотенкова Д.К. Аудиторская деятельность: современное законодательство. // Аудиторские ведомости. – 2001. - № 3. – С.12.

21.Иванова Н.Г. Аудиторская проверка кассовых операций. // Бухгалтерский учет. – 2001. - № 2. – С.14.