СОДЕРЖАНИЕ
Введение.............................................................................................................. 3
Взаимодействие внешнего и внутреннего контроля.................................... 5
Практическая часть........................................................................................ 15
Заключение...................................................................................................... 19
Список литературы........................................................................................ 21
Введение
Множество компаний во всем мире страдает от неэффективного использования разного рода ресурсов – людских, финансовых, материальных, от недостатка необходимой для принятия правильных решений информации, непреднамеренного и преднамеренного искажения отчетности, прямого мошенничества со стороны персонала и управляющих. Подобных проблем можно избежать путем создания внутри самих компаний эффективной системы внутреннего контроля. Какова же роль и значимость внутреннего контроля?
Каждый из нас практически ежедневно применяет самоконтроль или, другими словами, внутренний контроль. Это происходит, когда мы закрываем дверь перед уходом из дома (сохранение наших активов – того, что находится в квартире), проверяем счет в ресторане (сохранение денежных средств – не платить же больше, чем должен – и, одновременно, проверка правильности учетных записей в виде оформленного счета), покупаем страховку (желание обезопасить себя от возможной потери активов в будущем), выбираем оптимальный маршрут движения (эффективное использование ресурсов, в данном случае – времени и денег). И подобные примеры можно продолжать.
А вот некоторые примеры недостаточного контроля, но уже касающиеся крупнейших компаний. Хакеры проникают в систему электронных расчетов банка и крадут несколько сотен тысяч долларов; компания-производитель тратит несколько миллионов долларов на устранение неисправности в тормозной системе проданных автомобилей – престиж дороже денег; самолет попадает в катастрофу по причине некачественного топлива. Все эти негативные, порой трагичные, события стали возможны, прежде всего, из-за недостаточно эффективной системы внутреннего контроля или системы контроля качества, которая по смыслу близка системе внутреннего контроля.
Любая деятельность в организации происходит в рамках двух систем. Одна – это операционная (организационная) система, построенная для достижения заданных целей. Другая система – это система контроля, пронизывающая операционную систему. Она состоит, в общем виде, из политики, процедур, правил, инструкций, бюджетов, системы учета и отчетности. Эта система направлена, в конечном итоге, на создание необходимых предпосылок и повышение вероятности того, что компания в целом и менеджеры в частности достигнут поставленных целей.
Взаимодействие внешнего и внутреннего контроля
Система внутреннего контроля организуется руководством предприятия. Это первое и основное отличие внутреннего контроля от прочих видов контроля. Независимый аудит проводится независимым аудитором, формы, и виды контрольных действий также определяются аудитором (п. 9 Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации и п. Закона “Об аудиторской деятельности”). Ревизия проводится штатным ревизором какого-либо ведомства, формы, и виды контрольных действий также определяются этим ведомством.
Внутренний контроль — это система мер, организованных руководством предприятия и осуществляемых на предприятии с целью наиболее эффективного выполнения всеми работниками своих обязанностей при совершении хозяйственных операций. Внутренний контроль определяет законность этих операций и их экономическую целесообразность для предприятия.
Целями организации системы внутреннего контроля на предприятии являются:
1) осуществление упорядоченной и эффективной деятельности предприятия;
2) обеспечение соблюдения политики руководства каждым работником предприятия;
3) обеспечение сохранности имущества предприятия.
Для достижения вышеперечисленных целей необходимым условием является согласованность системы бухгалтерского учета (более широко — Учета) и системы внутреннего контроля, так как система двойной записи, лежащая в основе любой системы бухгалтерского учета (в том числе автоматизированных систем бухгалтерского учета), определяет порядок регистрации хозяйственных операций и обеспечивает надлежащий контроль.
Для достижения целей организации системы внутреннего контроля необходимо решение отдельных задач. Руководство предприятия обязано обеспечить организацию и поддержание на должном уровне такой системы внутреннею контроля, которая являлась бы достаточной для того, чтобы:
* в бухгалтерскую (финансовую) отчетность было включено все, что должно быть в нее включено, и не включено ничего из того, что не должно быть в нее включено, а то, что включено в отчетность, было бы правильно определено, классифицировано, оценено и зарегистрировано;
* бухгалтерская (финансовая) отчетность давала верное и объективное представление о предприятии в целом;
* компьютерные программы, контролирующие функционирование учетной системы, включающие формирование первичных документов, их анализ и разноску по счетам, не могли быть сфальсифицированы;
* средства предприятия не могли быть незаконно присвоены или неэффективно использованы;
* все отклонения от планов своевременно выявлялись, анализировались, а виновные несли ответственность;
* внутренняя отчетность оперативно передавалась лицам, уполномоченным принимать управленческие решения, для ее оптимального использования.
Из перечисленных выше задач руководства предприятия по организации внутреннего контроля видна неразрывная связь системы внутреннего контроля с двумя видами бухгалтерского учета; бухгалтерским финансовым и бухгалтерским управленческим учетом.
Первые три задачи обеспечиваются связью системы внутреннего контроля с системой бухгалтерского финансового учета, а три последние с системой бухгалтерского управленческого учета.
Именно поэтому в дальнейшем мы будем различать две системы:
* систему внутреннего финансового контроля;
* систему внутреннего управленческого контроля.
Как видно из содержания поставленных задач, создание системы внутреннего контроля — это достаточно сложный процесс, а сама система внутреннего контроля — это очень сложный и тонкий организм, неотъемлемыми частями которого являются абсолютно все подразделения предприятия, все сферы его деятельности и деятельность каждого работника-предприятия. Система внутреннего контроля — это своеобразная организация внутри организации (предприятия).
Степень сложности внутреннего контроля должна соответствовать организационной структуре предприятия, численности персонала, разветвленности сети филиалов и подразделений, степени централизации бухгалтерского учета и другим характеристикам предприятия в целом.
Объектами внутреннего контроля являются циклы деятельности организации — циклы снабжения, производства и реализации.
Важнейшей функцией внутреннего контроля является обеспечение соблюдения работниками предприятия своих должностных обязанностей,
Методы, используемые при осуществлении внутреннего контроля, весьма разнообразны и включают элементы таких методов, как:
* бухгалтерский финансовый учет (счета и двойная запись, инвентаризация и документация, балансовое обобщение);
* бухгалтерский управленческий учет (выделение центров ответственности, нормирование издержек);
* ревизия, контроль, аудит (проверка документов, проверка арифметических расчетов, проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, инвентаризация, устный опрос персонала, подтверждение и прослеживание);
* теория управления.
Все вышеперечисленные методы интегрируются в единую систему и используются в целях управления предприятием.
В современных условиях в жизнь предприятий постепенно входит новое понятие, называемое “эккаунтингом” (accounting). Это чрезвычайно емкое экономическое понятие, в основе которого лежит счетоводство - ведение бухгалтерского учета в соответствии с общепринятыми нормами. Однако счетоводство — это лишь основополагающий элемент эккаунтинга. Посредством счетоводства создается информационная база, необходимая для управления предприятием. Профессиональная деятельность, связанная с формированием этой информационной базы, и называется эккаунтингом.
В это понятие входит работа:
* плановая;
* по составлению отчетности;
* контрольная;
* аналитическая.
Таким образом, контроль является неотъемлемой частью эккаунтинга.
Внешний и внутренний виды контроля объединяются общей целью, заключающейся в правильном и своевременном отражении хозяйственных операций в бухгалтерском учете и отчетности, законности хозяйственных операций и их целесообразности для предприятия, Так, данные внутреннего контроля помогают руководству предприятия и иному управленческому персоналу получать оперативную информацию об отклонениях от нормальных условий совершения хозяйственных операций, а данные внешнего контроля обеспечивают руководство информацией как о допущенных в течение отчетного периода ошибках и нарушениях, так и о недостатках организации самого внутреннего контроля=
Степень взаимосвязи между внутренним и внешним контролем во многом зависит от особенностей функционирования конкретного предприятия. Так, некоторые предприятия могут вообще не подвергаться внешнему контролю, например, если они не подлежат обязательному внешнему аудиту; инициативные аудиторские проверки такие предприятия не проводят и не являются участниками финансово-промышленной группы.
Внешний и внутренний контроль являют собой взаимозависимые и взаимообусловленные компоненты единой системы контроля. Но наряду с этим между внешним и внутренним контролем имеются существенные различия по ниже перечисленным аспектам.
1. Обязательность контроля
В соответствии со ст. 13 Закона РФ “О бухгалтерском учете” включение в состав годовой бухгалтерской отчетности аудиторского заключения необходимо только для тех организаций, которые подлежат обязательному аудиту в соответствии с федеральными законами,
В остальных случаях аудиторская проверка как форма внешнего контроля является добровольной. Она осуществляется по решению руководства предприятия.
Внутренний контроль обязателен для каждого предприятия, независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, величины и отраслевой принадлежности, На крупных предприятиях могут быть организованы специальные подразделения внутреннего контроля — отделы внутреннего аудита.
2. Цели организации контроля
Цель внешнего независимого аудита — подтверждение достоверности бухгалтерской отчетности для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности организации. Как только аудиторская проверка закончена, и аудитор выдал аудиторское заключение, цель считается достигнутой.
Цель внутреннего контроля (аудита) — обеспечение соблюдения всеми сотрудниками предприятия своих должностных обязанностей в соответствии с целями организации. Цель внутреннего контроля во времени непрерывна, перманентна и достигается только на короткое время,
3. Пользователи информации
Потребителями информации, являющейся результатом независимого внешнего аудита, являются внешние пользователи.
Информация, являющаяся результатом осуществления внутреннего контроля, готовится для внутренних пользователей, в частности, — для руководителей и менеджеров организации,
4. Свобода выбора
Независимый внешний аудит основан на общепринятых нормах — стандартах (правилах) аудиторской деятельности, которые регулируют основные принципы, цели, правила поведения, порядок исследования и сбора аудиторских доказательств, оформления результатов, взаимодействия с третьими лицами и руководством проверяемой организации. Таким образом, внешний контроль до определенной степени централизован и регламентирован.
Внутренний контроль (аудит) организуется исходя из целей и задач управления предприятием. Государством регламентируются только основные направления внутреннего контроля — порядок проведения инвентаризации, правила организации документооборота, рекомендации по организации аналитического учета, определение должностных обязанностей управленческого персонала и некоторые другие. Кроме того, государство регламентирует организацию внутреннего аудита в некоторых областях хозяйственной жизни, в частности в банковской сфере. В настоящее время порядок организации внутреннего аудита в банках устанавливается в соответствии с приказом ЦБ РФ от 28 августа 1997 г, № 02-372 “О введении в действие Положения “Об организации внутреннего контроля в банках”.
5. Используемые измерители
Так как целью внешнего аудита является подтверждение достоверности бухгалтерского учета, который ведется в российской валюте - рублях, в рублевой оценке должна быть составлена бухгалтерская (финансовая) отчетность.
При организации и осуществлении внутреннего контроля используются как денежные, так и не денежные измерители. Успешно применяются натуральные показатели (штуки, метры, тонны, литры и т.д.) - в зависимости от отраслевой принадлежности предприятия. Для измерения рабочего времени применяются такие показатели, как часы, машино-часы и т.д.
6. Объекты изучения
Объектами внешнего аудита являются разделы и участки бухгалтерского учета - основные средства, нематериальные активы, производственные запасы, расчеты, уставный капитал, кредиты и займы и проч. По каждому разделу и участку бухгалтерского учета применяются тесты средств контроля и тесты оборотов и сальдо по счетам бухгалтерского учета.
При осуществлении внутреннего контроля объектами организации контроля и, соответственно, объектами проверки являются циклы деятельности предприятия:
• снабжения — совокупность хозяйственных операций, предполагающих осуществление закупок товарно-материальных ценностей и платежей по ним, а также проведение соответствующих мероприятий и процедур контроля, действие которых распространяется на такие хозяйственные операции, как направление заказа на закупку, получение товарно-материальных ценностей, оплата заказанных и полученных материальных ценностей;
• производства — совокупность хозяйственных операций, предполагающих производство продукции, выполнение работ, оказание услуг, а также наличие соответствующих мероприятий и процедур контроля, результаты которых распространяются на такие хозяйственные операции,
как поддержание уровня запасов, передача товарно-материальных ценностей в производство, начисление и выплата заработной платы и др.;
* реализации (сбыта) или получения дохода совокупность хозяйственных операций, предполагающих получение предприятием доходов, а также наличие соответствующих мероприятий и процедур контроля, результаты которых распространяются на такие хозяйственные операции, как получение заказов на продажу продукции предприятия, отгрузка продукции и получение выручки.
7. Интеграция объектов изучения
При внешнем аудите хозяйственная деятельность предприятия воспринимается как единое целое.
При осуществлении внутреннего контроля основное внимание уделяется центрам ответственности структурным подразделениям, возглавляемым руководителями, которые несут ответственность за результаты их работы. К центрам ответственности относятся:
* на промышленном предприятии — цех, участок, бригада;
* на предприятии торговли - секция;
* в научно-исследовательской организации — отдел;
* в лечебном учреждении — отделение и т.д.
В отличие от управленческого учета, согласно принципам которого в сферу ответственности руководителя подразделения включаются лишь такие показатели издержек и выручки, на которые он может оказывать реальное воздействие, внутренний контроль включает в себя и соблюдение руководителями подразделений своих должностных обязанностей, нормативных документов, внутренних инструкций.
В управленческом учете различают центры ответственности:
• затрат;
• выручки;
• прибыли.
Для целей внутреннего контроля все центры ответственности являются, прежде всего, и центрами контроля.
8. Периодичность контроля
Обязательный внешний контроль (аудит), осуществляемый внешней (независимой) аудиторской организацией, проводится, как; правило, не чаще одного раза в год. Аудиторским заключением подтверждается годовая бухгалтерская отчетность.
Внутренний контроль осуществляется непрерывно. Отдельные контрольные мероприятия проводятся по мере надобности. Руководство предприятия самостоятельно устанавливает состав, сроки и периодичность контрольных процедур. Главный принцип организации внутреннего контроля — целесообразность и экономичность,
9. Степень открытости информации
Аудиторское заключение по результатам обязательной аудиторской проверки в составе своей первой и третьей частей (вводной и итоговой) является открытым документом. Каждый заинтересованный пользователь бухгалтерской отчетности экономического субъекта может ознакомиться с аудиторским заключением по данной отчетности. Конфиденциальной информацией предприятия является только аналитическая часть аудиторского заключения и письменная информация аудитора руководству проверяемого экономического субъекта по результатам проведения аудита. При публикации бухгалтерской отчетности указываются и результаты аудиторской проверки,
Все документы внутреннего контроля носят сугубо конфиденциальный характер,
10. Степень надежности информации
При внешнем аудите аудитор должен оценить достоверность бухгалтерской отчетности экономического субъекта во всех существенных аспектах. Это означает, что оценки аудитора не могут быть абсолютно точными.
Внутренний контроль зачастую не связан с операциями на счетах бухгалтерского учета. Руководство предприятия заинтересовано в предотвращении случаев мошенничества на своем предприятии (хищений, злоупотреблений служебным положением и проч.), однако атмосфера всеобщей подозрительности, тотального надзора за каждым сотрудником не должна быть целью работы предприятия. Таким образом, внутренним контролем используются приблизительные, но оперативные оценки.
В то же время для внутреннего контроля важна каждая деталь. Своевременно незамеченный симптом может привести к существенным нарушениям, мошенничеству.
11. Привязка ко времени
Внешний аудит изучает финансово-хозяйственную деятельность организации. В соответствии с принципом документальной обоснованности бухгалтерские проводки выполняются после совершения хозяйственной операции. Таким образом, основной целью внешнего аудита является оценка достоверности отражения в учете того, что уже свершилось.
Внутренний контроль призван организовать структуру контроля, а также поддерживать ее в таком состоянии, чтобы в каждый момент времени она соответствовала целям предприятия. Если предприятие имеет только один вид деятельности и реализует свою продукцию только по договору поставки, ему соответствует одна структура внутреннего контроля, если это же предприятие организует реализацию своей продукции в розницу через торговый павильон, структура внутреннего контроля должна быть изменена. Таким образом/основной целью внутреннего контроля является ведение деятельности в соответствии с установленными правилами.
12. Функция управления
Являясь функцией управления, контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий. Внешний аудит представляет собой один из видов последующего контроля, А внутренний контроль — это совокупность методов предварительного текущего и последующего контроля.
Практическая часть
№ п/п |
Наименование процедур |
Объект проверки |
1 |
Сплошная проверка |
Основные документы расчетных операций(журналы- ордера и ведомости к ним |
№ п/п |
Наименование процедур |
Объект проверки |
2 |
Взаимосверка |
Банковские выписки и приложенные к ним первичные документы |
3 |
Арифмитические расчеты |
Основные документы расчетных операций (платежные поручения, мемориальные ордера, журналы- ордера и ведомости к ним |
4 |
Выборочная проверка |
Установление нарушений норм внутреннего контроля |
При проведении внутреннего контроля расходования денежных средств необходимо проверить:
- правильность оформления первичной учетной документации;
- полноту оприходования денежной наличности, полученной в банке.
- проверить соблюдения сроков на которые выдаются авансы на операционно-хозяйственные расходы.
При проведении внутреннего аудита следует оценить эффективность внутреннего контроля за движением и сохранностью денежных средств и других ценностей в кассе организации. С помощью тестирования аудитор дает предварительную оценку соблюдения в организации кассовой дисциплины, выявляет наиболее уязвимые участки, определяет особенности ведения учета в организации.
Таблица
Аудиторские тесты по проверке состояния внутреннего контроля и бухгалтерского учета с денежными средствами.
Вопрос |
Ответ |
Информация или документ, который следует запросить |
1 |
2 |
3 |
Заключен ли договор с кассиром о полной материальной ответственности |
Нет |
|
Производит ли предприятие реализацию готовой продукции, товаров, услуг населению за наличные |
Да |
|
Получают ли сотрудники предприятия деньги от сторонних организаций по доверенности |
Нет |
|
Ведется ли журнал регистрации платежных (расчетно-платежньгх) ведомостей |
Да |
Журнал регистрации платежных ведомостей |
Предприятие имеет один расчетный счет |
Да |
Договор с банком, выписки банков, первичные документы |
Предприятие имеет валютный счет |
Нет |
|
Предприятие использует аккредитивную форму расчетов |
Да |
Договоры на открытие аккредитива |
Перед началом внутреннего аудита по расчетным, валютным и прочим счетам была получена справка за подписью директора и главного бухгалтера обо всех открытых счетах в банках с указанием, сообщено ли в налоговую инспекцию об открытии счетов.
Общим в методике проверки операций по банковским счетам клиента является сплошная проверка соответствия сумм списания и поступлений по выпискам из лицевых счетов банка с суммами указанными в первичных документах. Все выписки из счетов банка должны быть подшиты в хронологической последовательности по каждому счету отдельно. Каждую последующую выписку следует проверить с точки зрения хронологии, т.е. последовательности дат, соответствующих сумм исходящего сальдо остатка на конец дня по предыдущей выписке и входящего сальдо остатка на начало дня в следующей по хронологии выписке.
Необходимо подчеркнуть, что операции по всем без исключения счетам в банках должны оформляться банковскими выписками из счетов, с обязательным указанием реквизитов банка и клиента. Платежные поручения должны быть погашены его штампом.
По всем банковским счетам проверяется правильность и оприходования денежных средств, полученных или сданных в банк наличными. Все обороты с наличностью должны быть отражены по кассе предприятия и проведены по учету. Сверяются суммы, указанные в корешках чеков по чековым книжкам, с суммами, отраженными в выписках банка, а также с суммами приходных и расходных ордеров по кассе.
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия, для учета операций на прочих счетах в банках предусмотрен счет 55 «Специальные счета в банках».
Этот счет предназначен для учета движения денежных средств, в российской и иностранной валютах, находящихся на территории страны и за рубежом, в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документах (кроме векселей), на текущих, особых и иных специальных счетах.
Исходя из этого, аудиторам следует проверить:
- правильность и законность применения аккредитивной формы расчетов;
- правильность оформления документов по закрытию аккредитивов;
- правильность составления бухгалтерских проводок.
Соответствие записей в выписках банка по операциям, учитываемым на балансовом счете 55 «Специальные счета в банках», записям в журнале ордере № 3 и в главной книге.
При проведении внутреннего контроля банковских операций в ООО «Каскад» было выявлено:
1. ООО «Каскад» имеет расчетный счет, который обслуживает «Челиндбанк».
2. Внесение наличных денежных средств в кассу банка оформляется объявлением о взносе наличных.
3. Снятие денежных средств ООО «Каскад» производит в виде векселей и в виде наличности (по чековой книжке).
4. Предприятие не имеет валютного счета.
5. Предприятие не имеет специальных счетов в банке.
6. Выявлено нарушение по ведению и хранению банковских документов, выписки из банка не подшиты в хронологическом порядке, сложены в папке и пронумерованы карандашом.
При внутреннем аудите денежных документов было проверено, как правильно ведется учет денежных документов. Их учет должен проводится в книге по движению денежных документов. Поступление и списание денежных документов должны быть оформлены кассовыми приходными и расходными документами. Таким же образом, как и по денежным средствам, главный бухгалтер составляет отчет по движению денежных документов. Также проверялось правильное составления бухгалтерских проводок, а также соответствие записей в книге по учету и движению денежных документов по счету 50/3 «Денежные документы» записям в журнале ордере № 3 и в главной книге при журнально-ордерной форме учета.
Заключение
Понятие внутреннего контроля отнюдь не новое. Появившись в лексиконе еще в начале XVIII века, оно эволюционировало со временем. Как система контроля деятельности предприятия это понятие сформировалось к началу XX столетия в виде совокупности трех элементов: разделение полномочий, ротация персонала, использование и анализ учетных записей. Позже функции внутреннего контроля значительно расширились, преобразовавшись в организацию и координирование действий, направленных на обеспечение сохранности активов, проверку надежности учетной информации, повышение эффективности операций, следование предписанной политике и процедурам компании. Таким образом, новые функции вывели понятие внутреннего контроля за рамки круга вопросов, относящихся к обычному бухгалтерскому учету. Эволюционируя и расширяя сферу своего приложения, внутренний контроль к концу XX века превратился в инструмент контроля за рисками, где его функции тесно переплетаются с функцией управления рисками - риск-менеджментом.
Внутренний контроль есть процесс, направленный на достижение целей компании, и являющийся результатом действий руководства по планированию, организации, мониторингу деятельности компании в целом и ее отдельных подразделений.
Менеджеры компании должны, во-первых, поставить цели и определить задачи компании и отдельных подразделений и построить соответствующую этому структуру организации. И, во-вторых, обеспечить функционирование эффективной системы документирования и отчетности, разделения полномочий, авторизации, мониторинга для достижения поставленных целей и решения стоящих задач.
Определение внутреннего контроля с точки зрения его бухгалтерского понимания звучит следующим образом: внутренний контроль есть структура, политика, правила, процедуры по обеспечению сохранности активов организации и надежности бухгалтерских записей, что дает достаточную уверенность в том, что:
транзакции должным образом авторизованы
транзакции своевременно и точно отражают в отчетности в соответствии со стандартами учета
доступ к активам компании осуществляется на основании соответствующей авторизации
физическое наличие активов периодически сверяется с бухгалтерскими записями
Чем внутренний контроль отличается от контроля вообще? Внутренний контроль – это контроль изнутри компании, в противоположность внешним видам контроля, таким как законодательное регулирование, контроль со стороны внешних контролирующих организаций и т.п. в данном контексте понятие внутреннего контроля синонимично понятиям управленческого контроля, операционного контроля.
Список литературы
1. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21.11.96 № 129 - Ф3.
2. Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14.06.95 № 88 - Ф3.
3. Федеральный закон от 7 августа2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (с изм. и доп. от 14 декабря, 30 декабря 2001 г.)
4. Постановление Правительства РФ "Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности" от 6.03.98 № 283.
5. Правило (Стандарт) аудиторской деятельности. Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита. Протокол № 6 от 25.12.96.
6. Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации от 29.07.98 № 34н (в ред. Приказа Минфина РФ от 24.03.2000 №31н).
7. Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" от 30.10.2000 № 94н.
8. План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению от 31.10.2000 № 94н.
9. Терехов А.А. Аудит.– М.: Финансы и статистика, 2000г.
10. Альбаров Р.А. Аудит – М.: Дело и сервис, 2001г.
11. Шеремет А.Д. Аудит: Учебник для ВУЗов / А.Д.Шеремет, В.П. Суйц – 2-е изд.; перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2002г.
12. Ивановская О. Ю. Учет и налогообложение при выбытии основных средств.// Бухгалтерский учет 10/01.
13. Газарян А.В. Подготовка аудиторского заключения// Бухгалтерский учет N 6, март 2001
14. Кондраков Н. П., Кодраков И. Н. Как организовать документооборот. // Бухгалтерский учет 6/01.
15. Луговой В. Аудит организации учета основных средств. // Экономика и жизнь № 28, 29/02.
16. Петрова Т. А. Хозспособ или задавайте вопросы. // Консультант - Н 8/01.