ИЗБРАННЫЕ СТАТЬИ

предыдущая статья

hr

hr Система лекарственного обеспечения

Аптечная сеть России в цифрах и фактах

Н.И. ПОДГОРБУНСКИХ, канд. фарм. наук, начальник, Е.В. ТОЛСТОВА, зам. начальника, Е.С. ЗВЕРЕВА, канд. фарм. наук, Управление организации фармдеятельности, обеспечения лекарствами и медицинскими изделиями Минздрава России

Центральный федеральный округ – 14 субъектов (Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тверская и Тульская области, Москва)

Северо-Западный федеральный округ – 9 субъектов (Республика Карелия, Архангельская область, в т. ч. Ненецкий автономный округ; Вологодская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская и Псков? ская области, Санкт-Петербург)

Южный федеральный округ – 9 субъектов (Республики Адыгея, Дагестан, Калмыкия, Северная Осетия – Алания; Краснодарский, Ставропольский край и Астраханская, Волгоградская, Ростовская области)

Приволжский федеральный округ – 11 субъектов (Республики Марий Эл, Татарстан; Удмуртская, Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Пермская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области)

Уральский федеральный округ – 5 субъектов (Свердловская, Тюменская области, в т. ч. Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа, Челябинская область)

Сибирский федеральный округ – 13 субъектов (Республики Алтай, Бурятия, Хакасия; Алтайский, Красноярский края, в т. ч. Эвенкий?ский автономный округ; Иркутская область, в т. ч. Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Читинская области)

Дальневосточный федеральный округ – 8 субъектов (Республика Саха (Якутия); Приморский, Хабаровский края; Амурская, Магадан? ская, Сахалинская области, Еврейская автономная область, Чукот? ский автономный округ)

Характеристика объектов изучения

Изучение фактического состояния лекарственного обеспечения ЛПУ и населения проводилось по данным анкет, в которые были включены 54 вопроса по различным проблемам, в т. ч. обеспеченности населения аптечными предприятиями, фармацевтическими кадрами, порядоку финансирования и оплаты лекарственной помощи на территориальном уровне за счет средств бюджетов различных уровней и ОМС, формированию ограничительных переч? ней ЛС, закупок ЛС и др.

Анкеты были разосланы во все субъекты РФ. Заполненные анкеты (более 77% от их общего числа) получены из 69 субъектов РФ. Респондентами были органы управления здравоохранением (ОУЗ) или органы управления фармацевтической деятельностью (ОУФД).

Субъекты, приславшие заполненные анкеты, представляли все семь федеральных округов. При существующих 20 республиках анкеты были получены из 12 республик, 6 краев, 43 областей (всего 50 областей) и 6 автономных округов при наличии 11 округов, а также из городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Численность населения в 69 обследованных субъектах составила 125 666,8 тыс. чел.

Непосредственное обслуживание стационарных больных и населения в обследованных субъектах осуществляют 60 664 аптечных предприятия.

В свою очередь лекарственное обеспечение аптечных предприятий осуществляют 4495 аптечных складов.

В среднем на 10 тыс. населения приходится 5 аптечных предприятий, а один аптечный склад обслуживает 13 аптечных предприятий.

Численность фармацевтического персонала в аптечных предприятиях и на складах в 2000 г. составляла 122,9 тыс. чел., а на 1 января 2002 г. – 123,5 тыс. чел. (табл. 1).

Соотношение фармацевтов и провизоров в 2000 и 2001 гг. составило соответственно 1,8 : 1,0 и 1,7 : 1,0. Расчеты показали, что на 10 тыс. населения приходится 9,75 фармацевтического персонала при соотношении провизоров и фармацевтов соответственно 3,5 и 6,25.

В обследованных субъектах имеется 331 предприятие по производству готовых лекарственных средств (ЛС).

Таблица 1 Данные о численности фармацевтического персонала

Специалисты

2000 г.

2001 г.

Отклонения

абс.

%

абс.

%

абс.

%

Провизоры

43886

35,7

45338

36,7

1452

+3,3

Фармацевты

79017

64,3

78208

63,3

809

-1,0

Итого:

122903

100,0

123546

100,0

643

+0,5

Таблица 2 Органы управления

Наименование органа управления здравоохранением или органа управления фармацевтической деятельностью

Число территорий

Министерство здравоохранения

17

Департамент охраны здоровья населения

1

Департамент здравоохранения

13

Департамент здравоохранения и лекарственного обеспечения

1

Департамент здравоохранения и фармации

1

Главное управление здравоохранения

4

Комитет по здравоохранению (здравоохранения)

10

Комитет по охране здоровья населения

1

Управление здравоохранения

11

Управление лекарственного обеспечения

1

Комитет по фармацевтической деятельности и производству лекарств

2

Аптечное управление

2

Фармацевтическое управление

3

Фармацевтический комитет

1

Управление фармации

1

Итого

69

Структура управления лекарственным обеспечением в субъектах РФ

Анализ показал, что функции управления по лекарственному обеспечению в субъектах РФ возложены на различные органы.

Управление по лекарственному обеспечению при администрации имеется лишь в Челябинской области. В семи территориях при органах управления здравоохранением выделены отделы по лекарственному обеспечению. В остальных территориях функции по лекарственному обеспечению возложены на органы фармации, находящиеся при администрации или в структуре органов управления здравоохранением.

Органы управления фармацевтической деятельностью при администрации имеются в пяти территориях – Томской, Новгородской, Курской, Нижегород? ской и Омской областях.

Органы управления фармацевтической деятельностью имеют различные наименования: управления (аптечное, фармацевтическое, по фармацевтической деятельности), департаменты (по фармации, фармации и медицинской технике), комитеты (фармацевтический, по фармацевтической деятельности и производству лекарств, фармакоэкономического анализа и лекарственного обеспечения), отделы (фармацевтический, контроля за фармацевтической деятельностью и лекарственным обеспечением, организации лекарственного обеспечения и контроля за фармацевтической деятельностью, по лекарственному обеспечению и фармацевтической деятельности) (табл. 2).

Основные задачи этих органов – государственный контроль за состоянием лекарственного обеспечения населения и лечебно-профилактических учреждений субъекта лекарственными средствами надлежащего качества по приемлемым ценам, за? траты на которые возмещаются из средств бюджетов всех уровней и средств ОМС; надзор за фармацевтической деятельностью предприятий оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными предприятиями независимо от организационно-правовых форм и организационно-методическое руководство фармацевтическими (аптечными) организациями, находящимися в государственной и муниципальной собственности.

Численность работников в органах управления лекарственным обеспечением или фармацевтической деятельностью колеблется от 2 (в случае наличия только отдела) до 39 чел. (если имеется управление или комитет).

Удельный вес работников с фармацевтическим образованием в указанных органах управления составляет в среднем 60,7%.

Органы управления лекарственным обеспечением или фармацевтической деятельностью имеют в своей структуре от двух до четырех отделов, в основном это: отдел лекарственного обеспечения (контроля лекарственного обеспечения); надзора за фармацевтической деятельностью; отдел цен (мониторинга цен); отдел кадров (подбор кадров).

В большинстве субъектов за лекарственное обеспечение отвечают лица, имеющие высшее фармацевтическое образование и лишь в 9 из 69 – лица, имеющие высшее медицинское образование, в т. ч. в Приморском крае со степенью доктора медицинских наук, в Красноярском крае со степенью кандидата медицинских наук. В Нижегородской области орган управления фармацевтической деятельностью возглавляет доктор фармацевтических наук.

Органы управления лекарственным обеспечением в большинстве субъектов возглавляют лица преимущественно со стажем работы до пяти лет. Значительный удельный вес составляют также руководители со стажем работы от 5 до 10 лет (табл. 3).

Таблица 3 Данные о распределении руководителей по стажу работы

Стаж работы руководителей

Удельный вес, %

До 5 лет

49,3

5–10 лет

24,7

Свыше 10 лет

26,0

Итого:

100,0

Анализ оптового звена

Число аптечных складов в субъектах колеблется от 1 (Чукотский автономный округ) до 443 (Москва).

Данные анкетного обследования субъектов показали, что аптечные склады функционируют как государственные или муниципальные унитарные предприятия, государственные предприятия, государственные учреждения, а также могут находиться в структуре акционерных обществ открытого и закрытого типа или в ведении индивидуального предпринимателя без образования юридического лица (табл. 4).

Данные табл. 4 свидетельствуют о том, что наибольшее количество аптечных складов действуют не как предприятия оптовой торговли лекарственными средствами, а как структурные подразделения акционерных обществ, осуществляющих наряду с оптовой торговлей лекарственными средствами другие виды деятельности.

Из 4495 обследованных аптечных складов 11,9% имеют федеральную лицензию, 86,9% – территориальную, а 1,2% – федеральную и территориальную лицензии.

Средний товарооборот одного аптечного склада в 2000 г. составил 473 тыс. долл., а в 2001 г. – 570 тыс. долл. США, т. е. товарооборот одного склада увеличился на 20,5%.

Таблица 4 Распределение аптечных складов по формам собственности

Форма собственности

Удельный вес, %

Государственная (муниципальная)

7,9

Частная всего в т. ч.: акционерная индивидуальная

92,1 79,3 12,8

Анализ структуры аптечных предприятий

Проведенный анализ показал, что среди аптечных предприятий преобладают аптечные пункты (53,1%), доля аптечных магазинов мала (0,4%) (табл. 5).

Доля аптек – учреждений здравоохранения, являющихся структурными подразделениями ЛПУ, от общего числа аптек составляет 7,7% (табл. 6). При этом 74,5% из них изготавливают лекарственные средства по требованиям ЛПУ, т. е. являются производственными.

Аптечные пункты I категории составляют 36,5%, а II категории – 63,5% (табл. 7). Большинство аптечных пунктов функционирует при фельдшерско-акушерских пунктах.

Таблица 5 Распределение аптечных предприятий по типам

Тип аптечного предприятия

Показатель

абс.

%

Аптека

17604

29,0

Аптечный пункт

32198

53,1

Аптечный магазин

253

0,4

Аптечный киоск

10609

17,5

Итого

60664

100,0

Таблица 6 Распределение аптек по видам

Аптека

Показатель

абс.

%

Обслуживающая население и ЛПУ

16242

92,3

Учреждения здравоохранения

1362

7,7

Итого

17604

100,0

Таблица 7 Распределение аптечных пунктов по группам

Группа

Показатель

абс.

%

I

11753

36,5

II

20445

63,5

Итого

32198

100,0

В ряде субъектов число аптечных пунктов достигает 500 и более, а в некоторых (Красноярский край, Архангельская, Нижегородская, Курганская, Свердловская области) – 1000 и более.

На долю аптечных предприятий, обслуживающих население, занятых изготовлением лекарственных средств по рецептам врачей, приходится 9,3% от общего числа аптек; занимающихся отпуском наркотических средств и психотропных веществ, – 76,6%, а работающих круглосуточно – всего лишь 1,2% (табл. 8).

Таблица 8 Распределение аптечных предприятий, обслуживающих население, по видам и режиму работы

Виды и режим работы

Число аптечных предприятий

Удельный вес от общего количества аптечных предприятий, %

Изготовление лекарственных средств по рецептам врачей

5498

9,3

Отпуск наркотических средств и психотропных веществ

3904

76,6

Круглосуточный режим работы

710

1,2

В одних субъектах работают круглосуточно только аптечные предприятия государственной и муниципальной форм собственности, в других – только частной формы собственности (например, аптечные пункты).

Данные анализа по распределению аптечных предприятий по видам и формам собственности свидетельствует о том, что государственную (муниципальную) форму собственности имеют 58,4%, а частную форму собственности – 41,6% (табл. 9).

Таблица 9 Распределение аптечных предприятий по формам собственности

Вид и форма собственности

Аптека

Аптечный пункт

Аптечный магазин

Аптечный киоск

абс.

%

абс.

%

абс.

%

абс.

%

Государственная (муниципальная) форма собственности, в т. ч.: государственное унитарное (государственное) предприятие муниципальное унитарное (муниципальное) предприятие

3678 4345

33,7 39,8

9681 8042

47,1 39,2

29 36

40,9 50,7

1623 1883

41,8 48,5

Учреждения в ведении: органа исполнительной власти органа управления здравоохранением органа управления фармацевтической деятельностью ЛПУ

483 556 498 1362

4,4 5,1 4,6 12,4

608 1582 435 187

3,0 7,7 2,1 0,9

2 4 - -

2,8 5,6 - -

129 42 205 -

3,3 1,1 5,3 -

Итого:

10922

100,0

20535

100,0

71

100,0

3882

100,0

Частная форма собственности: акционерная в ведении индивидуального предпринимателя

5477 1205

82,0 18,0

7956 3707

68,2 31,8

115 67

63,2 36,8

5044 1683

75,0 25,0

Итого:

6682

100,0

11663

100,0

182

100,0

6727

100,0

Всего по формам собственности: государственная (муниципальная) частная

10922 6682

62,0 38,0

20535 11663

63,8 36,2

71 182

28,0 72,0

35410 25254

58,4 41,6

Итого

17604

100,0

32198

100,0

253

100,0

60664

100,0

При этом при государственной (муниципальной) форме собственности наибольший удель- ный вес составляют предприятия (82,8%), а учреждения, находящиеся в ведении органов исполнительной власти, органов управления здравоохранением, фар? мацевтической деятельностью и ЛПУ – 17,2%. В частной форме собственности преобладает акционерная форма.

Более 40% аптечных предприятий входит в аптечные сети, организуемые государственными (муниципальными) предприятиями, акционерами и индивидуальными предпринимателями (табл. 10).

Наибольшее количество аптечных сетей организовано акционерами (58,5%) (табл. 11).

При этом наибольшее число аптечных предприятий, входящих в одну сеть, отмечается у государственных предприятий (табл. 12).

Средний товарооборот одного аптечного предприятия в 2000 г. составил 78 тыс. долл. в год, а в 2001 г. – 85,8 тыс. долл. и увеличился на 10%.

Таблица 10 Распределение аптечных предприятий, входящих в аптечные сети по видам

Аптечное учреждение

Общее число

Удельный вес от общего числа, %

Аптека

7311

41,5

Аптечный пункт

13725

42,6

Аптечный магазин

104

41,1

Аптечный киоск

4163

39,2

Итого в среднем

25303

41,7

Таблица 11 Распределение аптечных сетей по формам собственности

Форма собственности

Показатель

абс.

%

Государственная

813

16,3

Муниципальная

924

18,6

Акционерная

2913

58,5

В ведении индивидуального предпринимателя

330

6,6

Итого

-

65,1

Всего

4980

100,0

Таблица 12 Среднее число аптечных предприятий, входящих в одну сеть

Форма собственности

Аптека

Аптечный пункт

Аптечный магазин и аптечный киоск

Итого

Государственная

4

4

1

9

Муниципальная

2

2

1

5

Акционерная

1

1

1

4

В ведении индивидуального предпринимателя

1

2

1

4

Принципы организации лекарственного обеспечения в субъектах РФ

По данным анкетного обследования установлено, что потребление ЛС в денежном выражении в 2000 г. составило по обследованным субъектам 95 381 100 тыс. руб., или 3 179 370 тыс. долл. В расчете на одного жителя потребление ЛС в 2000 г. составило 759 руб., или 25,3 долл., а в 2001 г. 862 руб., или 27,8 долл.

По данным анкетного обследования установлено, что затраты на бесплатную лекарственную помощь за счет средств бюджетов всех уровней и ОМС постоянно растут. В 2000 г. они составили в обследованных субъектах более 25 млн руб., а в 2001 г. – более 30 млн руб. и выросли на 23,5%. Однако, учитывая, что инфляция по ЛС в 2001 г. в среднем составила 10%, то затраты на бесплатную лекарственную помощь выросли в 2001 г. на 13,5%. В расчете на одного жителя затраты на лекарственную помощь в 2000 г. составили 208 руб., или 6,9 долл., а в 2001 г. – 257 руб., или 8,3 долл.

Исходя из указанных данных дотация на ЛС для одного жителя России достигла в 2000 г. 27,4%, а в 2001 г. – 29,8%. При этом удельный вес затрат на лекарственную помощь в 2000 г. в затратах на медицинскую помощь составил 19,2%, а в 2001 г. – 19,8%. Затраты на лекарственную помощь из средств бюджета в 2000 г. достигли 48,7%, из средств ОМС – 51,3%, а в 2001 г. соответственно – 54,3 и 45,7%. В большинстве субъектов (83%) затраты на лекарственную помощь выделены в отдельную статью в структуре всех финансовых затрат.

В 27 субъектах РФ из 69 (что составило 39,1%) разработаны законы о лекарственном обеспечении, цель которых – создание правовой базы для государственного регулирования деятельности в сфере обеспечения ЛС и ИМН населения и ЛПУ.

В большинстве субъектов РФ действуют программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, в т. ч. по видам заболеваний, в которых предусмотрены средства на ЛС.

В 32 субъектах РФ разработаны специализированные программы по лекарственному обеспечению. В остальных территориях – три программы (табл. 13). Разработка специализированных программ по лекарственному обеспечению ЛПУ в условиях ОМС продиктована различными финансовыми потоками бюджетных денежных средств и средств ОМС.

Таблица 13 Число субъектов РФ, имеющих территориальные программы по лекарственному обеспечению

Программа

Число субъектов

Лекарственное обеспечение ЛПУ

2

Лекарственное обеспечение ЛПУ в условиях ОМС

1

Лекарственное обеспечение декретированных групп населения

6

Лекарственное обеспечение ЛПУ и декретированных групп населения

3

Лекарственное обеспечение ЛПУ и отдельно в условиях ОМС

4

Лекарственное обеспечение в условиях ОМС и декретированных групп населения

3

Лекарственное обеспечение ЛПУ, ЛПУ в условиях ОМС и декретированных групп населения

13

Итого

32

Источниками финансирования территориальных программ являются: средства федерального бюджета, местного бюджета, ОМС и внебюджетные источники за счет оказания платных медицинских услуг и добровольного медицинского страхования. Соотношение источников финансирования территориальных программ в 2000 г. соответственно составило, %: 26,1 : 34,8 : 29, 1 : 10,0, а в 2001 г. – 30,7 : 34,1 : 27,7 : 7,5.

Разработку территориальных программ по лекарственному обеспечению ЛПУ и декретированных групп населения во всех территориях производят органы управления здравоохранением (ОУЗ), а в условиях ОМС – Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС).

Ограничительные перечни составлены:

  • на основе стандартов – в 12 субъектах;
  • стандартов и формуляров – 10;
  • стандартов и заявок ЛПУ – 7;
  • формуляров и заявок ЛПУ – 8;
  • формуляров – 8;
  • заявок ЛПУ – 2;
  • Перечня ЖНВЛС – 5;
  • заявок главных специалистов – в 3 субъектах.

Лишь в 14 территориях к разработке программ по лекарственному обеспечению привлекаются органы управления фармацевтической деятельностью.

В 58 территориях утверждены ограничительные (формулярные) перечни ЛС, а в остальных субъектах РФ используется действующий утвержденный Правительством РФ Перечень жизненно необходимых и важнейших лекар? ственных средств. В 12 субъектах утвержден Единый перечень ЛС для ЛПУ и льготных категорий населения. В 46 субъектах утверждены два перечня ЛС: один – для ЛПУ, а другой – для льготных категорий населения. В 10 субъектах утвержден отдельно Перечень ЛС в условиях ОМС.

Разработку ограничительных перечней во всех субъектах осуществляют : в 30 территориях – только ОУЗ; 14 – ОУЗ совместно с ОУФД; 10 – ОУЗ совместно с ОУФД и ТФОМС; в 8 – ОУЗ совместно с ТФОМС.

Принцип формирования ограничительных перечней различен и зависит от местных условий.

Перечни составляются по фар? макотерапевтическим группам с указанием международного непатентованного наименования ЛС и формы выпуска. В ряде перечней указываются патентованное наименование и генерическая замена.

Основная часть респондентов (73,7%) отметила, что Перечень ЖНВЛС способствует улучшению лекарственного обеспечения, 24,6% респондентов высказались, что Перечень ЖНВЛС не оказывает существенного влияния на уровень лекарственного обеспечения, а остальные 1,7% – что Перечень ЖНВЛС ухудшает лекарственное обеспечение.

В 72% субъектов имеются формулярные комитеты или формулярные комиссии.

Участвуют в снабжении ЛС в среднем 60 поставщиков.

Централизованная закупка ЛС от общих финансовых затрат на ЛС в субъекте в среднем составляет 36,3%; по утвержденным перечням – в среднем 41,6%.

В 2000 г. в среднем в одном субъекте было проведено 7 тендеров, а в 2001 г. – 8. Доля централизованных закупкок ЛС на основе тендеров достигает 41,6% от всех закупаемых ЛС.

За целесообразность централизованных закупок на федеральном уровне высказались 86,6% респондентов, на территориальном – 100%.

Контроль за деятельностью фармацевтических (аптечных) организаций в 5 субъектах возложен только на лицензирующий орган, в 9 субъектах – только на орган управления здравоохранением (табл. 14). Специализированный орган надзора за фармацевтической деятельностью имеется в 11 субъектах. В остальных субъектах надзор за фармацевтической деятельностью осуществляют совместно лицензирующий орган и орган управления здравоохранением и фармацевтической деятельностью.

Таблица 14 Данные об органах контроля за деятельностью фармацевтических (аптечных) организаций

Наименование органа

Общее число

Удельный вес, %

Лицензирующий орган

5

7,3

Лицензирующий орган и орган управления фармацевтичес-кой деятельностью

16

23,2

Лицензирующий орган и орган управления здравоохранением

21

30,4

Специализированный орган надзора за фармацевтической деятельностью

11

15,9

Лицензирующий орган и орган управления здравоохранением и фармацевтической деятельностью

7

10,1

Орган управления здравоохранением

9

13,1

Итого

69

100,0

Лекарственное обеспечение ЛПУ

По данным анкетного обследования установлено, что в 69 субъектах РФ медицинскую помощь оказывают 22 770 ЛПУ, из которых 35,7% являются больничными учреждениями.

Анализ анкетных данных показал, что в обследованных субъектах 47,6% – это амбулаторно-поликлинические организации и 17,3% – диспансеры, фельдшерско-акушерские пункты и др. В 2001 г. в системе ОМС работало 9118 ЛПУ (40%). При этом в системе ОМС оборот больничных учреждений составил 64,4%, амбулаторно-поликлинических – 34,9%.

Общее число страховых медицинских организаций (СМО) – 297. В ряде субъектов (Северная Осетия, Тюменская область и др.) функции СМО выполняют ТФОМС. В Республике Татарстан организованы 45 больничных касс. Часть ЛПУ (10,9%) имеют лицензию на фармацевтическую деятельность, из которых 78,2% – на право работы с наркотическими средствами и психотропными веществами.

Централизованная закупка ЛС для ЛПУ осуществлялась в 45 субъектах из 69. В среднем закупается 38,5% ЛС.

В большинстве субъектов централизованная закупка ЛС для ЛПУ осуществляется органами управления здравоохранением. В 8 субъектах – при участии ТФОМС, в 22 территориях – при участии ответственных поставщиков. Орган управления фармацевтической деятельностью принимает участие в централизованной закупке ЛС в 8 субъектах.

В Ханты-Мансийском автономном округе закупку ЛС осуществляет департамент торговли и организации досрочного завоза продукции.

В централизованной закупке ЛС в отдельных субъектах принимают участие также фонды имущества и главные финансово-экономические управления.

Потребность в ЛС на нужды медицинских учреждений определяется преимущественно по заявкам ЛПУ (табл. 15).

Таблица 15 Данные о формах заявляемой потребности в ЛС

Формы заявляемой потребности

Количество субъектов

Заявки ЛПУ

24

Заявки ЛПУ и стандарты лечения

3

Заявки ЛПУ и нормативы

17

Заявки ЛПУ, нормативы и стандарты лечения

10

Нормативы

2

Оплата ЛС в ЛПУ осуществляется главным образом ОУЗ и ТФОМС, только ТФОМС – в 10 субъектах РФ.

Нормативы финансирования на лекарственную помощь для стационаров утверждены в 33 субъектах. Норматив на одного стационарного больного в день или на год утвержден в 12 субъектах; на один койко-день – в 21 субъекте. Нормативы на одного больного колебались: от 23 до 67 руб. в день и от 156 до 850 руб. – в год, а на 1 койко-день – от 20 до 141 руб., а в год – от 150 до 850 руб.

Потребность в ЛС для ЛПУ в 24 субъектах определяется по заявкам ЛПУ, по нормативам – в 17 субъектах. В остальных субъектах для определения потребности используются заявки ЛПУ, нормативы и стандарты.

Лекарственное обеспечение льготных категорий населения

Централизованно для льготных категорий населения ЛС закупают в 35 территориях из 69. В среднем закупается 47,1% ЛС с разбросом от 3 до 100%.

Централизованные закупки ЛС для льготных категорий граж? дан осуществляются преиму? щественно ОУЗ. ТФОМС принимает участие в централизованных закупках совместно с ОУЗ лишь в двух субъектах, ОУФД – в 10 субъектах. Уполномочен? ные поставщики осуществляют централизованные закупки в 15 субъектах.

Потребность в ЛС на нужды “льготников” определяют аптечные предприятия самостоятельно в 13 субъектах, по стандартам лечения – 12, по числу прикрепленных больных – 12, по нормативам – в 2 субъектах. В остальных территориях используются заявки аптечных предприятий, нормативы, стандарты.

Оплату за ЛС на нужды льготных категорий больных осуществляют ОУЗ самостоятельно в 18 субъектах; ТФОМС принимает участие в оплате льготных категорий населения лишь в одном субъекте.

Основная часть респондентов (81,2%) отметила, что для обеспечения декретированных групп населения целесообразно привлекать средства ОМС.

Нормативы финансирования на лекарственную помощь на одного “льготника” утверждены в 25 субъектах из 69 и они колеблются от 227 до 1204 руб. в год. Нормативы утверждены также на месяц (400 руб. на одного “льготника”). В ряде территорий норматив утвержден на один рецепт (в среднем 100 руб.).

В Пермской, Брянской областях нормативы дифференцированы по видам льготных категорий граждан. Так, В Пермской области выделяется 202 руб. в год на одного ветерана, 750 руб. – на одного инвалида и 35 руб. – на всех остальных.

В ряде субъектов РФ установлен норматив на одного жителя – от 10 до 90 руб. в год. В Курской области норматив на одного “льготника” применяется в размере 1,5 минимального оклада в год, а в Эвенкийском автономном округе – 4 минимальных оклада в год.