3 состояние учета производственных запасов

3.1 Первичный учет производственных запасов

Обязательное условие любого производства – наличие производственных запасов.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01 от 09.06.2001 г. в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета) в РФ используется понятие материально-производственные запасы – это часть имущества, используемая в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг для продажи; используемая для управленческих нужд организации.[1]

К материально-производственным запасам относятся только те активы, которые служат менее года.

Таким образом, в состав материально-производственных запасов входят следующие группы производственных активов[2]:

1)     материалы – часть материально-производственных запасов, целиком потребляемая в производственном процессе и полностью переносящая свою стоимость на стоимость производимой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг);

2)     инвентарь и хозяйственные принадлежности – часть материально-производственных запасов организации, используемая в качестве средств труда в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

3)     готовая продукция – часть материально-производственных запасов организации, предназначенная для продажи, являющаяся конечным результатом производственного процесса, законченная обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которой соответствуют условиям договора или требованиям иных документов в случая, установленных законодательством;

4)     товары – часть материально-производственных запасов организации, приобретенная или полученная от других юридических и физических лиц и предназначенная для продажи или перепродажи без дополнительной обработки.

В соответствии с характером владения материально-производственные запасы подразделяются на ценности, принадлежащие организации по праву собственности (а также праву хозяйственного ведения или оперативного управления) и не принадлежащие ей по такому праву.

К товарно-материальным ценностям, принадлежащим организации, относятся изготовленные, купленные, либо полученные в иной форме ценности, которые находятся на складе и в производстве.

К таким ценностям также относятся:

-        получаемые ценности, находящиеся в пути, если к организации в соответствии с договором о поставке перешло право собственности на них;

-        ценности, принадлежащие организации, отданные другим организациям в переработку, а также на реализацию, в том числе на условиях комиссии, до перехода права собственности на них к покупателю;

-        принадлежащие организации ценности, учитываемые в залоге, как находящиеся на складе организации, так и переданные на хранение залогополучателю.

Товарно-материальные ценности, не принадлежащие организации по праву собственности и другому аналогичному праву, но по условиям договора находящихся у нее, учитываются отдельно по их видам – за балансом. К ним относятся:

·        ценности, принятые на ответственное хранение, в случае отказа в установленном порядке от оплаты счетов поставщиков; а также запрещенные к расходованию до оплаты счетов поставщиков;

·        ценности, принятые в переработку без оплаты их стоимости;

·        ценности, принятые от поставщиков для реализации на условиях комиссии (консигнации).

По порядку использования материально-производственных запасов они подразделяются на:

-        ценности, используемые в производстве – сырье, материалы, полуфабрикаты, топливо, строительные конструкции и детали, запасные части и агрегаты, шины, семена и корма, минеральные удобрения, ядохимикаты, биопрепараты и медикаменты, тара, предназначенная для осуществления технологического процесса производства продукции, и другие аналогичные ценности. Эти производственные запасы можно обобщить и назвать материалами;

-        ценности, предназначенные для продажи – готовая продукция и товары;

-        ценности, используемые как средства труда – в виде инвентаря и хозяйственных принадлежностей;

-        ценности, которые после их монтажа будут функционировать в составе основных средств.

В зависимости от роли в процессах производства продукции, выполнения работ и оказания услуг, материалы подразделяются на следующие группы:

·         сырье и основные материалы;

·         вспомогательные материалы;

·         топливо;

·         запасные части;

·         тара и тарные материалы;

·         покупные полуфабрикаты;

·         возвратные отходы производства;

·         прочие материалы.

Сырье и основные материалы составляют материальную (веществен­ную) базу вырабатываемой продукции или являются необходимыми компонентами ее изготовления. Сырьем называют продукцию сельского хозяйства и добывающей промышленности (уголь, руды, зерно и т.п.), а материалами — продукцию обрабатывающей промышленности (ткань, сахар, мука и т.п.).

Вспомогательные материалы потребляются для хозяйственных нужд, технологических целей, содействия производственному процессу. Вспо­могательные материалы используются для воздействия на сырье и ос­новные материалы с целью придания продукции определенных потреби­тельских свойств.

Топливо предназначается для эксплуатации транспортных средств, технологических нужд производства, выработки энергии и отопления зданий. Топливо бывает нескольких видов: нефтепродукты (нефть, ди­зельное топливо, бензин), твердое топливо (уголь, дрова), газообразное топливо.

Запасные части служат для ремонта и замены износившихся частей машин, оборудования и транспортных средств. К запасным частям отно­сятся автомобильные шины в запасе и в обороте.

Тара и тарные материалы - предметы, используемые для упаковки, транспортировки, хранения различных материалов и продукции (мешки, ящики и коробки), а также материалы и детали, предназначенные для изготовления тары и ее ремонта (детали для сборки ящиков, бочковая клепка, железо обручное и др.).

Покупные полуфабрикаты — это продукция сторонних организаций, которая потребляется в производственном цикле данной организации, требует затрат по дальнейшей обработке или сборке и входит в матери­альную основу производимой продукции. Примером покупных полуфабри­катов могут служить компьютерные платы, строительные конструкции.

Возвратные отходы производства - это остатки сырья и мате­риалов (опилки, стружка и др.), образовавшиеся в процессе производ­ства продукции и полностью или частично утратившие потребительские свойства исходных сырья и материалов.

Прочие материалы — неисправимый брак, а также материальные ценности, полученные от выбытия основных средств и инвентаря и хозяйственных приспособлений (металлолом, утильсырье, изношенные шины), которые не могут быть использованы в данной организации в составе материалов, топлива или запасных частей.

Кроме того, материалы классифицируют по техническим свойствам и делят на группы: черные и цветные металлы, прокат, трубы и др.

Указанные классификации производственных запасов используются для построения синтетического и аналитического учета, а также составления статистического отчета об остатках, поступлении и расходе сырья и материалов в производственно-эксплуатационной деятельности (фор­ма № 1-сн).

Внутри каждой из перечисленных групп материальные ценности под­разделяют на виды, сорта, марки, типоразмеры. Каждому наименованию, сорту, размеру материалов присваивают краткое числовое обозначение (номенклатурный номер) и записывают его в специальный реестр, кото­рый называют номенклатурой-ценником. В номенклатуре-ценнике ука­зывают также твердую учетную цену и единицу измерения материалов.

При использовании в учете ЭВМ содержание номенклатуры-ценника можно существенно расширить, введя в него показатели нормы запаса, номеров синтетических счетов и субсчетов и некоторые другие постоян­ные признаки. Именно это и сделано на предприятии ОАО «Вьюны».

Кодирование номенклатуры-ценника осуществляется по сме­шанной порядко-серийной системе, с использованием семи-восьмизначных кодов. Первые два знака указывают синтетический счет, третий – субсчет, один или два следующих знака обозначают группу материалов, остальные - различные признаки характеристики материала.

Информация, содержащаяся в номенклатурах-ценниках, относится к условно-постоянной, она записывается на машинные носители и много­кратно используется для получения необходимых выходных данных.

Производственные запасы учитываются в натуральном и денежном выражении. По способу приобретения производственные запасы подразделяют на покупные и собственного производства. Покупными являются все предметы, приобретенные на стороне.

В соответствии с ПБУ 5/01 материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. При этом определение фактической себестоимости зависит от порядка по­ступления материально-производственных в организацию.

Фактической себестоимостью материально-производствен­ных запасов, приобретенных за плату, признается сумма факти­ческих затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость (НДС) и иных возмещаемых налогов (кроме слу­чаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Фактическими затратами на приобретение материально-производствен­ных запасов могут быть:

-        суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (про­давцу);

-        суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материально-производственных запасов;

-        таможенные пошлины и иные платежи;

-        не возмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы материально-производственных запасов;

-        вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации;

-        проценты по кредитам банка, используемым на приобретение материально-производственных запасов до момента их оприходования на склад;

-        суммовые разницы, возникающие до принятия материально-производственных запасов к учету, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в ино­странной валюте (условных денежных единицах). Причем положи­тельная суммовая разница уменьшает фактическую себестоимость материально-производственных запасов, а отрицательная — увеличивает;

-        затраты по заготовке и доставке материально-производственных за­пасов до места их использования, включая расходы по страхованию.

Данные затраты включают, также, и затраты по заготовлению и до­ставке материально-производственных запасов, затраты по содержанию заготовительно-складского аппарата организации, затраты за услуги транс­порта по доставке материально-производственных запасов до места их использования, если они не включены в цену на запасы, установленную договором, затраты по оплате процентов по кредитам поставщиков и т.п. затраты.

Не включаются в фактические затраты на приобретение материально-производственных запасов общехозяйственные и иные аналогичные рас­ходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобрете­нием материально-производственных запасов.

Затраты по доведению материально-производственных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, включают расходы организации по доработке и улучшению тех­нических характеристик полученных запасов, не связанные с производ­ством продукции, выполнением работ и оказанием услуг.

Фактическая себестоимость материально-производствен­ных запасов при их изготовлении силами организации определяется исходя из затрат, связанных с производством данных запасов.

Учет и формирование затрат на производство материально-производственных запасов осуществляется организацией в порядке, установленном для определения себестоимости соответствующих видов продукции.

Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) орга­низации ОАО «Вьюны», если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, полученных организацией безвозмездно, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату оприходования.

Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, приобретенных в обмен на другое имущество (кроме денежных средств), определяется исходя из рыночной стоимости товаров, переданных или подлежащих передаче организацией. Себестоимость данных товаров устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация оп­ределяет стоимость аналогичных товаров.

Оценка производственных запасов, стоимость которых при приобре­тении определена в иностранной валюте, производится в рублях путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка Россий­ской Федерации, действовавшему на дату принятия к бухгалтерскому учету организацией ОАО «Вьюны» запасов по договору.

Поступление материалов в организацию ОАО «Вьюны» осуществляется в следующем порядке:

а)       по договорам купли-продажи, договорам поставки, другим аналогич­ным договорам в соответствии с действующим законодательством;

б)      путем изготовления материалов силами организации;

в)       внесения в счет вклада в уставный (складочный) капитал органи­зации;

г)       получения организацией безвозмездно (включая договор дарения).

На материалы, поступающие по договорам купли-продажи, поставки и другим аналогичным договорам, ОАО «Вьюны» получает от поставщика (грузоотправителя) расчетные документы (платежные требования, платеж­ные требования-поручения, счета, товарно-транспортные накладные и т.п.) и сопроводительные документы (спецификации, сертификаты, качествен­ные удостоверения и др.). Организация самостоятельно устанавливает порядок приемки, регистрации, проверки, акцептования и прохождения расчетных документов на поступающие материалы с учетом условий поставок, транспортировки (доставки до организации), организационной структуры организации и функциональных обязанностей подразделений (отделов, складов) и должностных лиц. При этом:

-        регистрируются документы в журнале учета поступающих грузов;

-        проверяется соответствие данных этих документов договорам постав­ки (приложение 4) (другим аналогичным договорам) по ассортименту, ценам и ко­личеству материалов, способу и срокам отгрузки и другим условиям поставки, предусмотренным договором;

-        проверяется правильность расчетов в расчетных документах;

-        акцептируются (оплачиваются) расчетные документы полностью или частич­но или мотивированно отказываются от акцепта (от оплаты);

-        определяются фактические размеры ответственности в случае наруше­ния условий договора;

-        передаются документы в подразделения организации (бухгалтерс­кую службу, финансовый отдел и т.п.) в сроки, предусмотренные правилами документооборота организации.

Для получения материалов со склада поставщика или от транспор­тной организации уполномоченному лицу выдаются со­ответствующие документы и доверенность на получение материалов (приложение 2).

Оформление доверенностей производится в порядке, установленном действующим законодательством.

Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это учреди­тельными документами, с приложением печати организации.

Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна. Приемка материалов от организаций транспорта и связи по количе­ству и качеству осуществляется с учетом правил, действующих на транс­порте и в органах связи соответственно, и условий договоров (купли-продажи, поставки, перевозки груза и т.п.).

Поступившие в организацию счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, акты и другие сопроводительные документы на поступившие грузы передаются соответствующему подразделению организации (отде­лу материально-технического снабжения, складу и т.п.) как основание для приемки и оприходования материалов.

Материалы в организации должны быть своевременно оприхо­дованы. В рассматриваемой организации ОАО «Вьюны» это условие чаще всего выполняется.

Основным первичным документом на оприходование поступивших от поставщиков материалов является счет-фактура (приложение 1). Счет-фактуру выписывает поставщик на отпускаемые (отгружаемые) материалы. В документе заполняются следующие реквизиты: поставщик и его адрес, номер расчетного счета в банке по его местонахождению, станция отправления и станция  назначения груза, дата и способ отгрузки и др. В нем указывают наименование отгруженных ценностей по их видам, единицу измерения, количество, цену и сумму, а также сумму, на которую отпущено всего товаров. В документе обязательно делают ссылку на договор-заказ, согласно которому отпущены материалы, указывают номера квитанций и накладных по отпускаемым (отгруженным) материальным ценностям.

При приемке материалы подвергаются тщательной проверке в отно­шении соответствия ассортименту, количеству и качеству, указанным в расчетных и сопроводительных документах.

Порядок и сроки приемки материалов по количеству и качеству устанавливаются специальными нормативными документами.

Приемка и оприходование поступающих материалов и тары (под материалы) оформляются соответствующими складами, как правило, пу­тем составления приходных ордеров (типовая межотраслевая форма № М-4 – приложение 3), при отсутствии расхождений между данными поставщика и фак­тическими данными (по количеству и качеству).

На массовые однородные грузы, прибывающие от одного и того же поставщика несколько раз в течение дня, допускается составление одно­го приходного ордера в целом за день. При этом на каждую отдельную приемку материала в течение этого дня делаются записи на обороте ордера, которые в конце дня подсчитываются, и общий итог записывается в приходный ордер.

Вместо приходного ордера приемка и оприходование материалов может оформляться проставлением на документе поставщика (счет, на­кладная и т.п.) штампа, в оттиске которого содержатся те же реквизиты, что и в приходном ордере. В этом случае заполняются реквизиты ука­занного штампа, и ставится очередной номер приходного ордера. Такой штамп приравнивается к приходному ордеру.

При перевозке грузов автотранспортом приемка поступающих материалов осуществляется на основе товарно-транспортной накладной, получаемой от грузоотправителя (при отсутствии расхождений между данны­ми накладной и фактическими данными).

При установлении несоответствия поступивших материалов ассортименту, количеству и качеству, указанным в документах поставщика, а так­же в случаях, когда качество материалов не соответствует предъявляе­мым требованиям (вмятины, царапины, поломка, бой, течь жидких материалов и т.д.), приемку осуществляет Комиссия, которая оформляет ее актом о приемке материалов.

В случае составления приемного акта приходный ордер не оформ­ляется.

Приемный акт о приемке служит основанием для предъявления претензий и исков к поставщику и (или) транспортной организации.

Если в интересах производства целесообразно направить материалы непосредственно в подразделение организации, минуя склад, такие партии материалов отражаются в учете как поступившие на склад и переданные в подразделение организации. При этом в приходных и расходных документах склада и приходных документах подразделения организации делается отметка о том, что материалы получены от поставщика и вы­даны подразделению без завоза их на склад (транзитом).

Перечень материалов, которые могут завозиться транзитом, непосред­ственно в подразделения организации, оформлен распо­рядительным документом по организации ОАО «Вьюны».

При приемке импортных материалов организацией ОАО «Вьюны» учитываются правила и особенности, установленные договорами (контрактами) и таможенным законодательством.

Приемные акты и приходные ордера состав­ляются, как правило, в день поступления соответствующих материалов на склад или в другие установленные в организации сроки, но не позже сроков, уста­новленных нормативными актами для приемки поступающих грузов.

Материалы, поступающие на ответственное хранение, записы­ваются заведующим складом (кладовщиком) в специальную книгу, хранятся на складе обособленно и не могут расходоваться.

В случае если материалы, принятые на ответственное хранение, отно­сятся в соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации к бесхозяйным вещам и являются скоропортящимися, или издержки по их хранению несоизмеримо велики по сравнению с их стоимостью, то организация ОАО «Вьюны» может использовать указанные материалы в производственных и иных целях или продать. При этом указанные материалы приходуются в организации по рыночной стоимости.

Выручка от продажи этих материалов или их рыночная стоимость при использовании материалов для собственных нужд организации, уменьшенная на величину расходов по их хранению, продаже и других аналогичных затрат, подлежит возврату собственнику материалов.

В организации ОАО «Вьюны» установлен контроль за поступлением материалов (за отгрузкой поставщиками), а также за производством расчетов с поставщиками и покупателями.

Контроль за своевременным оприходованием прибывших грузов осуществляется согласно решению руководителя организации соответ­ствующими подразделениями (службой снабжения, бухгалтерской служ­бой и т.п.) и  должностными лицами.

Материалы, закупленные подотчетными лицами организации, подле­жат сдаче на склад. Оприходование материалов производится в обще­установленном порядке на основании оправдательных документов, под­тверждающих покупку (счета и чеки магазинов, квитанция к приходному кассовому ордеру - при покупке у другой организации за наличный расчет, акт или справка о покупке на рынке или у населения), которые прикладываются к авансовому отчету подотчетного лица.

Сдача подразделениями на склад материалов оформляется наклад­ными  на внутреннее перемещение материалов в случаях, когда:

-        продукция, изготовленная подразделениями организации, использу­ется для внутреннего потребления в организации или для дальней­шей переработки;

-        осуществляется возврат подразделениями организации на склад или цеховую кладовую;

-        производится сдача отходов, образующихся в процессе производ­ства продукции (выполнения работ), а также сдача брака;

-        осуществляется сдача материалов, полученных от ликвидации (раз­борки) основных средств;

-        других аналогичных случаях.

Операции по передаче материалов из одного подразделения орга­низации в другое оформляются также накладными на внутреннее пере­мещение материалов.

Под отпуском материалов на производство понимается их вы­дача со склада непосредственно для изготовления продукции (выпол­нения работ, оказания услуг), а также отпуск материалов для управлен­ческих нужд организации.

Стоимость материалов, отпускаемых со складов организации в под­разделения и из подразделений на участки, в бригады, рабочие места, в аналитическом учете, как правило, определяется по учетным ценам.

Материалы отпускаются с центральных складов организации на склады подразделений и непос­редственно в подразделения организации (при отсутствии у них скла­дов) и из цеховых складов (кладовых) в производство (участкам, бри­гадам, непосредственно на рабочие места) в соответствии с установлен­ными нормами и объемами производственной программы (заданиями). Отпуск сверх норм производится в порядке, установленном в данной организации.

Отпуск материалов со складов организации осуществляется только выделенным для их получения работникам подразделения организации.

Согласованные с главным бухгалтером списки лиц, которым предоставлено право получать со складов материалы, а также образцы их подписей сообщены соответствующим лицам, осуществляющим указанный отпуск материалов со складов (кладовых). В необходимых случаях составляется также список лиц, которым предоставлено право выдавать разрешения (пропуска) на вывоз из организации материальных ценностей.

Порядок отпуска материалов со склада (кладовой) цеха подразде­ления организации участкам, бригадам, на рабочие места устанавливается руководителем подразделения организации по согласованию с главным бухгалтером организации.

В первичных учетных документах на отпуск материалов со складов организации в подразделения организации, на участки, в бригады, на рабочие места указываются наименование материала, количество, цена (учетная цена), сумма, а также назначение: номер (шифр) и (или) наи­менование заказа (изделия, продукции), для изготовления которого отпускаются материалы, либо номер (шифр) и (или) наименование затрат.

В отдельных случаях организация может осуществлять отпуск материалов или их отдель­ных групп, видов, наименований своим подразделениям без указания назначения. В этом случае отпуск материалов учитывается как внутрен­нее перемещение, а сами материалы считаются в подотчете у получив­шего их подразделения.

На фактически израсходованные материалы подразделение-получа­тель материалов составляет акт расхода, в котором указываются наиме­нование, количество, учетная цена и сумма по каждому наименованию, номер (шифр) и (или) наименование заказа (изделия, продукции), для изготовления которого они израсходованы, либо номер (шифр) и наименование затрат, количество и сумма по нормам расхода, количество и сумма расхода сверх норм и их причины; в необходимых случаях указываются количество изготовленной продукции либо объемы выпол­ненных работ.

Списание материалов с подотчета соответствующего подразделения организации и отнесение их стоимости на затраты производства (в зависимости от того, на какие цели израсходованы материалы) произ­водятся на основании указанного выше акта.

Отпуск материалов со складов (кладовых) организации на произ­водство (участкам, бригадам, на рабочие места), как правило, осуществляется на основе предварительно установленных лимитов.

Лимиты отпуска материалов на производство устанавливаются отде­лом снабжения.

Лимиты на отпуск материалов устанавливаются на основе разрабо­танных соответствующими службами организации норм расхода матери­алов, производственных программ подразделений организации, с учетом остатков (переходящих запасов) материалов на начало и конец плани­руемого периода.

Первичными учетными документами по отпуску материалов со скла­дов организации в подразделения организации являются лимитно-за­борная карта (типовая межотраслевая форма № М-8 – приложение 5), требование-на­кладная (типовая межотраслевая форма № М-11 – приложение 6), накладная (типовая межотраслевая форма № М-15). Образцы указанных форм утверждены Постановлением Госкомстата России от 30.10.97 № 71а.

Лимитно-заборные карты предназначены для отпуска материалов, систематически потребляемых для изготовления продукции (выполнения работ и услуг), а также для контроля за соблюдением лимитов.

Лимитно-заборные карты выписываются подразделениями организа­ции, выполняющими снабженческие или планирующие функции, в двух или трех экземплярах сроком на один месяц.

При небольших объемах отпуска материалов они могут выписываться на квартал. На каждый склад выписывается отдельная лимитно-заборная карта.

Один экземпляр лимитно-заборной карты до начала месяца (квар­тала) ее действия передается подразделению организации-получателю материалов, второй экземпляр - соответствующему складу. Третий эк­земпляр (если он оформляется) остается в подразделениях, выполняю­щих снабженческие или плановые функции, для контроля.

Лицо, осуществляющее отпуск материалов, отмечает в обоих экземп­лярах лимитно-заборной карты дату и количество отпущенных матери­алов, которые подтверждаются подписями получателя и заведующего складом (кладовщика). Отпускаются только те материалы, которые ука­заны в лимитно-заборной карте, и в пределах установленных лимитов.

Лимитно-заборная карта может выписываться и в одном экземпляре. В этом случае получатель расписывается в получении материалов непос­редственно в карточках складского учета, а в лимитно-заборной карте расписывается лицо, ответственное за отпуск материала со склада. По лимитно-заборной карте может производиться также возврат неисполь­зованных материалов на склад.

В конце месяца (квартала) лимитно-заборные карты сдаются в бух­галтерскую службу организации.

В случае отпуска материалов сверх лимита в первичных учетных документах (лимитно-заборных картах, требованиях-накладных) простав­ляется штамп (надпись) «Сверх лимита». Отпуск материалов сверх ли­мита производится при наличии разрешения руководителя или лиц, им на то уполномоченных. На документах указываются причины сверхли­митного отпуска материалов.

К сверхлимитному отпуску материалов относятся дополнительный отпуск, связанный с исправлением или возмещением брака (на производство изделий, продукции взамен забракованной) и покрытием пере­расходов материалов (т.е. расходов сверх норм).

При получении материалов для производства изделий (продукции) взамен забракованной и для исправления брака к лимитно-заборной карте или требованию-накладной прилагаются акты (извещения) о бра­ке с указанием шифра изделия, детали или номера заказа, по которому изготовлена забракованная продукция.

При замене материала, предусмотренного установленной для данно­го изделия (продукции) технологией, другим материалом оформляется требование на замену.

Отпуск материалов со складов (кладовых) подразделения организа­ции на производство может оформляться путем записи непосредственно в карточках складского учета. В этом случае расходные документы на отпуск материалов не оформляются. Материалы отпускаются на основа­нии лимитно-заборных карт, выписываемых в одном экземпляре. Лимит отпуска можно указать и в самой карточке. Получатель расписывается в получении материалов непосредственно в книге складского учета. Здесь же указывается шифр или наименование заказа (затрат).

При этой системе отпуска материалов со склада книга складско­го учета является регистром аналитического учета и одновременно вы­полняет функции первичного учетного документа. Перечень материалов, отпускаемых указанным способом, и подразделения организации, где он применяется, устанавливает руководитель организации.

Возврат подразделениями организации на склад неиспользованных материалов оформляется накладными или лимитно-заборными картами. Сданные на склад материалы приходуются по складу с одновременным списанием с подотчета подразделения организации. Если эти материалы были списаны в производство, их стоимость относится на уменьшение соответствующих затрат.

Передача материалов с одного склада организации на другой склад организации, а также со склада одного подразделения организации на склад другого подразделения организации оформляются накладными на внутреннее перемещение.

Подразделения организации ежемесячно составляют отчеты о нали­чии и движении материальных ценностей, которые вместе с другими документами по учету затрат на производство передаются в бухгалтер­скую службу организации согласно утвержденному порядку документо­оборота.

Для распределения стоимости отпущенных в производство и на другие цели материалов по видам продукции (работ, услуг) и статьям расходов организация ежемесячно составляет сводную ведомость расхода материалов. В указанной ведомости материальные затраты приводятся в разрезе цехов и других подразделений с распределением по счетам учета затрат, а внутри них — по заказам (изделиям, видам продукции, работам, услугам) и статьям расходов.

3.2 Организация складского хозяйства

Для обеспечения сохранности продукции и производственных запасов в ОАО «Вьюны» организовано складское хозяйство. Имеется централизованный склад, а также склады, находящиеся на отделениях. На общих складах находятся производственные запасы, которые не требуют создания особых условий для их хранения. Централизованный склад приспособлен для хранения специфических производственных запасов.

Нефтесклад оборудован соответствующими емкостями, но расположен близко к кормоцеху, что не соответствует установленным правилам. Зернохранилище соответствует нормативным условиям хранения зерна. Склад для хранения запасных частей оборудован стеллажами, но запасные части хранятся в беспорядке, нет прейскурантных номеров.

Не все склады оборудованы противопожарными средствами. Также в ОАО «Вьюны» не все производственные запасы размещены по складам. Сено, солома уложены в скирды и стога и находятся непосредственно на полях. Силос, корнеплоды хранятся в буртах и ямах. Иногда непродолжительное время на токах находится и зерновая продукция.

В ОАО «Вьюны» все производственные запасы, не зависимо от того, где они хранятся, закреплены за материально-ответственными лицами. Эти лица назначены руководителем хозяйства. С каждым из них в установленном порядке заключен письменный договор (приложение 7) о материальной ответственности. Эти договора хранятся у главного бухгалтера. В этих договорах четко прописываются обязанности материально-ответственного лица и руководителя организации по поводу имущества, находящегося в ведении материально-ответственного лица.

Материально-ответственные лица отвечают за сохранность вверенных им материальных ценностей, в том числе и производственных запасов.

Со своей стороны руководство хозяйства ОАО «Вьюны» обязуется создать материально-ответственным лицам все необходимые условия для работы, в том числе организовывает охрану складов в нерабочее время и ночные часы, благоустраивает складские помещения.

На всех складах ведутся книги складского учета, все страницы в них пронумерованы, о чем говорит запись на последней странице книги. Недостатком является то, что в ОАО «Вьюны» на складах достаточно большая номенклатура материалов, продукции и вместо книг складского учета целесообразней завести карточки складского учета материалов и хранить их на складе в специальных картотеках по учетным группам, а внутри группы – по номенклатурным номерам. Карточки выдает бухгалтер материальной группы материально ответственным лицам под расписку в реестре выдачи карточек. Но это пока отсутствует. Так же следует вести карточки количественно-суммового учета по запчастям, по каждой марке машины. Следующим этапом совершенствования складского хозяйства необходимо наметить его компьютеризацию. Но, скорее всего, такие возможности появятся у предприятия еще не очень скоро.

На складе в непосредственных местах хранения материалов должны прикрепляться специальные ярлыки с указанием названия данного вида производственных запасов, его характеристики, а в необходимых случаях и целевого назначения в рассматриваемом ОАО «Вьюны». Пока это отсутствует.

В книге складского учета материалов на каждый вид хранимых производственных запасов открыт отдельный счет, при этом учет ведется только в натуральных измерителях. В заголовках счетов указаны единицы измерения и цена. Последовательность открытия счетов такая же, как и в аналитическом учете в бухгалтерии.

По каждому субсчету в книге оставлены страницы для записи данных о вновь поступающих производственных запасах в течение текущего года.

Записи в книге складского хозяйства ведутся только на основании документов.

Без правильного оформленных документов на оприходование или выдачу продукции заведующий складом не имеет права принимать или отпускать продукцию и материалы. Заведующий кладом должен иметь у себя образцы подписей тех лиц, которые уполномочены распоряжаться производственными запасами в ОАО «Вьюны».

После каждой записи о поступлении или расходовании материалов или продуктов на счетах в книге складского учета заведующий складом выводит остаток. Записи в книге производят строго по каждому документу, не допуская объединения документов в одну запись. Из накопительных документов (ведомости расхода кормов, лимитно-заборные карты) записи делают по мере их закрытия, но не позднее 1-го числа следующего за отчетным месяца.

Производственные запасы, поступающие на склад из бригад, ферм сопровождаются накладными. Принимая производственные запасы, заведующий складом отмечает в графе «Принято» фактическое количество полученных материалов и подтверждает это своей подписью. Один экземпляр накладной он оставляет у себя, он является основанием для оприходования принятой продукции и записи в книге складского учета.

Производственные запасы, поступающие на склад со стороны, приходуют на основании счетов-фактур. При поступлении производственных запасов кладовщик расписывается об этом в сопроводительных документах.

В конце каждого месяца на основании первичных документов и записей в книге складского учета материально-ответственные лица составляют отчет о движении производственных запасов. К отчету прилагаются все первичные документы за месяц. Отчеты составляют материально-ответственные лица обычно в натуральных измерителях. Оценку производственных запасов проводят уже в бухгалтерии.

Отчеты о движении производственных запасов составляют в двух экземплярах, из которых один остается в бухгалтерии, а второй с подписью бухгалтера в приемке возвращается кладовщику после сверки его данных с документами.

На каждую группу производственных запасов, учитываемых на отдельных синтетических счетах, составляют отдельный отчет.

В отчете указывают остаток запасов на начало месяца, затем заполняют приходную и расходную его части и выводят сальдо на конец месяца, по каждому виду запасов и в целом по отчету. Приход и расход не группируют по источникам поступления и направлениями расходования, это следовало бы учесть заведующему складами для облегчения последующей обработки отчетов бухгалтерией. Такую группировку делает проверяющий отчет бухгалтер производственно-материальной группы, затем проставляет корреспондирующие счета.

В связи с большим количеством наименований запасных частей и ремонтных материалов к тракторам, автомобилям, комбайнам, сельскохозяйственным машинам, а также наличия по ним твердых цен, допускается отчеты о движении запасных частей и ремонтных материалов составлять на бланках отчета о движении производственных запасов в суммовом выражении, т.е. без перечисления всех наименований запасных частей.

По такой форме по запасным частям составлялся до 1997 года. Последние девять лет закупка запасных частей и ремонтных материалов резко сократилась, поэтому бухгалтер материально-производственной группы требует указывать количественное выражение и наименование запасных частей и ремонтных материалов при составлении отчета. Заведующий складом эти требования выполняет.

После сдачи отчета в бухгалтерию бухгалтер расценивает производственные запасы. Добавляет или вычитает отклонения или транспортно-заготовительные расходы, относящиеся к израсходованным материалам. Следовательно, в конечном счете, расход материалов показывают по фактической себестоимости. Вышеуказанный ежемесячный отчет служит основанием для записи в аналитический и синтетический учет.

3.3 Аналитический и синтетический учет производственных запасов

Учет производственных запасов, принадлежащих организации ОАО «Вьюны» на правах соб­ственности (а также правах хозяйственного ведения и оперативного управления), ведется на балансе в зависимости от их видов на следу­ющих счетах.

07 «Оборудование к установке» - учитывается оборудование к установке до начала его монтажа. Под оборудованием к установке понимается то оборудова­ние, которое может быть введено в эксплуатацию только после сборки его или установки на фундаменте, подключения к инже­нерным сетям и других строительно-монтажных работ.

Если такое оборудование сдается в эксплуатацию, то его ин­вентарная стоимость складывается за счет затрат, связанных с его приобретением, и дополнительных расходов, связанных с вводом в эксплуатацию данного оборудования:

-        расходов по доставке и заготовительно-складских расходов;

-        расходов по строительству и монтажу;

-        прочих капитальных затрат.

При вводе в эксплуатацию нескольких единиц оборудования общие расходы распределяются между ними пропорционально.

Когда заключается договор на строительство объектов, обес­печение оборудованием этих строящихся объектов возлагается на застройщиков. Поэтому учет приобретения оборудования, пе­редача его в монтаж и ввод ведется у застройщика. Расходы по приобретению оборудования, требующего монтажа, складывают­ся из стоимости самого оборудования, транспортных расходов, заготовительно-складских расходов, таможенной пошлины, рас­ходов по оплате процентов за коммерческий кредит, предостав­ленных поставщиком и т. д.

Оборудование, требующее монтажа, до передачи его в монтаж учитывается по стоимости приобретения на счете 07 «Оборудова­ние к установке». На этом счете собирается и обрабатывается вся информация о наличии и перемещении оборудования производствен­ного, технологического и энергетического назначения.

Расходы по доставке оборудования, требующего монтажа, до склада и заготовительно-складские расходы учитываются допол­нительно в общей сумме отклонений на приобретение оборудо­вания и включаются в состав затрат на строительство объектов пропорционально стоимости объектов.

Порядок учета затрат по монтажу оборудования зависит от способа выполнения работ. Аналитический учет по счету 07 «Обо­рудование к установке» должен вестись:

-        по местам хранения оборудования;

-        по отдельным его наименованиям (видам, маркам и т. д.).

10 «Материалы» — сырье, материалы, топливо, запчасти и прочие материалы, которые предназначены для использования в производстве продукции, работ и услуг.

В ОАО «Вьюны» материалы учитываются в соответ­ствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерско­го учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, и п.п. 2, 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материаль­но-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденного Прика­зом Минфина России от 09.06.2001 № 44н, на счете 10 «Матери­алы» по фактической себестоимости. Фактическая себестоимость материалов, полученных организацией по договору дарения или безвозмездно, определяется исходя из их текущей рыночной сто­имости на дату принятия к бухгалтерскому учету. При этом под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи ука­занных активов (п. 9 ПБУ 5/01). Данные о текущей рыночной сто­имости должны быть подтверждены документально или эксперт­ным путем (п. 23 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержден­ного Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н).

Кроме того, в соответствии с п. 11 ПБУ 5/01 в фактическую себестоимость материалов, полученных безвозмездно, включа­ются также фактические затраты организации на доставку и при­ведение их в состояние, пригодное для использования, перечис­ленные в п. 6 ПБУ 5/01.

Минфином РФ были разработаны и утверждены приказом от 26.12.2002 № 135н Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды. Стоимость специального имущества погашается через амортизацию. Исклю­чение сделано для спецодежды со сроком носки менее года, а также для спецоснастки, которая используется в массовом про­изводстве или предназначена для изготовления единичного зака­за. Стоимость этих объектов можно списывать на затраты в мо­мент выдачи сотрудникам (для спецодежды) или передачи в производство (для спецоснастки).

Существует несколько способов аналитического учета материалов в бухгалтерской службе: сортовой способ, способ учета по номенклатур­ным номерам, оперативно-бухгалтерский (сальдовый) способ. В ОАО «Вьюны» применяется сальдовый способ.

При оперативно-бухгалтерском (сальдовом) способе ана­литического учета материалов в бухгалтерии ведется только в суммовом выражении. На складах материально-ответственные лица ведут количе­ственно-сортовой учет с использованием книг учета материалов, которые заполняются согласно данным первичных документов по дви­жению материалов. Первичные документы поступают в бухгалтерию, и не реже одного раза в неделю работник бухгалтерии сверяет данные книги учета материалов с данными первичных документов. Факт провер­ки книги подтверждается подписью бухгалтера.

На первое число месяца и на день инвентаризации материально-ответственное лицо по данным книги учета материалов подсчитывает количество поступивших и выбывших материалов и определяет остаток материалов. Данные об остатках материалов в разрезе номенклатурных номеров переносятся в Сальдовые ведомости. Сальдовые ведомости составляются по складам и по материально-ответственным лицам и показывают остатки материалов на складе без оборотов прихода и расхода. В сальдовой ведомости количественные данные об остатках ма­териалов таксируются (количество материалов умножается на учетную цену) и выводятся суммовые итоги по отдельным учетным группам ма­териалов и в целом по складу.

Первичные документы по движению материалов, поступившие в бухгалтерию, после их проверки и таксировки используют для составления суммовых оборотных ведомостей по каждому складу в отдельности. Данные оборотных ведомостей сверяют со стоимостными показателями сальдовой ведомости и с итогами записей в регистрах синтетического учета.

Оперативно-бухгалтерский (сальдовый) способ является наименее трудоемким, так как в нем не дублируются количественные данные склад­ского учета ни в отдельных книгах аналитического учета, ни в обо­ротных ведомостях.

Основным регистром аналитического учета движения материалов яв­ляется Ведомость № 10 «Движение материальных ценностей (в денеж­ном выражении)».

Данная ведомость состоит из трех разделов:

«Движение на общезаводских складах (по учетным ценам)»;

«Поступило на общезаводские склады и остаток по предприятию на начало месяца — по синтетическим счетам и требующимся учет­ным группам»;

«Расход и остаток на конец месяца - по синтетическим счетам и требующимся учетным группам».

Ведомость № 10 является основным учетным регистром, который по­зволяет осуществлять:

-        контроль сохранности материалов по местам их хранения;

-        учет поступления и остатков материалов в разрезе синтетических счетов и групп материалов (по учетным ценам или фактической себестоимости приобретения);

-        учет фактической себестоимости окончательного расхода материалов.

Ведомость № 10 заполняется на основе производственных отчетов цехов, требований-накладных и ведомостей по движению материальных ценностей.

ОАО «Вьюны» продукцию собственного производства отчетного года, отражаемую на счете 10 "Материалы", в течение этого года (до составления годовой отчетной калькуляции) учитывает по плановой себестоимости. После составления годовой отчетной калькуляции плановая себестоимость материалов корректируется до фактической себестоимости.

При учете материалов по учетным ценам (плановая себестоимость приобретения (заготовления), средние покупные цены и др.) разница между стоимостью ценностей по этим ценам и фактической себестоимостью приобретения (заготовления) ценностей отражается на счете 16 "Отклонение в стоимости материалов".

К счету 10 "Материалы" открыты субсчета:

10-1 "Сырье и материалы";

10-2 "Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали";

10-3 "Топливо";

10-4 "Тара и тарные материалы";

10-5 "Запасные части";

10-6 "Прочие материалы";

10-7 "Материалы, переданные в переработку на сторону";

10-8 "Строительные материалы";

10-9 "Инвентарь и хозяйственные принадлежности";

10-10 "Специальная оснастка и специальная одежда на складе";

10-11 "Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации" и др.

На субсчете 10-1 "Сырье и материалы" учитывается наличие и движение: сырья и основных материалов, входящих в состав вырабатываемой продукции, образуя ее основу, или являющихся необходимыми компонентами при ее изготовлении; вспомогательных материалов, которые участвуют в производстве продукции или потребляются для хозяйственных нужд, технических целей, содействия производственному процессу; сельскохозяйственной продукции, заготовленной для переработки, и т.п.

На субсчете 10-2 "Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали" учитывается наличие и движение покупных полуфабрикатов, готовых комплектующих изделий, приобретаемых для комплектования выпускаемой продукции, которые требуют затрат по их обработке или сборке. Изделия, приобретенные для комплектации, стоимость которых не включается в себестоимость продукции, учитываются на счете 41 "Товары".

На субсчете 10-3 "Топливо" учитывается наличие и движение нефтепродуктов (нефть, дизельное топливо, керосин, бензин и др.) и смазочных материалов, предназначенных для эксплуатации транспортных средств, технологических нужд производства, выработки энергии и отопления, твердого (уголь, торф, дрова и др.) и газообразного топлива.

На субсчете 10-4 "Тара и тарные материалы" учитывается наличие и движение всех видов тары (кроме используемой как хозяйственный инвентарь), а также материалов и деталей, предназначенных для изготовления тары и ее ремонта (детали для сборки ящиков, бочковая клепка, железо обручное и др.). Предметы, предназначенные для дополнительного оборудования вагонов, барж, судов и других транспортных средств в целях обеспечения сохранности отгружаемой продукции, учитываются на субсчете 10-1 "Сырье и материалы".

На субсчете 10-5 "Запасные части" учитывается наличие и движение приобретенных или изготовленных для нужд основной деятельности запасных частей, предназначенных для производства ремонтов, замены изношенных частей машин, оборудования, транспортных средств и т.п., а также автомобильных шин в запасе и обороте. Здесь же учитывается движение обменного фонда полнокомплектных машин, оборудования, двигателей, узлов, агрегатов, создаваемого в ремонтных подразделениях организаций, на технических обменных пунктах и ремонтных заводах. Автомобильные шины (покрышка, камера и ободная лента), находящиеся на колесах и в запасе при транспортном средстве, включаемые в его первоначальную стоимость, учитываются в составе основных средств.

На субсчете 10-6 "Прочие материалы" учитывается наличие и движение отходов производства (обрубки, обрезки, стружка и т.п.); неисправимого брака; материальных ценностей, полученных от выбытия основных средств, которые не могут быть использованы как материалы, топливо или запасные части в данной организации (металлолом, утильсырье); изношенных шин и утильной резины и т.п. Отходы производства и вторичные материальные ценности, используемые как твердое топливо, учитываются на субсчете 10-3 "Топливо".

На субсчете 10-7 "Материалы, переданные в переработку на сторону" учитывается движение материалов, переданных в переработку на сторону, стоимость которых в последующем включается в затраты на производство полученных из них изделий. Затраты по переработке материалов, оплаченные сторонним организациям и лицам, относятся непосредственно в дебет счетов, на которых учитываются изделия, полученные из переработки.

На субсчете 10-8 "Строительные материалы" учитывается все виды строительных материалов независимо от их последующего использования в хозяйстве и источников, за счет которых они приобретены.

На субсчете 10-9 "Инвентарь и хозяйственные принадлежности" учитывается наличие и движение инвентаря, инструментов, хозяйственных принадлежностей и других средств труда, которые включаются в состав средств в обороте.

Субсчет 10-10 "Специальная оснастка и специальная одежда на складе" предназначен для учета поступления, наличия и движения специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, находящейся на складах организации или в иных местах хранения.

На субсчете 10-11 "Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации" учитывается поступление и наличие специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды в эксплуатацию (при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации). По кредиту субсчета 10-11 отражается погашение (перенос) стоимости специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды на себестоимость продукции (работ, услуг) в корреспонденции с дебетом счетов учета затрат, а списание остаточной стоимости объектов при их досрочном выбытии в корреспонденции с дебетом счета учета прочих доходов и расходов.

Так как ОАО «Вьюны» занято производством сельскохозяйственной продукции, то оно имеет право открывать к счету 10 "Материалы" отдельные субсчета для учета: семян, посадочного материала и кормов (покупных и собственного производства); минеральных удобрений; ядохимикатов, используемых для борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур; биопрепаратов, медикаментов и химикатов, используемых для борьбы с болезнями сельскохозяйственных животных, и др.

В соответствии с этим открыты субсчет 10-12 «Семена и корма». На данный счет непосредственно приходуют зерно, собранное с семенных участков и переданное на семена, а также сено, силос, корнеплоды, солому и т.п.

11 «Животные на выращивании и откорме» - молодняк живот­ных, взрослые животные, находящиеся в откорме, птица, звери и др.

На счете 11 «Животные на выращивании и откорме» накапли­вается и систематизируется информация о наличии и движении принадлежащего предприятию молодняка и взрослых животных, находящихся на откорме и нагуле; птицы; зверей; семей пчел; взрослого скота, выбракованного из основного стада для продажи (без постановки на откорм); скота, принятого от населе­ния для продажи.

Аналитический учет по счету 11 «Животные на выращивании и откорме» ведется по:

-        местам содержания животных;

-        видам, возрастным группам, полу и т. д.

Приобретение животных у других организаций и лиц отражается по дебету счета 11 "Животные на выращивании и откорме" и кредиту счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" или 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и других соответствующих счетов (на сумму расходов по доставке и других подобных расходов).

Животные, выбракованные из основного стада, принимаются на учет по счету 11 "Животные на выращивании и откорме" с кредита счета 01 "Основные средства" (продуктивный скот по первоначальной стоимости; рабочий скот - в размере фактически полученных сумм от продажи и выбраковки).

Молодняк животных, полученный в качестве приплода, приходуется по дебету счета 11 "Животные на выращивании и откорме" и кредиту счета, на котором учитываются затраты по содержанию животных, принесших приплод.

Стоимость привеса молодняка крупного рогатого скота, свиней и животных на откорме (нагуле), а также стоимость прироста молодняка животных (жеребят и др.) ежемесячно относится в дебет счета 11 "Животные на выращивании и откорме" с кредита счета, на котором учитываются затраты по выращиванию этих животных, по плановой себестоимости выращивания. В конце отчетного года по указанным счетам производится запись (сторнировочная или дополнительная), корректирующая стоимость привеса или прироста, принятую на учет в течение отчетного года по плановой себестоимости выращивания, до фактической себестоимости выращивания.

Молодняк животных, переводимый в основное стадо, списывается со счета 11 "Животные на выращивании и откорме" в дебет счета 08 "Вложения во внеоборотные активы". При переводе молодняка в основное стадо дебетуется счет 01 "Основные средства" и кредитуется счет 08 "Вложения во внеоборотные активы".

Выбытие на сторону животных, стоимость которых учитывается на счете 11 "Животные на выращивании и откорме" (в том числе сдача заготовительным организациям скота, выбракованного из основного стада), отражается по кредиту счета 11 "Животные на выращивании и откорме" и дебету счета 90 "Продажи" с одновременным отражением по кредиту счета 90 "Продажи" сумм, причитающихся организации за этих животных с покупателя в корреспонденции с дебетом счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". При сдаче скотозаготовительным организациям животных, выбракованных из основного стада без постановки их на откорм, отражение продажи осуществляется непосредственно с кредита счета 01 "Основные средства" в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы".

Стоимость павших и вынужденно забитых животных, кроме павших в связи с эпизоотией или стихийными бедствиями, отражается как порча ценностей по кредиту счета 11 "Животные на выращивании и откорме" и дебету счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей". Полученные от павших и вынужденно забитых животных шкуры, рога, копыта, технические жиры и т.п. оцениваются по ценам возможного использования или продажи и приходуются с кредита счета, на котором учитываются затраты по выращиванию животных, как выход побочной продукции. Стоимость животных, павших или забитых в связи с эпизоотией, стихийными бедствиями и иными чрезвычайными событиями, списывается с кредита счета 11 "Животные на выращивании и откорме" непосредственно в дебет счета 99 "Прибыли и убытки" как чрезвычайные расходы.

43 «Готовая продукция» - готовая продукция, предназначенная для продажи.

Готовая продукция входит в состав оборотных активов хо­зяйства и отчетность. Поскольку величина фактических производ­ственных затрат обобщается в конце отчетного периода, то и фак­тическая производственная себестоимость продукции отчетного периода выявляется в конце месяца. Движение же готовой про­дукции (из производства на склад) происходит ежедневно, это обусловливает необходимость организации текущего бухгалтер­ского учета в условной оценке, по так называемым учетным це­нам. В конце отчетного месяца учетные цены корректируются до уровня фактической себестоимости.

41 «Товары» — товары, приобретенные организацией для продажи.

Для обеспечения непрерывного, своевременного, полного учета поступающих товаров и правильного отражения в учете операций по их выбытию, ОАО «Вьюны» пользуется следующи­ми принципами:

-        ведет учет товаров по каждому материально-ответствен­ному лицу;

-        ведет единую оценку товаров по их оприходовании и вы­бытии;

-        строго придерживается сроков сдачи отчетности по дви­жению товаров в организации материально-ответственны­ми лицами;

-        проводит инвентаризацию в установленные сроки соглас­но инструкции;

-        ведет контроль за деятельностью материально-ответ­ственных лиц.

Правильная организация аналитического учета товаров и его своевременность имеют особо важное значение, так как данные аналитического учета являются базой необходимой информации для анализа, контроля, планирования, управления и руководства хозяйственной деятельностью предприятия. Аналитический учет товаров на складах ведется одно­временно по хозяйствующим субъектам, по материально-ответ­ственным лицам, по ассортименту товаров, а также в других удоб­ных для предприятия разрезах.

Бухгалтерский учет запасов, не принадлежащих организации, но по разным причинам находящихся у нее, ведется за балансом на следующих счетах:

002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответствен­ное хранение».

Организации-покупатели учитывают на счете 002 «Товар­но-материальные ценности, принятые на ответственное хране­ние» ценности, принятые на хранение, в тех случаях, когда по­лученные от поставщиков товарно-материальные ценности находятся в организации, но по ним организация на законных основаниях отказалась от акцепта счетов, платежных требова­ний и их оплаты. Либо же полученные от поставщиков неопла­ченные товарно-материальные ценности, запрещены к расхо­дованию по условиям договора до их оплаты или до разрешения спорных вопросов. Товарно-материальные ценно­сти могут быть приняты на ответственное хранение по прочим причинам.

Организации-поставщики учитывают на счете 002 «Товар­но-материальные ценности, принятые на ответственное хране­ние» оплаченные покупателями товарно-материальные ценно­сти, которые оставлены на ответственном хранении, оформленные сохранными расписками, но не вывезенные по причинам, не зависящим от организаций. Товарно-материаль­ные ценности учитываются на счете 002 «Товарно-материаль­ные ценности, принятые на ответственное хранение» в ценах, предусмотренных в приемо-сдаточных актах или в счетах пла­тежных требованиях.

Аналитический учет по счету 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» должен вес­тись по:

-        предприятиям-владельцам;

-        по видам хранения;

-        сортам хранения;

-        местам хранения.

ОАО «Вьюны» выступает как покупателем, так и поставщиком производственных запасов.

003 «Материалы, принятые в переработку» — учитываются запасы, принятые на короткий период времени в переработку.

Счет 003 «Материалы, принятые в переработку» предназна­чен для обобщения информации о наличии и движении сырья и материалов заказчика, принятых в переработку (давальческое сы­рье), не оплачиваемых организацией-изготовителем. Учет затрат по переработке или доработке сырья и материалов ведется на сче­тах учета затрат на производство, отражающих связанные с этим зат­раты (за исключением стоимости сырья и материалов заказчика). Сырье и материалы заказчика, принятые в переработку, учитывают­ся на счете 003 «Материалы, принятые в переработку» по ценам, пре­дусмотренным в договорах. Забалансовый счет 003 после полной сдачи ранее полученных материалов заказчику в виде готовой про­дукции, либо в виде неизрасходованного остатка не имеет сальдо.

Аналитический учет по счету 003 «Материалы, принятые в переработку» должен вестись по:

-        заказчикам;

-        видам сырья и материалов;

-        сортам сырья и материалов;

-        местам их нахождения.

Также при учете производственных запасов ОАО «Вьюны» используются следующие счета.

Счет 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей». При переоценке товаров (уценке, дооценке) на складах ме­няется их продажная цена. Суммы уценки (дооценки) представ­ляют собой разницу между стоимостью товаров по прежним и вновь установленным продажным ценам.

Согласно п. 62 Положения по ведению бухгалтерского уче­та и отчетности в РФ предприятия, ведущие учет по покуп­ным ценам, результат переоценки отражают в учете только в случае снижения цен на товар в течение года, морального ус­таревания ценностей и потери их первоначального качества. От­ражение в учете материально-производственных запасов по те­кущей рыночной стоимости влечет за собой образование резервов под снижение стоимости материальных ценностей за счет внереализационных расходов, если рыночная стоимость ниже стоимости этих материальных ценностей, принятых в бух­галтерском учете.

Для учета информации о резервах под отклонение в стоимо­сти ценностей предназначен счет 14 «Резервы под снижение сто­имости материальных ценностей». Этот счет применяют также для обобщения информации о резервах под снижение сто­имости других средств в обороте.

Аналитический учет по счету 14 ведется для каж­дого резерва отдельно. Подобные резервы в бухгалтерском учете отдельно не отражаются, а учитываются по соответствующим строкам, уменьшая стоимость материальных ценностей.

Счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». На предприятиях как ОАО «Вьюны», заготавливающих сельскохозяйственную про­дукцию, учет продуктов и сырья ведется на активном счете 15 «За­готовление и приобретение материальных ценностей». По дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» собирается фактическая заготовительная себестоимость посту­пающих материальных ценностей. На этом счете ведут учет ак­цептованных счетов поставщиков за отгруженные заготовитель­ному предприятию материальные ценности. Материальные ценности в пути оцениваются по фактурной стоимости, обозна­ченной поставщиками в счетах, предъявляемых для оплаты.

По дебету счета 15 формируется информация о фактической себестоимости материально-производственных запасов, а по кре­диту — информация об их учетной цене. В конце месяца остаток по счету 15 списывается на счет 16.

Остаток по счету 15 «Заготовление и приобретение матери­альных ценностей» на конец месяца показывает наличие матери­ально-производственных запасов в пути. Сумма отклонений, от­раженная на счете 16, списывается в конце отчетного месяца.

Счет 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей». Материально-производственные запасы, на которые в тече­ние отчетного года рыночная цена снизилась, отражаются в бух­галтерском балансе на конец отчетного года по текущей рыноч­ной стоимости с учетом физического состояния запасов. Снижение себестоимости материально-производственных запа­сов отражается в бухгалтерском учете на счете 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей». На этом счете также от­ражается информация о данных, характеризующих суммовые раз­ницы между этими ценами.

При обособленном учете отклонений фактическая себестои­мость материалов определяется путем суммирования их стоимо­сти по учетным ценам плюс перерасход или минус экономия по материалам, поступившим в текущем месяце. Если планово-рас­четные и средние цены существенно отклонены от рыночных, они подлежат пересмотру. Такие отклонения не должны превышать, как правило, десяти процентов.

Поскольку фактические затраты на приобретение материалов могут оказаться больше или меньше планово-расчетной себес­тоимости, в учете отдельно учитываются отклонения фактичес­кой себестоимости материалов от их учетной стоимости (пере­расход или экономия).

Счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям». Налог на добавленную стоимость — один из основных нало­гов, уплачиваемых в бюджет организациями. Его уплачивают все организации, за исключением плательщиков налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, а также организа­ций, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплатель­щика в соответствии со ст. 145 НК РФ. Кроме того, НДС платят лица, признаваемые плательщиками в связи с перемещением то­вара через таможенную границу РФ. Сумма НДС, уплаченная по­ставщику при покупке материально-производственных запасов, не включается в их первоначальную стоимость. Она учитывается обособленно на счете 19 «НДС по приобретенным ценностям».

Рассмотрим различные способы поступления материально-производственных запасов в ОАО «Вьюны» и их отражение в бухгалтерском учете.

Поступление материально-производственных запасов от учредителей в качестве вклада в уставный капитал - по согласованной стоимости:

Дебет 10 «Материалы» - Кредит 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный капитал».

Оприходование производственных запасов собственного производства - по фактичес­кой себестоимости:

Дебет 10 «Материалы» - Кредит 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство».

Приняты к учету материально-производственные запасы, оприходованные как неисправимый брак — по цене возможной реализации:

Дебет 10 «Материалы» - Кредит 28 «Брак в производстве».

Поступили производственные запасы по договору займа - по согласованной стоимости:

Дебет 10 «Материалы» - Кредит 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 (Расчеты по долгосрочным кредитам и займам).

Приобретены материально-производственные запасы за наличный расчет: Дебет 10 «Материалы» - Кредит 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

Оприходованы излишки производственные запасы по результатам инвентаризации - по рыночной стоимости:

Дебет 10 «Материалы» - Кредит 91-1 «Прочие доходы».

Оприходованы производственные запасы, полученные от разборки выбывающих основ­ных средств - по рыночной стоимости:

Дебет 10 «Материалы» - Кредит 91-1 «Прочие доходы».

Поступили в переработку материалы заказчика - по договорной стоимости:

Дебет 003 «Материалы, принятые в переработку».

Поступление производственные запасы по договору мены:

а)       если право собственности переходит от продавца к покупателю в момент передачи материалов:

-        оприходование поступивших производственных запасов: Дебет 10 «Материалы» - Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (по сто­имости обычной реализации);

-        проведена встречная отгрузка ценностей (по стоимости, исчислен­ ной исходя из обычной цены приобретения поступивших производственных запасов): Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - Кредит 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы»;

-        произведен зачет взаимных требований: Дебет 60 «Расходы с поставщиками и подрядчиками» - Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;

б)       если право собственности переходит от продавца к покупателю только после исполнения обеими сторонами своих обязательств:

-        оприходованы полученные производственные запасы: Дебет 002;

-        отгрузка ценностей:         Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - Кредит 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы»;

-        приняты на учет поступившие производственные запасы: Кредит 002;

-        зачет взаимных требований:     Дебет 60 «Расходы с поставщиками и подрядчиками» - Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Оприходование безвозмездно поступивших производственных запасов отражается в учете следующим образом:

Дебет счета 10 «Материалы» - Кредит счета 98-2 «Безвозмездные поступления» - по рыночной цене.

При отпуске материально-производственных запасов в производство и ином выбытии их оценка производится организацией (кроме инвентаря и хозяйственных приспособлений; товаров, учитываемых по продажной (розничной) стоимости) одним из следующих методов:

-         по себестоимости каждой единицы;

-         по средней себестоимости;

-         по себестоимости первых по времени приобретений материально- производственных запасов (метод ФИФО);

-         по себестоимости последних по времени приобретений материаль­но-производственных запасов (метод ЛИФО).

Применение одного из методов по конкретному наименованию производится в течение отчетного года.

Оценка запасов методом ФИФО основана на допущении, что материальные ресурсы используются в последовательности их приобретения (поступления), т.е. ресурсы, первы­ми поступающие в производство (в торговле - в продажу), должны быть оценены по себестоимости первых по времени приобретений с учетом себестоимости запасов, числящихся на начало месяца. При применении этого метода оценка материальных ресурсов, находящихся в запасе (на складе) на конец месяца, производится по фактической себестоимости последних по времени приобретений, а в себестоимости реализации про­дукции (работ, услуг) учитывается себестоимость ранних по времени приобретений.

Оценка запа­сов методом ЛИФО основана на допущении, что ресурсы, первыми по­ступающие в производство (продажу), должны быть оценены по себес­тоимости последних по времени приобретений. При применении этого метода оценка материальных ресурсов, находящихся в запасе (на складе) на конец месяца, производится по фактической себестоимости ранних по времени приобретений, а в себестоимости реализации продукции (работ, услуг) учитывается себестоимость поздних по времени приобретений.

ОАО «Вьюны» применяет в течение одного года, как элемент учетной политики, один метод оценки по каждому отдельному виду (группе) материально-производственных запасов.

По мере отпуска материалов со складов (кладовых) подразделения на участки, в бригады, на рабочие места они списываются со счетов учета материальных ценностей и зачисляются на соответствующие счета учета затрат на производство: Дебет 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство» - Кредит 10 «Материалы».

Стоимость материалов, отпущенных для управленческих нужд, отно­сится на соответствующие счета учета этих расходов: Дебет 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» - Кредит  - 10 «Материалы».

Стоимость материалов, отпущенных на производство, но относящихся к будущим отчетным периодам, зачисляется на дебет счета учета расходов буду­щих периодов: Дебет 97 «Расходы будущих периодов» - Кредит 10 «Материалы».

Стоимость материалов, израсходованных в связи со сбытом и про­дажей продукции (работ, услуг), зачисляется на счета учета расходов на продажу (Дебет 44 «Расходы на продажу»).

При организации учета производственных запасов по фактической себестоимости приобретения (заготовления) стоимость материалов, спи­санных в течение отчетного месяца по средней фактической себестои­мости при наличии затрат по заготовке и доставке (косвенных) дово­дится до фактической себестоимости путем списания в конце месяца суммы косвенных затрат по заготовке и доставке, приходящихся на отпущенные материалы. Сумма указанных косвенных расходов, приходя­щаяся на израсходованные материалы, списывается с Кредита счета 10 в Дебет тех же счетов, на которые были отнесены материалы: Дебет 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» - Кредит 10 «Материалы».

В бухгалтерской отчетности материально-производственные запасы отражаются в соответствии с их классификацией исходя из способа использования в производстве продукции, выполнения работ, оказания услуг либо для управленческих нужд организации.

На конец отчетного года материально-производственные запасы отражаются в бухгалтерском балансе по стоимости, определяемой исходя из используемых способов оценки запасов.

Так, при оценке запасов по средней себестоимости — количество запасов на остатке умно­жается на себестоимость каждой их единицы, выявляемой как ча­стное от деления себестоимости поступивших за отчетный период запасов (с учетом их остатка на начало месяца) на их общее количество.

По методу ЛИФО или ФИФО - количество запасов на остатке оценивается по себестоимости их первых или последних закупок.

Материально-производственные запасы, находящиеся в пути или пере­данные в залог, отражаются в бухгалтерском учете в оценке, предусмотрен­ной в договоре. Если фактическая себестоимость этих запасов будет от­личать от договорной, то впоследствии она должна быть уточнена.

Перед составлением бухгалтерского баланса (как правило, годового) фактическую себестоимость заготовления материалов сравнивают с теку­щей рыночной стоимостью (стоимостью возможной продажи). Если фактическая себестоимость окажется ниже текущей рыночной стоимости, в качестве балансовой оценки материалов принимается фактическая себестоимость. Если текущая рыночная стоимость ниже фактической себестоимости, то материалы показывают в бухгалтерском балансе по текущей рыночной стоимости, а в отчете о прибылях и убытках признают убыток от снижения стоимости запасов. Тем самым в соответствии с требованием осмотрительности в отчетном периоде организация, с одной стороны, не допускает завышения стоимости материалов, а с другой - страхуется от необходимости признания в будущем убытков, которые относятся к данному периоду.

Под текущей рыночной стоимостью или стоимостью возможной продажи материалов понимают ту сумму денежных средств, которую организация может получить в случае продажи запасов. При определе­нии текущей рыночной стоимости следует основываться на доступной в момент оценки наиболее надежной информации. Во внимание прини­маются колебания цен, связанные с событиями, произошедшими после отчетной даты и подтверждающими условия, существовавшие на конец отчетного периода.

Сопоставление фактической себестоимости с текущей рыночной сто­имостью проводят по каждому номенклатурному номеру. В отдельных случаях сравнение целесообразно вести по группам однородных мате­риалов.

В учете на сумму резервов под снижением стоимости материалов делается запись по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей».

Производственные запасы, оценка которых подлежит уточнению, показываются в годовом бухгалтерском балансе в оценке «нетто», т. е. за вычетом резервов под снижение стоимости материальных ценностей, числящихся на счете 14. В пассиве бухгалтерского баланса сумма образованного резерва под снижение стоимости материальных ценностей отдельно не отражается.

В «Справе о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых сче­тах» бухгалтерского баланса также содержится информация о матери­ально-производственных запасах, принятых на ответственное хранение, переданных в залог, полученные в качестве залога, принятых в переработку.

3.4 Инвентаризация производственных запасов

Сохранность и правильное оформление операций по движению ма­териально-производственных запасов подтверждаются результатами пе­риодически проводимой инвентаризации.

Согласно п. 2 ст. 12 Закона «О бухгалтерском учете» проведение инвентаризации обязательно:

-        при преобразовании государственного или муниципального унитар­ного предприятия, сдаче имущества в аренду, продаже или выкупе;

-        при смене материально-ответственного лица;

-        перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

-        при установлении фактов хищения, злоупотребления или порчи за­пасов;

-        в случае форс-мажорных обстоятельств (пожар, наводнение и т.п.);

-        при реорганизации и ликвидации организации;

-        в других случаях, предусмотренных действующим законодательством (по заданию правоохранительных и иных органов и пр.).

Основная цель инвентаризации - выявление фактического наличия производственных запасов в натуральном и стоимостном выражении.

По объему проверки инвентаризации подразделяются на сплошные и выборочные, а по времени - на плановые и внезапные.

В процессе инвентаризации проверяются сохранность производственных запасов; правильность их хранения, отпуска, состояния весо­вого и измерительного инструмента; порядок ведения учета движения материально-производственных запасов.

В хозяйстве ОАО «Вьюны» обеспечен постоянный контроль за сохранностью имеющихся производственных запасов. Проведение инвентаризации является важным приемом такого контроля. Посредством инвентаризации контролируется как сохранность хозяйственной собственности, так и правильность ведения бухгалтерского учета.

Организует и руководит проведением инвентаризации руководитель организации ОАО «Вьюны» или его заместитель, или главный бухгалтер. Работу по проведению инвентаризации осуществляет комиссия, состоящая из ком­петентных лиц, которая назначается приказом руководителя организации.

Бухгалтер к моменту проведения инвентаризации составляет инвен­таризационную опись производственных запасов по складам (форма № инв-3). Складские операции в этот период не производятся; заведу­ющий складом в данной описи дает расписку в том, что все документы склада записаны в карточки учета материалов и сданы в бухгалтерию организации.

При инвентаризации производственных запасов проводится проверка их наличия на определенную дату путем пересчета, взвешивания или определения их объема и сопоставления полученных фактических данных с данными бухгалтерского учета.

Для выявления результатов инвентаризации используется книга остатков материалов, в которой предусмотрены специальные графы для записи остатков материалов в натуре по данным инвентаризационных описей.

В ОАО «Вьюны» один раз в год проводится полная инвентаризация которая охватывает все производственные запасы в целом. При необходимости проводится и частичная инвентаризация производственных запасов.

Полная инвентаризация проводится перед составлением годовой бухгалтерской отчетности в сроки, установленные специальной инструкцией по проведению инвентаризации. Кроме годовой инвентаризации бухгалтер материально-производственной группы проводит проверку наличия остатков в натуральном выражении в течение года. Так, нефтепродукты проверяют ежеквартально, хотя следовало бы проверять их ежемесячно. Остатки кормов, семян, минеральных удобрений проверяются каждое полугодие: на 1 июля и на 1 декабря текущего года.

Во всех случаях расхождения, выявленных в результате инвентари­зации (излишки или недостачи), оформляются посредством составления сличительных ведомостей и оцениваются по фактической себестоимос­ти. Ценности, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию с умень­шением общехозяйственных расходов (Дебет 10 «Материалы» – Кредит 26 «Общехозяйственные расходы»). Недостача ценностей списывается на счет 94 «Недостачи и потери от порчи цен­ностей» с уменьшением их стоимости и количества по счетам матери­альных ценностей (кредит счета 10 «Материалы»).

По решению руководителя организации сумма недостачи в преде­лах норм естественной убыли относится на издержки производства: Дебет 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценно­стей». Недостачи сверх норм естественной убыли (по розничным це­нам) относятся на материально ответственных лиц: Дебет 73-2 «Рас­четы по возмещению материального ущерба», кредит 94 «Недо­стачи и потери от порчи ценностей» - в сумме фактической стоимости и кредит 98-4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей» - в сумме превышения розничной цены над фактической.

Некомпенсируемые потери материальных ценностей от стихийных бед­ствий относятся на результаты хозяйственной деятельности организа­ции: Дебет 99 «Прибыли и убытки» Кредит 10 «Материалы».

Когда конкретные виновники не установлены, недостачи относятся в состав прочих расходов: Дебет 91 «Прочие доходы и расходы» Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».


[1] Рогуленко Т.М., Харьков В.П. Бухгалтерский учет. – М.: Финансы и статистика, 2005. – С. 167.

[2] Богатая И.Н., Хахонова Н.Н. Бухгалтерский учет. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – С. 174.