Содержание

Какую роль играют организационная и производственная структуры при построении управленческого учета............................................................ 2

С помощью каких методов оценивается эффективность разработки нового продукта......................................................................................................... 6

Список литературы..................................................................................... 11

Какую роль играют организационная и производственная структуры при построении управленческого учета

В условиях рыночной экономики важнейшим фактором нормативного функционирования производства является управ­ленческая деятельность. Она обеспечивается определенной ин­формацией, которая должна удовлетворять требованиям ме­неджеров и иметь соответствующую достоверность и оператив­ность. С помощью информационного обеспечения происходит взаимосвязь между подразделениями, разграничение прав и от­ветственности каждого подразделения перед администрацией предприятия, согласованность отдельных видов деятельности в достижении цели предприятия.

Информационная система подчинена потребностям орга­низационной структуры предприятия. Организационные структу­ры управления отличаются большим разнообразием и зависят от множества факторов. Мы будем рассматривать типовые формы организационной и производственной структур предприятия.

Организационная структура официально находит свое выра­жение в штатном расписании. Фактически она обеспечивает согласованность отдельных видов деятельности предприятия и усилий подразделений по выполнению основных задач и целей. Полная организационная структура предприятия зависит от следующих факторов:

• характера производства и его отраслевых особенностей, состава выпускаемой продукции, технологии изготовле­ния, масштаба и типа производства, уровня технической оснащенности предприятия;

• форм организации управления: линейная, линейно-функ­циональная, матричная;

• соответствия структуры аппарата управления и иерархи­ческой структуры производства;

• соотношения между централизованной и децентрализо­ванной формами управления;

• соотношения между отраслевой (по продукту) и террито­риальной (по региону) формами управления;

• уровня механизации и автоматизации управленческих ра­бот, квалификации работников, эффективности их труда.

Наличие и влияние этих факторов на каждом предприятии сугубо индивидуальны, и потому структура непрерывно совер­шенствуется. Число управленческих уровней в наиболее гибких организационных структурах доходит до четырех-пяти. Органи­зационная структура определяет состав и соотношение различ­ных уровней управления производством и формы этой организации.   

Производственная структура предприятия показывает состав структуру цехов, служб, их мощность, формы построения и взаи­мосвязи на каждом уровне управления производством. Построение производственной структуры предприятия обусловлено типом и масштабами производства, сложностью технологических процессов, степенью и видами специализации цехов. Различают два типа производственных структур: по про­екту и технологическую.

Производственная структура по продукту предполагает соз­идание самостоятельных производственных подразделений, ори­ентированных на производство и сбыт конкретных видов про­дуктов.

Производственная структура, организованная по однородно­сти технологических операций, предполагает создание производст­венных подразделений, ориентированных на выполнение специальных технологических операций на однотипном оборудовании.

Конкретное хозяйственно-экономическое положение каж­дого подразделения определяется степенью его самостоятель­ности и предоставленных полномочий руководителю подразде­ления. Взаимодействие между внутренними подразделениями, между разными уровнями управления регулируются внутрен­ним экономическим механизмом.

Понятие внутреннего экономического (внутрихозяйствен­ного) механизма включает в себя совокупность средств и инстру­ментов, целенаправленно воздействующих на создание благопри­ятных условий для функционирования и развития как всего пред­приятия, так и его отдельных звеньев. К его основным элементам относятся: планирование, ценообразование, стимулирование, учет, контроль и регулирование. Связь между элементами внутреннего хозяйственного механизма реализуется через систему показателей оценки и контроля за деятельностью подразделений предприятия, показателей измерения и оценки объема продукции и выполнен­ных работ, через состав затрат, включаемых в собственные расхо­ды подразделения, и выявление результатов хозяйствования.

Организационная и производственная структуры предпри­ятия и его внутрихозяйственный механизм являются базисом при построении управленческого учета.

В разных отраслях учет организационной деятельности ве­дется по-разному. Общими принципами являются:

1. Удовлетворение потребностей персонала разных уровней управления в необходимой для принятия решений информации.

Управленческий учет как система должен быть организован на предприятиях в трех уровнях: нулевом, первом, последующих.

2. Обоснованность по отношению к каждому производствен­ному подразделению, где возникают затраты принципа "затраты - объем переработки сырья - прибыль".

Затраты можно признать в достаточной степени обоснован­ными, если производственные мощности подразделений будут иметь оптимальную загрузку.

3. Обобщение информации по центрам возникновения затрат, ответственности и рентабельности.

Обязательным в сводном учете является отражение собст­венных затрат подразделений, величины трансфертных цен на материальные ресурсы и готовую продукцию, уровня прибыли.

4. Контроль за объемом производства, собственными затра­тами и прибылью каждого подразделения базируется на исполне­нии планов и смет.

Построение учета затрат в соответствии с организационной структурой позволит связать деятельность и ответственность конкретных лиц с результатами работы всего предприятия. В этом случае важным является принцип увязки смет структур­ных подразделений с общими сметами предприятия.

С помощью каких методов оценивается эффективность разработки нового продукта

Выработка концепции производства нового продукта требует подробного анализа проводимой политики, плановой и опыта работы. Важным при этом является определение – это совершенно новый продукт или модификация уже производимого продукта. Новым называют продукт, который обладает новыми свойствами и добавляются к существующему ассортименту. Новые изделия могут быть абсолютно новыми или состоять из комбинаций новых приспособлений и механизмов без изменения самого  продукта.

  Производство абсолютно новых продуктов требует инвестиций. Поэтому принятие решения по производству новой продукции опирается на  процедуры принятия решения по инвестициям, осуществляемые на высшем уровне управления предприятием.

   Целью управления инвестициями является определение основных стратегических направлений в следующих областях:  разработка и внедрение новой продукции; модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции;  дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции. Однако производство новых видов продукции становиться приоритетным направлением стратегии предприятия, которое определяет все остальные направления. Создание инновационного менеджмента предполагает формулу: «Наука—Производство—Продукт».

   Инновационная политика в области разработки новой продукции задает вид, объем и содержание информации, необходимой для принятия решения. Процесс инноваций можно подразделить на  шесть этапов:

Этап 1. Сбор и систематизация информации о технологических изменениях на рынке, нововведениях, поступающих из отделов научно-исследовательских и опытно- конструкторских разработок (НИОКР), маркетинговых подразделениях, аппарата отдела сбыта, торговых посредников, покупателей; сбор и систематизация информации о потенциальных возможностях предприятия в отношении разработки и освоения новой продукции, определение степени и размеров риска; о целевых рынках и тенденциях их развития.

   На этом этапе сбора и  систематизации информации должны быть определены факторы, касающиеся потребности в продукции. Сложность выбора определяется тем, что одни продукты предназначены для удовлетворения потребности, а другие для  стимулирования потребности рынка. Анализ рынка в самом начале исследовательской работы позволяет установить соответствие продукции стандартам, привлекательность ее для покупателей, объемы реализации большими или мелкими партиями и т. д.

Этап 2. Отбор информации, касающейся идей нового продукта, определение возможностей и практической реализации идей; выявление общностей и различий в технологии новых и старых продуктов; соответствие новой продукции специализации предприятия; определение патентной чистоты будущего изделия.

Этап 3. Анализ экономической эффективности будущего продукта проводится вместе с разработкой программы маркетинга: техническая разработка проекта новой продукции; выбор технико-экономических характеристик продукта, оценка спроса и объема продаж; определение  расходов на создание и освоение новой продукции, сроки окупаемости новой  продукции - машин, оборудования, сырья, материалов, рабочей силы и финансов; сроки освоения новой продукции выхода с ней на рынок; анализ и оценка прибыльности производства новой продукции.

Этап 4. Организация производства нового продукта - планирование объема производства каждому производственному подразделению, занятому производством нового изделия; создание образца и проведение технических испытаний на экологичность, безопасность и пр.; разработка наименования товара, его товарного знака, оформления, упаковки, маркировки.

Этап 5. Исследования на ограниченном рынке относительно цены на продукт и др. коммерческих условий (предоставление скидок с цены, коммерческого кредита) в течение не менее трех месяцев; выбор оптимальных каналов реализации; выбор средств и методов рекламы.

Этап 6. Принятие решения о закупке нового продукта в производство (массовое, серийное) на основе расчетов объема продаж, рентабельности продукции, степени удовлетворения спроса и предложения, стабильности связей с покупателями; производственных мощностей, ресурсов, квалификационного состава персонала; общей суммы инвестиций в производство и сбыт, источников финансирования, предполагаемых результатов по прибыли или убыткам на расчетный период.

   На этапах проведения исследовательской работы и разработки нового продукта  важным вопросом становиться определение соотношения расходов на эти цели и объем реализации, соотношения производственных расходов и валовой прибыли (маржинального дохода).

   В качестве важнейшего критерия принятия решения используется оценка влияния внедрения нового продукта на объем реализации в целом по предприятию и объем реализации других изделий, а так же оценка времени окупаемости затрат на разработку, производство, сбыт, рекламу ( обычно считается не более 5 лет, включая трехлетний период от начала массового производства до момента безубыточности).

   Существуют различные методы оценки эффективности разработки нового продукта:

-экспертная оценка;

-ожидаемая норма побыли;

-вероятностный доход;

-оценка динамики ожидаемой прибыли.

   Многомерность критериев оценок:  притягательность отрасли, влияние и проникновение в нее конкурентов; возможности использования новых разработок для усовершенствования уже производимых товаров;  влияние производства и сбыта нового продукта на финансовое положение предприятия.

   Успех  продукта во многом гарантирован  установлением цены на продукт. Основным критерием определения цены на продукт выступает цена на старый или аналогичный продукт на  рынке. Поскольку рынок и продукт на нем постоянно меняются, то появление нового продукта уже представляет определенный стимул для других производителей. Отсюда - разворачивание рекламной компании, параллельный выпуск продукции, аналогичной по функциональной роли рекламируемому продукту,  создание для такого продукта « своего» рынка или на менее броские продукты устанавливают цены с учетом гибкости спроса (повышение цены и снижение объемов производства).

  В любом случае для установления и расчета цены на новый продукт используется коэффициенты расходов и прибыли,  точка реализации и  графики безубыточности продукта. При наличии ряда проектов крупные предприятия делают инвестиции сразу в  несколько, а при последующей, после принятия решения, проверке продуктов производят их отбор. Иногда бывает, что '' неудачный'' продукт в прошлом становится ''успешным'' в будущем. Для установления соответствия цены  и стоимости продукта система составления отчетов об этих показателях  должна быть быстрой и эффективной, в дополнение к отчетам бухгалтера должны составляться отдельные таблицы, характеризующие поведение нового продукта.

   После выпуска продукта проводят проверку процесса его реализации. Информация о темпах реализации нового продукта и факторах, влияющих на величину реализации, регулируются в бухгалтерском отчете.

Кроме того, используются другие методы изучения поведения нового продукта   на рынке. Это - почтовая корреспонденция, опросы частных лиц с помощью вопросников или по телефону. Помимо оценки нового продукта исследуются условия, при которых данный продукт был приобретен покупателем,  что важно при определении цены, оценке будущих продуктов и рекламе.

Список литературы

·         Аксененко А.Ф., Бобижонов М.С., Паримбаев Ж.Ж. Управленческий учет на промышленных предприятиях в условиях рыночных отношений. – М., 2004.

·         Андреев В.А., Пенкин Г.П. Автоматизированные системы управления предприятиями. – М., 2004.

·         Бенке Р.Л., Холт Р.Н. Полный цикл финансового учета / Под ред. Ерешко Ф.И. М.: АО «Виктори», 2004г.

·         Карпова Т.П. Управленческий учет. – М., 2001.

·         Мельник М.В. Анализ и оценка систем управления на предприятиях. – М., 2004.

·         Ткач В.И., Ткач М.В. Управленческий учет, М.: Финансы и статистика, 2004 г.

·         Ярупова А. Управленческий учет под ред. Я.В.Соколова, М.: Финансы и статистика, 2001г.