Содержание

На основе анализа текстов конституций сравните полномочия парламентов в СШАl, Италии, Франции, Германии. Найдите общее и покажите особенности применительно к каждой стране_________________________________ 3

Проведите сравнительный анализ формы правления в Италии, Японии, ФРГ. Покажиme общие и отличительные признаки_____________________ 12

Список литературы____________________________________________ 15

На основе анализа текстов конституций сравните полномочия парламентов в США, Италии, Франции, Германии. Найдите общее и покажите особенности применительно к каждой стране

Франция

Раздел IV. Парламент

Статья 24

Парламент состоит из Национального собрания и Сената.

Депутаты Национального собрания избираются прямым голосованием.

Сенат избирается путем косвенного голосования. Он обеспечивает представительство территориальных коллективов Республики. Французы, проживающие за пределами Франции, представлены в Сенате.

Статья 25

Органический закон устанавливает продолжительность полномочий каждой палаты, число ее членов, их вознаграждение, условия их избрания, режим неизбираемости и несовместимости.

Он устанавливает также условия, на которых замещаются вакантные места депутатов и сенаторов вплоть до полного или частичного обновления каждой палаты, членами которой они являются.

Статья 26

Член Парламента не может быть подвергнут преследованию, розыску, аресту, задержанию или суду за высказанное им мнение или голосование при исполнении своих функций. Член Парламента может быть подвергнут в порядке уголовного или полицейского преследования аресту или иной превентивной либо ограничивающей свободу мере только с разрешения бюро палаты, в которой он состоит. Это разрешение не требуется в случае задержания с поличным на месте преступления или окончательного осуждения.

Заключение под стражу, превентивные или ограничивающие свободу меры либо преследование члена Парламента приостанавливаются в период сессии, если палата, в которой он состоит, того потребует.

Заинтересованная палата собирается по полному праву на дополнительные заседания для осуществления в случае необходимости мер, указанных в предыдущем абзаце.

Статья 27

Любой императивный мандат недействителен.

Право голосования члены Парламента осуществляют лично.

Органический закон может разрешить в виде исключения делегирование голоса. В этом случае никому не может быть передано более одного мандата.

Статья 28

Парламент собирается по праву на обычную сессию, которая начинается в первый рабочий день октября и заканчивается в последний день июня.

Число дней заседаний, которые каждая палата может проводить в течение сессии, не может превышать 120. Сессионные недели устанавливаются для каждой палаты.

Премьер-министр после консультации с председателем соответствующей палаты или большинством членов каждой палаты может принять решение о дополнительных днях сессии.

Дни и часы заседаний определяются каждой палатой.

Статья 29

Парламент собирается на внеочередную сессию по требованию Премьер-министра или большинства членов Национального собрания по определенной повестке дня.

Когда внеочередная сессия проводится по требованию членов Национального собрания, декрет о ее закрытии издается тотчас после того, как Парламент исчерпал повестку дня, для рассмотрения которой он был созван, но не позднее чем через 20 дней после его созыва.

Только Премьер-министр может потребовать созыва новой сессии до истечения месяца, следующего за изданием декрета о закрытии сессии.

Статья 30

За исключением случаев, когда Парламент собирается по полному праву, внеочередные сессии открываются и закрываются декретом Президента Республики.

Статья 31

Члены Правительства имеют доступ в обе палаты. Они должны быть заслушаны, когда они того потребуют.

Они могут прибегнуть к помощи комиссаров Правительства.

Статья 32

Председатель Национального собрания избирается на срок легислатуры. Председатель Сената избирается после каждого частичного обновления этой палаты.

Статья 33

Заседания обеих палат являются публичными. Полный отчет о дебатах публикуется в Официальном вестнике.

Каждая палата может заседать в качестве секретного комитета по требованию Премьер-министра или одной десятой части ее членов.

Раздел V. Об отношениях между Правительством и Парламентом

Статья 34

Законы принимаются Парламентом.

Закон устанавливает нормы, относящиеся к:

- гражданским правам и основным гарантиям, предоставляемым гражданам для осуществления публичных свобод; обязанностям, касающимся граждан и их имущества, обусловленным задачами национальной обороны;

- гражданству, гражданскому состоянию и правоспособности, семейно-имущественным отношениям, наследованию и дарению;

- определению преступлений и деликтов, а также налагаемых за них наказаний; уголовному судопроизводству, амнистии; созданию новых судебных инстанций и статусу магистратов;

- источникам, ставкам и условиям взимания всякого рода налогов; порядку денежной эмиссии.

Закон устанавливает также нормы, касающиеся:

- порядка выборов в палаты Парламента и органы местного самоуправления;

- установления категорий публичных учреждений;

- основных гарантий, предоставляемых гражданским государственным служащим и военнослужащим;

- национализации предприятий и передачи собственности предприятий публичного сектора в частный.

Закон определяет основные принципы:

- общей организации национальной обороны;

- свободного управления местных коллективов, их компетенции и доходов;

- образования;

- трудового права, профсоюзного права и социального обеспечения.

Финансовые законы определяют доходы и расходы государства с соблюдением условий и оговорок, предусматриваемых органическим законом.

Законы о финансировании социального страхования определяют общие условия его финансовой сбалансированности и, с учетом предполагаемых поступлений, фиксируют цели расходов соблюдением условий и оговорок, предусмотренных органическим законом.

Программные законы определяют цели экономической и социальной деятельности государства.

Положения настоящей статьи могут быть уточнены и дополнены органическим законом.

Статья 35

Объявление войны разрешается Парламентом.

Статья 36

Осадное положение вводится декретом Совета министров.

Продолжение его на срок свыше 12 дней может быть разрешено только Парламентом.

Статья 37

Вопросы, не входящие в сферу законодательства, носят регламентарный характер.

Законодательные акты, изданные по этим вопросам, могут быть изменены декретами, принятыми после заключения Государственного совета. Те из этих актов, которые будут приняты после вступления в силу настоящей Конституции, могут быть изменены декретом только после установления Конституционным советом их регламентарного характера на основании содержания предыдущего абзаца.

Статья 38

Правительство может для выполнения своей программы просить Парламент о разрешении в течение ограниченного срока осуществлять путем ордонансов меры, которые обычно относятся к области законодательства.

Ордонансы принимаются Советом министров после заключения Государственного совета. Они вступают в силу после их опубликования, но теряют силу, если законопроект об их утверждении не внесен в Парламент до истечения срока, установленного законом о делегировании полномочий.

По истечении срока, упомянутого в первом абзаце настоящей статьи, ордонансы по вопросам, входящим в законодательную сферу, могут быть изменены только законом.

Статья 39

Законодательная инициатива принадлежит одновременно Премьер-министру и членам Парламента.

Законопроекты обсуждаются в Совете министров после заключения Государственного совета и вносятся в бюро одной из палат. Финансовые законопроекты вносятся в первую очередь в Национальное собрание.

Статья 40

Предложения и поправки, внесенные членами Парламента, не могут быть приняты, если следствием их принятия явится либо сокращение государственных ресурсов, либо увеличение государственных расходов.

Статья 41

Если в ходе законодательной процедуры обнаружится, что предложение или поправка не относятся к области закона или противоречат делегированию полномочий, проведенному в соответствии со статьей 38, то Правительство может заявить об их неприемлемости.

В случае разногласий между Правительством и председателем соответствующей палаты Конституционный совет по просьбе той или другой стороны выносит решение в восьмидневный срок.

Статья 42

Обсуждение законопроектов в палате, в которую они внесены, ведется по тексту, представленному Правительством.

Текст, принятый одной палатой, другая палата обсуждает в том виде, в каком он ей передан.

Статья 43

Законопроекты и законодательные предложения по требованию Правительства или палаты, в которую они внесены, могут передаваться на рассмотрение специально создаваемых по этому поводу комиссий.

Проекты и предложения, в отношении которых такое требование не было выдвинуто, - в одну из постоянных комиссий, число которых ограничено шестью в каждой палате.

Статья 44

Члены Парламента и Правительства имеют право вносить поправки. После начала дебатов Правительство может выступить против рассмотрения любой поправки, которая предварительно не рассматривалась в комиссии.

По требованию Правительства палата, рассматривающая законопроект, должна в ходе одного голосования принять решение по всему обсуждаемому тексту или его части, оставляя только те поправки, которые предложены или приняты Правительством.

Статья 45

Любой законопроект или законодательное предложение последовательно рассматривается в обеих палатах Парламента для принятия идентичного текста.

Если в результате разногласий между двумя палатами законопроект или законодательное предложение не были приняты после двух чтений в каждой палате или если после одного чтения в каждой из них Правительство заявит о необходимости срочного рассмотрения, Премьер-министр вправе созвать заседание смешанной паритетной комиссии, обязанной предложить новый текст по спорным вопросам.

Текст, подготовленный смешанной комиссией, может быть представлен Правительством на одобрение обеих палат. Ни одна поправка не может быть принята без согласия Правительства.

Если смешанной комиссии не удается принять согласованный текст или этот текст не будет принят на условиях, предусмотренных предыдущим абзацем, Правительство может после нового чтения в Национальном собрании и Сенате потребовать от Национального собрания принять окончательное решение. В этом случае Национальное собрание может возвратиться либо к тексту, выработанному смешанной комиссией, либо к последнему принятому им тексту, измененному в случае необходимости одной или несколькими поправками, принятыми Сенатом.

Статья 46

Законы, которым Конституция придает характер органических, принимаются и изменяются на следующих условиях.

Законопроект или законодательное предложение ставятся на обсуждение и голосование правомочной палаты только по истечении 15-дневного срока после внесения.

Применяется процедура, предусмотренная статьей 45. Однако при отсутствии согласия между обеими палатами законопроект может быть принят Национальным собранием в последнем чтении только абсолютным большинством его членов.

Органические законы, касающиеся Сената, должны быть приняты в одинаковой редакции обеими палатами.

Органические законы могут быть промульгированы только после объявления Конституционным советом о их соответствии Конституции.

Статья 47

Парламент принимает проекты финансовых законов согласно условиям, предусмотренным органическим законом.

Если Национальное собрание не приняло решение по проекту в первом чтении в течение 40 дней после его внесения, Правительство передает проект на рассмотрение Сената, который должен принять решение в 15-дневный срок. Затем применяется процедура, предусмотренная статьей 45.

Если Парламент не принял решение в течение 70-дневного срока, положения проекта могут быть введены в действие ордонансом.

Если финансовый закон, устанавливающий доходы и расходы на бюджетный год, не внесен в срок, достаточный для его принятия до начала бюджетного года, Правительство в срочном порядке запрашивает у Парламента разрешение на взимание налогов и открывает декретом кредиты, ссылаясь на одобренные статьи бюджета.

Сроки, предусмотренные настоящей статьей, приостанавливаются, если Парламент не заседает. Счетная палата помогает Парламенту и Правительству контролировать исполнение финансовых законов.

Статья 47-1

Парламент принимает проекты законов о финансировании социального страхования согласно условиям, предусмотренным органическим законом.

Если Национальное собрание не приняло решение по проекту в первом чтении в течение 20 дней после его внесения, Правительство передает проект на рассмотрение Сената, который должен принять решение в 15-дневный срок. Затем применяется процедура, предусмотренная статьей 45.

Если Парламент не принял решение в течение 50-дневного срока, положения проекта могут быть введены в действие ордонансом.

Сроки, предусмотренные настоящей статьей, приостанавливаются, если Парламент не заседает или каждая из палат, в течение определенного срока принимает решение не проводить заседание, в соответствии со вторым абзацем статьи 28.

Счетная палата помогает Парламенту и Правительству контролировать исполнение законов о финансировании социального страхования.

Статья 48

Независимо от применения трех последних абзацев статьи 28, повестка дня заседаний палат включает в приоритетном порядке и последовательности, установленной Правительством, обсуждение законопроектов, внесенных Правительством, и законодательных предложений, одобренных им.

По меньшей мере одно заседание в неделю резервируется в приоритетном порядке для вопросов членов Парламента и ответов Правительства.

По меньшей мере одно заседание в месяц резервируется с приоритетом повестки дня, устанавливаемой каждой палатой.

Статья 49

Премьер-министр после обсуждения в Совете министров ставит перед Национальным собранием вопрос об ответственности Правительства в связи с его программой или общеполитической декларацией.

Национальное собрание выражает недоверие Правительству путем голосования резолюции порицания. Такая резолюция допустима, если она подписана по меньшей мере десятой частью членов Национального собрания. Голосование проводится только через 48 часов после ее внесения. Подсчитываются только голоса, поданные за резолюцию порицания, которая может быть принята лишь большинством голосов членов, составляющих Собрание. Однако в предусмотренном предыдущим абзацем случае депутат не может подписывать более трех резолюций порицания в течение обычной сессии и более одной - в течение внеочередной сессии.

Премьер-министр может после обсуждения в Совете министров поставить перед Национальным собранием вопрос об ответственности Правительства в связи с голосованием по конкретному проекту. В этом случае проект считается принятым, если не будет внесена в последующие двадцать четыре часа и принята согласно условиям, предусмотренным в предыдущем абзаце, резолюция порицания. Премьер-министр имеет право просить Сенат об одобрении общеполитической декларации.

Статья 50

Если Национальное собрание примет резолюцию порицания или если оно не одобрит программу или общеполитическую декларацию Правительства, то Премьер-министр должен вручить Президенту Республики заявление об отставке Правительства.

Статья 51

Закрытие обычной сессии или внеочередных сессий откладывается по праву, чтобы позволить в случае необходимости применение статьи 49. С этой же целью по праву проводятся дополнительные заседания.

Германия

В соответствии с Основным законом народ осуществляет власть также опосредованно через органы законодательства (Бундестаг и Бундесрат), управления (Федеральное собрание, Федеральный президент, Федеральное правительство) и правосудия (Федеральный конституционный суд, Федеральная общая судебная палата, федеральные специальные суды).

Бундестаг - высший орган народного представительства, осуществляющий законодательство, выборы Федерального канцлера и контроль за деятельностью Федерального правительства (председатель Бундестага 14-го созыва социал-демократ В.Тирзе).

Бундесрат, или Федеральный совет, - орган представительства федеральных земель как субъектов германской федерации. Посредством этого органа федеральные земли участвуют в осуществлении законодательной и исполнительной власти Федерации, а также в делах Европейского Союза (ст. 50). Порядок его формирования и состав не имеют аналогов в современной парламентской практике: он формируется из числа премьер-министров правительств земель и назначаемых ими наиболее влиятельных министров(всего от трех до шести представителей правительства в зависимости от численности населения соответствующей земли). Можно предположить, что 69 членов Бундесрата наделены императивным мандатом в отличие от депутатов Бундестага, обладающих свободным мандатом. Несмотря на оригинальный характер формирования и состава, Бундесрат по своим полномочиям и процедуре деятельности имеет сходство с верхней палатой парламента. Например, участвуя в законодательстве, Бундесрат к середине 90-х гг. "провалил" около 50 федеральных законов.

США

Состоит из двух палат - сената и палаты представителей. Заседания конгресса проходят в здании Капитолия, расположенного на холме в центре Вашингтона.

  Палата представителей. По конституции США каждый штат должен быть представлен в палате по крайней мере одним членом.

  Члены палаты представителей избираются на двухлетний срок, следовательно, каждые два года состав палаты представителей обновляется, этим же интервалом измеряется срок полномочий всего конгресса каждого созыва. Конгресс каждого  созыва проводит две сессии, начинающиеся в январе и продолжающиеся с перерывами почти в течение всего года.

Каждый штат представлен в сенате двумя членами, т.е. в его состав входят 100 сенаторов. Каждый сенатор избирается на шестилетний срок. В отличие от палаты представителей каждые два года подлежит переизбранию лишь треть сенаторов, что обеспечивает определенную стабильность состава этой палаты и  преемственность в ее деятельности. По традиции сенат занимает более привилегированное положение, чем палата представителей.

Конституционные полномочия конгресса весьма широки. Самое важное место среди них занимают прерогативы в финансовой области - то, что в США принято называть "властью кошелька". Конгресс устанавливает единообразные для всей территории страны налоги, пошлины, подати и акцизные сборы, утверждает федеральный бюджет и выделяет ассигнования на все без исключения государственные акции, занимает деньги в кредит и уплачивает долги от имени Соединенных Штатов, регулирует внешнюю торговлю и т.д.

Конгрессу принадлежит важная функция контроля за деятельностью правительственных учреждений и ведомств.

  Конгресс имеет право объявлять войну, формировать вооруженные силы и выделять ассигнования на их содержание, издавать правила по управлению и организации сухопутных и морских сил.

  Наряду с полномочиями, осуществляемыми совместно обеими палатами, существуют также такие, которые может осуществлять только одна из палат. По конституции все законопроекты о государственных доходах должны исходить от палаты представителей; сенат может предлагать к ним поправки и участвовать в их  обсуждении.

  Важнейшими полномочиями сената являются его участие в принятии Соединенными Штатами Америки международных обязательств в форме договоров и участие в назначении на высшие должности государственного аппарата.

Италия

Согласно ч. 1 ст. 55 Конституции, Парламент состоит из Палаты депутатов и Сената.

Двухпалатная структура итальянского Парламента характеризуется, таким образом, сильной верхней палатой, которая практически равноправна с нижней. Даже в случаях, когда палаты принимают решения совместно, тот факт, что Сенат численно вдвое меньше, чем Палата депутатов, существенного значения не имеет, ибо депутаты и сенаторы при голосовании считаются со своей принадлежностью не к палате, а к политической партии. Расхождения между палатами обычно не носят политического характера. Палаты избираются практически одинаково, и вследствие этого политический состав палат практически идентичен.

Компетенция Парламента очерчена в Конституции очень скупо, что говорит в пользу ее неограниченного характера в сфере общегосударственного ведения. Парламент принимает законы в данной сфере, а также принимает государственный бюджет и контролирует его исполнение, осуществляет политический контроль за деятельностью Правительства, участвует в формировании некоторых государственных органов и выполняет некоторые иные функции.

Проведите сравнительный анализ формы правления в Италии, Японии, ФРГ. Покажиme общие и отличительные признаки

Германия — демократическое, социальное, правовое государство. Она состоит из 16 частично независимых федеральная земля. По форме правления ФРГ — парламентская демократия.

Глава государства — федеральный президент, который выполняет скорее представительские функции и назначает федерального канцлера. Федеральный канцлер является главой Правительства Германии. Он руководит деятельностью Федерального Правительства. Поэтому форму правления Германии часто ещё называют канцлерской демократией. Германия имеет федеративное устройство.

Бундестаг (парламент) и Бундесрат (орган представительства земель) осуществляют законосовещательную и законодательную функции на федеральном уровне и полномочны большинством голосов в две трети в каждом из органов вносить изменения в Конституцию. На региональном уровне законотворчеством занимаются парламенты земель.

По форме правления ФРГ - парламентарная республика. Республиканский принцип закреплен в ст.28: “конституционный строй в землях должен соответствовать принципам республиканского, демократического и социального правового федерального государства”.

Демократическое государство - в ФРГ вся власть принадлежит немецкому народу. Указывается, что народ осуществляет эту власть путем выборов и голосования, через специальные органы законодательства, исполнительной власти и правосудия (ч.2 ст.20). ОЗ указывает формы реализации власти народа через институты прямой и представительной демократии. Германский законодатель отдает предпочтение представительной демократии (!). Ограничено проведение референдумов, народных инициатив, народных опросов, эти институты прямой демократии могут проводиться лишь по узкому кругу вопросов (ст. 29), например изменения территориального деления федерации. В 1996 г. - референдум по поводу объединения земли Бранденбург и Западного Берлина. Население Западного Берлина - «за», население Бранденбурга - «против». Референдум окончился ничем.

Правовое государство - это государство, которое обеспечивает примат права в его организации и деятельности и взаимоотношениях с обществом и гражданами (в отличие от российской конституции это не декларация, а реальное положение). Черты правового государства:

1)Обязательное соблюдение государственной властью закрепленных в конституции основных прав (непосредственно действующее правило);

2)Верховенство конституции и закона (ч.3 ст.20);

3)Учреждение независимого суда (ст.97), запрещение создания чрезвычайных судов (ч.1 ст.101);

4)Запрет придания закону обратной силы (ч.3 ст.103);

5)Приоритет общепризнанных норм МП, которые объявляются составной частью федерального права, и непосредственно вытекающих из них прав и свобод физических и юридических лиц, находящихся под юрисдикцией Германии (ст.25).

ФРГ - социальное государство (ч.1 ст.20). Этот принцип в ОЗ не конкретизируется. Нормативное содержание принципа можно понять только на практике. Констатация социального характера государства - это задача, цель и правовая норма одновременно. Правовая доктрина ФРГ считает, что социальное государство - это то государство, которое помогает слабому повлиять на распределение благ в духе справедливости, чтобы обеспечить каждому немцу достойное человека существование. Государство должно гарантировать прожиточный минимум. Ответственность государства - субсидиарная. Существует примат личной ответственности каждого индивида за собственное благополучие (кроме случаев определенных умственных или физических дефектов). Именно поэтому ФРГ помогает прежде всего социально слабым. ФРГ берет на себя ответственность за доступ каждого немца к таким жизненно важным благам, как жилье, питание, образование, помощь в случае болезни и т.п.

ФРГ - федеративное государство (ч.1 ст. 20). Принцип федерализма - основной принцип конституции. Закрепляется вечность, нерушимость этого принципа конституции (ч.3 ст.79), не допускается изменение положений конституции, затрагивающих деление федерации на земли и сотрудничество земель (не подлежат пересмотру). Но это не значит, что не могут изменяться федеральные формы организации земель (!).

Государственное устройство Италии определяется конституцией, принятой 22 декабря 1947 г. Конституция почти без поправок действует до настоящего времени и считается одной из самых демократических в мире. Наряду с основными демократическими принципами в ней нашли отражения и антивоенные, антифашистские настроения того времени, таким образом конституция Италии закрепила обширный круг прав и свобод, провозгласила народный суверенитет, объявила антифашизм в качестве официальной политики государства. Прогрессивность конституции также проявилась в учреждении демократического порядка формирования палат парламента, во включении в государственную систему института народной инициативы и референдума, в создании Национального совета экономики и труда.

Формой правления в Италии была выбрана унитарная форма государственного устройства с широкой территориальной автономией для составляющих государство областей. Данная форма весьма близка к классической модели (Французская четвертая республика).

По форме правления Япония представляет собой конституционную монархию, а император является главой государства. Законодательная власть представлена двухпалатным парламентом, включающим палату представителей и палату советников. Палата представителей состоит из 500 депутатов, избираемых на 4 года, а палата советников – из 252 членов, избираемых на 6 лет. Япония представляет собой парламентско-кабинетную форму демократии, в которой исполнительная власть формируется партиями парламентского большинства. В настоящее время правительство, возглавляемое Дзюнъитиро Коидзуми, сформировано Либерально-демократической партией и партией КОМЭЙТО. Ведущими партиями оппозиции являются Демократическая партия, Социал-демократическая партия и Коммунистическая партия.

Список литературы

                    Конституционное право зарубежных стран. /Под ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. - М.: Издат. Группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999.

                    Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. - М.: Белые альвы, 1996.

                    Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. - М.: Издательство «Зерцало», 1998.