КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ТОРГОВЛЕ МОСКОВСКИЙ КОММЕРЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ /Заведующий кафедрой коммерции профессор ГребневА.И. Допустить к защите 23 июня 1995г. ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ НА ОПТОВОМ СКЛАДЕ (на примере АО "ГУМКарачарово") студентки 1Укурса Коммерческого факультета Гехт Риммы Петровны Научный руководитель: доцент кафедры Коммерции Курбатова Т. Я. 20.06.95г. ПЛАН: Введение 1. Роль складов в организации оптовой продажи товаров в условиях рыночной экономики. 2. Организация коммерческой деятельности по опто вой реализации товаров с оптовой базы АО "ГУМ Карачарово" 2.1 Формы и методы оптовой продажи 2.2 Оперативный учет и контроль за продажей товаров. 2.3 Методы стимулирования оптовой продажи то варов. 3 Выводы и предложения. 4. Список использованной литературы. ВВЕДЕНИЕ Переход к рыночной экономике существенно усиливает роль оптовой торговли как связующего звена рыночных отношений. Вместе с тем нынешнее состояние оптовой торговли как товарами народного потребления, так и средствами производства, не отвечает требованиям экономической реформы в стране. Основными недостатками в деятельности государственных оптовых торговых предприятий являлась слабая заинтересованность и недостаточная экономическая ответственность за формирование товарных ресурсов и организацию товародвижения в соответствии с нуждами внутреннего рынка. Эти недостатки вызваны административнораспределительным характером тех Функций, которые преобладали а работе оптовых систем, их монопольным положением как распределителя и контролера товародвижения. В результате отсутствия конкуренции между оптовыми предприятиями, у них возникала искусственная гарантированность сбыта основной массы товаров. Государственная оптовая торговля прибегала к навязыванию товаров розничной торговле и админист ративному вмешательству в формирование хозяйственных связей, в связи с этим многие розничные предприятия испытывали недоверие к оптовым предприятиям как к поставщикам товаров, что приводило к нерациональному формированию складского хозяйства в розничной торговле, его гипертрофии и распыленности, хроническим диспропорциям в размещении товарных запасов между торговыми звеньями. Действуюшая в 199l1992r. г. система оптовой торговли сложилась как составная часть административнокомандного экономического механизма. В отрасли неоднократно предпринимались организационноэкономические меры по улучшению работы оптового звена, эти •меры давали определенные локальные результаты, но не могли устранить тех принципиальных недостатков, которые были порождены общими для административной экономики чертами. Наиболее перспективной формой организации оптовой торговли в настоящее время являются торговые дома, оптовые торговые фирмы и компании с углубленной специализацией товарного ассортимента, ориентацией на ряд производителей и активным развитием системы сбыта. Главная цель любого оптового предприятия повышение социальноэкономической значимости оптовой торговли и создание предпосылок нового для российского рынка цивилизованного подхода к организации оптового распределения, адекватного складывающимся экономическим условиям. Ориентация на потребителя и потребности рынка в сочетании с постоянным поддержанием и расширением ассортимента предлагаемых товаров и услуг является основной задачей в деятельности оптовой торговли. Изучение потребностей региональных рынков дает возможность оптовым фирмам оказывать финансовую и консультационную поддержку российским производителям с целью производства товаров, наиболее полно отвечающих спросу населения, обновления и расширения ассортимента товаров и улучшения их качества. Комплексный подход к осуществлению оптовой деятельности, применение принципов маркетинга, привлечение к работе и связь с ведущими российскими банками и транспортными организациями позволяет оптовым фирмам успешно продавать свои товары, обеспечивая их ритмичную поставку со своих складов в розничную торговую сеть. ЧАСТЬ 1 РОЛЬ СКЛАДОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ОПТОВОЙ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ Под оптовой торговлей понимается деятельность по оказанию торговопоставочных услуг поставщикам и оптовым покупателям. Оптовая торговля обеспечивает эффективность торгового процесса. Вопервых, мелкому производителю с ограниченными финансовыми ресурсами не под силу создать и содержать организацию прямого маркетинга. Вовторых, даже располагая достаточным капиталом, производитель скорее всего предпочтет направить средства на развитие производства, а не на организацию оптовой торговли. Втретьих, эффективность деятельности оптовиков наверняка окажется выше благодаря размаху операций, большему числу деловых контактов в сфере розницы и наличию у них специальных знаний и умений. Вчетвертых, розничные торговцы, имеющие дело с широким товарным ассортиментом, нередко предпочитают закупать весь набор товаров у одного оптовика, а не по частям у разных производителей. Оптовый торговец выступает в роли посредника, не контактируя непосредсвенно с потребителями. Часто задают вопрос, зачем нужно такое промежуточное звено в товарообороте. Однако те операции технического и финансового характера, которые осуществляет оптовый торговец, закупая, складируя и сбывая товары, являются совершенно необходимыми. Оптовиками пользуются, когда с их помощью можно более эффективно выполнить одну или несколько следующих функций; 1. Сбыт и его стимулирование. Оптовики располагают торговым персоналом, который помогает производителю охватить множество мелких клиентов при сравнительно небольших затратах. У оптовика больше деловых контактов, и нередко покупатель доверяет ему более, чем какому-то далекому производителю. 2. Закупки и формирование товарного ассортимента. Оптовик в состоянии подобрать изделия и сформировать необходимый товарный ассортимент, избавив таким образом клиента от значительных хлопот. 3. Складирование. Оптовики хранят товарные запасы, способствуя тем самым снижению соответствующих издержек поставщика и потребителей. 4. Разбивка крупных партий товаров на мелкие. Оптовики обеспечивают клиентам экономию средств, закупая товары в больших количествах и разбивая большие партии на мелкие. 5. Транспортировка. Оптовики обеспечивают более оперативную доставку товаров, поскольку они находятся ближе к клиентам, чем производители. 6. Принятие риска. Принимая право собственности на товар и неся расходы в связи с его хищением, повреждением, порчей и устареванием, оптовики берут на себя часть риска. Склады составляют материальнотехническую базу оптовой торговли. Под складом понимается сооружение или устройство, предназналенное для образования и хранения запаса товаров и выполнение связанных с этим процессов. Помимо хранения на складах выполняется большой комплекс работ, связанных с приемкой, подсортировкой, Фасовкой, упаковкой, отпуском и доставкой товаров в розничную торговую сеть. Оптовая база предприятие оптовой торговли, осуществляющее законченный цикл торговотехнологических операций по закупке, хранению и продаже товаров. Совокупность складов оптовой базы представляет собой складское хозяйство базы. Для любого крупного торгового предприятия, а ГУМ является лидером не только в масштабе города, ко и всей России, в условиях свободного рынка совершенно необходимо иметь свое оптовое звено, способное обрабатывать досаточно большие торговые объемы, поэтому и возникла острая необходимость в создании акционерного обшества "ГУМКарачарово". АО "ГУМКарачарово" сегодняэто подразделение с принципиально новой структурой. Это своего рода эксперимент для самого ГУМа, так как именно в складском хозяйстве "Карачарово" в 1993 году впервые был введен метод хозяйственной самостоятельности. Ваялась она не вдруг и не сразу. Были определенные пробы, попытки реорганизации структуры складского хозяйства. Сейчас все решают инициатива и предприимчивость. Имея колоссальные возможности в "Карачарове" только ленивый не захочет их использовать с максимальной выгодой для Акционерного общества "Торговый дом ГУМ" в целом и для сотрудников "Карачарова". "Когда я впервые увидел складское хозяйство , меня, откровенно говоря, поразили маштабы и потенциальные возможности этого подразделения. Но поразило и реальное состояние дел. Нужно, чтобы весь этот огромный механизм торговой базы с его пока еще, может, громоздкой и недостаточно гибкой структурой работал в едином ритме, а, главное, направлении." ( из интервью Генерального директора АО "ГУМКарачарово" Капускина А. Д. ) Во времена административнохозяйственной системы, когда АО "ГУМКарачарово" было просто складским хозяйством ГУМа, ему были навязаны вышестоящими организациями определенные хозяйственные связи. Но они оказались настолько прочными, что даже в системе рыночной экономики они не только не разрушились, но даже расширились и упрочились, в настоящее время АО "ГУМКарачарово" продает товары, в основном, следующим розничным и оптовым предприятиям: АО "Торговый дом ГУМ" и его дочерним предприятиям ( АО "ГУМБалатон", БалатонКраснодар, "Власта", "Подарки" на улице Тверская, "Симферополь", "Прага", "Ганга", "Русский сувенир", "Будапешт", "Кабул", "Ветеран", "Ядран", универсальный магазин N70); "Карачаровец",г. Москва ЦУМ, г. Астрахань ТОО "Торговый центр", г.Омск универмаг "Юбилейный", г.Тамбов "Зауральский Торговый дом", г. Курган Армавирская торговая фирма "Одежда." Томская фирма "Культторг" "Находкаопт", г. Находка Приморского края АОЗТ "Имидж", г.Белгород ассоциация "Гермес", г. Саратов Финансовые результаты АО "ГУМКарачарово" за первый квартал l995 года выглядят следующим образом (единица измерения тысячи рублей): 1. Финансовые результаты НАИМЕНОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ ПРИБЫЛЬ УБЫТКИ Выручка (валовый доход) от реализации продукции (работ, услуг) 931824 Х Налог на добавленную стоимость Х --- Акцизы Х Затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг) Х 965669 Результат от реализации 199203 Результат от прочей реализации 1244693 Доходы и расходы от нереализационных операций 576288 57982 Курсовые разницы по опреациям в иностранной валюте 103370 ИТОГО прибылей и убытков 1820981 257185 Балансовая прибыль или убыток 1563796 Товарооборот 6583039 2 .Использование прибыли Наименование показателей На конец отчетного периода Платежи в бюджет 623340 Отвлечено на: