Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

         По дисциплине «Деньги, Кредит, Банки»

        На тему «Центральные банки»

                      Выполнила: Варкова

                      Валерия Юрьевна

             Студентка IV курса

              Факультета ФиК

              Группа № 1

              Проверил:

              Личный № 04ффд11862

                Сургут

                 2008 г.

Оглавление

Введение ...……………………………………………………………………….…..…. 3

1. Центральный банк РФ (Банк России) …...……………………….……….…..… 5

          1.1. История создания, место в современной экономике …...……….…..… 5

          1.2. Организационная структура и органы управления

          Центрального банка …...………………………………………………………. 7

          1.3. Цели и задачи деятельности Центрального банка РФ …………....… 10

          1.4. Функции   Центрального  банка РФ …...……………….…….…..…… 12

          1.5. Отчетность и  аудит Банка России …...…….…….……………………. 15        

2. Операции Центрального банка РФ ……...…………….…………………..…… 17

             2.1. Пассивные операции …...………………………………….……………. 17

           2.2. Активные операции …...…………………………………………..……. 17

3. Правовой статус Банка России …..……………………………………..……… 20

4. Денежно – кредитная политика Центрального банка РФ …..…...……….…..22

Заключение ......………………………………………………………………………. 26

Список использованной литературы ….………………………………………. 28

 

Введение

Потребность в Центральных банках возникла в связи с развитием товарно-денежлых отношений на рубеже перехода от феодализма к капитализму около трехсот лет назад. Центральный банк является главным звеном современной банковской системы. Он призван укреплять денежное обращение, защищать и обеспечивать устойчивость национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранной валюте, развивать и укреплять банковскую систему страны. В настоящее время центральные банки обладают монопольным правом на выпуск банкнот, что позволяет им регулировать денежное обращение. Он представляет собой орган государственного регулирования экономики.

Особая роль ЦБ в кредитной системе состоит в том, что он главным образом обслуживает коммерческие банки и государство, являясь для них кредитором последней инстанции. Он находится в государственной собственности и на него возложены функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой кредитной системы страны. Он призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией, и выступает ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики, при этом со стороны Банка России используются, в первую очередь экономические методы управления и только в отдельных случаях административные. Также ЦБ  является регулирующим, контролирующим и исследовательско - информационным центром кредитной системы страны.

Актуальность выбранной мною темы связана с важнейшей ролью Центрального банка  в формировании и регулировании кредитной системы, а также с наличием проблем в функционировании кредитного механизма в современных условиях.

Целью данной работы является определение роли и места Центрального банка.

Для достижения поставленной цели необходимо решить такие задачи как:  

1.     Изучить историю создания и рассмотреть организационную структуру ЦБ.

2.     Определить цели, задачи и функции ЦБ РФ.

3.     Рассмотреть операции ЦБ РФ.

4.     Определить правовой статус и изучить денежно-кредитную политику Банка России.

Объектом исследования курсовой работы является Банк России.

Предметом исследования является роль Центрального банка РФ в кредитно-денежной системе страны.

Из определения предмета и сформулированных задач вытекает структура данной курсовой работы, которая  состоит из введения, трёх глав и заключения. В первой главе курсовой работы рассматриваются история создания и организационная структура ЦБ РФ; цели, задачи деятельности, функции и отчётность Банка России. Реализация функций ЦБ обеспечивается путем проведения им пассивных и активных операций. Их рассмотрение представлено во второй главе. В третей главе рассмотрен правовой статус ЦБ РФ, а в четвёртой главе его денежно-кредитная политика.

При написании контрольной работы использовались Законы Росси, нормативные акты и материалы, полученные с помощью современных способов коммуникации (Internet), учебная отечественная литература, периодические издания.

1.     Центральный банк РФ (Банк России)

1.1.         История создания, место в современной экономике

Центральный Банк - государственное кредитное учреждение, наделённое правом выпуска банкнот, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса, хранения официального золотовалютного резерва, а также является «банком банков», агентом правительства при обслуживании госбюджета (7, 38).

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР и первоначально назывался Государственный банк РСФСР. А 2 декабря Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Центральном банке РСФСР (Банке России), согласно которому Банк России являлся юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков.

В июне 1991 г. был утвержден Устав ЦБ РСФСР (Банка России), подотчетного Верховному Совету РСФСР. В ноябре в связи с образованием Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил ЦБ РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него возлагались функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. Центральному банку РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций. А 20 декабря Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы ЦБ РСФСР (Банку России). Несколько месяцев спустя банк стал называться Центральным банком Российской Федерации (Банком России). После упразднения Госбанка СССР была изменена система счетов, создана сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) ЦБ и началась их компьютеризация. Центральный банк РФ начал осуществлять куплю-продажу иностранной валюты на организованном им валютном рынке, устанавливать и публиковать официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю.

В течение 1991-1992 гг. под руководством Банка России в стране на основе коммерциализации филиалов спецбанков была создана широкая сеть коммерческих банков. С декабря 1992 г. начался процесс передачи Банком России функций кассового исполнения государственного бюджета вновь созданному Федеральному Казначейству. Свои функции, определенные Конституцией Российской Федерации (ст.75) и Законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (ст. 22), банк осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления.

В 1992-1995 гг. в порядке поддержания стабильности банковской системы Банк России создал систему надзора и инспектирования коммерческих банков, а также систему валютного регулирования и валютного контроля. В качестве агента Министерства финансов Банк России организовал рынок государственных ценных бумаг (ГКО) и стал принимать участие в функционировании. С 1995 г. Банк России прекратил использование прямых кредитов для финансирования дефицита федерального бюджета и перестал предоставлять целевые централизованные кредиты отраслям экономики.

С целью преодоления последствий финансового кризиса 1998 г. Банк России проводил политику реструктуризации банковской системы, направленную на улучшение работы коммерческих банков и повышение их ликвидности. В установленных законодательством рамках с рынка банковских услуг были выведены несостоятельные банки. Большое значение для восстановления банковской деятельности в послекризисный период имело также создание Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) и Межведомственного координационного комитета содействия развитию банковского дела в России (МКК). В результате эффективных действий Банка России, АРКО и МКК банковский сектор экономики в середине 2001 г. в основном преодолел последствия кризиса.

Кредитная политика Банка России была ориентирована на поддержание финансовой стабильности и формирование предпосылок, обеспечивающих устойчивость экономического роста страны. Банк России способствовал поддержанию растущей динамики экономики, снижению процентных ставок, инфляционных ожиданий и темпов инфляции. Это привело к некоторому укреплению и стабильности финансовых рынков. В результате взвешенной кредитной политики, проводимой Банком России, увеличились золотовалютные резервы Российской Федерации. Деятельность Банка России в области развития платежной системы была направлена на повышение ее надежности и эффективности для обеспечения стабильности финансового сектора и экономики страны. С целью повышения информационной прозрачности в функционировании платежной системы Банком России была введена отчетность кредитных организаций и территориальных учреждений Банка по платежам, которая учитывала международный опыт, методологию и практику наблюдения за платежными системами.

В настоящее время реформы в банковском секторе продолжаются. Стратегическими целями этих преобразований являются: укрепление устойчивости банковской системы; повышение качества реализации банковским сектором функций по аккумулированию сбережений населения, средств предприятий, их трансформации в кредиты и инвестиции; предотвращение использования кредитных организаций для недобросовестной коммерческой практики. Сегодня фактическое место, занимаемое Банком России в финансово-кредитной системе страны, практически не отличается от последних в странах, входящих в семерку наиболее развитых; незначительные отклонения могут  лишь быть объяснены путем исторического развития банковских систем (6)

1.2.         Организационная структура и органы управления

Центрального банка РФ

На основании законодательных актов была отменена государственная монополия в банковской системе и создана новая двухуровневая финансовая система. Первый уровень - Национальный банк России, второй - коммерческие банки.  Деятельность этих банков тесно взаимосвязана (8; 3).

1 уровень

Национальный банк России

2 уровень

Коммерческие банки

Государственные

Частные

Акционерные

Паевые

Открытого типа

Закрытого типа

               

Рис. 1.1.  Банковская система России (5; 223).

Банк России образует единую  централизованную  систему  с вертикальной структурой управления.  В систему Банка России входят центральный  аппарат,  территориальные учреждения,  расчетно-кассовые  центры,  вычислительные  центры,  полевые учреждения,  учебные  заведения  и  другие  предприятия,   учреждения   и организации,  в  том  числе  подразделения  безопасности   и   Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности  банка.

Национальные банки республик являются территориальными  учреждениями Банка России. Территориальные учреждения Банка России не имеют статуса юридического лица и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров (9, 257).

В соответствии со ст.12 Устава ЦБ РФ, утвержденного постановлением Президиума Верховного Совета РФ от 24 июня 1991 года, управление Банком России осуществляется Председателем и Советом директоров Банка России. Совет директоров ¾ коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление Банком России.

В Совет  директоров входят Председатель Банка России и 12 членов Совета директоров. Члены Совета  директоров  работают на постоянной основе в Банке России и  назначаются на должность  сроком на  четыре года Государственной Думой по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ. Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на четыре года большинством  голосов  от  общего числа депутатов (ст.103 КРФ). Кандидатуру для назначения на должность  Председателя  Банка  России представляет  Президент РФ. Одна кандидатура не может вноситься более двух раз. Одно и то же лицо не может  занимать  должность  Председателя  Банка России более трех сроков подряд.

Председатель Банка России без доверенности действует от имени Совета, представляет интересы Банка России во всех отечественных и иностранных банках, на предприятиях, в учреждениях и организациях, распоряжается в пределах своих полномочий имуществом, фондами и другими средствами Банка, заключает договоры, открывает необходимые для хозяйственной деятельности расчетный и другие счета, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников банка и его учреждений, предприятий и организаций. Председатель Банка России может передавать отдельные полномочия членам Совета директоров

Совет  директоров  выполняет следующие функции:

1)    Разрабатывает и обеспечивает  выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики (во взаимодействии с Правительством Российской Федерации).

2)    Утверждает  годовой  отчет  Банка России и представляет его Государственной Думе.

3)    Рассматривает и утверждает смету расходов Банка России на очередной год не позднее 31 декабря предшествующего года, а также произведенные расходы, не предусмотренные в смете.

4)    Определяет структуру Банка России.

5)    Устанавливает  формы  и  размеры  оплаты труда Председателя Банка России,  членов Совета директоров, заместителей Председателя Банка России и других служащих Банка России.

6)    Принимает решения: о создании и ликвидации учреждений и организаций  Банка  России; об установлении  обязательных нормативов для кредитных организаций в соответствии со статьей 61 настоящего Федерального закона; о величине резервных требований; об изменении процентных ставок Банка России; об определении лимитов операций на открытом рынке; об участии в международных организациях; об участии в капиталах организаций, обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих; о купле  и  продаже  недвижимости для обеспечения деятельности Банка России, его учреждений, организаций и служащих; о применении прямых количественных ограничений; о выпуске и изъятии банкнот и монеты из обращения,  об общем  объеме выпуска наличных денег; о порядке формирования резервов кредитными организациями.

7)    Вносит  в Государственную Думу предложения об изменении уставного капитала Банка России.

8)    Утверждает порядок работы Совета директоров.

9)    Назначает главного аудитора Банка России.

10) Утверждает внутреннюю структуру Банка России,  положения о подразделениях Банка России,  учреждениях Банка России,  уставы  организаций Банка России,  порядок назначения руководителей подразделений, учреждений и организаций Банка России.

11) Определяет  условия  допуска  иностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации и д.р. (8)

Подводя итог, можно отметить, что именно с целью не дать возможность какой либо ветви получить полный контроль над таким важнейшим институтом как ЦБ и был принят данный принцип утверждения на руководящие посты, когда в назначении Председателя Банка России  участвуют, по крайней мере, два высших института власти. В дальнейшем данный принцип прослеживается и через всю организацию ЦБ, где основные полномочия даны именно коллегиальному органу.

1.3.         Цели и задачи деятельности Центрального банка РФ

Практически во всех странах существуют законодательные акты, определяющие

полномочия ЦБ и регламентирующие его деятельность.

Основными целями деятельности Банка России являются:

 -      Защита, обеспечение стабильности и устойчивости  национальной валюты - рубля,   в   том   числе   её покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам.

 -  Развитие, укрепление, обеспечение стабильности и ликвидности  банковской системы Российской Федерации.

 - Обеспечение эффективности, надежности и бесперебойности функционирования системы расчётов.

Для этого ЦБ РФ наделяется функциями и полномочиями высшего органа государства по разработке и осуществлению денежно – кредитной политики.

Основными задачами Банка России являются:

1) Укрепление денежного обращения в стране. Проводимые меры направлены на: - поддержание покупательной способности денег внутри страны; - поддержание стабильного соотношения между национальной валютой и твердыми иностранными валютами; - сохранение долгосрочного равновесия платежного баланса.

2) Предотвращение или, по крайней мере, сглаживание финансовых спадов. Для этой цели центральный банк использует кредитные ресурсы, направляя их в приоритетные отрасли и на цели увеличения производства.

3) Управление государственным долгом, т.е. изменять ту его часть, которая представлена прямыми и гарантированными облигациями. Прямые облигации - это облигации, выпущенные самим правительством, а гарантированные - это облигации, выпущенные под правительственную гарантию государственными корпорациями. ЦБ определяет условия их выпуска и место размещения.

Операции с государственными ценными бумагами позволяют: обеспечить рыночное финансирование бюджетного дефицита; способствовать проведению более эффективной денежной политики и обеспечить фундамент, на котором будут развиваться все прочие элементы рынка капитала.

4) Регулирование деятельности банков, проведение единой процентной политики.

5) Защита интересов вкладчиков, банков.

6) Надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений.

7) Осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Успешное выполнение задач Центральным банком способствует быстрому развитию рыночной экономики. Таким образом, ЦБ регулирует деятельность банковской системы в пределах прав и полномочий  и несёт ответственность перед обществом за функционирование банковской системы в целом, сглаживает перепады в уровне деловой активности и стимулирует рост национальной экономики. На выполнение этих основных задач направлены и функции банка (5; 225).     

1.4. Функции   Центрального  банка РФ

В современных условиях Центральный банк выполняют следующие функции:

1. Эмиссия банкнот.

За Банком России как представителем государства законодательно закреплено осуществление эмиссии  наличных  денег,  организация  их  обращения  и изъятия из обращения на территории  РФ. Объемы эмиссии наличных денег регулируются банком с расчетом общих затрат его денежно-кредитной политики. Сам выпуск наличных денег осуществляется путем продажи банкнот и монет коммерческим банкам в обмен на их резервы в ЦБ. Совет директоров принимает решение о выпуске в  обращение новых банкнот и монеты и об изъятии старых, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков.

Значение функции эмиссионного центра снижены, т.к. банкноты составляют незначительную часть денежной массы промышленно развитых стран. Однако, банкнотная эмиссия по-прежнему необходима, поскольку наличность необходима для значительной части платежей и обеспечения ликвидности кредитной системы, которая должна иметь средства окончательного погашения долговых обязательств. Чем выше доля наличного обращения в стране, тем важнее значение банковской эмиссии.

2.     Функция “банка банков”.

Главными  клиентами ЦБ являются кредитные учреждения, в основном коммерческие банки. Коммерческие банки выступают посредниками между экономикой и Центральным банком.

Обслуживание коммерческих банков по пассивным операциям заключается в том, что для обеспечения своей ликвидности коммерческие банки хранят в ЦБ часть своих денежных средств в виде кассовых резервов. Такие резервы называются обязательными банковскими резервами. Центральный банк является для коммерческих банков кредитором последней инстанции. Он осуществляет кредитование коммерческих банков в виде переучета векселей, а также перезалога их ценных бумаг.

Банк России является органом банковского регулирования  и надзора за деятельностью кредитных организаций. Главная цель  банковского  регулирования  и  надзора -  поддержание стабильности  банковской   системы,   защита   интересов   вкладчиков и кредиторов. Контроль за деятельностью банков  проводится с целью обеспечения устойчивости отдельных банков и предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством. Банк  России  не  вмешивается  в  оперативную   деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

3. Банк правительства.

Центральный банк выступает главным банкиром государства и советником правительства по финансовым и монетарным проблемам. Выполняя функцию финансового агента правительства, ЦБ осуществляет кассовое исполнение бюджета - прием, хранение и выдачу государственных бюджетных средств, ведение учета и отчетности. В основу кассового исполнения бюджета положен принцип единства кассы, т.е. все мобилизованные государственные доходы направляются на единый счет министерства финансов в ЦБ, с которого черпаются средства для осуществления государственных расходов, таким образом, ЦБ выступает кассиром правительства.

Важная роль ЦБ в решении таких проблем, как предоставление кредитов на покрытие государственных расходов и дефицита государственного бюджета, соответствует его функции кредитора государства и управления государственным долгом. Управление государственным долгом осуществляется с помощью операций ЦБ по размещению и погашению займов, кассовому исполнению бюджета, ведению текущих счетов правительства. Государственные займы используются для покрытия бюджетных дефицитов государства посредством  аккумуляции временно свободных денежных средств физических и юридических лиц, предоставляются на определенный срок на условиях выплаты дохода и оформляются удостоверяющими долговыми обязательствами в бумажной или безбумажной форме. Методами управления госдолгом используемыми ЦБ являются: покупка или продажа государственных обязательств с целью воздействия на их курсы и доходность; изменение условий продажи государственных обязательств; повышение привлекательности государственных обязательств для частных инвесторов |1; 60|.

4. Проведение валютной политики.

Центральный банк является проводником государственной валютной политики, включающей в себя комплекс мероприятий, нацеленных на укрепление внешнеэкономических позиций страны. От имени правительства он регулирует резервы иностранной валюты и золота, является традиционным хранителем золотовалютных резервов. Он осуществляет валютное регулирование путем учетной политики и валютной интервенции, а также осуществляет регулирование международных расчетов, платежных балансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов. Как правило, ЦБ представляет свою страну в международных и региональных валютно-финансовых учреждениях. Для  осуществления  своих  функций  Банк  России  может открывать представительства в иностранных государствах.

5.     Проведение денежно-кредитной политики.

Денежно-кредитная политика ЦБ представляет собой совокупность

мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Главными целями денежно-кредитной политики являются: достижение стабильного экономического роста, снижение безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса. ДКП ЦБ направлена либо на стимулирование денежно-кредитной эмиссии - кредитная экспансия (оживление конъюнктуры в условиях падения производства), либо на ограничение денежно-кредитной эмиссии в периоды экономических подъемов - кредитная рестрикция.

При проведении ДКП ЦБ использует комплекс инструментов, которые различаются: по форме их воздействия (прямые и косвенные); по объектам воздействия (предложение денег и спрос на деньги); по характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования (количественные и качественные). Все эти методы используются в единой системе.

Одним из основных принципов определения стратегии ЦБ служит ориентация на регулирование темпа роста денежной массы в национальной экономике или регулирование валютного курса национальной денежной единицы по отношению к какой-либо стабильной иностранной валюте, т.е. на внутренние или внешние показатели. В соответствии с выбранной стратегией ЦБ осуществляет в качестве приоритетной либо денежную, либо валютную политику и используют соответствующие инструменты (9; 387). Функции ЦБ реализуются в их операциях.

1.5. Отчетность и  аудит Банка России

Надзор за деятельностью ЦБ в той или иной его форме осуществляется во всех ведущих капиталистических странах и имеет важное значение для экономики государства в целом.

Банк  России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Поэтому  ежегодно не  позднее  15  мая Банк России представляет Государственной Думе годовой отчет, утвержденный Советом директоров.

Годовой отчет Банка России включает:

 1) отчет о деятельности Банка  России,  анализ  состояния  экономики РФ, в том числе анализ денежного обращения  и  кредита, банковской системы, валютного положения и платежного  баланса  РФ,  а  также  перечень  мероприятий  по  единой   государственной денежно-кредитной политике, проведенных Банком России;

2) годовой баланс, счет прибылей и убытков, распределение прибыли;

3) порядок  формирования  и  направления  использования  резервов  и фондов Банка России;

4) аудиторское заключение по годовому отчету Банка России.

В  соответствии  с  заключенным с аудиторской  фирмой договором Банк  России обязан представлять отчетность и информацию, необходимые для проведения аудиторской проверки. По итогам рассмотрения годового отчета Банка России Государственная Дума принимает решение. Государственная Дума направляет годовой отчет Банка России Президенту РФ,  а также для заключения в Правительство РФ. После утверждения годового отчета Банка России Советом директоров Банк России перечисляет в федеральный бюджет 50 процентов фактически полученной балансовой прибыли по итогам года. Оставшаяся прибыль Банка России направляется Советом  директоров  в  резервы  и  фонды  различного назначения.

Существует также внутренний аудит  Банка  России, осуществляемый службой главного аудита,  непосредственно подчиненной Председателю  Банка  России. Кроме этого, Банк России ежемесячно публикует свой баланс,  данные о денежном обращении, включая динамику и структуру денежной массы, обобщенные данные о своих операциях.

На основании предложения Национального банковского совета Банка России Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Таким образом, для проверки деятельности ЦБ в нашем государстве создана сложная многоуровневая система, включающая контроль центрального банка со стороны Государственной Думы, ежемесячную отчетность, внешний и внутренний аудит (12, 11-15).

2. Операции Центрального банка РФ

2.1. Пассивные операции

Пассивные операции – это операции по формированию банковских ресурсов. Источником образования ресурсов пассивных операций ЦБ служат преимущественно не собственные капиталы и привлеченные вклады, а эмиссия банкнот.  К ним относят:  

  1. Эмиссия банкнот (от 54 до 85% всех пассивов) – главный источник. На современном этапе выпуск банкнот не обеспечен золотом. Отменено официальное золотое содержание денежных единиц (13; 162).

Современный механизм эмиссии банкнот основан на кредитовании коммерческих банков, государства и увеличении золотовалютных резервов. Эмиссия банкнот при кредитовании банков обеспечена векселями и другими банковскими обязательствами; при кредитовании государства - государственными долгосрочными обязательствами, а при покупке золота и иностранных валют - золотом и иностранной валютой. Размеры эмиссии банкнот зависят от активных операций ЦБ. Однако не все ссуды ЦБ кредитной системе  или государству связаны с новым выпуском банкнот. Кредиты могут зачисляться на счета коммерческих банков и казначейства, открытые в ЦБ. В этом случае происходит не банкнотная, а депозитная эмиссия ЦБ.

2. Вклады казначейства и коммерческих банков. Часть средств коммерческие банки обязаны хранить в виде кассовых резервов. Как правило, коммерческие банки имеют определенный остаток на своем корреспондентском счете в ЦБ, который становится сосредоточением денежных резервов коммерческих банков. Центральный банк не уплачивает процентов по депозитам, однако бесплатно осуществляет расчетные операции (13; 166).

3. На долю собственного капитала обычно приходится не более 4%  пассивов ЦБ.

2.2. Активные операции

Активными операциями называются операции по размещению банковских

ресурсов.

К ним относят: 

1. Учетно-ссудные операции представлены двумя видами операций: учетными операциями и краткосрочными ссудами государству и банкам. Главными заемщиками Центральных Банков выступают коммерческие банки и государство.

  К ссудам ЦБ коммерческие банки прибегают для целевого кредитования своих клиентов, а также в период напряженного положения на денежном рынке. Краткосрочные ссуды коммерческим банкам предоставляются под обеспечение простыми и переводными векселями, ценными бумагами и другими активами. Такие ссуды принимают следующие формы:- переучет и перезалог векселей; - перезалог ценных бумаг; - целевые ссуды центрального банка на инвестиционные цели.

  Покупка векселей у коммерческих банков называется переучетом, т.к. при этом происходит вторичный учет векселей, которые коммерческие банки купили у своих клиентов. Учет казначейских векселей служит в большинстве промышленных стран главным инструментом краткосрочного кредитования государства. Перезалог векселей - это краткосрочные ссуды под векселя, предъявленные коммерческим банкам. Перезалог ценных бумаг - выдача банковских ссуд под государственные ценные бумаги, однако в некоторых странах допускается также выдача ссуд под другие виды ценных бумаг (14; 231).

ЦБ предоставляет ссуды правительству обычно на покрытие кассовых разрывов сроком не более одного года.

2. Вложения в государственные ценные бумаги (их покупка) осуществляются ЦБ с целью: 1) главной и даже единственной формой кредитования правительства для покрытия бюджетного дефицита, т.е. предоставление банковских ссуд. Прямое кредитование государства практически отсутствует или ограничено законом;

2) регулирования ликвидности банковской системы и управление государственным долгом в ходе проведения денежно-кредитной политики. Для увеличения ресурсов коммерческих банков ЦБ используют операции типа РЕПО, т.е. покупая у банков государственные ценные бумаги, одновременно берут на себя обязательство обратной последующей продажи этих бумаг через определенный срок по заранее фиксированной цене (11; 165).

  3. Операции на открытом рынке - это продажа и покупка ценных бумаг. Путем операций на открытом рынке эмиссионные банки могут повышать либо понижать общий объем средств у коммерческих банков, предназначенных на финансирование других потребностей, помимо кредитования государства.

В условиях, когда необходимо стабилизировать либо уменьшить массу денег в обращении, удержать рост платежеспособного спроса, снизить инфляцию, ЦБ продает ценные бумаги коммерческим банкам. У последних - уменьшается первичные резервы, вследствие чего сокращается общий объем денежной массы. Также ЦБ может продавать ценные бумаги и другим субъектам (предпринимателям, населению) через систему фондового рынка. В этом случае у коммерческих банков снижаются обязательные резервы, т.к. сокращаются остатки денег на счетах их клиентов.

Если требуется увеличить денежную массу, ЦБ покупает ценные бумаги у коммерческих банков, предприятий, населения. Вследствие этого увеличиваются остатки денег, в том числе и на счетах в банках и соответственно растет объем денег в обращении (1; 96).

Девизные операции - это покупка и продажа ЦБ иностранной валюты для поддержания в определенных пределах курса национальной денежной единицы.

Активные операции ЦБ первичны по отношению к пассивным. Все эти операции соответствуют деятельности Центрального банка как эмиссионного, кредитного и расчетного центра государства.

3. Правовой статус Банка России

Принципы организации и деятельности ЦБ РФ  (Банка  России), его статус, задачи, функции, полномочия определяются Конституцией Российской  Федерации,  Законом о Центральном Банке и другими федеральными законами.

Правовой статус Банка России имеет свои особенности. С одной стороны он является юридическим лицом (ст.2) и может совершать определенные гражданско-правовые сделки с коммерческими банками и государством (бюджетом) (ст.1618), с другой - он наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой РФ (ст.5,1014,1933). Таким образом, Банк России имеет двойственную правовую природу.

Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости (ст.75 КРФ), который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Центральный банк не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.

Уставный капитал и имущество ЦБ РФ являются федеральной собственностью, при этом он наделен имущественной и финансовой самостоятельностью.  Банк России использует их на правах владения,  пользования и распоряжения. ЦБ РФ создает уставный капитал (в размере 3 млрд. рублей) за счет своей прибыли, резервов и фондов различного назначения, необходимых для осуществления им своих функций, а также независимо от прибыли и убытков фонда переоценки по операциям с валютными ценностями. Порядок образования  и  использования резервов и фондов определяется Советом директоров. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, в чём и проявляется финансовая самостоятельность. Получение прибыли не является целью деятельности Банка России (9)

Банку России даны определенные льготы: он не регистрируется в налоговых органах (не платит налогов), хотя и является юридическим лицом. Однако на деятельность ЦБ наложен и ряд ограничений (например, ЦБ РФ не может участвовать в капиталах российских кредитных организаций, в капиталах международных организаций). Кроме того, Государство не отвечает по обязательствам Банка России,  а Банк России ¾ по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Также Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка России, если они не приняли на себя такие обязательства (6)

Для регулирования денежно-кредитной сферы по вопросам, отнесенным к его компетенции, Банк России издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Нормативные акты Банка России не могут противоречить федеральным законам. Банк России в соответствии с КРФ не обладает правом законодательной инициативы.

По своей организационно-правовой форме ЦБ представляет собой:

1. Унитарное предприятие

2.  Государственное учреждение

3. Государственная корпорация

В соответствии с действующим в настоящее время законодательством за ЦБ не может быть однозначно признана никакая из вышерассмотренных организационно-правовых форм.  Но ближе всех Банк России, именно в силу закрепленных за ним имущественных прав, подпадает под определение государственного учреждения. Определение же Центрального банка в качестве государственной корпорации потребует внесения соответствующих изменений в Закон о Центральном банке (11).

4. Денежно – кредитная политика Центрального банка РФ

 

Денежно - кредитная политика (ДКП)- это совокупность мер, направленных на изменение количества денег в обращении, объема банковских кредитов, процентных ставок, на валютный курс, платежный баланс и, следовательно, на состояние экономики страны. Основным проводником ДКП в стране является Центральный банк.

Основные инструменты и методы кредитной политики Банка России определены Законом о Центральном банке РФ, к ним относятся:

Учетная политика ЦБ состоит в учете и переучете коммерческих векселей, поступающих от коммерческих банков, которые в свою очередь, получают их от промышленных, торговых и транспортных компаний. Центральный банк выдает кредитные ресурсы на оплату векселей  и устанавливает так называемую учетную ставку - ставку рефинансирования коммерческих банков. Из валюты векселя ЦБ удерживает дисконт, или учетный процент, изменение которого влияет на объем кредитование в стране. При его повышении проводится жесткая политика “дорогих денег”, при понижении - политика “дешевых денег”.

  Как правило, учетная политика ЦБ направлена  на лимитирование переучета векселей, установление предельной суммы кредита для каждого банка. Таким образом, осуществляется воздействие на объем выдаваемых ссуд. Учетная политика обычно сочетается с государственным регулированием процентных ставок по вкладам и кредитам. Хотя банки в основном самостоятельно определяют проценты по вкладам и ссудам, тем не менее, они ориентируются на учетную ставку ЦБ - дисконтное окно.

Дополнением учетной политики служит ломбардная или залоговая политика, основанная на предоставлении ЦБ кредитным учреждениям ссуд под обеспечение векселей, ценных бумаг и государственных долговых обязательств. Их смысл заключается в том, чтобы изменением условий рефинансирования кредитных институтов влиять на ситуацию на денежном рынке и рынке капиталов. Учетная и ломбардная политика ЦБ - это механизм непосредственного его воздействия на ликвидность кредитных учреждений и косвенного воздействия на экономику в целом.

В каждой стране существует своя специфика учетной политики, определяемая традициями, развитием кредитной системы, ролью государства и центрального банка в экономике.

            Политика минимальных резервов – установление ЦБ норм обязательных минимальных резервов кредитным институтам в виде определенного процента от суммы их депозитов, которые хранятся на беспроцентном счете в ЦБ. Минимальные резервы служат текущим регулированием ликвидности на денежном рынке и одновременно играют роль тормоза эмиссии кредитных денег коммерческим банкам.

С помощью нормы резервов ЦБ воздействует в целом на ссудный процент, который, в свою очередь, влияет на доходность тех или иных ценных бумаг (курс акций и облигаций).    Норма резерва может уменьшаться или увеличиваться в зависимости от конъюнктуры на рынке капиталов. Ее увеличение ведет к ограничению кредитной экспансии коммерческих банков и, наоборот, снижение - к расширению кредитных ресурсов. Нормы резервов существенно различаются по странам и колеблются в пределах от 5 до 20.

Операции на открытом рынке – это операции ЦБ по купле – продаже государственных ценных бумаг по рыночному или заранее объявленному курсу с совершением позднее обратной сделки. Кредитные институты  согласно законодательству обязаны покупать  определенную  часть государственных облигаций, финансируя, таким образом,  дефицит бюджета и государственный долг.

 Операции на открытом рынке быстрее реагируют на краткосрочные конъюктурные колебания, чем учетная политика ЦБ, так как курсы по продаваемым (или покупаемым) государственным бумагам скорее воздействуют на кредитные операции коммерческих банков, чем изменение учетной ставки.

Изменяя процентные ставки на открытом рынке, ЦБ создает выгодные условия кредитным институтам по покупке или продаже государственных ценных бумаг для увеличения своей ликвидности (1;74). Это наиболее гибкий метод регулирования ликвидности и кредитных возможностей банков путем размещений государственного долга.

Прямое воздействие ЦБ на кредитную систему  путем прямых предписаний  органов контроля в форме инструкций, директив, применения санкций за нарушения. В ряде случаев ЦБ осуществляет контроль за крупными кредитами, осуществляет лимитирование банковских кредитов, выборочную проверку кредитных учреждений. Однако методы прямого воздействия распространяются  на коммерческие и сберегательные банки и в меньшей степени -  на другие кредитно-финансовые институты.

Депозитная политика регулирует движение потоков денежных средств между коммерческими банками и ЦБ, оказывая влияние на состояние резервов кредитных институтов.

При проведении экспансивной депозитной политики, денежные средства государственного сектора экономики, размещенные в ЦБ уменьшаются. На эту величину возрастают резервы коммерческих банков. Однако при увеличении резервов возрастает кредитный потенциал коммерческих банков, что приводит к снижению процентных ставок и инфляции. При проведении контрактивной депозитной политики достигается обратный результат (уменьшение банковских резервов, сокращение кредитного потенциала, рост процентных ставок, снижение темпов инфляции) (9; 397).

            Валютная политика - совокупность мероприятий, осуществляемых в сфере международных экономических отношений. Направление и формы валютной политики, проводимой ЦБ зависят от внутриэкономического положения данной страны. Одним из средств реализации валютной политики является валютное регулирование, направленное на регламентацию международных расчетов и порядка совершения сделок с валютными ценностями.

            Девизная политика - метод воздействия на курс национальной валюты путем купли-продажи иностранной валюты. В целях повышения курса национальной валюты ЦБ продает, а для снижения - скупает иностранную валюту в обмен на национальную.

Девизная политика проводится главным образом в форме валютной интервенции, т.е. вмешательства ЦБ в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс национальной валюты. Особенностью валютной интервенции является относительно крупные масштабы и короткий период времени (5)

            Эти методы называются общими, поскольку влияют на весь рынок ссудного капитала. Наряду с общими методами применяют селективные (выборочные) методы - направлены на регулирование отдельных видов кредита, кредитование отдельных отраслей или предприятий. К ним относятся: прямое ограничение  кредитов путем установления лимитов, квот по учету векселей; ограничение темпов роста кредитных операций; установление максимальных процентов по отдельным видам вкладов и вообще регулирование процентных ставок и др.

По средствам регулирования кредита, кредитной системы в целом и деятельности отдельных банков государство стремится обеспечить условия для нормального функционирования экономики, смягчения конъюнктурных и циклических колебаний, поддержания социальной стабильности (11).

Заключение

В заключение своего реферата хочется подвести итоги.

В настоящее время Центральный банк служит центром всей кредитной системы. Центральный банк представляет собой орган государственного регулирования экономики и призван регулировать денежное обращение, кредит и валютный курс, а также стимулировать рост национальной экономики.

Возникновение Центральных банков связано с централизацией банкнотной эмиссии в наиболее крупном и надежном коммерческом банке. Такие банки стали называться эмиссионными.

Главнейшими задачами Центрального банка являются: укрепление денежного обращения в стране; сглаживание финансовых спадов, управление государственным долгом и регулирование деятельности банков. Таким образом, успешное выполнение задач Центральным банком способствует развитию экономики.

Функция эмиссионного центра заключается в том, что Центральный банк обладает монопольным правом на выпуск банкнот. Функция “банка банков” - в том, что главными клиентами Центрального банка являются главным образом кредитные учреждения, в основном коммерческие банки. Как банк правительства Центральный банк осуществляет исполнение государственного бюджета по доходам и расходам, а также является агентом государства по размещению государственного долга. Функция денежно-кредитного регулирования на современном этапе является важнейшей функцией Центрального банка, т.к. регулирование экономики Центральным банком происходит через денежно-кредитную политику. Кредитно-денежная политика, в зависимости от состояния экономики, направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии, либо на их сдерживание и ограничение.

Свои функции Центральный банк осуществляет через банковские операции – пассивные и активные. К основным пассивным операциям относятся: эмиссия банкнот, прием вкладов коммерческих банков, операции по образованию собственного капитала. К активным операциям относятся учетно-ссудные операции, вложения в государственные ценные бумаги, операции с злотом и иностранной валютой.

Учетная политика Центрального банка - это механизм непосредственного его воздействия на ликвидность кредитных учреждений и косвенного воздействия на экономику в целом. Политика минимальных резервов, как метод денежно-кредитного регулирования, является наиболее действенным влиянием на налично-денежный объем ресурсов банка и их кредитные возможности.  Операции на открытом рынке - наиболее гибкий метод регулирования ликвидности и кредитных возможностей банков. Эти операции используются наиболее активно в период роста дефицитов федеральных и местных бюджетов.       

  Банк России имеет двойственную правовую природу. Он одновременно и орган государственного управления специальной компетенции и юридическое лицо, осуществляющее хозяйственную деятельность. Главной особенностью правового положения Банка России в настоящее время является то, что осуществление его административных прав и хозяйственной деятельности подчинены решению одной и той же задачи ¾ управлению кредитной системой. Таким образом, Центральный банк является главным регулятором денежного обращения в стране.

Несмотря на то, что Центральные банки многих стран в силу путей своего исторического развития весьма различны, но тем не менее они имеют много сходных черт. Кроме того, часть иностранной практики управления и организации Центрального банка может быть успешна использована для совершенствования построения и функционирования Банка России.

Список использованной литературы

1. Банки и банковские операции: Учебник для ВУЗов. / Под ред. Е.Ф.Жукова. -М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. – 471 С.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"

3. Федеральный закон Российской Федерации от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" (с изм. и доп. от 31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г.)

4. Положение Центрального банка России от 29 июля 1998 г. N 46-П "О территориальных учреждениях Банка России"

5.. Волкова Н.И. Деньги, кредит, банки. Учебное пособие. Донецк. КИТИС, 2000. – 286 С.

6. Братко А. Г. «Центральный банк в банковской системе России», – М.:, 2001.

7. Азрилиян А.Н., «Большой экономический словарь», - М. Фонд «Правовая культура», 1994.

8. Федоров Б.Г. «Центральные банки и денежно-кредитное регулирование в развитых капиталистических государствах»,  Деньги и кредит. 1990. № 4.

9. Лаврушин О.И. «Деньги, кредит, банки», - М.: Финансы и статистика, 1998. - 448С.

10. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)

11. Шенаев В.Н. «Денежная и кредитная системы России», – М.: 1998.

12. Хохленкова М. А. «Банк России как орган банковского регулирования и надзора»,   «Банковское дело». – №8. – 2002. – 15С.

13. Общая теория денег и кредита: Учебник. / Под ред. Е.Ф.Жукова. -М.: ЮНИТИ. Банки и биржи, 1998. – 475 С.

14. Основы банковского дела. / Под ред. А.М.Мороза. -К.: МП Либра, 1994. – 330 С.

15. Материалы с Internet-сайта http://www.CBR.ru/

16. Поляков В.П., Москвина Л.А. Структура и функции центральных банков. Зарубежный опыт. Учебное пособие. -М.: ИНФРА-М, 1996. – 234 С.

17. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. Официальный текст по состоянию на 15 апреля 2001 года. – М.: Издательско – книговый центр «Маркетинг», 2001.