Содержание

Введение. 3

Социологическое исследование. 4

Теоретическая часть. 4

Анкета. 5

Выводы и рекомендации. 11

Список литературы.. 13

Введение

         Среди конкретных методов социологического исследования можно выделить опрос, который предполагает непосредственное об­ращение к определенной группе людей с целью выясне­ния их мнений и взглядов, а также способов их поведе­ния в тех или иных ситуациях. Опрашиваться могут как все люди, входящие в исследуемую группу (генеральная совокуп­ность), так и их часть (выборочная совокупность). Основная форма опро­са — анкетирование. 

         Любая анкета должна включать вводную часть, содер­жательную часть и заключительную часть.

         В вводной части содержится вся информация о том, кто проводит исследование, о целях, которые стоят перед ним, и о правилах заполнения анкеты (инструкция). Кро­ме того, в вводную часть обычно включают благодарность за участие в опросе, а также указание на то, что получен­ные данные будут использоваться лишь в объявленных целях, то есть гарантируется анонимность. Заключительная часть, или паспортичка, содержит необходимые сведения о респонденте: его возрасте, наци­ональности, семейном положении, статусе, образовании и т. д. Обычно в паспортичку включаются вопросы о характеристиках, которые могут иметь значение с точки зрения интерпретации результатов.

         Содержательная часть — это основная составляющая анкеты, в которой формулируются вопросы, расположен­ные в определенной последовательности. Если в процессе заполнения анкеты у респондента могут возникнуть зат­руднения, в содержательную часть включает пояснения и рекомендации. При разработке анкеты необходимо стре­миться к тому, чтобы на все вопросы респондент мог ответить за 25—35 минут; если на заполнение анкеты требует­ся больше времени, то результаты могут оказаться необъек­тивными в силу утомления и потери интереса к опросу.

         Цель данной работы – разработать анкету и рекомендации, как часть социологического исследования.

Социологическое исследование

Теоретическая часть

         Тема исследования: почему студенты учатся именно в данном ВУЗе и как они связывают учебу с дальнейшей работой.

          Проблема: В Новосибирске имеется довольное большое количество как бюджетных, так и коммерческих ВУЗов. На данный момент большинство будущих студентов оказываются перед выбором: в какое учреждение поступать, так как во многих появилось большое количество факультетов, связанных с бизнесом.  Таким образом, основная проблема связана с тем, что именно привлекает студентов в конкретный ВУЗ (НГПУ), и что будет влиять на его последующую работу.

         Основная проблема исследования – перегрузка поступающих на один факультет и «недобор» на другой.

         Объект исследования: студенты очного отделения различных новосибирских ВУЗов и факультетов.

         Предмет исследования: отношение студентов к обучению в НГПУ и планы по поводу дальнейшего трудоустройства.

         Цель исследования: выявить основные факторы, которые влияют на выбор места учебы студентов и их предпочтения при выборе места дальнейшей работы.

         Заказчиком данного исследования является ректорат Новосибирского государственного педагогического института.

         Логический анализ основных понятий. В соответствии с целью исследования  можно выяснить такие понятия, как «студент», «обучение». Студентом является каждый человек, который после окончания школы или другого среднего заведения продолжил учебу в ВУЗе. Обучение предполагает получение конкретных теоретических или практических знаний.

         Гипотеза исследования. В соответствии с целью исследования можно выдвинуть следующую гипотезу: на выбор студентом места учебы и саму учебу в ВУЗе влияет большое количество различных факторов.

Анкета

Уважаемый студент!

Центр социологических исследований просит принять Вас участие в нашем анкетировании. Просим внимательно ознакомиться со всеми вопросами, представленными в анкете, и ответить на каждый из них, обведя кружком соответствующий номер варианта ответа. В случае необходимости Вы можете написать свой вариант.

Заранее благодарим Вас за сотрудничество!

1. НА КАКОМ КУРСЕ ВЫ УЧИТЕСЬ? ________________________________

2. НА КАКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ? _______________________________________

3. В КАКОЙ МЕРЕ ВАМ СЕЙЧАС НРАВИТСЯ ИЗБРАННАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ?

1. Очень нравится.

2.  Пожалуй, нравится.

3.  Пожалуй, не нравится.

4. Совсем не нравится.

5. Трудно сказать.

4. ЧЕМ ВЫ РУКОВОДСТВУЕТЕСЬ, ПОСЕЩАЯ АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ (ЛЕКЦИИ, СЕМИНАРЫ И ПР.)? (Можно отме­тить несколько ответов)

1. Это моя обязанность как студента.

2. Стремление получить добротные знания, узнать новое.

3. Уважение к преподавателю.

4.  Высокое качество проводимых занятий.

5. Строгий контроль над посещаемостью.

6. Желание встретится, пообщаться с друзьями.

7. Живая, творческая атмосфера на занятиях.

8. Другое (напишите) _________________________________________________

9. Затрудняюсь ответить.

7. КАК ВЫ В ЦЕЛОМ ОЦЕНИВАЕТЕ СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К УЧЕБЕ?

1. Считаю, что учусь с полной отдачей сил и способностей.

2. Учусь, не бездельничая, но без особого напряжения сип.

3. Признаться, не стараюсь.

4. Другое (напишите) _________________________________________________

8. КАК БЫ ВЫ ОХАРАКТЕРИЗОВАЛИ КОЛЛЕКТИВ СВОЕЙ УЧЕБНОЙ ГРУППЫ? (Возможен только один ответ)

1. Сплоченный, дружный.

2. Заметно выражены отдельные группировки.

3.  Разобщен, в основном каждый сам по себе.

4. Затрудняюсь ответить.

9. ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ПРЕСТИЖ, АВТОРИТЕТ СТУДЕН­ТА В ВАШЕЙ УЧЕБНОЙ ГРУППЕ? (Можно выделить не­сколько вариантов)

1. От его успехов в учебе.

2. От высоких моральных качеств (принципиальности, готов­ности прийти на помощь и др.).

3. От его имущественного положения, финансовых возмож­ностей, времяпрепровождения, наличия дорогих и элитных ве­щей, особого стиля.

4. От его высокой культуры, эрудиции в области литерату­ры, искусства.

5. От его оригинальности, непохожести на других.

6. От наличия широкого круга знакомств, нужных связей за пределами университета.

7   Других качеств (напишите) __________________________________________

10. БОЛЬШИНСТВО ВАШИХ ДРУЗЕЙ ЯВЛЯЮТСЯ (возмо­жен один ответ):

1. Студентами Вашей учебной группы.

2. Студентами Вашего факультета.

3. Студентами Ростовского университета.

4. Студентами других вузов.

5. Мои друзья не являются студентами.

6. Затрудняюсь ответить.

11. ГОРДИТЕСЬ ЛИ ВЫ ТЕМ, ЧТО ЯВЛЯЕТЕСЬ СТУДЕНТОМ ДАННОГО УНИВЕРСИТЕТА (ИНСТИТУТА)?

1. Да, конечно.

2.  В общем-то, да.

3. В общем-то, нет.

4.  Конечно, нет.

5. Затрудняюсь ответить.

12. ЕСЛИ БЫ ВАМ ПРИШЛОСЬ СЕЙЧАС ВНОВЬ ВЫБИ­РАТЬ, ВЫ СТАЛИ БЫ ПОСТУПАТЬ В УНИВЕРСИТЕТ ПО ЭТОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ?

1. Да, стал бы поступать в университет на этот факультет.

2.  Поступал бы в университет, но на другой факультет.

3. Поступал бы в другой вуз, но по той же специальности.

4. Поступал бы в другой вуз и на другой факультет.

5.  Не стал бы вообще получать высшее образование.

6. Трудно сказать.

13. КАКОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ВЫБОР ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ УНИ­ВЕРСИТЕТА КАЖЕТСЯ ВАМ БОЛЕЕ ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЫМ? (Возможен один ответ)

1. Пойду работать по полученной специальности.

2. Буду искать место, где хорошо платят, и не обязательно по специальности.

3. Мечтаю иметь собственное дело, и буду стремиться к этому.

4. Буду жить, как получится, как позволят обстоятельства.

5. Постараюсь уехать за границу и работать там.

6. Постараюсь получить другую специальность.

7. Поступлю в аспирантуру.

8. Другое (напишите) _________________________________________________

14. С ЧЕМ ВЫ СВЯЗЫВАЕТЕ СВОИ ЖИЗНЕННЫЕ ИДЕАЛЫ И УСТРЕМЛЕНИЯ? (Возможен один ответ)

1.  С карьерой ученого,

2. С карьерой бизнесмена.

3. С карьерой политика.

4. С карьерой «свободного художника».

5. Мой идеал — человек-профессионал в своем деле.

6. Мечтаю о жизни за рубежом.

7. С карьерой религиозного деятеля.

8. Я не могу сказать, что у меня есть определенные идеалы.

9. Другое  (напишите) _________________________________________________

15. В КАКИХ СФЕРАХ ВЫ ХОТЕЛИ И МОГЛИ БЫ ИСХОДЯ ИЗ УРОВНЯ СВОЕЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ, РАБОТАТЬ ПОС­ЛЕ ОКОНЧАНИЯ УНИВЕРСИТЕТА? (Отметьте не более 2-х ва­риантов)

1. В системе просвещения (школы, гимназии и т.п.).

2.  В системе высшей школы (университеты, институты и пр.).

3. На предприятиях военно-промышленного комплекса.

4.  В других сферах материального производства.

5. В органах государственного управления.

6. В сфере предпринимательства, бизнесе.

7. В средствах массовой информации, в рекламе.

8. В правоохранительных органах (прокуратура, МВД и др.).

9. Другой сфере (напишите) ____________________________________________

16. КАКОЙ ВАРИАНТ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВАС БОЛЬШЕ ПРИВЛЕКАЕТ?

1. Большая определенность во всем, гарантированное тру­доустройство, средняя зарплата.

2. Значительная доля риска в решении проблем занятости. Самостоятельный выход на рынок труда с равными шансами на успех и неудачу.

3. Не знаю.

17. КАК ВЫ ОЦЕНИВАЕТЕ ПЕРСПЕКТИВЫ СВОЕГО ТРУДО­УСТРОЙСТВА ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ВУЗА? (Отметьте только один вариант)

1. Я уже твердо знаю, где буду работать.

2. У меня есть несколько вариантов трудоустройства, но пока без четких гарантий.

3. Вероятнее всего, после окончания вуза я буду какое-то время безработным.

4. Еще не задумывался над этим.

18.ОБЕСПОКОЕНЫ ЛИ ВЫ ПЕРСПЕКТИВОЙ, СТАТЬ БЕЗ­РАБОТНЫМ ПО ОКОНЧАНИИ УНИВЕРСИТЕТА (ИНСТИТУТА)? (Возможен один ответ)

1. Не думал об этом.

2.  Испытываю сильное беспокойство.

3. Отчасти обеспокоен.

4. Уверен, что с моей специальностью без работы не останусь.

5. Другое (напишите) _________________________________________________

6. Затрудняюсь ответить.

19. ЧТО ВЫ ПРЕДПРИНИМАЕТЕ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ РАБОТУ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ВУЗА? (Можно отметить несколько вариантов)

1. Систематически посещаю службу занятости и молодеж­ную биржу труда для получения информации о вакансиях.

2.  Самостоятельно ищу работу.

3.  Мне помогают родственники, друзья, знакомые.

4. В поисках работы использую сведения из средств массо­вой информации (газеты, бюллетени, радио, телевидение).

5.  Мне оказывают помощь работники моего факультета, вуза.

6. Другое (напишите) _________________________________________________

7. Пока ничего не предпринимаю для поиска работы.

20. С КАКИМ НАСТРОЕНИЕМ ВЫ СМОТРИТЕ В БУДУЩЕЕ?

1. С надеждой и оптимизмом.

2. Спокойно, но без особых надежд и иллюзий.

3.  С тревогой и неуверенностью.

4. Со страхом и отчаянием.

5. Не знаю.

И В ЗАКЛЮЧЕНИЕ НЕСКОЛЬКО СЛОВ О СЕБЕ:

21. ВАШ ПОЛ _______________________________________________________

22. ВОЗРАСТ  _______________________________________________________

23. КАКУЮ ШКОЛУ ВЫ ЗАКОНЧИЛИ?

1. Традиционную среднюю школу.

2. Школу нового типа (гимназию, лицей).

3.Школу определенного профиля, с углубленным изучени­ем отдельных предметов.

4. Другую (напишите) _________________________________________________

24. ГДЕ ВЫ ЖИЛИ ДО ПОСТУПЛЕНИЯ В УНИВЕРСИТЕТ?

1. В Новосибирске.

2. В другом городе Новосибирской области.

3.  В сельской местности Новосибирской области.

4.  В другом городе России (напишите)  __________________________________

5.  В сельской местности других регионов России (напишите) _______________

6. Другое (напишите)  _________________________________________________

25. ВАШЕ СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ:

1. Холост (не замужем).

2. Женат (замужем), детей нет.

3. Женат (замужем), дети есть.

Спасибо, всего вам доброго!

Выводы и рекомендации

         Вопросы анкеты подготовлены с учетом психо­логических особенностей респондентов. С этой точки зре­ния была введены дополнительные разновиднос­ти вопросов:

·                   прямые вопросы адресованы непосредственно респон­денту и направлены на выявление его личного мне­ния по тому или иному вопросу;

·                   косвенные вопросы вводятся тогда, когда есть сомне­ние, что респондент захочет дать прямой ответ на вопрос. В этом случае вопрос формулируется таким образом, чтобы у респондента возникло впечатление, что он отвеча­ет от лица социальной группы или просто «объек­тивно» оценивает явление;

·                   буферные вопросы вводятся для того, чтобы подготовить респондента к переходу от одной темы к дру­гой; ответы на эти вопросы могут не учитываться при анализе, так как, отвечая на них, опрашивае­мый как бы «настраивается» на новую тему;

·                   контактные вопросы направлены на установление интереса к исследованию, поддержание внимания, расположения к исследователю.

         Данное исследование поможет выявить предпочтения студентов при выборе места учебы и основные планы, которые возможны по поводу ожидаемой дальнейшей работы. Дальнейшая работа по обработке данных анкеты предполагает разделение респондентов в зависимости от курса обучения, так как это влияет на выбор ответов о планах после обучения.

         После проведения исследования были получены следующие результаты:

1. Стал бы поступать в университет на этот факультет – 31%

2.  Поступал бы в университет, но на другой факультет – 8%

3. Поступал бы в другой вуз, но по той же специальности – 19%

4. Поступал бы в другой вуз и на другой факультет – 11%

5.  Не стал бы вообще получать высшее образование – 6%

6. Другие ответы – 25%

         Исходя из этих данных, ректорату можно порекомендовать провести еще одно исследование, которое отвечало бы на вопрос, почему из 100% опрошенных студентов, только третья часть (31%) стали бы поступать в этот же ВУЗ на этот же факультет. Видимо, это связано не только с разочарованием студентов в будущей работе, но и в работе самого учебного заведения.

         Данный опрос поможет ректорату НГПУ сформировать необходимое направление дальнейшей работы университета. Также данная анкета может способствовать  изучению психологического комфорта студентов.

         Данные анкеты можно использовать не только в новосибирских ВУЗах, но и в других городах, а также в других учебных заведениях (средних, средних профессиональных и т.д.), что также поможет определить предпочтения студентов для лучшей работы ВУЗа.  

         Как альтернативный метод может использоваться фронтальный опрос. Он, может быть, не даст качественных характеристик, но по количеству опрошенных вполне можно сделать соответствующие выводы и разрешить проблему, а именно -  выяснить, что именно привлекает студентов в конкретный ВУЗ, и что будет влиять на его последующую работу. Фронтальный метод предполагает меньшее количество вопросов, в отличие от анкетирования, но большее число респондентов. Фронтальный опрос предполагает наличие только прямых вопросов, что может неблагоприятно сказаться  на результатах, но большое количество респондентов должно это «уравновесить».  

Список литературы

1.     Колесников Ю.С. Прикладная социология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

2.     Основы прикладной социологии. / Под ред. Горшкова М.И., Шереги Ф.Э. – М.: ВЛАДОС, 2001.

3.     Рубин Б., Колесников Ю. Студент глазами социолога. – Ростов-на-Дону: РГУ, 1998.

4.     Социология в России. / Под ред. Ядова В.А. – М.: Просвещение, 1998.

5.     Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. – М.: Социс, 2000.