Содержание
Введение. 3
1. Основы теории корпоративного управления. 5
1. 1. Постулаты теории корпоративного управления. 5
1.2. Основные принципы теории корпоративного управления. 6
2. Организация управления в акционерном обществе ОАО « РАО ЕЭС». 9
2.1. Краткая характеристика организации. 9
2.2. Характеристика финансово-хозяйственной деятельности ОАО «РАО ЕЭС» 13
2.3. Особенности корпоративного управления в ОАО «РАО ЕЭС». 18
3. Предложения по совершенствованию управления ОАО «РАО ЕЭС». 32
Заключение. 37
Список литературы.. 39
Приложение. 40
Введение
Развитие и совершенствование корпоративного управления является одной из самых популярных тем экономической мысли в последнее время в России. И это не случайно. Современная система управления в экономике носит все более характерные "корпоративистские" черты.[1]
Акционерные общества (корпорации) являются основной формой экономической организации российской экономики. В электроэнергетической отрасли практически все организации, осуществляющие производство, передачу, распределение, сбыт электроэнергии, диспетчирование и управление, - это акционерные общества. Поэтому корпоративное управление, его качество, вопросы его совершенствования, являются для энергетиков актуальными.
Электроэнергетика является инфраструктурной отраслью экономики. Большинство конечных потребителей продукции отрасли располагаются на территории Российской Федерации. Незначительная доля электроэнергии, производимой в отрасли, экспортируется. Таким образом, прогнозируемая динамика развития отрасли определяется общей динамикой социально-экономического развития всех остальных отраслей экономики РФ, а также в определённой степени - климатическими (уровни водности) и погодными (среднегодовая температура) условиями в России.
РАО "ЕЭС России" является одной из крупнейших энергетических холдинговых компаний мира, акционерами которой являются сотни тысяч как российских, так и иностранных юридических и физических лиц. Для сохранения государственного контроля над отраслью государство закрепило за собой контрольный пакет обыкновенных акций РАО "ЕЭС России".
Масштабы и исключительность деятельности РАО "ЕЭС России" сопряжены с высокой ответственностью как перед акционерами, так и перед служащими компании, ее потребителями и поставщиками, а также населением и обществом в целом.
Сознавая эту ответственность и признавая важность хорошего корпоративного управления для успешного ведения бизнеса компании и для достижения взаимопонимания между всеми заинтересованными в деятельности компании лицами, РАО "ЕЭС России" принимает на себя обязательство следовать в своей деятельности корпоративного управления принципам, которые рассмотрены в данной работе.
Итак, целью настоящей работы является рассмотрение корпоративного управления на примере ОАО «РАО ЕЭС России».
В работе поставлены следующие задачи: рассмотреть теоретические основы корпоративного управления, рассмотреть особенности корпоративного управления РАО ЕЭС России, дать рекомендации по совершенствованию управлением РАО ЕЭС.
1. Основы теории корпоративного управления
1. 1. Постулаты теории корпоративного управления
Базируясь на учете многообразия типов корпоративных структур, сложившихся методологических подходов к их анализу, отечественном и зарубежном опыте управления, можно сформулировать следующие наиболее общие постулаты эффективного корпоративного управления:[2]
1.Согласованность и гармония взаимодействия корпоративного («среднего») и макроуровневого звена управления экономикой, разумное «вписывание» деятельности крупных корпораций в систему основных макроэкономических стратегий и регуляторов.
2.Ответственность и компетентность действий корпоративных управляющих (исполнительных органов корпораций) по отношению к реализации целей, интересов и стратегий корпоративных собственников (акционеров).
3.Достижение синергии интеграционного взаимодействия отдельных юридических лиц в рамках хозяйственной деятельности корпоративного объединения в целом.[3]
Особо хотелось бы подчеркнуть значимость для российской экономики первого из упомянутых постулатов, который естественен для цивилизованной практики индустриального развития. Не решив общесистемных задач поведения мезоуровневого звена в экономике (что, безусловно, предполагает партнерство и взаимный уважительный диалог между властью и бизнесом), вряд ли можно рассчитывать на устойчивость и перспективу высоких социально-экономических результатов в деятельности крупнейших компаний. Следует указать, что в известном рекомендательном документе, принятом в 1999 г. Организацией экономического сотрудничества и развития («Принципы корпоративного управления ОЭСР»), четко определена общественная роль корпораций, подчеркнуто, что необходимо добиваться того, чтобы корпорации действовали на благо всего общества. При этом национальные правительства играют главную роль в создании правового, институционального и регуляторного климата, в котором функционируют корпорации. В то же время именно на частном (корпоративном) секторе лежит основная ответственность за общую эффективность национальной экономики.
Безусловно, что каждый из вышеперечисленных общесистемных постулатов управления корпоративными структурами может и должен быть трансформирован в перечень более конкретных положений (принципов), имеющих ясное операциональное значение.
1.2. Основные принципы теории корпоративного управления
Последовательная и эффективная реализация первого из вышеупомянутых постулатов предполагает, в свою очередь, опору на ряд принципиальных положений, обусловливающих эффективное взаимодействие крупного бизнеса, власти и общества. Например, к таким положениям можно отнести следующие: принцип методологического и информационного взаимодействия ведущих национальных корпораций и власти в процессе разработки региональных, отраслевых и общегосударственных социально-экономических прогнозных и программных документов; принцип определенности, регламентации и стабильности состава функций и методов государственного регулирования крупного бизнеса; принцип разумной открытости крупного бизнеса перед властью и обществом, объективности и полноты информирования широкой общественности об основных результатах, приоритетах и ценностях ведущих корпоративных объединений; принцип признания наличия зон «взаимного невмешательства» крупного бизнеса в вопросы, относящиеся к прямой прерогативе власти и наоборот; принцип ответственности руководителей крупного бизнеса перед обществом и государством за состояние контролируемых сфер экономики и др.[4]
В подтверждение вышесказанного следует еще раз вспомнить одну из ключевых рекомендаций ОЭСР о том, что структура корпоративного управления должна поощрять активное сотрудничество между корпорациями и заинтересованными лицами в целях как достижения общественной эффективности, так и обеспечения стабильности финансово благополучных предприятий. Крайне важна настойчивая (на уровне законодательства, а также внутрикорпоративных стандартов и ценностей) реализация второго постулата. Особенностью крупного бизнеса является то, что в рамках корпорации взаимодействуют весьма многочисленные группы высших менеджеров, а также весьма разнообразные по интересам и влиянию совокупности акционеров. Менеджмент головного (материнского, основного) предприятия или центральной компании финансово-промышленной группы должен способствовать гармонизации и консолидации позиций многочисленных акционеров, принятию четких планов и программ совместной деятельности (реализующих интересы акционеров), доведению соответствующих целевых задач до нижестоящих управляющих и контролю их выполнения. Ответственный высший менеджмент в необходимых случаях должен активно влиять на уяснение акционерами действительных путей повышения эффективности функционирования корпорации[5].
Безусловно, что структура, функции, методы корпоративного управления должны обеспечивать: защиту прав акционеров, равное к ним отношение, включая мелких и иностранных акционеров; своевременное и точное раскрытие информации по всем существующим вопросам деятельности корпорации, включая систему управления, собственность, финансовое положение и результаты деятельности; стратегическое управление компанией, эффективный контроль за администрацией со стороны правления, а также подотчетность правления перед компанией и акционерами.
Эффективная реализация третьего из вышеупомянутых постулатов основывается на глубоком уяснении высшим менеджментом корпорации возможностей взаимодополнения деятельности каждого участника объединения, необходимости формирования общих фондов, программ и проектов, проведение систематической работы по внедрению общекорпоративных норм и ценностей, технологий принятия совместных решений. Следующие положения могут быть важными для практической реализации рассматриваемого постулата: принцип выявления, анализа и систематического обновления слагаемых (показателей) синергии совместной деятельности; принцип учета факторов синергии на всех стадиях формирования (проектирования), реструктуризации, реорганизации корпорации; принцип планирования показателей синергии, постановки соответствующих целевых задач, организации и контроля их выполнения в системе менеджмента; принцип наращивания потенциала управляемости корпоративной системы.
Функция проектирования и поддержания стабильно высокого уровня показателей синергии интеграционного взаимодействия – одна из важнейших в крупной корпорации, хотя, как правило, пока реализуется слабо. Следует учитывать возможность исчерпания резервов синергии по одним направлениям (показателям) и, наоборот, усиления потенциала синергии по другим направлениям. Такая динамика может быть вполне естественной не только в силу, например, факторов исчерпания минерально-сырьевой базы или изменения состава участников корпорации, но и вследствие изменения хозяйственного законодательства, формирования общих управленческих позиций по спорным вопросам и т. д.[6] Следовательно, отслеживание актуальности конкретных видов (форм, аспектов) синергии, их включенность в целевые задачи стимулирования высших менеджеров, своевременный пересмотр этих целевых показателей по мере исчерпания резервов – существенный фактор повышения качества корпоративного управления.
2. Организация управления в акционерном обществе ОАО « РАО ЕЭС»
2.1. Краткая характеристика организации
РАО "ЕЭС России" учреждено в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 15 августа 1992 года №923 и от 5 ноября 1992 года №1334, направленными на обеспечение управляемости Единой энергетической системы и сохранение электроэнергетики в виде единого комплекса при акционировании предприятий и организаций, выходивших из ведомственной подчиненности.
Основным видом деятельности ОАО РАО "ЕЭС России" является оказание услуг по организации функционирования и развитию ЕЭС России. Услуги оплачиваются энергоснабжающими организациями России в виде абонентной платы, кроме того, Общество осуществляет экспорт электроэнергии.
РАО "ЕЭС России" владеет имуществом магистральных линий электропередачи и электрических подстанций, формирующих Единую энергетическую систему России, акциями АО - электростанций федерального уровня, региональных энергоснабжающих организаций, Центрального диспетчерского управления и других организаций, обслуживающих Единую энергетическую систему.[7]
Компания обеспечивает надежное функционирование и развитие Единой энергетической системы России, контролирует использование свыше 70% электрической мощности и выработку более 70% электроэнергии страны, организует работу по надежному энергоснабжению населения, промышленности, сельского хозяйства, транспорта и других потребителей.
Учредитель РАО "ЕЭС России" - Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом (распоряжение от 3 декабря 1992 г. №1013-р).
РАО "ЕЭС России" зарегистрировано Московской регистрационной палатой Правительства г. Москвы 31 декабря 1992 года.
Среднесписочная численность персонала холдинга РАО "ЕЭС России" в 2004 году составила 496,3 тыс. человек, в том числе производственно-промышленного персонала – 483,6 тыс. человек. Аналогичный показатель за 2003 год составлял 577,6 тыс. и 556,3 тыс. человек соответственно.
В целях повышения эффективности использования трудовых ресурсов Холдинга и подготовки персонала к работе в новых условиях осуществлялись мероприятия по оптимизации численности работающих. Основные факторы, повлиявшие на ее динамику в 2004 году, следующие: рост производительности труда производственного персонала энергокомпаний; снижение числа работающих за счет вывода с баланса АО-энерго и АО-электростанций сервисных и непрофильных предприятий, а также за счет передачи в муниципальную собственность объектов непромышленной сферы; увеличение численности занятых в Холдинге за счет принятия на баланс ряда акционерных обществ коммунальных и распределительных электрических сетей из муниципальной собственности, а также ввода в эксплуатацию новых энергообъектов.
Среднесписочная численность персонала ОАО РАО "ЕЭС России" в 2004 году составила 1,8 тыс. человек, что на 1,3 тыс. человек меньше, чем в 2003 году (рис. 1, Приложение). Сокращение численности персонала было связано с акционированием трех филиалов-электростанций (Харанорская ГРЭС, Саратовская ГЭС и Нижегородская ГЭС), ликвидацией филиалов Общества – представительств по управлению акционерными обществами и межсистемных электрических сетей, сокращением численности занятых в исполнительном аппарате Общества работников.
Важнейшими направлениями кадровой политики ОАО РАО "ЕЭС России" являются: подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала; обеспечение профессионального и карьерного роста работников; формирование и развитие кадрового резерва; совершенствование работы по охране жизни и здоровья персонала, по предотвращению производственного травматизма; развитие негосударственного пенсионного обеспечения.[8]
В 2004 году прошли обучение по программам повышения квалификации и профессиональной подготовки и переподготовки более 200 тыс. работников Холдинга, по программам профессиональной переподготовки и МВА - 163 руководителя ДЗО (всего за последние три года по этим программам подготовлено 499 руководителей). В корпоративной системе подготовки персонала приняли участие 149,2 тыс.человек, в том числе 111, 9 тыс. рабочих, 24,5 тыс. специалистов, 12,8 тыс. руководителей.
Образовательные учреждения электроэнергетики тесно взаимодействуют со службами занятости регионов по выполнению комплекса мероприятий по социальной адаптации персонала, высвобождаемого в ходе реформы. В 2004 году свыше 5 тыс. человек прошли профессиональную переподготовку и получили новую специальность.
Повышение квалификации и профессиональная подготовка персонала Холдинга способствовали снижению производственного травматизма.
В 2003 году ОАО РАО "ЕЭС России" выступило с инициативой создания Общероссийского отраслевого объединения работодателей электроэнергетики (Объединение РаЭл), на конец 2004 года в него вошла 91 организация Холдинга.
В 2004 году Правлением ОАО РАО "ЕЭС России" и органами управления Объединения РаЭл одобрена Стратегия работодателей по развитию социального партнерства в отрасли, основная задача которой - повышение эффективности организаций отрасли, конкурентоспособности работодателей на рынке труда путем согласования собственных интересов с интересами социальных партнеров. [9]
Для системного регулирования социально-трудовых отношений в отрасли Объединением РаЭл от имени работодателей в августе 2004 года было заключено Отраслевое тарифное соглашение в электроэнергетике России на 2005-2006 годы. Кроме того, в целях дополнительной социальной поддержки и материального стимулирования персонала в период реформирования в энергокомпаниях разработаны и утверждены Компенсационные программы для высвобождаемых сотрудников. Таким образом, энергокомпании несут ответственность за предоставление социальных гарантий персоналу в период реформирования.
Другой формой социальной поддержки является участие ДЗО ОАО РАО "ЕЭС России" в негосударственном пенсионном обеспечении. В 2004 году Правление ОАО РАО "ЕЭС России" приняло Стратегию негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) работников Холдинга. Стратегия формирует долгосрочную систему негосударственного пенсионного обеспечения в рамках единого подхода, общих целей и принципов. Эта система призвана обеспечить как достойный уровень жизни работников Холдинга в пенсионном возрасте, так и эффективное решение кадровых вопросов, связанных с привлечением, удержанием, мотивацией персонала акционерных обществ электроэнергетической отрасли.
Целевая структура НПО работников Холдинга предусматривает внедрение двух пенсионных планов. Паритетный план представляет собой разновидность НПО, при котором работник и работодатель совместно в определенной пропорции и по определенным правилам финансируют пенсионное обеспечение работника. Паритетный план является промежуточным элементом формирования условий, при которых работник самостоятельно в существенной части финансирует свое пенсионное обеспечение. Корпоративный план представляет собой классическую форму НПО, при которой энергокомпании Холдинга организуют дополнительное к государственному пенсионное обеспечение своих работников.
В ходе реализации Стратегии в 77 дочерних компаниях ОАО РАО "ЕЭС России" советами директоров утверждены программы негосударственного пенсионного обеспечения, охватывающие более 100 тыс. работников.
2.2. Характеристика финансово-хозяйственной деятельности ОАО «РАО ЕЭС»
Объем продукции (работ, услуг), реализованной Обществом за 2004 г. составил 34460,7 млн. рублей, что на 17206,0 млн. рублей, или на 33,3% меньше по сравнению с итогами предыдущего года (рис. 2, Приложение).
Снижение выручки в отчетном периоде против аналогичного периода прошлого года связано с:
а) уменьшением размера абонентной платы на 12119,5 млн. рублей (или на 31,2%) в связи с образованием самостоятельных юридических лиц ОАО «ФСК ЕЭС» и ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС» и установлением для них самостоятельных тарифов;
б) прекращением реализации электрической и тепловой энергии филиалами Общества «Саратовская ГЭС» и «Нижегородская ГЭС» в связи с образованием ОАО «Саратовская ГЭС» и ОАО «Нижегородская ГЭС», что вызвало уменьшение выручки на 1507,8 млн. рублей;
с) сокращением Обществом экспорта электроэнергии на 3341,1 млн. рублей (или на 35,3%) в связи с передачей функций оператора экспорта-импорта электроэнергии в ЗАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» (табл. 1, Приложение).[10]
Снижение себестоимости проданных товаров, работ, услуг в 2004 году на 11155,7 млн. рублей по сравнению с 2003 годом в основном связано с прекращением приобретения Обществом услуг у дочерней компании ОАО «ФСК ЕЭС».
В структуре продаж Общества преобладающую долю занимают услуги по организации функционирования и развитию ЕЭС России, которая в 2004 году составила 77,7%, что на 2,4 процентных пункта превышает аналогичный показатель предыдущего года. Произошло снижение доли реализации электроэнергии на экспорт на 0,5 процента по сравнению с 2003 годом (табл. 2, Приложение).
Затраты на услуги по организации функционирования и развитию ЕЭС России за 2004 год на 1 рубль реализации уменьшились против прошлого года на 17,9 копейки. Прибыль от продаж услуг за 2004 год составила 23024,0 млн. рублей.
Затраты на экспорт на 1 рубль реализации в отчетном году увеличились на 25,5 копеек; рентабельность экспортной деятельности в 2004 году составила 10.9%; прибыль от продаж электроэнергии на экспорт - 604,8 млн. рублей.
От продажи прочей продукции, товаров, работ, услуг промышленного и непромышленного характера получена прибыль в сумме 617,0 млн. рублей (рис. 3, Приложение).
В целом доходность продаж в 2004 году составила 70,4 копеек на 1 рубль выручки от продаж, что на 10,7 копеек (или на 18,0%) больше, чем в 2003 году. Обществом получена прибыль от продаж в сумме 24245,8 млн. рублей (рис. 4, Приложение).
За 2004 год против прошлого года: сократились расходы по обслуживанию кредитов на 116,6 млн. рублей (на 14,0%); увеличились доходы от размещения временно свободных денежных средств на 515,3 млн. рублей (в 1.5 раза); увеличились доходы от инвестиций на 3996,1 млн. рублей (в 2,1 раза); снижены убытки от превышения прочих внереализационных расходов над доходами на 340,1 млн. рублей или на 17,8%.
В 2004 год прибыль от операционной и внереализационной деятельности увеличила прибыль от продаж на 2986.8 млн. рублей.[11]
Текущее финансовое состояние Общества характеризуется следующей динамикой основных финансовых показателей.
АКТИВЫ ОБЩЕСТВА
Совокупные активы, находящиеся в распоряжении ОАО РАО «ЕЭС России», по состоянию на 31.12.2004 года оцениваются в 335498,1 млн. рублей. Активы компании увеличились за отчетный период на 13469,0 млн. рублей.
Чистые активы Общества увеличились за 2004 год на 20360,6 млн. рублей и по итогам отчетного года составили 313584,9 млн. рублей.
Удельный вес основных средств и незавершенного строительства в совокупных активах сократился за 2004 год на 6,5%; доля долгосрочных финансовых вложений в активы дочерних и зависимых обществ увеличилась на 5.5%; доля оборотных активов в совокупных активах увеличилась на 2,8%.
Динамика структуры внеоборотных активов характеризуется: сокращением доли основных средств на 7.2 процентных пункта - с 12,3% до 5,1% (уменьшение основных средств произошло в основном за счет их передачи в качестве взноса в уставный капитал дочерних компаний), увеличением доли инвестиций в дочерние и зависимые общества на 10,0%; незначительным изменением прочих долгосрочных финансовых вложений, инвестиций в другие организации; сокращением доли займов, предоставленных дочерним обществам, с 3,8% до 1,5%; уменьшением доли незавершенного строительства на 0,6%.
Структура оборотных активов: удельный вес абсолютно ликвидных активов (денежные средства и рыночные ценные бумаги) в оборотном капитале уменьшился с 25,3% до 22,8%; доля дебиторской задолженности увеличилась на 3,9%; доля запасов практически не изменилась и составляет 0,7%; доля налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям и прочих оборотных активов сократилась с 2,7% до 1,7%.
В абсолютных показателях дебиторская задолженность увеличилась на 11520,5 млн. рублей, в том числе: долгосрочная задолженность увеличилась на 13062,0 млн. рублей (за счет дополнительных вкладов по договорам долевого участия); краткосрочная дебиторская задолженность уменьшилась на 1541,5 млн. рублей.
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ОБЩЕСТВА
Удельный вес кредитных и заемных средств в совокупных обязательствах (пассивах) уменьшился на 2,4%.
В структуре заемных средств наибольшая доля приходится на краткосрочную кредиторскую задолженность, которая составила 69,4% и на долгосрочные займы и кредиты - 18,3%. Прочая долгосрочная кредиторская задолженность, включая отложенные налоговые обязательства, составляет 11,2%; прочие краткосрочные обязательства – 1,1%.
Динамика структуры заемного капитала характеризуется: увеличением доли краткосрочной кредиторской задолженности на 12,1%; незначительным увеличением доли задолженности по долгосрочным кредитам и займам на 0,5%;. уменьшением доли прочей долгосрочной кредиторской задолженности, включая отложенные налоговые обязательства, на 13,1% .
В абсолютных показателях краткосрочная кредиторская задолженность в 2004 году снижена на 1287,0 млн. рублей, в том числе: погашена задолженность перед поставщиками и подрядчиками на 838,3 млн. рублей, прочими кредиторами на 327,1 млн. рублей, перед бюджетом на 278,6 млн. рублей и перед внебюджетными фондами на 124,1 млн. рублей.
Изменения, произошедшие в структуре баланса в 2004 году, способствовали повышению ликвидности и улучшению показателей финансовой устойчивости и платежеспособности Общества.
Анализ структуры активов и пассивов баланса позволяет сделать вывод об удовлетворительной структуре баланса ОАО РАО «ЕЭС России», исходя из следующих предпосылок: высокий коэффициент независимости равный 0.93 при оптимальном значении 0.5 - 0.7; высокая степень покрытия внеоборотных активов источниками собственных средств; индекс постоянного актива составил 0,93; текущие оборотные активы значительно превышают текущие обязательства (чистый оборотный капитал более чем в четыре раза превышает краткосрочные обязательства).
Оценка финансового состояния РАО «ЕЭС России».
Таблица 3
Коэффициенты финансовой зависимости
2003 год |
2004 год |
|
Коэффициент автономии |
0,91 |
0,93 |
Коэффициент долговой нагрузки |
0,10 |
0,07 |
Значения показателей финансовой зависимости находятся в пределах рекомендуемых: доля собственного капитала в совокупных обязательствах составляет 93% при критическом значении коэффициента автономии 50%, коэффициент долговой нагрузки, характеризующий соотношение заемных средств и собственного капитала, составляет 0,07 при критическом значении 1,0.
Таблица 4
Коэффициенты ликвидности
2003 год |
2004 год |
|
Коэффициент абсолютной ликвидности |
1,45 |
1,12 |
Коэффициент срочной ликвидности |
2,56 |
2,67 |
Коэффициент текущей ликвидности |
3,76 |
4,90 |
Коэффициент обеспеченности собственными средствами |
0,26 |
0,28 |
Финансовое состояние Общества по итогам финансово-хозяйственной деятельности за 2004 год является абсолютно устойчивым.
2.3. Особенности корпоративного управления в ОАО «РАО ЕЭС»
РАО "ЕЭС России" является составной частью Отрасли электроэнергетики России. В составе РАО "ЕЭС России" выделяются:
Общество – головная (материнская) компания РАО "ЕЭС России", включая филиалы и представительства. Холдинг – Общество и его дочерние и зависимые общества АО-энерго и АО-электростанции, в том числе АО "Новосибирскэнерго". Группа – Холдинг и все остальные дочерние и зависимые общества, включая научно-исследовательские, проектно-конструкторские организации, строительные, обслуживающие и непрофильные организации (табл. 5, 6, Приложение).[12]
Компании целевой структуры отрасли:
ОАО "Системный оператор – Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы"
Филиалы – Объединенные диспетчерские управления энергосистемами (ОДУ)
ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы"
Филиалы – Территориальные обособленные подразделения – межсистемные электрические сети
Генерирующие компании оптового рынка: ОАО "ОГК-1", ОАО "ОГК-2", ОАО "ОГК-3", ОАО "ОГК-4", ОАО "ОГК-5", ОАО "ОГК-6", ОАО "ГидроОГК"
Территориальные генерирующие компании *: ОАО "ТГК-1", ОАО "ТГК-2", ОАО "ТГК-4", ОАО "ТГК-5", ОАО "ТГК-6", ОАО "Мосэнерго" (ТГК-3), ОАО "ТГК-8", ОАО "ТГК-9", ОАО "ТГК-10", ОАО "ТГК-13", ОАО "ТГК-14"
Межрегиональные распределительные сетевые компании: ОАО "МРСК Центра и Северного Кавказа", ОАО "МРСК Урала и Волги", ОАО "МРСК Северо-Запада".
Управляющие компании: ОАО "Северная энергетическая управляющая компания", ОАО "Уральская энергетическая управляющая компания", ОАО "Кавказская энергетическая управляющая компания", ОАО "Дальневосточная энергетическая управляющая компания", ОАО "Средневолжская межрегиональная управляющая энергетическая компания"
Структура управления РАО ЕЭС представлена на рис. 5 (Приложение).
Миссия РАО "ЕЭС России", как материнской компании Холдинга заключается в формировании на базе Холдинга экономически эффективных, прибыльных, инвестиционно-привлекательных и интегрированных в мировую экономику бизнес-компаний, обеспечивающих многие поколения потребителей качественной и экологически чистой энергией и иными товарами и услугами, произведенными высококвалифицированными работниками в духе конкуренции за потребителя и ресурсосбережения с использованием передовых технологий.
Корпоративное управление РАО "ЕЭС России" есть система отношений между акционерами компании, членами Совета директоров, Правления, а также другими заинтересованным лицами – стейкхолдерами.
Высшим органом управления РАО "ЕЭС России" является общее Собрание акционеров. Основные полномочия по управлению компанией делегируются акционерами Совету директоров. Совет директоров в целях обеспечения оперативного управления компанией назначает Правление.
Акционеры компании обладают совокупностью прав в отношении акционерного общества, соблюдение и защиту которых обязаны обеспечить Совет директоров и Правление РАО "ЕЭС России".
РАО "ЕЭС России" способствует обеспечению этого права тем, что регистрация прав собственности, ведение и хранение реестра акционеров осуществляется независимым регистратором, имеющим надлежащие технические средства и системы контроля, безупречную репутацию на рынке ценных бумаг.
Акционеры имеют право по своему усмотрению свободно распоряжаться принадлежащими им акциями, совершать любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие прав и охраняемых законом интересов других лиц, в том числе отчуждать свои акции в собственность других лиц.
РАО "ЕЭС России" в целях надлежащего соблюдения и защиты указанного права будет предпринимать все необходимые для этого действия, не исключая обращение в органы законодательной и исполнительной власти с целью отмены каких-либо требований, ставящих акционеров и потенциальных инвесторов РАО "ЕЭС России" в неравное положение по сравнению с акционерами и потенциальными инвесторами других российских компаний. РАО "ЕЭС России" будет постоянно проводить мероприятия, направленные на повышение ликвидности акций, включая вывод ценных бумаг компании на фондовые биржи мира.
Акционеры имеют право на регулярное и своевременное получение информации о деятельности компании в объеме, достаточном для принятия ими взвешенных и обоснованных решений о распоряжении акциями.
РАО "ЕЭС России" в целях надлежащего соблюдения и защиты указанного права гарантирует выполнение установленных законодательством требований о раскрытии информации.
В целях более полного информирования о своей деятельности заинтересованных лиц РАО "ЕЭС России" будет раскрывать дополнительную информацию (динамика тарифов на электроэнергию и тепло, дивидендная политика, результаты производственно-экономической деятельности как материнской, так и дочерних компаний и др.)
РАО "ЕЭС России" осуществляет финансовую отчетность в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) поквартально.
Вся тем или иным образом раскрываемая информация будет в обязательном порядке размещаться на сайте РАО "ЕЭС России" в информационной сети Интернет.
Акционеры, владельцы голосующих акций, имеют право на участие в общем Собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам их компетенции.
РАО "ЕЭС России" в целях надлежащего соблюдения и защиты указанного права обязуется организовывать проведение общего Собрания акционеров таким образом, чтобы участие акционеров не было сопряжено для них с большими материальными и временными затратами, обеспечивая равное отношение ко всем акционерам.
РАО "ЕЭС России" обязуется предоставлять акционерам информацию по вопросам повестки дня общего Собрания акционеров в объеме и в сроки, позволяющие акционерам принять обоснованные решения.
По каждому вопросу повестки дня общего Собрания акционеров Совет директоров РАО "ЕЭС России" будет готовить для акционеров объективные обоснованные рекомендации. В случае проведения выборов Совета директоров, РАО "ЕЭС России" будет предоставлять акционерам биографическую информацию о каждом кандидате в объеме, принятом в международной практике.
Вся информация, касающаяся общего Собрания акционеров, включая сведения о проступающих от акционеров предложениях по формированию повестки дня общего Собрания акционеров, будет в обязательном порядке раскрываться на сайте РАО "ЕЭС России" в информационной сети Интернет.
Акционеры имеют право на получение части чистой прибыли РАО "ЕЭС России" за текущий год в виде дивидендов.
РАО "ЕЭС России" в целях надлежащего соблюдения и защиты указанного права обязуется выплачивать объявленные дивиденды в установленные сроки.
Совет директоров РАО "ЕЭС России" вырабатывает дивидендную политику компании на 2-3 года и доводит ее до сведения акционеров.
В свою очередь, акционеры РАО "ЕЭС России" несут бремя ответственности друг перед другом, перед компанией, иными заинтересованными лицами за долгосрочную стабильность и прибыльность компании. В этой связи, акционеры не должны предпринимать действия, способные подорвать долгосрочную прибыльность компании, не должны оказывать давление на Совет директоров и Правление РАО "ЕЭС России" с тем, чтобы вынудить реализовывать цели таких акционеров за счет других акционеров.
Акционер (акционеры), владеющие в совокупности 2 и более процентами акций признаются акционерами РАО "ЕЭС России", способными оказывать существенное влияние на деятельность компании. В этой связи Совет директоров и остальные акционеры ожидают от таких акционеров ответственных действий в том, что касается: признания своего владения и раскрытия информации об аффилированных лицах; раскрытия информации о проводимых ими сделках с акциями РАО "ЕЭС России", если в результате их осуществления доля такого акционера (акционеров) становится менее 2 процентов акций компании; заблаговременного раскрытия информации о созыве внеочередного общего Собрания акционеров, о вопросах, вносимых в повестку дня общего Собрания акционеров, о кандидатах в состав Совета директоров компании, отказа от использования информации об акционерах, имеющих право на участие в общем Собрании акционеров, если это может нанести ущерб интересам остальных акционеров;
В случае, если акционеры создают коалиции, Совет директоров и Правление РАО "ЕЭС России" предоставляют им для этого необходимые условия, в том числе путем создания форума акционеров на сайте РАО "ЕЭС России" в информационной сети Интернет.
Члены Совета директоров РАО "ЕЭС России" являются представителями акционеров, подотчетны им и несут перед ними ответственность за успешное развитие компании.
Совет директоров РАО "ЕЭС России" осознает свою ответственность перед акционерами, и считает своей главной целью добросовестное и компетентное исполнение обязанностей по управлению компанией, обеспечивающее поддержание и рост стоимости ее акций, а также защиту и возможность реализации акционерами своих прав.
Совет директоров РАО "ЕЭС России" в своих решениях исходит из необходимости действовать справедливо по отношению ко всем акционерам, и не может учитывать интересы только какой-либо одной группы акционеров. Он обеспечивает создание системы выявления и урегулирования потенциальных конфликтов интересов.
Совет директоров РАО "ЕЭС России" отвечает за надлежащее функционирование системы раскрытия и распространение информации о деятельности компании.
Совет директоров РАО "ЕЭС России" обеспечивает ведение постоянного диалога с акционерами.
Совет директоров РАО "ЕЭС России" обеспечивает формирование и реализацию стратегии развития компании.
Совет директоров РАО "ЕЭС России" создает и поддерживает необходимые механизмы контроля деятельности Правления РАО "ЕЭС России", включая мониторинг и оценку ее результатов.
Совет директоров РАО "ЕЭС России" создает систему понятных и прозрачных критериев и процедур назначения и замещения членов Правления РАО "ЕЭС России" и эффективную систему вознаграждения его членов.
Совет директоров РАО "ЕЭС России" дает оценку планов по реформированию компании и обеспечивает контроль за их реализацией.
Совет директоров РАО "ЕЭС России" создает прозрачную систему оценки своей деятельности в целом и каждого члена Совета директоров в отдельности, разрабатывает прозрачную систему вознаграждения и компенсирования расходов, связанных с исполнением Советом директоров своих функций, и предлагает их годовому общему Собранию акционеров для утверждения.
Совет директоров РАО "ЕЭС России" обеспечивает создание системы управления финансовыми рисками.
Совет директоров РАО "ЕЭС России" осознает, что деятельность компании затрагивает интересы широкого круга лиц как внутри компании, так и во внешней среде. Поэтому для успешной работы компании Совет директоров РАО "ЕЭС России" формулирует принципы отношений с различными группами стейкхолдеров.
Возглавляет Совет директоров РАО "ЕЭС России" его Председатель.
Председатель Совета директоров РАО "ЕЭС России" ответственен за организацию работы Совет директоров РАО "ЕЭС России".
Количественный состав Совета директоров РАО "ЕЭС России" должен обеспечивать его эффективную работу, объединять представителей различных групп акционеров и учитывать при выработке решений различные интересы и точки зрения.
Количественный состав Совета директоров РАО "ЕЭС России" не должен быть менее 9 и более 20 членов. Точный количественный состав Совета директоров определяется общим Собранием акционеров и закрепляется в Уставе компании.
Для обеспечения баланса между контролем за действиями Правления РАО "ЕЭС России" и участием в управлении, в составе Совета РАО "ЕЭС России" директоров могут быть представители Правления РАО "ЕЭС России". Доля участия членов Правления в Совете директоров РАО "ЕЭС России" не должна превышать четверти состава Совета директоров РАО "ЕЭС России".
Для обеспечения объективности принимаемых решений и поддержания баланса между интересами различных групп акционеров в состав Совета директоров РАО "ЕЭС России" должны входить независимые директора.
Независимый член Совета директоров РАО "ЕЭС России", (а также его супруг (супруга), родители, дети, братья, сестры) не должен: быть представителем акционера - владельца двух и более процентов голосующих акций общества; быть связан с компанией какими-либо отношениями (трудовыми, договорными) кроме как участие в работе Совета директоров и владение акциями компании в количестве, не превышающем 0,5 % голосующих акций; оказывать РАО "ЕЭС России" и ее аффилированным лицам правовые, консультационные, или иные платные услуги; быть связан с РАО "ЕЭС России" и ее аффилированными лицами трудовыми отношениями в течение 5 лет до момента избрания в Совет директоров РАО "ЕЭС России" и в течение срока исполнения своих полномочий; быть представителем органов государственной власти.
Член Совета директоров РАО "ЕЭС России", избранный в Совет директоров в качестве независимого, в случае, если при наступлении каких-либо событий он перестает отвечать требованиям, предъявляемым к независимым директорам, должен или подать в отставку, или публично заявить об утрате статуса независимого члена Совета директоров.
Член Совета директоров РАО "ЕЭС России", действуя в качестве такового, должен: осуществлять свою деятельность честно и ответственно в интересах всех акционеров и компании в целом; обладать достаточным количеством времени для эффективного исполнения своих обязанностей члена Совета директоров; высказывать свое независимое мнение и отстаивать его, если он полагает, что это отвечает интересам компании; раскрывать честно и в полном объеме информацию о своей заинтересованности в заключении компанией сделок; в случае если это необходимо для решения вопросов в рамках работы в Совете директоров РАО "ЕЭС России", повышать свою квалификацию.
Член Совета директоров РАО "ЕЭС России" не должен, используя свое участие в Совете директоров РАО "ЕЭС России", прямо или косвенно лоббировать в компании свои частные интересы, а также коммерческие интересы других юридических и физических лиц.
При вступлении в должность член Совета директоров РАО "ЕЭС России" принимает на себя письменно зафиксированные обязательства в отношении своей деятельности перед всеми акционерами и обществом в целом.
При первом вступлении в должность член Совета директоров РАО "ЕЭС России" также подписывает письмо-представление об операциях с аффилированными (связанными) сторонами, содержание которого определяется действующими требованиями представления информации в регулирующие органы, а также требованиями раскрытия информации в бухгалтерской отчетности по российским и международным стандартам. В последующем такое письмо-представление должно также подписываться на 31 декабря каждого года нахождения в этой должности.
Текст обязательства члена Совета директоров РАО "ЕЭС России", процедуры вступления в должность, ознакомления с делами и процессами деятельности, прекращения полномочий в случае переизбрания как досрочного, так и очередного, порядок добровольного сложения полномочий членом Совета директоров, порядок созыва и проведения заседаний Совета директоров определяются внутренним документом РАО "ЕЭС России", разрабатываемым Советом директоров.
Член Совета директоров РАО "ЕЭС России" при принятии решения о совмещении должностей в органах управления других организаций должен исходить из того, что, только располагая достаточным количеством времени, он сможет надлежащим образом исполнить функции члена Совета директоров РАО "ЕЭС России".
Совет директоров РАО "ЕЭС России" должен собираться на совместные заседания, как правило, не реже 6 раз в год. При этом не менее одного заседания в году должно быть посвящено вопросам стратегии развития компании.
Заседания Совета директоров РАО "ЕЭС России" могут проводиться как в форме совместного присутствия членов Совета директоров, так и заочной форме (опросным путем). Решение о форме проведение заседаний Совета директоров РАО "ЕЭС России" принимается его Председателем. При этом проведение заседаний Совета директоров РАО "ЕЭС России" в заочной форме осуществляется с согласия большинства его членов.
В протоколе заседания Совета директоров РАО "ЕЭС России" указываются результаты голосования каждого члена Совета директоров, принявшего участие в голосовании. В случае, если член Совета директоров не принял участие в заседании или в голосовании, в протокол вносится соответствующая запись. Данная информация является публичной.
Члены Совета директоров РАО "ЕЭС России" для обеспечения эффективной работы должны иметь доступ ко всей необходимой информации.
Совет директоров РАО "ЕЭС России" может привлекать внешних консультантов по отдельным вопросам своей деятельности. Для этих целей ежегодно при формировании бюджета РАО "ЕЭС России" должна предусматриваться соответствующая статья расходов. Ограничения на сумму данных расходов устанавливаются Советом директоров. _
Компетенция Совета директоров РАО "ЕЭС России", включая перечень вопросов, относящихся к исключительной компетенции Совета директоров, определяется Уставом РАО "ЕЭС России".
Для решения отдельных задач, стоящих перед компанией, Совет директоров РАО "ЕЭС России" может создавать комитеты, включая комитеты при Совете директоров РАО "ЕЭС России" по вопросам реформирования, по назначениям и вознаграждениям, по корпоративному управлению и этике, по аудиту и финансовым вопросам, по стратегии и развитию и другие.
Комитет при Совете директоров РАО "ЕЭС России" действует на основании положения, утвержденного Советом директоров РАО "ЕЭС России".
Персональный состав комитета при Совете директоров РАО "ЕЭС России" формируется Советом директоров РАО "ЕЭС России".
Комитет при Совете директоров РАО "ЕЭС России" должен собираться на заседания по мере необходимости и в соответствии с положением о своей деятельности.
Комитеты при Совете директоров РАО "ЕЭС России" могут проводить совместные заседания.
Раскрытие информации о деятельности комитета при Совете директоров РАО "ЕЭС России" осуществляется на сайте РАО "ЕЭС России" в информационной сети Интернет.
Совет директоров РАО "ЕЭС России" в целях обеспечения оперативного управления компанией назначает Правление РАО "ЕЭС России".
Правление РАО "ЕЭС России" подотчетно Совету директоров РАО "ЕЭС России". Оно осуществляет свою деятельность в строгом соответствии с правилами, установленными Советом директоров, и систематически отчитывается перед Советом директоров о своей деятельности.
В целях обеспечения эффективного управления компанией Правление РАО "ЕЭС России" наделяется высокой степенью самостоятельности. Совет директоров и акционеры РАО "ЕЭС России" не могут необоснованно вмешиваться в повседневную деятельность Правления РАО "ЕЭС России", ограничивая его возможности оперативно решать вопросы деятельности компании.
Правление РАО "ЕЭС России" осознает свою ответственность перед акционерами и считает своей главной целью добросовестное и компетентное исполнение обязанностей по руководству текущей деятельностью РАО "ЕЭС России", обеспечивающему долгосрочную прибыльность компании.
Правление РАО "ЕЭС России" несет ответственность за организацию, состояние и достоверность бухгалтерского учета в компании, своевременное представление ежегодного отчета и другой финансовой отчетности в соответствующие органы, а также сведений о деятельности компании, представляемых акционерам, кредиторам и в средства массовой информации.
При первом вступлении в должность Председатель, заместитель Председателя, член Правления РАО "ЕЭС России" подписывают письмо-представление об операциях с аффилированными (связанными) сторонами, содержание которого определяется действующими требованиями представления информации в регулирующие органы, а также требованиями раскрытия информации в бухгалтерской отчетности по российским и международным стандартам. В последующем такое письмо-представление должно также подписываться на 31 декабря каждого года нахождения в этой должности.
Правление РАО "ЕЭС России" несет ответственность за своевременное представление необходимых сведений и осуществление регулярного информирования Совета директоров РАО "ЕЭС России".
Совмещение членом Правления РАО "ЕЭС России" должностей в органах управления других организаций допускается только с согласия Совета директоров РАО "ЕЭС России".
Возглавляет и руководит работой Правления РАО "ЕЭС России"его Председатель, избираемый общим Собранием акционеров РАО "ЕЭС России".
Председатель Правления РАО "ЕЭС России" отвечает перед акционерами и Советом директоров РАО "ЕЭС России" за реализацию стратегии развития компании и финансовые результаты ее деятельности.
Председатель Правления РАО "ЕЭС России" ответственен за организацию работы Правления. Председатель Правления обязан таким образом осуществлять руководство Правлением и РАО "ЕЭС России" в целом, чтобы обеспечить долгосрочную прибыльность компании.
Председатель правления РАО "ЕЭС России" не менее одного раза в квартал представляет на рассмотрение Совета директоров РАО "ЕЭС России" планы деятельности Правления и отчитывается перед Советом директоров о выполнении этих планов.
Совет директоров РАО "ЕЭС России" утверждает систему вознаграждения членов Правления РАО "ЕЭС России" и представляет в установленном порядке общему Собранию акционеров для утверждения систему вознаграждения членов Совета директоров РАО "ЕЭС России".
Система вознаграждения должна быть прозрачной и понятной акционерам, сведения о ней должны раскрываться в годовом отчете компании.
Условия вознаграждения устанавливаются таким образом, чтобы обеспечивать привлечение и участие в работе компании высококвалифицированных специалистов, мотивировать их к честной и эффективной деятельности. Вознаграждение членов Совета директоров и Правления РАО "ЕЭС России" должно быть конкурентно в сравнении с сопоставимыми компаниями.
Размер вознаграждения членов Совета директоров РАО "ЕЭС России" должен зависеть от результатов деятельности компании и итогов деятельности Совета директоров.
Размер вознаграждения членов Правления РАО "ЕЭС России" должен зависеть от результатов деятельности компании, в том числе от стоимости акций и показателя прибыльности РАО "ЕЭС России", а также результатов деятельности каждого члена Правления.
Структура вознаграждения может включать в себя как денежные выплаты, так и поощрение в неденежной форме.
В структуре холдинга РАО "ЕЭС России", являясь акционером дочерних и зависимых обществ, свои взаимоотношения с последними осуществляет в соответствием с требованиями законодательства Российской Федерации об акционерных обществах, Уставом РАО "ЕЭС России", уставами дочерних и зависимых обществ.
Позиция РАО "ЕЭС России" по вопросам повестки дня общих собраний акционеров и заседаний советов директоров дочерних и зависимых обществ, решения по которым могут затронуть права акционеров РАО "ЕЭС России", определяется Совет директоров РАО "ЕЭС России".
Административное управление дочерними и зависимыми обществами осуществляется по технико-технологическим вопросам функционирования Единой энергетической системы России.
Главными принципами информационной политики РАО "ЕЭС России" являются полнота, оперативность, объективность и достоверность информации о компании и обеспечение возможности свободного и необременительного доступа к ней.
Вся раскрываемая компанией информация в обязательном порядке размещается на сайте РАО "ЕЭС России" в информационной сети Интернет, так как данный источник является наиболее доступным и наименее затратным способом получения заинтересованными лицами информации о компании.
РАО "ЕЭС России" обеспечивает своевременное и точное раскрытие информации по всем существенным вопросам деятельности компании, путем выполнения установленных законодательством Российской Федерации требований, а также добровольно раскрывая дополнительную информацию. С этой целью Совет директоров РАО "ЕЭС России" на основе мониторинга запросов инвесторов, совершенствует состав раскрываемой информации и способы ее раскрытия. Также, на основе обобщения состава раскрываемой информации крупными энергетическими компаниями в других странах, Совет директоров РАО "ЕЭС России" определит перечень экономической отраслевой информации, подлежащей обязательному раскрытию.
РАО "ЕЭС России" ежегодно представляет акционерам годовой отчет. Состав информации, раскрываемой в годовом отчете, определяется Советом директоров с учетом международной практики.
Совет директоров и Правление РАО "ЕЭС России" по мере необходимости определяют состав инсайдерской информации и порядок осуществления сделок с ее использованием.
РАО "ЕЭС России" привлекает для ежегодной проверки и подтверждения годовой финансовой отчетности международно-признанного независимого аудитора. РАО "ЕЭС России" обеспечивает участие представителей аудитора в работе Общих собраний акционеров для того, чтобы акционеры могли задавать аудитору интересующие их вопросы.
Реформирование РАО "ЕЭС России" осуществляется в соответствии со следующими основными принципами: строгое следование требованиям нормативных правовых актов по реформированию электроэнергетики России; публичность и прозрачность принятия решений; установление универсальных правил игры, отказ от преференций отдельным участникам, именных льгот, тарифов, гарантий и т. д.; соблюдение требований энергетической безопасности; отказ от административных и насильственных методов проведения преобразований - принуждения к заключению договоров, арестов акций и пр.; обязательность соблюдения устанавливаемых Советом директоров РАО "ЕЭС России" норм осуществления операций с капиталом дочерних и зависимых обществ.
3. Предложения по совершенствованию управления ОАО «РАО ЕЭС»
Современной системе корпоративного управления в ОАО РАО "ЕЭС России" только пять лет. За это время проделана большая работа:
· в Холдинге отстроена ясная система корпоративных отношений между материнской компанией и ее дочерними и зависимыми обществами. Начиная с 1999 года Холдинг постепенно переходит от административных к корпоративным методам управления;
· произошла полная "реконструкция" всего нормативного поля корпоративного управления – уставов и внутренних документов ДЗО. В сложных и непростых переговорах с представителями миноритарных акционеров появился тот устав ДЗО, который, полностью соответствуя действующему законодательству, с одной стороны обеспечивает решение ДЗО текущих хозяйственных задач, с другой – создает возможность для осуществления процессов реформирования электроэнергетики с максимально возможным учетом интересов миноритарных акционеров;
· отработан четкий механизм организации и контроля деятельности лиц, представляющих интересы ОАО РАО "ЕЭС России" в советах директоров и ревизионных комиссиях организаций Холдинга;
· разработаны и внедрены типовые договоры с генеральными директорами организаций Холдинга и управляющими компаниями, разработана система их мотивации;
· разработана современная дивидендная политика;
· разработаны и внедрены (на уровне Совета директоров РАО "ЕЭС России") правила совершения сделок с использованием инсайдерской информации;
· отработаны механизмы реорганизации ДЗО Холдинга. Пройден полный цикл такой реорганизации на базе ОАО "Калугаэнерго" с образованием нескольких новых акционерных обществ по отдельным видам деятельности (магистральная сетевая компания, генерирующая компания, распределительная сетевая компания, сбытовая компания). Все государственные регулирующие органы подтвердили правильность корпоративных решений ОАО РАО "ЕЭС России" и ОАО "Калугаэнерго" тем, что сначала зарегистрировали вновь образованные компании, а затем осуществили государственную регистрацию выпусков ценных бумаг и отчетов;
· проходят отработку совершенно новые механизмы работы в рамках советов директоров, в так называемых комитетах при совете директоров (например, такой комитет по аудиту сформирован при совете директоров ОАО "Ленэнерго");
· постепенно формируется институт профессиональных директоров, которые должны "встать" на место работников Холдинга и заменить их в советах директоров ДЗО. В частности, Общество пользуется услугами нескольких профессиональных директоров: как тех, которые сотрудничают с профессиональными организациями, занимающимися подобной деятельностью (к примеру, Институт профессиональных директоров), так и просто авторитетных специалистов (таких как Дэвид Херн, Сеппо Ремес, Анатолий Чабак).
Функции Корпоративного центра в части корпоративного управления ДЗО возложены на Департамент корпоративного управления. Цели и задачи Корпоративного центра в сфере организации корпоративного управления в Холдинге разнообразны. К числу основных можно отнести следующие:
а) разработка методологии и стандартов в сфере корпоративного управления ДЗО. Несмотря на весь большой положительный багаж, который накоплен за время работы в ОАО РАО "ЕЭС России" (новые уставы, контракты, внутренние документы и т.д.) жизнь все время идет вперед, система управления совершенствуется, меняется нормативное поле. Но мы должны не только подстраиваться под изменения, но и отчасти опережать их. Функция стандартизации этому и служит – в стандартах мы будем определять основные подходы к осуществлению деятельности в сфере корпоративного управления, формировать типовые подходы к решению управленческих ситуаций в сфере корпоративного управления, типовые документы. Это будут наработки для всего Холдинга в целом. К примеру, одной из важнейших задач на современном этапе является разработка новых типовых форм договоров с генеральными директорами ДЗО и управляющими компаниями ДЗО. Это объясняется тем, что в условиях создания новых обществ в процессе реорганизации требуется учет специфики новых видов деятельности. Не менее важная составляющая процесса стандартизации – постоянное совершенствование уставов ДЗО;
б) организация рассмотрения Советом директоров РАО "ЕЭС России" вопроса об определении позиции по вопросам деятельности органов управления ДЗО, согласование проектов решений совета директоров. Вопросам корпоративного управления в Холдинге в деятельности Совета директоров ОАО РАО "ЕЭС России" всегда уделялось повышенное внимание. Совет всегда активно участвовал в формировании институциональной среды корпоративного управления путем принятия решений, типовых документов. Достаточно напомнить, что многие базовые документы в этой сфере, которые являются и будут являться основой для деятельности исполнительного аппарата и ДЗО, приняты именно Советом – Порядок взаимодействия ОАО РАО "ЕЭС России" с хозяйственными обществами, типовой договор с управляющей организацией, базовый вариант реформирования и многие другие. Совет всегда пристально относится к вопросам, выносимым на его рассмотрение, и неснижение качества их подготовки – наша постоянна задача;
в) ведение реестра финансового капитала. Эта задача относится к числу общесистемных, поскольку Общество должно в каждый данный момент времени четко представлять – чем оно владеет (управляет). Для осуществления этой задачи Корпоративный центр аккумулирует необходимую информацию от ДЗО, осуществляет постоянную сверку информации с организациями учетной системы на рынке ценных бумаг (регистраторами и депозитариями);
г) участие в формировании итоговых поручений для голосования представителям РАО "ЕЭС России" в советах директоров ДЗО. В рамках этой задачи готовятся и выдаются итоговые поручения представителям Общества в ДЗО, закрепленных за Корпоративным центром (в настоящее время около 50 обществ, в которых имеются пакеты акций от 0,001 до 100 % уставного капитала); готовятся и выдаются поручения Корпоративного центра Бизнес-единицам по вопросам повесток дня советов директоров и общих собраний акционеров закрепленных ДЗО, готовятся экспертные заключения;
д) формирование советов директоров закрепленных ДЗО, участие в формировании советов директоров ДЗО, закрепленных за Бизнес-единицами, формирование перечня представителей Общества на общих собраниях акционеров всех ДЗО, акции которых принадлежат Обществу (вне зависимости от подведомственности).
Порядок взаимодействия Департамента корпоративного управления Корпоративного центра с подразделениями Центра управления реформой и Бизнес-единиц при выполнении указанных выше задач будет определяться стандартами Общества, а также иными организационно-распорядительными документами, прежде всего приказами Председателя Правления Общества.
Необходимость совершенствование корпоративного управления связана как с количественным, так и с качественным изменением в объектах управления (ДЗО). В результате реорганизации АО-энерго по базовому варианту, количество объектов управления со стороны РАО "ЕЭС России" существенно возрастет (в три-четыре раза!). Но мало того, если раньше был один объект управления – так называемое АО-энерго, которое осуществляло все виды деятельности, то в настоящее время создаются ДЗО, занимающиеся отдельными видами деятельности. Наряду с процессом выделения в Холдинге активно идут процессы интеграции. В частности осуществляется подготовка к формированию межрегиональных компаний (ОГК, ТГК, МРСК, ММСК), в результате которого действующие дочерние общества РАО "ЕЭС России" и создаваемые в результате реорганизации АО-энерго региональные компании трансформируются во "внучки" РАО "ЕЭС России".
Это уже качественно иное состояние Холдинга, которое требует значительных ресурсов на управление. В настоящее время система управления "внучками" только формируется и одной из ключевых задач является разработка стандартов и методологии их корпоративного управления.
В рамках совершенствования корпоративного управления можно рекомендовать несколько инициатив:
· активное взаимодействие с существующей институциональной средой в сфере корпоративного управления, прежде всего со специализированными организациями и Национальным советом по корпоративному управлению;
· дальнейшее совершенствование уставов и внутренних документов ДЗО;
· создание комитетов при советах директоров ДЗО и включение их в систему корпоративного управления ДЗО;
· повышение информационной прозрачности ДЗО;
· дальнейшую профессионализацию в деятельности советов директоров.
В последующем положительный опыт совершенствования системы корпоративного управления может быть спроецирован на созданные межрегиональные компании.
Заключение
Таким образом, в работе рассмотрена система корпоративного управления ОАО « РАО ЕЭС».
В работе можно сделать следующие выводы.
Корпоративное управление в современном его понимании является для развитых экономик достаточно новой задачей - несмотря на то, что вопросы организации управления в корпоративных организациях исследовались с 30-х годов прошлого века (достаточно посмотреть базовые работы Дж. К. Гэлбрэйта), в современном значении этой теме не более 15-20 лет, что хорошо демонстрируют последние корпоративные скандалы в США и Западной Европе (Энрон, Пармалат и многие другие). Россия, как и все остальные страны, находится на пути построения современной корпоративной экономики.
За последние годы в России в этой области сделано немало. Приняты базовые законы в области корпоративного управления – Федеральный закон "Об акционерных обществах", Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", принят Кодекс корпоративного поведения, а также ряд отдельных ведомственных нормативных актов (прежде всего ранее действовавшей Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг). Постепенно формируется и институциональная среда из различных специализированных организаций, предоставляющих услуги различным субъектам корпоративного управления, –ассоциации по защите прав акционеров и инвесторов, ассоциации независимых и профессиональных директоров (членов советов директоров). Постепенно разворачивает свою деятельность Национальный совет по корпоративному управлению.
Относительно системы корпоративного управления в ОАО «РАО ЕСЭ» можно отметить следующее:
Организации российской электроэнергетики и, прежде всего, само ОАО РАО "ЕЭС России" не только не отстают от современных тенденций в корпоративном управлении, но и часто идут впереди, "обкатывая" наиболее сложные и проблемные его вопросы. Существование организаций электроэнергетики в форме акционерных обществ предопределяет все те проблемы, с которыми сталкиваются все организации, существующие в подобной форме.
В настоящее время система корпоративного управления в Холдинге переживает период существенных изменений, которые связаны с трансформацией организационной структуры исполнительного аппарата ОАО РАО "ЕЭС России", в результате которых он теперь состоит из трех крупных управленческих элементов - Корпоративный центр, Центр управления реформой и Бизнес-единицы. Каждое из указанных звеньев системы управления вносит свой вклад в организацию корпоративного управления ДЗО, акциями которых владеет Общество.
Функции Корпоративного центра в части корпоративного управления ДЗО возложены на Департамент корпоративного управления. Цели и задачи Корпоративного центра в сфере организации корпоративного управления в Холдинге разнообразны.
В рамках совершенствования корпоративного управления можно рекомендовать несколько инициатив: активное взаимодействие с существующей институциональной средой в сфере корпоративного управления, прежде всего со специализированными организациями и Национальным советом по корпоративному управлению; дальнейшее совершенствование уставов и внутренних документов ДЗО; создание комитетов при советах директоров ДЗО и включение их в систему корпоративного управления ДЗО; повышение информационной прозрачности ДЗО; дальнейшую профессионализацию в деятельности советов директоров.
В последующем положительный опыт совершенствования системы корпоративного управления может быть спроецирован на созданные межрегиональные компании.
Список литературы
1. Акционерные общества в России. Словарь-справочник от А до Я. Руководителю. Бухгалтеру. Юристу. Акционеру / Сост. Захарьин В.Р. – М.: Дело и Сервис, 1998.
2. Васильев Д. Корпоративное управление в России: есть шанс для улучшений? // Инвестиции в России. – 2003. – №9.
3. Винслав Ю. Становление отечественного корпоративного управления: теория, практика, подходы к решению ключевых проблем // Российский экономический журнал. – 2004. - №2.
4. Голубков Д.Ю. Особенности корпоративного управления в России: инвестиционный кризис и практика оффшорных операций. – М.: Альпина, 2002.
5. Дагаев А. Деятельность приватизированных предприятий // Экономист. – 1997. - №11.
6. Макаревич Л. Корпоративному управлению, стратегическому планированию, маркетингу – системный подход // Общество и экономика. – 2004. - №7-8.
7. Мильнер Б.З. Теория организаций. – М.: ИНФРА-М, 2002.
8. Еременко А. Приватизация менеджмента – промежуточный итог // http://www.zerkalo-nedeli.com/nn/show/218/19126/
9. Винслав Ю.Б. О принципах корпоративного управления// http://www.bmpravo.ru/show_stat.php?stat=210
10. http://www.rao-ees.edu.ru/modules.php
11. http://www.interned.ru/articles/novie_piterskie/proekt_kontceptcii.htm
12. http://www.te.ru/appls/portal/Portal.nsf/0/B12203733245FD8DC525702D001EE203
13. http://www.rao-ees.ru/ru/news/gazeta/166-2004/show.cgi?gabo.htm
14. http://www.bumprom.ru/index.php?ids=272&sub_id=6166
15. Ежеквартальный отчет ОАО РАО ЕЭС, 2004
Приложение
Рисунок 1. Динамика среднегодовой среднесписочной численности персонала РАО ЕЭС России
Рисунок 2. Динамика выручки от реализации
Рисунок 3. Структура прибыли от продаж
Рисунок 4. Оценка эффективности управления
Таблица 1
Показатели (млн.рублей) |
2002 год |
2003 год |
2004 год |
Темпы прироста (%) 2004г. к 2003г. |
Объем реализации |
52 590,9 |
51 666,8 |
34 460,7 |
-33,3 |
Себестоимость |
-16 948,0 |
-17 270,0 |
-6 114,3 |
-64,6 |
Коммерческие расходы |
-425,7 |
-277,3 |
-471,4 |
70,0 |
Управленческие расходы |
-2 846,0 |
-3 306,5 |
-3 629,2 |
9,8 |
Себестоимость продаж |
-20 219,7 |
-20 853,8 |
-10 214,9 |
-51,0 |
Затраты на 1 рубль реализованной продукции (копеек) |
38,4 |
40,4 |
29,6 |
-10,8 |
Прибыль от продаж |
32 371,1 |
30 812,9 |
24 245,8 |
-21,3 |
Рентабельность продаж (%%) |
61,6 |
59,6 |
70,4 |
18,0 |
Проценты к получению |
444,2 |
1 102,3 |
1 617,6 |
46,8 |
Проценты к уплате |
-3 929,4 |
-830,9 |
-714,3 |
-14,0 |
Доходы от инвестиций |
2 124,1 |
3 600,1 |
7 596,2 |
111,0 |
Операционные доходы и расходы (нетто) |
-2451,5 |
3536,2 |
4559,8 |
28,9 |
Внереализационные доходы и расходы (нетто) |
14 775.2 |
-1 913,1 |
-1 573,0 |
-17,8 |
Прибыль до налогообложения |
44 694,8 |
32 436,1 |
27 232,5 |
-16,0 |
Общий коэффициент прибыльности (%%) |
85,0 |
62,8 |
79,0 |
25,9 |
Налог на прибыль и другие обязательные платежи |
-13 654.8 |
-8 056,7 |
-3 154,4 |
-60,8 |
Прибыль от обычной деятельности |
31 040,0 |
24 379,4 |
24 078,2 |
-1,2 |
Чрезвычайные доходы расходы (нетто) |
38,8 |
25,6 |
-9,6 |
|
Чистая (нераспределенная) прибыль |
31 078.8,9 |
24 405,0 |
24 068,5 |
-1,4 |
Чистая норма прибыли (%%) |
59,1 |
47,2 |
69,8 |
47,9 |
Таблица 2
Структура объема реализованной продукции Общества
Объем реализации, млн. рублей |
Доля, % |
|||||
2002 год |
2003 год |
2004 год |
2002 год |
2003 год |
2004 год |
|
Объем реализации |
52 590,9 |
51 666,8 |
34 460,7 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
в том числе: |
||||||
- абонентная плата |
40 354,3 |
38 883,1 |
26 763,6 |
76,7 |
75,3 |
77,7 |
- экспорт |
8 799,3 |
9 475,7 |
6 134,5 |
16,7 |
18,3 |
17,8 |
- реализация электрической и тепловой энергии внутренним потребителям |
1 735,7 |
1 507,8 |
- |
3,3 |
2,9 |
- |
- реализация прочих товаров, продукции, работ, услуг |
1 701,6 |
1 800,2 |
1 562,6 |
3,3 |
3,5 |
4,5 |
Таблица 5
АО-энерго и АО-станции по энергозонам:
Центр: |
16 АО-энерго, |
5 АО-электростанций, |
1 строящаяся |
Северо-Запад: |
7 АО-энерго, |
4 АО-электростанции, |
1 строящаяся |
Волга: |
8 АО-энерго, |
3 АО-электростанции |
|
Урал: |
9 АО-энерго, |
4 АО-электростанции |
|
Юг: |
10 АО-энерго, |
7 АО-электростанций, |
4 строящиеся |
Сибирь: |
9 АО-энерго, |
7 АО-электростанций, |
1 строящаяся |
Восток: |
7 АО-энерго, |
5 АО-электростанций, |
1 строящаяся |
Таблица 6
Общества, образованные в процессе реорганизации АО-энерго:
Региональные управляющие компании |
31 |
Региональные генерирующие компании |
36 |
Сбытовые компании |
35 |
Распределительные сетевые компании |
8 |
Магистральные сетевые компании |
4 |
Общее собрание акционеров ОАО РАО "ЕЭС России" |
|
|
|
СОВЕТ ДИРЕКТОРОВ |
|
|
|
ПРАВЛЕНИЕ Председатель Правления Чубайс А.Б. |
|
|
|
Заместители Председателя Правления Уринсон Я.М. Драчевский Л.В. Корпора- тивный центр Члены Правления: Гозман Л.Я. Дубинин С.К. Платонов В.Ю. Смирнов П.С. Трапезников А.В. Вайнзихер Б.Ф. |
Удальцов Ю.А. Центр управления реформой Члены Правления: Зубакин В.А. |
Раппопорт А.Н. Бизнес – единица "Сети" |
Синюгин В.Ю. Бизнес – единица "Гидро- генерация" |
Чикунов А.В. Бизнес – единица 1 |
Аветисян В.Е. Бизнес – единица 2 |
Воронин В.П. Бизнес – единица "Сервис" |
Аюев Б.И. ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" |
НП "АТС" |
ОАО "ФСК ЕЭС" МРСК Экспорт/ импорт Зарубежные активы |
ОГК на базе гидро- генерации: ОГК-7 Строящиеся гидро- электро- станции |
ОГК –3, 5, 6 ТГК-1, 2, 3, 4, 5, 8, 9, 14 и соответ- ствующие АО-энерго |
ОГК –1, 2, 4 ТГК - 6, 7, 10, 11, 12, 13 и соответ- ствующие АО-энерго |
Ремонты - ДЗО РАО "ЕЭС", институты, инженерные центры, строительные организации, строящиеся станции, не вошедшие в состав ОГК, ТГК |
ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" - Системный оператор - Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы России НП "АТС" - Некоммерческое партнерство "Администратор торговой системы оптового рынка электрической энергии" ОАО "ФСК ЕЭС" - Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы России МРСК - Межрегиональная распределительная сетевая компания ОГК - Оптовая генерирующая компания ТГК – Территориально генерирующая компания |
Рисунок 5. Структура управления РАО ЕЭС
[1] Васильев Д. Корпоративное управление в России: есть шанс для улучшений? // Инвестиции в России. – 2003. – №9.
[2] Голубков Д.Ю. Особенности корпоративного управления в России: инвестиционный кризис и практика оффшорных операций. – М.: Альпина, 2002.
[3] Винслав Ю.Б. О принципах корпоративного управления// http://www.bmpravo.ru/show_stat.php?stat=210
[4] Макаревич Л. Корпоративному управлению, стратегическому планированию, маркетингу – системный подход // Общество и экономика. – 2004. - №7-8.
[5] Винслав Ю.Б. О принципах корпоративного управления// http://www.bmpravo.ru/show_stat.php?stat=210
[6] Макаревич Л. Корпоративному управлению, стратегическому планированию, маркетингу – системный подход // Общество и экономика. – 2004. - №7-8.
[7] http://www.rao-ees.ru/ru/news/gazeta/166-2004/show.cgi?gabo.htm
[8] http://www.rao-ees.edu.ru/modules.php
[9] Ежеквартальный отчет ОАО РАО ЕЭС, 2004
[10] Ежеквартальный отчет ОАО РАО ЕЭС, 2004
[11] Ежеквартальный отчет ОАО РАО ЕЭС, 2004
[12] http://www.bumprom.ru/index.php?ids=272&sub_id=6166