Содержание

Введение. 3

Программа социологического исследования. 4

1. Тема исследования. 4

2. Заказчик исследования. 4

3. Проблема исследования. 4

4. Объект и предмет исследования. 4

5. Цель исследования. 5

6. Логический анализ основных понятий. 5

7. Основная гипотеза исследования. 6

8. Анкета. 6

9. Выводы и рекомендации. 10

Заключение. 13

Список литературы.. 14

Введение

         В эмпирическом социологическом исследовании мож­но выделить три основных этапа:

1)    подготовительный (разработка программы иссле­дования);

2)    основной (проведение эмпирического исследования);

3)    завершающий (обработка и анализ данных, форми­рование выводов и рекомендаций).

         Всякое исследование начинается с постановки какой-либо проблемы. Проблема — это всегда противоречие между знанием  и незнанием. В связи с этим решение проблемы означает получение нового знания или теоретической модели, ко­торые объясняли бы явление, а также выявление факто­ров, позволяющих воздействовать на развитие явления в желаемом направлении.

Социологическое исследование всегда начинается с некоей проблемной ситуации. Социологу предстоит пере­вести проблемную ситуацию в формулировку проблемы, которую он будет исследовать.

         Программа является обязательным исходным доку­ментом любого социологического исследования, незави­симо от того, является ли это исследование теоретичес­ким или прикладным. Обычно она включает в себя сле­дующие разделы:

1)    теоретический (цели, задачи, пред­мет и объект исследования, определение понятий);

2)    мето­дический (обоснование выборки, обоснование методов сбо­ра данных, методы обработки и анализа данных);

3)    орга­низационный (план исследования, порядок исследования подразделений, распределение людских и финансовых ресурсов и т.д.).

         Цель данной работы – составить программу социологического исследования.

         Задачи – определение проблемы, объекта и предмета исследования; составление анкеты исследования; разработка рекомендаций.

Программа социологического исследования

1. Тема исследования

         Выявление потребительских предпочтений при выборе молочных продуктов в картонной и целлофановой упаковке.

2. Заказчик исследования

         Заказчиком исследования является ОАО «Альбумин», которое специализируется  на производстве молочной продукции. Поэтому решение данного вопроса напрямую связано с возможностями выхода на молочный рынок. Данный опрос поможет установить нишу на рынке и основные потребительские предпочтения, что позволит ОАО улучшить рекламную деятельность фирмы.  

3. Проблема исследования

         На сегодняшний день существует большое количество различных марок молочных продуктов, и рынок продолжает насыщаться, появляется много новых марок. Выявление потребительских предпочтений позволит обосновать основные марки, которые пользуются успехом и спрогнозировать выход на данных рынок новой продукции.

4. Объект и предмет исследования

         Объект исследования – женщины в возрасте от 20 до 50 лет (1/3 в возрасте от 20 до 30 лет; 1/3 в возрасте от 30 до 40 лет; 1/3 в возрасте от 40 до 50 лет), живущие в крупном городе России (Новосибирск), имеющие стабильный достаток.   

         Предмет исследования – личные предпочтения при покупке молочных продуктов.

5. Цель исследования

         Выявить знание респондентами марок   молочных продуктов (молока) в различных упаковках, выявить покупательские предпочтения и на этой основе разработать рекомендации по выведению на рынок новой продукции для ОАО «Альбумин».

6. Логический анализ основных понятий

         В соответствии с целью исследования логическому анализу подлежит понятие  «потребительский рынок», «принятие решения о покупке», «оценка вариантов».

         Потребительский рынок – это отдельные лица, покупающие или приобретающие иным способом товары и услуги для личного предпочтения.

         Характеристики покупателей – это следующие группы факторов:

1.     факторы культуры;

2.     социальные факторы;

3.     личные факторы;

4.     психологические факторы.

         Принятие потребителем решения о покупке включает пять этапов:

1.     осознание проблемы;

2.     поиск информации;

3.     оценка вариантов;

4.     решение о покупке;

5.     реакция на покупку.

         В данном исследовании главным моментом является оценка вариантов. Оценка различных вариантов, составляющих комплект выбора, является основой для принятия решения о по­купке. Потребитель рассматривает любой данный товар как опреде­ленный набор свойств. Эти свойства обычно интересуют всех, но разные потребите­ли считают актуальными для себя разные свойства. Человек обра­щает больше всего внимания на свойства, которые имеют отноше­ние к его потребности. Характерные свойства — это те, что в пер­вую очередь приходят на ум потребителю, когда его просят поду­мать о качествах товара. Не следует считать, что они обязательно и являются самыми важными.

         Образ марки — это набор убеждений о конкретном фирменном товаре. Потребитель склонен создавать себе набор убеждений о марках товаров, когда каждая отдельная марка характеризуется сте­пенью присутствия в ней каждого отдельного свойства. Убеждения потребителя могут колебаться от знания подлинных свойств по соб­ственному опыту до знаний, являющихся результатом избиратель­ного восприятия и искажения, избирательного запоминания.

 

7. Основная гипотеза исследования

         Предварительный анализ информации свидетельствует о том, что в настоящее время рынок насыщен большим количеством различной молочной продукцией. В соответствие с этим, можно сформулировать основную гипотезу, что существует марка товара (или определенный товар), который пользуется наибольшим спросом.

8. Анкета

Уважаемая госпожа!

         Наш Центр социологических исследований будет Вам искренне признателен, если примите участие в нашем опросе и заполните анкету.  

         Просим внимательно ознакомиться с каждым воп­росом анкеты и возможными вариантами ответов и ответить на все из них, обведя кружком соответствую­щий номер. Если же есть необходимость, допишите свой вариант.

         Просим Вас быть внимательными и не оставлять воп­росы без ответов.

Заранее благодарим за ответы, за Ваш труд.

1. Сегодня почти все покупают молочные продукты. Как часто Вы покупаете молоко?

1 – каждый день

2 – один раз в три дня

3 – один раз в неделю

4 – реже одного раза в месяц

2. Вы покупаете только определенную марку молока?

1 – да

2 – нет

3. Сколько Вы  знаете названий марок производителей молока?

1 – одну

2 – две

3 – более двух

4 – затрудняюсь ответить

4. По какому принципу Вы покупаете молоко?

1 – название марки

2 – жирность продукта

3 – качество продукта

4 – цена продукта

5 – все перечисленное

6 – другое

5. Какие марки продукта Вы покупаете чаще всего?

1 – «Ирмень»

2 – «Сибирское молоко»

3 – «Альбумин»

4 – «Домик в деревне»

5 – «Чемпион»

6 – другие

6. Почему Вы отдаете предпочтение данной марке продукта?

1 – качество

2 – цена

3 – соотношение цены и качества

4 – привычка

5 – другое

7. Что Вы можете сказать о продукции данной марки?

1 – хорошего ________________

2 – плохого _________________

8. Каково было Ваше первое впечатление о данной марке?

1 – хорошее

2 – плохое

3 – затрудняюсь ответить

9. Какое из свойств данной марке должно ухудшиться или отсутствовать, чтобы Вы перестали ее употреблять?

1 – вкус

2 – упаковка, внешний вид

3 – общий уровень качества

4 – цена

10. Как Вы считаете, какое мнение сложилось в народе относительно данной марки?

1 – хорошее

2 – плохое

3 – затрудняюсь ответить

11. Какие марки молочной продукции Вы бы не стали покупать никогда?

1 – «Ирмень»

2 – «Сибирское молоко»

3 – «Альбумин»

4 – «Домик в деревне»

5 – «Чемпион»

6 – другие

12. Почему Вы не хотели бы покупать данные марки?

1 – качество

2 – цена

3 – соотношение цены и качества

4 – другое

13. Вы хорошо знакомы с ценой каждой марки молока? 

1 – да

2 – нет

3 – не со всеми

14. Как Вы думаете, насколько каждая марка соответствует своей цене?

1 – соответствует

2 – не соответствует

3 – не все соответствуют

4 – другое ____________

15. Какой упаковке продукта Вы отдаете предпочтение?

1 – картонная

2 – целлофановая

3 – разливное

4 – разным

16. Если на рынке появится новая марка молока, то Вы купите ее, чтобы попробовать?

1 – да

2 – нет

3 – затрудняюсь ответить

17. Рекламу, какой марки молока / молочной продукции Вы помните?

 1 – «Ирмень»

2 – «Сибирское молоко»

3 – «Альбумин»

4 – «Домик в деревне»

5 – «Чемпион»

6 – другие

18. Можете ли Вы вспомнить случай, когда Вы купили какую-либо марку молока под влиянием рекламы?

1 – да

2 – нет

3 – затрудняюсь ответить

19. Можете ли Вы припомнить рекламу молока, после которой Вы решили, что не купите эту марку?

1 – да

2 – нет

3 – затрудняюсь ответить

В заключение сообщите несколько сведений о себе.

20. Ваш возраст

1 – 20-30 лет

2 – 30-40 лет

3 – 40-50 лет

21. Кем Вы сейчас работаете? _____________________   

22. Можете назвать сумму, которую Вам приходиться тратить на молочные продукты в месяц? __________________руб.

23. Сколько Вы тратите именно на молоко? _______________руб.

Спасибо за помощь в исследовании!

9. Выводы и рекомендации

         Респондентами данного исследования были выбраны женщины от 20 до 40 лет, так как именно они являются основными покупателями молочной продукции. Данная анкета не занимает много времени и проста в использовании, что поможет выявить основные вопросы и проблемы за короткий промежуток времени.

         В процессе данного анкетирования достигается цель исследования - выявление знания респондентами марок молочных продуктов (молока) в различных упаковках, выявление покупательских предпочтений. Разработка рекомендаций по выводу нового товара будет зависеть от  ответов респондентов. Также в процессе данного исследования должна подтвердиться гипотеза о том, что существует определенная марка товара, которой отдают предпочтение респонденты.

         Проблема, решение которой мы хотели найти при помощи данного анкетирования: Выявление потребительских предпочтений позволит обосновать основные молочные товары, которые пользуются успехом и спрогнозировать выход на данных рынок новой продукции.

         Данная анкета поможет выявить потребительские предпочтения в выборе молока и молочной продукции среди различных марок; выявить влияние рекламы на решение о покупке той или иной марки.

         Данное исследование поможет маркетологам ОАО «Альбумин» пересмотреть или улучшить свои позиции  в рекламе того или иного продукта и показать целесообразность выведения на рынок нового товара.

         В таблице 1 приведены результаты исследования.

Таблица 1 - Результаты анкетирования

Возраст респондентов

принцип покупки молоко

покупка под влиянием рекламы

запомнилась реклама

предпочтения упаковки

отрицательное отношение  

что необходимо улучшить

сумма затрат на молочные продукты в мес.

20-30

цена

48%

Домик...

карт.

Ирмень

цена/кач-во

300 руб.

30-40

кач-во

28%

Домик...

карт.

Сиб. мол

цена

200 руб.

40-50

цена

24%

Домик...

целлоф.

Сиб. мол

цена

100-150

         По результатам анкетирования можно сделать вывод, что наиболее подвержена влиянию рекламы категория женщин в возрасте от 20 до 30 лет, следовательно, ОАО «Альбумин» для продвижения своего товара на рынок должно направить рекламу на данную целевую аудиторию. Именно эта возрастная категория тратит на молочную продукцию наибольшую сумму, что наиболее благоприятно для выбора данной аудитории.

         Наибольшее предпочтение отдается молочным продуктам в картонной упаковке, что также является показателем для ОАО.

         Таким образом, внедрение на рынок (продвижение) для ОАО «Альбумин» заключается в следующем:

-       рекламная кампания должна быть рассчитана на целевую аудиторию (женщин 20-30 лет):

-       приоритетом в рекламе должна быть цена товара;

-       рекламный ролик или печатная продукция должна иметь общий эмоциональный настрой, характерный для рекламы продуктов «Домик в деревне»;

-       продукция должна быть в картонной упаковке, внешний вид которой не должен напоминать и не быть похожим на товары «Ирмень» и «Сибирское молоко».

Заключение

         Существует несколько методов проведения социологического исследования. Среди них не последнее место занимает и метод анкетирования.

         Анкетирование — это письменный вид опроса, при котором контакт между исследователем и опрашиваемым (респондентом) осуществляется при помощи анкеты. Ан­кетирование может быть электронным — в случае, если используется компьютер. Анкета может распространять­ся через прессу, по почте (с предварительного согласия респондента). Однако наиболее эффективным является так называемый раздаточный опрос, когда анкетер вручает анкету и ждет, когда она будет заполнена: только в этом случае можно гарантировать возвращение анкеты.

         Анкетирование не позволяет на 100% выявить и установить потребительские предпочтения, поэтому в качестве дополнительного или альтернативного метода для решения данной проблемы может быть использован метод панели. Под панелью по­нимается выборочная совокупность опрашиваемых еди­ниц, подвергаемых повторяющимся исследованиям, причем предмет исследования остается постоянным. Членами панели могут быть отдельные потребители, семьи, организации торговли и промышленности, эк­сперты, которые, с определенными оговорками, оста­ются постоянными. Панельный метод имеет преимущества по сравнению с обычными одноразовыми опросами: он дает возможность сравнить результаты последующих опросов с итогами предыдущих и уста­навливать тенденции и закономерности развития изу­чаемых явлений; обеспечивает более высокую репре­зентативность выборки по отношению к генеральной совокупности.

         По характеру изучаемых проблем панели делятся на общие и специализированные. Для выявления потребительских предпочтений при выборе молочных продуктов целесообразно использовать специализированные панели.

Список литературы

1.     Басовский Л.Е. Маркетинг. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 134с.

2.     Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Начало современной социологии. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 320с.

3.     Касьянов В.В. Социология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 288с

4.     Колесников Ю.С. Прикладная социология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 320с.

5.     Приходько А.В., Замедлина Е.А. Маркетинг. – М.: Экзамен, 2004. – 160с.