Содержание

Содержание. 2

Введение. 3

1. Экономическая сущность и функции прибыли организации. 4

2. Основные виды прибыли организации. 6

3. Рентабельность, сущность, методика расчета основных показателей. 8

4. Основные методы планирования прибыли и рентабельности. 13

Заключение. 22

Литература. 23

Введение

Изучение финансовых ресурсов предприятий, особенностей их формирования и использования в условиях рынка; основные источники финансовых ресурсов предприятий имеет большое значение.

В данной контрольной работе мы рассмотрим такой вопрос, как прибыль и рентабельность. Прибыль и рентабельность – это основные оценочные показатели деятельности организации.

Мы рассмотрим экономическую сущность и функции прибыли организации, основные виды прибыли, рентабельность (сущность, методику расчета основных показателей), основные методы планирования прибыли и рентабельности.

1. Экономическая сущность и функции прибыли организации

Основным показателем финансового результата работы предприятия является прибыль.

Прибыль – это превышение доходов над расходами. Это разница между доходами и расходами предприятия, в виде материальных потоков (по начислению). Доходы и расходы определяются методом начисления. Отсюда возникает много парадоксов прибыли.

Прибыль – это разница между выручкой и затратами. Основным показателем прибыли в РФ является валовая прибыль (раньше ее называли балансовой прибылью). В нее включается:

1)    прибыль от РПРУ (разница между выручкой от РПРУ и полной себестоимостью продукции);

2)    прибыль от реализации основных фондов и другого имущества (разница между выручкой от реализации и остаточной стоимостью имущества, скорректированной на индекс инфляции);

3)    прибыль от внереализационных операций (разница между внереализационными доходамии и расходами).

Т.к. предприятие может вести несколько видов деятельности, следует разделять в учете и при планировании доходы и расходы от этих видов деятельности, чтобы правильно вести учет, поскольку есть виды деятельности, облагаемые по другим ставкам, и по ним базой для налогообложения может служить доход.

Чистая прибыль = Валовая прибыль – Налоги (на прибыль и на доходы)

Показатель валовой прибыли выделен отдельной строкой в отчетности (форма №2 «О прибыли и убытках»). Показатель чистой прибыли не фигурирует отдельной строкой в отчетности. Это расчетный показатель.

Также используется показатель Прибыль, остающейся в распоряжении предприятия. Предприятие должно сделать некоторые платежи до распределения прибыли по фондам . Эти обязательные платежи называются отвлечением прибыли (штрафы, пени налоговой инспекции и других гос. органов, отчисления в централизованные фонды отраслей или материнской компании). Только после этого предприятие может распределять прибыль.

Процесс формирования ВП имеет многоступенчатый характер, что отражается в б/у.(В отчете о прибылях и убытках: Форма № 2) В настоящее время действует такая форма:

Форма отчета РФ

Международная форма

1.     Выручка от РПРУ (без косвенных налогов)

2.     Себестоимость реализации – производственная себестоимость «-» управленческие расходы.

3.     Коммерческие расходы.

4.     Управленческие расходы.

5.     Прибыль от РПРУ

6.     % к получению

7.     % к уплате.

8.     Доходы от участия в других орг.

9.     Прочие операционные доходы

10.           Прочие операционные расходы.

11.           Прибыль убыток от Финансово-хозяйственной деятельности.

12.           Прочие внереализационные доходы.

13.           Прочие внереализационные расходы.

14.           Прибыль (убыток) отчетного периода.

15.           Налог на прибыль.

16.           Отвлеченные средства.

17.           Нераспределенная прибыль отчетного периода.

1.     Выручка.

2.     Переменные издержки.

3.     Прибыль брутто (валовая маржа).

4.     Постоянные издержки.

5.     Прибыль до выплаты налогов и % за кредиты.

6.     % уплаченные за кредит.

7.     Прибыль до налогообложения.

8.     Налоги.

9.     Чистая прибыль.

Форма №2 в данном виде была утверждена приказом МинФина «Годовая бух. Отчетность организации № 81 , инструкция по заполнению форм отчетности от 1996 года; положение по б/у №4 (ПБУ4) от 08,02,96.» Переход к новой форме отчетности был вызван «->» к гармонизации б/у и приведения ее к международным стандартам. Но данная форма не соответствует международным стандартам.[1]

В международных стандартах особое внимание уделяется информации, которая свидетельствует о степени зависимости предприятия от внешних источников финансирования (такая информация важна для других кредиторов, инвесторов). Показатель «Валовая маржа» широко используется в управленческом учете, на нем строится расчет точек безубыточности предприятия и дает возможность оценить производственный риск. Важно и для внешних пользователей.

2. Основные виды прибыли организации

С точки зрения бухгалтерского учета прибыль состоит из трех компонентов.

Первый является доходом от обычной деятельности анализируемого объекта и представляет собой разницу между выручкой от реализации в действующих ценах (без НДС, акцизов и обязательных платежей) и соответствующими затратами. Этот показатель называется прибылью от реализации продукции (работ, услуг).

Второй вид дохода проистекает из факта обладания организацией: определенными видами активов, приносящих прибыль (ценные бумаги, долговые обязательства и т. п.), а также активов, чья стоимость может изменяться в ходе отчетного периода (основные средства, запасы). Этот вид дохода является результатом деятельности в финансовой сфере.

Объединив результат от реализации с результатом от финансовой и прочей деятельности, мы получим прибыль (убыток) от финансово - хозяйственной деятельности.

Третий вид доходов - это результат от внереализационных операций, которые носят нерегулярный характер.

Сумма результатов от каждой из трех сфер деятельности организации называется прибылью отчетного периода (если результат положительный) или убытком отчетного периода (если результат отрицательный).

Еще один показатель - нераспределенная прибыль. По своей природе сумма нераспределенной прибыли представляет собой аккумулированный доход, находящийся в обороте. Она является собственным источником финансирования, т.е. может рассматриваться как составная часть капитала организации.

Кроме того, можно выделить показатель прибыли, остающейся в распоряжении организации. Эта расчетная величина и представляет собой разницу между прибылью отчетного периода, платежами в бюджет и другими обязательными платежами из прибыли. Из оставшейся суммы производят отчисления в фонды организации, на благотворительные цели и др. По сути - это промежуточный результат между прибылью отчетного периода и нераспределенной прибылью.

С 1993  года в практику организаций введен новый экономический показатель - предполагаемая прибыль. Она рассчитывается исходя из конкретных условий деятельности организации, которая самостоятельно решает, на что при этом ориентироваться: на рост потребительских цен, на предполагаемые затраты, исходя из изменения оптовых цен, на возможности реализации - платежный спрос или на курс по отношению к рублю и т.д.

Консолидированная прибыль - прибыль материнского и дочерних предприятий.

3. Рентабельность, сущность, методика расчета основных показателей

Показатели рентабельности

Существуют традиционные показатели рентабельности (еще в СССР), но они больше экономические чем финансовые. Это:

Балансовая рентабельность (БР)

Расчетная Рентабельность (РР)

Финансовые показатели:

 - рентабельность активов.

 - рентабельность собственного капитала.

Рентабельность продукции (РП)

Рентабельность продаж (реализации)

Многофакторная модель, разработанная компанией «Dupont», в 60-е годы (сначала двухфакторная модель рентабельности активов)

Двухфакторная модель:

В – выручка

А – активы

Факторы:

Первый коэффициент  - рентабельность продаж.

Второй факт:  - оборачиваемость активов.

Недостаток ROA – он не учитывает структуру капитала, и не дает ответа на вопрос о факторах влияющих на рентабельность собственного капитала.

Появилась трехфакторная модель РСК

 - структура капитала.

Планирование прибыли методом расчета точки безубыточности.

Для предприятия важно определить не только величину ВП и ЧП, но так же необходимо знать предельный минимальный объем реализации при при котором нет ни прибыли, ни убытка.[2]

Точка безубыточности – один из критериев эффективности работы предприятия.

Чем ниже точка безубыточности, тем предприятие более конкурентно способно.(т.к. ему нужно меньше продать).

Расчет точек безубыточности широко применяется на тех предприятия, на которых организован управленческий учет.

Управленческий учет предполагает как расчет фактических показателей, так и плановый, а так же анализ фактических и плановых показателей.

Управленческий учет ведется в свободной форме и является коммерческой тайной, т.к. эти расчеты могут существенно расходится с финансовыми результатами.

Управленческий учет зародился в 2-30 годы.

Для его организации необходимо, чтобы на предприятии учитывались и планировались затраты по постоянным и переменным издержкам.

Управленческий учет дает возможность принимать оперативные решения об изменении ассортимента, цен, и объема реализации, для того чтобы обеспечить безубыточность.

Для расчета точек безубыточности воспользуемся алгебраическим выражением:

Q*P = VC * Q + FC + P

Q*P – выручка

FC – постоянные издержки

P – прибыль

Q – объем реализации в натуральном выражении,

Р – цена.

VC – переменные издержки за единицу.

 В натуральном выражении.

P-VC - это валовая маржа одного изделия.

Чем больше постоянные издержки, тем хуже, следовательно надо снижать их.

Чем больше валовая маржа, тем лучше.

Чтобы посчитать в денежном выражении, надо умножить на цену.

 

Точка «А» - точка где, нет ни прибыли, ни убытков /Выше – прибыль, ниже - убытки/

QP – выручка.

В реальной жизни предприятия имеют много ассортиментное производство, зависимость между переменными затратами и объемом реализации не имеет линейного характера, постоянные издержки являются условно постоянными. /т.е. много примеров когда издержки трудно однозначно отнести к постоянным или переменным, следовательно данная формула усложняется. Расчет многоступенчатый / с помощью компьютеров, методов математического моделирования, линейного программирования/. Часто расчеты ведутся в разрезе цехов.[3]

Так же рассчитывают кромки безопасности /запас финансовой прочности/ предприятия. В абсолютном выражении, это разница между фактической выручкой и минимальной /чем она больше, тем больше ЗФП/.

С помощью точек безубыточности можно планировать и валовую прибыль:

 - объем реализации для получения заданной прибыли.

В реальных условиях, в российской практике, надо учитывать, особенности н/н. Есть ряд налогов которые относятся на финансовые результат, налог на имущество, на рекламу, на содержание правоохранительных органов и. т. д.[4]

Точки безубыточности используются для расчета, определения эффекта производственного рычага. Его величина зависит от доли постоянных затрат. Этот эффект проявляется в том, что между валовой прибылью и объемом реализации нет прямолинейной зависимости. Изменение объема реализации вызывает более сильное изменение прибыли.

Эффект производственного рычага = (Прибыль + Постоянные издержки)/Прибыль

Т.о., сила ЭПР зависит напрямую от Постоянных издержек.

Пример: Магазин продает игрушки. Цена у оптовика = 500 рублей. Цена продажи = 90 руб. Аренда и другие постоянные затраты = 20000 руб. Количество: 1000 шт. в месяц. Надо посчитать прибыль (т.е. разницу между выручкой и затратами).

Выручка: 90 * 1000 = 90000

Переменные издержки: 50 * 1000 = 50000

Постоянные издержки: 20000

ЭПР = 20000 + 20000  = 2

20000

При изменении объемов производства и реализации на 1%, прибыль изменится на 2%.

ЭПР является также измерителем производственного риска, т.к. размах колебаний прибыли характеризует степень риска. Риск – величина вероятностная. Т.о., он рассчитывается с помощью математической статистики (например, дисперсия).

Предприятиям не рекомендуется сочетать высокий производственный риск с высоким финансовым риском. На это обращают внимание банки. Оценка уровня ЭПР и финансового рычага является обязательным элементом при разработке бизнес-плана (инвестиционные соглашения, получение кредита, при выпуске акций).[5]

ЭПР и ЭФР используются при разработке прогнозов в процессе планирования прибыли и при определении оптимальной структуры капитала.

4. Основные методы планирования прибыли и рентабельности

Прямой метод планирования прибыли

Аналитический метод

Планирование прибыли на основе точки безубыточности.

Прямой метод планирования прибыли

Прямой метод целесообразен, когда у предприятия небольшой ассортимент продукции и небольшие объемы производства и реализации. Методика состоит в том, что осуществляется по ассортиментный расчет.

Изделия

В тыс. шт.

Цена

Выручка

Полная себестоимость единицы

Полная себестоимость объема

Сумма прибыли

А

7

2000

14000

1600

11200

2800

Б

15

3500

52500

2500

37500

15000

В

1

4000

4000

3100

3100

900

На практике иногда не устанавливают конкретную цену изделия, а исходят из необходимого уровня рентабельности, который равен:

Прибыль от реализации продукции

 

Полная себестоимость

Прибыль от реализации = полная себестоимость * % рентабельности

При изменении себестоимости будет меняться прибыль от реализации.

Аналитический метод

Сводится к факторному анализа изменений в финансово-хозяйственной деятельности предприятия и влияния этих изменений на финансовый результаты. Аналитический метод на основе показателя базовой рентабельности включает следующие этапы:

Расчет базовой прибыли, который определяется исходя из фактических отчетных данных с учетом определенных изменения и поправок.[6]

Определяется процент базовой рентабельности продукции, выпущенной в текущем году, с учетом корректировок.

Расчет планируемого объема реализации продукции, работ, услуг.

Расчет прибыли от реализации планируемого года с учетом базовой рентабельности.

Корректировка прибыли на несравнимую продукцию, учет влияния факторов, изменения цен, налогообложения и.т.д.

Пример (Комбинированный метод):

1. Прибыли по плану текущего года    9600.

2. Прибыль по отчету на 1.10. текущего года        7300 (целесообразно заниматься планирование прибыли, только тогда, когда имеется отчетность за 9 месяцев текущего года).

3. Ожидаемая прибыль до конца текущего года    2700.

4. Ожидаемая прибыль за реализацию работ и услуг     7300 + 2700 = 10000.

Данный показатель м.б. первым, когда имеется годовая отчетность, утвержденная и сданная в налоговые органы; или предприятие не функционирует еще 9 месяцев.

5.Поправки к ожидаемой прибыли от реализации работ, услуг, товаров, расчитанные исходя из изменений в планируемом году:

а) Цены    +200

б) НДС и других косвенных налог       -400

Поправки расчитываются отдельно по каждому фактору методом прямого счета:

фi – изменение фактора на одну единицу товара.

qi – изменение количества единиц i-го товара.

6. Базовая прибыль    10000 + 200 – 400 =9800

Базовым считается любой показатель, пересчитанный на текущий.

7. Ожидаемая реализация товарной продукции по полной себестоимости в текущем году      40900

8. Процент базовой рентабельности     24% (6¸7)

9. Реализация сравнимой продукции в планируемом году      44000

Сравнимая продукция – это та продукция, которая выпускалась в отчетном периоде и планируется к выпуску в следующем году.

10. Плановая прибыль на будущий год, исходя из показателя базовой рентабельности (9´8¸100%)          44000 ´ 24% = 10560

Поправки плановой прибыли в связи с изменениями:

а) отпускных цен       -790

б) ставок косвенных налогов       -42

в) повышения качества продукции и ассортимента         +692

12. Экономия от понижения себестоимости реализуемой продукции в планируемом году       +200

13. Реализация несравнимой (не выпускавшейся ранее) продукции                   2000.

Для вновь созданных предприятий этот показатель первый.

14. Процент рентабельности несравнимой продукции    15%.

Этот показатель берется по аналогичным фирмам (в т.ч. зарубежным), с учетом инфляции и конкуренции. Поскольку в России доходы и расходы растянуты во времени, проводится дисконтирование.

15. Плановая прибыль по несравнимой продукции (13´14¸100)     300

16. Прибыль от реализации продукции, работ, услуг в планируемом году (10±11±12+15)    10920.

Аналитический метод применяется при планировании прибыли по сравнимой продукции.

По несравнимой продукции используется метод прямого счета.

Т.к. у предприятия м.б. и сравнимая, и несравнимая продукция, то чаще всего используется комбинированный метод (см. пример).

Нормативный метод

Применяется, когда предприятия могут устанавливать конкретные нормативы по расходованию средств, т.е. применять систему бюджетирования. Т.о. в данном случае метод прямого счета совмещается с нормами затрат.

Экономико-математические методы (с помощью ПК)

Планирование прибыли тесно взаимосвязано с теми функциями, которые прибыль выполняет (оценочная и стимулирующая функции).

Вопрос 3. Планирование валовой и чистой прибыли

Данное планирование происходит с учетом особенностей выручки, в т.ч. минимальной выручки (точки безубыточности или порога рентабельности), а также с учетом корректировок валовой прибыли для целей налогообложения, в т.ч. с учетом привлечения заемных средств.

 ставка рефинансирования (СР) = 42%.

Показатели

Условные обозначения

I

II

III

IV

1) Источники средств

И

200

200

200

200

2) Собственные источники

Ис

200

50

50

50

3) Заемные источники

Из

-

150

150

150

4) Процент за кредит по договору

Кс

-

44%

45%

52,5%

5) Учетная ставка для целей налогообложения

Ксн

-

45%

СР42%+3%

45%

45%

6) Превышение Кс над Ксн

с

-

-

+7,5%

7) Плата за кредит, относящийся на издержки по бухучету

Пк

з ´ Кс) / 100

-

66

67,5

78,75

8) Валовая прибыль

(ВП0 - Пк)

ВП

100 (ВП0)

34 (ВП0 к)

32,5

21,25

9) Плата за кредит для корректировки ВП

ПDКс

з ´ DКс)

-

-

-

+11,25

10) ВП с учетом корректировок

ВПк

100

134

132,5

132,5

11) Экономическая рентабельность

Эи

(ВПк / И)

50%

17%

16,25%

16,25%

12) Ставка налога на прибыль

Нс

35%

35%

35%

35%

13) Сумма налога на прибыль

Н

(ВПк ´ Нс)

35

11,9

11,375

11,375

14) Чистая прибыль

ЧП

(ВПк - Н)

65 (ЧП0)

22,1

21,125

21,125

15) Снижение ЧП в распоряжении предприятия

DЧП

42,9

43,875

43,875

16) Рентабельность собственного капитала

Rис

ЧП / Ис

32,5

44,2

42,25

42,25

17) Рост рентабельности собственного капитала

DRис

+11,7

+9,75

+9,75

Т.о., привлекая заемные средства, при планировании ВП и ЧП, получается:

ВП снижается

Эи снижается, но Rис возрастает

ЧП снижается.

DRис позволяет принимать решения по финансовому менеджменту, используя эффект финансового рычага, т.е. за счет привлечения заемных средств и роста кредита есть возможность увеличения Rис лучшего использования, или за счет сравнительной дешевизны привлеченного капитала.

Рассмотренный пример иллюстрирует европейский подход к понятию финансовый рынок, эффективность финансового рычага проявился в том, что при привлечении ЗК предприятие может получить приращение рентабельности СК.

Если предприятие не привлекает кредит, тогда СК мало рентабелен.

Рентабельность собственного капитала возрастает при условии если Y исходная экономическая рентабельность предприятия выше, чем % ставка за кредит.

Если % ставка больше экономической рентабельности, то эффективность финансового рычага будет отрицательна, т. е. привлечение заемных средств приведет к снижению рентабельности собственного капитала.

+11,7 – эффективность финансового рычага.

Можно рассчитать по формуле:

ЗК – заемный капитал

СК – собственный капитал

ЭР – экономическая рентабельность

СРСП – средний расчет ставки %

(1-Т) – влияние налогов

Т » 30-35 %

 

На эффективность оказывает влияние 3 компонента:

 плечо рычага (соотношение заемного и собственного капитала).

ЭР – СРСП – дифференциал

ОТ Т- ставки налога на прибыль.

ЭФР широко используется в финансовом менеджменте при принятии решения о привлечении заемных средств.

РСК является одним из важнейших финансовых показателей, е важны для инвесторов (характеризуют инвестиционную привлекательность предприятия).

Второй момент:

Если предприятие систематически имеет отрицательный финансовый рычаг то предприятие не только не эффективно использует СК, но и заемный капитал. У них как правило, большие проблемы с денежными средствами. Перспектив мало.

Заключение

В данной контрольной работе мы рассмотрели такой вопрос, как прибыль и рентабельность. Прибыль и рентабельность – это основные оценочные показатели деятельности организации.

Мы рассмотрели экономическую сущность и функции прибыли организации, основные виды прибыли, рентабельность (сущность, методику расчета основных показателей), основные методы планирования прибыли и рентабельности.

Литература

1.           Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А.Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.-479 с.

2.           Финансы предприятий: Учеб.пособие / Н.Е. Заяц, М.К.Фисенко, Т.Н.Василевская и др. - Мн.: Высш.шк., 1995. - 256 с.

3.           Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. - М.: Финансы и статистика, 1994. - 382 с.

4.           Общая теория финансов: учебник для вузов по направлению «Экономика», спец. «Финансы и кредит» / Л.А. Дробозина, Ю.Н. Константинова, Л.П. Окунева и др.; под ред. Л.А. Дробозиной. - М.: Банки и биржи, 1995. - 254 с.

5.           Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта/ Санкт-Петербург. Экон. Колледж. - М.: Финансы и статистика, 1994 - 79 с.

6.           Финансы в управлении предприятием / А.М. Ковалева, Е.М. Шабалин, В.Д. Богачева, М.В. Карп; под ред. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 1995. - 156 с.

7.           Финансы предприятий / Е.И. Бородина, Ю.С. Голикова, Н.В. Колчина, З.М. Смирнова; под ред. Е.И. Бородиной. - М.: Банки и биржи: изд. об-ние «Юнити», 1995. - 206 с.

8.           Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. - М.: Инфра-М, 1996. - 172 с.

9.           Ефимова О.В. Как анализировать финансовое положение предприятия / Бизнес-школа «Интел-Синтез». - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: АО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1994 - 118 с.

10.      Финансовый анализ деятельности фирмы. - М.: АО «Ист-Сервис», 1995. - 240 с.


[1] Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова

[2] Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова

[3] Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова

[4] Финансы предприятий: Учеб.пособие / Н.Е. Заяц, М.К.Фисенко, Т.Н.Василевская

[5] Финансы предприятий: Учеб.пособие / Н.Е. Заяц, М.К.Фисенко, Т.Н.Василевская

[6] Финансы предприятий: Учеб.пособие / Н.Е. Заяц, М.К.Фисенко, Т.Н.Василевская