Содержание

Задание № 1____________________________________________________ 3

Задание № 2____________________________________________________ 8

Задание № 3___________________________________________________ 16

Список литературы____________________________________________ 17

Задание № 1

Используя тексты конституций, законов и других нормативных актов, а также учебную и иную литературу, составьте сравнительную таблицу, "де покажите порядок образования, структуру и партийный состав правительства, пояснив, каким образом это связано с формой правления в Болгарии и Бельгии. Какие виды деятельности запрещены лицам, занимающим посты министров в данных странах?

Ответ:

Болгария

Бельгия

Конституция Болгарии провозгласила в ст. 8 принцип разделения властей. Народное собрание осуществляет законодательную власть и парламентский контроль.

Однако если "Народном собрании прямо сказано, что оно осуществляет законодательную власть и проводит парламентский контроль (ст. 62), а глава шестая, посвященная правовому статусу судебных органов, носит название «Судебная власть», то применительно к исполнительным органам таких указаний почти нет (исключение составляет ч. 1 ст. 139, в которой говорится, что органом исполнительной власти в общине является кмет). Это не случайно, так как Конституция наделяет рядом полномочий в сфере исполнительной деятельности Президента, Совет министров, министров, областных управляющих и кметов.

Важнейшими полномочиями Народное собрание наделено власти законотворчества: оно принимает, изменяет, дополняет и отменяет законы, в том числе и законы об изменении и дополнении Конституции (ст. 153), за исключением тех статей, изменение которых относится к компетенции Великого народного собрания, о чем уже шла речь выше (см. п. 2 § 1).

В области финансов Народное собрание принимает государственный бюджет и отчет о его исполнении, устанавливает налоги и определяет их размер, дает согласие на заключение договоров о государственных займах.

В сфере отношений с Правительством Народное собрание избирает и освобождает от должности Министра-председателя и по его предложению Совет министров, по его же предложению производит изменения в составе Совета министров, а также создает, преобразует и упраздняет министерства.

Ряд предписаний Конституции касается избирательной системы. Среди них обращают на себя внимание следующие. Во-первых, представительные органы (Народное собрание и общинные советы), а также и Президент Республики избираются непосредственно населением. Орган исполнительной власти в общине - кмет (староста) избирается или непосредственно населением, или общинным советом. Во-вторых, кандидат в депутаты Народного собрания, а также кандидат в Президенты Республики не должны иметь другого гражданства, кроме болгарского, т.е. не должны иметь двойного гражданства. В-третьих, не допускается императивный мандат депутата, а также отзыв депутата. В-четвертых, Президентом Республики может быть избран кандидат, за которого проголосовало 1/4 плюс 1 от общего количества избирателей. Народное собрание Республики Болгария избирается сроком на четыре года.

Народное собрание: принимает, изменяет, дополняет и отменяет законы; принимает государственный бюджет и отчет о его исполнении; устанавливает налоги и определяет их размер; назначает выборы Президента Республики; принимает решение о проведении национального референдума; избирает и освобождает председателя Совета Министров и по его предложению - Совет Министров; производит изменения в составе правительства по предложению председателя Совета Министров; создает, преобразует и упраздняет министерства по предложению председателя Совета Министров; избирает и освобождает руководителей Болгарского народного банка и других учреждений, определенных законом; дает согласие на заключение договоров о государственных займах; решает вопросы объявления войны и заключения мира; разрешает направление и использование болгарских Вооруженных Сил за пределами страны, а также и пребывание иностранных войск на территории страны или их прохождение через нее; объявляет военное или другое чрезвычайное положение на всей территории страны или на ее части по предложению Президента или Совета Министров; объявляет амнистию; учреждает ордена и медали; устанавливает официальные праздники; ратифицирует или денонсирует международные договоры. Право законодательной инициативы имеют каждый народный представитель и Совет Министров. Пятая часть народных представителей может предложить Народному Собранию вынести вотум недоверия Совету Министров. Предложение является принятым, если за него проголосовало более половины всех народных представителей. Когда Народное собрание выносит вотум недоверия председателю Совета Министров или Совету Министров, председатель Совета Министров подает заявление об отставке правительства. Когда Народное собрание отклоняет предложение о вынесении вотума недоверия Совету Министров, новое предложение о вынесении вотума недоверия на том же основании не может быть сделано в течение последующих шести месяцев. Народные представители имеют право на вопросы и запросы к Совету Министров или отдельным министрам, которые должны давать ответ на них. В Республике Болгария Президент является главой государства. Он олицетворяет единство нации и представляет Республику Болгария в международных отношениях. Президент избирается сроком на пять лет. Президент может мотивированно вернуть закон в Народное собрание для нового обсуждения, в чем ему не может быть отказано. Народное собрание принимает повторно закон большинством свыше половины всех народных представителей. Президент после консультаций с парламентскими группами поручает предложенному самой крупной по численности парламентской группой кандидату на пост председателя Совета Министров сформировать правительство. Если не достигается согласия о формировании правительства, Президент назначает служебное правительство, распускает Народное собрание и назначает новые выборы. Совет Министров руководит и осуществляет внутреннюю и внешнюю политику страны в соответствии с Конституцией и законами. В Болгарии, согласно Конституции судебная власть независима. При осуществлении своих функций судьи, судебные заседатели, прокуроры и следователи подчиняются только закону. Судебная власть имеет самостоятельный бюджет. Правосудие в Болгарии осуществляют Верховный кассационный суд, Верховный административный суд, апелляционные, окружные, военные и районные суды. Законом могут создаваться и специальные суды. Создание чрезвычайных судов не допускается. Верховный кассационный суд осуществляет верховный судебный надзор за точным и единообразным применением законов всеми судами. Верховный административный суд осуществляет верховный судебный надзор за точным и единообразным применением законов в административном судопроизводстве. Он выносит решения по спорам о законности актов Совета Министров и министров, а также других актов, указанных в законе.

Часть III "О властях" закрепляет основы организации государственной власти в Бельгии. Следуя господствовавшей в XIX в. теории национального суверенитета, Конституция устанавливает, что источником любой власти в стране является Нация. "Все власти исходят от Нации" - гласит ст. 33. Только международным организациям, создаваемым на основе межгосударственных соглашений, могут быть переданы некоторые государственные властные полномочия в силу договора или закона. Конституция допускает наделение регионов и сообществ, помимо непосредственно закрепленных за ними прав, дополнительными полномочиями на основании законов, принимаемых согласно специальной процедуре, установленной в ст. 4. Осуществление законодательной власти входит в совместную компетенцию Короля и палат Парламента. Однако участие Короля в законодательном процессе носит ограниченный и формальный характер, поскольку закрепленное за ним право законодательной инициативы реализуется в основном Федеральным правительством, а право вето на законы, принятые Парламентом, применялось Королем лишь дважды: в 1842 и 1884 гг. Исполнительная власть согласно Конституции принадлежит Королю. Фактически она осуществляется Федеральным правительством, а участие Короля в ее реализации сводится к подписанию правительственных актов, которые имеют силу, лишь будучи контрасигнованы министрами, ответственными за их исполнение (ст. 106). Отправление правосудия в стране возложено на суды и трибуналы, которые выносят постановления и приговоры именем Короля. Интересы коммун и провинций регулируются решениями коммунальных и провинциальных советов в соответствии с принципами, установленными Конституцией. Роль Парламента как национального представительного органа закрепляет ст. 42: "Члены обеих палат представляют Нацию, а не только тех, кто их избрал". Следствием этого конституционного положения является непризнание императивного мандата, т.е. права отзыва члена Парламента избирателями. В случаях, определенных Конституцией, члены палат Парламента разделяются на лингвистические группы: французскую и нидерландскую. Создание немецкой лингвистической группы Конституция не предусматривает. Право роспуска палат принадлежит Королю. Статья 46 Конституции определяет условия, при которых Король может реализовать это право. Палата представителей Парламента состоит из 150 членов, избираемых на четыре года прямым, всеобщим голосованием на основе пропорционального представительства. Выборы членов этой палаты являются не только правом, но и обязанностью граждан (ст. 62). Более сложен принцип формирования Сената, в состав которого входит 71 сенатор: 25 из них избираются нидерландской избирательной коллегией; 15 - французской; по 10 сенаторов назначаются соответственно Фламандским советом и Советом Французского сообщества из их членов; 1 - Советом Германоязычного сообщества из своего состава; 6 сенаторов назначаются сенаторами, избранными и назначенными от фламандского и германоязычного населения, и еще 4 - от франко-язычного, германоязычного и фламандского населения. Кроме того, по праву становятся сенаторами дети Короля по достижении ими 18 лет, а при отсутствии детей - прямые родственники Короля по нисходящей линии, имеющие право на королевский трон. Сфера совместной компетенции Короля и Палаты представителей в осуществлении законодательной власти ограничена вопросами предоставления бельгийского подданства, а также вопросами законодательства, касающегося гражданской и уголовной ответственности министров Короля, бюджета и его исполнения, определения контингента Вооруженных Сил. Все законопроекты вносятся на рассмотрение Палаты представителей, кроме законопроектов об одобрении договоров, представляемых на рассмотрение Парламента Королем, которые вносятся в Сенат. Конституция закрепляет равноправие палат в вопросах, отнесенных ст. 77 к их компетенции. Конфликты между палатами в сфере их полномочий урегулируются парламентской согласительной комиссией, формируемой на паритетных началах. Официальное толкование законов предоставлено только Парламенту.

Конституционные положения, посвященные Королю, закрепляют принципы престолонаследия, неприкосновенность королевской особы, осуществление регентства или опеки в случае вакантности трона или несовершеннолетия престолонаследника. Король назначает министров, отправляет в отставку федеральное правительство, если Палата представителей выразила ему вотум недоверия. Конституция запрещает членам королевской фамилии занимать министерские должности. Совет министров насчитывает не более 15 министров. За исключением Премьер-министра, Совет министров включает в равном количестве франко-язычных и голландско-язычных министров. В правительство входят также федеральные государственные секретари, назначаемые и увольняемые Королем и не являющиеся членами Совета министров. Министры имеют доступ в палаты Парламента и могут быть ими заслушаны. Они несут ответственность перед Палатой представителей, которая может возбудить против них обвинение и предать их Кассационному суду. Этот суд является единственной правомочной судебной инстанцией в отношении министров, не рассматривая лишь дела, которые касаются преступлений и деликтов, совершенных министрами не при исполнении своих обязанностей, и гражданские иски к ним. Назначение чиновников общей администрации и внешней службы является прерогативой Короля. Он также присваивает воинские звания, награждает военными орденами, жалует дворянские титулы. Король не вправе ни приостанавливать действие законов, ни освобождать от их исполнения. Чеканка монеты или, говоря современным языком, денежная эмиссия проводится Королем по решению Парламента. Король утверждает и промульгирует законы. Он имеет право приостанавливать или смягчать назначенные судом наказания, за исключением решений, вынесенных министрам и членам правительств сообществ и регионов. В отношении последних Король имеет право помилования, но только по просьбе Палаты представителей или соответствующего совета сообщества или региона

Задание № 2

Каким образом закрепляется принцип государственного и национального суверенитета в Конституциях ФРГ и Франции? Какие возможно и его ограничения и в чью пользу предусмотрен ох в статьях Основного закона этих стран?

Ответ:

Франция

“Франция является неделимой, светской, демократической и социальной Республикой”[1]. Так установила конституция Франции 1958 г. Основной закон установил республиканскую форму правления, имеющую смешанный характер, поскольку в ней наблюдаются черты президентской республики (глава государства избирается без участия парламента, правительство назначается им же)[2] и парламентарной республики (правительство несет ответственность перед нижней палатой парламента)[3].

Главная черта конституции 1958 г. - концентрация политической власти в руках исполнительных органов. Сосредоточение власти в руках главы государства и правительства - одно из проявлений конституционно закрепленной авторитарной тенденции во французском политическом режиме. Президент находится на вершине иерархии органов государственной власти. Статья 5 Конституции закрепляет за ним обязанность обеспечивать “своим арбитражем нормальное функционирование государственных органов, а также преемственность государства”. В этой же статье провозглашается, что президент является “гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения соглашений Сообщества и договоров”. Президент обладает широкими прерогативами в области законодательства. Он наделен правом законодательной инициативы. В отношении парламента президент обладает полномочием роспуска нижней палаты парламента.

Французский народ торжественно провозглашает свою приверженность правам человека и принципам национального суверенитета, как они определены Декларацией 1789 года, подтвержденной и дополненной преамбулой Конституции 1946 года.

Национальный суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его через своих представителей и посредством референдума. Никакая часть народа, никакая отдельная личность не могут присвоить себе его осуществление. Голосование может быть прямым или косвенным в соответствии с условиями, предусмотренными Конституцией. Оно всегда является всеобщим, равным и тайным. В соответствии с условиями, определяемыми законом, избирателями являются все совершеннолетние французские граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими и политическими правами. (Конституционный закон N 99-569 от 8 июля 1999 г., ст. 1) "Закон способствует равному доступу женщин и мужчин к получению выборных мандатов и выборных должностей".

Политические партии и группировки содействуют выражению мнений голосованием. Они создаются и осуществляют свою деятельность свободно. Они должны уважать принципы национального суверенитета и демократии. (Конституционный закон N 99-569 от 8 июля 1999 г., ст. 2) "Они содействуют проведению в жизнь принципа, указанного в последнем абзаце статьи 3 при соблюдении условий, указанных законом".

Источник всякого суверенитета зиждется, по существу, в нации. Никакая совокупность лиц, никакое отдельное лицо не могут осуществлять власть, которая явно не исходила бы от нации.

Франция соглашается на условиях взаимности с ограничениями суверенитета, необходимыми для организации и защиты мира.

Президент республики занимает вершину в иерархии государственных органов. “Акты президента Республики, за исключением указанных в статьях 8,11,12,16,18,54 и 61 контрассигнуются Премьер-министром и в случае необходимости - ответственными министрами.”[4] В соответствии с этой формулировкой конституции, формально-юридические полномочия президента подразделяются на осуществляемые им лично и на полномочия, требующие контрассигнации премьер-министра или ответственных министров. Практически существуют и другие личные полномочия, не указанные в статье 19, в частности - премьер-министр назначается без контрассигнации.

ФРГ

Основной закон — это новый юридический документ, сохраняющий, однако, определенную преемственность с предшествующим конституционным развитием. В ст. 140 Основного закона сказано, что ст. 136, 137, 138, 139 и 141 Веймарской конституции являются составными частями Основного закона. Эти статьи регулируют взаимоотношения государства и церкви.

Основной закон состоит из Преамбулы и 14 разделов, причем три раздела  были включены в конституцию позднее, в процессе внесения поправок и дополнений к Основному закону.

Преамбула Основного закона содержит положение о том, что учредителем его является немецкий народ, указывается, что, принимая Основной закон, он руководствовался стремлением служить всеобщему миру. Далее в Преамбуле констатируется, что немцы в землях (дается полный список немецких земель) на основе свободного самоопределения окончательно утвердили единство и свободу Германии.

Раздел первый Основного закона носит наименование "Основные права". Это подчеркивает основополагающий характер данного института. Обеспечению и охране основных прав служит вся организация государственной власти. Основные права составляют стержень конституционного порядка ФРГ. Второй раздел "Федерация и земли" содержит закрепление основ конституционного строя ФРГ, в нем дается конституционная характеристика Германского государства, определяются принципы взаимоотношений федерации и земель, закрепляется право на местное самоуправление, а также конституционные основы германской внешней политики и участие ФРГ в развитии Европейского Союза. Разделы III—VI посвящены организации и деятельности федеральных органов (Бундестагу, Бундесрату, Федеральному президенту, Федеральному правительству). Введенная позднее глава IVa регламентирует статус Совместного комитета. В отдельных разделах регламентируется законодательная и исполнительная деятельность Федерации, определены общие задачи Федерации и земель (разд. VII, VIII, VIIIa). Раздел IX посвящен судебной власти. Здесь определяется организация судебной власти и закрепляются конституционные принципы отправления правосудия в ФРГ. Важное значение имеет разд. X, который в ФРГ именуется "финансовой конституцией". Здесь содержится подробное регулирование финансовых отношений между Федерацией и землями, а также доходов и расходов Федерации. Раздел Ха содержит регламентацию мер на случай состояния обороны. Наконец, последний, XI раздел "Переходные и заключительные положения" устанавливает положения, касающиеся возможности обладания гражданством ФРГ, некоторые вопросы изменения территориального деления страны, действия правовых норм, принятых до вступления в силу Основного закона, и некоторые другие.

Основной закон базируется на традициях германского конституционализма. И по форме, и по содержанию он отражает германскую правовую доктрину и практику, особенно внимательно учтен опыт Веймара. Вместе с тем в конституции ощущается влияние конституционного законодательства западных стран, особенно США. Основной закон закрепляет основополагающие принципы конституционного строя: приоритет прав и свобод человека и гражданина как основы общественного и государственного порядка, демократию как форму государства, разделение властей, политический плюрализм и др.

По форме правления ФРГ является парламентарной республикой. Республиканский принцип закрепляется в ст. 28, где указано, что "конституционный строй в землях должен соответствовать принципам республиканского, демократического и социального правового государства".

В Основном законе содержится характеристика ФРГ как демократического и социального правового федеративного государства. Следует вкратце раскрыть содержание этих понятий.

Характеризуя ФРГ как демократическое государство, конституционный законодатель исходит из представления о том, что народ является носителем государственной власти и ее единственным обладателем. "Вся государственная власть исходит от народа. Она осуществляется народом путем выборов и голосования, а также через специальные органы законодательства, исполнительной власти и правосудия", — гласит конституция (ч. 2 ст. 20). Таким образом Основной закон не только признает народ единственным источником власти, но и указывает формы реализации власти народа через институты прямой (референдум, народный опрос, народная инициатива) и представительной демократии. Однозначное предпочтение при этом конституционный законодатель отдает представительной демократии. Проведение референдумов, осуществление народной инициативы, а также организация народных опросов допускается лишь в связи с изменением территориального деления Федерации (ст. 29), что резко сужает возможности их практического применения. В качестве примера можно привести референдум в землях Берлин и Бранденбург в 1996 г. по поводу их слияния. Население Берлина высказалось за объединение, однако жители Бранденбурга проголосовали против. В результате все осталось без изменений.

Основной закон характеризует ФРГ как правовое государство. Германская правовая доктрина считает государство правовым, если оно обеспечивает приоритет права в своей организации и деятельности, а также во взаимоотношениях с обществом. Черты правовой государственности нашли свое закрепление в следующих конституционных принципах:

• обязательность закрепленных в конституции основных прав для законодательной власти, исполнительной власти и правосудия. Основные права являются непосредственно действующим правом (ч. 3 ст. 1);

• верховенство конституции и верховенство закона (ч. 3 ст. 20);

• учреждение независимого суда (ст. 97) и запрещение создания чрезвычайных судов (ч. 1 ст. 101);

• запрет придания закону обратной силы (ч. 3 ст. 103);

• приоритет общепризнанных норм международного права, которые являются составной частью федерального права и непосредственно порождают права и обязанности для проживающих на территории Федерации лиц (ст. 25). Основной закон именует ФРГ социальным государством (ч. 1 ст. 20). Суть этого понятия в конституции не раскрывается. Его нормативное содержание может быть понято только на практике. Констатация социального характера германского государства является одновременно задачей, целью и правовой нормой. Правовая доктрина считает социальным то государство, которое помогает слабому, стремится повлиять на распределение экономических благ в духе принципов справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование. Социальное государство должно гарантировать каждому гражданину прожиточный минимум. При этом германский конституционный законодатель исходит из приоритета личной ответственности каждого за его собственное благополучие. Требование личной ответственности, предъявляемое каждому человеку в обычных условиях, может быть ограничено, если удовлетворение определенных потребностей превышает силы индивида и его семьи. Именно поэтому ФРГ как социальное государство берет на себя ответственность за доступность каждому таких жизненно важных благ, как продовольствие, жилье, помощь в случае болезни, образование и т. п.

Основной закон говорит о ФРГ как о федеративном государстве (ч. 1 ст. 20). Принцип федерализма относится к основополагающим принципам конституции. Нерушимость федеративного устройства государства гарантирована ч. 3 ст. 79, согласно которой не допускается изменение положений Основного закона, затрагивающих деление Федерации на земли и сотрудничество земель. Это, однако, не означает, что не могут меняться формы федеративной организации государства. Неизменным должен быть принцип деления Федерации на земли, но не само современное деление; непременным должно быть участие земель в федеральном законодательном процессе, но объем их прав в этой области может меняться.

Основной закон регулирует очень важные аспекты во внешнеполитической сфере. Он устанавливает запрет на действия, способные нарушить мирное сосуществование народов и предпринимаемые с этой целью, в частности для подготовки к ведению агрессивной войны. Они должны быть уголовно наказуемы (ч. 1 ст. 26). Часть 2 этой же статьи содержит важное дополнение: "Оружие, предназначенное для ведения войны, может изготовляться, ввозиться и поступать в оборот только с разрешения Федерального правительства".

Новая редакция ст. 23 касается участия ФРГ в объединенной Европе. Подчеркивается, что участие ФРГ в объединенной Европе базируется на общности принципов демократии, правовой и социальной государственности. Германское государство может путем издания федерального закона, требующего одобрения Бундесрата, передавать Европейскому Союзу свои суверенные права. По всем вопросам деятельности Европейского Союза Федеральное правительство должно незамедлительно информировать Бундестаг и Бундесрат. Федеральное правительство до начала своего участия в принятии правовых актов Европейского Союза обязано предоставить Бундестагу возможность дать по ним заключение. На ведущихся переговорах Федеральное правительство должно учитывать заключение Бундестага. Если затрагиваются интересы земель или вопрос входит в сферу исключительной компетенции земель, учитывается заключение Бундесрата. Последний может назначить своего представителя.

Основной закон исходит из естественной принадлежности человеку его прав, которые не создаются конституцией, а признаются ею. Новым в немецкой конституционной истории в связи с этим является то, что основные права являются непосредственно действующими. Новое также и то, что все три ветви государственной власти (законодательная, исполнительная и судебная) связаны основными правами (ч. 3 ст. 1). В конституции Веймарской республики основные права признавались лишь постольку, поскольку они были закреплены законами, а в соответствии с Основным законом сами законы действуют только в рамках основных прав. Основные права обеспечиваются не только на федеральном, но и на земельном уровне, так как положения конституций земель остаются в силе, поскольку они гарантируют основные права в соответствии со ст. 1—18 Основного закона (ст. 142). В системе основных прав защита человеческого достоинства и право каждого на свободу занимают центральное место (ст. 1 и 2). Поскольку правами и свободами в равной степени обладают все, возможны коллизии при осуществлении основных прав, если к

Прежде всего конституция гарантирует каждому свободное развитие личности, поскольку он не нарушает прав других и не идет против конституционного порядка и нравственного закона. В Основном законе закрепляются элементарные условия существования, отвечающие природе человека: право на жизнь и физическую неприкосновенность, а также свобода личности (ст. 2). Там же подчеркнуто, что вмешательство в эти права допустимо только на основании закона.

В тесной связи с гарантией свободы личности находится гарантия свободы, передвижения (ч. 1 ст. 11). Она включает в себя право свободного определения места пребывания и места жительства. Это право может быть ограничено лишь законом или на основании закона в определенных, строго указанных случаях (ч. 2 ст. 11). Конституция закрепляет право на неприкосновенность жилища (ст. 13) и гарантии тайны переписки, почтовой, телефонной и телеграфной связи (ст. 10), рассматривая их как важнейшие условия неприкосновенности личной жизни. Эти права могут быть ограничены на основании оговорок, содержащихся ч. 2 и 3 ст. 13, а также ч. 2 ст. 10. Основными в группе прав и свобод, обеспечивающих свободу личности, являются свобода вероисповедания, провозглашения общественных и религиозных взглядов и свобода совести (ст. 4). Эти свободы включают в себя также требование защиты от нарушений и от любого, прямого или косвенного, принуждения в вопросах веры или мировоззрения. Последовательно провозглашая свободу совести, конституция предоставляет право отказа от военной службы, если она противоречит убеждениям (п. 3 ст. 4).

К числу важнейших политических прав относится свобооо мнений, которая подразумевает право каждого свободно выражать и распространять свое мнение устно, письменно и посредством изображения, а также получать информацию из общедоступных источников. Гарантируется свобода печати и свобода передачи информации посредством радио и кино. Гарантии указанных свобод усиливаются запрещением цензуры. Ограничения этих прав устанавливаются законодательством об охране прав молодежи и правом, гарантирующим охрану личной чести (ч. 2 ст. 5).

В тесной связи с предоставлением свободы выражения мнений находится предоставленное всем немцам право собираться мирно и без оружия без предварительного заявления или разрешения (ч. 1 ст. 8). Собрания позволяют использовать свободу выражения общего мнения для совместных действий. Они являются действенным политическим методом борьбы, наиболее приспособлены для выдвижения политических требований. Для собраний под открытым небом это основное право может быть ограничено законом или на основании закона (ч. 2 ст. 8). Такие ограничения, в частности, содержатся в Законе о собраниях от 24 июля 1953 г. Согласно ч. 1 ст. 9 "все немцы имеют право создавать союзы и общества". Это основное право служит охране политической свободы, так как представляет собой существенную предпосылку формирования общественного мнения, обеспечивает равные возможности для меньшинства и свободное политическое развитие. В понятие "объединения" согласно ст. 9 не включаются политические партии, политические и религиозные общества. Конституционное регулирование статуса партий содержится в ст. 21 Основного закона. Запрещаются объединения, цели либо деятельность которых противоречит уголовным законам или направлены против конституционного строя либо против идеи взаимопонимания народов (ч. 2 ст. 9). Иное ограничение свободы объединений недопустимо. Как частный случай свободы объединений конституция (ч. 3 ст. 9) предоставляет право создавать объединения в целях улучшения условий труда и экономических условий. Это право гарантируется каждому и представителям всех профессий. Основной закон объявляет соглашения, стремящиеся ограничить это право или затруднить его осуществление, недействительными, а направленные на это меры — незаконными. Закрепленное в конституции (ст. 17) право петиции предоставляет возможность обращаться письменно — как отдельно, так и совместно с другими лицами — в компетентные учреждения или к народному представительству с просьбами и жалобами. В Основном законе отсутствует статья, где прямо закреплялось бы право каждого гражданина на участие в делах общества и государства, однако есть нормы, закрепляющие институты прямой (ст. 29) и представительной демократии, принадлежность всей государственной власти народу (ст. 20, 28). Конституция устанавливает, что выборы являются всеобщими, прямыми, равными, тайными и свободными (ч. 1 ст. 38). Среди социально-экономических и социально-культурных прав Основной закон называет право выбора профессии, места работы и места получения образования (ч. 1 ст. 12). Принудительный труд допускается только при лишении свободы по приговору суда. В конституции содержится гарантия права собственности и правд наследования (ст. 14), в то же время она допускает возможность отчуждения и обобществления собственности на возмездной основе (ч. 3 ст. 14 и ст. 15). В соответствии с принципом социальной государственности подчеркивается, что собственность должна служить общему благу. Гарантией духовной свободы является освобождение ее от опеки со стороны государства. Искусство и наука, исследования и преподавание свободны (ч. 3 ст. 5). Свобода преподавания не освобождает, тем не менее, от обязанности сохранять верность конституции. Школьное дело, согласно Основному закону, находится под контролем государства. Преподавание религии обязательно, однако управомоченные на воспитание лица имеют право решать, будет ли ребенок участвовать в религиозных занятиях. Гарантируется право создания частных школ. В соответствии с немецкими традициями особое внимание конституция уделяет браку и семье. Уход за детьми и их воспитание является естественным правом родителей и их первейшей обязанностью. Брак и семья находятся под особой защитой государства.

Задание № 3

Каким образом закрепляется право на охрану здоровья в Конституциях КНР и Польши. Назовите виды систем медицинской помощи, применяемой в этих странах.

Ответ:

КНР

Статья 21. Государство развивает медико-санитарное дело, современную и традиционную отечественную медицину и фармакологию, поощряет и поддерживает создание различных медико-санитарных учреждений сельскими коллективными хозяйственными организациями, государственными предприятиями, учреждениями и квартальными организациями, проводит массовые санитарные мероприятия, охраняет здоровье народа.

Государство развивает дело физкультуры и спорта, проводит массовые спортивные мероприятия, укрепляет здоровье населения.

Статья 43. Государство улучшает условия для отдыха и укрепления здоровья трудящихся, устанавливает для рабочих и служащих рабочее время и систему отпусков.

Польша

Статья 68. Каждый имеет право на охрану здоровья. Гражданам независимо от их материального положения публичные власти обеспечивают равный доступ к выплатам на здравоохранение, финансируемым из публичных средств. Условия и объем предоставления выплат определяются законом.

Публичные власти обязаны обеспечивать особую заботу о здоровье детей, беременных женщин, лиц с физическими и умственными недостатками (niepelnosprawne) и лиц пожилого возраста.

Публичные власти обязаны бороться с эпидемическими заболеваниями и предупреждать негативные для здоровья последствия деградации окружающей среды.

Публичные власти поддерживают развитие физической культуры, особенно среди детей и молодежи.

Список литературы

1.     А.А. Мишин, Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. - М.: Белые альвы, 1996. Стр.: 6. 

2.     Б.А. Страшун, Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. Том 3. - М.: БЕК, 1999. Стр.:263.

3.     Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов. / Под ред. Баглая М.В., Лейбо Ю. И., Энтина Л.М. — М.: НОРМА-ИНФРА, 1999.

4.     Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. — М.: Зерцало, 1998.


[1] Конституция Франции, ст.2, разд.1\\Современные зарубежные конституции.- сост. В.В.Маклаков, М.,1992,79 с.

[2] Конституция Франции, ст.8, разд.2\\Современные зарубежные конституции. - сост. В.В.Маклаков, М.,1992,82с.

[3] Конституция Франции,ст.20, разд.3\\ Современные зарубежные конституции.-сост. В.В. Маклаков, М.,1992,84с.

[4] Конституция Франции, Разд.3,ст.19\\ Современные зарубежные конституции. -сост. В.В.Маклаков,М.,1992,84с.