Инфляция: ее влияние на изменение объема товарооборота

Определение инфляции

Наиболее общим, традиционным является определение инфляции: Инфляция - это процесс переполнения каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценивание денежной единицы и рост товарных цен[1].

Однако такое определение нельзя считать полным. Инфляция, несмотря на то, что она проявляется в росте цен, является сложным социально-экономическим явлением, порождаемым диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства и представляет собой одну из наиболее острых проблем современной экономики во многих странах мира.

Итак проявлением инфляции является повышение цен, которое возникло в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса, т.е. это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предписанием. Однако не следует забывать, что рост цен может быть связан с отсутствием равновесия между спросом и предложением, такой рост цен на коком-то отдельном товарном рынке - это не инфляция. Инфляция проявляется в повышении общего уровня цен в стране. Подстегивать рост цен могут и конкретные экономические обстоятельства.

Сущность и причины инфляции

Независимо от состояния денежной сферы, цены на товары и услуги могут изменяться вследствие различных причин.

Выделим действительно инфляционные причины изменения цен.

Так, рост цен, связанный с сезонными колебаниями коньюктуры рынка нельзя считать инфляционными. Повышение производительности труда при прочих равных условиях должно вести к повышению ценю Другое дело - если повышение производительности труда в ряде отраслей сопровождается опережающим это повышение ростом заработной платы. Такое явление, называемое инфляцией издержек, действительно сопровождается общим повышением уровня цен.

Стихийные бедствия не могут считаться причиной инфляционно роста цен. Так если в результате землетрясения разрушены дома, то, очевидно, поднимутся цены на стройматериалы, что будет стимулировать производителя стройматериалов расширять предложение своей продукции и по мере насыщения рынка цены станут понижаться.

Перечислим теперь, важнейшие причины инфляционного роста цен[2]:

1. Диспропорциональность или несбалансированность государственных доходов и расходов. Эта несбалансированность выражается в дефиците государственного бюджета.

2. Аналогичная картины возникает при финансировании инвестиций, осуществляемых подобным образом.

3. Общее повышение уровня цен связывается современной экономической теорией и изменением структуры рынка в ХХ веке. Структура современного рынка все менее и менее напоминает структуру рынка совершенной конкуренции, и в значительной степени напоминает олигополистическую. А олигополия имеет возможность в известной степени влиять на цену. Таким образом, олигополисты напрямую заинтересованы в усилении "Гонки цен", а также стремясь поддержать высокий уровень цен, заинтересованы в создании дефицита (сокращении производства и предложения товаров).

4. Рост “открытости" экономики страны, втягивание ее в мировые хозяйственные связи, вызывает опасность "импортируемой" инфляции.

В условиях неизменного курса валюты, страна каждый раз испытывает воздействие "внешнего" повышения цен на импортируемые товары.

Вмести с тем, возможности бороться с этим типом инфляции достаточно ограничены.

5. Одной из причин инфляции, имеющей особое значение в нашей стране - это так называемые "инфляционные ожидания".

Инфляционные ожидания особенно опасны тем, что обеспечивают самоподдерживающийся характер инфляции.

Так население, живущее в условиях постоянного ожидания повышения общего уровня цен, постоянно рассчитывает на дальнейший их рост. В таких условиях трудящиеся требуют все более высокой заработный платы. Население запасается товарами в прок, опасаясь, что цены на сырье, оборудование и комплектующие поднимутся и, желая обезопасить себя, многократно завышают цену на свою продукцию.

Альтернативные концепции инфляции

Помимо основных, существуют также альтернативные концепции инфляции. К ним относят инфляцию спроса и инфляцию издержек.

Современной инфляции присущ ряд отличительных особенностей: если раньше инфляция носила локальный характер, то сейчас - повсеместный, всеохватывающий; если раньше она охватывала больший или меньший период, т.е. имела периодический характер, то сейчас - хронический. Она находится под воздействием не только денежных, но и неденежных факторов. Денежные факторы вызывают превышение денежного спроса над товарным предложением, в результате чего происходит нарушение требований закона денежного обращения. Неденежные факторы ведут к первоначальному росту издержек и цен товаров, поддерживаемому последующим подтягиванием денежной массы к их возросшему уровню. Обе группы факторов  переплетаются и взаимодействуют друг с другом, вызывая рост цен на товары и услуги, или инфляцию[3].

В зависимости от преобладания факторов той или иной группы различают два типа инфляции: инфляцию спроса и инфляцию издержек. В рамках этих концепций рассматривают различные причины инфляции, вызванные  различными денежными факторами.

Инфляция спроса

Это явление нарушения равновесия между спросом и предложением с в сторону спроса. Причиной такого смещения может быть увеличение государственных заказов (к примеру военных), увеличение спроса на средства производства в условиях полной занятости и практически полной загрузки производственных мощностей, а также рост покупательной способности населения (рост заработной платы) в результате активных действий профсоюзов.

В результате этого в обращении возникает избыток денег по отношению к количеству товаров, повышаются цены[4]. В ситуации, когда уже имеет место полная занятость в сфере производства, производители не могут увеличить предложение товаров в ответ на увеличение спроса.

Инфляция издержек

Это явление выражается в росте цен вследствие роста издержек производства. Причинами ее могут стать:

- олигополистическая практика ценообразования,

- экономическая политика государства,

- рост цен на сырье и т.д.

Инфляций издержек характеризуется воздействие следующих неденежных факторов на процессы ценообразования:

-Лидерство в ценах. Оно наблюдалось с середины 60-х годов до 1973 года, когда крупные компании отраслей при формировании и изменении цен ориентировались на цены, установленные крупными производителями в отрасли или в рамках локально-территориального рынка.

-Снижение роста производительности труда и падение производства. Такое явление происходило во второй половине 70-х годов.

- Возросшее значение сферы услуг. Оно характеризуется, с одной стороны, более медленным ростом  производительности труда по сравнению с отраслями материального производства, а с другой - большим удельным весом заработной платы в общих издержках производства.

- Ускорение прироста издержек и особенно заработной платы на единицу продукции Экономическая мощь рабочего класса, активность профсоюзных организаций не позволяют крупным компаниям снизить рост заработной платы до уровня замедленного роста производительности труда.

-  Энергетический кризис. Он вызвал в 70-х годах огромное вздорожание нефти и других энергоресурсов. В результате, если в 60- годы среднегодовой рост мировых цен на продукцию промышленно развитых стран составлял всего 1,5%, то в 70-е годы - более 12%[5].

На практике нелегко отличить один существующий тип инфляции от другого. Они тесно взаимодействуют, поэтому рост заработной платы, например, может выглядеть и как инфляция издержек.

Структурные факторы инфляции не только обусловливают ускорение роста цен, т.е. создают ситуацию "инфляции издержек", но и оказывают большое влияние на развитие "инфляции спроса".

Инфляция, возникнув, быстро распространяется на все отрасли. Это происходит потому, что они связаны между собой взаимными поставками. Поэтому удорожание какой-либо поставки ведет к увеличению цены выпускаемой продукции.

Инфляция считается опасной болезнью рыночной экономики не только потому, что она быстро распространяет поле своей разрушительной деятельности и самоуглубляется. Ее очень трудно устранить, даже если исчезают вызвавшие ее причины. Это связано с инертностью психологического настроя, который сформировался ранее. Пережившие инфляцию покупатели еще долго совершают покупки "на всякий случай".

Литература

1.     Белоусовы. Инфляция: факторы, механизм, стратегия преодоления //Экономист: 1996г

2.     Видяпин В.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория.//М: 1995.

3.     Жуков Г.Ф. Общая теория денег и кредита.//М: 1995.

4.     Курс экономической теории под. ред. Чепурина М.Н., Киселевой А.В.//Киров:1993

5.     Лившиц А.Я., Никулина И.Н. Введение в рыночную экономику.//М: 1995.


[1] Жуков Г.Ф. Общая теория денег и кредита.//М: 1995., стр. 19

[2] Видяпин В.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория.//М: 1995, стр. 98

[3] Лившиц А.Я., Никулина И.Н. Введение в рыночную экономику.//М: 1995, стр. 103

[4] Курс экономической теории под. ред. Чепурина М.Н., Киселевой А.В.//Киров:1993, стр. 212

[5] Белоусовы. Инфляция: факторы, механизм, стратегия преодоления //Экономист: 1996г, стр. 52