Содержание

Введение. 3

1. Коммерческая работа по оптовой продаже товаров. 5

1.1. Роль и задачи коммерческой деятельности по оптовой продаже товаров. 5

1.2. Содержание коммерческой работы по оптовой продаже         товаров. 7

1.3. Формы и методы оптовой продажи товаров. 11

1.4. Услуги оптовых предприятий по реализации товаров и направления их совершенствования. 16

2. Состояние коммерческой деятельности по оптовой продаже     товаров в оптовой фирме ООО «Сфера». 20

2.1. Характеристика предприятия и анализ основных показателей эффективности коммерческой деятельности ООО «Сфера». 20

2.2. Установление хозяйственных связей с покупателями. 27

2.3. Методы оптовой продажи, ее стимулирование. 33

3. Пути повышения коммерческой работы по оптовой продаже товаров в ООО «Сфера». 37

Заключение. 41

Литература. 43

Приложения. 44

 

Введение

Торговля – обширнейшая область предпринимательской   деятельности и сфера приложения труда – получила в последние годы, новые импульсы своего развития, существенно   расширив "поле и правила игры" в экономике переходного периода. В нее влилось много новых предприимчивых людей, в ряде случаев коренным образом поменявших   профессию и жизненные ориентиры.

От рядовых спекулятивных торговых операций и   "челночно-палаточного бизнеса" многие предприниматели перешли уже к более высокой стадии торговой деятельности, организовав индивидуальные или коллективные предприятия.   Менеджерам таких предприятий приходится ежедневно   сталкиваться с множеством проблем организационного,   экономического и финансового характера, которые приходится   решать интуитивно, методом "проб и ошибок", приобретая   постепенно практический опыт. И многие из тех, кто   немного «покрутился» в торговле, считают себя достаточными   специалистами в этой сфере деятельности.

Однако умение грамотно, а главное, эффективно торговать   это тонкое искусство, в котором полагаться лишь на   небольшой практический опыт, здравый смысл и интуицию   сейчас уже недостаточно. Процесс насыщения потребитель  кого рынка товарами и возрастание конкуренции потребуют от тех, кто недавно влился в этот бизнес и хочет надолго в нем остаться, глубоких и всесторонних знаний его основ в разрезе различных аспектов торговой деятельности.

Переучиваться необходимо и многим работникам торговли большим стажем, которые после приватизации предприятий остались наедине с рынком, без опеки специалистов   своих бывших торговых объединений и других и   управленческих структур. Многие полученные ими «еще в той экономике» знания и практические навыки вступили в противоречие  с современной рыночной практикой, не соответствуют новым условиям хозяйствования и коммерческим   возможностям, и, следовательно, требуют существенного изменения.

Казалось бы, в условиях значительного расширения   возможностей изучения зарубежной литературы по вопросам   рыночной экономики проблем с приобретением новых знаний не возникает – только читай и используй рекомендации по менеджменту, маркетингу, финансам и свой торговый бизнес станет «не хуже, чем у них». К сожалению, использовать   большинство из этих зарубежных рекомендаций в наших условиях пока еще невозможно в силу неэквивалентного   потенциала экономики, недостаточно сформированных рыночных отношений, неразвитости торговой инфраструктуры, не   соответствия наших законодательных норм правовым   аспектам деятельности торговых фирм в странах с развитой   рыночной экономикой.

Цель работы – рассмотрение вопроса, связанного с коммерческой работой по оптовой продаже товаров и ее совершенствование.

Задачи работы:

1.                       Рассмотреть вопрос, связанный с коммерческой работой по оптовой продаже

2.                       Рассмотреть вопрос, касающийся коммерческой деятельности по оптовой продаже товаров в оптовой фирме ООО «Сфера»

3.                       Предложить пути повышения коммерческой работы по оптовой продаже товаров в ООО «Сфера».

Объект исследования – коммерческая оптовая фирма ООО «Сфера».

1. Коммерческая работа по оптовой продаже товаров

1.1. Роль и задачи коммерческой деятельности по оптовой

продаже товаров

В процессе коммерческой деятельности каждый предприниматель сталкивается с проблемой реализации продукции.

Обеспечение успеха при этом непосредственно связано с глубоким и всесторонним изучением рынка и рыночных возможностей производственного продукта. Анализ рыночных условий хозяйствования, разработка путей и методов внедрения товара на рынок и расширения объемов его реализации составляют особое направление в деятельности фирмы.

Существуют два основных способа реализации: работа на заказ и работа на свободный рынок.

Работа на заказ. При этом способе предприятие работает на заранее известный рынок. Выпуск продукции осуществляется в соответствии с имеющимся портфелем заказов, заключенными контрактами, подрядами и предварительными соглашениями о поставках произведенной продукции и оказании услуг. Заранее оговариваются сроки, технические характеристики товаров, объемы поставок продукции, цены.

Работа на свободный рынок. При этом способе предприятие выпускает продукцию на свободный рынок без заранее установленных ограничений относительно количественных и качественных характеристик товаров. Задачи реализации товаров включают поиски возможных рынков сбыта (учитывая их географическое расположение), выбор конкретных форм реализации, определение допустимого уровня цен.

В действительности каждое предприятие в зависимости от профиля и особенностей выпускаемой продукции ориентируется как на предварительные заказы, так и на работу на свободный рынок.

Реализация продукции на свободный рынок осуществляется через оптовую и розничную торговлю.

Оптовая торговля охватывает по существу всю совокупность товарных ресурсов, являющихся как средствами производства, так и предметами потребления.

Оптовая торговля - это форма отношений между предприятиями, организациями, при которой хозяйственные связи по поставкам продукции формируются сторонами самостоятельно. Она влияет на систему экономических связей между регионами, отраслями, определяет пути перемещения товаров в стране, благодаря чему совершенствуется территориальное разделение труда, достигается пропорциональность в развитии регионов. Для рационального распределения торговой конъюнктуры оптовая торговля должна владеть конкретными данными о настоящем состоянии и перспективных изменениях ситуаций на региональных и отраслевых рынках.

Основными задачами оптовой торговли являются:

1.     маркетинговое изучение рынка, спроса и предложения на продукцию производственно-технического назначения и народного потребления;

2.     размещение производства товаров в необходимых потребителю ассортименте, количестве и с соответствующим качеством;

3.     своевременное, полное и ритмичное обеспечение товарами в широком ассортименте посреднических, розничных предприятий, потребителей;

4.     организация хранения товарных запасов;

5.     организация планомерного и ритмичного завоза и вывоза товаров;

6.     обеспечение приоритета потребителя, усиление его экономического воздействия на поставщика в зависимости от надежности хозяйственных связей, качества поставляемой продукции;

7.     обеспечение стабильности партнерских отношений в хозяйственных связях, взаимоувязывание по всем временным категориям (долгосрочным, среднесрочным, текущим, оперативным);

8.     организация планомерного завоза товаров из регионов производства в район потребления;

9.     широкое применение экономических методов регулирования всей системы взаимоотношений между поставщиками, посредниками, потребителями;

10.    снижение совокупных издержек, связанных с продвижением товаров от изготовителей к потребителям [8, С. 28].

1.2. Содержание коммерческой работы по оптовой продаже         товаров

Оптовая торговля включает в себя любую деятельность по продаже товаров и услуг тем, кто приобретает их с целью перепродажи или профессионального использования. Оптовые торговцы отличаются от розничных по следующим характеристикам:

-                       оптовик уделяет меньше внимания стимулированию, атмосфере магазина и расположению своего торгового предприятия;

-                       оптовик имеет дело преимущественно с профессиональными клиентами, а не с конечными потребителями;

-                       оптовые сделки по объему обычно крупнее розничных;

-                       торговая зона оптовика, как правило, значительно больше таковой у розничного торговца;

-                       правовые нормы и налоговая политика в отношении оптовых и розничных торговцев различается.

  Оптовики обеспечивают эффективность торгового процесса. Мелкому производителю с ограниченными финансовыми ресурсами не под силу создать и содержать организацию прямого маркетинга. Даже располагая достаточным капиталом, производитель предпочитает направлять средства на развитие собственного производства, а не на организацию оптовой торговли. Эффективность деятельности оптовых торговцев практически всегда выше благодаря размаху операций, большему числу деловых контактов в сфере розничной продажи и наличию специальных знаний и умений. Розничные торговцы, имеющие дело с широким ассортиментом товаров, обычно предпочитают закупать весь набор товаров у одного оптовика, а не по частям у разных производителей.

  И так, и розничные торговцы, и производители имеют все основания прибегать к услугам оптовиков. С помощью оптовиков можно выполнять более эффективно следующие функции:

Стимулирование сбыта товаров Оптовики располагают торговым персоналом, который помогает производителю охватить множество мелких клиентов при сравнительно небольших затратах. Оптовик имеет больше деловых связей. Покупатель, как правило, больше верит оптовику, чем какому-то далекому производителю;

Закупки и формирование ассортимента. Оптовик может подобрать изделие и сформировать необходимый товарный ассортимент, избавив клиента от значительных хлопот;

Разбивка крупных партий на мелкие. Оптовики обеспечивают клиентам значительную экономию средств закупая товары вагонами, разбивая большие партии на мелкие;

Складирование. Оптовики хранят товарные запасы, способствуя тем самым снижению соответствующих издержек поставщика и потребителей;

Транспортировка. Оптовики обеспечивают более оперативную доставку товаров. Они находятся ближе к клиентам, чем производители товаров;

Финансирование. Оптовики финансируют своих клиентов, предоставляя им кредит, а заодно и поставщиков, заблаговременно выдают заказы и вовремя оплачивают счета;

Принятие риска. Принимая право собственности на товар и неся расходы в связи с его хищением, повреждением, порчей и старением, оптовики одновременно берут на себя часть риска;

Предоставление информации о рынке. Оптовики предоставляют своим поставщикам и клиентам информацию о деятельности конкурентов, о новых товарах, динамике цен и т. д.;

Услуги по управлению. Консультационные услуги. Оптовик помогает розничным торговцам совершенствовать деятельность, принимая участие в разработке схемы магазина, устройстве экспозиции товаров, обучении продавцов, а также в организации бухгалтерского учета и управлении запасами товаров. [2, С. 94].

  Быстрое развитие оптовой торговли в последние годы обусловлено значительными тенденциями в современной экономике:

-                       ростом массового производства товаров на крупных предприятиях, удаленных от основных пользователей готовой продукции;

-                       увеличением объемов производства впрок, а не для выполнения конкретных заказов;

-                       увеличением числа уровней промежуточных производителей и пользователей;

-                       обострением необходимости приспосабливать товары к нуждам промежуточных и конечных пользователей с точки зрения количества, упаковки и разновидностей.

Основная организационная форма в оптовой торговле стран с развитой рыночной экономикой – независимые фирмы, занятые собственно торговлей. Но с проникновением в оптовую торговлю промышленных фирм ими создавался собственный торговый аппарат. Таковы в США оптовые филиалы промышленных фирм: оптовые конторы, занятые информационным обслуживанием различных клиентов, и оптовые базы. У крупных фирм ФРГ имеются собственные отделы поставок, специальные бюро или отделения сбыта, оптовые склады. Промышленные компании создают дочерние общества для сбыта своей продукции фирмам и могут иметь свою оптовую сеть. Используются прямые связи производства с розничной торговлей, минуя специализированные оптовые фирмы. Однако в ряде случаев, при обилии и широком территориальном сосредоточении розничных торговых фирм, покупающих  товары данной промышленной компании, при необходимости значительной после производственной обработки прямые связи нецелесообразны.

Распространены вертикальные объединения «контрактного типа» - когда промышленный концерн объединяется с торговыми фирмами. В таких «цепных компаниях» создаются центральные закупочные конторы, а самостоятельность мелких фирм ограничивается. Последние стали развивать другие формы интеграции, например, кооперативные ассоциации розничных фирм. Еще одна форма «цепных компаний» - «добровольные цепи» -  контрактная форма связи между оптовыми и розничными фирмами при сохранении независимости участников «цепи». В «добровольной цепи» совместная оптовая фирма обслуживает создавшие ее розничные фирмы, в кооперативном объединении оптовые фирмы объединяют усилия с розничными.

Вертикальные объединения дают их участникам ряд преимуществ: более благоприятные условия воспроизводства в сравнении с условиями необъединенных фирм, большая стабильность и надежность снабжения торговых фирм товарами, более надежный сбыт, соответствующее уменьшение затоваривания.

Организационная структура оптовой торговли Японии имеет свои отличия. Ее основу составляют торговые дома, обеспечивающие все стадии не только торговли, но и производства товаров. Они снабжают промышленные предприятия сырьем, материалами, сбывают их готовую продукцию, полуфабрикаты, координируют деятельность смежных предприятий, участвуют в разработке новых товаров и т.д. В Японии почти нет прямых связей производства с розничной торговлей и конечными потребителями. Преобладающим является обязательное посредничество оптовых фирм, главным образом, специализированных, выступающих торговыми представителями промышленных компаний.

Важный параметр в оптовой торговле – соотношение универсальных и специализированных оптовых фирм. Всеобщей можно считать тенденцию к специализации (в специализированных фирмах производительность труда значительно выше, чем в универсальных). Специализация идет предметному (товарному) и функциональному (т.е. ограничение функций, выполняемых оптовой фирмой) признаку.

Особое место в оптовой торговле занимают товарные биржи. Они похожи на торговые дома, где торгуют чем угодно, причем и оптом, и в розницу. В основном товарные биржи имеют свою специализацию: уголь, нефть, лес, зерно и т.д.

Публичная биржевая торговля основана на принципах двойного аукциона, когда увеличивающиеся предложения покупателей встречаются со снижающимися предложениями продавцов. При совпадении цен предложений покупателя и продавца заключается сделка. Каждый заключенный контракт публично регистрируется и доводится до сведенья публики через прессу и каналы связи.

  Движение цен будет определяться числом продавцов, желающих продать товар при данном уровне цен и покупателей, готовых приобрести данный товар при этом уровне цены. Особенность современной биржевой торговли при высокой ликвидности (большом числе продавцов и покупателей) является то, что разница между ценами предложений на продажу и на покупку составляет 0,1% уровня цены и ниже, тогда как на фондовых биржах этот показатель достигает 0,5% цены акций и облигаций, а на рынках недвижимости – 10% и более.[9, С. 107].

1.3. Формы и методы оптовой продажи товаров

 

Организационные формы оптовой торговли

Оптовая торговля связывает практически все отрасли экономики, все предприятия и организации, осуществляющие материальное производство и товарное обращение. Она включает стадии продвижения товара от изготовителей до предприятий розничной торговли. Существуют следующие формы оптовой торговли: прямые связи между изготовителями и покупателями; через посреднические организации и предприятия; коммерческие контакты субъектов рынка.

Методы продаж:

§  по личной отборке – этот метод предполагает выбор самостоятельно наиболее предпочтительных каналов реализации продукции.

§  по заявкам (заказам) – этот метод предполагает реализацию продукции по предварительным заказам клиентов.

§  через коммивояжеров (торговые представители) – этот метод предполагает реализацию продукции через своих торговых представителей (менеджеров по продажам).

§  через автосклады – этот метод предполагает реализацию продукции с так называемых «лотков».

Прямые связи в хозяйственных взаимоотношениях между производителями и покупателями товаров практикуются при транзитных (вагонных) поставках партии продукции.

Хозяйственные связи по поставке продукции могут быть краткосрочными до года и длительными. Быстрая смена ассортимента продукции, высокие темпы обновления ее номенклатуры, единовременный характер потребления требуют краткосрочных хозяйственных связей, но в большинстве случаев экономически целесообразнее длительные связи.

Организация прямых длительных хозяйственных связей позволяет:

-  освобождать стороны от ежегодного составления договора поставки (договор оформляется на несколько лет);

-  периодически корректировать ассортимент и поквартальные сроки поставки;

-  отрабатывать технологию изготовления продукции и тем самым повышать ее качество;

-  согласовывать графики производства продукции с заинтересованными предприятиями;

-  сокращать сроки представления спецификаций;

-  снижать документооборот в сфере обращения.

Оптовая торговля через посреднические организации и предприятия (оптовые магазины и базы, мелкооптовые и фирменные магазины и др.) целесообразна для покупателей, приобретающих продукцию в разовом порядке или в объемах меньше транзитных норм.

Коммерческие контакты субъектов рынка бывают нескольких видов.

Так, в настоящее время весьма распространен прямой товарообмен — бартерные сделки. При этом используются соглашения о поставке конкретного вида товара от одного предприятия к другому, и наоборот.

Широкое распространение получает аукционная торговля, при которой продавец с целью получения наибольшей прибыли использует конкуренцию покупателей, присутствующих при продаже

Значительная роль в оптовой торговле отводится товарной бирже. Товарные биржи осуществляют куплю и продажу не товаров как таковых, а контрактов на их поставку. При этом ведется свободная купля и продажа контрактов (покупатель волен самостоятельно выбирать продавца, продавец — покупателя).

Возможность установления коммерческих контактов между производителем и потенциальными покупателями создают оптовые ярмарки. Оптовое назначение ярмарок состоит в налаживании непосредственных деловых контактов между субъектами рынка (производителями продукции, посредника­ми, покупателями), заинтересованными в реализации и приобретении конкретной товарной продукции [7, С. 115].

Транзитная форма торговли предполагает реализацию своей продукции через разного рода посредников, которыми могут быть например оптовые фирмы перепродающие товар.

Складская форма торговли предполагает реализацию продукции со свих складов.

Прямая форма оптовой реализации товаров предполагает реализацию продукции минуя посредников, работает напрямую с клиентами.

Реализация продукции — это ее сбыт с целью превращения товаров в деньги и удовлетворения запросов потребителей. Реализация продукции является частью маркетинга, ее эффективность зависит от рекламной работы, исследования рынка и планирования ассортимента продукции.

Операции прямой оптовой реализации товаров осуществляют производители без привлечения посредников. Прямая реализация товаров в настоящее время имеет весьма широкое распространение.

Прямая форма реализации товаров имеет ряд преимуществ. Во-первых, при такой форме предприятие-производитель может лучше изучать рынок своих товаров, поддерживать тесное сотрудничество с основными потребителями. Во-вторых, проводятся научные исследования, направленные на улучшение качества выпускаемой продукции. В-третьих, прямая оптовая реализация продукции ускоряет цикл реализации и, следовательно, оборот капитала, что позволяет увеличить общую сумму прибыли.

Вместе с тем прямая форма реализации товаров увеличивает расходы производителя, поскольку он вынужден создавать дорогостоящие запасы товаров, обеспечивать их хранение и продажу конкретным потребителям. Поэтому только крупным конкурентоспособным предприятиям под силу осуществлять самостоятельно реализацию своих изделий.

Прямая реализация товаров промышленного назначения может осуществляться через собственные региональные сбытовые филиалы. С помощью этих филиалов предприятие-изготовитель имеет возможность хранить продукцию и контролировать процесс ее реализации. Региональные сбытовые филиалы становятся средством прямого воздействия на рынок, при этом часть торговой прибыли получают промышленные предприятия (фирмы).

Иногда предприятия-изготовители организуют склад своей продукции у потребителя. Как правило, такой метод реализации продукции промышленного назначения распространен в развитых странах в тех случаях, когда заказчик закупает у поставщика продукцию более чем на 100 тыс. долл. ежегодно.

Кроме сбытовых филиалов, предприятия-изготовители могут реализовать свою продукцию через собственные сбытовые конторы, которые обычно располагаются в производственных помещениях и не создают запасов.

В Российской Федерации прямая оптовая реализация продукции ведется через отделы сбыта предприятий-изготовителей и очень редко — через оптовые сбытовые базы, созданные при предприятиях-производителях.

Отдельные предприятия реализуют товары через свою розничную сеть. Промышленные предприятия (фирмы) приобретают в собственность магазины по нескольким причинам. Во-первых, реализация продукции через независимые оптовые организации весьма дорога. Во-вторых, с помощью собственных магазинов промышленные предприятия изучают рынок, исследуют новые формы торговли и технического обслуживания. В-третьих, собственная сеть розничных магазинов чрезвычайно облегчает формирование и использование на практике пробного рынка для проверки и изучения спроса на новые товары.

При прямой форме реализации товаров применяются прямой маркетинг (директ-маркетинг) и телефон-маркетинг. Прямой маркетинг — это прямая работа с клиентами, регулярные контакты предприятий-изготовителей со своей клиентурой. Телефон-маркетинг — работа с клиентами по телефону. Причем по телефону могут поступать запросы не только о товарах и услугах фирмы, но и о последующем обслуживании.

Коммерческая форма косвенной оптовой реализации товаров

Коммерческая форма оптовой реализации товаров включает два способа реализации: через независимые оптовые организации; через агентов и брокеров.

Форма косвенной оптовой реализации товаров включает следующие виды (методы) сбыта или стратегии охвата рынка: интенсивный; выборочный (селективный); эксклюзивное распределение и франшиза; нацеленный; не нацеленный.

Интенсивный сбыт означает подключение к сбытовой программе всех возможных сбытовых посредников независимо от формы их деятельности. Такой вид сбыта практикуется в странах Запада для товаров широкого потребления, а также марочных фирменных товаров. Преимущество подобного вида — в наличии очень плотной сбытовой сети, а недостаток — существование большого числа мелких покупателей и сложный контроль за их платежеспособностью.

Выборочный (селективный) сбыт предусматривает ограничение количества посредников в зависимости от возможностей обслуживания, обеспечения запасными частями, создания ремонтных мастерских. Чаще всего такой сбыт применяется для дорогих, престижных товаров.

Эксклюзивное распределение и франшиза способ охвата рынка изготовителем только через одного торговца (фирму). Торговец обязан не продавать товары конкурирующей марки, проводить в жизнь политику производителя. Франшиза – предусматривает долгосрочные договорные отношения между изготовителем и фирмой (франшизером), реализующей товар на ограниченной теретории.

Нацеленный сбыт включает комплекс мер по маркетингу, направленный на конкретную группу потребителей.

Не нацеленный сбыт содержит мероприятия по маркетингу, адресованные всем потенциальным потребителям. Этот вид сбыта требует больших рекламных расходов. [4, С. 109].

1.4. Услуги оптовых предприятий по реализации товаров и направления их совершенствования 

Настоящее время можно по праву назвать веком распределения, поскольку работников, занятых в сфере транспортировки и распределения товаров и услуг больше, чем в какой-либо другой сфере мировой экономики. Ещё 30 лет назад специалисты по маркетингу предсказывали, что значение оптового распределения будет повышаться по мере совершенствования системы потребительского рынка.

Изменение роли дистрибьютора привело к изменениям в принятой системе товарообращения и заставило производителей, предприятия розничной торговли и другие категории потребителей признать правомерность существования отрасли оптового распределения. Некоторое время среди специалистов ещё велись споры о том, кто более эффективно и при наименьших затратах может осуществлять обращение товаров и услуг на рынке. С тех пор положение изменилось. Время доказало, что независимые оптовые фирмы представляют высоко эффективные экономические структуры, способные успешно осуществлять распределение многообразных и конкурирующих между собой товаров и услуг. В эффективном осуществлении функций распределения состоит главная причина процветания крупных дистрибьюторов в наши дни.

  Отрасль оптового распределения выдержала испытание временем и надежно функционирует благодаря своей роли посредника в реализации товаров, производимых предприятиями промышленности, сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей. Каждому производителю невозможно иметь снабженческих и рыночных организаций, поскольку тогда для прикрытия издержек по реализации надо значительно повысить стоимость продукции.

  Дистрибьюторы своим знанием потребностей региональных рынков  доказали, что могут успешно выполнять снабженческие функции по приемлемым для потребителя ценам.

  Сегодня отрасль оптового распределения продолжает свое развитие. Все большее число оптовых фирм использует в своей деятельности новые методы  и технологии, столь успешно применяемые в промышленности. Это позволяет оптимизировать все производственные и финансовые операции, способствует снижению цен и улучшению обслуживания потребителей. Многие дистрибьюторы в настоящее время оснащены передовыми операционными системами учета товаров, работающих в режиме реального времени, автоматизированными системами оформления счетов и заказов. Современные технологии проникают в сферу складского хозяйства, где успешно используется компьютерная и другая техника. Исследования, проведенные Национальной ассоциацией дистрибьюторов, неопровержимо свидетельствуют о росте этой тенденции.

  Ведущие школ бизнеса, различные учебные заведения, многие средние школы активно включаются в дело подготовки специалистов для оптового распределения. Преподавательские кадры страны, в прошлом чуть не игнорировавшие эту сферу деятельности, теперь в полной мере осознали важность данной проблемы. Сегодня многие промышленные лидеры поддерживают создание образовательных программ, имеющих цель дальнейшее развитие и совершенствование оптовой торговли. Ученые, специалисты-практики, различные торговые ассоциации проводят активное изучение всех функциональных сфер отрасли с целью создания учебных программ для подготовки квалифицированных кадров. Многочисленные оптовые компании проводят большую работу по организации различного рода семинаров и курсов, ставящих перед собой те же задачи.

  Как уже говорилось, сегодня значение отрасли оптового распределения не вызывает никаких сомнений. Сущность этой сферы деятельности стоит в максимальном удовлетворении потребительского спроса в товарах и услугах  в удобное для потребителя время, нужном ассортименте и необходимом количестве. Оптовая торговля – это катализатор происходящих изменений в производстве и потреблении в условиях постоянно меняющихся потребностей рынка.

  Число предприятий оптовой торговли растет с каждым годом и связано с расширяющимися потребностями потребителя в условиях постоянного обновления ассортимента товаров и услуг. Эти предприятия вносят значительный вклад в распределение национального продукта. Они являются полноправными членами деловой общности в каждом регионе страны. Многие из них территориально располагаются близ главных магистралей страны, другие концентрируют свою деятельность вокруг морских портов и аэропортов.

  С целью обеспечения современных дистрибьюторских центров необходимыми транспортными средствами, во многих развивающихся регионах создаются большие транспортные парки. На предприятия оптовой торговли с небольшим масштабом деятельности возложены функции обслуживания специфических потребителей, неохваченных крупными оптовыми компаниями.

  Дистрибьюторы обычно располагаются в крупных населенных пунктах, откуда осуществляют обслуживание пригородных и сельских районов, простирающихся порой на многие сотни миль. Дистрибьюторы обязаны хорошо знать потребности региональных рынков, чтобы успешно осуществлять функции рыночного обращения и распределения товаров.

  Оптовая торговля объемлет широкое рыночное пространство, начинающееся при завершении производства продукции промышленным или сельскохозяйственным производителем и заканчивающееся продажей и доставкой товаров предприятиям розничной сети, промышленным потребителям, государственным учреждениям и др. Конечно, функции распределения может взять на себя и непосредственно производитель продукции, но, как уже говорилось, практика показала более эффективное выполнение этих функций независимым дистрибьютором. Это обусловлено главным образом тем обстоятельством, что дистрибьютор, не ставя перед собой никаких других задач, имеет возможность сосредоточить все силы на выполнении одной конкретной задачи. Объекты управления оптовой торговли весьма разнообразны: различные виды сырья, сырьевые материалы, полуфабрикаты, готовая продукция. Главный критерий дистрибьютора при приобретении какой-либо продукции состоит в существовании на неё потребительского спроса. Он делает соответствующие спросу закупки оптом, продавая затем ту же продукцию мелкими партиями своим потребителям. При закупке и продаже  товаров оказывается услуги самым различными организациям.

  Дистрибьютор осуществляет свою деятельность в условиях постоянно меняющейся конъюнктуры рынка. Те из них, кто продолжает использовать в работе устаревшие методы, имеют весьма сомнительные шансы на существование в условиях обостренной конкуренции.

  Необходимо постоянно добиваться такого положения, чтобы потребителю не было нужды самому разыскивать на рынке какие-либо товары или услуги. Все функции удовлетворения его потребностей должен взять на себя дистрибьютор. Поэтому при громадном разнообразии товаров успех деятельности дистрибьютора находится в прямой зависимости от его умения прогнозировать потребительский спрос и оперативно вносить необходимые изменения в свои производственные операции [6, С. 138].

2. Состояние коммерческой деятельности по оптовой продаже     товаров в оптовой фирме ООО «Сфера»

2.1. Характеристика предприятия и анализ основных показателей эффективности коммерческой деятельности ООО «Сфера»

ООО «Сфера» зарегистрировано в городе Хабаровске 30.06.1997 г., в соответствии с постановлением Главы Администрации города Хабаровска с регистрационным № 587.

В настоящее время специализируется на снабжение розничных магазинов косметическими товарами города Хабаровска.

В настоящий момент численность всего персонала составляет 31 человек.

Организационная структура

Рассматриваемое ООО «Сфера» арендует складские площади и офисные помещения в черте города. Поскольку въезд грузового транспорта в район железнодорожного кольца ограничен, при поиске помещения было это учтено. Офис находится в одном здании со складом. Поэтому менеджеры могут контролировать наличие материала на складе, отгрузку,  погрузку и проводить инвентаризацию в непосредственной близости от офиса. Благодаря этому упрощена схема документооборота.

Рассматриваемое нами ООО «Сфера»  выполняет следующие основные функции:

-  закупка товаров;

-  хранение;

-  сбыт;

-  доставка.

Управлением ООО «Сфера» в целом занимается генеральный директор. В его ведении находятся вопросы стратегического характера.

Финансовый директор подчиняется непосредственно генеральному и фактически управляет деятельностью компании на оперативном уровне. Он контролирует деятельность всех отделов. Также в его компетенции вопросы движения финансовых потоков.

Центральная проблема организации в сфере закупок состоит в координации закупок и продажи. В виду небольшого размера ООО «Сфера»  закупка и продажа находится в одних руках. Т.е. эти отделы имеют одного руководителя, в компетенцию которого входят вопросы закупки по всему ассортименту. Преимущество этой формы состоит в том, что руководитель владеет сферой сбыта и информацией о спросе, что дает ему быстро реагировать на изменения на рынке. На ООО «Сфера»  не используется разделения в соответствии с группами товаров, степени обслуживания, величине покупателей и т.д.

Отдельно выделен бухгалтерский отдел. По сути, этот отдел состоит из главного бухгалтера, кассира и двух человек, оформляющих документы. В обязанности главного бухгалтера входит ведение бухгалтерского учета, формирование отчетов для налоговой инспекции, начисление налогов, решение всех вопросов связанных с налоговой отчетностью и др. Кассир принимает выручку у экспедиторов. Два человека оформляют документы по движению товара.

В отделе закупок и сбыта работают 5 менеджеров. Задачи этого отдела являются наиболее важными:

-  формирование ассортимента товаров

-  поиск поставщиков

-  организация закупок

-  приемка товаров

-  управление торговыми агентами

-  прием заказов на поставку товаров

-  организация доставки

Каждый из менеджеров отвечает за определенные ему функции. Так менеджер по закупкам отвечает за организацию поставок товаров, поиск поставщиков, приемку товаров, слежением за товарными запасами. Менеджер по работе с покупателями решает вопросы, связанные с качеством товаров и предоставляемых услуг, вырабатывает политику поддержания связей с покупателями, следит за расчетами с покупателями. Менеджер по сбыту координирует действия торговых агентов. Занимается приемом их на работу, увольнение, начислением зарплаты, контролирует качество их работы, готовит необходимые материалы (бланки заказов и рекламную продукцию). Он же занимается приемом заказов от покупателей по телефону. Менеджер по доставке контролирует деятельность экспедиторов, следит за отгрузкой товара и возвратами от покупателей. Еще один менеджер занимается организационными вопросами, анализом деятельности, т.е. «на подхвате».

Рис. 2.1. Организационная структура ООО «Сфера»

 

На телефонные звонки отвечает секретарь. Она принимает сообщения и переадресует звонки.

На ООО «Сфера» для доставки товаров в магазины приглашают водителей с собственным автотранспортом. В их обязанности входит доставка товаров в магазины и инкассация средств за товар.

Задачей торговых агентов является регулярное посещение магазинов, прием заказов, доставка рекламных материалов, сбор информации о магазинах, поиск новых покупателей.

Отношения между  отдельными местами и задачами характеризуются отношениями подчиненности сверху и снизу, или отношениями по горизонтали (рис 2.1.).

Анализ издержек

Деятельность ООО «Сфера» связана с момента его создания с разнообразными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов. По своему характеру эти затраты подразделяются на два основных вида – текущие и долговременные.

Текущие затраты ООО «Сфера» представлены в основном его издержками обращения. Под издержками обращения понимаются выраженные в денежной форме затраты трудовых, материальных и финансовых ресурсов на осуществление торгово-производственной деятельности ООО «Сфера» (Таблица. 2.1.).

Таблица 2.1

 Издержки деятельности ООО «Сфера» за I квартал 2004-2005 гг.

Показатели

2004

2005

Отклонения

+/-

%

Постоянные издержки

1. Аренда офис

90000р.

100000р.

10000р.

11,1

2. Аренда склад

110000р.

120000р.

10000р.

9,1

3. З/плата основного персонала

316400р.

316400р.

0р.

0

4. Телефон

18000р.

18673р.

673р

3,7

5. Ремонт оф. техники

17890р.

18673р.

783р

4,4

Переменные издержки

1. ГСМ и ремонт

17438р.

18673р.

1235р.

7,1

3. Бумага и расходные материалы

6904р.

8673р.

1769р.

25,6

4. Зарплата агентов

50980р.

54532р.

3552р.

7

5. Прочие

50905р.

54532р.

3627р.

7,1

Рис. 2.1. Взаимосвязь между плановыми значениями суммы балансовой прибыли от реализации товаров и объема товарооборота

 

Формирование прибыли

Основным видом прибыли ООО «Сфера», характеризующим совокупный эффект все хозяйственной деятельности, является балансовая прибыль. Она представляет собой сумму прибылей торгового предприятия от всех видов хозяйственной деятельности и включает в себя следующие результаты этой деятельности: 1) прибыль от реализации товаров и платных торговых услуг, 2) прибыль от реализации продукции неторговой деятельности, 3) прибыль от реализации другого имущества, 4) прибыль от внереализационных операций.

Разница между балансовой прибылью и суммой налоговых платежей, осуществляемых за счет прибыли, представляет собой чистую прибыль ООО «Сфера» или прибыль, остающуюся в его распоряжении.

В таблице 2.2. представлены данные для анализа товарооборота.

Таблица 2.2.

Товарооборот ООО «Сфера» за I квартал 2004-2005 гг.

Показатели

2004

2005

Отклонения

+/-

%

Остаток

1241 034р.

1229 149р.

11885

99

Закупки

3 632 658р.

3 620 648р.

12010

99,7

Продажи

4 590 453р.

4 535 419р.

55034

98,8

Доход

1 267 961р.

1 255 763р.

12198

99

Выбытие

141 067 р.

140 586р.

481

99,6

Из таблицы видно, что предприятие в первом квартале 2005 г. по сравнению с первым кварталом 2004 г. года испытывает сложности со сбытом, объемы продаж падают, соответственно сокращаются закупки и доход. Товарные запасы на складе не только не уменьшились, но даже немного увеличились. Связано это с тем, что предприятие проводило политику расширения ассортимента и закупало больше товаров различного вида.

Для ООО «Сфера» сумма постоянных издержек составляет 134 тыс. руб. Уровень чистого дохода от реализации составляет 19%, а уровень переменных издержек составляет 2,9% (данные рассчитаны по первым трем месяцам). Следовательно, Ртб = 134000*(19-2,9) = 830 000 тыс. руб. Т.е. для работы п ООО «Сфера»  без убытков оно должно  обеспечивать объем продаж в 830000 тыс. руб.

Определение плановой суммы балансовой прибыли от реализации товаров при заданных плановых значениях объема товарооборота, доходов и издержек обращения. Графически взаимосвязь между плановыми значениями суммы балансовой прибыли от реализации товаров и объема товарооборота представлена на рис. 2.1. Из приведенного графика видно, что при запланированном объеме реализации товаров (Ртцп) ООО «Сфера»  может получить определенную сумму прибыли (ТЦП-ТБ), на размер которой сумма чистого дохода будет превышать сумму издержек обращения как постоянных, так и переменных. Объем реализации товаров Ртцп можно найти по формуле:

Ртцп = (ИОпост + ПЦ) * 100 / (Учд – Уипер).

Точку целевой прибыли можно определить исходя из желаемой рентабельности оборотных средств и предполагаемого развития ООО «Сфера». Если уровень целевой прибыли определить при 100% рентабельности пост издержек, то ПЦ = 134 тыс. руб. (это по максимуму). Т.о. Ртцп = (134 000 + 134 000) * (19%-2,9%) = 1660500 р.

На основе этого графика можно также рассчитать предел безопасности или “запас финансовой прочности”, т.е. размер возможного снижения объема товарооборота при неблагоприятной конъюнктуре потребительского рынка, который позволяет ему осуществлять прибыльную деятельность.

Предел безопасности рассчитывается по следующей формуле:

ПБ = Ртцп – РТБ = 860 500 р.

Где ПБ – обем товарооборота (реализации товаров) ООО «Сфера», обеспечивающий предел его безопасности (запас финансовой прочности);

Ртцп – объем реализации товаров, обеспечивающий получение плановой  (целевой) суммы балансовой прибыли от торговой деятельности.

РтБ – объем реализации товаров, обеспечивающий достижение точки безубыточности.

Уровень безопасности (финансовой прочности) может быть выражен и относительной величиной – коэффициентом безопасности (коэффициентом финансовой прочности). Его расчет осуществляется по следующей формуле:

КБ = ПБ/Ртцп = 860,5 / 1660,5 * 100 %= 51,8%

Где КБ – коэффициент безопасности (финансовой прочности);

Б – объем реализации товаров, обеспечивающий предел безопасности;

Ртцп – объем реализации товаров, обеспечивающий получении плановой (целевой) суммы балансовой прибыли от торговой деятельности [5, С. 153].

Рассмотрим теперь изменение количества позиций в ассортименте и зависимость количества конкурентов на рынке (Таблица 2.3.)

Таблица 2.3

Динамика позиций ассортимента и числа конкурентов на рынке за I квартал 2004-2005 гг.

Показатели

2004

2005

Отклонение

+/-

%

Количество групп товаров

26

82

56

135,3

Количество позиций товаров

93

118

25

127

Количество конкурентов

53

47

-6

88,6

Отметим, что с ростом групп товаров и позиций товаров ООО «Сфера», происходит сокращение конкурентов на рынке. Это говорит о том, что, увеличивая свою деятельность и захватывая рынок своей продукцией ООО «Сфера» может достаточно сократить число конкурентов на этом рынке.

2.2. Установление хозяйственных связей с покупателями

Организация механизма работы с покупателями – одна из самых важных задач ООО «Сфера». На текущий момент предприятие ограничивается лишь работой торговых агентов, которые обходят магазины, предлагая товары с доставкой. Не смотря на то, что данный вид продаж эффективен, существует ряд минусов.

Формы и методы оптовой продажи товаров разнообразны ООО «Сфера»и зависят от конкретных условий работы ООО «Сфера». Однако во всех случаях деятельность ООО «Сфера» направлена на максимальное удовлетворение потребностей товарополучателей.

Оптовая продажа ООО «Сфера» базируется на активных формах продаж, гибкости и оперативности аппарата ООО «Сфера».

Организация оптовой продажи отвечает требованиям минимизации затрат на выполнении операций, связанных с обслуживанием потребителей.

Оптовая продажа со склада дистрибьютора осуществляется  на основе личной отборки товара потребителем; по письменным заказам и телефону или через торгового представителя (агента) оптового предприятия.

Сущность внешних продаж ООО «Сфера» состоит в регулярном посещении торговым представителем потребителей с целью ознакомления их с ассортиментом товаров, предлагаемых ООО «Сфера» и формирования заявок на поставку товаров.

Внешняя продажа осуществляется торговыми представителями ООО «Сфера» на территории потребителя.

Для успеха торговой операции большое значение имеет деятельность как отдельных работников, так и всего аппарата управления в целом. Так, высший уровень аппарата управления устанавливает цели и задачи оптовой фирмы, управляющий продажами разрабатывает общий план продаж, устанавливая квоты продаж для каждого конкретного района обслуживания, инженеры отдела продаж намечают мероприятия по оказанию потребителям технической помощи пи пользовании новыми товарами. При этом главным элементом в этой цепи по-прежнему остается торговый агент фирмы, поскольку на него возложена задача продажи товаров потребителям.

Агент, как правило, приходит без звонка, а «не званный гость хуже татарина». Работа агента, как правило, низкооплачиваема и целиком зависит от количества заказов. Текучесть кадров не дает постоянство работы с магазином, теряются связи. Проследить и заставить работать агента достаточно трудно.

Качество работы агента целиком зависит от его коммуникабельности, внешнего вида. Умение настойчиво предлагать товар дано не каждому. Недостаток в того или иного качества приводит к тому, что часть потенциальных клиентов теряется, а в последствии предвзято относится к сотрудничеству.

Для того, чтобы максимально сократить данные недостатки, необходимо принять ряд мер, направленных на повышение эффективности работы агентов и ООО «Сфера» в целом. Для этого можно использовать как различные методы управления персоналом, так и маркетинговые ходы.

Оценить работу агентов можно по количеству заказов принесенных каждым в отдельности. Но характер районов не дает объективной картины работы агента. Для этого необходимо ввести ряд документов, которые будут заполняться агентами о проделанной ими работе. Такими документами могут быть дневные отчеты о посещении магазинов, описание магазина (площадь, характер, расположение, близость конкурентов, характер района, контингент жителей и др.), характер разговора с представителем магазина, пожелания покупателей и пр. Введение таких документов позволит убить двух зайцев: оценить работу агентов, частично оценить потребности покупателей. Агент во втором случае является не только торговым представителем, но реально участвует в повышении эффективности деятельности ООО «Сфера». Он тоже заинтересован в более ходовом ассортименте, повышении товарооборота – это его хлеб (Таблица 2.4.)

С другой стороны, оценивая работу агентов, ООО «Сфера» обоснованно может уволить ленивых агентов и заменить их более активными. Такая замена может  принести ООО «Сфера»  дополнительную прибыль, а более старательному работнику зарплату. Кроме того, анализ такой документации позволит выявить застойные районы, в результате отказаться работать с ними или изменить ценовую политику по отношению к этим районам.

Необходимым условием для организации данной формы работы заключается разработка форм и составление ежедневных отчетов. Анализ этих форм также требует затрат времени.

Это то, что касается работы агентов. Другая сторона работы с покупателями – это постоянное поддержание связей, стимулирование покупательской активности. Это осуществляется за счет рекламы. Для ООО «Сфера» наиболее эффективными инструментами можно назвать следующие:

-                       разработка фирменного логотипа и знака, фирменной документации, бланков, конвертов, визиток и т.д.

-                       изготовление сувенирной продукции – ручки, зажигалки, календари и пр. с целью дарения

-                       изготовление наклеек

-                       использование фирменных знаков и логотипов на бортах грузовых машин

-                       рекламные объявления в газетах и тематических изданиях.

Таблица 2.4

Показатели  деятельности агентов ООО «Сфера» за I квартал 2005 г.

Месяц

Январь

Февраль

Март

Апрель

Количество агентов

13

20

19

13

Объем заказов

507941

545844

389985

373973

Заказов на 1 агента

39 072

27 292

20 526

28 767

Зарплата агентов

15 238

16 375

11 700

11 219

Еще недавно схема успешного развития ООО «Сфера» выглядела довольно просто – расширение ассортимента товаров, сервиса. Немалую поддержку этому оказывало проведение производителями рекламных и маркетинговых компаний. Сегодня возможности оптимизации логистики  многими торговыми фирмами уже практически исчерпаны, а из-за обострившейся конкуренции потенциал роста самих фирм заметно снизился. В новых условиях ООО «Сфера»  может добиться успеха только путем переноса акцентов на изучение потребностей покупателей.

На смену продвижения товаров приходит маркетинг, ориентированный на потребителя. Причем не какого-то абстрактного, а вполне конкретного, с его пристрастиями и системой ценностей. Популярным направлением стали, на  пример, программы стимулирования покупателей (loyality programm), целью   которых является сохранение имеющихся потребителей и привлечение новых.   Советы о том, как этого достичь, основаны на анализе   поведения покупателей.   Например, отсутствия необходимого товара достаточно для того,   чтобы 30% покупателей   задумались о смене поставщика, а 10% действительно   сделали это. Последствия   этого для ООО «Сфера»  могут   оказаться особенно тяжелыми, если «потерянные»   покупатели относятся к категории наиболее выгодных (правило «30/70»). Получив возможность выбора, подкрепленную активными   рекламными кампаниями,   современные покупатели   стали более искушенными   и осведомленными. В результате характерной чертой их поведения стала   меньшая, чем прежде, «верность» конкретному поставщику, а реакция на предлагаемые конкурентами скидки – более однозначной.

Для того чтобы сохранить наиболее выгодных   покупателей и привлечь   новых, ООО «Сфера» необходимо получить ответы на ряд   ключевых вопросов. Помочь в этом могут   только информационные   технологии.

Алгоритм   поощрения - на первом этапе вводятся средства идентификации покупателя – традиционные магнитные карточки   или любые другие средства   систематического сбора   данных для установления   связи покупатель – товар.   Это дает возможность раз  делить всех покупателей на несколько категорий,   начиная от постоянных и заканчивая «одноразовых». Это  позволяет также определить, какие товары не пользуются спросом и в какие   группы товаров менее всего интересуют покупателей.

На втором этапе осуществляется фильтрация информации для выделения   «лояльных» покупателей.

Из общего списка покупателей, учитывающего их размер, адрес, частоту и стоимость сделанных покупок,   выделяются группы «лучших», на сохранение которых в основном и направляются дальнейшие маркетинговые усилия фирмы.

Третий этап посвящен налаживанию долгосрочных   отношений с покупателями:   моделируется их поведение   для установления персональных предпочтений и пристрастий, разрабатывается конкретная маркетинговая программа, воздействие которой на соответствующую группу потребителей будет производить наибольший эффект.

Для того чтобы выборка была ориентирована на долгосрочную работу с покупателями необходимо учесть ряд факторов, определяющих качество работы с покупателем. Т.к. критерии, определяющие нужного нам покупателя. Таким критерием может выступать доход, приносимый ООО «Сфера»  в результате продажи товара конкретному покупателю. Однако следует учитывать и ряд других факторов, таких как продолжительность работы, с покупателем, средний объем заказа, частота заказов, стабильность заказов.

Исходя из этого составим следующую выборку по расходным накладным:

-  покупатель

-  количество закупок

-  дата первой покупки

-  дата последней покупки

-  объем закупок

-  доход от закупок

Используя данную выборку определим долю принесенного дохода каждым покупателем в общей сумме дохода. Отсортируем данные по доле дохода в общей сумме и получим рейтиг наиболее доходных с нашей точки зрения покупателей.  На рис. 2.2. представлен график, показывающий, что 30% покупателей приносят 80% прибыли. Именно эти тридцать процентов покупателей являются ориентиром для формирования ассортимента. Для поддержания связей необходимо направить часть рекламных усилий на этих покупателей.

Рис. 2.2. Соотношение покупателей и прибыли ООО «Сфера»

Таким образом, выделение «лояльных» покупателей является одним из самых мощных инструментов при формировании ассортимента и цен. Также позволяет направить рекламу отдельно на привлечение новых покупателей и удержание старых [10, С. 217].

2.3. Методы оптовой продажи, ее стимулирование

Основу коммерческой деятельности ООО «Сфера»  на потребительском рынке составляет процесс продажи продовольственных товаров. Экономическое содержание этого процесса отражает товарооборот ООО «Сфера».

Под товарооборотом ООО «Сфера» понимается сумма продажи им потребительских товаров за определенный период времени.

В системе показателей развития ООО «Сфера» товарооборот играет не однозначную роль. Являясь основным оценочным показателем объема деятельности ООО «Сфера», он служит также показателем формирования его ресурсного потенциала (объема и состава трудовых, материальных и финансовых ресурсов) и затрат ресурсов (суммы и состава издержек). В то же время в условиях рыночной экономики товарооборот носит подчиненный характер по отношению к прибыли ООО «Сфера»  от торговой деятельности (Таблица 2.5.).

Оптовый товарооборот характеризует продажу товаров, прошедших определенную технологическую обработку в ООО «Сфера» (транспортирование, хранение, оптовая подсортировка  и т.п.), различным оптовым покупателям, организующим процесс их последующей реализации конечным потребителям.

Показатели товарооборота имеют высокую степень связи с другими важнейшими показателями деятельности ООО «Сфера». В системе этих связей наибольшую роль играют следующие их формы: 1) внутренняя связь отдельных показателей товарооборота; 2) связь товарооборота с показателями объема ресурсного потенциала и эффективности его использования; 3) связь товарооборота с суммой и уровнем важнейших финансовых показателей.

Таблица 2.5

Основные показатели реализации продукции ООО «Сфера»

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Всего

Р -

1 526 210р.

1 340 637р.

780 241р.

676 138р.

212 193р.

4 535 419р.

П -

1 218 381р.

1 070 238р.

622 870р.

539 764р.

169 395р.

3 620 648р.

Зн -

1 203 452р.

1 322 446р.

1 350 793р.

1 356 081р.

1 383 591р.

Зк -

1 322 446р.

1 350 793р.

1 356 081р.

1 383 591р.

1 229 149р.

В -

21 629р.

28 339р.

44 834р.

21 495р.

24 289р.

140 586р.

Пс -

16

17

16,5

18,5

17,5

ПТ -

95 388р.

78 861р.

47 287р.

36 548р.

12 125р.

ОФ -

7300

7200

7100

7000

6900

Фо -

0,48%

0,54%

0,91%

1,04%

3,25%

ВДр

448 452р.

327 085р.

207 493р.

185 378р.

87 355р.

1 255 763р.

УВД

29%

24%

27%

27%

41%

28%

ИО -

169 182р.

173 103р.

164 917р.

161 980р.

153 504р.

822 686р.

Уио

11%

13%

21%

24%

72%

18%

Н -

127 431р.

103 613р.

77 824р.

73 209р.

50 225р.

432 301р.

НЕ -

8%

8%

10%

11%

24%

10%

Пр -

151 839р.

50 369р.

-35 247р.

-49 811р.

-116 374р.

775р.

Рт -

9,95%

3,76%

-4,52%

-7,37%

-54,84%

0,02%

Рассматривая тенденцию товарооборота за пять месяцев 2005 года можно сказать, что товарооборот ООО «Сфера»  снизился более чем в два раза. Для того чтобы определить причины такого снижения заказов следует рассмотреть внешние и внутренние факторы.

Одной из очевидных причин является сезонность спроса. Второй – некачественная работа по организации закупок. Третьей – отсутствие продвижения, рекламы (Приложение 1).

Если сопоставить изменение ассортимента, то количество товарных позиций не только не уменьшалось, оно возрастало. Рассмотрим тенденции спроса покупателей на некоторые видов товаров. Так, например, одной из постоянных товарных позиций является говядина тушеная. Этот товар пользовался спросом в январе, феврале, марте. В апреле  мае произошло резкое снижение объемов продаж данного товара. Аналогичная ситуация происходит с товарами имеющими короткий срок годности или требующих низких температур для хранения. Например, резко упали объемы продаж масла, увеличилось количество возвратов и списания от брака.  В Приложении 2 представлен график доходов от продаж отдельных сортов масла. Резкий спад продаж можно наблюдать во второй половине марта, как раз время потепления. Таким образом, формирование ассортимента одна из самых не простых и трудоемких задач ООО «Сфера». Более менее успешно она решалась благодаря опыту менеджеров занимающихся его формированием. Но возрастающая конкуренция заставляет относиться к задаче формирования ассортимента более  ответственно.

 Однако формирование ассортимента упирается еще в одну задачу – поиск поставщиков товаров по наиболее выгодным ценам. Очень часто встречается ситуация, когда найти поставщика или производителя товара не трудно, а сторговаться до конкурентной цены практически невозможно. Для этого поиском и закупкой товаров должны заниматься ответственные люди. Необходимо также организовать работу отдела закупок наиболее эффективных образом.

Одной из задач является поиск покупателей. ООО «Сфера» решает эту задачу исключительно с помощью торговых агентов. Плюсы в этой форме бесспорно есть. ООО «Сфера»  не проводит ни какой рекламы. Недооценка прочих видов продвижения привела в момент спада потребительского спроса к потере большой части покупателей. В Приложении 3 представлена динамика появления новых покупателей и отказ работы старых. Единственным средством продвижения являются агенты. В сложившемся положении конкурентной войны в условиях пониженного спроса реклама должна играть одну из ведущих ролей. Или же ООО «Сфера»  должно проанализировать и скорректировать работу агентов, повысить отдачу от их работы.

Это произошло в результате того, что розничные торговцы стали более тщательно относиться к закупкам товаров. Более жесткие требования предъявлять к качеству, цене товара. Следует также пересмотреть ценовую политику ООО «Сфера». Анализ цен конкурентных организаций показал, что цены в ООО «Сфера»  слишком высоки. Некоторые товары отпускаются магазинам по цене выше, чем на рынке. Это результат не проработанной политики в области цен и закупок.

Итак, для выхода из сложившегося положения ООО «Сфера»  должно применить ряд мер, имеющих целью увеличение товарооборота. Одним из главных шагов должно быть пересмотр ассортимента, выявление наиболее ходовых позиций и необходимых для закупки товаров. Не менее важным является пересмотр цен на товары. Что касается закупок товаров, то в данном случае необходимо ужесточить закупочную политику. И еще одно из слабых мест – продвижение услуг компании [1, С. 182].

3. Пути повышения коммерческой работы по оптовой продаже товаров в ООО «Сфера»

 

Пересмотр ассортимента

Степень активности потребительского рыка определяется путем изучения рыночной конъюнктуры. Рыночная конъюнктура представляет собой форму проявления на потребительском рынке системы факторов, определяющих соотношение объемов спроса и предложения, уровней цен и конкуренции.

С начала кризиса агентство IMS внимательно   следит за ситуацией   в сфере оптовой торговли   на продовольственном   рынке основных городов России. Встречаясь с руководителями многих   торговых фирм, используя   оперативные данные исследований, проведенных   сотрудниками IMS, удается   создать достаточно четкую   картину происходящего.   Для лучшего понимания   процессов, происходящих   в области оптовой торговли,   попытаемся рассмотреть их   с позиции конечного звена   в механизме любой дистрибьюторской компании –   торговой точки.

Правило «80/20» - сейчас уже можно говорить   о том, что кризисный период в целом миновал. Подтверждением тому является   возвращение большей части товарного ассортимента   на полки магазинов (по сравнению с докризисным   этапом), нормальное функционирование банковской   системы и т. д. Безусловно,   что некоторые торговые   марки, особенно импортные, покинули прилавки наших магазинов. Но, как ни   странно, этот процесс является позитивным и достаточно закономерным. Известно, что,   согласно правилу «80/20»,   80% прибыли торговая точка получает от 20% ассортиментного товара, остальные   20% прибыли – с 80% ассортимента. Если этот баланс нарушается, то какая-то   часть ассортимента не только сама становится убыточной (расходы на хранение,   замораживание в товаре части денежных средств), но и   мешает продажам основных   20% ассортимента. В первую   очередь тем, что физически   занимает дорогостоящее   место на полках и рассеивает внимание покупателя.

Точно такая   же модель применима и для   работы дистрибьюторских   компаний, являющихся,   по сути, тоже продавцами.   До кризиса торговый представитель, продавая «несбалансированный ассортимент» магазину, рисковал   иметь если не проблемы с возвратом денег, то неблагоприятные отношения с руководством данного магазина в дальнейшем. Кризисная ситуация неизбежно   заставила продавцов всех   уровней сконцентрироваться именно на том ассортименте, который пользуется   наибольшим спросом, а значит, приносит наибольшую прибыль. Характеризуя текущую ситуацию   на рынке, многие руководители дистрибьюторских   компаний отмечали, что в период кризиса были вынуждены сократить ассортимент, зато в настоящее   время оставшаяся часть   ассортимента приносит   им прибыль до 150% по   сравнению с докризисным периодом.

Бесспорно, нельзя все объяснить только правилом   «80/20», С одной стороны,   с начала кризиса и посей день многие покупатели самым надежным способом   сохранения своих сбережений считают вложение денег в продукты длительного хранения. Соответственно, спрос определяет увеличение объемов продаж   определенной категории   продовольственных товаров. Так что, с другой стороны, задача дистрибьютора, который заботится о собственной прибыли,   состоит в том, чтобы обеспечить магазину надежные   поставки товаров, пользующихся повышенным спросом. И здесь уже идет речь   о профессионализме тех,   кто работает в дистрибьюторских компаниях. Наиболее дальновидные руководители успели заполучить   в свой штат в условиях кризиса высококлассных работников, неся при этом   гораздо меньшие расходы   по оплате их труда, чем до   кризиса. Именно штат профессиональных торговых   представителей – один из   основных ключей к успеху   для любой компании, работающей в сфере дистрибьюции.

Определить наиболее ходовые позиции в ассортименте можно путем анализа объемов продаж в денежном и натуральном выражении. Другой, более эффективный показатель – частота заказов данного товара, т.е. процент заказов, где этот товар присутствует. Для более точного анализа следует выделить наиболее крупных покупателей провести анализ их заказов на предмет выявления наиболее ходовых позиций. Именно их потребности в наибольшей степени должны влиять на формируемый ассортимент. Также можно использовать информацию агентов о запросах покупателей.

На рис. 3.1. представлен график доходов в неделю от продажи различных групп товаров.

Рис. 3.1. Доходы в неделю от реализации продукции, тыс. руб.

В начале года лидирующее положение занимали масло и тушенка. В начале марта стали резко падать объемы продаж и тех и других. Связано это, прежде всего с потеплением и сложностями хранения товаров, требующих холодильников. Однако в конце апреля резко возрос спрос на кетчупы. Однако других товаров, обеспечивших бы спрос не появилось.

 Однако, данный анализ не включает анализ внешних факторов, да и выкладки сделаны по тем товарам, которые есть в наличии. Для более точного результата необходимо провести аналитическую работу с данными о продажах других фирм или информационных агентств по выявлению влияний со стороны внешних факторов, политической и экономической ситуации в регионе. Учесть сезонность тех или иных товаров. Оперативное реагирование на сезонный спрос позволяет ООО «Сфера»  получить дополнительный доход.

Пересмотр цен на товары

Второй, не менее важной задачей ООО «Сфера» является установление цен. В ООО «Сфера»  формирование цен происходит исходя из средней наценки на данную категорию товаров, спроса на товар, сроков хранения и пр. Характерно, что не производится систематический анализ установленных цен в разрезе товарных позиций, что не позволяет варьировать цену и устанавливать наиболее оптимальный уровень.

Прежде всего, необходимо провести анализ издержек и выявить нижний предел цен на товары. Этот нижний предел цен включает в себя затраты на транспортировку, хранение, складирование, фасовку. Т.е. все, что непосредственно касается движения товара. Таким образом, мы формируем минимальную цену на товары.  Вторым шагом будет определение конкурентных цен на товар, т.е. цен на товары, предлагаемые конкурентами. Выявление в ассортименте ходовых товаров позволяет установить цены ниже конкурентных. В результате чего появляется инструмент привлечения покупателей. Цены на менее ходовые товары формируются исходя из общей рентабельности ООО «Сфера», т.е. цены устанавливаются так, чтобы скомпенсировать низкий уровень прибыли от товаров основного ассортимента. Принцип такой политики в том, что покупатель, заказывая ходовые товары, ориентируется на низкие цены, а цена остальных товаров в меньшей степени влияет на спрос.[3, С. 203].

 

Заключение

Подводя итог работы, отметим, что поставленные задачи работы были решены:

Задачи работы:

1.                     Рассмотрен вопрос, связанный с коммерческой работой по оптовой продаже

2.                     Рассмотрен вопрос, касающийся коммерческой деятельности по оптовой продаже товаров в оптовой фирме ООО «Сфера»

3.                     Предложены пути повышения коммерческой работы по оптовой продаже товаров в ООО «Сфера».

Хотя ООО «Сфера» имеет низкую рентабельность, но все-таки имеет огромный потенциал развития.  На текущий момент деятельность предприятия нельзя оценить как оптимальную. Анализируя ранние месяцы работы предприятия можно сказать, что предприятие приносило реальную прибыль. Выходом из этого положения является ряд мероприятий, направленных на возвращение старых покупателей за счет более качественного ассортимента, ценовой и сбытовой политики.

Ассортимент цены и сбыт – это три кита, на которых держится ООО «Сфера». Успешная реализация каждого из них в отдельности не дает эффекта, который можно было бы получить, увязав всех трех между собой. Таким образом, зависимость ассортимента и цен выражается тем, что уровень закупочных цен влияет на формирование ассортимента, а существующий ассортимент, его ширина и глубина влияют на установку отпускных цен. Цена влияет на организацию сбытовой политики, а сбыт, в свою очередь, оказывает влияние на формирование цены. Также сбытовая политика должна быть увязана с ассортиментом, т.к. пожелания покупателей формируют ассортимент, а реальный ассортимент определяет способы ведения продаж.

Ключевым фактором в работе ООО «Сфера» является именно разработка продвижения и реализации продукции. Это связано именно с главенствующей сбытовой функцией организации. Поэтому, от того, как много компания продает, с какой прибылью и каким образом, зависит жизнедеятельность всей фирмы как экономической системы.

Оптимизационной задачей, решаемой ООО «Сфера»», является  схема получения дополнительной прибыли и устранения имеющихся потерь. Эта проблема решается путем поиска новых клиентов при помощи агентов, организации дополнительных каналов распределения продукции, улучшения логистических схем сбытовой функции и систем товародвижения, повышения эффективности распределения продукции.

Таким образом, управление формированием ассортимента, установкой цен и разработкой сбытовой политики необходимо осуществлять, учитывая связи между ними. Принимая во внимание постоянно меняющуюся конъюнктуру рынка, и ассортимент, и цены, и сбыт необходимо регулярно пересматривать и оценивать результат от введения тех или иных изменений. Для осуществления регулярного анализа необходимо затрать и время и средства. Но это позволит достичь конкурентных преимуществ.

В настоящее время лишь некоторые торговые фирмы относятся к формированию ассортиментной,  ценовой и сбытовой политике так серьезно, как это написано в большинстве книг. Это дает им определенные преимущества – знать рынок, с наибольшей вероятностью предсказывать поведение спроса, завоевывать покупателей и др. Приобретая, таким образом, финансовую мощь ООО «Сфера» становится серьезным препятствием на пути развития мелких оптовых фирм. В результате чего мелкие фирмы, работающие в близком сегменте, вынуждены находить обходные пути.

С другой стороны рынок в сфере оптовой торговли косметическими продуктами является очень обширным. Здесь всегда можно будет найти нишу или вытеснить одного из многих конкурентов. Знание рынка, законов торговли главным образом предопределяют успех ООО «Сфера».

Литература

1.                       Балабанов И. Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. - М.: Финансы и статистика, 2003. – 371 с.

2.                       Бланк И.А. Управление торговым предприятием. – М.: ЭКМОС, 2004. – 416 с.

3.                       Брагин Л.А., Данько Т.П., Иванов Г.Г. Торговое дело: экономика и организация. – М: ИНФРА-М, 2004. – 256 с.

4.                       Гребнев А.И. Экономика торгового предприятия. – М.: Бизнес, 2002. – 428 с.

5.                       Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. – М.: ЮНИТИ, 2004. – 431 с.

6.                       Памбухчиянц В. К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий – М.: Маркетинг, 2002.-320 с.

7.                       Раицкий К.А. Экономика предприятия. - М.: Экономика, 2003. – 390 с.

8.                       Щур Д.Л. Основы торговли. Оптовая торовля. – М.: Дело и Сервис, 2002. – 304 с.

9.                       Юккель Х., Хеллер О. Справочник предпринимателя: розничная торговля, оптовая торговля, грузовой транспорт, общественное питание и гостиничное хозяйство. – М.: Наука, 2002. – 592 с.

10.                  Эванс Дж. Р., Берман Б. Маркетинг.- М.: Экономика, 2003.-350с.

Приложения

Приложение 1

Объем заказов в неделю в 2005 году

.

Приложение 2

 Доходы от продаж отдельных сортов масла, тыс. руб.

Приложение 3

Динамика появления новых покупателей и отказ работы старых