Содержание
Введение. 3
1. Полустационарная торговая сеть, ее особенности и эффективность. 4
2. Дать оценку проекту «Закона о торговле» в РФ. Внести конкретные предложения по его совершенствованию.. 10
Заключение. 16
Список литературы.. 17
Введение
В процессе коммерциализации российской экономики особую значимость приобретает такая важная форма реализации товаров как, розничная торговля.
Розничная торговля - это завершающая форма продажи товаров конечному потребителю в небольших объемах через магазины, павильоны, лотки, палатки и другие пункты сети розничной торговли. Коммерческая работа по продажи в розничных торговых предприятиях в отличии от оптовых предприятий имеет свои особенности. Розничные торговые предприятия реализуют товары непосредственно населению, то есть физическим лицам, применяя свои, специфические способы и методы розничной продажи, окончательно завершают обращение от изготовителя продукции.
Торговое обслуживание населения предполагает наличие специально устроенных и оборудованных помещений, приспособленных для наилучшего обслуживания покупателей, подбора и формирования торгового ассортимента и возможности его оперативного изменения в соответствии с изменившимся спросом населения, постоянного изучения и учета потребительских запросов покупателей, умения предложить и продать товар каждому конкретному человеку.
Правильная организация коммерческой работы в рамках розничной торговли способствует росту товарооборота, достаточно полному удовлетворению совокупного спроса населения и получению коммерческого успеха.
Целью данной работы является исследование организации производства на предприятиях отрасли
Поставленная цель конкретизируется рядом задач:
1. рассмотреть полустационарную торговую сеть
2. дать оценку проекту закона « О регулировании розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения Российской Федерации»
1. Полустационарная торговая сеть, ее особенности и эффективность
Построение розничной торговой сети осуществляться с учетом многих факторов: климатических, демографических, экономических и социальных. Поэтому торговая сеть включает в себя предприятия, отличающиеся друг от друга характером обслуживания, товарной специализацией, формами собственности и многими другими признаками.
Важнейший признак классификации предприятий розничной торговой сети - организация торгового обслуживания. В зависимости от этого розничная торговая сеть подразделяется на стационарную, полустационарную, передвижную и посылочную.
Стационарная торговая сеть наиболее развитая. Через свои магазины она реализуется до 85 % товаров народного потребления. Размещаются магазины в отдельно стоящих зданиях, на первых этажах жилых или административных зданий. Преимущества стационарной торговой сети очевидны: в ней широкий ассортимент товаров; можно применять прогрессивные формы продажи и дополнительного обслуживания покупателей; есть условия для хранения продуктов и сохранности товароматериальных ценностей; есть возможность готовить товар к продаже, сортировать его и обрабатывать; можно применять механизацию и автоматизацию торгово-технологических процессов; бесспорны и широкие возможности по обеспечению более высокой культуры обслуживания и созданию благоприятных условий труда для работников торговли. К недостаткам стационарной торговой сети относят определенную удаленность ее от обслуживаемого населения[4, c. 188].
Полустационарная торговая сеть включает в себя мелкорозничную - палатки, ларьки, киоски, павильоны.(К ней относят и автоматы, которых у нас чрезвычайно мало.) Эти предприятия имеют, как правило, одно рабочее место и максимально приближены к покупателю. Преимущество полустационарной торговой сети в ее большой подвижности, способности быстро развертываться и перемещаться. Ее организация не требует значительных материальных вложений - строительство и эксплуатация не требуется больших затрат. Удельный вес ее в товарообороте примерно 15%.
Характерная черта нынешнего состояния мелкорозничной сети - ее бурный рост в связи с переходом к рыночным отношениям. Различают замещающую и дополняющую сети полустационарных магазинов. Первый вид вызван перекрыть недостатки стационарной торговой сети, что характерно для новых жилых районов. Второй - для развертывания уличной торговли с целью максимального приближения к покупателям. Как уже отмечалось, в состав полустационарной торговой сети включают автоматы. Эта форма не получила существенного развития в нашей стране, хотя преимущества ее очевидны. Преимущества торговли через автоматы - значительное ускорение процесса продажи товаров, сокращение расходов по содержанию обслуживающего персонала, неограниченное время работы. Недостатки полустационарной сети следующие: узость ассортимента, трудности хранения товаров и контроля за соблюдением правил торговли, отсутствие удобств в работе продавцов, трудоемкость торгово-технологического процесса. Передвижная торговая сеть предназначена для организации торговли в тех местах, где отсутствуют нет магазинов, палаток, ларьков. Она подразделяется на развозную и разносную. Развозная торговля организуется через автомагазины, автофургоны, вагоны-магазины, судомагазины. Радиус обслуживания - до десятков, а вагонов-магазинов - до сотен километров. Преимущественное развитие автомагазины получили особенно в потребительской кооперации. Разносная торговля применяется для обслуживания в местах отдыха, на железнодорожных платформах, стадионах, в поездах, самолетах гражданской авиации, распространена при продаже цветов, газет, книг, мороженого и некоторых других товаров. Посылочная торговля может осуществляться как специализированными базами, так и отдельными предприятиями розничной торговли - универмагами, книжными магазинами.
Мелкорозничная торговая сеть – это лотки, павильоны, киоски. Располагается в помещениях легкого некапитального типа. Доступа вовнутрь палатки или киоска покупатель не имеет. Киоск имеет только торговую часть.
Через мелкорозничную сеть производится продажа продовольственных и непродовольственных товаров (кроме товаров технически сложного ассортимента и товаров, требующих определенных условий - примерки и т.д.), продукции массового питания (хлебобулочные, кондитерские и кулинарные изделия, полуфабрикаты, бутерброды и др.).
Запрещается продажа через мелкорозничную сеть скоропортящихся продуктов при отсутствии средств охлаждения.
Часы торговли мелкорозничной сети муниципальной собственности устанавливаются местными органами исполнительной власти в зависимости от размещения и товарной специализации предприятий, с учетом необходимости обслуживания населения в утренние и вечерние часы, когда закрыты магазины.
Часы торговли мелкорозничной сети иных форм собственности определяются собственником.
К мелкорозничной торговой сети относятся[3. c, 190]:
1. полустационарная мелкорозничная сеть (палатки, киоски, павильоны, торговые автоматы);
2. передвижные средства развозной и разносной торговли (тележки, автолавки, фургоны, лотки, корзины и др.).
Каждое предприятие мелкорозничной полустационарной торговли открывается с разрешения органа исполнительной власти и в отведенном им месте. На право торговой деятельности предприятие приобретает лицензию, если такой порядок установлен на данной территории.
Физические лица, реализующие товары через полустационарную мелкорозничную сеть, должны быть зарегистрированы как граждане - предприниматели и иметь лицензию на право торговой деятельности.
Через мелкорозничную полустационарную сеть производится продажа продовольственных и непродовольственных товаров (кроме товаров технически сложного ассортимента и товаров, требующих определенных условий - примерки и т.д.), продукции массового питания (хлебобулочные, кондитерские и кулинарные изделия, полуфабрикаты, бутерброды и др.).
Запрещается продажа через полустационарную мелкорозничную сеть скоропортящихся продуктов при отсутствии средств охлаждения.
Часы торговли полустационарной мелкорозничной сети муниципальной собственности устанавливаются местными органами исполнительной власти в зависимости от размещения и товарной специализации предприятий, с учетом необходимости обслуживания населения в утренние и вечерние часы, когда закрыты магазины.
Часы торговли полустационарной мелкорозничной сети иных форм собственности определяются собственником.
Предприятия полустационарной мелкорозничной сети (палатки, киоски) должны иметь вывеску (или трафарет), в которой указывается его наименование (если оно имеется), профиль, режим работы, организационно-правовая форма (принадлежность), юридический адрес.
На автолавках, автоприцепах, цистернах, тележках, лотках должна быть четкая надпись, указывающая на их принадлежность.
Требования к помещению и оборудованию
Каждое мелкорозничное полустационарное предприятие должно иметь соответствующий инвентарь и оборудование, а торгующее скоропортящимися товарами - средства охлаждения. Применяемые средства измерений должны быть исправны и проходить поверку в установленном порядке в органах Государственной метрологической службы.
В палатках и киосках, торгующих продовольственными товарами, прилавки должны быть покрыты линолеумом, клеенкой, пластиком или другими водонепроницаемыми материалами.
Лотки должны быть обеспечены складными подставками. Ставить лотки непосредственно на мостовую, землю или тротуар запрещается.
Порядок продажи товаров
На все продаваемые в мелкорозничной полустационарной сети товары должны быть документы, указывающие их источник поступления, а также сертификаты (или документы их заменяющие) качества.
Образцы всех находящихся в продаже продовольственных и непродовольственных товаров должны быть снабжены ярлыками цен с указанием наименования товара, сорта и цены.
Запрещается мелкорозничная полустационарная торговля пищевыми продуктами с применением посуды одноразового использования при отсутствии емкостей для ее сбора.
Запрещается прием и продажа товаров, поступивших без сопроводительных документов.
Торговля вразвал разрешается бахчевыми, овощами, картофелем.
Продажа товаров, облагаемых акцизами, может осуществляться только при наличии выданной в установленном порядке лицензии на право торговли ими.
Приемка, хранение и продажа товаров в мелкорозничной полустационарной сети производится с соблюдением действующих правил продажи отдельных видов товаров, с которыми работники мелкорозничной сети должны быть ознакомлены.
При обслуживании покупателей работники мелкорозничной полустационарной сети обязаны выполнять требования Примерных правил работы предприятий розничной торговли и Основных правил производства и реализации общественного питания населения[7, c. 165].
Денежные расчеты с населением в предприятиях полустационарной мелкорозничной сети должны осуществляться с обязательным применением контрольно-кассовых машин, за исключением случаев, предусмотренных «Перечнем отдельных категорий предприятий, организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин», утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 г. N 745.
Предприятие полустационарной мелкорозничной сети, осуществляющее расчеты с применением контрольно-кассовых машин, обязано выдавать покупателю вместе с покупкой отпечатанный машиной чек в соответствии с Законом Российской Федерации «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением». Контрольно-кассовые машины должны быть зарегистрированы в налоговых органах по месту нахождения предприятия в установленном порядке.
Санитарные требования
Работники мелкорозничной полустационарной торговой сети обязаны:
- содержать мелкорозничное предприятие, торговое оборудование, инвентарь в чистоте;
- предохранять товары от пыли, загрязнения, а продовольственные товары должны прикрываться от мух полиэтиленовой пленкой, марлей или другой белой тканью;
- строго соблюдать правила личной гигиены.
Во всех палатках, киосках и другой мелкорозничной полустационарной сети, торгующей продовольственными товарами, должны находиться санитарные журналы, выдаваемые органами санитарного надзора.
Работники мелкорозничных торговых предприятий, торгующих продовольственными товарами, должны иметь допуск к работе органов санитарного надзора.
Запрещается допуск в палатки, киоски, авторазвозки посторонних лиц, за исключением работников, имеющих на это право по роду своей службы.
2. Дать оценку проекту «Закона о торговле» в РФ. Внести конкретные предложения по его совершенствованию
1 декабря в Торгово-промышленной палате ТПП РФ состоялось заседание Комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка.
На заседании было отмечено, что отсутствие четко выраженной и закрепленной в законодательном акте федерального уровня позиции государства, определяющей пределы своего вмешательства в хозяйственную деятельность участников рынка, порождает многочисленные проблемы правоприменения. Между тем, вмешательство государства в экономику (регулирование) является нормой хозяйственной практики любой развитой страны мира. Роль государства состоит в том, чтобы с учетом социально-экономических условий определить необходимую степень своего вмешательства, закрепить пределы этого вмешательства в законах и обеспечить их выполнение.
При разработке законопроекта учитывались отработанные регионами механизмы государственного регулирования в области розничной торговли и общественного питания и использован зарубежный опыт.
Федеральный закон «О регулировании розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения в Российской Федерации» определяет основы регулирования розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения в Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области регулирования розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения[6, c. 177].
Законодательство о регулировании розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, законодательства о техническом регулировании, законодательства о защите прав потребителей, законодательства об общественных объединениях, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Основными целями законопроекта являются[1]:
- четкое разграничение полномочий органов власти федерального, регионального и местного уровня в рамках проведения в стране административной реформы, в том числе ее второго этапа – реформы на уровне субъектов Российской Федерации;
- создание современного механизма торговой политики, вывода экономики из «тени»;
- создание равных конкурентных условий и развитие конкуренции;
- восполнение существующих пробелов нормативного регулирования в сфере розничной торговли, общественного питания.
В соответствии с Законом основными принципами регулирования розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения в Российской Федерации являются:
1) обоснованность и объективность применения мер регулирования розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения в Российской Федерации, гармонизация механизмов регулирования с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации;
2) исключение неоправданного вмешательства государства в регулирование розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения в Российской Федерации;
3) защита рынка товаров и услуг потребительского назначения в Российской Федерации от некачественных и фальсифицированных товаров;
4) защита прав и законных интересов граждан, в том числе путем реализации мер социальной помощи малообеспеченным и другим льготным категориям населения.
5) обеспечение свободного перемещения товаров и услуг потребительского назначения на территории Российской Федерации.
В соответствии с принятым законом в ведении Российской Федерации в области регулирования розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения находятся:
1) государственное прогнозирование и формирование государственной политики развития розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения в Российской Федерации, обеспечение продовольственной безопасности государства;
2) формирование и реализация федеральных и межрегиональных целевых программ развития розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;
3) установление порядка государственного регулирования цен на отдельные виды товаров и отдельные виды услуг;
4) установление общих принципов организации и проведения государственного контроля и надзора в сфере розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;
5) организация и проведение государственного контроля и надзора за соблюдением федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих розничную торговлю, общественное питание и бытовое обслуживание населения;
6) установление правил продажи отдельных видов товаров, требующих особых условий хранения и реализации, правил оказания услуг общественного питания, правил бытового обслуживания населения;
7) установление обязательных требований к безопасности товаров; 8) установление единых правовых основ лицензирования реализации отдельных видов товаров и оказания отдельных видов услуг, сертификации и иных механизмов регулирования розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;
9) формирование федеральных государственных информационных ресурсов, содержащих информацию о рынке товаров и услуг потребительского назначения, и установления перечня документированной информации, предоставляемой в обязательном порядке для формирования государственных информационных ресурсов;
10) разработка предложений по совершенствованию механизма международного сотрудничества, заключение межправительственных договоров и соглашений;
11) осуществление статистического и информационно-аналитического наблюдения за состоянием розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;
12) осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением требований нормативных правовых актов Российской федерации, специально уполномоченными федеральными органами.
В соответствии с Законом в целях создания условий для обеспечения жителей поселения услугами розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения органы местного самоуправления реализуют следующие полномочия[1]:
1) организация обслуживания отдельных категорий граждан, пользующихся социальной поддержкой;
2) установление с учетом местных условий перечня социально значимых видов товаров и перечня социально значимых видов услуг, обязательных к реализации (оказанию) в объектах соответствующей специализации;
3) установление правил работы рынков, порядка размещения и правил работы стационарных некапитальных и нестационарных (передвижных) объектов, разносчиков в соответствии с настоящим Федеральным законом и с учетом местных условий;
4) определение перечней товаров, запрещенных к реализации на рынках и объектах рыночного типа в соответствии с настоящим Федеральным законом и с учетом местных условий;
5) установление правил работы кладбищ в соответствии с настоящим Федеральным законом и с учетом местных условий;
6) проведение контроля за соблюдением нормативных правовых актов в сфере розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения в пределах представленных им полномочий;
7) организация изучения и прогнозирования спроса на товары и услуги потребительского назначения, информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка товаров и услуг потребительского назначения на территории муниципального образования;
8) определение единой концепции и требований к праздничному оформлению предприятий потребительского рынка к государственным датам и особенностей размещения средств наружной рекламы и информации, с учетом местных условий;
9) формирование товарных запасов на случай возникновения чрезвычайных ситуаций.
Представленный законопроект не решает все проблемы потребительского рынка и надо работать над ним и дальше.
В таблице 1 кратко выделены основные проблемы современной торговли и пути их разрешения.
Таблица 1
Основные проблемы современной торговли и пути их разрешения
Проблемы |
Пути и их решения |
1. Низкий уровень культуры рыночных отношений |
Создание цивилизованных предприятий обеспечивающих эффективную розничную торговлю, хранение и продвижение товары с минимальными затратами |
2. Недостаточное законодательно-правовое и нормативное обеспечение |
Совершенствование нормативно-правовых основ функционирования розничной торговли |
3. Незначительный уровень развития инфраструктуры розничной торговли |
Развитие структурных организационных форм управления функционирования инфраструктуры |
Направления совершенствования действующего законодательства:
1. Развитие розничной торговли нуждается в создании специальных служб по изучению и прогнозированию потребительского спроса, формированию оптимального ассортимента товаров, анализу и определению прогрессивных форм и методов розничной торговли на уровне региона, края, области, района при неукоснительной поддержке государственных и муниципальных органов власти в целях контроля за ходом розничной торговли, разработки новых видов изделий и товаров.
2. разработка основ торговой политики с учетом уровня развития конкуренции в отрасли;
3. поддержка и зашита российских товаропроизводителей;
4. создание условий для стабильного функционирования рынка и для продвижения российских товаров и услуг на внутренние и внешние рынки;
5. информационно-аналитическое обеспечение торговой деятельности.
Заключение
В ходе выполнения работы была достигнута ее основная цель и решены все задачи, поставленные во введении. В заключении сделаем несколько общих выводов по работе.
Построение розничной торговой сети осуществляться с учетом многих факторов: климатических, демографических, экономических и социальных. Поэтому торговая сеть включает в себя предприятия, отличающиеся друг от друга характером обслуживания, товарной специализацией, формами собственности и многими другими признаками.
Полустационарная торговая сеть включает в себя мелкорозничную - палатки, ларьки, киоски, павильоны.(К ней относят и автоматы, которых у нас чрезвычайно мало.)
Характерная черта нынешнего состояния мелкорозничной сети - ее бурный рост в связи с переходом к рыночным отношениям. Различают замещающую и дополняющую сети полустационарных магазинов.
Мелкорозничная торговая сеть – это лотки, павильоны, киоски. Располагается в помещениях легкого некапитального типа. Доступа вовнутрь палатки или киоска покупатель не имеет. Киоск имеет только торговую часть.
Федеральный закон «О регулировании розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения в Российской Федерации» определяет основы регулирования розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения в Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области регулирования розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения
Список литературы
1. Федеральный Закон «О регулировании розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения Российской Федерации»
2. Вебер М. Коммерческое товароведение: расчеты от А до Я. – М.: Приор, 2003. – 345 с.
3. Дашков В.А., Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учеб. – 4 изд., переаб., доп. – М.: Маркетинг, 2002. – 400 с
4. Дашков В.А., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговой организации: Учеб. – 3 изд., перераб., доп. – М.: Маркетинг, 2003. – 596 с.
5. Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учеб. – М.: ИВЦ Маркетинг, 2002. – 320 с.
6. Панкратов С.А., Серегина С.М. Коммерческая деятельность. – М.: Инфра- М, 2003. – 678 с.
7. Синоцкий Б.И. Основы коммерческой деятельности. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 456 с.
8. Торговое дело: Экономика, маркетинг, организация: Учеб./ Под ред. Т.Т. Данько и Л.А.Брагина – 2 изд., переаб., доп. – М.: Инфра- М, 2004. – 560 с.
9. Щур Д.Л. и др. Основы коммерции. Оптовая коммерция. – М.: Приор, 2004. – 278 с.