Содержание
1. Понятие и сфера действия предпринимательского права. 3
2. Договор купли-продажи. 6
3. Государственное регулирование предпринимательской деятельности. 11
Задача. 15
Список литературы.. 17
1. Понятие и сфера действия предпринимательского права
Становление и развитие теорий хозяйственного (равно как и предпринимательского) права — это, прежде всего, своеобразная реакция ученых на объективные потребности общества, когда традиционные отрасли права (административное, гражданское и др.) не справляются в полной мере с поставленными перед ним задачами по комплексному правовому регулированию экономических отношений.
Развитие правового регулирования экономик с неизбежностью должно привести к созданию единого предпринимательского законодательства, всесторонне и в органическом единстве регулирующего складывающиеся в хозяйственной системе отношения. Попытки регламентировать предпринимательскую деятельность в гражданском законодательстве создают иллюзию отсутствия необходимости ее государственного регулирования, которое в действительности все равно осуществляется, но это делается без адекватной нормативной базы, что приводит к нарушениям прав и интересов хозяйствующих субъектов.
Предпринимательское право является комплексным (вторичным) образованием, гармонично сочетающим публично-правовые и частноправовые начала. Оно динамично развивается в условиях становления рыночной экономики в России. Сейчас наблюдается процесс формирования предпринимательского права как самостоятельной отрасли. Это происходит на уровне предмета регулирования соответствующих отношений, а также методов и правовых принципов.[1]
Становление законодательства, стимулирующего предпринимательскую деятельность и развитие отечественной промышленности, должно происходить по схеме: кодифицированный акт — федеральный закон — региональный закон. В настоящее время роль основного кодифицированного акта в частноправовой схеме выполняет ГК РФ. Однако в обозримом будущем представляется целесообразным издание Предпринимательского кодекса РФ (или Кодекса предпринимательства), который призван комплексно регулировать отношения, возникающие в сфере предпринимательской деятельности. В Предпринимательском кодексе должны получить закрепление публично- и частноправовые начала регулирования отношений в области предпринимательства. Действующий Гражданский кодекс односторонне регулирует предпринимательские отношения, и за его пределами остаются многие вопросы, связанные с предпринимательской деятельностью.
Предметом предпринимательского права является нормативно определенная комплексная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм и институтов, регулирующих общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности.
Каждая отрасль и подотрасль права, как правило, имеет системообразующий правовой акт (кодекс), вокруг которого формируется вся система данной отрасли и подотрасли права. В ходе развития рыночного законодательства системообразующие правовые акты предпринимательского права были поглощены различными отраслями права, что затруднило формирование данной отрасли права как системы правовых норм, регулирующих деятельность.
Предпринимательское право основывается на теории хозяйственного права, но не тождественно ему. В РСФСР концепция хозяйственного права связывалась с правовым оформлением принципов демократического централизма и планово-централизованной системы управления экономикой, изменившей свое значение при переходе к рыночной организации хозяйства.
Конституция РФ 1993 г. закрепила право свободы предпринимательской и экономической деятельности для каждого гражданина России. Она гарантировала каждому гражданину страны «право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности».
С введением в действие в
Наряду с этим предпринимательскую деятельность регулируют:
- нормы административного права. К примеру, Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. (в ред. 22.08.2004) предусматривает различные формы государственного регулирования малого бизнеса;
- нормы финансового и налогового, трудового, земельного, уголовного и большинства других отраслей законодательства.
Следовательно, речь идет о комплексном правовом регулировании устойчивой группы общественных отношений, которую точнее следовало бы именовать законодательством о предпринимательстве и предпринимательской деятельности. В отечественной науке неоднократно предлагалась урегулировать круг данных правоотношений принятием Предпринимательского кодекса, однако на законодательном уровне подобное решение принято не было.
Современное российское законодательство о предпринимательстве достаточно унифицировано для использования международных учений о предпринимательстве в российском правопорядке с учетом его национальных особенностей как традиционной части европейского континентального права.
Предпринимательское право не следует смешивать с торговым (коммерческим) правом, ибо последнее всегда развивалось как часть (подотрасль) частного права, а в законодательной сфере торговые кодексы (в тех государствах, где они имеются, например, в Германии и во Франции) всегда рассматривалась как специальные законы по отношению к гражданским кодексам. Правовые нормы финансового, налогового и других отраслей права традиционно не входят в содержание торгового права.
2. Договор купли-продажи
Договором купли-продажи называется договор, по которому одна сторона (продавец) обязуется передать имущество в собственность другой стороне (покупателю), которая обязуется уплатить за него определенную денежную сумму.[2]
Купля-продажа – один из важнейших институтов гражданского права. Известная нам история правового регулирования этого договора насчитывает почти четыре тысячи лет. В процессе многовекового развития правовых систем происходил своеобразный естественный отбор норм о купле-продаже. Случайные, неудачные положения со временем отсеивались, уступая место более обоснованным и качественным, повышался уровень юридической техники. Правовые нормы, первоначально регулировавшие только куплю-продажу, постепенно приобрели характер общих, исходных положений для других гражданско-правовых сделок. Благодаря этому институт купли-продажи оказал огромное влияние на формирование договорного права всех правовых систем: в историческом аспекте из него вырастал практически вся общая часть обязательственного права. В свою очередь, общие положения договорного права почти целиком распространили свое действие на отношения по купле-продаже.
Сегодня купля-продажа – это самый распространенный договор гражданского оборота. Перемещение материальных благ в товарной форме, оставляющее основу любого обязательства, в договоре купли-продажи выступает в наиболее чистом виде, является его непосредственным содержанием. Особое значение этого института в современном праве не только ведут к возникновению новых правовых форм, но также проявляются в развитии таких традиционных институтов, как купля-продажа. Возмездная уступка патентных прав, передача ценных бумаг, отчуждение воздушных судов и космических аппаратов – все эти действия облекаются в форму купли-продажи.
Договор купли-продажи играет ведущую роль в опосредовании международных экономических отношений, в сфере внешней торговли. Его регулированию служит множество международных конвенций и соглашений, среди которых главное место занимает Конвенция ООН 1980 г. о договорах международной купли-продажи товаров.
Основу российского законодательства о купле-продаже составляет глава 30 ГК. Ее отличает достаточно высокий уровень юридической техники, удачное сочетание традиционных положений и новых норм, отсутствовавших в прежнем ГК. Правовое регулирование договора стало более полным и детальным, в результате чего резко уменьшилась необходимость в многочисленных подзаконных актах.
В рамках общего понятия купли-продажи законодатель выделят ее отдельные разновидности, регулируемые параграфами 2-8 главы 30 Г: розничную куплю-продажу, поставку, поставку товаров для государственных нужд, контрактацию, энергоснабжение, продажу недвижимости и продажу предприятия. Наряду с ними ГК упоминает и о других видах договоров (продаже ценных бумаг и валютных ценностей, продаже имущественных прав), основная роль в регулировании которых принадлежит на ГК, а специальным законам и подзаконным актам.
Договор купли-продажи всегда является консенсуальным, поскольку считается заключенным с момента, когда стороны достигли соглашения по всему сущ5есвтенным условиям. Подчас заключение и исполнение договора (то есть передача товара) могут совпадать во времени. Но это не колеблет общего правила, поскольку закон не считает передачу товара обязательным условием заключения договора. Купля-продажа возмездна: основанием исполнения обязательства по передаче товара является получение встречного удовлетворения в виде покупной цены, и наоборот. Однако возмездность обязательства не равнозначна его эквивалентности. Рыночная экономика обеспечивает эквивалентность товарного обращения лишь на макроуровне, что не исключает неравенства встречных представлений по отдельным сделкам. Наличие субъективных прав и обязанностей у обеих сторон договора купли-продажи позволяет характеризовать его как взаимный (синаллагматический).
Договор купли-продажи порождает обязательно по возмездному отчуждению имущества за покупную цену в виде денежной суммы, что позволяет отграничивать его от других договоров гражданского права.
Таким образом, основными отличительными признаками обязательства из договора купли-продажи являются: возмездность, бесповоротная смена собственника имущества (иного правообладателя) и обусловленная этим уплата покупной цены в виде денежной суммы.
В российской цивилистике к элементам договора традиционно относят его стороны, предмет, цену (в возмездных договорах), срок, форму и содержание, то есть права и обязанности сторон. Содержание договора будет рассмотрено в отдельной главе данной работы.
Сторонами договора купли-продажи – продавцом и покупателем – могут выступать любые субъекты гражданского права: граждане, юридические лица или государство. Однако возможность их участия в отдельных видах купли-продажи может быть ограничено как природой самого договора, так и особенностями правового положения субъекта (объемом правоспособности, характером вещных прав на имущество и т.д.).
Государство, обладающее целевой правоспособностью, не может выступать стороной договоров купли-продажи, ориентированных на участие предпринимателей или граждан-потребителей (например, договора розничной купли-продажи, поставки, контрактации, энергоснабжения).
Возможность заключения договоров купли-продажи гражданами определяется объемом их правоспособности и дееспособности. Участие в отдельных видах купли-продажи, предусмотренных ГК, обусловлено наличием у гражданина статуса предпринимателя.
Для юридических лиц основные ограничения на участие в договорах купли-продажи связаны с характером принадлежащих им вещных прав на имущество и объемом правоспособности.
По общему правилу, продавцом в договоре купли-продажи может выступать только лицо, обладающее правом собственности (хозяйственного ведения или оперативного управления) на имущество.
Предметом договора купли-продажи, то есть товаром, по общему правилу, может выступать любое имущество, не изъятое из гражданского оборота.
Вещи являются наиболее распространенным, традиционным объектом купли-продажи, на который ориентировано правовое регулирование этого института. Товаром могут быть любые вещи: движимые и недвижимые, определенные родовыми либо индивидуальными признаками, потребляемые и не потребляемые, делимые и неделимые (в том числе сложные). Единственным исключением из перечня возможных товаров являются деньги (кроме иностранной валюты), что обусловлено природой договора купли-продажи.
Цена договора купли-продажи является его существенным условием лишь в случаях, прямо предусмотренных законом, например, при продаже товара в рассрочку или продаже недвижимости, в том числе предприятия. В других договорах купли-продажи условие о цене может и отсутствовать, что не подрывает действие сделки. Здесь применяется правило п.3 ст. 424 ГК: при отсутствии в договоре соответствующего условия товар должен быть оплачен по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.[3]
Цена в договоре купли-продажи, как правило, согласуется самими сторонами, то есть является свободной (договорной). При этом порядок определения цены может быть различным. Она может устанавливаться непосредственно, то есть путем указания на определенную денежную сумму, уплачиваемую за одну единицу товара либо за весь продаваемый товар. Также возможно и фиксирование цен путем указания ан порядок их определения (с использованием дополнительных критериев) без указания конкретной величины. Последний способ чаще всего применяется в хозяйственной практике предпринимателей.
Свобода определения цены сторонами договора купли-продажи не является абсолютной и в ряде случаев прямо ограничена законом. Так, в публичных договорах розничной купли-продажи цена продаваемых товаров, по общему правилу, устанавливается одинаковой для всех потребителей. В договорах присоединения свобода определения цены трансформируется в возможность согласиться с предложенной контрагентом ценой либо вообще отказаться от заключения договора.
Срок договора купли-продажи, по общему правилу, не является его существенным условием. Однако для договоров постави и или продажи твоаров в кредит с рассрочкой платежа срок исполнения соответствующих обязательств приобретает особое значения. Поэтому ГК относит его к числу существенных условий этих договоров.
От договоров купли-продажи с указанием сроков исполнения следует отличать договоры на срок, то есть с условием их исполнения к строго определенному сроку. Такими договорами признаются сделки, из содержания которых ясно вытекает, что при нарушении срока исполнения покупатель утрачивает интерес к договору.[4]
Форма договора купли-продажи определяется его предметом, субъектным составом и ценой. Все договоры продажи недвижимости (в том числе предприятия) должны под угрозой недействительности заключаться в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (ст. 550, 560 ГК), и подлежат обязательной государственной регистрации. Письменная форма обязательна также и для договоров внешнеторговой купли-продажи (п.3 ст. 162 ГК).
В отношении формы договоров купли-продажи движимых вещей применяются общие правила ст. 159-161 ГК: письменная форма требуется лишь для договоров с участием юридических лиц, а также для договоров между гражданами, если их цена в 10 раз и более превышает минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Однако письменная форма не обязательна, если такие сделки исполняются в момент совершения (большинство договоров розничной купли-продажи).
Порядок заключения договора купли-продажи регулируется общими нормами главы 28 ГК.
3. Государственное регулирование предпринимательской деятельности
В современных условиях происходит усиление государственного регулирования и содействия развитию предпринимательства, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.
Целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод. Правительство каждой страны, безусловно, имеет свои собственные цели на каждом конкретном этапе и добивается их решения доступными ему методами и средствами применительно к складывающейся экономической ситуации в своей стране и в мировом хозяйстве. Поэтому цели и задачи государственного регулирования подвержены изменениям, между тем, как механизм регулирования достаточно хорошо отработан, хотя и имеет особенности в каждой отдельно взятой стране.
В обобщенном виде в задачи государственного регулирования входят:
- разработка, принятие и контроль законодательства, обеспечивающим правовую основу и защиту интересов предпринимателей;
- повышение эффективности государственного регулирования и снижение соответствующих издержек;
- ослабление прямых форм вмешательства и бюрократического контроля деятельности предприятий;
- создание условий для свободной и добросовестной конкуренции на рынке, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках, контроль за соблюдением правил конкуренции;
- обеспечение товарно-денежного и бюджетного равновесия посредством финансовой, налоговой, процентной политики и управления денежной эмиссией;
- сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики: структурно-инвестиционной политики и научно-технической политики;
- содействие долговременному росту накопления капиталов и стабильному развитию, сдерживание инфляции экономическим путем, снятие ограничений административного регулирования хозяйственной сферы деятельности;
- обеспечение свободного передвижения рабочей силы и соблюдения норм трудового законодательства и регулирования частного найма и порядка оплаты труда;
- поддержание социального равновесия и приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов.[5]
Характеризуя государственное регулирование экономики в современных условиях, прежде всего, необходимо отметить, что центр тяжести в этом регулировании переместился к активному участию государства в организационно-хозяйственном регулировании производства. Его основными задачами являются:
- осуществление структурной перестройки производства, что предполагает создание новых отраслей, ориентированных на экспорт, модернизацию традиционных отраслей и приспособление их продукции к требованиям мирового рынка, переориентацию отдельных видов производств на мировые рынки в рамках международной специализации;
- повышение конкурентоспособности продукции экспортных отраслей и отдельных видов производств;
- поиск и использование возможностей долгосрочного обеспечения производства гарантированными источниками поступления сырья, топлива, полуфабрикатов;
- укрепление положения в приоритетных и наиболее прогрессивных отраслях экономики, ориентация их на обслуживание экспортного производства; - пересмотр форм связей между краткосрочными и долгосрочными мерами правительственной политики, традиционное воздействие на конъюнктуру, основанное на регулировании спроса, которое все теснее переплетается с мерами государственного регулирования внешнеэкономических связей;
- использование мер воздействия на процесс концентрации в ведущих отраслях экономики, в том числе специализированных на экспорт, осуществление мероприятий, направленных на укрепление организационной структуры крупных фирм, развитие новых форм связей между ними.
Регулирование все более направлено на повышение эффективности производства. Акцент в нем переносится с регулирования спроса на регулирование предложения. Существенные изменения произошли и в механизме регулирования. Важнейшей формой государственного регулирования предпринимательской деятельности стало включение в программы долгосрочного развития экономики основных направлений структурной перестройки промышленности с ориентацией на экспортную специализацию.
Большое значение в 80-е годы приобрели целевые программы отраслевого регулирования производства. Они отличаются тем, что финансовые ресурсы государства и ресурсы частных компаний направляются на развитие новых приоритетных отраслей экономики, а также на решение проблем энергетики, реорганизацию и модернизацию традиционных отраслей.
Проблемы структурной политики стали на современном этапе ведущими направлениями экономической политики, в которой акцент делается на целевые инвестиционные программы, объединяющие частный и государственный капитал, для решения глобальных проблем наилучшего приспособления предпринимательства к условиям развития мирового хозяйства.
Государственная политика регулирования экономики направлена на всестороннее обслуживание потребностей предпринимателей и, в частности, по административному надзору и нормативному регулированию производства. Сейчас нормативное регулирование распространилось на новые области, такие как: безопасность продукции (продовольственных и фармацевтических товаров), разработка и внедрение унифицированных национальных стандартов качества (в том числе и стандартов безопасности продукции). С целью сдерживания производства и расточительного потребления применяются меры прямого и косвенного регулирования: нормативные стандарты качества продукции, налоговое дестимулирование инвестиций, косвенные налоги на потребителей.
Важным направлением государственного регулирования является патентная политика государства. Она сводится к ограничению срока жизни патента и осуществлению принудительного лицензирования новых патентов за относительно умеренную лицензионную плату.
Важным инструментом финансового регулирования предпринимательской деятельности является предоставление прямых кредитов и субсидий, в первую очередь на обновление и совершенствование производственного аппарата компаний за счет государственных средств. Эти средства применяются тогда, когда частный бизнес не в состоянии самостоятельно вывести то или иное звено национального производства из полосы затруднений. Все большее значение приобретают программы льготного кредитования и субсидирования определенных отраслей, гарантирования займов, меры по поддержанию или сдерживанию роста отраслевых цен в сочетании с протекционистской импортной политикой и другими средствами стабилизации рынка. Регулирование процентных ставок по депозитам и ссудам на рыночной основе предполагает, что частному бизнесу обеспечивается большая свобода выбора условий и способов финансирования.
Одна из важнейших функций государственного регулирования - разработка общих принципов и осуществление внешнеэкономической политики страны.
Задача
Гражданин Викторов обратился в юридическую консультацию с просьбой разъяснить следующую ситуацию: «У нас небольшое акционерное общество. Дела идут плохо. Сложилась конфликтная ситуация. Я решил продать свои акции и нашел покупателя. Но руководство общества возражает против переоформления акций на другого человека».
Дайте правовую оценку ситуации.
Решение:
В данной ситуации необходимо понять открытое или закрытое это общество.
Согласно статье 97 ГК РФ акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом. Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами.
Также в статье 7 Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ (ред. от 29.12.2004) сказано, что в открытом обществе не допускается установление преимущественного права общества или его акционеров на приобретение акций, отчуждаемых акционерами этого общества.
Другой случай, если это закрытое общество.
Согласно статье 7 ФЗ «Об акционерных обществах» общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц, признается закрытым обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.
Акционер общества, намеренный продать свои акции третьему лицу, обязан письменно известить об этом остальных акционеров общества и само общество с указанием цены и других условий продажи акций.
Извещение акционеров общества осуществляется через общество. Если иное не предусмотрено уставом общества, извещение акционеров общества осуществляется за счет акционера, намеренного продать свои акции.
Акционеры закрытого акционерного общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества.[6]
Таким образом, претензии против продажи акций правомерны, если это закрытое общество и неправомерны, если открытое.
Список литературы
1. Конституция российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с изм. от 14.10.2005). – Справочная система гарант.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (ред. от 21.07.2005). – Справочная система Гарант.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 26 января 1996 года N 14-ФЗ (ред. от 18.07.2005). – Справочная система Гарант.
4. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ (ред. от 29.12.2004). – Справочная система Гарант.
5. Братко А.Г. Предпринимательское право (теория и практика). М.: Юристъ, 2005.
6. Братусь С.Н. Гражданское право России. - М.: Юристъ, 2003.
7. Братусь С.Н. Иоффе О.С. Гражданское право. - М.: Юристъ, 2002.
8. Гражданское право. Учебник. Часть 1. / Издание третье, переработанное и дополненное. Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: ПРОСПЕКТ, 2002.
9. Игнатов В.С. Предпринимательское право России. - М.: Юристъ, 2004.
10. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ / Под ред. проф. О. Н. Садикова //СПС “Консультант - плюс” 2004.
11. Предпринимательское право право. Учебник. Часть 1. / Издание третье, переработанное и дополненное. Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: ПРОСПЕКТ, 2004.
[1] Игнатов В.С. Предпринимательское право России. - М.: Юристъ, 2004. – с. 17.
[2] Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 26 января 1996 года N 14-ФЗ (ред. от 18.07.2005). – Справочная система Гарант. – ст.454
[3] Братусь С.Н. Иоффе О.С. Гражданское право. - М.: Юристъ, 2002. – с. 245.
[4] Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 26 января 1996 года N 14-ФЗ (ред. от 18.07.2005). – Справочная система Гарант. - п.2 ст. 457
[5] Братко А.Г. Предпринимательское право (теория и практика). М.: Юристъ, 2005. – с. 167.
[6] Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (ред. от 21.07.2005). – Справочная система Гарант. – ст.97.