Содержание

Введение. 3

1. Сравнительный анализ Гражданского кодекса РФ и Единообразного торгового кодекса США.. 4

2. Интеллектуальная собственность в международном частном праве. 8

3. Туризм как специфическая форма международной торговли услугами. 10

4. Международные гостиничные правила. 14

Заключение. 18

Список литературы.. 19

 

Введение

 

Международное торговое право является одним из основных отраслей права, регулирующих экономические взаимоотношения государств. Долгое время данная отрасль не выделялась как самостоятельная отрасль и учебная дисциплина. Однако в последнее время в связи с развитием экономических и торговых отношений различных государств международное торговое право получило признание как самостоятельная отрасль права.

В данной работе рассматриваются только некоторые институты международного торгового права:

-институт интеллектуальной собственности;

-институт предоставления такой возмездной услуги, как туризм и гостеприимство;

-дается сравнительная характеристика Гражданского кодекса РФ и Единообразного торгового кодекса США.

Цель работы – раскрыть сущность вопроса, связанного с международным туризмом и торговым правом

 

1. Сравнительный анализ Гражданского кодекса РФ и Единообразного торгового кодекса США

Этот Кодекс представляет собой проект единообразного закона, который был разработан в США для того, чтобы облегчить принятие соответствующих актов в отдельных штатах, поскольку издание гражданских законов относится в США к компетенции штатов, а не федерации. В приложении к тексту перевода помещена таблица, показывающая, в какой степени проект был использован в различных штатах. Перевод Кодекса (в редакции 1952 года) уже издавался в нашей стране в 1969 году. Новое издание существенно отличается от предыдущего, поскольку перевод выполнен с официального текста (по состоянию на 1990 год), в который были внесены изменения и дополнения. Научное редактирование перевода осуществлено профессором С.Н. Лебедевым. Им же написано обстоятельное введение к тексту перевода. Наличие такого введения помогает читателю лучше понять эволюцию частного права в США и своеобразие этого текста.

Гражданский кодекс РФ определяет источники Международного частного права, указывая, что право, принадлежащее применению к гражданско-правовым отношениям с иностранным элементом, определяется согласно п. 1 ст. 1186 на основании:

-   международных договоров Российской Федерации;

-   Гражданского кодекса Российской Федерации;

-   других федеральных законов Российской Федерации;

-   обычаев, признаваемых в Российской Федерации.

Обычаи международного торгового оборота. Наиболее авторитетная кодификация таких обычаев может быть представлена в виде Международных правил толкования торговых терминов (ИНКОТЕРМС) – (документ торговой палаты в Париже). Условия ИНКОТЕРМС широко применяются в коммерческой практике России.

Применение права международным коммерческим арбитражем предполагает возможность применить сторонами то право, которое стороны сочтут возможность применить.

По требованиям, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, бремя доказывания содержания норм иностранного права может быть возложено судом на стороны. Стороны обязаны представлять тексты норм иностранного права (абз. 3 п. 2 ст. 1191).

Важнейшим элементом контрактов купли-продажи (поставки) и некоторых других является положение о моменте перехода риска случайной гибели или повреждения предмета сделки. В различных юрисдикциях вопрос риска решается по-разному. Например, согласно Единообразному торговому кодексу США или ГК РФ, он переходит к покупателю после поставки товара.

Компании, заключившие договоры о купле или продаже товаров, и опасающиеся, что один из поставщиков может пострадать от проблем 2000 года, могут иметь отдельные средства правовой защиты в соответствии со своей местной версией Единообразного торгового кодекса. В соответствии с разделом 2-609 Единообразного торгового кодекса США любая сторона договора о продаже товаров может письменно потребовать гарантий надлежащего исполнения обязательств в случае, если у этой стороны есть разумные основания для опасений относительно надежности исполнения обязательств другой стороной. «Разумные основания» определяются коммерческими стандартами, а не юридическими. Если опасающаяся сторона не получит необходимых гарантий в течение тридцати дней, то договор расторгается. Если договор расторгается в соответствии с ЕТК США, то у пострадавшей стороны есть три возможности. Она может дожидаться исполнения обязательств прекратившей стороной, она может прибегнуть к средствам защиты прав от нарушения согласно ЕТК США, или, в любом случае, она может приостановить исполнение своих обязательств.

По Единообразному торговому кодексу США (1968 г.) торговые отношения в США регулируются нормами, относящимися как к федеральному праву, так и к праву отдельных штатов.

В своем развитии торговые отношения в США базировались на нормах отдельных штатов, что вносило простоту и сумятицу в торговые отношения, давало повод к разгулу правонарушений в межштатных торговых отношениях еще в 1892 году.

В связи с этим, Национальная конференция уполномоченных приступила к разработке единообразных законов регулирования торговых отношений.

Единообразный торговый кодекс (union commercial code) (1954 г.) был узаконен и рекомендован местным (штатным) законодательством. 20 лет понадобилось для того чтобы этот кодекс с многочисленными оговорками и поправками был принят по всей территории США.

Единообразный торговый кодекс состоит из 10 разделов, содержащих статьи, которые зачастую включают в себя параграфы:

Раздел 1 - Общие положения (свободное толкование определения юридических терминов, используемых в кодексе).

Раздел 2 - Продажа.

Раздел 3 - Торговые бумаги.

Раздел 4 - Банковские депозиты и инкассовые операции.

Раздел 5 - Аккредитивы.

Раздел 6 - Комплексное отчуждение.

Раздел 7 - Складские свидетельства, коносаменты и другие товарораспорядительные документы.

Раздел 8 - Инвестиционные ценные бумаги.

Раздел 9 - Обеспечение сделок.

Раздел 10 - Дата вступления в силу и отмена других законов.

Гражданское законодательство также как и ЕТК США основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации.

Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.

Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (статья 124).

Гражданское законодательство, также как и ЕТК США, регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.

К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.[1]

 

2. Интеллектуальная собственность в международном частном праве

Среди источников прав регулирования интеллектуальной собственности в международном частном праве весьма заметное – и по значимости, и по количеству – место занимают международные правовые акты. Данный факт объясняется тем, что права на результаты интеллектуальной деятельности обладают свойством «территориальной ограниченности», т.е. при отсутствии международных соглашений признаются и охраняются на территории лишь того государства, где они изначально возникли. В то же время указанные права являются предметом интенсивного экономического, научного и культурного обмена между различными странами, что обусловлено самой природой интеллектуальной деятельности.

Действующие на сегодня международно-правовые акты в области интеллектуальной собственности представляют собой обширную, «разветвленную» систему: входящие в нее источники различны по целям, содержанию, а также субъектам их применения. Соответственно классифицировать данные акты также можно по различным основаниям. Традиционной является классификация по характеру правовых норм, содержащихся в них или иных правовых актах.

По данному критерию выделяют: «декларативные»; «регулятивные»; «охранительные» правовые акты[2].

Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 года является самой старой и многосторонней Международной конвенцией и устанавливает более высокий по сравнению с Всемирной конвенцией уровень охраны авторских прав. К середине девятнадцатого столетия стало окончательно ясно, что одним лишь национальным законодательством невозможно обеспечить эффективную охрану в сфере прав авторов. Третья четверть девятнадцатого столетия характеризуется повышенной дипломатической активностью в данном направлении. В частности, к моменту подписания Бернской конвенции в 1886 году, между 15 странами Западной Европы и Америки было заключено 33 двухсторонних соглашений о взаимной охране авторских прав, в этот же период было проведено несколько международных конгрессов по данной тематике. Накопленный опыт был использован при составлении норм Бернского соглашения.

На конференции в Стокгольме в 1967 году был принят Протокол о развивающихся странах, положения которого должны были стать составной частью Бернской конвенции. Протокол предусматривал некоторое снижение уровня охраны авторских прав для присоединяющихся к конвенции развивающихся стран. В материально-правовом отношении новеллы протокола относились к срокам охраны авторского права и к области прав на перевод и радиотрансляцию. Следует отметить что ряд развитых стран - членов Бернской конвенции (16 из 51 одного участника конференции) отказались подписать Стокгольмский текст, считая такое снижения уровня охраны неприемлемым. Возникшие противоречия были частично преодолены в 1971 году на Парижской конференции, где протокол о развивающихся странах был заменен на дополнительный раздел, который в соответствии со ст. 21 конвенции является ее неотъемлемой частью.

В соответствии со статьей 20 конвенции страны-участники оставляют за собой право вступать между собой в специальные соглашения, предоставляющие авторам более широкие права. В этой связи был заключен целый ряд международных соглашений, регулирующих авторские права для специальных видов произведений (фонограмм - Рим 1961 и Женева 1971, передаваемых через спутники несущих программы сигналов - Брюссель 1974 и др.). Такие соглашения, регламентирующие авторские права в сфере компьютерных программ будут рассмотрены в следующем разделе[3].

 

3. Туризм как специфическая форма международной торговли услугами

В настоящее время индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся форм международной торговли услугами. В последние 20 лет среднегодовые темпы роста числа прибытий иностранных туристов в мире составили 5,1%, валютных поступлений - 14%. Согласно данным всемирной туристической организации, в 2004 году в мире было зарегистрировано 576 миллионов прибытий туристов, поступления от международного туризма достигло 372 миллиарда долларов (без учета поступлений от международного транспорта). В целом объемы валютных поступлений от туризма за период с 1950 по 2004 год выросли в 144 раза.

По прогнозам экспертов, бурное развитие международного туризма будет продолжаться и далее. Ожидается, что при сохранении сложившихся темпов роста число международных путешествий к 2008 году достигнет 900 млн. человек, а к 2012 году увеличится и составит порядка 937 млн. человек.

По мнению различных аналитиков, в основе развития международного туризма лежат следующие факторы:

-   Экономический рост и социальный прогресс привели к расширению объема деловых поездок и поездок с познавательными целями.

-   Совершенствования всех видов транспорта удешевило поездки.

-   Увеличение числа наемных рабочих и служащих в развитых странах и повышение их материального и культурного уровня.

-   Интенсификация труда и получение трудящимися более продолжительных отпусков.

-   Развитие межгосударственных связей и культурных обменов между странами привело к расширению межличностных связей между и внутри регионов.

-   Развитие сферы услуг стимулировало развитие сферы перевозок и технологический прогресс в области телекоммуникаций.

-   Ослабление ограничений на вывоз валюты во многих странах и упрощение пограничных формальностей.

Значение туризма в мире постоянно возрастает, что связанно с возросшим влиянием туризма на экономику отдельной страны. В экономике отдельной страны международный туризм выполняет ряд важных функций:

-   Международный туризм - источник валютных поступлений для страны и средство для обеспечения занятости.

-   Международный туризм расширяет вклады в платежный баланс и ВНП страны.

-   Международный туризм способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие сферы туризма.

-   С ростом занятости в сфере туризма растут доходы населения и повышается уровень благосостояния нации[4].

Развитие международного туризма приводит к развитию экономической инфраструктуры страны и мирных процессов. Таким образом, международный туризм следует рассматривать, сообразуясь с экономическими отношениями отдельных стран.

Международный туризм входит в число трех крупнейших отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению, удельный вес которых в мировом экспорте 11% и 8,6% соответственно. В 2003  году суммарный доход стран мира от международного туризма составлял 7% от общего объема мирового экспорта и 3% от мирового экспорта услуг.

Значение туризма как источника валютных поступлений, обеспечения занятости населения, расширения межличностных контактов возрастает.

Международный туризм в мире крайне не равномерен, что объясняется в первую очередь разными уровнями социально-экономического развития отдельных стран и регионов.

Наибольшее развитие международный туризм получил в западноевропейских странах. На долю этого региона приходится свыше 70% мирового туристического рынка и около 60% валютных поступлений. Примерно 20% приходится на Америку, менее 10% - на Азию, Африку и Австралию вместе взятые.

Всемирная организация по туризму в своей классификации выделяет страны, являющиеся преимущественно поставщиками туристов (США, Бельгия, Дания, Германия, Голландия, Новая Зеландия, Швеция, Канада, Англия) и страны являющееся, в основном, принимающими туристов (Австралия, Греция, Кипр, Италия, Испания, Мексика, Турция, Португалия, Франция, Швейцария).

Подобное развитие международных туристических связей повлекло за собой создание многочисленных международных организаций, содействующих улучшению работы этой сферы мировой торговли. В их число входят: специализированные учреждения системы Организации Объединенных Наций (ООН), организации, где вопросы развития международного туризма обсуждаются эпизодически и не являются главными в сфере деятельности; неправительственные специализированные, международные коммерческие, национальные и региональные организации по туризму.

К числу организаций ООН, занимающихся вопросами развития международного туризма эпизодически, относятся Конференция ООН по туризму и путешествиям, экономический и социальный Совет (ЭКОСОС). Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международная организация труда (МОТ), Международная ассоциация транспортной авиации (ИАТА).

Под туристической индустрией понимается совокупность производственных, транспортных и торговых предприятий, производящих и реализующих туристические услуги и товары туристического спроса.

С развитием массового организованного туризма и переходом его на новую основу, опирающуюся на развитую туристическую индустрию и современные средства транспорта, произошли некоторые изменения в формах организации международного туризма.

Во-первых, существенно возросло число розничных фирм, предлагающие туристические услуги турагентов и лишенных зачастую юридической и хозяйственной независимости.

Во-вторых, изменился характер деятельности туристических оптовых фирм, которые превратились в туроператоров, предлагающих полный комплекс услуг в виде инклюзив - туров.

В-третьих, появились крупные корпорации, основанные на капитале транспортных, торговых, страховых компаний и банков, осуществляющие операции по представлению туристических услуг клиентам.

Все вышеназванные категории фирм отличаются друг от друга по функциям и характеру деятельности.

Реализация отдельных видов услуг осуществляется по ценам, устанавливаемым их производителями, а за оказание разрозненных услуг турагенства могут устанавливать определенные наценки к розничным ценам производителя. Большинство турагенств находится в сфере влияния крупных туристических оптовых фирм, авиационных компаний, гостиничных корпораций и торговых фирм[5].

4. Международные гостиничные правила

Международные гостиничные правила были впервые опубликованы Международной гостиничной ассоциацией 60 лет назад. После этого они несколько раз пересматривались. Однако, с учетом развития международного туризма, за последние 20 лет стало необходимым сформулировать их заново.

Целью Международных гостиничных правил является кодификация общепринятой международной торговой практики, регулирующей вопросы договора на размещение в гостинице. Они призваны проинформировать гостя и владельца гостиницы об их взаимных правах и обязанностях.

Правила являются дополнением к положениям, предусмотренным в национальных законодательствах о договорных отношениях. Они применяются, когда такое законодательство не включает специфичных положений, касающихся договора на размещение в гостинице.

Лицо, останавливающееся в гостинице, необязательно является стороной в договоре; договор на размещение в гостинице может быть заключен от его имени третьей стороной. В этих правилах термин «клиент» означает индивидуала или юридическое лицо, заключивших договор на размещение в гостинице и несущих ответственность за оплату этого размещения. Термин «гость» означает индивидуала, который предполагает разместиться или размещается в гостинице.

Согласно Международным гостиничным правилам в соответствии с договором на размещение владелец гостиницы обязан предоставить гостю размещение и дополнительное обслуживание.

Предполагается, что предоставляемые услуги соответствуют обычным услугам в гостинице в зависимости от ее категории, включая использование номера и те удобства, которые обычно предоставляются для общих потребностей гостей.

Клиент несет ответственность за оплату по договорной цене. Условия договора обусловливаются категорией гостиницы, национальным законодательством или инструкциями о деятельности гостиницы (если таковые имеются). Международными гостиничными правилами и правилами внутреннего распорядка гостиницы, которые должны быть показаны гостю.

Договор не имеет какой-либо особой формы. Он считается заключенным, когда одна сторона принимает условия, предложенные другой стороной.

 Договор может быть заключен на определенный или неопределенный период.

 Когда договор заключается на приблизительный срок, согласованным считается наиболее короткий период.

 Договор на размещение заканчивается в 12.00 дня, следующего за днем прибытия клиента, если в договоре не оговорено и не согласовано размещение дольше, чем на один день.

Любой договор на неопределенный срок рассматривается как договор на один день. В этом случае заявление об окончании договора, действие которого завершается в 12.00 следующего дня, должно быть сделано одной из сторон.

Заявление, сделанное гостиницей по этому вопросу гостю, должно рассматриваться как заявление, сделанное клиенту.  

Владелец гостиницы и клиент обязаны уважать условия договора.

В случае если договор полностью или частично не исполнен, виновная сторона обязана полностью компенсировать другой стороне все ее потери. Пострадавшая сторона обязуется принять все необходимые шаги с целью уменьшения возможных потерь.

Если владелец гостиницы не может исполнить договор, он должен принять меры к поиску другого размещения, равного или более высокого стандарта, в той же местности. Все дополнительные затраты, возникшие в связи с этим, должны быть покрыты владельцем гостиницы. Если он не обеспечит этого, то будет подсуден для выплаты компенсации.

За исключением случаев, когда национальное законодательство или национальная торговая практика трактуют условия договора иначе, никакой договор не может считаться оконченным до полного его исполнения, если только это не будет согласовано сторонами на взаимной основе.

Согласно Международным гостиничным правилам гостиница может запросить полную или частичную предварительную оплату.

Если гостиница получает от клиента определенную сумму денег в виде аванса, это должно считаться предварительной оплатой за размещение и дополнительные услуги, которые будут предоставлены.

Гостиница должна вернуть деньги, выплаченные вперед, в размере превышения предварительной оплаты над суммой, необходимой к выплате, если только заранее не было оговорено, что этот предварительный взнос является безвозвратным.

Счет вступает в силу с момента его вручения.

Гостиница не обязана принимать чеки, купоны, кредитные карточки или другие виды безналичного платежа, если это не оговорено отдельно.

Платежи должны осуществляться в соответствующей национальной валюте, если гостиницей не оговорен другой порядок.

Любое серьезное или повторяющееся нарушение договорных обязательств дает право пострадавшей стороне прекратить действие договора немедленно, без предварительного уведомления.

Юридическая ответственность владельца гостиницы определяется национальным законодательством.

При отсутствии в национальном законодательстве соответствующих положений должно приниматься положение Европейской конвенции от 17 декабря 1962 г.

Ответственность за имущество гостя обычно ограничена, за исключением случаев, когда очевидна вина владельца гостиницы или его служащих.

Обязанность гостиницы принимать на хранение ценности зависит от размера и категории гостиницы.

Ответственность за ценности может быть разумно лимитирована, если гость был об этом своевременно проинформирован.

Владелец гостиницы не несет ответственность за автомашины гостей и их содержимое.

Гость (клиент) несет перед владельцем гостиницы юридическую ответственность за любой ущерб, нанесенный лицам, зданию, отделке или оборудованию, по его установленной вине.

Гостиница в качестве гарантий оплаты любых положенных ей сумм имеет право задержать и в дальнейшем реализовать по коммерческой стоимости любое имущество, доставленное гостем в помещение гостиницы.

Гость должен вести себя в соответствии с обычаями и правилами внутреннего распорядка, принятыми в гостинице.

Серьезное или повторяющееся нарушение правил внутреннего распорядка дает гостинице право прекратить действие договора немедленно, без предварительного уведомления.

Если гость хочет привезти с собой в гостиницу домашнее животное, он обязан предварительно убедиться, что это разрешено правилами внутреннего распорядка данной гостиницы.

Если это не оговорено иначе, номер(а), зарезервированный(ые) за гостем, должен быть готов к 14.00, а номера отъезжающих освобождены к полудню[6].

 

Заключение

Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что международное частное и международное торговое право это комплексные отрасли, регулирующие различные виды отношений, отягощенных так называемым иностранным элементом.

Интеллектуальная собственность включает объекты авторского права, смежных прав и промышленной собственности. Характеризует интеллектуальную собственность в международном частном праве то, что она признается на территории всех государств, имеет ограниченный срок защиты, специфическое содержание, особый порядок передачи, исключительные авторские права неотчуждаемы и имеют особенный качественный состав субъектов.

Туризм является одним из основных видов экспортного дохода для многих стран (Япония, Франция, Швейцария, Италия и др.), составляющего 40-50% от общего количества доходов от международных услуг.

Международные гостиничные правила предусматривают основные положения, применимые если между сторонами (гостиницей и клиентом) не установлено иное. Данные правила должны соблюдаться всеми, кто предоставляет гостиничные услуги. Стороны обязаны уважать договор, заключенный между ними и соблюдать его условия.

 

Список литературы

1.                     Васильев Е.А. Гражданское и  торговое право зарубежных государств. - М.: БЕК, 2003.

2.                     Волошин И.Н. Международный туризм: Правовые аспекты. - М.: Гордарики, 2005.

3.                     Гражданский кодекс РФ//Сборник кодексов РФ. М.: Юристъ, 2005.

4.                     Международные гостиничные правила. Одобрены Советом Международной гостиничной ассоциации 2 ноября 1981 г. Катманду, Непал.

5.                     Международный рынок туристических услуг./Под ред. Е.С. Камневой. - М.: Стандарт, 2003.

6.                     Садиков О.В. Международное частное право. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

7.                     Сергеев А.П. Основные международные соглашения об авторском праве. М.: Гордарики, 2000.


[1] Васильев Е.А. Гражданское и  торговое право зарубежных государств. - М.: БЕК, 2003. - С. 59

[2] Садиков О.В. Международное частное право. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.  - С. 70.

[3] Сергеев А.П. Основные международные соглашения об авторском праве. М.: Гордарики, 2000. С. 192.

[4] Волошин И.Н. Международный туризм: Правовые аспекты. - М.: Гордарики, 2005. - С. 109

[5] Международный рынок туристических услуг./Под ред. Е.С. Камневой. - М.: Стандарт, 2003. - С. 79.

[6] Международные гостиничные правила. Одобрены Советом Международной гостиничной ассоциации 2 ноября 1981 г. Катманду, Непал.