Содержание

7. Классификация методов социально-экономического прогнозирования. 3

17. Предпосылки необходимости централизованного макропланирования в рыночных условиях. 4

27. Прогнозирование социальных процессов. 6

Задача №7. 11

Список использованной литературы.. 12

7. Классификация методов социально-экономического прогнозирования

Под методами прогнозирования следует понимать совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе ретроспективных данных внешних и внутренних связей объекта прогнозирования, а также их измерений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определенного и достоверного относительно будущего состояния и развития объекта.

В настоящее время насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, из которых на практике используется 15-20.

В процессе экономического прогнозирования используются как общие научные методы и подходы к исследованию, так и специфические методы, свойственные социально-экономическому прогнозированию. В числе общих методов можно выделить следующие:

-         исторический метод заключается в рассмотрении каждого явления во взаимосвязи его исторических форм;

-         комплексный метод заключается в рассмотрении явлений в их взаимозависимости, используя для этого методы исследования не только данной, но и других наук, изучающих эти явления;

-         системный метод предполагает исследование количественных и качественных закономерностей протекания вероятностных процессов в сложных экономических системах;

-         структурный метод позволяет установить причины исследуемого явления, объяснить его структуру;

-         системно-структурный метод предполагает, с одной стороны, рассмотрение системы в качестве динамически развивающегося целого, а с другой – расчленение системы на составляющие структурные элементы и рассмотрение их во взаимодействии.

Специфические методы экономического прогнозирования целиком и полностью связаны с экономической прогностикой. Среди инструментов экономической прогностики важную роль играют экономико-математические методы, методы экономико-математического моделирования, статистической экстраполяции и др.[1]

Важное значение для прогнозирования имеет вопрос о его объективной истинности, под которой понимается соответствие форм и параметров предвидения объективным возможностям и тенденциям, которые будут реализованы в будущем и в то же время имеются в настоящем в виде ростков этого будущего. Вопрос об истинности прогнозирования тесно связан с проблемой критериев истинности, которые делятся на две группы: практические критерии (практика, как критерий истины на всех стадиях прогнозирования) и логические или косвенные критерии (проверяемость прогнозов, их адекватность, логическая непротиворечивость).[2]

17. Предпосылки необходимости централизованного макропланирования в рыночных условиях

В каждой стране велико значение государства как мощной организации, которая сплачивает разрозненные силы, противоречивые интересы, вырабатывает и во многом осуществляет стратегию развития общества. Игнорирование этого всеобщего критерия обычно сопровождается большими потерями: сбоями в экономике, разбалансированностью хозяйства, нарушением макроэкономических пропорций и микроэкономических связей, расстройством финансов, системной нестабильностью.

Влияние государства особенно велико в разработке и осуществлении программы реформ, охватывающей определенные этапы и относительно длительный период времени. Такая программа в наших российских условиях тем более важна, что вне зависимости от субъективных желаний экономика не в состоянии моментально перейти на рельсы рыночного хозяйствования. Нерыночная структура народного хозяйства России требует ряда лет, чтобы осуществить необходимые для этого сдвиги, а кроме того, создать соответствующую рыночную инфраструктуру.

В условиях осуществления рыночных преобразований в России меняются и функции органов централизованного управления (представленных министерствами экономики, финансов, труда и социального развития, министерствами и ведомствами отраслевой направленности) в сфере планово-прогнозной деятельности. Они должны сосредоточить свою деятельность:

Во-первых, на определении среднесрочных и долгосрочных перспектив экономического, социального и научно-технического развития страны, а также отраслей народного хозяйства;

Во-вторых, на формировании и организации выполнения общегосударственных программ на основе широкого использования программно-целевых и индикативных методов планирования, имея в виду, что управление экономикой в условиях перехода к рынку должно представлять собой синтез макроэкономического планирования и прогнозирования, определения целей и приоритетов социально-экономической политики в неразрывном единстве с формированием всей системы экономических регуляторов и созданием экономической среды для успешного функционирования общероссийского рынка.

Объектами общегосударственного прогнозирования и макропланирования в условиях перехода к рынку должны быть:

-   Основные пропорции расширенного воспроизводства, характеризующие уровень решения социальных проблем, развития ключевых сфер экономики.

-   Направление общегосударственной научно-технической и инвестиционной политики в целях структурной перестройки экономики.

-   Формирование межгосударственных внешнеэкономических связей.

-   Создание резервов для осуществления общегосударственных программ и локализации чрезвычайных ситуаций.

-   Обеспечение обороноспособности страны на принципах разумной достаточности.[3]

27. Прогнозирование социальных процессов

Важнейшей социально-экономической категорией, определяющей народное благосостояние, является уровень жизни. Уровень жизни – это степень обеспеченности населения материальными и духовными благами исходя из сложившихся потребностей и уровня экономического развития страны.

По рекомендации ООН уровень жизни измеряется системой показателей, характеризующих здоровье, уровень потребления, занятость, образование, жилище, социальное обеспечение. В мировой практике в последние годы для оценки уровня и качества жизни используются индекс человеческого развития. Он включает в себя: ВВП на душу населения, ожидаемую продолжительность жизни, среднее количество лет обучения населения.

Основной задачей прогнозирования в сфере социального развития является прежде всего определение на перспективный период потребностей населения и возможностей их удовлетворения в продуктах питания, промышленных товарах, бытовых услугах, жилье, образовании, услугах здравоохранения, культуры, искусства.

В самом общем виде последовательность составления прогнозов социального развития и уровня жизни населения может быть представлена следующим образом.

1.     Гипотеза формирования повышения уровня жизни определяется в общем виде тремя составляющими: ростом ВВП, ростом общественных потребностей, ростом ресурсов для предстоящего потребления.

Прогноз темпов роста ресурсов для потребления базируется на прогнозируемых расчетах экономического роста, повышения эффективности производства, увеличения инвестиций и др.

2.     Анализ достигнутого уровня жизни включает в себя комплекс показателей, которые обеспечивают взаимную увязку и логическую последовательность разработки прогнозов.

Основными среди этих показателей являются следующие:

-  социально-демографические показатели, характеризующие динамику численности и состава населения, коэффициенты рождаемости, смертности, продолжительность жизни;

-  условия труда (численность работающих, занятых тяжелым физическим трудом, квалификационная структура рабочих мест, продолжительность рабочей недели, оплачиваемого отпуска);

-  обобщающие стоимостные показатели номинальных и реальных доходов населения (заработной платы, доходов от собственности, социальных выплат и т.д.);

-  состояние здоровья и его изменения по населению в целом и отдельным социальным группам;

-  показатели потребления населением основных продуктов питания и непродовольственных товаров;

-  обобщающие показатели сферы обслуживания (расходы населения на оплату услуг, индекс цен (тарифов) на определенные виды платных услуг населения;

-  жилищные условия и коммунальное обслуживание (средняя обеспеченность населения жильем, обеспеченность основными видами коммунального обслуживания и т.д.);

-  показатели образования (уровень образованности населения, численность учащихся в школах, численность студентов ВУЗов и средних специальных учебных заведений, в том числе на 10 тыс. населения и др.);

-  показатели культуры (число библиотек, театров, музеев, клубов, их посещаемость, тираж книг, журналов, газет);

-  состояние окружающей среды;

-  сбережения населения.

3.     Разработка прогнозов.

Система прогнозов социального развития и уровня жизни вытекает из того комплекса показателей, которые рассмотрены выше. Это означает, что изменение каждого показателя необходимо прогнозировать с целью получения достаточно полного и объективного представления о динамике социального развития и уровня жизни в прогнозируемом периоде. Например, разрабатываются прогнозы динамики реальных доходов населения, изменения индекса розничных цен, развития жилищного строительства и т.д.

Среди методов, чаще других применяемых в прогнозировании социального развития и уровня жизни населения, можно выделить следующие: метод экспертных оценок; метод экономического анализа; нормативный метод; балансовый метод; метод экстраполяции; метод экономико-математического моделирования; метод корреляционно-регрессионного анализа; экспоненциального сглаживания и др.[4]

В практике прогнозирования, планирования и регулирования социального развития используются следующие основные модели:

-         структура минимального и рационального потребления;

-         динамика объема и макроструктуры ресурсов для потребления;

-         динамика объема личного и индивидуального потребления;

-         динамика роста жилищного строительства;

-         дифференцированный баланс доходов и расходов населения и др.

Экономико-математические методы и модели, применяемые в прогнозировании социального развития и повышения уровня жизни, позволяют определить основные тенденции развития степени удовлетворения жизненных потребностей населения, учитывать динамику их изменения на перспективу. Кроме того, они позволяют осуществлять количественный и качественный анализ конкретных составляющих социального развития и уровня жизни.

Специфика прогнозирования социального развития и уровня жизни проявляется в том, что не всегда удается адекватно выразить процессы, происходящие вне сферы материального производства. Используя даже систему моделей и прогнозов можно описать и проанализировать лишь отдельные стороны такой экономической категории, как уровень жизни.

Рассмотрим на примере прогнозирования спроса и розничного товарооборота методические аспекты построения прогноза. При прогнозировании спроса и розничного товарооборота используются различные методы в зависимости от направления прогноза и его характера. Так, например, балансовый метод применяется при определении уровней перспективного потребления основных продовольственных и непродольственных товаров.

Метод экономического анализа используется для качественного описания и определения развития потребностей как в настоящем, так и в прогнозируемом периоде.

Нормативный метод в среднесрочном прогнозировании спроса и розничного товарооборота базируется на использовании норм рационального и минимального потребления продуктов питания и непродольственных товаров, а также на использовании нормативов обеспеченности товарами длительного пользования.

Методы экономико-математического моделирования применяются для определения количественных характеристик возможной структуры спроса и товарооборота в среднесрочном прогнозировании.

Метод экспертных оценок основан на получении информации о будущем состоянии спроса и предложения и розничного товарооборота на основе мнений отдельных экспертов и последующей обработки результатов индивидуальных оценок в обобщенную экспертную оценку.

Широко используются при прогнозировании динамики многих показателей социального развития и уровня жизни населения метод регрессионного анализа. Его использование возможно при обеспечении следующих условий:

-         базовый период, на основе которого разрабатывается прогноз, должен быть характерен для будущего периода развития спроса;

-         должна быть достаточно полная и постоянная теснота связей между коррелирующими величинами;

-         взаимосвязь прошлого с будущим осуществляется с введением в уравнение регрессии дополнительных переменных величин (например, фактора времени).[5]

 

Задача №7

Используя метод экспоненциального сглаживания составить прогноз ВРП на последующий год, при условии, что задан временной ряд показателя валовой продукции (Уt) в регионе за 4 года в млн. руб. в сопоставимых ценах:

год

1

2

3

4

yt

25

37

42

45

Решение:

Yi

ti

t^2

ln Yi * ti

ln Yi

25

-2

4

-7,221835825

3,2189

37

-1

1

-3,465735903

3,6109

32

0

0

0

3,4657

45

1

1

14,10219213

3,8067

139

-2

6

3,414620402

14,102

ln a = å ln Yi / n = 14,10/4 = 3,53, потенцируя, получаем:

а = 34,123

ln k = å ln Yi ti / å t^2 = 3,415/6= 0,568 потенцируя, получаем:

к = 1,765

Уравнение экспоненциального тренда имеет вид:

Yi = 34,123*1,765^t

ВРП на последующий год = 34,123+1,765^2 = 106,3 млн. руб.

 

Список использованной литературы

1.  Алексеева М.А. Планирование экономики. - М., Финансы и статистика, 2003.

2.  Винокуров В. Прогнозирование и планирование. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2003.

3.   Прогнозирование и планирование в условиях рынка./Под. ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004.

4.  Прогнозирование и планирование экономики./ Под ред. В. М. Борисевича. - Минск: Экоперспектива, 2004.

5.  Черныш Е.А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. – М.: ПРИОР, 2003


[1] Черныш Е.А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. – М.: ПРИОР, 2003. – С. 140

[2] Прогнозирование и планирование экономики./ Под ред. В. М. Борисевича. - Минск: Экоперспектива, 2004. – С. 196

[3] Алексеева М.А. Планирование экономики. - М., Финансы и статистика, 2003. – С. 191

[4] Прогнозирование и планирование в условиях рынка./Под. ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004. – С. 177

[5] Винокуров В. Прогнозирование и планирование. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2003. – С. 205