Содержание
7. Классификация методов социально-экономического прогнозирования. 3
17. Предпосылки необходимости централизованного макропланирования в рыночных условиях. 4
27. Прогнозирование социальных процессов. 6
Задача №7. 11
Список использованной литературы.. 12
7. Классификация методов социально-экономического прогнозирования
Под методами прогнозирования следует понимать совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе ретроспективных данных внешних и внутренних связей объекта прогнозирования, а также их измерений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определенного и достоверного относительно будущего состояния и развития объекта.
В настоящее время насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, из которых на практике используется 15-20.
В процессе экономического прогнозирования используются как общие научные методы и подходы к исследованию, так и специфические методы, свойственные социально-экономическому прогнозированию. В числе общих методов можно выделить следующие:
- исторический метод заключается в рассмотрении каждого явления во взаимосвязи его исторических форм;
- комплексный метод заключается в рассмотрении явлений в их взаимозависимости, используя для этого методы исследования не только данной, но и других наук, изучающих эти явления;
- системный метод предполагает исследование количественных и качественных закономерностей протекания вероятностных процессов в сложных экономических системах;
- структурный метод позволяет установить причины исследуемого явления, объяснить его структуру;
- системно-структурный метод предполагает, с одной стороны, рассмотрение системы в качестве динамически развивающегося целого, а с другой – расчленение системы на составляющие структурные элементы и рассмотрение их во взаимодействии.
Специфические методы экономического прогнозирования целиком и полностью связаны с экономической прогностикой. Среди инструментов экономической прогностики важную роль играют экономико-математические методы, методы экономико-математического моделирования, статистической экстраполяции и др.[1]
Важное значение для прогнозирования имеет вопрос о его объективной истинности, под которой понимается соответствие форм и параметров предвидения объективным возможностям и тенденциям, которые будут реализованы в будущем и в то же время имеются в настоящем в виде ростков этого будущего. Вопрос об истинности прогнозирования тесно связан с проблемой критериев истинности, которые делятся на две группы: практические критерии (практика, как критерий истины на всех стадиях прогнозирования) и логические или косвенные критерии (проверяемость прогнозов, их адекватность, логическая непротиворечивость).[2]
17. Предпосылки необходимости централизованного макропланирования в рыночных условиях
В каждой стране велико значение государства как мощной организации, которая сплачивает разрозненные силы, противоречивые интересы, вырабатывает и во многом осуществляет стратегию развития общества. Игнорирование этого всеобщего критерия обычно сопровождается большими потерями: сбоями в экономике, разбалансированностью хозяйства, нарушением макроэкономических пропорций и микроэкономических связей, расстройством финансов, системной нестабильностью.
Влияние государства особенно велико в разработке и осуществлении программы реформ, охватывающей определенные этапы и относительно длительный период времени. Такая программа в наших российских условиях тем более важна, что вне зависимости от субъективных желаний экономика не в состоянии моментально перейти на рельсы рыночного хозяйствования. Нерыночная структура народного хозяйства России требует ряда лет, чтобы осуществить необходимые для этого сдвиги, а кроме того, создать соответствующую рыночную инфраструктуру.
В условиях осуществления рыночных преобразований в России меняются и функции органов централизованного управления (представленных министерствами экономики, финансов, труда и социального развития, министерствами и ведомствами отраслевой направленности) в сфере планово-прогнозной деятельности. Они должны сосредоточить свою деятельность:
Во-первых, на определении среднесрочных и долгосрочных перспектив экономического, социального и научно-технического развития страны, а также отраслей народного хозяйства;
Во-вторых, на формировании и организации выполнения общегосударственных программ на основе широкого использования программно-целевых и индикативных методов планирования, имея в виду, что управление экономикой в условиях перехода к рынку должно представлять собой синтез макроэкономического планирования и прогнозирования, определения целей и приоритетов социально-экономической политики в неразрывном единстве с формированием всей системы экономических регуляторов и созданием экономической среды для успешного функционирования общероссийского рынка.
Объектами общегосударственного прогнозирования и макропланирования в условиях перехода к рынку должны быть:
- Основные пропорции расширенного воспроизводства, характеризующие уровень решения социальных проблем, развития ключевых сфер экономики.
- Направление общегосударственной научно-технической и инвестиционной политики в целях структурной перестройки экономики.
- Формирование межгосударственных внешнеэкономических связей.
- Создание резервов для осуществления общегосударственных программ и локализации чрезвычайных ситуаций.
- Обеспечение обороноспособности страны на принципах разумной достаточности.[3]
27. Прогнозирование социальных процессов
Важнейшей социально-экономической категорией, определяющей народное благосостояние, является уровень жизни. Уровень жизни – это степень обеспеченности населения материальными и духовными благами исходя из сложившихся потребностей и уровня экономического развития страны.
По рекомендации ООН уровень жизни измеряется системой показателей, характеризующих здоровье, уровень потребления, занятость, образование, жилище, социальное обеспечение. В мировой практике в последние годы для оценки уровня и качества жизни используются индекс человеческого развития. Он включает в себя: ВВП на душу населения, ожидаемую продолжительность жизни, среднее количество лет обучения населения.
Основной задачей прогнозирования в сфере социального развития является прежде всего определение на перспективный период потребностей населения и возможностей их удовлетворения в продуктах питания, промышленных товарах, бытовых услугах, жилье, образовании, услугах здравоохранения, культуры, искусства.
В самом общем виде последовательность составления прогнозов социального развития и уровня жизни населения может быть представлена следующим образом.
1. Гипотеза формирования повышения уровня жизни определяется в общем виде тремя составляющими: ростом ВВП, ростом общественных потребностей, ростом ресурсов для предстоящего потребления.
Прогноз темпов роста ресурсов для потребления базируется на прогнозируемых расчетах экономического роста, повышения эффективности производства, увеличения инвестиций и др.
2. Анализ достигнутого уровня жизни включает в себя комплекс показателей, которые обеспечивают взаимную увязку и логическую последовательность разработки прогнозов.
Основными среди этих показателей являются следующие:
- социально-демографические показатели, характеризующие динамику численности и состава населения, коэффициенты рождаемости, смертности, продолжительность жизни;
- условия труда (численность работающих, занятых тяжелым физическим трудом, квалификационная структура рабочих мест, продолжительность рабочей недели, оплачиваемого отпуска);
- обобщающие стоимостные показатели номинальных и реальных доходов населения (заработной платы, доходов от собственности, социальных выплат и т.д.);
- состояние здоровья и его изменения по населению в целом и отдельным социальным группам;
- показатели потребления населением основных продуктов питания и непродовольственных товаров;
- обобщающие показатели сферы обслуживания (расходы населения на оплату услуг, индекс цен (тарифов) на определенные виды платных услуг населения;
- жилищные условия и коммунальное обслуживание (средняя обеспеченность населения жильем, обеспеченность основными видами коммунального обслуживания и т.д.);
- показатели образования (уровень образованности населения, численность учащихся в школах, численность студентов ВУЗов и средних специальных учебных заведений, в том числе на 10 тыс. населения и др.);
- показатели культуры (число библиотек, театров, музеев, клубов, их посещаемость, тираж книг, журналов, газет);
- состояние окружающей среды;
- сбережения населения.
3. Разработка прогнозов.
Система прогнозов социального развития и уровня жизни вытекает из того комплекса показателей, которые рассмотрены выше. Это означает, что изменение каждого показателя необходимо прогнозировать с целью получения достаточно полного и объективного представления о динамике социального развития и уровня жизни в прогнозируемом периоде. Например, разрабатываются прогнозы динамики реальных доходов населения, изменения индекса розничных цен, развития жилищного строительства и т.д.
Среди методов, чаще других применяемых в прогнозировании социального развития и уровня жизни населения, можно выделить следующие: метод экспертных оценок; метод экономического анализа; нормативный метод; балансовый метод; метод экстраполяции; метод экономико-математического моделирования; метод корреляционно-регрессионного анализа; экспоненциального сглаживания и др.[4]
В практике прогнозирования, планирования и регулирования социального развития используются следующие основные модели:
- структура минимального и рационального потребления;
- динамика объема и макроструктуры ресурсов для потребления;
- динамика объема личного и индивидуального потребления;
- динамика роста жилищного строительства;
- дифференцированный баланс доходов и расходов населения и др.
Экономико-математические методы и модели, применяемые в прогнозировании социального развития и повышения уровня жизни, позволяют определить основные тенденции развития степени удовлетворения жизненных потребностей населения, учитывать динамику их изменения на перспективу. Кроме того, они позволяют осуществлять количественный и качественный анализ конкретных составляющих социального развития и уровня жизни.
Специфика прогнозирования социального развития и уровня жизни проявляется в том, что не всегда удается адекватно выразить процессы, происходящие вне сферы материального производства. Используя даже систему моделей и прогнозов можно описать и проанализировать лишь отдельные стороны такой экономической категории, как уровень жизни.
Рассмотрим на примере прогнозирования спроса и розничного товарооборота методические аспекты построения прогноза. При прогнозировании спроса и розничного товарооборота используются различные методы в зависимости от направления прогноза и его характера. Так, например, балансовый метод применяется при определении уровней перспективного потребления основных продовольственных и непродольственных товаров.
Метод экономического анализа используется для качественного описания и определения развития потребностей как в настоящем, так и в прогнозируемом периоде.
Нормативный метод в среднесрочном прогнозировании спроса и розничного товарооборота базируется на использовании норм рационального и минимального потребления продуктов питания и непродольственных товаров, а также на использовании нормативов обеспеченности товарами длительного пользования.
Методы экономико-математического моделирования применяются для определения количественных характеристик возможной структуры спроса и товарооборота в среднесрочном прогнозировании.
Метод экспертных оценок основан на получении информации о будущем состоянии спроса и предложения и розничного товарооборота на основе мнений отдельных экспертов и последующей обработки результатов индивидуальных оценок в обобщенную экспертную оценку.
Широко используются при прогнозировании динамики многих показателей социального развития и уровня жизни населения метод регрессионного анализа. Его использование возможно при обеспечении следующих условий:
- базовый период, на основе которого разрабатывается прогноз, должен быть характерен для будущего периода развития спроса;
- должна быть достаточно полная и постоянная теснота связей между коррелирующими величинами;
- взаимосвязь прошлого с будущим осуществляется с введением в уравнение регрессии дополнительных переменных величин (например, фактора времени).[5]
Задача №7
Используя метод экспоненциального сглаживания составить прогноз ВРП на последующий год, при условии, что задан временной ряд показателя валовой продукции (Уt) в регионе за 4 года в млн. руб. в сопоставимых ценах:
год |
1 |
2 |
3 |
4 |
yt |
25 |
37 |
42 |
45 |
Решение:
Yi |
ti |
t^2 |
ln Yi * ti |
ln Yi |
25 |
-2 |
4 |
-7,221835825 |
3,2189 |
37 |
-1 |
1 |
-3,465735903 |
3,6109 |
32 |
0 |
0 |
0 |
3,4657 |
45 |
1 |
1 |
14,10219213 |
3,8067 |
139 |
-2 |
6 |
3,414620402 |
14,102 |
ln a = å ln Yi / n = 14,10/4 = 3,53, потенцируя, получаем:
а = 34,123
ln k = å ln Yi ti / å t^2 = 3,415/6= 0,568 потенцируя, получаем:
к = 1,765
Уравнение экспоненциального тренда имеет вид:
Yi = 34,123*1,765^t
ВРП на последующий год = 34,123+1,765^2 = 106,3 млн. руб.
Список использованной литературы
1. Алексеева М.А. Планирование экономики. - М., Финансы и статистика, 2003.
2. Винокуров В. Прогнозирование и планирование. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2003.
3. Прогнозирование и планирование в условиях рынка./Под. ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004.
4. Прогнозирование и планирование экономики./ Под ред. В. М. Борисевича. - Минск: Экоперспектива, 2004.
5. Черныш Е.А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. – М.: ПРИОР, 2003
[1] Черныш Е.А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. – М.: ПРИОР, 2003. – С. 140
[2] Прогнозирование и планирование экономики./ Под ред. В. М. Борисевича. - Минск: Экоперспектива, 2004. – С. 196
[3] Алексеева М.А. Планирование экономики. - М., Финансы и статистика, 2003. – С. 191
[4] Прогнозирование и планирование в условиях рынка./Под. ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004. – С. 177
[5] Винокуров В. Прогнозирование и планирование. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2003. – С. 205