Содержание

Содержание. 2

1. Три аспекта понятия «финансовый менеджмент». 3

2. Основные цели и задачи финансового менеджмента. 5

3. Базовые показатели финансового менеджмента. 7

4. Формула Дюпона: экономический смысл, значение. 11

Библиографический список. 15

1. Три аспекта понятия «финансовый менеджмент»

Финансы представляют собой совокупность денежных отноше­ний, возникающих в процессе создания фондов денежных средств у субъектов хозяйствования и государства и использования их на цели воспроизводства, стимулирования и удовлетворения социальных нужд общества. Можно выделить четыре основные стадии процесса обще­ственного воспроизводства: производство, обмен, распределение и потребление. Областью возникновения и функционирования финан­сов является вторая стадия воспроизводственного процесса, когда про­исходит обмен произведенными общественными продуктами, экви­валентность которого для участников процесса обмена устанавлива­ется с помощью стоимостных оценок. Именно на этой стадии появля­ются финансовые отношения, связанные с формированием денеж­ных доходов и накоплений, принимающих специфическую форму фи­нансовых ресурсов. Потенциально финансовые ресурсы образуются на стадии производства, когда создается новая стоимость и осуще­ствляется перенос старой. Однако реальное формирование финан­совых ресурсов начинается только на стадии обмена, когда стоимость реализована.[1]

В общей совокупности финансовых отношений выделяют три круп­ные взаимосвязанные сферы: финансы хозяйствующих субъектов (предприятия, организации, учреждения), страхование, государствен­ные финансы. В зависимости от характера деятельности субъектов внутри каждой из этих сфер можно выделить различные звенья. Каж­дое звено выполняет свои задачи, имеет собственную организацион­ную структуру финансового аппарата, однако в совокупности они об­разуют финансовую систему государства.

Взаимодействие между выделенными звеньями финансовой системы осуществляется, как правило, при посредничестве учреждений банковской системы, играющих особо важную роль в отношении функционирования фи­нансов предприятий.

Финансы субъектов хозяйствования являются основным элемен­том приведенной схемы и представляют собой денежные отноше­ния, связанные с формированием и распределением финансовых ресурсов. По источникам формирования финансовые ресурсы под­разделяются на:

-  образуемые за счет собственных и приравненных к ним средств (акционерный капитал, паевые взносы, прибыль от основной деятель­ности, целевые поступления и др.);

-  мобилизуемые на финансовых рынках как результат операций с ценными бумагами, ссудозаемных операций и др.;

-  поступающие в порядке перераспределения (бюджетные субси­дии, субвенции, страховое возмещение и т.п.).

Финансовый менеджмент – это вид профессиональной деятельности, направленной на управление финансово-хозяйственной деятельностью на основе современных методов.

Финансовый менеджмент – это одно из самых перспективных направлений в экономической науке, удачно сочетающее в себе как теоретические разработки в области финансов, управления, учета, анализа, так и практические сконструированные в его рамках подходы. Перспективность этого направления в научном плане оче­видна; можно отметить лишь тот факт, что в последние годы ряд изве­стных ученых, внесших основной вклад в развитие теории финансов, были награждены Нобелевской премией: Дж.Тобин (1981 г.), Ф.Мо­дильяни (1985 г.), Г.Марковиц, М.Миллер и У.Шарп (1990 г.), М.Скоулз и Р.Мертон (1997 г.). Что касается практической ориентированности нового направления, то и здесь каких-либо доказательств не требует­ся, поскольку финансовый менеджмент является связующим звеном между теорией финансов и бухгалтерским учетом.

Финансовый менеджмент – это вид деятельности по управлению финансами предприятия и охватывает все финансовые операции организаций, тесно связана с бухгалтерской отчетности и поэтому в мелких предприятиях функции финансового менеджмента часто передают бухгалтеру.[2]

2. Основные цели и задачи финансового менеджмента

Целью финансового менеджмента являются выработка и применение методов, средств и инструментов для достижения целей деятельности фирмы в целом или ее отдельных производственно-хозяйственных звеньев - центров прибыли. Такими це­лями могут быть:

-  максимизация прибыли;

-  достижение устойчивой нормы прибыли в плановом периоде;

-  увеличение доходов руководящего состава и вкладчиков (или владельцев) фирмы;

-  повышение курсовой стоимости акций фирмы и др.

В конечном итоге все эти цели ориентированы на повышение доходов вкладчи­ков (акционеров) или владельцев (собственников капитала) фирмы.

В задачи финансового менеджмента входит нахождение оптимального соотно­шения между краткосрочными и долгосрочными целями развития фирмы и прини­маемыми решениями в краткосрочном и долгосрочном финансовом управлении.[3]

Так, в краткосрочном финансовом управлении, например, принимаются реше­ния о сочетании таких целей, как увеличение прибыли и повышение курсовой стоимости акций, поскольку эти цели могут противодействовать друг другу. Это возникает в том случае, когда фирма, инвестирующая капитал в развитие' производ­ства, несет текущие убытки, рассчитывая на получение высокой прибыли в буду­щем, которая обеспечит рост стоимости ее акций. С другой стороны, фирма может воздерживаться от инвестиций в обновление основного капитала ради получения высоких текущих прибылей, что впоследствии отразится на конкурентоспособности ее продукции и приведет к снижению рентабельности производства, а затем к паде­нию курсовой стоимости ее акций и, следовательно, к ухудшению положения на финансовом рынке.

В долгосрочном финансовом управлении, ориентированном на те же конечные цели, прежде всего учитываются факторы риска и неопределенности, в частности, при опреде­лении предполагаемой цены акций как показателя отдачи на вложенный капитал.

Задачей финансового менеджмента является определение приоритетов и поиск компромиссов для оптимального сочетания интересов различных хозяйственных подразделений в принятии инвестиционных проектов и выборе источников их фи­нансирования.

В конечном итоге основная задача финансового менеджмента - принятие ре­шений по обеспечению наиболее эффективного движения финансовых ресурсов ме­жду фирмой и источниками ее финансирования как внешними, так и внутрифирменными. Поэтому управление потоком финансовых ресурсов, выраженных в де­нежных средствах, является центральным вопросом в финансовом менеджменте. Поток финансовых ресурсов составляют денежные средства:

-   полученные в результате финансово-хозяйственной деятельности фирмы;

-   полученные на финансовых рынках посредством продажи акций, облигаций, получения кредитов;

-   возвращенные субъектам финансового рынка в качестве платы за капитал в виде процентов и дивидендов;

-   инвестированные и реинвестированные в развитие производственно-хозяйст­венной деятельности фирмы;

-   направленные на уплату, налоговых платежей.

3. Базовые показатели финансового менеджмента

Ликвидность и платежеспособность могут оцениваться с помощью абсолютных и относительных показателей. Из абсолютных основным является показатель, характеризующий величину собственных оборот­ных средств (WC).

Роль этого показателя была особенно весомой в годы советской власти, поскольку он активно использовался при планировании обо­ротных средств и расчете источников их финансирования. Устанавли­вались нормативы по этому показателю в общем объеме и по элемен­там нормируемых активов.

Показатель WC характеризует ту часть собственного капитала пред­приятия, которая является источником покрытия текущих его активов (т.е. активов, имеющих оборачиваемость менее одного года). Он явля­ется расчетным показателем, зависящим как от структуры активов, так и от структуры источников средств, и имеет особо важное значение для предприятий, занимающихся коммерческой деятельностью и дру­гими посредническими операциями/При прочих равных условиях рост этого показателя в динамике рассматривается как положительная тен­денция. Основным и постоянным источником увеличения собствен­ных оборотных средств является прибыль.

Алгоритм расчета показателя WC с течением лет менялся. В пери­од централизованно планируемой экономики он выглядел следующим образом:

WC = Е + СР – LTA,

где Е-собственный капитал;

СР -устойчивые пассивы;

LTA -внеоборотные активы.

Коэффициент текущей ликвидности. Дает общую оценку ликвид­ности предприятия, показывая, сколько рублей оборотных средств (те­кущих активов) приходится на один рубль текущей краткосрочной задолженности (текущих обязательств):

kлm = оборотные средства/краткосрочные пассивы.

Коэффициент быстрой ликвидности. По своему смысловому на­значению показатель аналогичен коэффициенту текущей ликвиднос­ти; однако исчисляется по более узкому кругу оборотных активов, когда из расчета исключена наименее ликвидная их часть - производствен­ные запасы:

kлб = (Дебиторы + Денежные средства)/краткосрочные пассивы

Коэффициент абсолютной ликвидности (платежеспособности). Является наиболее жестким критерием ликвидности предприятия; показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно за счет имеющихся денежных средств:

kла = Денежные средства/Краткосрочные пассивы

Коэффициент обеспеченности текущей деятельности собствен­ными оборотными средствами. Показывает, какая часть оборотных активов финансируется за счет собственных средств предприятия:

Kwc = Собственные оборотные средства/Оборотные активы

Маневренность собственных оборотных средств (функциониру­ющего капитала). Характеризует ту часть собственных оборотных средств, которая находится в форме денежных средств, т.е. средств, имеющих абсолютную ликвидность:

МК = Денежные средства/Функционирующий капитал

Сумма хозяйственных средств, находящихся в собственности и распоряжении предприятия. Этот показатель дает обобщенную сто­имостную оценку величины предприятия как единого целого. Это - учетная оценка активов, числящихся на балансе предприятия, необя­зательно совпадающая с их суммарной рыночной оценкой. Значение показателя определяется удалением из баланса статей, завышающих его валюту; в частности, для баланса за 1997 г. формула расчета имеет следующий вид:

NBV=TA-LS-TS-OD,

где NBV - сумма хозяйственных средств, находящихся в распоряжении предпри­ятия;

ТА - всего активов по балансу;

LS - убытки;

TS - собственные акции в портфеле;

OD - задолженность учредителей по взносам в уставный капитал.

Рост этого показателя в динамике свидетельствует о наращивании имущественного потенциала предприятия. При анализе балансов в оценке брутто (например, балансы, составленные до 1992 г.) этот по­казатель рассчитывается вычитанием регулирующих статей из итога баланса.

Доля активной части основных средств. Этот коэффициент, пока­зывающий, какую часть основных средств составляют активы, непос­редственно участвующие в производственно-технологическом процес­се, рассчитывается по следующей формуле (используются моментные или средние оценки):

dte = Стоимость активной части основных средств/Стоимость основных средств.

Существует две основные интерпретации термина «активная часть основных средств». Согласно первой трактовке к ней относятся все основные средства за исключением зданий и сооружений. Более рас­пространенной является вторая трактовка, по которой к активной части относятся машины, оборудование и транспортные средства. Тем самым подчеркивается определенный приоритет именно этих активов с позиции производственно-технологического процесса. По­скольку расчет может выполняться как по первоначальной, так и по остаточной стоимости, при проведении различных сопоставлений необходимо отдавать себе отчет в том, какой алгоритм был исполь­зован при исчислении показателя. Отметим также, что в расчетах могут использоваться как моментные, так и средние показатели. Рост этого коэффициента в динамике обычно расценивается как благо­приятная тенденция.

Коэффициент износа. Показатель характеризует долю стоимости основных средств, списанную на затраты в предшествующих перио­дах, в первоначальной (восстановительной) стоимости и рассчитыва­ется по формуле:

Kde = Накопленный износ/Первоначальная (восстановительная) стоимость основных средств

Дополнением этого показателя до 100% (или единицы) является коэффициент годности. Оба эти коэффициента нередко используются в анализе для характеристики состояния основных средств. В этой связи необходимо сделать следующее замечание.

Амортизация представляет собой процесс распределения на го­товую продукцию единовременных вложений в основные средства. Логика этого процесса объясняется одним из основных принципов бухгалтерского учета - принципом соответствия, согласно которо­му при определении финансовых результатов доходы должны соот­носиться с расходами, обусловившими эти доходы.

Коэффициент обновления. Определяет часть от имеющихся на ко­нец отчетного периода основных средств, которая составляет новые основные средства, и рассчитывается по формуле

Knfa = Стоимость поступивших (новых) основных средств за период/Стоимость основных средств на конец периода.

Коэффициент выбытия. Показывает, какая часть основных средств, с которыми предприятие начало деятельность в отчетном периоде, выбыла из-за ветхости и по другим причинам. Формула расчета такова:

Kofa = Стоимость выбывших основных средств за период/Стоимость основных средств на начало периода.[4]

На примере компании ООО МОСТ рассчитаем эти показатели, при следующих данных бухгалтерского учета:

Собственный капитал – 2546

Внеоборотные активы – 1513

Оборотные активы – 2456

Краткосрочные пассивы – 1874

Дебиторы – 546

Собственные оборотные средства - 954

Денежные средства – 1235

Износ основных средств – 159

Коэффициент текущей ликвидности

kлm = оборотные средства/краткосрочные пассивы. = 2456/1874=1,3

Коэффициент быстрой ликвидности

kлб = (Дебиторы + Денежные средства)/краткосрочные пассивы = (546+1235)/1874 = 0,9

Коэффициент абсолютной ликвидности (платежеспособности).

kла = Денежные средства/Краткосрочные пассивы = 1235/1874 = 0,6

Коэффициент обеспеченности текущей деятельности собствен­ными оборотными средствами.

Kwc = Собственные оборотные средства/Оборотные активы = 954/2456 = 0,3

Маневренность собственных оборотных средств

МК = Денежные средства/Функционирующий капитал = 1235/2546 = 0,5

4. Формула Дюпона: экономический смысл, значение

Что касается возможностей использования аналитических коэф­фициентов для внутрифирменного анализа и управления, то здесь не­обходимо отметить разработки в области факторного анализа, кото­рые велись также в эти годы. Прежде всего это относится к разработ­ке в 1919 г. схемы факторного анализа, предложенной специалистами фирмы Дюпон (The DuPont System of Analysis). К этому времени уже достаточно широкое распространение получили показатели рента­бельности продаж и оборачиваемости активов. Однако эти показате­ли использовались в некотором смысле бессистемно, т.е. самостоя­тельно, без увязки с факторами производства. В модели фирмы Дю­пон впервые несколько показателей увязываются вместе и приводятся в виде треугольной структуры, в вершине которой находится коэффи­циент рентабельности совокупного капитала ROA как основной пока­затель, характеризующий эффективность средств, вложенных в дея­тельность фирмы, а в основании два факторных показателя - рента­бельность продаж NPM ресурсоотдача ТАТ (см. рис. 1.).

В основу данной модели была заложена жестко детерминирован­ная факторная модель

Рn/TA = Рn/S*S/TA или ROA = NPM* ТАТ

где Рn - чистая прибыль;

ТА - всего активов;

S - выручка от реализации.

Рис. 1. Исходное представление факторной модели Дюпон

 

В теоретическом плане специалисты фирмы Дюпон не были нова­торами; они использовали оригинальную идею взаимосвязанных по­казателей, высказанную впервые Альфредом Маршаллом (Alfred Marshall) и опубликованную им в 1892 г. в книге «Элементы отрасле­вой экономики». Тем не менее заслуга их очевидна, поскольку была сделана попытка внедрить теоретические идеи в практику.

В дальнейшем данная модель была развернута в модифицирован­ную факторную модель, представленную в виде древовидной структу­ры, в вершине которой находится показатель рентабельности собствен­ного капитала (ROE), а в основании - признаки, характеризующие факторы производственной и финансовой деятельности предприятия. Основное отличие этих моделей заключается в более дробном выделе­нии факторов и смене приоритетов относительно результативного по­казателя. Достаточно подробное описание модифицированной фактор­ной модели фирмы Дюпон будет приведено ниже.

Необходимо, правда, отметить, что в отличие от разработок Уолла, сразу же получивших широкое распространение среди ученых и прак­тиков, модели факторного анализа, предложенные специалистами фирмы Дюпон, в течение длительного времени оставались невостре­бованными и лишь в последние годы им стали уделять гораздо большее внимание.

Достаточно эффективным способом оценки является использование жестко детерминированных фак­торных моделей; один из вариантов подобного анализа как раз и выполняется с помощью модифицированной факторной модели фирмы «DuPont», схематическое представление которой приведено на рис. 2.

Рис. 2 Модифицированная схема факторного анализа “DuPont

В основу приведенной схемы анализа заложена следующая жестко детерминированная трехфакторная зависимость (расшифровка обозна­чений показателей приведена в описании модели

ROE = Рn/S*S/A*A/E

Из представленной модели видно, что рентабельность собствен­ного капитала зависит от трех факторов: рентабельности продаж, ресурсоотдачи и структуры источников средств, авансированных в дан­ное предприятие. Значимость выделенных факторов с позиции теку­щего управления объясняется тем, что они в определенном смысле обобщают все стороны финансово-хозяйственной деятельности пред­приятия, его статику и динамику и, в частности, бухгалтерскую отчет­ность: первый фактор обобщает отчет о прибылях и убытках, вто­рой - актив баланса, третий - пассив баланса.[5]

Пример. Сравним деятельность двух компаний на предмет участия в них своим капиталом. Факторные разложения по модели Дюпона для них соответственно имеют вид:

26,9% = 5,6%- 1,2-4,0;

11,3% = 6,2%- 1,3 -1,4.

Если принимать решение, ориентируясь только на показатель рен­табельности собственного капитала, то инвестирование в первую ком­панию является более предпочтительным. Однако если мы проанали­зируем факторные разложения, то увидим, что первая компания явля­ется очень рисковой -- 75% общей суммы средств, авансированных в ее активы, представляют собой привлеченные средства. Поэтому, если мы не хотим рисковать своим капиталом, предпочтительнее участие в деятельности второй компании.

Библиографический список

1.                     Абчук В.А. Менеджмент. – СПб.: Союз,  2004.

2.                     Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала – М.: Юристъ, 2003.

3.                     Виханский О.Г., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Гардика, 2003. –  С.

4.                     Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: ЮНИТИ,  2002.

5.                     Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2004.


[1] Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2004. – С. 37

[2] Абчук В.А. Менеджмент. – СПб.: Союз,  2004. – С. 41

[3] Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала – М.: Юристъ, 2003. –  С. 53

[4] Виханский О.Г., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Гардика, 2003. –  С. 250

[5] Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: ЮНИТИ,  2002. – С. 205