1. Соотношение функций государства и государственного аппарата
К общесоциальному содержанию функций государства, управлению «общими делами» относится все то, что направлено на решение основных экономических, социальных, политических и иных задач, затрагивающих интересы общества на длительном историческом пути его жизнедеятельности. Основные общесоциальные функции обеспечивают существование, благополучие, а порой и выживание самого общества. Именно в этом смысле государственная организация общества приобретает большую социальную ценность.
Таким образом, функции государства выражают необходимость образования государства, его полезную миссию в обществе.
В функциональную характеристику государства входит и рассмотрение тех средств и способов, которые обеспечивают выполнение государством своих функций. Такой обеспечивающей структурой является государственный аппарат - система органов государства, создаваемых специально для выполнения функций государства.
В отличие от функций государства, функции государственного аппарата заключаются выработке определенного механизма реализаций функций государства, т.е. это конкретные мероприятия, обеспечивающие функции государтва.
Подчеркнем, что функции государства, а не различные функции различных ветвей власти, обеспечивает государственный аппарат в целом, в комплексе, в системе. Но при этом, разумеется, каждое звено этого аппарата, каждый орган имеет и свои собственные функции, представляющие разделение труда по управлению обществом. Вот почему надо различать функции государства, функции государственной власти и функции государственных органов.
Итак, для обеспечения выполнения своих функций в любом государстве формируется специальная структурная организация, называемая государственным аппаратом. Он олицетворяет материальную силу государственной власти., Аппарат государства - это система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами, единством конечной цели и взаимодействием, наделенных властными полномочиями, а также располагающих материально-техническими возможностями для осуществления своих функций. Государственные органы являются структурными звеньями государственного аппарата. Для образования государственного органа необходима правовая основа, т. е. издание специального нормативно-правового акта. Обычно система государственных органов устанавливается конституцией (основным законом государства). Различают представительные законодательные органы, принимающие законы (парламент, верховный совет, федеральное собрание, конгресс и т. д.), органы исполнительной власти (правительство, министерства и ведомства), - на эти органы возлагается обязанность организовывать реализацию принятых законов. И наконец, судебные органы, разрешающие различные имущественные и иные споры, контролирующие исполнение законов. Государственные органы обеспечивают осуществление сильной и эффективной государственной власти, которая не обязательно должна быть авторитарной, диктаторской. Необходима и возможна легитимная (основанная на законе) сильная власть. Государственные органы, как официальные представители государства, имеют право издавать нормативно-правовые (общего характера) либо индивидуальные правовые акты (акты применения права), обязательные для исполнения. Для государственного аппарата требуются специально подготовленные кадры чиновников-управленцев, обладающих необходимой квалификацией и профессионализмом. Слой людей, занятых на работе в аппарате государства и профессионально занимающихся управлением общественными делами, определяют как бюрократию (от греч. «бюрократ» - столоначальник, букв.: «власть стола»). Но этот термин используют и для обозначения отрицательной характеристики таких проявлений в деятельности государственного аппарата, как формализм, волокита, карьеризм, стремление к личной выгоде, коррумпированность и черствость, равнодушие к людям и их нуждам.
Если говорить о том, что первично, а что вторично: функции государства или государственного аппарата, то, очевидно, что первичны функции государства. Это связано с тем, что в зависимости от функций государства подыскиваются способы реализации этих функций, что возложено на государственный аппарат.
2. Как практически можно определить, является ли то или иное направление деятельности государства основным, т.е. функцией? Каковы критерии определения функций государства?
Функция государства - это необходимое, однородное, постоянное, целесообразное направление (сторона) его деятельности, обусловленное объективными потребностями общественного развития с точки зрения его внутренних и внешних задач.
Таким образом, если определенная деятельность государства приводит к тому, что происходит повышение уровня жизни населения, возрастает удовлетворение их потребностей, увеличивается степень безопасности жизнедеятельности и прочие улучшения, то можно сказать, что эта деятельность государства является его функцией. Это и критерий определения основных направлений деятельности государства, его важнейших функций, осуществление которых обеспечивается широким комплексом мероприятий, предусмотренных Конституцией практически во всех сферах общественной жизни.
3. Функции Российского государства
Экономическая функция
В ней наиболее полно проявляется современная роль государства в области хозяйствования. В её основе лежит реальная рыночная реформа, призванная модифицировать экономический механизм России. Эта функция государства сильно изменилась в ходе исторического существования государства от полного невмешательства в экономику (концепция “государства - ночного сторожа”) до полного контроля всей хозяйственной деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни (тоталитарные государства социалистического типа).
В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились хозяйственные связи, демократическое государство не остается наблюдателем со стороны. Оно активно разрабатывает и проводит экономическую политику, которая строится на принципах свободного рынка и свободного предпринимательства.
Государство влияет на экономику через налоговую политику, кредитно-финансовую и валютно-денежную системы.
В условиях развитых рыночных отношений, свободы предпринимательской деятельности, многообразия и равенства всех форм собственности, добросовестной конкуренции экономика развивается на основе саморегулирования. Вмешательство государства имеет определенные пределы. Оно сводится, как правило, к следующему:
а) выработке экономической политики;
б) управлению предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность. Их круг должен быть ограничен важнейшими отраслями, имеющими общегосударственное значение, например ядерной энергетикой, деятельностью в космосе, транспортом, связью и т.д.
в) установлению правовых основ рынка и ценовой политики, в частности, стимулированию государственными средствами предпринимательства и свободного труда, обеспечения равноправия всех форм собственности, правовой защите собственника, принятию мер для пресечения монополизма и недобросовестной конкуренции, охране прав потребителя и пр.
г) регулированию внешнеэкономических отношений государства
Обеспечение народовластия
Теория государства и права до самого последнего времени пытается обойтись без понятия функций государства в политической сфере. Безусловно, все функции государства носят политический характер, однако в политической области действует целая система политических институтов, учреждений государственных органов, через которые осуществляется функции народовластия. Это, прежде всего, представительные органы, выбираемые народом и уполномоченные от имени народа осуществлять государственную власть в стране, органы местного самоуправления, а так же осуществление народом своей власти непосредственно, через референдум.
Обладая верховенством в системе государственной организации, представительные органы сосредотачивают в своих руках государственное руководство обществом, выполняют функцию публичной власти, защиты конституционного строя. Содержание данной функции составляют:
1. реализация волеизъявления народа в форме законодательства (правотворчества).
2. обеспечение государственного суверенитета, определение правового положения конкретных территорий и управление ими.
3. официальное представительство общества, т.е. будучи носителем политической власти, государство представляет собой юридическую личность, субъект права. Вместе с тем осуществление функции обеспечения народовластия предполагает наличие правовых отношений между государством и обществом, зависимость государства от общества, ответственность перед ним.
4. защита конституционного строя, которая реализуется как специальными органами (Конституционным судом), так и непосредственно народом, путем осуществления права на сопротивление любой попытке насильственного изменения или устранения существующего конституционного строя.
Функция охраны прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка
Переход России от тоталитаризма к демократическому правовому государству возвел в ряд приоритетных функцию защиты прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка.
Это функция государственной деятельности проявляется в обеспечении государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и государства от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего мира и согласия в обществе, урегулирования общественных отношений, снятие социальных противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из различных классов, групп, слоев, - это насущная необходимость, одна из тех причин, которые вызывали возникновение государства.
Эта функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства граждан, а также на охрану государственного и общественного имущества, на охрану частной собственности.
Под общественным порядком понимается система общественных отношений, регулируемых нормами правового и неправового характера (нормами морали, нравственности, обычаями, традициями и т.п.)
Общественный порядок в более узком, специальном смысле представляет собой систему общественных отношений, которые складываются главным образом в общественных местах и по своему обеспечивают свободу и неприкосновенность личности, общественное спокойствие, нормальные условия для труда и отдыха граждан, функционирования и деятельности органов, предприятий, учреждений, организаций.
Охрана прав и свобод граждан гарантируется Конституцией Российской Федерации. А также другими нормативно-правовыми актами.
Новое в содержании данной функции состоит также в том, что, согласно статье 8 Конституции, "в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности". Сообразно с этим прежде всего должна осуществляться равная правовая защита всех форм собственности.
В современной обстановке возросло значение охраны правопорядка, предусматривающей обеспечение режима законности, предупреждение и сокращение правонарушений.
С учетом опасных тенденций в динамике роста и структуре преступности, представляющей угрозу национальной безопасности России, главное в охране правопорядка сегодня — это обуздание преступности.
В последнее время предприняты меры по концентрации усилий государства на этом важном направлении, подготовлена Федеральная программа борьбы с преступностью на ближайшие годы.
Особое место в правовом обеспечении борьбы с преступностью призван занять новый Уголовный кодекс Российской Федерации, вступивший в силу с 1 января 1997г. Важная роль в этом принадлежит также законам РФ "О прокуратуре РФ", "Об оперативно-розыскной деятельности", указам Президента Российской Федерации "О защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности", "О мерах по усилению борьбы с терроризмом" и др.
Неотложной мерой укрепления правовой основы обеспечения борьбы с преступностью является принятие новых Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов Российской Федерации.
Функция интеграции в мировую экономику
Рассматривая внешние функции государства, следует отметить, что интеграция России в мировое сообщество существенно изменила ее внешнюю политику и побудила к признанию ряда гуманистических и общедемократических норм и принципов в межгосударственных отношениях. И если ранее позиция нашего государства исходила из того, что соблюдение прав человека - сугубо внутреннее его дело и не подпадает под действие международного права, то на современном этапе Россия сотрудничает с другими странами по вопросам защиты прав человека, а так же в решении глобальных проблем мирового значения. При этом провозглашается, что общепризнанные нормы международного права составляют часть российского права; установлен приоритет международного договора перед внутригосударственным законом.
Осуществление функции интеграции в мировую экономику стало возможным с ослаблением напряженности между государствами и переходом России к рыночным отношениям. Эта функция основывается на признании экономической взаимозависимости государств в современном мире.
Проблема экономической интеграции играет важную роль в сохранении мирового порядка и установлению стабильных отношений между государствами. Поэтому стремление России к интеграции в мировую экономику привело к созданию в нашей стране нового механизма внешнеэкономической деятельности. Однако отсутствие в нашей стране сложившейся рыночной экономики в универсальном понимании (рынок капитала, рынок рабочей силы и рынок товаров) затрудняет интеграцию России в мировую экономику. Потребуется определенное время и большие усилия, главным образом экономического характера, чтобы снять барьеры на пути к интеграции.
Одним из таких барьеров стал сложившийся в нашей стране экономический кризис, связанный со скачкообразным ростом курса иностранных валют по отношению к рублю. Данный процесс вызвал недоверие со стороны западных партнеров и инвесторов российских компаний, счета которых были “заморожены”. Кроме этого, сказал свое слово мараторий Центрального Банка России на выплату внешних обязательств. Данное обстоятельство существенно подорвало и без того слабое доверие в российскую финансовую систему. В настоящее время правительство пытается исправить сложившуюся ситуацию, но уже ясно, что кризис нанес невосполнимый ущерб престижу России в крупных финансовых кругах мира. И именно этот факт существенно осложнит выполнение указанной функции государством.
4. Эволюции функций Российского государства.
Функции государства зависят от его задач, так как последние обуславливают само существование функций, определяют их содержание, воздействуют на формы и методы их осуществления.
Любые государства, находящиеся на одном этапе развития, имеют одинаковые функции, хотя отличия в их содержании, а тем более в формах и особенно в методах реализации могут быть самыми различными. Не следует понимать, что каждому этапу соответствуют «свои» функции, совершенно отличные от функций других этапов развития, и что с переходом государства на новый этап происходит полная или частичная замена его функций. Представляется, что появляются новые функции, однако большая часть уже существующих трансформируется и наполняется иным содержанием, что можно проследить на эволюции российского государства.
Уже в процессе становления и развития государства диктатуры пролетариата формируется система как внутренних, так и внешних функций, последовательность появления которых обусловлена целями и задачами, решаемыми данным государством. Его целью было обеспечение завоевания революции, завершение переходного периода от капитализма к социализму, поэтому внутренние задачи заключались в следующем.
Национализация земли, фабрик, заводов, банков обеспечивала переход в руки народа основных средств производства и создавала необходимые предпосылки для утверждения и развития общественной собственности, организации плановой системы хозяйства.
Индустриализация позволяла вывести страну на передовые научно-технические позиции, превратить ее в могучее промышленное государство.
Кооперация давала возможность использовать преимущества коллективного труда, развивать общий интерес на основе учета индивидуальности (частного) интереса. К сожалению, во многом кооперация была заменена на коллективизацию, что привело к глубоким и не всегда положительным изменениям в системе экономических отношений, во всем укладе жизни села, хотя идея была прогрессивной и демократической – укрепить союз рабочего класса и крестьянства.
Проведение культурной революции позволяло решить задачу ликвидации неграмотности, сформировать новую интеллигенцию, создать условия для духовного роста человека.
Следует отметить и еще одну задачу, обусловленную спецификой именно российского государства: решение национального вопроса. Создание многонационального государства на принципиально новых условиях позволяло ликвидировать национальный гнет и неравноправие наций, способствовало быстрому экономическому, социальному и культурному прогрессу бывших национальных окраин. Правда, на практике была проведена в жизнь сталинская идея автоматизации, а не федерализации.
Внешняя задача российского государства состояла в обеспечении мирных условий развития страны.
Функции государства диктатуры пролетариата были обусловлены стоящими перед ним задачами защиты революции, поэтому на первых порах его существования приоритетной была функция направления сопротивления свергнутых эксплуатационных классов, которая, в последующем, утратила это значение в связи с отсутствием классового сопротивления.
Отстаивая интересы революции, государство диктатуры пролетариата приступило к решению задач строительства нового общества, что обусловило появление следующих функций: хозяйственно - организаторской, связанной с монопольным руководством экономикой, планированием, организацией производства в масштабах всей страны; регулирование меры труда и меры потребления, решающей задачи государственного руководства и государственной организации трудовых и распределительных отношений, реализующей принцип «от каждого по способностям, каждому по труду»; культурно-воспитательной, состоящей в решении задач государства преимущественно в идеологической сфере, организации и руководства образованием, развитием литературы и искусства, физической культуры и спорта; охраны правопорядка, прав и свобод граждан, социалистической собственности. К внешним функциям государства диктатуры пролетариата относились функции обороны страны и борьбы за мир и мирное сосуществование государств с различным социально-экономическим строем.
Следующий этап развития российского государства характеризуется изменением его цели: уплотнение государства трудящихся, что повлекло и изменение внутренних задач: упрочение материально-технической базы социализма; развитие социалистических общественных отношений; воспитание нового человека. Изменения в качестве функций практически не произошло, если не считать того, что отпала функция подавления сопротивления свергнутых эксплуататорских классов, но следует констатировать, что все они наполнились новым содержанием. В дальнейшем появились две новые функции: оказание социальных услуг членам общества и природоохранительная. Внешняя задача осталась той же, однако возникли новые функции, связанные с изменением международной обстановки: братская взаимопомощь и сотрудничество со сторонами социализма; сотрудничество со странами, сбросившими колоссальную зависимость.
Политические и идеологические постулаты, составляющие основу данных функций, содержались не только в официальных партийных документах, но и закреплялись законодательно. Так, в Конституции СССР 1977 года констатировалось, что Советское государство «неуклонно» проводит политику мира, выступает за упрочение безопасности народов и широкое международное сотрудничество (ст. 28 п. 1).
Целью современного российского государства является формирование гражданского общества, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Изменение цели функционирования государства повлекло изменение его задач: обеспечить переход к рыночным отношениям; гарантировать свободу предпринимательства и добросовестной конкуренции; создать условия для реализации каждым права быть собственником; провести политическую реформу в интересах народа для дальнейшей демократизации политической системы.
Внутренние функции современного российского государства существенно не изменились: экономическая; оказание социальных услуг; экологическая; охраны правопорядка, прав и свобод граждан. Можно выделить в качестве самостоятельных функций – обеспечение народовластия; налогообложения и взимания налогов. Внешне же претерпели большие изменения. В частности, появились самостоятельные функции борьбы с международными преступлениями; международной охраной окружающей среды, а также функция интеграции в мировую экономику.