Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
Всероссийский Заочный Финансово Экономический Институт
Кафедра «Экономической теории»
Контрольная работа №1
Вариант 39
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»
|
Воронеж 2006г.
Вариант 39
Задание 1.
Антимонопольная политика государства.
Задание 2. Тест:
Альтернативные издержки дневной формы обучения включают:
а) оплату обучения;
б) стоимость учебников;
в) зарплату, которую можно было бы получить, работая вместо учебы;
г) все перечисленные варианты ответов верны.
Задание 3.
По данным эмпирических исследований эластичность спроса по цене на следующие товары и услуги выглядит так:
а) на медицинское оборудование – 0,6;
б) на зарубежные поездки – 4,0;
в) на телевизоры – 1,2.
Рассчитайте, на сколько изменится спрос при увеличении цены каждого товара и услуги на 2 %. Выгодно ли продавцу увеличивать их цену в каждом из перечисленных случаев?
Задание 1.
Антимонопольная политика государства.
Из всех рынков несовершенной конкуренции наиболее яркой противоположностью совершенной конкуренции является монополия, В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т.е. понятие отрасль и фирма совпадают.
Чистой монополией называют единственного в отрасли продавца товара, не имеющего заменителей. Монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких товаров – заменителей, выпускаемый продукт уникален. В этих условиях монополист обладает уникальной властью с точки зрения реализации продукта, контролирует цену и может влиять на нее, изменяя количество товара.
Относиться к монополизму однозначно отрицательно нельзя, так как существуют технологические олигополии, естественные монополии, обусловленные экономией от масштаба. Кроме того, временными монополистами становятся и фирмы - лидеры по внедрению научно-технических разработок. В этих случаях деятельность монополий экономически оправдана.
Однако, когда в экономике усиливаются тенденции применения монопольной власти, монополизм становится болезнью экономики, разрушающей рыночные механизмы. Он ведет к взвинчиванию цен, консервированию существующих технологий производства и, что особенно страшно, препятствует появлению новых капиталов в производстве.
Поэтому государство берет на себя функцию контроля за деятельностью монополий. Создается правовая база регулирования деятельности монополий и специальный орган, уполномоченный следить за выполнением антимонопольного законодательства. Во всех странах, где развивается промышленность, существует объективная необходимость принятия законодательства, ограничивающего возможность применения нечестных методов конкурентной борьбы, проявления монопольной власти на рынках несовершенной конкуренции.
В США антитрестовское законодательство стало развиваться с 1890 года, когда был принят первый антитрестовский документ – акт Шермана, который ограничивал власть формировавшихся трестов. В дальнейшем антитрестовское законодательство дополнялось, создавалась структура исполнительной власти – и в 1914 году организована Федеральная торговая комиссия, позже – антитрестовский отдел Министерства Юстиции США.
В России основными
документами, регламентирующими деятельность монополий, являются: Закон «О
конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (
Целью антимонопольной политики государства является пресечение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, т.е. деятельности, направленной не недопущение, ограничение или устранение конкуренции.
Антимонопольное регулирование включает в себя два направления:
· Структурное направление, связанное с регулированием структуры отрасли с целью препятствия возникновению или усилению доминирующего положения хозяйствующего субъекта;
· Функциональное направление, нацеленное на содействие развитию конкуренции на товарных рынках, запрещение действий хозяйствующих субъектов, направленных на ограничение конкуренции, ущемление интересов конкурентов или потребителей.
В рамках структурного направления проводится контроль за деятельностью предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке. По Российскому законодательству доминирующим на рынке признается предприятие, если его доля на рынке превышает 65%. Такие предприятия заносят в реестр монополистов. Предприятия, включенные в реестр, должны декларировать увеличение или снижение цены и объемов производства; они не могут необоснованно уменьшать объем продаж на данном рынке.
Министерство РФ по антимонопольной политике осуществляет контроль за слияниями и поглощениями предприятий. Если объединяются несколько предприятий, совокупная доля которых на рынке составляет более 35%, то министерство вправе запретить подобное слияние. Для пресечения деятельности монополиста может быть применено принудительное разукрупнение предприятий.
В рамках функционального направления запрещаются действия фирм, направленные на ограничение конкуренции, например изъятие фирмой товаров из обращения с целью создания дефицита или повышения цен; необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями; установление монопольно высоких (низких) цен и т.д.
Значительное внимание уделяется с ограничивающей конкуренцию практикой местных властей. В условиях нестабильной экономической ситуации в стране региональные власти часто пытаются незаконными методами поддержать свои предприятия. Например, под тем или иным предлогом запретить ввоз конкурирующих товаров из других областей. Это создает местными производителям монопольное положение, что, естественно, вызывает протесты Министерства по антимонопольной политике.
Антимонопольная политика в России осуществляется с учетом, как мирового опыта антимонопольного регулирования, так и особенностей развития экономики России.
В наследство от бывшего Советского Союза России досталась высокомонополизированная экономика. Предприятия, входившие во всеобъемлющую систему монополизма административно-командной экономики, в большинстве своем были недостаточно эффективны, производственные фонды — изношены, полноценной конкуренции не существовало. Страна находилась под гнетом всеобщего дефицита.
Основной сферой деятельности антимонопольных органов в России стало регулирование деятельности естественных монополий.
Государственное регулирование цен естественных монополий сильно усложняется распространенной в России практикой неплатежей. В этих условиях сложно подсчитать реальные издержки монополиста, ведь часть продукции не оплачивается вообще.
С выходом из экономического кризиса доходы естественных монополий должны возрастать, по мере решения проблемы неплатежей, а также в силу появления возможности получения дополнительных доходов за счет использования положительного эффекта масштаба.
Российские предпринимательские монополии в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности фактически утратили свою власть над рынком. Российские предприятия оказались в весьма невыгодных условиях. С развалом Советского Союза произошел разрыв хозяйственных связей, поскольку предприятия-смежники оказались разделены государственными границами. Переход к рынку потребовал нового типа мышления менеджеров предприятий, но большинство предприятий не было готово к кардинальной перестройке управления. Многие отечественные предприятия-монополисты оказались неконкурентоспособными по сравнению с иностранными компаниями, и в конечном счете — убыточными, так как государство резко сократило заказы, а потребительский спрос населения переключился на импортные товары.
Решить проблему обновления производства и переориентации управления на новые условия хозяйствования предполагаюсь с помощью приватизации государственной собственности, итогом приватизации стал переход монополизма административно-командной экономики в его рыночные формы.
Учитывая кризисное состояние экономики, российское законодательство повысило допустимую долю продукции предприятия в отрасли, что является свидетельством наличия монополизации рынка. Эта доля поднялась с 35 до 65% (по сравнению с Западом — очень большая доля). Послабления антимонопольного законодательства в России связано с низкой конкурентоспособностью российских товаров по сравнению с товарами мирового рынка. В этих условиях жесткое антимонопольное давление государства может подорвать отечественное производство. Но в дальнейшем, по мере того, как российские предприятия адаптируются к условиям открытой рыночной экономики, меры государственного регулирования предпринимательских монополий в России будут ужесточаться.
Задание 2. Тест:
Альтернативные издержки дневной формы обучения включают:
а) оплату обучения;
б) стоимость учебников;
в) зарплату, которую можно было бы получить, работая вместо учебы;
г) все перечисленные варианты ответов верны.
Ответ: «в», т.е. «зарплату, которую можно было бы получить, работая вместо учебы».
Пояснение:
Рассмотрим подход к оценке затрат ресурсов – концепцию альтернативных издержек. Пусть ресурс X можно применить при производстве блага A, то его уже не используешь при производстве блага B. При этом в качестве блага B для оценки размера издержек следует выбрать лучшую из отвергнутых альтернатив использования ресурса. Итак, согласно концепции издержек упущенных возможностей альтернативные издержки – это ценность благ, которые можно было бы получить при наиболее выгодном из всех возможных способов использования данного ресурса. Описанный метод оценки затрат ресурсов называют экономическим, сами же издержки называют альтернативными, а так же издержками упущенных возможностей. Возможны различные варианты классификации альтернативных издержек. Прежде всего, следует выделить экономические и бухгалтерские издержки. В свою очередь экономические издержки представляют собой альтернативные издержки в форме явных и неявных издержек. Зарплата, которую можно было бы получить, работая вместо учебы, относится к неявным издержкам. Неявные издержки определяют альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащим владельцам производства. Неявные издержки равны денежным платежам, которые могли бы быть получены за самостоятельно используемый ресурс при наилучшем (из возможных) способе его применения, и поэтому являются недополученными.
Задание 3. Задача.
По данным эмпирических исследований эластичность спроса по цене на следующие товары и услуги выглядит так:
а) на медицинское оборудование – 0,6;
б) на зарубежные поездки – 4,0;
в) на телевизоры – 1,2.
Рассчитайте, на сколько изменится спрос при увеличении цены каждого товара и услуги на 2 %. Выгодно ли продавцу увеличивать их цену в каждом из перечисленных случаев?
Решение
Для решения данной задачи используем следующую формулу:
,
где E коэффициент эластичности.
Пусть X будет изменение объёма спроса, тогда
а) X (на медицинское оборудование) = 0,6*2 %=1,2 %
1,2 % < 2,0 %, т.е. «ВЫГОДНО»;
б) X (на зарубежные поездки) = 4,0*2 %=8 %
8,0 % > 2,0 % т.е. «НЕ ВЫГОДНО»;
в) X (на телевизоры) = 1,2*2 %=2,4 %
2,4 % > 2,0 % т.е. «НЕ ВЫГОДНО».
Ответ: При увеличении цены каждого товара и услуги на 2 % изменения спроса составили: в случае «а» 1,2 %, в случае «б» 8 %, а в случае «в» 2,4 %. В случае «а» увеличение цены целесообразно и выгодно, так как процентное увеличение цены больше чем процентное падение спроса. Увеличение цены вызвало рост дохода при продаже товара. А в случаях «б» и «в» не выгодно, так как процентное изменение цены меньше процентного изменения величины спроса.