Содержание

Введение.......................................................................................................... 2

2. Регулирование импортных операций в РФ........................................... 3

2.1. Анализ валютного контроля в России........................................................................... 3

2.2. Механизм валютного контроля за платежами по импортным контрактам... 11

3. Контроль за импортом алкогольной продукции............................... 16

Заключение.................................................................................................. 23

Список используемой литературы........................................................... 26

Введение

Актуальность исследования. Прошло более десяти лет с начала реформирования российской экономики и ее интеграции в мировое экономическое сообщество. Изменения затронули все стороны жизни, включая банковскую и внешнеэкономическую сферы. Создание в России открытой экономической системы привело к отказу государства от валютной монополии и действующих ранее ограничений в области внешней торговли.

Сегодня проблема организации валютного контроля довольно часто обсуждается российскими экономистами. Появились научные работы, публикации в специализированных и периодических изданиях, а также учебные пособия для высшей школы, которые рассматривают систему валютного контроля в Российской Федерации.

Теоретической и методологической основой стали работы отечественных ученых-экономистов в области валютных операций и внешнеэкономической деятельности, которые определили главные направления исследования. При написании работы использовались нормативно-правовые документы законодательства Российской Федерации, инструкции и положения Центрального банка России. Проведенные исследования базировались на ряде методов научного познания - сравнения, анализа и синтеза, системного подхода к объекту исследования, метода экспертных оценок.

Информационную базу исследования составили официальные статистические материалы Банка России, данные нескольких тюменских коммерческих банков, публикации в периодической печати, а также информация, полученная в ходе наблюдений за деятельностью ряда внешнеэкономических организаций.

2. Регулирование импортных операций в РФ

2.1. Анализ валютного контроля в России

Главная задача Банка России как основного органа валютного регулирования состоит в разработке нормативно-правовой базы, определяющей порядок осуществления юридическими и физическими лицами валютных операций, полномочия и функции уполномоченных банков как агентов валютного контроля, ответственность за нарушения валютного законодательства, а также взаимодействие органов валютного контроля. Ее требования обязательны для всех участников валютного рынка и внешнеэкономической деятельности. В настоящее время нормативно-правовая база валютного регулирования и валютного контроля, разработанная Банком России, насчитывает более 200 нормативных актов, регулирующих основные вопросы правоотношений, включая:

-         операции с валютными ценностями, в том числе ввоз-вывоз валютных ценностей и репатриацию экспортной валютной выручки в Российскую Федерацию;

-         операции покупки и продажи иностранной валюты (в том числе наличной) на внутреннем валютном рынке;

-         рублевые операции нерезидентов;

-         операции с драгоценными металлами и природными драгоценными камнями;

-         деятельность органов и агентов валютного контроля и их полномочия;

-         ответственность за нарушения валютного законодательства и порядок применения санкций.

В целях преодоления кризисных явлений, обострившихся после августа 1998 года, нормотворческая деятельность Банка России в области валютного регулирования существенно активизировалась. Только с сентября 1998 года было принято около 40 нормативно-правовых актов, регулирующих внутренний валютный рынок, а также устанавливающих более жесткий контроль за совершением резидентами внешнеторговых сделок[1].

В сентябре 1998 года из-за задержки поступления в страну экспортной валютной выручки предложение валюты на внутреннем валютном рынке существенно сократилось, что повлекло за собой резкие колебания курса рубля к доллару. В сложившихся условиях, учитывая, что практически единственным источником предложения валютных ресурсов является продаваемая экспортерами валютная выручка, Банк России в срочном порядке принял пакет мер регулирующего воздействия, направленных на обеспечение полноты и своевременности ее репатриации и создание нового механизма регулирования внутреннего валютного рынка, отсекающего возможность спекулятивного давления на курс национальной валюты.

Во-первых, совместно с ГТК России разработаны нормативные документы, усилившие контроль за репатриацией валютной выручки от экспорта товаров и повысившие ответственность экспортеров за ее незачисление на счета в уполномоченных банках в сроки, указанные в документах таможенно-банковского контроля.

Во-вторых, изменена система торгов на межбанковских валютных биржах, что обеспечило экономически более обоснованный механизм курсообразования и отделение торговли валютой по внешнеторговым операциям от спекулятивных сделок.

В-третьих, установлен более жесткий контроль за уполномоченными банками и их клиентами при осуществлении операций покупки иностранной валюты за рубли на внутреннем валютном рынке и целевым использованием приобретенной валюты.

В четвертых, организованы ежедневное статистическое наблюдение и контроль за движением средств на транзитных валютных счетах резидентов и продажей экспортной валютной выручки на межбанковских валютных биржах.

Контроль за экспортно-импортными операциями резидентов осуществляется Банком России и ГТК России в рамках системы таможенно-банковского контроля, идеология которой построена на “стыковке” по срокам и объемам стоимости перемещаемых через границу товаров и осуществленных платежей. В рамках данной системы создана единая информационная база о платежах и поставках товаров. В настоящее время система таможенно-банковского контроля охватывает только внешнеторговые сделки, предусматривающие вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме “экспорт”, расчеты между резидентами и нерезидентами по которым осуществляются в иных валютах, чем валюта Российской Федерации, а также ввоз товаров в таможенных режимах “выпуск для свободного обращения” и “реимпорт”, по которым расчеты полностью или частично осуществляются в иностранной валюте.

В 1998 году таможенно-банковским контролем было охвачено около 70% российского экспорта и 65% российского импорта. Использование системы таможенно-банковского контроля позволило сократить невозврат валютной выручки от экспорта товаров примерно с 40% в 1992-1993 годах до 9% в 1995 году и до 5% в 1998 году.

Вместе с тем Банк России считает необходимым усилить скоординированную с ГТК России и ВЭК России работу по дальнейшему реформированию системы таможенно-банковского контроля за экспортно-импортными операциями в направлении повышения оперативности и достоверности представления информации по товарным и финансовым потокам во внешней торговле и распространения технологии системы на валютные операции, осуществляемые в иных таможенных режимах, а также на операции между российскими резидентами и их иностранными контрагентами в рублях. Это позволит контролировать еще примерно 20% российского внешнеторгового оборота.

По состоянию на начало 2000 года Банк России имеет основания констатировать, что в результате принятых регулирующих мер и усиления контрольной работы первая, самая неотложная задача по обеспечению полноты и своевременности репатриации в страну экспортной валютной выручки и увеличению предложения валюты на внутреннем валютном рынке в целом выполняется.

Обеспечено стабильное предложение иностранной валюты на внутреннем валютном рынке за счет возврата в страну экспортной валютной выручки. Объемы ее продаж на специальных торговых сессиях ММВБ (а это основная торговая площадка страны) увеличились с 1,7 млрд. долларов в октябре до 2,5 млрд. долларов в декабре 1998 года.

Большую роль в повышении наполняемости рынка валютными ресурсами сыграло увеличение норматива обязательной продажи части экспортной валютной выручки с 50 до 75%. Следует подчеркнуть, что введение новой нормы стало возможным в результате оперативных и согласованных действий Правительства Российской Федерации, Банка России и Государственной Думы при работе над проектом Федерального закона “О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики”. Учитывая особую важность и необходимость безотлагательной реализации данного решения, после принятия указанного Федерального закона 29 декабря 1998 года Банк России уже 31 декабря внес необходимые изменения в нормативно-правовую базу.

В результате, несмотря на ежегодное сезонное сокращение поступлений валютной выручки в начале каждого года, в январе 1999 года наполняемость рынка валютными ресурсами сохранилась на уровне предыдущего месяца. В последующие месяцы предложение экспортной валютной выручки на рынке стабильно увеличивалось – до 2,6 млрд. долларов в феврале и 3-3,1 млрд. долларов в марте-апреле 1999 года.

В настоящее время главная задача валютного контроля - ограничить масштабы утечки капитала из страны при одновременном поддержании предложения валюты на внутреннем валютном рынке. Масштабы и скорость нарастания оттока капитала таковы, что они создают реальную угрозу для экономической безопасности Российской Федерации.

Необходимо признать, что в стране сформировалась организованная сеть недобросовестных хозяйствующих субъектов, специализирующихся на использовании “серых” схем перевода валютных средств за границу, формально прикрываемых внешнеторговыми контрактами (фактически – притворными сделками). Особенно велик масштаб мошеннических операций, связанных с переводами валюты в оффшорные зоны фирмами-однодневками по заключенным импортным контрактам, предусматривающим 100%-ные авансовые платежи, а также по импортным контрактам на оказание услуг и предоставление результатов интеллектуальной деятельности.

В последние месяцы проблема операций, связанных с экономически не обоснованными переводами валютных средств в оффшорные зоны, приобрела критическую остроту. В 1999 году их ежемесячный объем увеличился с 800 млн. долларов в январе до 1 млрд. долларов в марте, то есть более одной трети от всей продаваемой экспортерами валютной выручки “уходит” в оффшоры.

Не поддаются экономической логике объемы валютных средств, обращающихся на корреспондентских счетах, открытых иностранными банками, зарегистрированными в оффшорных зонах, в российских банках. В 1998 году дебетовые обороты по таким счетам составили 78 млрд. долларов, или более 70% от общего объема средств, списанных с корреспондентских счетов банков-нерезидентов, и в течение года они возросли почти вдвое. Только по корреспондентским счетам банков, зарегистрированных в Республике Науру, в 1998 году дебетовые обороты составили 70 млрд. долларов, что более чем в 2 раза превышает объем российского импорта из стран дальнего зарубежья и свидетельствует об очевидной деформированности внешнеторговых и финансовых потоков и использовании схем утечки валютных средств за границу через корреспондентские счета оффшорных банков.

Банк России считает, что в целях обеспечения адекватной реакции со стороны государства на развитие “инфраструктуры”, обслуживающей теневые схемы оттока валюты из страны, изощренность схем “бегства” капитала, а также на скорость реакции недобросовестных хозяйствующих субъектов на принимаемые меры валютного регулирования и валютного контроля должны быть приняты оперативные и скоординированные меры по внесению изменений и дополнений в действующую законодательную базу. По инициативе Банка России и при его активном участии Правительством Российской Федерации были подготовлены и внесены в Государственную Думу следующие законопроекты:

проект Федерального закона “О внесении дополнения в статью 193 Уголовного кодекса Российской Федерации”, предусматривающий усиление ответственности участников внешнеэкономической деятельности за нарушение требований валютного законодательства за счет введения норм уголовной ответственности за незаконный перевод валютных средств за границу;

проект Федерального закона “О внесении дополнения в статью 28 Федерального закона “О банках и банковской деятельности”, предоставляющий Банку России право определять порядок установления кредитными организациями корреспондентских отношений с банками, зарегистрированными на территории оффшорных зон иностранных государств;

проект Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О валютном регулировании и валютном контроле”, ограничивающий максимальные размеры единовременного вывоза наличной валюты физическими лицами.

Ключевым элементом в пакете законодательных решений, направленных на противодействие утечке капитала за границу в сфере внешней торговли, являются предложения по внесению изменений и дополнений в Федеральный закон “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности”.

Суть предлагаемых мер сводится к необходимости:

- введения лицензирования отдельных видов внешнеторговой деятельности, государственной регистрации и экспертизы внешнеторговых контрактов, имеющих целью пресечение недобросовестной практики ведения внешнеторговой деятельности (прежде всего фирмами-однодневками) и объективно необходимое сокращение числа посреднических организаций во внешней торговле;

- четкого законодательного определения понятий и терминов, связанных с экспортом и импортом работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности;

- установления минимального набора обязательных требований к внешнеторговым контрактам и документам, подтверждающим предоставление и получение услуг и результатов интеллектуальной деятельности.

Со своей стороны Банк России в соответствии с действующим законодательством и в рамках своей компетенции многое делает для того, чтобы ограничить отток капитала за границу. Только за последние месяцы подготовлен и принят ряд жестких мер валютного регулирования и валютного контроля.

1. Разработан порядок валютного контроля со стороны уполномоченных банков за операциями их клиентов, связанными с переводами валюты за границу по договорам, требующим особого внимания. Повышена ответственность кредитных организаций и их клиентов за неисполнение требований валютного законодательства.

2. Введено требование обязательного открытия юридическими лицами - резидентами рублевых депозитов в уполномоченных банках в размере 100% средств, перечисленных на покупку валюты для оплаты импорта товаров до их ввоза в страну. Исключения предусмотрены в случаях использования резидентами таких общепринятых в международной внешнеторговой практике инструментов обеспечения, как открытие безотзывных аккредитивов, заключение договоров страхования риска невозврата переведенной по импортным контрактам иностранной валюты, получение гарантий первоклассных иностранных банков и некоторых других инструментов.

3. Запрещено проведение конверсионных операций рублевых средств нерезидентов, полученных от осуществления ими текущих операций с резидентами, по корреспондентским счетам иностранных банков, открытым в уполномоченных банках.

4. В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 15 марта 1999 года № 334 “Об изменении обязательной продажи части валютной выручки” установлен порядок контроля за обязательной продажей экспортной валютной выручки, являющейся залогом погашения экспортерами валютных кредитов (займов), фактически полученных и зачисленных на счета в уполномоченных банках до 15 марта 1999 года.

Принятые Банком России решения во многом носят вынужденный характер и являются адекватной реакцией на конкретные условия, связанные с высоким уровнем криминализации экономики и, в частности, с уходом от налогообложения, конверсией неучтенных доходов в валюту с целью ее последующего перевода за границу с использованием “серых” схем.

Результатом принятых решений стало существенное (на 0,5 млрд. долларов) снижение в апреле по сравнению с мартом спроса на иностранную валюту на биржевых сессиях ММВБ. Ситуация на внутреннем валютном рынке начиная с конца первой декады апреля приобрела достаточную устойчивость. Курс рубля к доллару за этот период повысился почти на один рубль (с 25 до 24 рублей за доллар), а в целом за апрель он не изменился (при уровне инфляции в апреле 3%).

Таким образом, анализ ситуации на внутреннем валютном рынке подводит к доказательному выводу о том, что в условиях кризиса и разбалансированности отдельных сегментов финансового рынка, неразвитости рублевых финансовых инструментов, а также криминализации экономики меры в области валютного регулирования и валютного контроля достаточно эффективны и требуют дальнейшего развития. В то же время, исходя из ограниченности возможностей применения только таких мер в борьбе с утечкой капитала за границу, решение данной проблемы Банк России видит прежде всего в реформировании законодательной базы внешней торговли, а также в улучшении координации деятельности органов валютного контроля и правоохранительных органов.

2.2. Механизм валютного контроля за платежами по импортным контрактам

В основе методологии валютного контроля за осуществлением импортных сделок, так же как и при контроле за экспортными сделками, лежит сопоставление информации банков о движении денежных средств в оплату импортируемых товаров с информацией таможенных органов о ввезенных товарах. Инструкция ЦБ РФ и ГТК РФ № 30 (1995 г.) распространяется на импортные сделки, срок совершения которых не более 180 календарных дней.

Сделки, предусматривающие превышение срока в 180 календарных дней между днем оплаты импортируемого товара и датой его таможенного оформления (и наоборот), могут быть осуществлены только при наличии лицензии Банка России на совершение валютных операций, связанных с движением капитала, Под датой оплаты подразумевается дата валютирования банковской операции по списанию средств со счета "ностро" банка-импортера или зачисление средств на счет "лоро" иностранного банка или банка — его корреспондента в пользу иностранной стороны по контракту или ее приказу. Под датой таможенного оформления импортируемого товара понимается дата принятия ГТД таможенным органом, осуществляющим таможенное оформление данного товара. Импортеру запрещено после совершения сделки переуступать права по ней третьим лицам (кроме банка-импортера) до завершения таможенного оформления товара.

Применительно к валютному контролю, расширилось само содержание понятия "импортируемые товары".

Ранее под ними понимались товары, ввозимые на таможенную территорию РФ, платеж за которые произведен или будет произведен. То есть критериями являлись: ввоз на таможенную территорию и обязательный встречный денежный эквивалент. Теперь же единственным критерием отнесения товара к разряду "импортируемых" является его фактический ввоз на таможенную территорию.

Критерий наличия обязательного встречного денежного эквивалента был отменен, так как прежде под ним понималась исключительно оплата импортируемых товаров, то есть выполнение импортных условий контракта. Однако обязательный встречный денежный платеж возникает не только в силу контракта, но и по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения его условий импортером в качестве возмещения причиненного вреда. Размеры такой возможной компенсации в целях валютного контроля, безусловно, должны учитываться заранее, а потому и установлено обязательное оформление ПСи на любые контракты, по которым товары фактически ввозятся на таможенную территорию РФ.

Такое новшество представляется оправданным, поскольку обеспечивает возможность осуществления импортного валютного контроля (ПСи оформляется на любой ввозимый товар) в случае утери, уничтожения или повреждения товара по вине Импортера (резидента, заключившего контракт, предусматривающий фактический ввоз товара на таможенную территорию РФ) вне зависимости от избранного таможенного режима и возникновения обязанности материальной компенсации за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий контракта импортером.

Для целей осуществления валютного контроля применяется паспорт сделки. Паспорт сделки оформляется резидентом в уполномоченном банке при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. Паспорт сделки содержит сведения, необходимые для обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами (Инструкция Центрального банка РФ от 15 июня 2004 г. № 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок").

По каждому отдельному контракту оформляется один паспорт сделки, только при наличии которого возможна оплата импортных товаров. При благополучном завершении сделки в течение одного календарного месяца с латы выпуска товаров на таможенную территорию импортер должен представить в банк импортера копию ГТД с подписью должностного лица таможенного органа, разрешившего ввоз товара, с оттиском его личной номерной печати.

Оплата импортером импортируемых товаров до их отгрузки в адрес получателя в Российской Федерации возможна:

а) при выдаче банком импортера гарантии валютного контроля;

б) при непревышении суммы предоплаты предельной суммы, разрешенной Банком России к переводу без гарантии валютного контроля в течение одной рабочей недели.

Гарантия валютного контроля представляет собой выдаваемое банком импортера по просьбе импортера обязательство, в котором банк обязуется уплатить суммы, причитающиеся к уплате, при привлечении импортера к финансовой ответственности, которая возникает при непоступлении товаров, за которые была произведена предоплата, и невозврате ранее переведенных средств в иностранной валюте.

Исполнение контракта с предоплатой предполагает, что в случае непоступления товаров на территорию государства в течение 180 календарных дней и невозврата перечисленных денег импортеру надлежит заплатить штраф в размере 100% от произведенных за рубеж перечислений. Если же импортер не в состоянии заплатить штраф, то эту сумму государству возвращает банк-гарант из собственных средств. Клиент освобождается от ответственности перед контрольными органами, но продолжает нести ее перед своим банком. В случае неуплаты штрафа ни импортером, ни банком в 3-дневный срок с момента получения банком требования от ГТК последний поручает взыскание этих средств ВЭК (службе валютно-экспортного контроля) России.

Уполномоченный банк ведет в электронном виде базу данных по валютным операциям с отражением в ней следующей информации:

номер счета резидента или нерезидента;

дата совершения валютной операции;

код вида валютной операции;

сумма валютной операции по списанию средств со счета (зачислению средств на счет);

код страны банка - получателя (отправителя) платежа в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира;

номер паспорта сделки (при его наличии в соответствии с требованиями настоящей Инструкции);

сумма валютной операции в единицах валюты цены контракта (договора) в случаях, установленных настоящей Инструкцией.

По усмотрению уполномоченного банка в указанную в настоящем пункте базу данных может быть включена иная информация, необходимая для выполнения уполномоченным банком функций агента валютного контроля в соответствии с актами валютного законодательства Российской Федерации, актами органов валютного регулирования и актами органов валютного контроля.

Резидент осуществляет валютные операции по кредитному договору только через свои счета, открытые в банке ПС, за исключением валютных операций по кредитному договору, проводимых через счета, открытые в банке-нерезиденте в случаях, предусмотренных актами валютного законодательства Российской Федерации или актами органов валютного регулирования, либо в иных случаях - на основании разрешений, выданных Банком России.

3. Контроль за импортом алкогольной продукции

Производство и реализация алкогольной продукции в России на протяжении многих лет - одно из наиболее экономически выгодных видов деятельности, что определяет особое значение этой сферы для российской экономики и необходимость участия государства в ее регулировании.

За последние годы ситуация на алкогольном рынке изменилась. Если в 1998-2000 гг. российский рынок был насыщен импортной алкогольной продукцией и пивом, что явилось следствием благоприятных условий для осуществления внешней торговли и фактически бесконтрольного развития легального выпуска товаров внутри страны, то в настоящее время он заполнен в основном отечественными изделиями.

Доля алкогольных напитков и пива в структуре импорта Россией продовольственных товаров за последние годы существенно изменилась. Так, в 2001 г. их удельный вес составлял почти 14%, в 2002 г. - 4 %. В 2004 г. объем алкогольной продукции и пива в структуре импорта продовольствия составил более 6 %.

Финансовый кризис 2001 г. оказал существенное влияние на импорт продовольствия в целом, в том числе и на закупки алкогольной продукции. Если в 1997 г. рост импорта продовольствия по сравнению с 1999 г. составил 13 %, алкоголя - 2 %, то в 1998 г. закупки продуктов питания за год сократились на 19 %, алкоголя - 18 %. В 2002 г. импорт продовольствия и алкоголя продолжал сокращаться, стоимость их закупок снизилась соответственно на 25 и 61 %. В 2003 г. при спаде закупок продовольствия на 9 % импорт алкогольной продукции увеличился на 30 %. В 2004 г. наблюдалось дальнейшее увеличение импорта алкогольных товаров и пива, рост которых по сравнению с 2003 г. составил более 33%.

Ситуация с поставками алкогольных изделий и пива на российский рынок показала, что 2002 г. был периодом наибольших изменений. Финансовый кризис 1998 г., а также принятые государством меры по защите отечественных производителей и внутреннего рынка существенно отразились на объемах и структуре импорта алкогольной продукции. В соответствии с Законом Российской Федерации от 31.03.99 № 61 -ФЗ был установлен запрет на импорт этилового спирта. Введение лицензирования на импорт водки, сокращение числа таможенных пунктов пропуска алкогольной продукции позволили усилить ее контроль над импортом и экспортом, а также повлиять на снижение контрактных цен.

В 2002 г. на долю стран дальнего зарубежья в общем объеме российского импорта алкогольной продукции пришлось 46 %, что соответствовало уровню 1998 г.

Основу импорта из стран дальнего зарубежья в 2002г. определяли крепкие спиртные напитки (41 % стоимости импорта из этих стран) и вина виноградные (34%).

Поставки пива и алкогольной продукции из стран СНГ в 2002 г. были в 2,5 раза меньше, чем в 1998 г. При этом более чем в 15 раз сократились закупки пива, в 2,5 - крепких спиртных напитков и вермутов, в 2,4 раза - вин виноградных. Средние контрактные цены на алкогольные изделия снизились по сравнению с 1998 г.

В структуре импорта алкогольной продукции из стран Содружества основу составляли вина виноградные, главный поставщик которых - Молдова (76 % импорта из стран СНГ).

Стоимость экспорта алкогольной продукции и пива России в 2002 г. составила 46 млн. долл. (84 % к уровню 1998 г.), в том числе в страны дальнего зарубежья - 32,3 млн. долл., в страны Содружества - 13,7 млн. долл. Главный продукт российского экспорта - водка и крепкие спиртные напитки, на долю которых в общем объеме экспорта алкогольной продукции приходилось около 60 %. Пива на экспорт в течение года отправили на 5,6 млн. долл. При этом основную часть поставляли в страны Содружества (73 % к общему экспорту пива).

В 2003 г. стоимостный объем импорта России алкогольной продукции и пива составил более 406 млн. долл. США, что почти в 1,3 раза больше, чем за 2002 г. В том числе из стран дальнего зарубежья импорт вырос на 17 %, а из стран СНГ - более чем в 1,4 раза.

Доля стран дальнего зарубежья в общем объеме импорта алкогольной продукции в 2003 г. по сравнению с 2002 г. снизилась с 47 до 42 %, стран СНГ увеличилась с 53 до 58 %.

По сравнению с 2002г. наблюдался рост импортных поставок всех видов алкогольной продукции, кроме водки. Стоимостные объемы импорта пива увеличились в 1,9 раза, крепких спиртных напитков - в 1,6, вин виноградных и вермутов - на 17 %. На 16 % сократился стоимостный объем импорта водки в Россию.

Основной импортный товар в группе алкогольной продукции в 2003 г. - вина виноградные, удельный вес которых в общем объеме составил почти 50 %. Закупки вин виноградных осуществляли в основном в странах СНГ (74,6 % к общему объему). Главный поставщик этой продукции - Молдова, на долю которой пришлось более 70 % стоимостного объема импорта виноградных вин из стран Содружества.

Доля стоимости импортных крепких спиртных напитков составила более 32%. Их закупали в странах дальнего зарубежья (преимущественно, коньяк, бренди, виски и джин) по ценам в 5 раз выше, чем в странах Содружества (коньяк и бренди). В течение года средние контрактные цены на продукцию, импортируемую из стран дальнего и ближнего зарубежья, выросли на 22 % и 14 %.

Основные поставщики крепких спиртных напитков из стран дальнего зарубежья - Франция, Великобритания, Ирландия, Германия и Мексика. На их долю пришлось более 85 % к общему объему ; импорта из этих стран, а из стран СНГ - такие напитки поставлял Азербайджан* Армения, Молдова и Грузия.

Насыщение рынка отечественной алкогольной продукцией и пивом позволило России в 2003 г. осуществить ее экспорт на сумму 61,3 млн. долл., и по сравнению с 2002 г. рост поставок составил 33 %. При этом экспорт основных продуктов из этой группы, составляющий 56% экспорта, увеличился: крепких спиртных напитков - на 56 %, водки - на 31 %, пива - в 2,4 раза, вермутов - в 40 раз, вин виноградных - на 22 %.

За 1998-2004 гг на территорию России было завезено 640,5 млн. л пива на сумму 438,5 млн. долл. США. Причем, течение 1998-2002 гг наблюдал и устойчивое ежегодное снижение объемов Импорта пива. В 2002 г. ввоз пива по сравнению с 1998 г. сократился почти в 13 раз! Однако, начиная с 2003 г, наметился объемов импорта пива и в 2004 г он превысил уровень 1997 г.

Динамика импорта пива в течение 1998-2002 гг свидетельствует, что спад объемов за 1996-1998 гг составлял среднем более 30 % в год.

В 2002 г. закупки пива были самыми наименьшими за анализируемые годы. По сравнению с 1998 г. импорт пива в 2002 г. сократился почти в 4 раза и составил всего 15,3 млн. л. В 2004 г. на территорию России было ввезено 95,4 млн. л пива на сумму 35,4 млн долл., причем 85 % объема из стран Содружества. По сравнению с 2003 г. импорт пива вырос на 78 %, а если сопоставить с 2002 г., его рост увеличился более чем в 6 раз. Такое положение в последние два года было вызвано резким увеличением ввоза пива с Украины. В 2004 г. на долю Украины пришлось более 82 % к общему объему импорта пива и 60 % к его стоимости.

В общем импорте продовольственных товаров на долю пива приходилось в 1998 г. около 1 %, в 2002 г. - 0,2 %, в 2004 г. - 0,4 %. В группе алкогольной и безалкогольной продукции удельный вес пИва снизился с 7,9 % в 1998 г. до 4,1 % в 2002 г., а в 2004 г. он вырос до 6,5 %.

В предыдущие годы основными поставщиками пива в Россию были страны дальнего зарубежья, на долю которых приходилось более 80 % к общему объему импорта пива. Среди этой группы стран наибольшие закупки пива осуществляли в Германии, Финляндии и Нидерландах. Однако в течение 1998-2002 гг. зафиксирован спад поставок пива из Нидерландов и США.

Снижение объемов импорта пива в течение последних лет оказало положительное влияние на увеличение внутреннего производства пива и способствовало росту поставок пива. Объемы его экспорта Россией за 1998-2002 гг. составили 82,6 млн. л на сумму 56,7 млн. долл. США, в том числе в страны СНГ - 44,1 млн. долл. (66,5 млн. л).

Основные потребители российского пива - Казахстан, Азербайджан и Монголия.

Удельный вес экспорта пива в группе алкогольной и безалкогольной продукции увеличилась с 2 % в 1996 г. до 17 % в 2004 г.

В 2004 г. таможенными органами было оформлено импортной алкогольной продукции на сумму 541 млн. долл., что составило 6,3 % к общей стоимости импорта продовольственных товаров. По сравнению с предыдущим периодом закупки алкогольной продукции по стоимости увеличились на 33 %. Импорт виноградных вин увеличился на 84 млн. л, крепких спиртных напитков - на 313 тыс. л, водки - на 116 тыс. л, вермутов и вин с растительными или ароматическими добавками - на 2,4 млн. л, пива- на 42 млн. л.

В странах дальнего зарубежья в 2004 г. по сравнению с 2003 г. было закуплено алкогольной продукции и пива на 69 млн. долл. больше, а в странах Содружества на 65 млн. долл. За прошедший год увеличились поставки по всем товарам алкогольной группы.

Основные импортные товары в группе алкогольной продукции в 2004 г. составляли вина виноградные, их удельный вес в общем объеме составил более 50 %. Закупали вина в основном в странах СНГ (77 % к общему объему). Главный поставщик этой продукции - Молдова, на долю которой пришлось 65 % к стоимостному объему импорта вин виноградных.

На долю крепких спиртных напитков в 2004 г. пришлось 32 %. Большую часть (62 %) крепленых вин закупали в странах дальнего зарубежья, при этом их стоимость была в 3 раза выше, чем в странах СНГ. Традиционными остались марки закупаемых вин и страны - экспортеры данной продукции.

В 2004 г. на экспорт Россия поставила алкогольной продукции на 75,3 млн. долл., что на 23 % больше, чем в 2003 г. В страны дальнего зарубежья было направлено алкогольной продукции на 54,3 млн. долл., или 72 % экспорта.

В структуре экспорта алкогольных изделий превалировали крепкие спиртные напитки и водка (62 % к общему объему), стоимость которых выросла по сравнению с прошлогодним периодом на 35 %, а физический объем увеличился на 66 %. В течение 2004 г. средние контрактные цены на эти товары снизились почти на 20 %. Объемы экспорта пива сохранились на уровне 2003 г.

В настоящее время государство принимает особые меры контроля за оборотом подакцизных товаров. Работа по регулированию этого рынка еще не завершена и требует дальнейшего совершенствования. Поэтому главная задача в этом направлении - контролировать этот рынок и сделать его цивилизованным.

Акцизный налог на импортируемые товары алкогольной продукции является мерой экономического регулирования и способствует созданию равных условий для конкуренции на внутреннем рынке между отечественными и зарубежными производителями. При этом акцизы служат одним из источников наполнения доходной части федерального бюджета.

Нормативная база Государственного таможенного комитета Российской Федерации, регламентирующая вопросы таможенного контроля и оформления подакцизных товаров, к которым относят и алкогольную продукцию, постоянно развивается и совершенствуется. В настоящее время выделены специализированные таможенные органы для организации работы с отдельными категориями подакцизных товаров, ограничены пункты пропуска на границе алкогольной продукции, подлежащей маркировке акцизными марками.

С 1 января 2005 г. практически по всему перечню подакцизных товаров проведена индексация действующих налоговых ставок в сторону их увеличения. Возросли ставки акцизов на вина натуральные с 3 руб. 15коп. до 3 руб. 52коп. за 1 л. На вина крепленые виноградные, плодовые и вермуты - с 36 руб. 75 коп. до 41 руб. 20 коп. за 1 л. На алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта более 25 % ставка акциза выросла с 88 руб. 20 коп. до 98 руб. 78 коп. за 1 л". Повысился на 40 коп. акцизный налог на пиво. Вместе с тем в 2005 г. снижена ввозная таможенная пошлина на вина виноградные, игристые и вермуты с 25 ДО 20%.

Заключение

Валютный контроль осуществляется таможенными органами также с целью проверки:

- ввоза на таможенную территорию РФ товаров, в отношении которых были перечислены за рубеж денежные средства;

- возврата в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию РФ (неполученные на таможенной территории РФ) товары.

Для целей осуществления валютного контроля применяется паспорт сделки. Паспорт сделки оформляется резидентом в уполномоченном банке при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. Паспорт сделки содержит сведения, необходимые для обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами (Инструкция Центрального банка РФ от 15 июня 2004 г. № 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок").

Основные преимущества банка в сфере валютного контроля

Высокий авторитет банка в органах валютного контроля как уполномоченного банка, четко выполняющего функции агента валютного контроля.

Долговременное сотрудничество, благоприятные отношения и взаимопонимание с органами валютного контроля

Возможность получения всех необходимых для клиента бесплатных консультаций, в том числе по вопросам валютного контроля на стадии подписания внешнеторговых контрактов, на любом этапе операций валютного контроля по соответствующему контракту.

Точность и быстрота оформления Паспортов сделок по мере обращения клиентов.

Своевременное информирование клиентов о новых нормативных актах по валютному регулированию и валютному контролю и проведение для клиентов встреч-семинаров по их применению.

Немедленное реагирование на все изменения, вносимые в нормативные акты, регулирующие валютный контроль. Разработка соответствующих информационных писем для клиентов Внешторгбанка, разъясняющих применение нормативных актов на практике.

Проведение совместных совещаний, персональных встреч с клиентами Внешторгбанка по вопросам валютного контроля.

Тарифные ставки банковской комиссии за выполнение функций агента валютного контроля не превышают минимума, установленного валютным законодательством. Возможность применения льготных ставок банковской комиссии для корпоративных клиентов.

Бесплатное обслуживание клиентов Внешторгбанка в части осуществления валютного контроля, выходящего за рамки таможенно-банковского контроля.

Основные слагаемые банковского маркетинга, на которых акцентировано внимание банка при осуществлении валютного контроля

Продукт: Паспорта сделок клиентов банка и отчетность по осуществлению операций по этим сделкам.

Основные потребители продукта: клиенты банка, органы валютного контроля.

Цены: размер комиссионного вознаграждения за выполнение функций агента валютного контроля согласно Тарифу комиссионного вознаграждения банка.

Персональное обслуживание клиентов: подготовка информационных писем клиентам, проведение совместных совещаний, переговоров, консультирование, в том числе на этапе оформления внешнеторговых контрактов для приведения условий контрактов в соответствие с нормами валютного законодательства.

Базовым документом валютного контроля является Паспорт сделки по экспорту либо импорту товаров. Паспорт сделки оформляется клиентом в банке и содержит необходимые для осуществления валютного контроля сведения о внешнеэкономической сделке, изложенные в стандартизированной форме. Паспорт сделки оформляется по каждому экспортному, импортному контракту в одном уполномоченном банке.

Список используемой литературы


[1] О совершенствовании системы валютного регулирования и валютного контроля на современном этапе //Вестник Банка России /Центральный банк РФ. - 26 мая 1999. - № 32 (376)