Содержание

Введение.............................................................................................................. 3

1. Революционные изменения в культуре XX в............................................ 4

2. Культура на пороге XXI в......................................................................... 13

Заключение...................................................................................................... 15

Список использованной литературы........................................................... 17

Введение

Западная культура ХХ века – это фактически культура трех самостоятельных «эпох»: «прекрасной эпохи» первых двенадцати лет столетия («Бель эпок»), эпохи «потерянного поколения» между двумя мировыми войнами и послевоенное поколение

Художественная культура в Европе характеризуется двумя стилями: модернизм и постмодернизм.

В настоящее время ведется много дискуссий по этой теме, проводится анализ развития культурной жизни, поэтому необходимо изучить основные направления модернизма и постмодернизма

В работе были поставлены следующие задачи:

1.      описать революционные изменения в культуре XX в.;

2.      раскрыть культуру на пороге XXI в.

1. Революционные изменения в культуре XX в.

Первая половина ХХ века в истории Западной Европы имеет исключительно важное значение. В этот период завершается становление индустриальной цивилизации и начинается период к постриндустиальной. Капитализм в это время превращается из монополистического в государственно-монополистическое. В нем происходят глубокие изменения, многие из которых можно назвать судьбоносными, поскольку они затрагивали само ее существование.

Дело в том, что домонополистический классический капитализм развивался в соответствии с законами рынка и свободной конкуренции. Суть этих законов в значительной степени заключалась в так называемом «законе джунглей», который находил свое выражение в жестокой борьбе конкурирующих предприятий – производителей эксплуатации наемных работников такое развитие сопровождалось периодически повторяющимися кризисами перепроизводства.

Монополистический капитализм, сложившийся к началу XX века, несколько упорядочил конкуренцию и смягчил ее негативные последствия, но усугубил действие других законов. Господство монополий открывало путь к неограниченной эксплуатации наемного труда, однако этот путь был для капитализма губительным, ибо вел к тому, что предсказывал К. Маркс: к социалистической революции и социализму.

Подтверждение тому стал невиданный по своей глубине и масштабу кризис 1929-33 гг., потрясший западное общество до самых его оснований. Второго такого кризиса капитализм скорее всего не выдержал бы. Во избежание его повторения капитализм был подвергнут серьезному реформированию. Весьма успешно оно было проведено в США.

Опираясь на теорию государственного регулирования экономики Дж. Кеинса, президент США Ф. Рузвельт провозгласил "новый курс", который значительно усиливал роль государства в организации и регулировании экономики и общественных отношений. В ходе осуществления «нового курса» был проведен ряд важных реформ, которые ограничивали продолжительность рабочего дня и допустимый уровень безработицы, определяли минимальную зарплату, пособия по безработице, минимальный вровень бедности, обязательные отпуска и пенсии и т.д.

Возникшее в результате реформ государство было названо "итервенционистским", поскольку оно действительно вторгается во все области жизни. Об огромной социальной значимости "нового курса" свидетельствует тот факт, что Ф. Рузвельт четыре раза избирался президентом США.

Благодаря названным и другим реформам было ликвидировано совершенно неестественное и несправедливое положение, когда абсолютное большинство населения активно участвовало в производстве, но по существу не участвовало в потреблении. Проведенные мероприятия позволяли поддерживать устойчивый спрос, все более расширяя сферу потребления.

Особое значение имело то, что в потребление были включены женщины, которые совместно с рекламной деятельностью, обращенной в первую очередь к ним, делали один только внутренний рынок практически не насыщаемым, что создавало благоприятные условия для расширенного воспроизводства, которое становилось все более массовым. Теперь падение нормы прибыли компенсировалось ее растущей массой.

Осуществление реформы не избавляли капитализм от противоречий и кризисов, но они существенно смягчали их, не позволяли противоречиям доходить до кранного антагонизма, обеспечивали необходимый минимум социального равновесия. Благодаря реформам появились необходимые предпосылки для возникновения общества потребления, которое могло сложиться уже в 40-с годы, но из-за Второй мировой концы оно сложилось в США к концу 50-х, а в других европейских странах - в 60-сгоды. В целом государственно-монополистическому капитализму удалось найти некий «модус вивенди», при котором были бы и волки выты, и овцы целы.

К числу важнейших событий первой половины ХХ века относятся две мировые войны, принесшие десятки миллионов убитых, неисчисливые бедствия, разрушения и утраты. Эти войны вызвали глубокий кризис гуманизма и других просветительных идеалов и ценностей, составляющих фундамент западной цивилизации и культуры. После Второй мировой войны мир раскололся на две противоположные системы – капитализм и социализм, – противостояние которых осложняло существование отличало существование мировой культуры как единого целого.

Отмеченные и другие факторы определяли условия, в который развивалась западная культура в первой половине XX века. По прежнему наиболее успешно это делала наука. В рассматриваемый период происходит вторая научная революция, начавшаяся в конце XIX века. В ходе ее возникает новая, неклассическая наука, которая существенно отличается от предыдущей - классической. В ней уже нет прежних претензий на полную объективность и адекватность знания, его соответствия внешнему миру, отсутствия в нем субъективного момента.

Теперь знание вес меньше имеет эмпирическое, опытное происхождение. Оно в нарастающей степени становится чисто теоретическим, и теоретический уровень познания начинает доминировать над эмпирическим. Все большее значение в познании приобретают теории и модели, построенные математическим образом самим познающим ученым. Перефразируя известное выражение Пифагора, можно сказать, что весь мир все больше сводится к числу. Роль субъективного фактора при этом возрастает. Главными методологическими принципами в науке становятся принципы релятивизма и плюрализма.

Революционные сдвиги произошли во всех областях знания. В физике была открыта делимость атома, создана квантовая механика, теория относительности. В химии были открыты закономерности многих химических процессов, создана квантовая химия. В биологии начинается становление генетики. В космологии разработана концепция нестационарной сжимающейся или разбегающейся - Вселенной. Своими выдающимися достижениями наука была обязана многим ученым, среди которых А. Эйнштейн, М. Планк, А. Пуанкаре, Н. Бор, М. Борн, супруги Ирен и Фредерик Жолио-Кюрн.

В сфере познания с его дифференциацией на отдельные науки те же процессы идут и внутри каждой из наук, которые в спою очередь дробятся на множество дисциплин и школ. Вес это усиливает тенденцию к плюрализму. Весьма нередкой становится ситуация, когда внутри какой-либо науки представители различных школ придерживаются разных взглядов но поводу одного и того же явления.

То же самое происходит и на более высоких уровнях. В частности, складывается плюрализм общих картин мира, претендующих на истинность. В подобных случаях вступает в силу принцип релятивизма, согласно которому та или иная теория признается истиной лишь в определенной системе данных или координат. К тому же понятие истинности все чаще уступает место понятию солидности, то есть обоснованности, приемлемости. Сходную судьбу разделяют такие понятия классической науки, как причинность и детерминизм, уступая место вероятности и индетерминизму.

Что касается религии, то ее положение продолжало ухудшаться. Можно сказать, что первая половина XX века оказалась самой безрелигиозной в истории Запада.

В отличие от религии философия находилась в лучшем положении. Основными философскими направлениями являются неопозитивизм и экзистенциализм. Первый выступает от имени науки. Он внес значительный вклад в разработку проблем формальной логики, языка и теории познания. Его представляли Б. Рассел, Р. Карнап, Л. Витгенштейц. Экзистенциализм противопоставил себя науке и позитивистской философии. Он сосредоточил свое внимание на проблемах человека, и прежде всего на проблемах свободы. Самыми известными его представителями являются Ж.-П. Сартр и М. Хайдеггер.

В течение рассматриваемого времени достаточно успешно развивалась художественная культура. Этот период оказался последним, когда Франция занимала ведущие позиции в мировой культуре, а Париж считался признанной культурной столицей мира. Главным направлением в искусстве Франции выступает реализм. В литературе его представляют, прежде всего, три великих имени: А. Франс, Р. Роллан, Р. Мартен дю Гар. Первый создал ряд историко-философских романов, один из который - "Боги жаждут". Второму мировую известность принес роман-эпопея "Жан Кристоф", повествующий об отношениях гения-музыканта и общества. Третий является автором многотомного романа "Семья Тибо", дающего широкую панораму Франции.

Значительным явлением в духовной жизни стало творчество писателей-экзистенциалистов - Ж.-П. Сартра и А. Камю. Основными темами их произведений являются свобода и ответственность, абсурдность бытия, одиночество. У Сартра большую известность приобрели пьесы "Муха" и "Дьявол и Господь Бог", а у Камю - романы "Чужой", "Чума", "Миф о Сизифе".

Наряду с литературой успешно развивается французская скульптура. В данный период се представляют ваятели Э. Бурдель и А. Майоль. Произведения первого - "Геракл", "Пенелопа", "Сафо" - созданы по античным сюжетам в классическом духе. Женские статуи второго - "Ночь", "Помона", "Средиземноморье" отмечены удивительной гармонией и равновесием, наполнены пленительной женственностью.

Значительных успехов достигла немецкая литература. Этим она обязана прежде всего творчеству Т. Манна, Л. Фейхтвангера, Э. М. Ремарка. Главной фигурой немецкой литературы является Т. Манн, создавший фундаментальные философские романы "Волшебная гора" и "Доктор Фаустус", а также тетралогию на библейский сюжет "Иосиф и его братья". Фейхтвангер известен прежде всего своими историческими романами "Гойя", "Мудрость чудака" и др. В романах "На Западном фронте без перемен", "Три товарища" и др. Ремарк выразил мироощущение "потерянного поколения". Особого выделения заслуживает творчество Б. Брехта, создавшего интеллектуальный эпический театр. Мировую известность ему принесли пьесы "Матушка Кураж", "Добрый человек из Сезуана" и др.

Настоящий подъем переживает английская литература. Из множества великих имен следует в первую очередь плавать Дж. Голсуорси, С. Моэма, Б. Шоу. Первому мировую ела ну принесла трилогия ''Сага о Форсайтах". Второй известен как автор романа "Бремя страстей человеческих". Б. Шоу является признанным классиком английской литературы. Он с успехом проявил себя практически во всех жанрах - драме, романс, новелле.

На высоком уровне остается американская литература. Этим она обязана в первую очередь таким писателям, как У. Фолкнер, Дж. Стейнбек, Э. Хемингуэй. В своих романах "Шум и ярость", "Свет в августе" и др. Фолкнер сочетает реалистическую манеру повествования с поиском новых форм и приемов. Стейнбек известен прежде всего романом "Гроздья гнева", ставшим настоящей эпопеей жизни американского народа. Творчество Хемингуэя является широким и многоплановым. В романе "По ком звонит колокол" он размышляет о войне и насилии как о трагическом проклятии человечества. О повести-притче "Старик и морс" жизнь и судьба человека рассматриваются в свете трагического стоицизма.

Хотя традиционное реалистическое искусство занимало и духовной жизни западного общества значительное место, все-таки оно не находилось в центре общественного внимания. В этом отношении оно уступало модернизму и нарождавшемуся авангарду, которые все больше выходили на передний план, пользуясь растущим вниманием со стороны средств массовой информации. Модернизм при этом все больше трансформируется в авангард.

Авангард явился прямым продолжением модернизма, с которым у него имеется много общего, в силу чего они нередко не различаются. Однако, несмотря на имеющиеся сходства, между ними есть и существе иные различия. В модернизме много двойственности, непоследовательности и противоречивости. Он не до конца порывает с прошлым, испытывает разлад с настоящим, не слишком верит в будущее. Отсюда его асоциальность, иногда переходящая в антисоциальность. В отношениях с наукой он колеблется между тесным сотрудничеством с ней и полным се неприятием.

Модернизм полон меланхолии, отмечен декадансом. Все это ослабляло его творческий потенциал. Поэтому многие стороны модернизма нашли дальнейшее свое развитие в авангарде, который оказался более последовательным и цельным. Можно сказать, что авангард - это модернизм, обращенный к обществу к науке и устремленный в будущее.

Стиль додери" (1980 - 1910) явился переходным течением от модернизма к авангарду. Главными его представителями были X. Ван де Вельде в Бельгии, И. Ольбрих в Австрии, А. Гауди в Испании, Ч. Макинтош в Шотландии, Ф. Шехтель в России. Наибольшее распространение он получил в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве. "Модерн" во многом продолжает символизм, однако в нем практически отсутствует декаданс, тогда как авангардистская составляющая заметно усиливается. Вслед за романтизмом он стремится к синтезу.

В своих манифестах он призывал к "тотальному обновлению искусства". Представители "модерна" широко использовали современные технико-конструктивные возможности, но вместе с тем проявляли определенное недоверие и даже боязнь к машине. Научный расчет они пытались сочетать с интуицией и иррационализмом. "Модерн" не принимал концепцию "искусства для искусства", проявлял интерес к анархизму и социалистическим идеям, намеревался перестроить общественную жить с помощью искусства.

Фовизм (1905-1908) стал первым течением собственно авангарда. Он продолжил линию романтизма, импрессионизма, постимпрессионизма и стиля "модерн", испытывая влияние восточного и африканского искусства. Его сторонники - А. Матисс, М. Вламинк, А. Дерен, А. Марке - выступили с утверждениями о конце реализма. Они поставили перед искусством задачу не "копировать", а "изобретать реальность", "заново создавать мир", следуя внутренним желаниям. Главной целью для них становится выразительность, поиск чистых средств выражения. Превыше всего ими ценится чистый цвет. Фовизм ощутимо усилил значение личностного, субъективного начала в искусстве.

А. Матисс - глава течения - определял свое творчество как "выражение личного духа", он не хотел "ничего, кроме цвета". Матисс отказывался от образа в пользу знака, считая, что первый перегружен деталями и подробностями, тогда как второй позволяет добиваться чистого цвета и абсолютной простоты. Матисс оценивал искусство художника по степени "созидания нового", но числу новых "знаков", введенных им в пластический язык. Среди его произведений особо выделяются "Радость жизни'', "Танец", "Музыка" и "Красные рыбаки".

Фовизм был открыт обществу. Некоторые его участники намеривались сделать переворот не только в искусстве, но к в жизни. Однако в целом для него был характерен лирический взгляд на мир.

Экспрессионизм (1905-1920) возник под влиянием предшествующих течений модернизма и авангарда, а также восточного искусства. Первым произведением, написанным в духе экспрессионизма, можно считать картину норвежскою художника Э. Мунка "Крик" (1893). Как особое течение экспрессионизм заявил о себе одновременно с созданием группы "Мост" (1905). Он получил широкое международное распространение, "хотя представляет собой прежде всего немецкое явление. Основными его представителями стали художники Э. Кирхнер, Э. Нольде, М. Пехштейн, Ф. Марк, П. Клее.

В России ближе всего к экспрессионизму находилось творчество М. Ларионова и Н. Гончаровой. Экспрессионизм более решительно порывает с традиционным искусством, более открыто устремлен в будущее. Само его название указывает на то, что главным для него выступает экспрессия, выразительность. Ради этого он смело идет на нарушение пропорций и деформацию изображаемого предмета.

Экспрессионизм проявляет максимализм и в выборе выразительных средств, и в усилении субъективного начала. Художники -экспрессионисты создавали внутренне напряженные, взрывчатые формы. Они писали свои полотна яркими, ядовито-красными или синими красками и с радужными контурными очертаниями. Экспрессионизм опирался большей частью на иррационализм, философию жизни В. Дильтея и Ф. Ницше, теорию бессознательного 3. Фрейда, скептически воспринимал науку. Для него была характерна острая социальная и антивоенная позиция. Он выразил трагическое отношение к жизни.

Кубизм (1908 - 1930) - одно из главных течений авангардизма - возник под влиянием постимпрессионизма П. Сезанна и фовизма. а также африканской скульптуры. Его представители - П. Пикассо, Ж. Брак, Ф. Леже, Р. Делоне - исповедуют настоящую страсть к эксперименту, поиску новых выразительных средств и приемов. Они стремятся к радикальному обновлению художественного языка. Искусство для них выступает как творчество пластических форм, наделенных самостоятельным бытием и значением.

Кубизм опирается на современную науку - теории А. Эйнштейна, А. Пуанкаре, Г. Минковского. П. Пикассо - глава течения - заявлял, что рисует не то, что видит, а то, что знает. Своим творчеством он обращался к интеллекту человека, рассматривая свои картины как "отрицание чувств". Пикассо также подчеркивал, что в живописи "важны только находки". Самыми известными его произведениями являются "Авиньонские девицы", "Три музыканта в масках", “Герника", "Голубь мира". В кубизме широко присутствуют приметы современной цивилизации - заводы, трубы, бутылки, печатные тексты, зонтики и т.д. Он вторгается в социальную проблематику и политику, являясь примером ангажированного искусства.

Футуризм (1909-1925) стал одним из самых радикальных вариантов авангардизма. Наибольшее распространение он получил в Италии, где его представителями были Ф. Маринетти, У. Боччони, Дж. Балла, Л. Руссоло; и в России, где его представляли В. Маяковский и В. Хлебников. Футуристы провозгласили полный разрыв не только с искусством, но и со всей культурой прошлого. Они выступили с прославлением индустриальной цивилизации и современного большого города.

Вместо прежней эстетики прекрасного они выдвинули эстетику энергии и скоростей, "эстетику локомотивов, броненосцев, монопланов и автомобилей". Машина для них к далась прекраснее Ники Самофракийской. Футуризм бы в высшей степени социализирован и политизирован. Некоторые его сторонники (Ф. Маринетти) заявляли о своей приверженности идеям фашизма. Большинство придерживалось левых позиций.

Сюрреализм (1924 - 1940) - последнее значительное течение европейского авангарда - возник под влиянием символизма, экспрессионизма и дадаизма (М. Дюшан). Он получил широкое международное распространение. Основные его представители - А. Бретон во Франции, С. Дали в Испании, Р. Магритт в Бельгии, Г. Мур в Англии. Сюрреализм опирается на иррационализм и алогизм, концепцию бессознательного 3. Фрейда.

Он стал воплощением крайних форм субъективизма. Источник вдохновения сюрреалисты находят в фантастических сновидениях и галлюцинациях. Главной фигурой сюрреализма является С. Дали. Наиболее известные его произведения «Пылающий жираф», "Предчувствие гражданской войны", "Осеннее каннибальство". Сюрреализм провозгласил своими целями социальное, моральное и интеллектуальное освобождение человека. Он не сторонился политики объявлял себя сторонником революции. Он также выступал против коммерциализации искусства.

В целом первая половина ХХ столетия была отмечена дальнейшим усилением цивилизационного начала. Положение духовной культуры при этом становилось все более сложным.

В 60-70 годах в западноевропейской эстетике произошел новый поворот. Этот поворот в культурологии принято называть «постмодернизмом»[1].

Этот термин начал широко применяться с 1979 года, когда вышла книга французского философа Жана-Франсуа Лиотара «Постмодернистское состояние». Среди литераторов его впервые применил американский исследователь Ихаб Хасан в 1971 году. Он же и придал ему современный смысл.

Эклектика в сфере современной культуры вызрела в ходе всей европейской истории ХХ века. Уже в начале столетия культура перестает быть комфортным пространством. В одной точке сосредотачиваются все духовные начала: Восток и Запад, африканская, азиатская, европейская культура сталкиваются друг с другом и усиливают процессы ассимиляции тех художественных явлений, которые еще недавно отличались чистотой (общий смысл искусства, назначение художника, художественный материал и проч.). Смещение различных духовных пластов постоянно увеличивается и ставит человека на грань хаоса, начала бытия. Человек начинает ощущать, что только он сам отвечает за свое бытие. Это, возможно, определяет главную ценность жизни.

Постмодернизм пришел в европейскую культуру на волне студенческих революций 1968 года и стал реакцией на искусство, которое к концу ХХ века вкусило уже все прелести общества потребления. Он попытался привнести в безыденное к тому времени общество новую сверхидею: сегодня подлинного художника окружают враги. Постмодернизм насыщает его революционным потенциалом, создавая новую художественно-революционную ситуацию, изобретая новую цивилизацию. Таким образом, постмодернизм достаточно ограниченно вписывается в леворадикальную концепцию эстетического бунтарства. Он созвучен идеям новой сексуальности и новой чувственности.

2. Культура на пороге XXI в.

Для культуры на пороге XXI века характерен – нравственно-религиозный фундаментализм. Он выступит как реакция на нынешние крайности духовно-нравственного попустительства, чреватого саморазрушением социума. Эмансипация как принцип и программа модерна прошла две фазы. В первой, попышательной фазе, эмансипация способствовала творческому самораскрытию человека Нового времени. Он воспользовался ослаблением прежних стесняющих структур, норм и институтов, для новых созидательных инициатив в хозяйственной, социальной и политической сферах жизни. Благодаря, в частности, религиозной Реформации, переместившей мобилизационные и дисциплинирующие нормы из внешней Среды во внутреннюю, самодисциплинирующую, эмансипирующаяся личность пошла не легким путем вседозволенности и расслабленности, а трудным путем аскезы и созидания. Так продолжалось до тех пор, пока не иссякли добуржуазные предпосылки культуры и морали, завещанные Средневековьем. Как пишет И.Кристол, "в течение многих поколений капитализм жил за счет накопленного в прошлом морального и духовного капитала. Но с каждым последующим поколением запас этого капитала заметно таял...".

В нашем поколении он, кажется, истаял едва ли не окончательно. Отныне эмансипированная личность предпочитает идти не трудным путем самодисциплины и созидания, а легким путем тотальной расслабленности, нигилистического своеволия и вседозволенности. Кажется, именно таким путем пошло поколение, вырвавшееся из оков тоталитаризма. В конечном счете это в значительно большей степени способствовало сокрушительным неудачам постсоветского периода, чем все ошибки наших правящих реформаторов.

Модерн следует оценивать по его собственным критериям - критериям успеха. Если не только для большинства населения, но и для интеллектуальной элиты в собственном смысле слова новейшие практики модерна оборачиваются систематическим неуспехом и провалами в варварство, то модерн теряет основания своей социальной и культурной легитимации. Модерн легитимирован социально и духовно до тех пор, пока эмансипация выступает как способ социальной демобилизации, а не демобилизации, пока в итоге модернизации выигрывают лучшие элементы социума, - наиболее квалифицированные, образованные, добросовестные, - а не худшие.

Но сегодня модерн явно представляет игру на понижение. Его декадентски запоздалая форма, явленная в России после развала тоталитарной системы, порождает не активистов созидания, а активистов разрушения, разложения и растления. С любыми издержками реформ можно было бы временно мириться, если бы их прогрессивная направленность тестировалась в главном, расширялся круг и повышался статус наиболее социально и культурно развитых групп населения, связанных с наукоемкими отраслями производства, с перспективными социальными практиками.

Но все идет в прямо противоположном направлении. Демонтируются наукоемкие отрасли хозяйства, стремительно деградируют образование, культура и вся инфраструктура, связанная с формами индустриального и постиндустриального прорыва. Сужается круг и снижается социальный статус наиболее образованных, квалифицированных и социально ответственных элементов общества. Правят бал представители коррумпированных кругов, дельцы теневой экономики - все те, кто олицетворяет, не созидательные, а разрушительные практики. Наиболее разительный пример - повсеместные вытеснения производительной прибыли, связанной с производством товаров и услуг, непроизводительной, связанной со спекулятивно-криминальными аферами и манипуляциями фиктивного капитала.

Ясно, что продолжение таких тенденций грозит полным саморазрушением общества. Следовательно, инверсионный взрыв, энергия которого необходима обществу для крутого поворота, предполагается самой логикой самозащиты нации, если только у нее еще сохранился инстинкт самосохранения. Поэтому мой прогноз базируется на методологии инверсионного парадокса: там, где общество и культура подходят к самому краю, прогнозирование должно строиться не на экстраполяции сложившихся тенденций, а на анализе возможных контртенденций.

Заключение

Глубокую симпатию к идеям новой, мистической «соборности» и «мифотворчества» испытывала поэзия модернистов, в такой своей разновидности как символизм. Стремясь заговорить на языке небывалых образов, символисты не только не отвергали традиции классических образов, но. Напротив, пытались выстроить свой «новый язык» на основе древних архаических образов. Не случаен поэтому энтузиазм, с каким символисты относились к классической мифологии (француз П.Валери, англичанин Т.Элиот), к национальным фольклорным персонажам (ирландец У.Йете), к древним эзотерическим учениям и их современным модификациям – теософии, антропософии (У.Йете создал собственную мистическую систему).

В данной работе рассматривались основные направления модернизма: абстракционизм – в живописи, творчество писателей-экзистенциалистов, литература: немецкая, английская, американская, основные философские направления: неопозитивизм и экзистенциализм; авангард явился прямым продолжением модернизма, Стиль додери" (1980-1910) явился переходным течением от модернизма к авангарду, Фовизм (1905-1908) стал первым течением собственно авангарда.

Экспрессионизм (1905-1920) возник под влиянием предшествующих течений модернизма и авангарда, а также восточного искусства, Кубизм (1908-1930) - одно из главных течений авангардизма - возник под влиянием постимпрессионизма П. Сезанна и фовизма. а также африканской скульптуры.

Кубизм опирается на современную науку - теории А. Эйнштейна, А. Пуанкаре, Г. Минковского. П. Пикассо - глава течения - заявлял, что рисует не то, что видит, а то, что знает.

Футуризм (1909-1925) стал одним из самых радикальных вариантов авангардизма.

Сюрреализм (1924-1940) - последнее значительное течение европейского авангарда - возник под влиянием символизма, экспрессионизма и дадаизма (М. Дюшан).

Во всех своих разнообразиях модернизм не может претендовать – да, впрочем, никогда и не претендовал – на широкую популярность. Его эстетика по природе своей не могла быть общедоступной. Модернизм в течение столетия отстаивал лишь право на лабораторную работу и общедоступную значимость такой работы. Однако, плодотворность модернизма видится не только в том, что он подготавливал нечто новое, превращаясь тем самым не более чем в «переходную ступень» или «этап». В искусстве, как и в науке, вообще не может быть держателем абсолютной истины[2]. Модернизм (равно как и постмодернизм) – это всего лишь внутреннее беспокойство искусства, озабоченного задачей сверить свою эпоху с позабытым в суете Вечным.

Список использованной литературы

1.   Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учебное пособие –М.: Академия, 1999.

2.   Культурология: Учебное пособие /Отв. Ред. Радугин. – М.: 1999.

3.   Модернизм: Анализ и критика основных направлений. – М., 1987.

4.   Розин В.М. Культурология: Учебник – М.: ИНФРА-М, 1999.

5.   Силичев Д.А. Культурология: Учебное пособие – М.: ПРИОР, 1998.


[1] Культурология: Учебное пособие /Отв. Ред. Радугин. – М.: 1999. – с.237-238.

[2] Культурология: Учебное пособие /Отв. Ред. Радугин. – М.: 1999. с.238