Содержание
Введение. 3
1. Сущность и функции государственного кредита. 4
2. Состав государственного долга. 7
3. Управление государственным долгом. 11
Заключение. 14
Список литературы.. 15
Введение
Преобладавшая до недавнего времени государственная форма собственности предполагала в основном централизованное бюджетное финансирование предприятий. Существовавшая ранее система, при которой бюджетные средства выделялись в рамках государственного планирования развития экономики, не учитывала необходимости четкого законодательного регулирования финансово-кредитных вопросов.
С развитием в нашей стране рыночных отношений, появлением предприятий различных форм собственности (как частной, так и государственной, общественной) особое значение приобретает проблема четкого правового регулирования финансово-кредитных отношении субъектов предпринимательской деятельности.
У предприятий всех форм собственности все чаще возникает потребность привлечения заемных средств для осуществления своей деятельности и извлечения прибыли. Наиболее распространенной формой привлечения средств является получение банковской ссуды по кредитному договору.
Кредит в условиях перехода России к рынку представляет собой форму движения ссудного капитала, т.е. денежного капитала, предоставляемого в ссуду. Кредитная система представлена банковским, потребительским, коммерческим, государственным, международным кредитом. Всем этим видам кредита свойственны специфические формы отношений и методы кредитования.
Цель работы - раскрыть сущность государственного кредита.
Задачи работы:
- Раскрыть сущность и функции государственного кредита;
- Определить состав государственного долга;
- Рассмотреть вопрос управления государственным долгом.
Объект исследования - государственный кредит.
1. Сущность и функции государственного кредита
Кредит в переводе с латинского (creditum) имеет два значения – «верю, доверяю» и «долг, ссуда». Кредит является экономической категорией и выражает экономические отношения между хозяйствующими субъектами.
Участниками кредитных отношений выступают кредитор, заемщик и гарант. Способом организации кредитных отношений является ссуда. Временно свободные денежные средства, предназначенные для предоставления ссуды, называются кредитными ресурсами. Совокупность денежных средств передаваемых во временное пользование за плату в виде процента, называется ссудным капиталом. Основными источниками ссудного каптала служат денежные средства, высвобождаемые в процессе производства.[1]
Кредит – это предоставление денег или товаров в долг на определенный срок на условиях возмездности и возвратности. Вознаграждение за пользование кредитом устанавливается, как правило, в форме процента.
Кредит имеет несколько видов (форм). Одним из основных видов кредита является государственный кредит. Государственный кредит как самостоятельный финансово-правовой институт состоит из относительно однородных финансовых отношений, регулируемых определенной системой правовых норм.
Независимо от уровня государственный кредит как экономическая категория является базисным понятием по отношению к кредиту в правовом аспекте и представляет собой систему денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством на добровольных началах для временного использования свободных денежных средств юридических и физических лиц.
Таким образом, государственный кредит представляет с экономической точки зрения одну из форм движения ссудного капитала и заключается во вторичном распределении стоимости валового внутреннего продукта и части национального продукта. Ведь владелец денежных средств (ссудного капитала) передает, а точнее продает, заемщику не сам капитал, а лишь право на его временное использование. Поэтому именно возвратность – определяющая черта и особое свойство, присущее кредитным отношениям.
Государственный кредит можно рассматривать и в правовом аспекте. С правовой точки зрения государственный кредит – это урегулированные правовыми нормами отношения по аккумуляции государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на принципах добровольности, срочности, возмездности и возвратности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.[2]
Банковский кредит предоставляется владельцами денежных средств, банками, специальными кредитными учреждениями заемщикам в виде денежных ссуд. Объект банковского кредита – денежный капитал. Заемщик-предприниматель, государство, сектор домашних хозяйств; кредитор – владелец денежных средств, преимущественно банк.
Банковский кредит носит двойственный характер, выступая то в виде ссуды капитала, когда заемщики используют его для увеличения объема функционирующего капитала, то в виде ссуды денег – платежных средств.[3]
Государственный кредит является составной частью такого звена финансовой системы Российской Федерации, как кредит (другую ее часть составляет банковский кредит).
Принципы срочности, возвратности и возмездности, лежащие в основе отношений по государственному кредиту, характерны для любых кредитных отношений. Однако между государственным и банковским кредитом имеются существенные различия как с экономической, так и с правовой стороны.
Основная особенность государственного кредита заключается в непроизводительном использовании капитала. Ведь средства, привлекаемые при таком кредите, обычно не участвуют в кругообороте производственного капитала, в производстве материальных ценностей, а идут на покрытие бюджетного дефицита. Средствами для погашения процентов за пользование государственным кредитом служат либо налоги, либо новые займы.
Характерной чертой банковского кредита является производительное использование ссудного фонда. Это позволяет не только погашать кредит, но и выплачивать вознаграждение за пользование ссудой за счет увеличения в процессе производства прибавочной стоимости. С правовой точки зрения в отношениях банковского кредита участвуют две стороны; банк – в роли кредитора (займодавца) юридического и физического лица – в роли заемщиков.
При государственном кредите заемщиком, как правило, всегда является государство. Выступая в качестве заемщика, государство влияет на величину централизованных денежных фондов.
Представители финансово-правовой науки дореволюционной России (М.Ф. Орлов, М.И. Слуцкий, Л.В. Ходский, А. Тарасов и др.) выделяли и другие, актуальные и сейчас различия между государственным и банковским кредитом. Эти различия заключаются в следующем:
1.В отношениях по государственному кредиту всегда имеется верховенство государства, несмотря на то, что государство является заемщиком (должником), а не кредитором. При банковском кредите, наоборот, кредитор (банк) обладает всей полнотой прав по применению мер принуждения, предоставляемых ему законом в случае неисправности должника.
2.Учитывая особую роль государства, оно заключает долгосрочные займы без обеспечения их каким-либо залогом, тогда как при заключении договоров долгосрочных банковских ссуд необходимо предоставление залога.
3.При банковском кредите договор банковской ссуды заключается на условиях равенства сторон. Применение принципа диспозитивности, в регулировании отношений по банковскому кредиту абсолютно несовместимо с элементом принуждения при заключении кредитной сделки. При государственном же кредите принуждение «имеет иногда место при заключении займа».[4]
Если государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, то оно является гарантом.
Но чаще всего государственные гарантии распределяются на ненадежных заемщиков и приводят к расходованию средств централизованных денежных фондов. Государственные займы образуются в результате деятельности государства в качестве заемщика.
Сущность кредита как экономической категории проявляется в выполняемых функциях.
-Перераспределительная функция. В условиях рыночной экономики при помощи кредитного механизма временно свободные денежные средства перемещаются на условиях срочности, платности.
-Функция экономии издержек обращения. В процессе кредитования происходит замещение действительных денег так называемыми кредитными деньгами – векселями, чеками, кредитными карточками и т.д. Кредит способствует сокращению денежной массы и увеличению скорости обращения денег, в результате чего снижаются издержки обращения.
-Функция ускорения концентрации капитала. Процесс концентрации капитала – необходимое условие стабильности экономики.
-Контрольная функция. На протяжении всего процесса кредитования осуществляется контроль за финансовым состоянием заемщика, а также соблюдением сторонами всех принципов кредитования.[5]
2. Состав государственного долга
Под государственным долгом понимается долг Правительства Российской Федерации. Под общегосударственным долгом понимается совокупный долг как Правительства Российской Федерации так и нижестоящих органов государственной власти: органов Управления республиками в составе Российской Федерации и местных органов власти.[6]
Долговые обязательства Российской Федерации могут быть выражены в следующих формах, закрепленных в ст. 2 Закона РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации»:
1. в форме кредитов, получаемых государством в лице Правительства Российской Федерации;
2. в форме государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства Российской Федерации;
3. долговые обязательства в других формах, гарантированные Правительством Российской Федерации.
В состав государственного долга Российской Федерации в соответствии со ст. 98 Бюджетного кодекса Российской Федерации включаются долговые обязательства в следующих формах:
- в форме кредитных договоров и соглашений, заключенных от имени России с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;
- в форме государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени Российской Федерации;
- в форме договоров о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации, договоров поручительства Российской Федерации по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
- в форме переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг Российской Федерации на основе принятых федеральных законов;
- в форме соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени России, о пролонгации и реконструкции долговых обязательств РФ прошлых лет.
Использование такой формы государственных долговых обязательств, как кредиты Правительства РФ, обусловлено недостаточностью бюджетных средств. В настоящее время эта форма долговых обязательств выражена, причем как на государственном, так и на муниципальном уровнях, в форме кредитных договоров, заключаемых между заемщиком (Российской Федерацией, ее субъектом, либо муниципальным образованием) и кредиторами (банковскими кредитными организациями, как правило, коммерческими банками).
Государственные займы – вторая основная форма государственного долга, названная в законе «О государственном внутреннем долге РФ». Государственные займы представляют собой кредитные отношения между государством (как правило, в лице Правительства) и юридическими и физическими лицами, которые оформляются путем выпуска и размещения среди последних государственных ценных бумаг.
В целях внутренних займов выпускаются ценные бумаги различных видов: облигации и другие, относящиеся к эмиссионным ценным бумагам в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг», удостоверяющих право их владельца на получение от органа, их выпустившего, денежных средств или иного имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями указанной эмиссии.
Эмитентом, то есть органом, осуществляющим выпуск ценных бумаг Российской Федерации, выступают федеральные органы исполнительной власти, являющийся юридическим лицом, к функциям которого решением Правительства Российской Федерации отнесено составление и (или) исполнение федерального бюджета.
Наиболее распространенным видом ценных бумаг по государственным займам являются облигации внутреннего государственного займа.
Облигация – (от латинского obligatio) – обязательство, которое представляет собой ценные бумаги, удостоверяющие внесения ее держателем денежных средств и подтверждающих обязательство возместить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги в предусмотренный в ней срок с уплатой фиксированного процента (если иное не предусмотрено условиями выпуска).
Облигация внутренних государственных займов по виду выплат дохода подразделяются на процентные и беспроцентные.
В зависимости от эмитента различают: облигации, выпускаемые Правительством или Министерством финансов Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и облигации, выпускаемые органами местного самоуправления.
Цели муниципальных займов аналогичны государственным. Основное их предназначение – частичное погашение бюджетного кредита. Одной из самых распространенных форм муниципального долга являются облигации жилищных и телефонных займов. Муниципальные облигации выпускаются на срок более одного года.
Цены (курс) облигаций и других государственных и муниципальных долговых обязательств определяются в процентах к их нарицательной стоимости (номиналу).
Юридические лица приобретают области всех видов за счет средств, остающихся в их распоряжении после внесения в бюджет и внебюджетные фонды налоговых и неналоговых платежей, а физические лица – за счет личных средств.
Генеральным агентом по обслуживанию выпусков облигаций федеральных займов является Центральный банк Российской Федерации. Он же, либо по его усмотрению иная уполномоченная организация выступают функции депозитария, в том числе функции по хранению глобального сертификата выпуска облигаций федеральных займов, осуществляют учет прав различных организаций на эти облигации.
Внутренние государственные займы оформлены также посредством выпуска государственных казначейских обязательств.
Казначейские обязательства – это вид размещаемых на добровольной основе среди населения и юридических лиц государственных ценных бумаг, удостоверяющих внесение их держателями денежных средств в бюджет и дающих право на получение фиксированного дохода в течение всего срока владения этими ценными бумагами.
Их выпуск осуществляется в целях оптимизации исполнения федерального бюджета и снижения темпов инфляции. Владельцами казначейских обязательств могут быть юридические и физические лица.
Самостоятельной формой государственного внутреннего долга являются также долговые обязательства, гарантированные Правительством Российской Федерации. Долговые обязательства в данном случае – это любые ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа, в котором должником выступает государство, органы государственной власти или управления и удостоверяющие право займодавца на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств или иного имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение.[7]
В результате всех государственных кредитных операций Российской Федерации формируется негосударственный внутренний долг РФ, в состав которого включаются все задолженности прошлых лет и вновь возникающие задолженности.
3. Управление государственным долгом
Управление государственным долгом Российской Федерации возложено на Правительство РФ. Это положение отражено в Бюджетном кодексе Российском Федерации: «Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации. Управление государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации».[8]
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 4 марта 1997 года в Министерстве финансов создана единая система Управления государственным долгом РФ для обеспечения снижения стоимости обслуживания государственных заимствований.
Управление государственным (муниципальным) долгом представляют собой совокупность финансовых мероприятий государства и органов местного самоуправления по погашению займов, организации выплат доходов по ним, проведению изменений условий ранее выпущенных займов, а также по размещению новых долговых обязательств.
Среди мероприятий по управлению государственным и муниципальным долгом наиболее распространенными в мировой практике являются рефинансирование, конверсия, консолидация, унификация и некоторые другие.
Рефинансирование, то есть выпуск новых займов в целях покрытия ранее выпущенных долговых обязательств, используются обычно при недостаточности средств централизованного денежного фонда (бюджета).
Конверсия займа заключается в изменении размера доходности займа. Изменение доходности может заключаться как в снижении, так и в повышении процентной ставки дохода, выплачиваемого заемщиком – государством (муниципальным образованием) своим кредиторам.
Сфера управления государственным долгом, связанная с определением условий и выпуском новых займов является важной. При определении условий эмиссии займов, главными из которых являются уровень доходности ценных бумаг для кредиторов, срок действия займов, способ выплаты доходов, государство обязано руководствоваться не только интересами достижения максимальной финансовой эффективности займов, но и учитывать реальную конъюнктуру на финансовом рынке. Успех новых займов может быть обеспечен только в том случае, если правильно учтены положение в экономике, льготы кредиторам и другие факторы.
С 1990 г. среди населения СССР распространялись государственные облигации целевого беспроцентного займа сроком на три года. Погашение таких облигаций осуществлялось дефицитными товарами длительного пользования. Поступления от реализации таких облигаций были учтены в доходах бюджета в сумме 5 млрд. руб.
Для покрытия дефицита бюджета 1990 г. был впервые выпущен в обращение иной вид государственных ценных бумаг - государственные казначейские обязательства сроком на 16 лет с уровнем доходности 5%. Данные ценные бумаги распространялись также среди населения. Впервые за время существования государства была сделана попытка распространения государственного внутреннего 5%-ного займа среди юридических лиц (предприятий, организаций). Данный опыт не принес желаемого результата по ряду причин. Целевой товарный заем принес бюджету 4,1 млрд. руб., но государство практически до сих пор не выполнило своих обязательств перед кредиторами. Такой тип займа не имеет места в странах с развитой экономикой.
В процессе управления государственным долгом решаются задачи:
- минимизация стоимости привлекаемых внешних займов;
- снижение общих издержек по обслуживанию внешнего долга;
- повышение эффективности использования привлекаемых ресурсов;
- поддержание стабильности функционирования политической системы и престижа государства;
- обеспечение социальной стабильности;
- сохранение национальной безопасности.
Цикл управления государственным долгом включает 3 стадии: привлечение, размещение (использование) и погашение. Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств Российской Федерации осуществляются за счет средств федерального бюджета.
Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством РФ, путем осуществления операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.
Существует два крайних способа погашения долга: абсолютный ролловер долга и его полное погашение за счет собственных источников бюджета. С мая 1993 г. и до марта 1998 г. применялась первая крайняя модель формирования рынка внутреннего долга – погашение выпусков ГКО-ОФЗ осуществлялось в пределах новых размещений, при этом новые размещения обеспечивали еще и финансирование непроцентных расходов федерального бюджета на весьма значительную сумму. В 1996-1997 гг. общий итог операций по внутреннему долгу позволил не только в срок погасить все долги и выплатить процентные доходы, но и профинансировать непроцентные расходы на сумму около 80 млрд. руб.
Аннулирование государственного внутреннего долга, то есть полный отказ от долговых обязательств, является, как правило, крайней мерой по управлению внутренним долгом. Принятие такой меры обусловлено обычно сменой политической власти. Так произошло в 1918 году, когда советское правительство решило аннулировать долги царской России, в том числе и внутренние.[9]
Заключение
Кредит играет специфическую роль в экономике: он не только обеспечивает непрерывность производства, но и ускоряет его. Кредит содействует экономии издержек обращения. В условиях экономического подъема, достаточной экономической стабильности кредит выступает фактором роста. Перераспределяя огромные денежные и товарные массы, кредит питает предприятия дополнительными ресурсами. Его негативное воздействие может, однако, проявиться в условиях перепроизводства товаров. Особенно заметно такое воздействие в условиях инфляции. Новые платежные средства, входящие посредством кредита в оборот, увеличивают и без того избыточную массу денег, необходимых для обращения.
Кредит вне зависимости от своей социальной стороны выполняет такие функции как регулирование объема совокупного денежного оборота, перераспределение денежных средств на условиях их последующего возврата, аккумуляция временно свободных денежных средств.
Основной признак государственного кредита — непременное участие государства в лице органов исполнительной власти различных уровней. Основной формой кредитных отношений при государственном кредите являются такие отношения, при которых государство выступает заемщиком средств. Следует отметить, что в условиях переходного периода он должен использоваться не только в качестве источника привлечения финансовых ресурсов, но и эффективного инструмента централизованного кредитного регулирования экономики.
Государственный долг является характеристикой результативности всех совершенных операций в сфере государственного кредита. Его абсолютная величина, динамика и темпы изменений отражают состояние экономики и финансов страны, эффективность функционирования государственных структур. Государственный долг может быть представлен также как общая сумма всех выпущенных, но еще не погашенных государственных займов и не выплаченных по ним процентов.
Список литературы
1.
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля
2. Галицкая С.В. Денежное обращение. Кредит. Финансы (теория и российская практика). – М.: Международные отношения, 2004.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26 января 1996 года №14-ФЗ
4. Финансовое право./Под ред. Н.И. Химичева. – М.: Юристъ, 2004.
5. Экономика./Под ред. А.С. Булатова. – М.: БЕК, 2003.
[1] Галицкая С.В. Денежное обращение. Кредит. Финансы (теория и российская практика). – М.: Международные отношения, 2004. – С. 64
[2] Финансовое право./Под ред. Н.И. Химичева. – М.: Юристъ, 2004. – С.444
[3] Экономика./Под ред. А.С. Булатова. – М.: БЕК, 2003 – С.407
[4] Финансовое право/Под ред. Н.И. Химичева. – М.: Юристъ, 2004. – С.447
[5] Галицкая С.В. Денежное обращение. Кредит. Финансы (теория и российская практика). – М.: Международные отношения, 2004. – С. 168
[6] Галицкая С.В. Денежное обращение. Кредит. Финансы (теория и российская практика). – М.: Международные отношения, 2004. – С. 170
[7] Гражданский кодекс Российской Федерации от 26.01.1996 г. №14-ФЗ ст.817
[8]
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля
[9] Финансовое право./Под ред. Н.И. Химичева. – М.: Юристъ, 2004. – С.472