Содержание          

Введение. 3

1. Культурология в системе гуманитарных наук и ее значение  в процессе гуманитаризации высшей школы. Предмет культурологии. 5

2.  Методы и источники изучения культуры.. 9

3. Возрастание роли культурологии в исследовании социальных и духовных процессов современности. 12

Заключение. 16

Список литературы.. 17

Введение

Культура относится к числу древнейших явлений человеческой жизни. Однако интерес к ее изучению и осмыслению как особого явления действительности сложился относительно недавно. В течение длительного времени - целых тысячелетий -культура существовала как нечто само собой разумеющееся, неосознаваемое, неотделимое от человека и общества и не требующее к себе какого-то особого, пристального внимания.

Что касается науки о культуре - культурологии, то она сложилась еще позднее, практически уже в нашем столетии. Конечно, культура изучалась и раньше. Примерно до середины XIX века этим занимались главным образом философия и история, затем к ним подключились другие науки - этнография, филология, антропологии и т. д. Одной из первых работ, прямо посвященных культуре, стала книга английского историка Э. Тайлора "Первобытная культура".

Значительный вклад в ее становление внес американский ученый Л. Уайт (1900 - 1975 ) своей книгой "Наука о культуре" (1949). Его заслуга состоит прежде всего в том, что он четко поставил вопрос о необходимости строгого определения предмета культурологии, тех явлений, которые должны входить в ее компетенцию. Обобщая сделанное до него, Уайт предложил выделить в культуре три подсистемы: технологическую, социальную и идеологическую. Первая содержит орудия производства и опосредует отношения между человеком и природой. Вторая охватывает межчеловеческие - экономические, нравственные, политические - отношения. Содержание третьей подсистемы составляют идеи, верования, мифы и знания. Из трех подсистем технологическая выступает в качестве определяющей.

В настоящее время помимо теории Л. Уайта существует множество других концепций культуры и культурологии, опирающихся на самые различные методы и подходы. Все они - в зависимости от избранного подхода или угла зрения - могут быть сведены к нескольким основным видам, поскольку единой и общепринятой науки на сегодня еще не создано.

Первым из них является философия культуры, которую можно определить как общую теорию культуры. Философская культурология ставит перед собой задачу осознания, осмысления и объяснения культуры через ее наиболее общие и существенные черты. Она дает определение и понимание сущности культуры, ее отличия от природы, соотношения с цивилизацией и другими явлениями.  Вторым видом является история культуры. В той или иной мере историческая культурология также решает философско-теретические вопросы. Однако главная ее задача - дать конкретное знание о той или иной культуре. Ее предметом может быть мировая, национальная или региональная культура, или же какая-либо эпоха, например - эпоха Возрождения. Третьим видом выступает социологическая культурология. Она исследует реальное функционирование либо культуры в целом, либо имеющихся в ней субкультур - массовой и элитарной, городской и сельской, женской и молодежной. Ее интересуют происходящие сдвиги и изменения в культуре, их динамика, реакция на них тех или иных слоев общества.

Цель работы – раскрыть сущность вопроса, связанного с культурологией как наукой.

1. Культурология в системе гуманитарных наук и ее значение  в процессе гуманитаризации высшей школы. Предмет культурологии

Повсеместный интерес к культурологической проблематике с одной стороны, интенсифицирует научный поиск в этой об­ласти; с другой, делает неясными, расплывчатые очертания, самого предмета исследования.       

Как правило, культурологию определяют как "науку о человеческой культуре во всех ее проявлениях". Столь широкое и общее определение связано в первую очередь с теми ожиданиями, которые и "породили" новую науку. В структуре современного гуманитарного знания культурология призвана вы­полнять обобщающую, синтезирующую функцию. Как некогда ме­ханика, математика, логика и семиотика, культурология в современном мире должна стать и, отчасти, уже становится метаметодологией,   основанием   для   научных   дисциплин "антропологического" цикла.

Однако выполнение культурологией этой функции наталки­вается на серьезное препятствие. Дело в том, что основани­ем для синтеза может стать лишь целостное явление (отрасль знания). Современное же членение гуманитарных наук, жест­кие междисциплинарные рамки, унаследованные от предше­ствующей эпохи Нового Времени, просто не оставляют для нее места в звеньевом пространстве. На практике это приводит к "растаскиванию" культурологии по различным "ведомствам". Формируются направления, растворяющие собственно культуро­логическую проблематику в проблематике сходных, но не идентичных дисциплин - "философия культуры",  "История культуры", "Мировая художественная культура", "Социология культуры" и т.д. По сути, культурология все еще воспринимается как "ничья территория", которую необходимо освоить традиционной методологией настоящей науки.

Культурология изучает не факт (явление) само по себе, не объективную реальность или картину мира, а те механизмы, которые порождают именно эту реальность и картину ми­ра, которые заставляют именно так видеть и воспринимать явления, именно так и мотивировать свою деятельность.

В отличие от наиболее близких к ней дисциплин - социологии и философии - культурология стре­мится не только "описать и объяснить" социокультурный мир, но и предсказать его будущее состояние. 

Культурология еще находится в стадии становления, уточнения своего предмета и методов; ее облик как научной дисциплины еще не обрел теоретичес­кой зрелости. Но этот поиск свидетельствует о том, что культурология уже представляет собой вид знания, пере­росшего «родительскую» опеку философии, все же взаи­мосвязанного с ней.

Трудности становления культурологии прежде всего вызваны сложностью, многоплановостью, «газообразностью» понятия культуры как «онтологического» феномена. В настоящее время существует множество представ­лений о культурологии. Однако среди этого многообразия можно выделить три основных подхода.

Первый - рассматривает культурологию как комплекс дисциплин, изучающих культуру. Образующим мо­ментом здесь является цель изучения культуры в ее историческом развитии и социальном функцио­нировании, а результатом - система знаний о куль­туре.

Второй - представляет культурологию как раздел дис­циплин, изучающих культуру. Например, культу­рология как философия культуры претендует на ее понимание в целом, в общем. Существует и обрат­ная позиция, согласно которой она есть раздел фи­лософии культуры, изучающий проблему многооб­разия культур (типологизация, систематизация зна­ния о культуре без учета фактора культурного само­сознания). В данном случае возможно отождествле­ние с культурологией культурантропологии, социо­логии культуры, а также выделение философской культурологии как науки о смыслах, значениях, взя­тых в их целостности по отношению к определенно­му региону или периоду времени.      

Третий подход обнаруживает стремление рассматривать культурологию как самостоятельную научную дис­циплину. Это предполагает определение предмета и метода исследования, места культурологии в сис­теме социально-гуманитарного знания.[1]

В свою очередь, существуют различные методологичес­кие подходы к пониманию предмета культурологии: энте-лехийный, аксиологический, праксеологический, регуля­тивный, семиотический.          

Предметом  культурологии выступает генезис, функционирование и развитие культуры как специфи­чески - человеческого способа жизни, который раскрывает себя исторически, как процесс культурного наследования, внешне сходного, но все же отличного от существующего в мире живой природы. Задача культурологии - построить «генетику» культуры, которая бы не только объясняла историко-культурный процесс (в мировом и национальном масштабах), но могла бы прогнозировать его и, в пер­спективе, управлять им.

Поставленная задача предполагает решение следую­щих фундаментальных проблем:

-    Выявление «гена» и «генетического кода» культур­ных феноменов, т.е. базисных структур, которые от­ветственны за сохранение, передачу социального опы­та человеческой деятельности;

-    Изучение факторов, оказывающих расшатывающее, мутационное воздействие на «гены» культурно-исто­рических образований, перестраивающих их «код» в процессе творчества;

-    Изучение суммарных последствий такого развития как реальной истории «очеловечивания» мира.

Представленная системность культурологического зна­ния находит свое выражение и в теоретическом рассмот­рении культурологии как учебной дисциплины.

Исходя из государственных стандартов культурологи­ческой подготовки студентов и конкретизирующих их ква­лификационных характеристик и профессиограмм, обу­чение необходимо нацеливать на изучение основных по­нятий теории культуры, ознакомление с основными на­правлениями, школами и теориями в мировой и отечест­венной культурологии, знание основных этапов и законо­мерностей развития мировой и отечественной цивилизации и культуры, включая современные проблемы сохра­нения и наиболее эффективного использования культур­ного наследия

Специалисту естественнонаучного и инженерно-технического профиля в соответствии с этими стандар­тами следует знать исходные понятия и термины куль­турологии, важнейшие школы и концепции мировой и отечественной культурологии, характеристики основных этапов развития культуры в истории общества. Он также должен уметь ориентироваться в культурологической, ху­дожественно-эстетической и нравственной проблематике и вести себя в жизни в соответствии с требованиями, предъявляемыми к культурной, интеллигентной и про­фессионально грамотной личности.

Специалисту социально-гуманитарного профиля в дополнение к изложенным требованиям необходимо не только иметь сведения по указанным направлениям, но и понимать логику основных концепций культуры, харак­теристики и противоречия в развитии цивилизации и культуры XX века, знать основные закономерности ста­новления и развития европейской цивилизации и ее вы­дающейся роли в мировом процессе, владеть навыками эстетического и этического анализа художественных про­изведений и жизненных ситуаций, основами профессио­нальной этики,

Принципы культурологической подготовки должны иметь адекватный механизм своей реализации, который формируется на основе анализа практики преподавания культурологических дисциплин в вузах России, а также требований государственного образовательного стандарта по культурологии. Обобщение этих материалов делает целесообразным выделение следующих блоков культу­рологии как учебной дисциплины:

1. Теоретический. В ходе его освоения студенты должны получить представления об основах теории культу­ры (предмет, основные понятия, структура и функ­ции культурологии), а также главных школах, на­правлениях, концепциях в культурологии. К ним следует отнести культурантропологию, философию культуры, символическую, игровую, психологичес­кие концепции культуры, теорию архетипов культуры, структурализм, концепцию «локальньк ци­вилизаций», социологию культуры, постмодернизм.

2. Исторический: генезис и исторические этапы развития культуры. Он включает два раздела - историю ми­ровой культуры, и культуры России.[2]

2. Методы и источники изучения культуры

Поиск адекватного метода изучения культуры ведется уже не одно столетие. В различные периоды разные научные дис­циплины стремились распространить свои методологические установки на мир культуры. Каждое из получившихся в ре­зультате этого описаний культуры было в какой-то (иногда очень значительной) мере соответствующим предмету исследо­вания. Дело здесь, вероятно, состоит в том, что в основу для исследования культуры ста­вились характеристики предмета той науки, которая предпри­нимала исследование. Предмет же этот, если и совпадал с культурой, то лишь отчасти. Он не был ей. Чтобы определить методологию собственно культурологического описания и из­учения культуры, необходимо обнаружить "последнюю реаль­ность" внутри культуры. Под "последней реальностью" пони­мается такое явление, которое не было бы продуктом уже свершившегося моделирования-идеализации. В то же время из «последней реальности» должны вытекать и все остальные «вышестоящие» ярусы реальности.

Категория «культура» привлекала и привле­кает многих исследователей глубиной своего содержания и эвристической значимостью. Широта охватываемых ею общественных явлений вызывает особью эффект закреп­ления за этим понятием множества смысловых оттенков, что, в свою очередь, накладывает свой отпечаток на понимание и употребление термина «культура» различными дисциплинами и в различные исторические эпохи. И все же анализ показывает, что объединяющее, движу­щее начало в становлении культурологии надо искать в богатых традициях европейской истории философии. Это позволяет рассматривать в качестве элемента культуро­логии как системы знания историческое развитие пред­ставлений о культуре - от античных до современных куль­турологических теорий, концепций, которые можно пред­ставить и как относительно самостоятельные направле­ния философской мысли.

В отечественной культурологии доминируют два ис­следовательских направления. С середины 60-х годов куль­тура рассматривалась как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком. Именно та­кая трактовка нашла отражение во втором издании БСЭ, в философской энциклопедии и других довольно много­численных публикациях. Обладая большой широтой, этот подход отличается неопределенностью, так как отсутст­вуют точные критерии того, что же считать ценностями культуры. Аксиологическая интерпретация культуры за­ключается в вычислении той сферы бытия человека, ко­торую можно назвать миром ценностей. Именно к нему, к этому миру, с точки зрения сторонников этой концепции, и применимо понятие культуры. Оно предстает как вели­чественный итог предшествующей деятельности челове­ка, являющий собою сложную иерархию значимых для конкретного общественного организма духовных и мате­риальных образований.

Сторонники деятельностной концепции усматривают в такой трактовке понятия культуры известную ограничен­ность. По их мнению, аксиологическая интерпретация за­мыкает культурные явления в относительно узкой сфере, тогда как «культура... диалектически реализующийся про­цесс в единстве его объективных и субъективных момен­тов, предпосылок и результатов». Деятельностный под­ход к культуре конкретизируется по двум направлениям:

-    одно рассматривает культуру в контексте личностного становления (Баллер,Злобин, Коган, Межуев и др.),

-    другое - характеризует ее как универсальное свойство общественной жизни (Давидович, Жданов, Каган, Файнбург, Маркарян и др.).

Поиски содержательного определения культуры при­водят, таким образом, к пониманию родового способа бы­тия человека в мире, а именно - к человеческой деятель­ности как подлинной субстанции человеческой истории. Реализующееся в деятельности единство субъективного и объективного позволяет понимать культуру как «систе­му внебиологически выработанных механизмов, бла­годаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе» (Э.Маркарян). Другими словами, культура выступает как «спо­соб деятельности» (В. Е.Давидович, Ю.АЖданов), «тех­нологический контекст деятельности» (З.Файнбург), придающей человеческой активности внутреннюю целост­ность и особого рода направленность, и выступает как способ регуляции, сохранения, воспроизведения и разви­тия всей общественной жизни.

Следует отметить, что деятельностный и аксиологический подходы не исчерпывают собою всего многообра­зия взглядов на понятие культуры в современной фило­софской литературе. В работах значительного числа ав­торов нашли отражение основные концепции западной культурологии: структурно-функциональная, семиоти­ческая, концепция культурной антропологии и др.

Попытку, прослеживаемую и в работах Л.Уайта, со­здать теорию культуры, способную в одном ключе рас­сматривать как дописьменные, так и письменные культу­ры, предпринял М.К.Петров. (Одна из его работ, написан­ная еще в 1974 г., «Язык, знак, культура», вышла в 1991 г.)

Сложившаяся ситуация позволяет нам при помощи термина «культура» фиксировать общее отличие челове­ческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, качественное своеобразие исторически конкретных форм этой деятельности на различных этапах общественного развития в рамках определенных эпох, общественно-эко­номических формаций, этнических общностей (первобыт­ная культура, европейская, античная (греческая и рим­ская), русская культура), особенности сознания и поведе­ния людей в конкретных сферах общественной жизни (куль­тура труда, политическая культура, культура мышления), способ жизнедеятельности социальной группы (например, культура класса) и отдельного индивида (личная культура).

В последнее время значительное распространение по­лучает «диалоговый» подход, в рамках которого культура рассматривается как «встреча» культур (Библер).[3]

3. Возрастание роли культурологии в исследовании социальных и духовных процессов современности

  Современная культурология формируется, выходя из-под родительской опеки философии, обретает собствен­ный предмет исследования и обосновывает соответствую­щие ему методы. Несомненно, прежде всего культуролог имеет дело с результатами культурной деятельности (предметы, продукты культурного творчества - напри­мер, музыка, произведения живописи), но его задача идти глубже - к усвоению духа культуры (менталите­та, культурной парадигмы), независимо от того, какой теоретической позиции он придерживается. В данном слу­чае обнаруживается второй - коммуникативный - слой культуры, это уровень общения, институтов образова­ния и воспитания. И, наконец, сама основа культуры, ее ядро, ее архетип - структура культуротворческой дея­тельности. Разные исследователи идентифицируют ее по-разному: с языком, психологическим складом нации и способом сакрализации, примятой системой символики и т.п. Во всех этих случаях неизменным остается пафос культурологического поиска - целостность, интеграцион­ная основа общества, рассмотрение истории как пересе­чения творческого самовыражения «эго» и развития куль­турной традиции в духовном пространстве этноса.

   Предмет, задачи и про­граммы культурологических исследований требует вовле­чения в научный оборот обширного, разностороннего ма­териала из всех областей и сфер социального творчества, однако главным полем исследования в этой синтетической области знания должен стать образ мысли, образ жизни, образ деятельности «рядовых» субъектов истории. Палео-психологическая реконструкция - наряду с дешифровкой знаковых систем, т.е. семиотическим анализом, - поэтому есть и метод, и содержание культурологии как теорети­ческой дисциплины, не сводимой к иллюстративности и опи­сательству и предполагающей строго концептуальный тип формулирования, постановки и решения своих проблем.

   Прежде всего нужно отметить, что культурология, выделяясь из философии, выступает как стиль философствования и связь с ней воплощает философией культуры. Как бы ни рас­сматривалась сама философия (сциентистски или миро­воззренчески), философия культуры является методоло­гией культурологии как относительно самостоятельной научной дисциплины и обеспечивает выбор ее познавательных ориентиров, дает возможности различной трак­товки природы культуры.

Если философия культуры нацелена на ее понимание как целого (всеобщее), то культурология рассматривает культуру в ее конкретных формах (особенное), с опорой на определенный материал. То есть в культурологии как научной дисциплине по сравнению с философией куль­туры акценты смещены на объяснение ее конкретных форм с помощью теорий так называемого среднего уровня, ос­нованных на исторической фактологии. А философия вы­полняет методологическую функцию, определяет общие познавательные ориентации культурологических иссле­дований.

Такой подход характерен и для истории культуры. Ее факты и ценности дают материал для описания и объяс­нения конкретных исторических особенностей развития культуры, причем, являясь разделом культурологии, она призвана не просто фиксировать эти особенности, но обес­печивать выявление архетипов современной культуры и понимание ее как итога исторического развития. Культу­рология изучает историческое поле фактов культуры, включая как прошлое, так и настоящее. Процессы куль­турно-исторического развития интересуют эту науку в той мере, в какой это позволяет понять и объяснить со­временную культуру.[4]

  Можно выделит несколько факторов возрастания роли культурологии в социальных и духовных исследованиях современности.

а) осознанием спекулятивности классической «философии культуры», ее неспособности в полной мере осмыс­лить богатый эмпирический (этнографический) материал, потребностью выработки такого понимания культуры, которое может надежно связать теоретические представления о ней и практическое ее воплощение во всех сферах человеческой жизнедеятельности;

б) необходимостью разработки такой методологии, кото­рая обеспечит как адекватное исследование куль­туры частными науками, так и их предметное един­ство вытекающее из субстанционального понима­ния культуры;

в) стремлением к выработке «общего знаменателя» в понимании культуры в условиях резкого роста кон­тактов разных культур (в связи с развитием средств коммуникации), необходимостью поиска их единой природы, проявляющейся в локальном культурном многообразии;

г) важностью вопроса сравнения, субординации разных культур, в частности, европейской и неевропейской, в условиях распада колониальной системы и роста национального самосознания в странах «третьего мира»;

д) необходимостью целостного, системного анализа куль­туры как сферы государственной политики, приня­тия в ней всесторонне обоснованных управленчес­ких решений;

е) необходимостью формирования культурных потребнос­тей человека и их удовлетворения в потребитель­ском обществе, обоснования успешной экономичес­кой деятельности в сфере массовой культуры;

ж) тревожным ростом технократизма, рационализма, вы­званным новым витком НТП, осознанием важности гуманитарного «противовеса» для сохранения ста­бильности существования человека, а также стрем­лением компенсировать культурологией все еще наличествующее состояние преждевременной и узкой профессионализации.

Культурология изучает не только культуру в целом, но и различные, часто весьма специфические, сферы культурной жизни, взаимодей­ствуя (вплоть до взаимопроникновения) с антропологией, этнографи­ей, психиатрией, психологией, социологией, экономической теорией, лингвистикой и т. д., и в то же время сохраняя собственное лицо и ре­шая свои собственные исследовательские задачи. Иными словами, культурология является комплексной гуманитарной наукой. В ней есть свои чисто теоретические разделы, есть описательные (эмпири­ческие) исследования, а есть и работы, по характеру изложения и яр­кости образов приближающиеся к уровню художественного произве­дения. Вообще культурология может изучать любой предмет, любое явление (даже явление природы) при условии, что она обнаружива­ет в нем смысловое содержание, реализацию творческого человече­ского духа. Проблемы современной культурологии прежде всего свя­заны с возможностями и перспективами человека, открывающего че­рез культуру (в том числе через иные культуры) драму и трагедию собственного бытия, его духовную бесконечность и высший смысл.[5]

Заключение

Само слово "культура" получило достаточно устойчивое употребление и широкое распространение лишь в XVIII веке. Однако появилось это слово в римской античности, где оно на латыни означало прежде всего "агрокультуру", то есть возделывание, обработку, "культивирование" земли. Этот первоначальный смысл в дальнейшем постепенно уступает место другому, связанному с личными достоинствами и совершенством человека, и в XVIII веке, вошедшем в историю под именем эпохи Просвещения, понятие культуры по сути ограничивается одной лишь духовной культурой. Главными становятся просвещенность, образованность и воспитанность человека. Решающую роль при этом приобретает знание, хотя и тогда уже было ясно, что образование является необходимым, но не достаточным условием для того, чтобы быть культурным.

К социологии культуры тесно примыкает психология культуры, в которой в последнее время просматривается тенденция выделиться в самостоятельную научную дисциплину. Ее предмет составляют индивидуальные особенности отношения к культуре, своеобразие духовного поведения человека в рамках культурного поля. На основе социально-психологических исследований она выделяет культурно-исторические типы личности, характерные для данного общества.

В западных странах широкое распространение получила этническая, или этнологическая культурология, именуемая также культурной антропологией. Она изучает традиции и обычаи, обряды и ритуалы, мифы и верования, а также весь уклад жизни традиционных, докапиталистических обществ и так называемых "архаических" народов.

До недавнего времени большое влияние имела филологическая культурология, в которой та или иная национальная культура изучаются через призму языка и литературы. В последние годы широкое распространение получили структурно-семиотические концепции культуры, опирающиеся на новейшие лингвистические и некоторые другие методы.

Список литературы

1.                 Культурология./ Под ред. Добрыниной В. И.  – М.: ЮНИТИ, 2003.

2.                 Культурология./Под ред. Драча Г. В. – М.: БЕК, 2003.

3.                 Макарян Э.С. Теория культуры и современная наука – М.: ИНФРА-ДАНА, 2004.

4.                 Немировская Л З. Культурология. История и теория культуры – М.: Дело, 2003.

5.                 Розин В. М. Введение в культурологию – М.: Логос, 2004.


[1] Макарян Э.С. Теория культуры и современная наука – М.: ИНФРА-ДАНА, 2004. – С. 38

[2] Розин В. М. Введение в культурологию – М.: Логос, 2004.  – С. 21

[3] Немировская Л З. Культурология. История и теория культуры – М.: Дело,  2003.  – С. 70

[4] Культурология./ Под ред. Добрыниной В. И.  – М.: ЮНИТИ, 2003.  - 169

[5] Культурология./Под ред. Драча Г. В. – М.: БЕК, 2003. – С. 205