Содержание

1. Китайский опыт «открытой» экономики. 3

2. Основные черты программно-целевого метода. Содержание и классификация  программы.. 9

Список литературы.. 14

1. Китайский опыт «открытой» экономики

Одним из важнейших событий мировой экономической истории последней четверти XX века стали беспрецедентные успехи экономики Китая. С начала экономических реформ в 1978 г. по 2002 г. валовой внутренний продукт этой страны увеличился в 5,7 раз, или на 9,6% в среднем в год (рис. 1).

Переход   экономики  Китая  к открытой  политике в области внешнеэкономических связей предполагает решение выдвинутых задач за счет расширения внешней торговли, привлечения иностранного капитала в производительной форме и использования иностранных кредитов. Основным направлением демонополизации и децентрализации внешнеэкономической деятельности КНР стал постепенный переход от прямого административно-директивного управления к регулированию внешних хозяйственных связей преимущественно экономическими методами.

Составной частью экономических реформ Китая стала «политика открытости» («Кайфан»). Это политика привлечения иностранного капитала в китайскую экономику в виде займов, прямых инвестиций, организации СП с зарубежными партнерами и привлечение капитала через свободные экономические зоны.[1]

Первая свободная экономическая зона была создана в маленькой деревушке Шэньчжэнь в 1978 г. (поэтому за начальный отчет для индексов ВВП берем именно этот год)

Рассмотрим экономический опыт открытости экономики Китая

Рис. 1. Индексы ВВП (1978=100%)

За прошедшие 24 лет производство ВВП на душу населения в Китае возросло в 4,4 раза, производительность труда (ВВП на одного занятого) - в 3,6 раза (табл. 1). За те же годы ВВП России уменьшился на 30%.

Если в 1978 г. китайский ВВП был меньше российского на 23%, то в 2002 г. он уже превышал российский в 6,2 раза. Если в 1978 г. душевое производство ВВП в Китае составляло 11% от российского уровня, то в 1990 г. оно поднялось до 23%, а к 2002 г. достигло уже 75%.[2]

Таблица 1.

Экономический рост в Китае[3]

По ППС в ценах 1993 г.

1978 год

2002 год

Среднегодовые темпы прироста, %

ВВП, млрд долларов США

670

3827

9,6

ВВП на душу населения, доллары США

708

3119

8,2

ВВП на 1 занятого, доллары США

1656

5885

6,8

При сохранении в ближайшее время в экономике Китая тенденций развития, сложившихся в последнее десятилетие, и даже при существенном ускорении экономического роста в России (до 4-5% ежегодно), по экономическим прогнозам Китай обойдет Россию по показателю ВВП на душу населения не позднее 2005 года (рисунок 2).

Рис 2. ВВП на душу населения в Китае (Россия = 100%)

Таблица 2

Сравнительная характеристика показателей отраслевой структуры экономики при реализации «политики открытости», %

Показатели

1978

2002

ВВП всего, в том числе:

100

100

сельское и лесное хозяйство

28,4

20,6

промышленность и строительство

48,6

48,4

сфера услуг

23,0

31,1

Все занятые, в том числе:

100

100

сельское и лесное хозяйство

70,5

52,9

промышленность и строительство

17,4

22,9

сфера услуг

12,1

24,1

Основные цели  экономики «открытых дверей»[4]:

§     привлечение иностранного капитала, передовой техники и технологии, овладение опытом управления, подготовка национальных кадров;

§     увеличение экспортной валютной выручки;

§     стимулирование реформы, предварительная "обкатка" ее мероприятий;

§     эффективное использование природных ресурсов;

§     стимулирование развития экономики страны в целом, передача передовой зарубежной технологии и опыта управления во внутренние районы страны;

§     создание "буферов" в связи с возвращением Гонконга (1997 г.) и Макао (1999 г.);

§     мобилизация финансовых возможностей китайской эмиграции;

§     обеспечение ускоренного развития тех регионов страны, где находятся спецзоны всех типов

На развитие «открытой» экономики Китая оказали благоприятное воздействие как объективные факторы: дешевизна и избыток рабочей силы; благоприятное географическое положение (выход к морю, наличие портов), близость Гонконга, Макао и Тайваня; на Хайнане - наличие благоприятных природных ресурсов для развития туризма, металлургии, тропического земледелия; так и субъективные: курс на реформы и открытость, взятый с 1978 г.; юридические гарантии для иностранного капитала; экономические льготы; приток ресурсов со всей страны для развития зон.

В 1980-е годы свободные экономические зоны позволили КНР, не отказываясь от основ плановой экономики по всей стране, приобрести опыт взаимодействия с мировым рынком, стимулировали перестройку организации внешнеэкономической деятельности страны и реформу экономической системы. В настоящее время, по мнению части ученых-экономистов КНР, «…они в значительной мере утратили свою авангардную роль, а практика и методы их работы нуждаются в существенном обновлении…»[5]

А вот об утверждениях, что «открытость» Китая привлекают огромные инвестиции из-за рубежа, можно поспорить. По исследованиям индийских экономистов, в 2003 г. прямые иностранные инвестиции в китайские свободные экономические зоны превысили $50 млрд., однако, от кого они пришли в китайскую экономику? Их значительная часть (по крайней мере 2/3 этих средств) приходится на гонконгский и тайваньский капитал, часть притока вовсе не имеет иностранного происхождения: согласно предположению западных наблюдателей, 25% составляют скрытые формы инвестирования отечественного капитала.

Сам факт существования «открытости» вносит разногласия между экспертами Китая. Они критикуют сам принцип предоставления особого экономического, а, частично, и политического, режима тем или иным территориям, рассматривая его как основу регионального лоббизма и угрозу для целостности внутреннего рынка.

2. Основные черты программно-целевого метода. Содержание и классификация  программы

В условиях неупорядоченного движения к рынку и трудного продвижения к демократическому обществу невозможно и нецелесообразно возвращение к директивному планированию. Вряд ли достаточна и действенна практика составления программ-прогнозов (хотя прогнозирование и социальное предвидение сами по себе, безусловно, полезны и приемлемы). В современных условиях наиболее целесообразно комплексное проектирование в виде разработки программы ориентиров, определяющих основные, в том числе приоритетные, направления развития, контуры будущего, условия и средства перехода от достигнутого (исходного) состояния к желаемому.

Параметры развития России, реализация и защита ее национальных интересов зависят от регионов. Вместе с тем, интересы регионов и их региональная политика не являются постоянными и строятся в зависимости от поведения Центра.

Федеральные программы регионального развития  в принципе должны разрабатываться не для всех, а только для ограниченного числа проблемных территорий. В отличие от большинства других средств федеральной региональной политики, они нацеливаются на решение не столько текущих (тактических), сколько стратегических задач регионального развития, имеющих общегосударственное значение.

Программно-целевой метод – это, прежде всего, способ решения проблем межотраслевого и межрегионального характера, хотя варианты такого метода могут реализовываться и во внутриотраслевом, и во внутрирегиональном управлении, и в управлении внутри объединения, когда сложившиеся в них структуры и процедуры оказываются недостаточными. Однако применение этого метода дает наибольший эффект при решении крупных народнохозяйственных задач.

Применение программно-целевого метода предполагает:

- наличие проблемы и определение цели;

- выделение целереализующей системы;

- разработку комплексной программы развития системы;

- создание особого механизма реализации комплексной программы.

Существенной чертой программно-целевого метода является наличие конкретных программных органов и конкретных исполнителей, полностью отвечающих за выполнение программы, строгое разграничение прав и ответственности, определение периода работы по программе и необходимых ресурсов для ее выполнения.

Следует отметить, что программно-целевой метод усиливает существующую систему планирования и управления, не отменяя и не подменяя ее, а приспосабливая к решению программных задач. Сам он также в определенной степени приспосабливается к ней.

Программно-целевой метод включает содержательный экономический, социальный, организационный, процедурный, информационно-технологический, кадровый и другие аспекты[6].

 Характерная черта программы - ее нацеленность на достижение конечных результатов. Стержень программы - генеральная цель, конкретизируемая в ряде подцелей и задач. Цели достигаются конкретными исполнителями, которые наделяются необходимыми ресурсами. На основе ранжирования целей (генеральная цель, стратегические, тактические цели, программа работ, мероприятия) составляется граф типа "дерево целей" - исходная база для формирования системы показателей программы и оргструктуры управления ею. Целевые программы на предприятии позволяют обеспечивать конкурентоспособность продукции, повышение эффективности использования ресурсов, управление качеством продукции и др.[7] Метод предполагает разработку плановых документов с предварительной оценкой конечных общественных потребностей, исходя из народно-хозяйственных целей при дальнейшем определении эффективных путей, средств и организационных мероприятий по их достижению и ресурсному обеспечению. Объектами приложения комплексных целевых программ являются крупные экономические и социально-экономические проблемы, решение которых выходит за рамки отдельных объектов управления.

По сравнению с другими методами программно-целевой метод является относительно новым и недостаточно разработанным. Широкое распространение он получил в последние годы, хотя был известен давно и впервые был использован при разработке плана ГОЭЛРО. Программно-целевой метод тесно связан с нормативными, балансовыми и экономико-математическими методами.

По содержанию программно-целевого метода подразделяется на ряд типов (видов): социально-экономические, научно-технические, производственно-экономические, территориальные, экологические и организационно-хозяйственные.

Социально-экономические программы предусматривают решение проблем социального характера и повышение материального уровня жизни народа. К таким программам можно отнести программу занятости, программы «Зерно», «Сахар» и др., разработанные в России для решения проблемы безработицы и обеспечения потребностей населения в зерне, сахаре и других продуктах.

Научно-технические программы направлены на решение научных и технических проблем, ускорение внедрения в производство достижений науки и техники, позволяющих обеспечить в ближайший период значительный эффект (экономических социальный и экологический). Перечень научно-технических программ формируется исходя из определенных приоритетов развития экономики.

Производственно-экономические программы предназначены для решения крупных межотраслевых  проблем в области производства, способствующих повышению эффективности и развитию новых производств.

Территориальные программы направлены на преобразование регионов, комплексное освоение новых территорий и решение других задач.

По временной продолжительности программно-целевые методы могут быть долгосрочными, разрабатываемыми на период свыше пяти лет, и среднесрочными – продолжительностью до пяти лет. Программно-целевой метод, как правило, содержит программы разного уровня,  и каждая из них представляет собой относительно самостоятельную часть и включает задания и мероприятия, направленные на реализацию одной или нескольких задач.

Система показателей программно-целевого метода основывается на показателях нормативах, предусматриваемых в составе плановых документов на различных уровнях управления. В связи с интенсивным распространением программно-целевого метода представляется возможным выделить следующие уровни в рамках первичных звеньев экономики:[8]

-          народнохозяйственные (общегосударственные), направленные на решение проблем, оказывающих влияние на всю национальную экономику;

-          межотраслевые, охватывающие группу однородных, технологически связанных между собой отраслей;

-          общеотраслевые, реализация которых имеет принципиальное значение для технического развития той или иной отрасли народного хозяйства;

-          подотраслевые, цели и ресурсы которых ограничиваются рамками отдельных отраслей, подотраслей;

В настоящее время разные авторы указывают на повышение роли программно-целевого метода по мере усиления самостоятельности хозяйствующих субъектов и территориальных образований. Однако, считаю должным отметить наличие серьезных недостатков в применении этого подхода. К числу подобных принципиального характера изъянов относится, в частности, следующий: если раньше рассматриваемые программы взаимоувязывались с планами развития экономики и в них выделялись приоритетные цели, достижение которых позволяло ускорить внедрение научно-технического прогресса, создать благоприятные условия для воспроизводственной деятельности отстающих регионов (чтобы подтянуть их до среднесоюзного уровня) или решить иные проблемы, выходящие за рамки отдельной отрасли или региона, то в настоящее время федеральные программы разрабатывают для решения частных ведомственных и региональных вопросов.

Список литературы

1.                     Борисевич В.И, Кандаурова Г.А. Прогнозирование и планирование экономики. - Мн: ИП «Экоперспектива», 2002

2.                     Михеева Н.Н. Программно-целевое планирование в регионе. - Хабаровск: ХГАЭП, 2001

3.                     Попов Г.X., Косов Н.С. Программно-целевой метод в управлении и планировании.  - М.: Экономика, 2001.

4.                     Семин Н.Ф., Семин Р.Н. Основы мировой экономики – М.: ЮНИТИ,  2003.

5.                     Семенов К.А. Международные экономические отношения – М.: Дело, 2001.

6.                     Черныш Е.А., Салтанова Т. А., Молчанов Н. П., Новикова. А.Д. Прогнозирование и планирование в условиях рынка – М.: ПРИОР, 2001

7.                     Экономика фирмы. Словарь-справочник / Под ред. В.К. Скляренко, О.И. Волкова.- М.: Логос,  2002

Региональная программа

       Региональные программы представляют собой разновидность целевых комплексных программ и служат инструментом регулиро­вания и управления региональной стратегией экономического, социального и научно-технического развития, формой хозяйст­венной деятельности, способом приоритетной концентрации ре­сурсов для решения неотложных, первоочередных проблем.

Различают следующие виды региональных программ: межгосу­дарственные, государственные (федеральные) и собственно реги­ональные, формируемые и реализуемые территориальными органами власти.           

        Региональные программы по своему составу бывают узкоспеци­ализированные, формируемые по отраслевому признаку, и комп­лексные. Узкоспециализированные программы, как правило, разра­батываются в составе целевых федеральных программ, например «Здравоохранение в России». В ее составе практически по всем регионам разрабатываются соответствующие программы — «Здраво­охранение в регионе», в которых определяются потребности в финансовых ресурсах по источникам финансирования, матери­альных ресурсах,, кадрах и т.д    Региональные программы классифицируются по нескольким при­знакам (территориальная принадлежность, функциональная ори­ентация, содержание решаемых проблем, масштабность програм­мной задачи, .отраслевая .локализация, характер возникновения проблем и др.). Выделение признаков и соответствующих им классов программ служит условием: отыскания общих, закономерностей в процессе их формирования и реализации. Классификационные признаки отражают содержание проблемы, характеризуют объекты программ, особенности управления ими и т; д.

Дерево целей программы

Классификация целей по критери­ям наиболее значима для руководства организации, так как именно на их основе проводится построение дерева целей, которое служит ориен­тиром для руководителей в деле управления организацией.

Цель является ориентиром, планируе­мым результатом деятельности организации, которая представляет собой сложную систему, состоящую из большого количества систем­ных единиц. Задача руководителя — превратить цель организации в цели отдельных служб и подразделений, заставить разнородные сис­темные единицы работать на один результат наиболее эффективным образом. При этом общая цель должна быть разложена на отдельные составляющие, которые будут ориентирами в деятельности отдельных подсистем организации (например, подразделений и служб). Дерево целей организации представлено на рисунке 3.

Рассмотрим, как строится дерево целей. На первом этапе формируется главная, глобальная цель фирмы, или миссия. Она имеет долгосрочный характер и должна быть направлена на выживание орга­низации во внешней среде. Постановка этой цели должна быть тща­тельно подготовлена на основе предварительного анализа внешней среды организации, оценки внутренних ресурсов и возможностей.

Рис. 3 Дерево целей организации

На втором этапе происходит декомпозиция основной цели организации на цели второго уровня. Необходимость этого этапа обусловлена наличием сильно различающихся направлений деятельности организации по достижению основной цели и, следовательно, первич­ной специализацией управленческой структуры.


[1] Семенов К.А. Международные экономические отношения – М.: Дело, 2001. – с 103

[2] Семин Н.Ф., Семин Р.Н. Основы мировой экономики – М.: ЮНИТИ,  2003. – с 78

[3] Семин Н.Ф., Семин Р.Н. Основы мировой экономики – М.: ЮНИТИ,  2003.-с.79

[4] Семенов К.А. Международные экономические отношения – М.: Дело, 2001.-с.164

[5] Семенов К.А. Международные экономические отношения – М.: Дело, 2001.- с 105

[6] Попов Г.X., Косов Н.С. Программно-целевой метод в управлении и планировании.  - М.: Экономика, 2001. – с 5

[7] Экономика фирмы. Словарь-справочник / Под ред. В.К. Скляренко, О.И. Волкова.- М.: Логос,  2002 – с 32

[8] Борисевич В.И, Кандаурова Г.А. Прогнозирование и планирование экономики. - Мн: ИП «Экоперспектива», 2002- с 45