1. Каковы социально-экономические предпосылки построения правового государства?

Можно выделить следующие социально-экономические предпосылки формирования правового государства:

1) наличие стабильной рыночной многоукладной экономики, обеспечивающей относительно высокий уровень материального благосостояния населения, сказывающийся на социальной структуре общества (с преобладанием среднего класса), социальной атмосфере, психологии людей;

2) достаточно высокий уровень культуры, особенно правовой и политической; преодоление традиций правового нигилизма;

3) политический и идеологический плюрализм при господстве демократических общечеловеческих ценностей и моральных норм;

4) свободный доступ, обмен и получение информации и соответственно сильная, независимая пресса, обеспечивающая общественный контроль за деятельностью всех властных структур;

5)наличие гражданского общества, строящегося на принципах самоуправляемости, саморегуляции, конкуренции, компромисса.

2. Что означает принцип верховенства правового закона? Что такое правовой закон?

Понятие «верховенство правового закона» включает в себя все основные нормативно-регулятивные формы, средства и способы реального проявления верховной (суверенной) юридической силы и власти норм единой (и единственной) национально-государственной системы действующего позитивного права, общеобязательных для всех субъектов права во всех сферах и на всем пространстве правовой регуляции общественных отношений.

Принцип верховенства правового закона подразумевает (и включает в себя) целый ряд конкретных требований, характеристик, черт и свойств реально утвердившегося режима правовой законности и реально функционирующего правопорядка. К числу таких требований и характеристик правовой законности и реального правопорядка относятся: единство правовой законности и правового порядка на всем пространстве верховенства правового закона (на всей территории государства); равная для всех субъектов права общеобязательность принципа, положений и требований правового закона, правовой законности и правопорядка; правовая активность всех субъектов права в реализации принципа законности и правопорядка, в борьбе против правонарушений и произвола; безусловное подчинение всех факторов, мотивов и соображений неправовой целесообразности принципу и требованиям правовой законности и правопорядка, которые в адекватной правовой форме выражают подлинный смысл и верховенство правовой целесообразности.

Для утверждения принципа верховенства правового закона и последовательного соблюдения его требований необходимы определенные объективные условия, целенаправленные организационные мероприятия, надлежащие нормативно-правовые и институциональные формы, средства и т.д., которые в своей совокупности выступают как гарантии обеспечения правовой законности и реального правопорядка.

3. Кому принадлежит авторство теории правового государства?

Автор теории правового государства И.Кант. Он обосновал и детально разработал философскую основу теории правового государства, центральное место в которой занимает человек, личность. Важнейшим принципом публичного права философ считал прерогативу народа требовать своего участия в установлении правопорядка путем принятия конституции, выражающей его волю. Верховенство народа обусловливает свободу, равенство и независи­мость всех граждан в государстве, которое выступает как «объединение множества людей, подчиненных правовым законам»1. Там, где государ­ство действует на основе конституционного права, отвечает общей воле народа, там государство правовое, там не может быть ограничения прав граждан в области личной свободы, совести, мысли, хозяйственной дея­тельности.

В правовом государстве гражданин должен обладать той же воз­можностью принуждения властвующих к точному исполнению закона, какой обладает властвующий в его отношении к гражданину. Возмож­ность правовой организации Кант непосредственно связывает с разде­лением властей на законодательную, принадлежащую парламенту, ис­полнительную — правительству, и судебную, осуществляемую судом присяжных, избранных народом.

4. Как развивалась теория правового государства в России7

Идеи правового государства нашли широкое отражение и в рус­ской политико-правовой мысли.   Они   излагались   в   трудах Д. И. Писарева, А. И. Герцена, И. Г. Чернышевского, А. И. Радищева, П. И. Пестеля, Н. М. Муравьева и других мыслителей, подвергавших обоснованной критике беззакония феодализма.

Теоретическую завершенность русская концепция правового го­сударства получила в произведениях видных правоведов и философов предоктябрьского периода: Н. М. Коркунова, С. А. Котляревского, П. И. Новгородцева, С. А. Муромцева, В. М. Гессена, Г. Ф. Шершеневи-ча, Б. Н. Чичерина, Н. А. Бердяева и других. Их государственно-правовые воззрения — предмет изучения истории политических и пра­вовых учений.

Так, Шершеневич отмечает следующие пути формирования и основные параметры правового государства: 1) для устранения произ­вола необходимо установление норм объективного права, которые определяют пределы свободы каждого и отграничивают одни интересы от других, в том числе и государственной организации,   отсюда идея господства права в управлении: 2) если личная инициатива требует про­стора, то государству достаточно ограничиться охраною субъективных прав;       3) чтобы новый порядок не нарушался самими органами власти, необходимо строго определить полномочия последних, отделив от исполнительной власти законодательную, утвердив самостоятель­ность судебной власти и допустив к соучастию в законодательстве вы­борные общественные элементы. Соглашаясь с подобными характери­стиками правового государства, Шершеневич, однако, реальные гаран­тии правовой государственности видит в том, чго в различное время выдвигались различные гарантии правового порядка против произвола государственной власти: «. . . а) неотъемлемые права личности; б) прин­цип разделения властей; в) правовое самоограничение власти; г) под­чиненность государства стоящему над ним праву. В действительности такой гарантией является только сдерживающая сила общественного мнения». Идея «сдерживания» властей негосударственными обществен­ными объединениями, мнением общественности, печати, радио, телеви­дения сейчас признается всеми и находит свое практическое воплощение в жизни современного общества.

Котляревекий придерживается кантовской теории взаимо­связанности и обоюдной ответственности государства и личности друг перед другом, гарантией которых является разделение властей. Практи­ческую значимость для современной государственно-правовой жизни имеет его вывод о роли суда как основного органа, обеспечивающего реаль­ную обоюдную ответственность государства и личности. Такой суд должен быть конституционным, абсолютно независимым от кого бы то ни было и пользоваться непререкаемым доверием народа. Утрата этого доверия колеблет начала правосудия, а вместе с тем и начала правового государства.

В послеоктябрьский период в нашей стране в силу ряда объек­тивных и субъективных факторов идеи правового государства вначале были поглощены требованиями революционного правосознания, а за­тем полностью исключены из реальной жизни. Правовой нигилизм при сосредоточении реальной власти в руках партийно-государственного аппарата, отрыв этой власти от народа привели к полному отрицанию в теории и на практике правовой организации общественной жизни на началах справедливости и в конечном счете к установлению тоталитар­ной государственности.

Советская государственно-правовая наука в период тоталитариз­ма не воспринимала идею правового государства, считая ее буржуазной, диаметрально противоположной классовой концепции государства. Инерция властного отрицания и научного непризнания многовекового опыта теории и практики правовой государственности породила се­рьезные социально-экономические культурно-духовные и национальные конфликты в жизни общества.

В последние годы в русле реформаторских процессов, проходящих в стране, произошли серьезные изменения в научных взглядах на госу­дарство и право, четко обозначились новые подходы к оценке их роли в политической системе общества. Используя научный арсенал прошлого и настоящего, практический опыт построения и функционирования правовой государственности в современных цивилизованных странах, отечественное правоведение, философская, экономическая и политиче­ская мысль наметили реальные контуры будущего правового госу­дарства в нашем обществе. Концептуальные положения и пути форми­рования правового государства с учетом конкретных условий развития страны излагаются в трудах С. С.  Алексеева, А. В. Венгерова, В .Е. Гулиева, Н. Н. Деева, В. Д. Зорькина, В. Н. Кудрявцева, Б. М. Ла­зарева, Р. 3. Лившица, В. С. Нерсесянца, М. И. Пискотина, Ю. А. Ти­хомирова, Б. И. Топорнина, Р. А. Халфиной, 3. М. Черниловского, В. А. Четвернина и других.