Введение 3

Служба судебных приставов РФ_ 4

Заключение 14

Список литературы_ 15

Введение

В Министерстве юстиции РФ создана и действует служба судебных приставов, целью которой является обеспечение соблюдения порядка в судебных заседаниях, исполнения судебных решении. Служба судебных приставов призвана заменить ныне пока еще действующих при районных судах судебных исполнителей, чья работа в условиях резкого увеличения объема судебной деятельности и, соответственно, судебных решений, а также противодействия их исполнению оказалась малоэффективной.

Служба судебных приставов организуется и действует в соответствии с федеральными законами "О судебных приставах" и "Об исполнительном производстве". В состав этой службы входят:

- департамент судебных приставов Министерства юстиции РФ;

- служба судебных приставов Управления военных судов Министерства юстиции РФ;

- службы судебных приставов органов юстиции субъектов РФ;

- районные, межрайонные подразделения судебных приставов.

Рассмотрение данной структуры является целью данной работы.

Изучение ее необходимо, так как во многом наличие именно этой службы обеспечивает исполнение судебных решений, а следовательно, гарантирует соблюдение прав и свобод граждан, в частности право собственности и право на судебную защиту и восстановление нарушенных прав.

Служба судебных приставов РФ

В начале XIX в. русский поэт и государственный деятель Гавриила Романович Державин возглавил впервые созданное Манифестом императора Александра I Министерство юстиции. Манифестом от 8 сентября 1802 г. министру юстиции были вверены "все дела судебного ведомства", учреждение и упразднение судов, осуществление надзора за их работой.

Спустя более чем двухвековой период своего существования "сегодня Министерство юстиции увеличивает свое участие в государственном строительстве, последовательно превращается в одно из важнейших федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих в стране с помощью права демократию, федерализм, национальную безопасность, защиту прав и законных интересов личности, становление в стране рыночной экономики"[1].

Задачи и основные функции данного министерства закреплены в Положении о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 2 августа 1999 г. (с последующими изменениями и дополнениями). Минюст России участвует в законотворческой деятельности, в обеспечении единого правового пространства, реформировании уголовно-исполнительной системы, в соблюдении прав граждан в сфере нотариата и адвокатуры, международном сотрудничестве, проводит юридическую экспертизу законопроектов, осуществляет регистрацию партий и общественных объединений.

Одним из приоритетных направлений деятельности Минюста России является создание эффективной системы исполнительного производства[2]. Необходимость этого вытекает из задач данного ведомства по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнения актов судебных и других органов (п.4 и 5 ст.5 Положения).

Согласно ч.1 ст.46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В связи с этим важность и значимость рассматриваемого направления деятельности Министерства юстиции состоит в том, что от того, будет ли исполнено решение суда и как быстро оно будет исполнено, зависит реальное восстановление нарушенных прав и свобод граждан и степень гарантированности государством судебной защиты.

Россия - член Совета Европы, а поэтому должна учитывать все его правила, стандарты и рекомендации в области обеспечения прав и свобод граждан. Ратификация Российской Федерацией Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней дала возможность гражданам и неправительственным организациям обращаться в Европейский суд с жалобой на нарушение государством (государственными органами) прав и свобод, гарантированных названной конвенцией.

Неисполнение судебных решений ослабляет авторитет судебной власти, ставит под сомнение эффективность проведение судебной реформы.

В целях обеспечения соблюдения порядка в судебных заседаниях, исполнения судебных решений в 1997 г. в Министерстве юстиции РФ была создана и ныне действует служба судебных приставов. Данная служба пришла на смену институту судебных исполнителей, который работал более или менее эффективно при советской системе, когда не было рыночных отношений. Когда же страна стала переходить к новой модели экономики, возник кризис исполнения судебных решений.

Потребность в создании данной службы обуславливалась также тем, что силовые ведомства не обеспечивали надлежащим образом безопасность судов и судей. Возрастала сложность рассматриваемых судами дел. За ними стоят разные экономические и политические интересы, в связи с чем увеличивается давление на судей.

Служба судебных приставов организуется и действует в соответствии с ФЗ "О судебных приставах" от 21 июля 1997 г. (в редакции от 7 ноября 2000 г.) и ФЗ "Об исполнительном производстве" от 21 июля 1997 г. (в редакции от 24 декабря 2002 г.). В состав этой службы входят: департамент судебных приставов Министерства юстиции РФ; служба судебных приставов Управления военных судов Министерства юстиции РФ; службы судебных приставов органов юстиции субъектов РФ; районные, межрайонные подразделения судебных приставов.

Возглавляет службу судебных приставов Главный судебный пристав РФ, являющимися по должности заместителем министра юстиции РФ. Он осуществляет руководство деятельностью этой службы, координирует и контролирует подразделения судебных приставов, решает вопросы организации деятельности службы судебных приставов. Службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации возглавляются главными судебными приставами субъектов РФ, являющихся по должности заместителями начальника соответствующего органа юстиции, а районные и межрайонные службы приставов - старшими судебными приставами.

В зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы подразделяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и приставов, исполняющих судебные акты и акты других органов.

На судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов, возлагается: обеспечение в судах безопасности судей, заседателей, участников процесса и свидетелей; обеспечение порядка в суде; исполнение решений суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения; обеспечение охраны зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время; поддержание общественного порядка в судебных помещениях; осуществление привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю; участие по указанию старшего судебного пристава в совершении исполнительных действий. Для осуществления этих обязанностей судебные приставы вправе применять физическую силу, оружие и специальные средства в порядке, предусмотренном законом, а также обращаться за помощью к сотрудникам милиции, органов безопасности, органов внутренних сил.

К основным функциям судебных приставов-исполнителей относятся: возбуждение исполнительного производства, розыск, арест имущества, его изъятие и передача на ответственное хранение, а также при необходимости реализация арестованного имущества в соответствии с законом.

Со дня образования службы судебных приставов Министерства юстиции РФ прошло не много времени, чуть больше пяти лет, однако уже сейчас можно сделать определенные выводы об эффективности ее деятельности. Так, если в 1996 г. реально было исполнено 30% судебных актов и актов иных органов, то в 1999 г. в России, несмотря на огромную нагрузку на судебных приставов-исполнителей, эта доля составила 60%. В 2001 г. из 17,4 млн. исполнительных производств окончено 78%. В пользу взыскателей перечислено 136 млрд.руб. против 64 млрд.руб. в 1999 г.[3]*(4).

В 2000 г. службе был передан дополнительный объем работ - осуществление принудительного исполнения постановлений налоговых органов по взысканию налогов. За 2,5 года в счет задолженности по налогам и сборам перечислено в бюджеты разных уровней 64 млрд.руб., что ставит Минюст России на третье место после Министерства по налогам и сборам России и Государственного таможенного комитета России среди органов, пополняющих бюджет Российской Федерации[4].

В ходе исполнения судебных решений и актов других органов судебным приставам-исполнителям большую помощь и силовую поддержку оказывают судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов (ОУПДС). Как отмечает заместитель Министра юстиции - Главный судебный пристав Российской Федерации А.Т. Мельников: "Положительное влияние на результативность исполнения оказало создание в структуре службы подразделения судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Если раньше судебных исполнителей должники порой "не пускали на порог", то теперь, при наличии силовой поддержки со стороны приставов по ОУПДС, ситуация в корне изменилась. Соответственно вырос и авторитет приставов в глазах населения"[5].

Несмотря на очевидную положительную динамику развития службы судебных приставов Министерства юстиции РФ, следует остановиться на ряде проблем, связанных с ее деятельностью.

Так, судейское сообщество, а также Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации в течение последних лет неоднократно высказывались за передачу службы судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов общей юрисдикции из ведения Министерства юстиции Российской Федерации в ведение Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации[6].

Несмотря на категоричное неприятие Министерством юстиции данного предложения[7]*(8) доводы судейского сообщества о необходимости передачи вышеназванной службы судебных приставов в ведение Судебного департамента при Верховном Суде РФ заслуживают своего внимания и анализа.

ФЗ от 21 июля 1997 г. "О судебных приставах" устанавливает, что одной из основных задач службы судебных приставов является обеспечение установленного порядка деятельности судов. Согласно положениям, закрепленным в ст.1 и п.17 ст.6 ФЗ от 8 января 1998 г. "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", Судебный департамент - это федеральный государственный орган, который осуществляет организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции (за исключением Верховного Суда РФ) и принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей.

Таким образом, рассматриваемые органы в настоящее время параллельно выполняют единые задачи обеспечения безопасности судей при осуществлении правосудия.

Серьезной проблемой в обеспечении безопасности судей, охраны зданий и помещений судов является законодательное ограничение работы судебных приставов по ОУПДС только рабочим временем. Особенно остро эта проблема встала в связи с принятием нового УПК РФ, вступившего в действие с 1 июля 2002 г. Согласно ст.108 Кодекса, постановление о возбуждении ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу подлежит рассмотрению единолично судьей районного суда в течение 8 часов с момента поступления материалов в суд. В связи с этим судьи рассматривают данные постановления и в выходные, и в праздничные дни. Так, за первое полугодие в Мичуринском городском суде Тамбовской области рассмотрено в выходные и праздничные дни 15 таких ходатайств. Судебные же приставы по ОУПДС в эти дни на работу не выходили, а следовательно, и судьи, и помещение суда оставались без охраны. На предложение председателя суда по поводу организации выполнения служебных задач судебными приставами по ОУПДС в административном здании суда г. Мичуринска в выходные и праздничные дни Главный судебный пристав Тамбовской области ответил, что "охрана зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений судебными приставами обеспечивается в рабочее время".

Определенную проблему в связи с введением мировой юстиции представляет и обеспечение приставами по ОУПДС охраны мировых судей и помещений мировой юстиции.

Анализ создавшейся ситуации, связанной с деятельностью службы судебных приставов по ОУПДС и предложением о передаче данной службы в ведение Судебного департамента при Верховном Суде РФ, позволяет высказать ряд предложений.

Представляется, что возражения против передачи службы судебных приставов, отвечающей за обеспечение установленного порядка деятельности суда в таком виде, как она сейчас существует, имеют под собой определенные основания.

Согласно п.2 ст.11 ФЗ "О судебных приставах", на судебных приставов по ОУПДС возложены задачи не только по обеспечению безопасности судей, охраны зданий и судебных помещений, но и по участию в совершении исполнительных действий. В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов они выполняют функцию охраны судебного пристава-исполнителя от неправомерных действий заинтересованных лиц, одновременно оказывая ему реальную помощь в исполнении решений суда путем принуждения к этому обязанных лиц.

Поэтому вполне обоснованными являются опасения, что изъятие судебных приставов по ОУПДС из структуры Министерства юстиции будет означать лишение судебных приставов-исполнителей силовой поддержки, а это приведет к ослаблению эффективности исполнения судебных актов и актов других органов.

Кроме того, как ранее указывалось, судебные приставы по ОУПДС участвуют в принудительном исполнении не только судебных решений, но и актов других органов Российской Федерации; они будут лишены возможности это делать, находясь в ведении Судебного департамента, так как орган судебной системы не может и не должен исполнять решения федеральных органов исполнительной власти.

Решение данной проблемы может рассматриваться в двух направлениях. Во-первых, учитывая, что на Судебный департамент при Верховном Суде РФ возложены задачи по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, не ликвидируя и не передавая из Министерства юстиции службу судебных приставов по ОУПДС, необходимо создать в структуре Судебного департамента отдельную службу (возможно оставить и название "судебные приставы") по обеспечению установленного порядка деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировой юстиции.

За судебными же приставами по ОУПДС Министерства юстиции РФ следует оставить функции по обеспечению установленного порядка деятельности арбитражных судов и участие в совершение исполнительных действий. Возможно и расширение направления деятельности этой службы. Не исключается создание при ней подразделения по проведению оперативно-розыскных действий по установлению должника и его имущества.

Во втором случае за судебными приставами сохраняются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судов. Однако в таком случае потребуется увеличение численности штата рассматриваемой службы, что позволило бы в полной мере выполнять возложенные на них задачи.

В данном случае целесообразно рассмотреть также вопрос об образовании в структуре судебных приставов по ОУПДС отдельно подразделений, занимающихся обеспечением установленного порядка деятельности судов и подразделений, участвующих в исполнительных действиях, что исключило бы возможность отвлечения приставов, занимающимся первым направлением деятельности, от выполнения возложенных на них задач по обеспечению безопасности судей, охраны зданий и помещений судов, осуществлению привода лиц, уклоняющихся от явки в суд.

Важным в данном случае является решение вопроса и о законодательном закреплении режима рабочего времени судебных приставов по ОУПДС, который бы позволил обеспечить безопасность судей, охрану зданий и помещений судов в течение всего судебного процесса (который может продолжаться и сверх рабочего времени), а также в выходные и праздничные дни.

Представляется необходимым укрепление и развитие конструктивного взаимодействия между органами юстиции, судейским сообществом и Судебным департаментом в работе по совершенствованию и повышению эффективности деятельности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

С 1 июля 2002 г. введен в действие новый Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, согласно которому впервые функциями органов дознания наделены судебные приставы разных уровней: Главный судебный пристав Российской Федерации, Главный военный судебный пристав, главные судебные приставы субъектов Российской Федерации, их заместители, старшие судебные приставы, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (ч.1 ст.40 УПК РФ). Служба судебных приставов проводит дознание по пяти составам уголовных преступлений: ст.294 УК РФ "Воспрепятствование осуществлению правосудия", ст.297 УК РФ "Неуважение к суду", ст.311 УК РФ "Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса", ст.312 УК РФ "Незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи и аресту либо подлежащего конфискации" и ст.315 УК РФ "Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта".

Кроме того, к службе судебных приставов с 1 июля 2002 г. переходят полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях по ряду составов административных правонарушений, предусмотренных новым Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, касающихся посягательств на институты государственной власти и порядок управления. Среди них ст.17.3 "Неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава", ст.17.4 "Непринятие мер по частному определению суда или по представлению судьи", ст.17.5 "Воспрепятствование явке в суд народного или присяжного заседателя", ст.17.6 "Непредставление информации для составления списков присяжных заседателей", ст.17.8 "Воспрепятствование законной деятельности судебного пристава-исполнителя", ст.19.6 "Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения".

Данные направления деятельности потребуют от органов Министерства юстиции дополнительных усилий по созданию подразделений дознания, обучению кадрового состава, принятию нормативно-правовых актов и формированию методических основ организации и деятельности органов дознания.

Заключение

Основными задачами ФССП России являются: обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов; организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве; управление территориальными органами ФССП России.

Исполнение судебных решений является неотъемлемой частью основного права человека на судебное разбирательство, поэтому эффективность системы исполнения судебных решений имеет первостепенную важность для функционирования судебной системы в целом. Только реальное обеспечение права гражданина на справедливый суд в разумные сроки, может сохранить и повысить доверие общ,,,,ества к власти, обеспечивающей воплощение восстановленной судом справедливости. Эффективность мер по обеспечению исполнения судебных решений так же, как и статус, и уровень подготовки судебных исполнителей, являются ключевыми в организации всей системы.

Список литературы

1.     Федеральный закон «О судебных приставах» от 21 июля 1997 г. (в редакции от 7 ноября 2000 г.)

2.     Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 21 июля 1997 г. (в редакции от 24 декабря 2002 г.)

3.     Чайка   Ю.   Министерство   юстиции   в   системе    российской государственности // Российская юстиция. 2002. №9. С.2.

4.     Чайка Ю. Министерство юстиции России на современном этапе // Журнал российского права. 2000. №7.

5.     Мельников А. Судебные приставы - это исполнительная власть // Российская юстиция. 2000. №4.

6.     Чайка Ю. Министерство юстиции России и укрепление вертикали власти // Российская юстиция. 2002. №4.

7.     О работе судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов общей юрисдикции // Российская юстиция. 2002. N 3.


[1] Чайка   Ю.   Министерство   юстиции   в   системе    российской государственности // Российская юстиция. 2002. №9. С.2.

[2] См.: Чайка Ю. Министерство юстиции России на современном этапе // Журнал российского права. 2000. №7.

[3] См.: Мельников А. Судебные приставы - это исполнительная власть // Российская юстиция. 2000. №4. С.26; Чайка Ю. Министерство юстиции в системе российской государственности // Российская юстиция. 2002. №9. С.6.

[4] См.: Чайка Ю. Министерство юстиции России и укрепление вертикали власти // Российская юстиция. 2002. №4. С.4; он же. Министерство юстиции в системе российской государственности // Российская юстиция. 2002. №9. С.6.

[5] Мельников А. Указ. изд. С.26.

[6] См.: Постановление Совета судей РФ от 25-28 апреля 2000 г. "О передаче Службы судебных приставов" // Российская юстиция. 2000. N 7. С. 2-3; Сидоренко Ю. Председатель Совета судей РФ. Российские судьи -судебной власти // Российская юстиция. 2000. N 11. С.8; Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О судебных приставах"" (внесен 11 сентября 2000 г.) // Там же. С.20; Постановление Совета судей РФ от 17-20 апреля 2001 г. "О ходе исполнения Федерального закона "О судебных приставах"" // Российская юстиция. 2001. N 7. С.10; Постановление Совета судей РФ от 13-16 ноября 2001 г. "О работе судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов общей юрисдикции" // Российская юстиция. 2002. N 3. С.6-7.

[7] См.: Мельников А. Указ. изд. С.27.