Содержание

Введение. 1

1.Конституционные основы административно-правового статуса граждан. 3

2.Административно – правовые гарантии и способы защиты прав граждан. 8

3.Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства. 15

4.Административно-правовой режим проживания и передвижения по территории России иностранных граждан и лиц без гражданства. 17

Заключение. 25

Список литературы. 27

Введение

Субъект права[1] в общей теории государства и права – носитель прав и обязанностей, участник правовых отношений. Всякое действие юриста при анализе правоотношения начинается с определения статуса субъекта, с паспорта гражданина, устава организации, положения о соответствующем органе государственного управления или должностного лица.

Характеристика статуса субъекта права вообще, и административного в частности состоит из ряда элементов, которые отражают правосубъектность, только в своей совокупности. К этим элементам относятся:

а) структура статуса, включающая в себя правоспособность, дееспособность, права, обязанности, гражданство;

б) содержание статуса: в данном случае, содержанием являются отношения властного характера, административные отношения;

в) механизм регулирования статуса, включающий в себя принципы правового статуса, гарантии прав, способы защиты и реализации прав, ответственность.

Административная правоспособность означает закрепленную нормами права возможность субъекта права вступать в административно-правовые отношения, его способность быть субъектом права и нести соответствующие обязанности. Понятие правоспособности теснейшим образом связано с понятием субъекта права. Правоспособность по общему правилу не является особым качеством человека в силу того, что он человек, и даже не в силу того, что он гражданин государства, а в силу существования о том закона, нормы права.

Современные ученые считают, что правоспособность гражданина возникает с момента рождения и прекращается смертью, а правоспособность органов государства и иных коллективных субъектов административного права начинается с установленной законом формой их появления как субъект права:

- с принятием положения;

- регистрацией;

- изданием акта управления;

и заканчивается в сроки определяемые законодательством и  этими документами.

Административная дееспособность – это фактическая возможность практической реализации предоставленных субъекту прав и выполнения возложенных на него обязанностей в сфере государственного  управления. Возникает и прекращается в соответствии с различными ее сроками, установленными законодательством.  

Для гражданина она наступает, как правило, при достижении им определенного возраста. Например, в армию гражданин может быть призван только с 18-летнего возраста, ранее он правоспособен, но недееспособен в отношении данного правоотношения.

Иногда праводееспособность раскрывается через правосубъектность, тем более, что в отношении государственных органов и должностных лиц время возникновения и прекращения административной правоспособности совпадает со временем возникновения и прекращения их дееспособности.

Права и обязанности субъектов административного права меняются в зависимости от воли законодателя. Поэтому правовой статус субъекта административного права в отношении этого его элемента необходимо определять именно как дату анализируемого правоотношения. Гражданство, а возможно и национальность, также влияют на статус, правовое положение субъекта права. Гражданство имеют не только граждане, но и юридические лица, по месту регистрации которых, или по иным критериям международного частного права, применяются нормы права, естественно имеющие характеристики соответствующего государства, где эта регистрация производится.

Статус гражданства физического лица известны два подхода: право почвы и право крови. Право почвы характерно для стран с колонизацией завоеванных земель, в частности для стран Латинской Америки. Для России характерно право крови, то есть получение гражданства по происхождению. Различные концепции приводят к сложностям в конкретном проявлении административно-правового статуса гражданина. Встречаются люди без гражданства, а есть и лица с несколькими гражданствами.

Можно выделить два случая административных правонарушений с участием гражданина: когда он выполняет указания властных субъектов и когда требует от властных субъектов соблюдения своих прав.

В отношении гарантий прав гражданина в административных правоотношениях особо надо отметить закон РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», Указ Президента РФ от 8 июля 1997 г. №828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации».

1.Конституционные основы административно-правового статуса граждан.

Граждане, физические лица[2] - основной элемент производительных сил в государстве, каждое государство бережет и охраняет своих граждан. Ст. 7 Конституции РФ 1993 г. прямо закрепляет, что гражданин не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.

 Наряду с понятием "права и свободы", относящимся ко всей системе существующих в стране индивидуальных субъективных прав и свобод, Конституция употребляет понятие "основные права и свободы" применительно к пра­вам и свободам, перечисленным в ней самой (ч. 1 ст. 55).

Конституция закрепляет следующие принципиальные положения, связанные с понятием "права и свободы".

Права и свободы человека определяются как высшая ценность, а признание, соблюдение и защита прав и сво­бод человека и гражданина закрепляются как обязанность государства (ст. 2).

В Российской Федерации признаются и гарантируют­ся права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международ­ного права и Конституцией (ч. 1 ст. 17).

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17).

Права и свободы человека и гражданина являются не­посредственно действующими (ст. 19). Это означает, что в случае законодательного пробела либо несоответствия того или иного закона Конституции Российской Федерации при­меняются непосредственно нормы Конституции.

Не должны издаваться законы, отменяющие или ущем­ляющие права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55).

С понятием "основные права и свободы" связаны сле­дующие принципиальные положения.

Это понятие употребляется в отношении прав и свобод, непосредственно закрепленных в Конституции Российской Федерации, и потому их можно называть также конституционными правами и свободами. Отвечая на вопрос, можно ли отождествлять основные права с консти­туционными правами, Е.А. Лукашева справедливо подчеркивает, что "основные права индивида — это конституционные права", именно они являются правовой базой для производных, но не менее важных прав.

Конституция определяет, во-первых, качественные свойства основных прав и свобод человека — они неотчуждаемы, т.е. не могут быть изъяты государством либо без законных оснований ограничены; во-вторых, природу их происхождения — они принадлежат каждому от рождения (ч. 2 ст. 17).     .

Перечисленные в Конституции Российской Федерации основные права и свободы не должны толковаться как отрицание и умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 55).

2. Применительно к различным возможностям человека и гражданина Конституция Российской Федерации употребляет два термина — "права" и "свободы". Это близкие, но несовпадающие термины (понятия). Под свободой можно понимать возможность человека обладать чем-то, например свобода мысли, свобода совести. Под правом следует понимать возможность человека и гражданина совершать конкретные действия, направленные на реали­зацию права, например право на объединение, право избирать и быть избранным, право на образование.

Конституция Российской Федерации[3] употребляет и такие понятия, как "человек", "гражданин", которые имеют не только терминологическое, но и содержательное различие.

Обобщенным (общим) для понятий "человек", "граж­данин" в Конституции Российской Федерации являются термины "личность", "каждый". Эти термины относятся к правам не только граждан Российской Федерации, но и граждан других государств и лиц без гражданства. С точки зрения содержательной, понятия "человек" и "граж­данин" различаются по разному объему прав. Так, обла­дание политическими правами напрямую связано с при­надлежностью к российскому гражданству. Обязанность защищать Отечество, нести военную службу тоже отно­сится только к гражданам Российской Федерации. Сле­дует также иметь в виду, что в Конституции закрепля­ется институт гражданства Российской Федерации (ст. 6, 61, 62), перечисляются права и обязанности российских граждан (ст. 31—33, 59), определяются формы и средства их защиты (ст. 61).

 Конституция Российской Федерации устанавливает понятие "основы правового статуса личности в Российской Федерации", под которыми понимаются положения, содержащиеся в ее гл. 2 (см. ст. 64). Конституция не рас­крывает, что же конкретно входит в основы правового статуса личности, совокупность каких элементов позволя­ет определить структуру правового статуса. В юридической литературе имеются различные подходы к определению правового статуса личности и его структурных эле­ментов. Одни авторы наряду с правами, свободами и обязанностями включают сюда гражданство, другие — общую правоспособность, гарантии, законные интересы, юридическую ответственность и т.д., третьи — под право­вым статусом индивида понимают единство прав, свобод и обязанностей, относя иные элементы к понятию "право­вое положение личности".

Анализ конституционно-правовых норм, содержащихся в гл. 2, позволяет выделить следующие структурные эле­менты, составляющие в своей совокупности понятие "основы правового статуса личности": гражданство; консти­туционные принципы правового статуса личности; систе­ма конституционных прав, свобод и обязанностей; гарантии прав и свобод.

Под гражданством понимается устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокуп­ности их взаимных прав, обязанностей и "ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Именно с российским гражданством связаны наличие и реализация многих конститу­ционных политических прав и свобод.

Базируясь на общепризнанных нормах международ­ного права, Конституция Российской Федерации закреп­ляет основные принципы российского гражданства. К ним относятся:

- единое гражданство Российской Федерации;

- равное гражданство Российской Федерации независи­мо от оснований приобретения;

- обладание гражданином Российской Федерации на ее территории всеми правами и свободами и несение им рав­ных обязанностей, предусмотренных Конституцией Рос­сийской Федерации;

- невозможность лишения российского гражданства или права изменить его;

- защита и покровительство граждан Российской Федерации за ее пределами;

- невозможность высылки за пределы Российской Федерации или выдачи другому государству гражданина Российской Федерации.

Впервые на конституционном уровне[4] (ст. 62) гражданину Российской Федерации предоставляется возможность иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство), которая реализуется в соответствии с фе­деральным законом или международным договором Рос­сийской Федерации. При этом наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обя­занностей, вытекающих из российского гражданства.

Порядок приобретения и прекращения российского гражданства регулируется Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (с изменениями от 11 ноября 2003 г., 2 ноября 2004 г.)

Так им установлен, общий и упрощенный порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации.

Общий порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации - порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации Президентом Российской Федерации в отношении лиц, на которых распространяются обычные условия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Упрощенный порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации - порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, на которых распространяются льготные условия, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

Закон предусматривает следующие основания приобретения гражданства Российской Федерации: в результате его признания; по рождению; в порядке регистрации; в результате приема в гражданство; в результате вос­становления в гражданстве; путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами Российской Федерации; по иным основаниям, содержащимся в законе.

Гражданство Российской Федерации может быть пре­кращено: вследствие выхода из гражданства; вследствие отмены решения о приеме в гражданство; путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами Российской Федерации; по иным основаниям, предусмотренным законом.

Делами о гражданстве Российской Федерации ведают следующие государственные органы: Президент Рос­сийской Федерации; Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации; Министерство внутренних дел Российской Федерации; Министерство иностранных дел Российской Федерации, дипломатичес­кие представительства и консульские учреждения Российской Федерации.

Особую категорию российских граждан составляют вынужденные переселенцы, статус которых, экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и за­конных интересов на территории Российской Федерации ".

2.Административно – правовые гарантии и способы защиты прав граждан.

На конституционных принципах[5] правового статуса личности базируется вся система прав и свобод человека и гражданина. Будучи конституционно закрепленными, эти принципы являются незыблемыми. Речь идет о следую­щих принципах правового статуса личности:

- признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, закрепление обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2);

- признание приоритета общепризнанных принципов и норм международного права (ч. 1 ст. 17) как основополагающих для всей системы прав и свобод. Это, например, принципы и нормы Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Международного пакта о гражданских и политических правах (1966 г.), Европейской конвенции о защите прав человека и основных  свобод  (1950  г.),  Европейской  социальной хартии (1961 г.);

- принцип неотчуждаемости основных прав и свобод человека и гражданина, их принадлежность каждому от рождения (ч. 2 ст. 17), их прямое, непосредственное действие. Именно они определяют смысл, содержание и при­менение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти и местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.  18). Принцип неотчуждаемости основных прав и свобод означает, что они не могут быть произвольно, т.е. без законных оснований, ограничены;

- принцип равноправия,  под которым понимается, во-первых, равенство всех перед законом и судом,  во-вторых, равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств,  в-третьих,  равенство  прав и свобод мужчины и женщины и равные возможности для их реализации (ст. 19);

- гарантированность прав и свобод человека и гражданина. Это социально-экономические, политические и юридические гарантии. Конституция закрепляет государственную защиту прав и свобод; именно государство выступает главным их гарантом (ст. 2, 17, 18, 19, 45). Наряду с общими гарантиями, относящимися ко всем правам и свободам, Конституция устанавливает гарантии примени­тельно к ряду конкретных прав и свобод;

- закрепление правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, в соответствии с которым они пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, устанавливаемых федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч. 3 ст. 62).

 Система конституционных прав, свобод и обязанностей

В гл. 2 Конституции Российской Федерации закреп­ляется целостная система прав и свобод человека и граж­данина, которые гражданин Российской Федерации мо­жет самостоятельно осуществлять в полном объеме с 18 лет (ст. 60). В этой системе находятся три группы прав и свобод: личные, политические, социально-экономические. Может быть и более дробная классификация прав и свобод. Следует также помнить, что закрепленные Конституцией права и свободы конкретизируются и развива­ются во всех отраслях права и законодательства.

Личные права и свободы неотчуждаемы, принадле­жат каждому от рождения и не связаны напрямую с при­надлежностью к российскому гражданству. Личные права и свободы человека закреплены в ст. 20-29 Конституции Российской Федерации.

Право на жизнь (ст. 20) впервые закреплено на кон­ституционном уровне. Сейчас это право ограничивается возможностью применения смертной казни, к отмене ко­торой стремится наше государство.

Российское государство охраняет достоинство личности (ст. 21). Ничто не может служить основанием для его умаления, никто не должен подвергаться пыткам, наси­лию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Каждый имеет право на неприкосновенность личнос­ти, жилища, частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 22, 23, 25).

Каждому должна быть обеспечена возможность озна­комления с документами и материалами, непосредствен­но затрагивающими его права и свободы. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ст. 24).

Впервые на конституционном уровне закрепляется право каждого определять и указывать свою национальную принадлежность, свободно передвигаться, выбирать мес­то пребывания и жительства, пользоваться родным языком (ст. 26, 27).

Российское государство гарантирует каждому свобо­ду совести и свободу вероисповедания, включая право исповедовать любую религию или не исповедовать ника­кой, свободно выбирать, иметь и распространять религи­озные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28).

Гарантируются также свобода мысли и слова, свобода массовой информации. В Российской Федерации запре­щается цензура. Каждый имеет право законным способом свободно распространять информацию. Запрещается пропаганда социального, расового, национального или языко­вого превосходства (ст. 29).

В отличие от личных прав[6] и свобод политические права и свободы (ст. 30—33) связаны с принадлежностью к гражданству Российского государства. Именно через эти права и свободы практически реализуется конституцион­ное положение о том, что носителем суверенитета и един­ственным источником власти в Российской Федерации яв­ляется ее многонациональный народ. Конкретизируя эту норму основ конституционного строя, ст. 32 закрепляет право граждан Российской Федерации участвовать в уп­равлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Право на участие в управлении государственными делами реализуется через различные каналы и формы. Среди них: право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправле­ния; право участвовать в референдуме; право на объеди­нение, включая право создания профессиональных союзов; право собираться мирно, без оружия, проводить собра­ния, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование; право участвовать в отправлении правосудия; право на индивидуальные и коллективные обращения в государ­ственные органы и органы местного самоуправления, рав­ный доступ к государственной службе.

Социально-экономические права и свободы касаются важнейших сфер жизни человека. Это труд и собствен­ность, образование и здоровье, отдых и творчество, се­мья и жилище, социальное обеспечение и окружающая среда. В Конституции Российской Федерации во многом по-новому определяются социально-экономические права, что связано с отходом от тотального огосударствления экономической и социальной жизни общества.

В ст. 34—44 Конституции закрепляются следующие социально-экономические права и свободы: свобода пред­принимательской деятельности; право частной собствен­ности, в том числе на землю; свобода труда, право на коллективные и индивидуальные трудовые споры, вклю­чая право на забастовку; право на отдых; право на защи­ту материнства, детства и семьи; право на социальное обеспечение; право на жилище; право на охрану здоро­вья и медицинскую помощь; право на благоприятную окружающую среду; право на образование; свобода литера­турного, художественного, научного, технического и дру­гих видов творчества, свобода преподавания; право на участие в культурной жизни.

Наряду с правами и свободами Конституция устанав­ливает обязанности граждан Российской Федерации, ко­торые являются неотъемлемой частью правового статуса личности.

К основным обязанностям Конституция относит: обя­занность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57); обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58); обязанность защищать Отечество (ст. 59).

Важнейшей обязанностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений является обязанность со­блюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ст. 15).

Гарантии прав и свобод

Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, что установлено ст. 46 федеральной Конституции. Это конституционное право реализуется в Законе Рос­сийской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (см. Фе­деральный закон от 14 декабря 1995 г. о внесении измене­ний и дополнений в указанный Закон). В ряде статей Кон­ституции специально указывается на судебную защиту прав и свобод — права на тайну переписки (ст. 23), права на неприкосновенность жилища (ст. 25), права частной соб­ственности (ст. 35).

Кроме того, ряд конституционных положений (ст. 47— 54) прямо связан с возможностью судебной защиты и от­правлением правосудия. Это:

- закрепление презумпции не­виновности — каждый обвиняемый в совершении преступ­ления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом поряд­ке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ст. 49);

-право на получение квалифицированной юри­дической помощи (ст. 48); невозможность придания обратной силы закону, который устанавливает или отягчает от­ветственность (ст. 54);

-право обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в слу­чаях, предусмотренных федеральным законом (ст. 47);

- по­ложение о том, что никто не может быть повторно осуж­ден за одно и то же преступление (ст. 50), никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга, близких родственников (ст. 51);

- право на компенсацию при­чиненного ущерба и на возмещение причиненного вреда (ст. 52, 53).

В соответствии с международными договорами Рос­сийской Федерации каждому гарантируется и междуна­родно-правовая защита его прав и свобод путем предос­тавления права обращаться в межгосударственные орга­ны по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства право­вой защиты. Такими межгосударственными органами яв­ляются: Комитет по правам человека ООН, Европейская комиссия прав человека Совета Европы, Европейский Суд по правам человека, специализированные организации и учреждения ООН (ВОЗ, МОТ, ЮНЕСКО и др.).

Новым институтом конституционного права, учреж­денным для обеспечения гарантий государственной защи­ты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуп­равления и должностными лицами, является Уполномо­ченный по правам человека. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государствен­ной Думой. Правовой основой его организации и деятель­ности является Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. "Об Уполномоченном по правам чело­века в Российской Федерации".

Уполномоченный способствует восстановлению нарушен­ных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нор­мами международного права, развитию международного со­трудничества в области прав человека, правовому просве­щению по вопросам прав и свобод человека, форм и мето­дов их защиты. При осуществлении своих полномочий Уполномоченный независим и неподотчетен каким-либо го­сударственным органам и должностным лицам.

При Президенте Российской Федерации действует Комиссия по правам человека, которая является совеща­тельным и консультативным органом, содействующим ре­ализации главой государства его конституционных полно­мочий как гаранта прав и свобод человека и гражданина. Основные задачи и порядок деятельности Комиссии опре­деляются Положением о ней, утвержденным Указом Пре­зидента Российской Федерации от 18 октября 1996 г.

Подчеркнем еще раз, в Российской Федерации га­рантируется государственная защита прав и свобод чело­века и гражданина. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45). В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ст. 55).

Важной гарантией прав и свобод человека и гражда­нина является установление четкого механизма возможно­го ограничения прав и свобод. Конституцией закреплены конкретные исчерпывающие основания такого возможного ограничения. Оно может быть осуществлено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в це­лях защиты основ конституционного строя, нравственнос­ти, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обес­печения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55). Запрещаются любые формы ограничения прав граж­дан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 2 ст. 19).

В условиях чрезвычайного положения отдельные ог­раничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия могут устанавливаться федеральным конститу­ционным законом (ч. 1 ст. 56). При этом Конституция запре­щает даже в условиях чрезвычайного положения ограни­чивать следующие права и свободы: право на жизнь, дос­тоинство личности; право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени; недопущение сбора, хранения, использования и рас­пространения информации о частной жизни лица без его согласия, свободу совести и свободу вероисповедания; пра­во на экономическую деятельность; право на жилище. Не подлежат ограничению права, связанные с судебной защи­той и отправлением правосудия (ст. 46—54 Конституции). В их числе права: на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти и орга­нов местного самоуправления, на межгосударственную за­щиту прав и свобод, на получение квалифицированной юридической помощи, на презумпцию невиновности, на возмещение ущерба.

3.Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.

С институтом гражданства тесно связано правовое по­ложение иностранных граждан и лиц без гражданства. Конституция Российской Федерации закрепляет важней­ший принцип о том, что они пользуются в Российской Федерации правами и. несут обязанности наравне с ее гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Конкретное регулирование положения этих лиц осуществляется Законом[7], который продолжает действовать в части, не противоречащей Кон­ституции Российской Федерации. Они обладают всем ком­плексом личных и социально-экономических прав и сво­бод. Употребляемый в Конституции термин "каждый" оз­начает, что эти права и свободы распространяются не только на российских граждан, но и на иностранных граж­дан и лиц без гражданства. Они не пользуются, как уже говорилось, рядом политических прав и не несут некото­рые обязанности, которые Конституция прямо адресует только гражданам Российской Федерации.

Правовое положение указанной категории лиц регу­лируется также российским федеральным законодатель­ством.

Конституционный принцип предоставления полити­ческого убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства (ст. 63) получил развитие в Положении о по­рядке предоставления Российской Федерацией политичес­кого убежища, утвержденном Указом Президента Россий­ской Федерации от 21 июля 1997 г.

Порядок въезда в Российскую Федерацию и выезда из нее иностранных граждан и лиц без гражданства регулиру­ется Федеральным, законом от 15 августа 1996 г. с изменени­ями и дополнениями от 24 июня 1999 г. "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". Закон устанавливает конкретные исчерпывающие основа­ния, при которых въезд в Российскую Федерацию указан­ной категории лиц может быть не разрешен, ограничен либо не разрешается. Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 1998 г. о реализации отдельных норм этого Закона утверждены положения, конкретизирую­щие ряд вопросов, связанных с выездом и въездом.

Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. "О пра­ве граждан Российской Федерации на свободу передвиже­ния, выбор места пребывания и жительства в пределах Рос­сийской Федерации" предоставляет такое право лицам, не являющимся гражданами Российской Федерации и за­конно находящимся на ее территории, которое осуществ­ляется ими в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. В соответствии с этим Законом поста­новлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. утверждены Правила регистрации граждан по мес­ту их пребывания и жительства.

Особую категорию иностранных граждан и лиц без гражданства составляют беженцы. Основания и порядок признания беженцем на территории Российской Федера­ции, экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев устанавли­ваются Федеральным законом "О беженцах" (в редакции Федерального закона от 28 июня 1997 г.).

4.Административно-правовой режим проживания и передвижения по территории России иностранных граждан и лиц без гражданства.

Административно-правовой режим проживания и передвижения иностранных граждан и лиц без гражданства определен в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изменениями от 30 июня, 11 ноября 2003 г., 22 августа, 2 ноября 2004 г.).

Настоящий Федеральный закон определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.

Данный закон определяет такие основные понятия[8]:

иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

- приглашение на въезд в Российскую Федерацию - документ, являющийся основанием для выдачи иностранному гражданину визы либо для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации;

- миграционная карта[9] - документ, содержащий сведения об иностранном гражданине, въезжающем в Российскую Федерацию, а также служащий для контроля за временным пребыванием иностранного гражданина в Российской Федерации;

- разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность;

- вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность;

- законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации;

- временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;

- временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание;

- постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство;

- трудовая деятельность иностранного гражданина - работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);

- иностранный работник - иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность;

- иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, - иностранный гражданин, зарегистрированный в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица;

- разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности;

- депортация - принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.

Законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и иных федеральных законов. Наряду с этим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации. Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом[10].

 Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия визы или срока, установленного настоящим Федеральным законом, если на момент истечения указанных сроков им не получено разрешение на продление срока пребывания либо разрешение на временное проживание. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию. Решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, или его территориальными органами.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с соблюдением требований настоящего Федерального закона, продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию. Решение о продлении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, о чем делается отметка в миграционной карте.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию и поступающего на военную службу по контракту, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Временное проживание иностранных граждан в Российской Федерации  определено в ст. 6[11]. Так, разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации[12]. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года. Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.

Без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину:

1) родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории Российской Федерации;

2) признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации;

3) имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации;

4) состоящему в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации;

5) осуществившему инвестиции в Российской Федерации в размере, установленном Правительством Российской Федерации;

6) поступившему на военную службу, на срок его военной службы;

7) в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

Территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, по заявлению, поданному в указанный орган временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином, либо по заявлению, поданному иностранным гражданином в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве проживания этого гражданина, в шестимесячный срок выдает иностранному гражданину разрешение на временное проживание либо отказывает ему в выдаче такого разрешения[13].

Территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, при рассмотрении заявления иностранного гражданина о выдаче разрешения на временное проживание направляет запросы в органы безопасности, службу судебных приставов, налоговые органы, органы социального обеспечения, органы здравоохранения, органы миграционной службы и другие заинтересованные органы, которые в двухмесячный срок со дня поступления запроса представляют информацию о наличии либо об отсутствии обстоятельств, препятствующих выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание. В случае, если иностранному гражданину было отказано в выдаче разрешения на временное проживание, он вправе повторно подать в том же порядке заявление о выдаче разрешения на временное проживание не ранее чем через один год со дня отклонения предыдущего заявления.

Постоянное проживание иностранных граждан в Российской Федерации. [14]В течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание.

2. До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.

3. Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.

4. Вид на жительство содержит следующие сведения: фамилию, имя (написанные буквами русского и латинского алфавитов), дату и место рождения, пол, гражданство иностранного гражданина, номер и дату принятия решения о выдаче вида на жительство, срок действия вида на жительство, наименование органа исполнительной власти, выдавшего вид на жительство, и оформляется в виде документа установленной формы. Порядок выдачи вида на жительство и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче вида на жительство, а также порядок перерегистрации вида на жительство утверждается Правительством Российской Федерации.

Порядок передвижения иностранных граждан в пределах Российской Федерации определен в ст.11 ФЗ[15].

 Иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение. Перечень территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение, утверждается Правительством Российской Федерации.

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта Российской Федерации. Иностранным гражданам - сотрудникам дипломатических представительств и работникам консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудникам международных организаций, а также аккредитованным в Российской Федерации иностранным журналистам право на свободу передвижения в пределах Российской Федерации предоставляется на основе принципа взаимности.

Прибывающим на срок свыше 3 месяцев визу на въезд выдает дипломатическое представительство и консульские учреждения. Иностранцы обязаны подчиняться законам Российской Федерации при нахождении на территории РФ. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуется в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ. Они не служат в армии, не имеют права замещать ряд должностей в государственном аппарате.

Заключение

В данной работе мы рассмотрели основные понятия административно-правового статуса граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Сегодня можно сделать вывод, что прошли те времена, когда государственное регулирование прав и обязанностей граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства было пущено на самотек. С трибуны Государственной Думы сегодня говорят о том, что необходимо, как можно больше привлекать в Россию, тех граждан, которые захотят вернуться из стран СНГ. Для этого процедура упрощенного предоставления гражданства была продлена еще на неопределенное время. Кроме этого, прошлогодние события во Франции заставили наших законодателей задуматься о правовом статусе иностранных граждан и так называемых «гастарбайтеров». Уже в декабре 2005 года в некоторых регионах были начаты эксперименты по предоставлению упрощенной регистрации таких граждан. Актуальность данной темы еще определяется тем, что исходя, из последних научных и статистических данных население России постоянно сокращается, падает рождаемость. И как, вроде не прискорбно признавать, но без привлечения иностранных граждан, бывших граждан СССР перспективы убывания численности населения России весьма реальны. Все это говорит о том, что необходимо разрабатывать специальные программы, принимать законы, которые бы четко определяли правила игры в данной отрасли административного права.

В 2005 году мы также впервые увидели возможности государства по защите интересов своих граждан на территориях других государств. Это и моряки в Нигерии, дипломаты в Катаре. То есть, государство сегодня старается проводить в жизнь свои конституционные обязанности. Необходимо, чтобы это стало тенденцией, которая в итоге приведет нас к построению в России правового государства.

Список литературы.

1.     Конституция РФ 1993г. –принята на всенародном голосовании.

2.                Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ.

3.                Закон Рос­сийской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (см. Фе­деральный закон от 14 декабря 1995 г.

4.                Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изменениями от 30 июня, 11 ноября 2003 г., 22 августа, 2 ноября 2004 г.).

5.                Федеральный  закон от 15 августа 1996 г. с изменени­ями и дополнениями от 24 июня 1999 г. "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".

6.                Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изменениями от 30 июня, 11 ноября 2003 г., 22 августа, 2 ноября 2004 г.).

7.                Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (с изменениями от 11 ноября 2003 г., 2 ноября 2004 г.)

8.                «Правила определения квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2003 г. N 193.

9.                Алехин А.А., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М., Административное право РФ: Учебник, М.,2003 г. С.-46

10.           Конституционное право РФ, Учебник, М.Норма, 2004 г.


[1] Алехин А.А., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М., Административное право РФ:Учебник, М.,2003 г. С.-46

[2] Алехин А.А., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М., Административное право РФ:Учебник, М.,2003 г. С.-52

[3] Конституционное право РФ, Учебник, М.Норма, 2004 г. –С.36

[4] Конституционное право РФ, Учебник, М.Норма, 2004 г. –С.44

[5] Конституционное право РФ, Учебник, М.Норма, 2004 г. –С.52

[6] Конституционное право РФ, Учебник, М.Норма, 2004 г. –С.58

[7] Федеральном законе от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"

[8] Федеральном законе от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"-ст.2

[9] Постановлением Правительства РФ от 16 августа 2004 г. N 413 утверждены Правила использования миграционной карты, а также миграционная карта, которая вводится в действие с 1 января 2005 г.

[10] Федеральном законе от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"-ст.4

[11] Федеральном законе от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

[12] Правила определения квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2003 г. N 193

[13] Инструкцию об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по оформлению и выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание, утвержденную приказом МВД РФ от 14 апреля 2003 г. N 250

[14] Федеральном законе от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"-ст.5

[15] Федеральном законе от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"-ст.11