№ заказа

883.1

Вариант, тема

27

Дисциплина

Государственное управление экономикой

Исполнитель

Лещенко Н.А.

                                          содержание

Введение. 3

Раздел 1: Факторы, влияющие на занятость. 5

Раздел 2: Прогноз факторов, определяющих спрос на рабочую силу и предложение. 7

Раздел 2: Правовое регламентирование государством отношений занятости. 10

Заключение: 13

Библиография: 15

Введение.

Занятость населения рассматривается как макроэкономическая категория, которая объединяет важные социальные и экономи­ческие индикаторы состояния общества. Рынок труда при всей жесткой связи с остальными подсистемами рынков - товаров, услуг, капиталов - занимает тем не менее специфическое поло­жение в системе рынков.

Трудовые ресурсы - особый вид ресурсов. Они не только фак­тор экономического роста, главная производительная сила, но и потребляющая. Трудовые ресурсы выступают в двойственной Функции субъекта и объекта производства. Это не только рабочая сила, но прежде всего люди с их разнообразными интересами, потребностями и способностями. Труд - не только источник об­щественного богатства, но и необходимое условие раскрытия способностей трудящегося, личности. Из этой особенности трудовых ресурсов для государственного регулирования очень важно согласование экономических задач с социальными целями, а достижение желаемых экономических результатов в лучшем использовании труда, росте его производительности невозможно без учета изменений, происходящих в социальных процессах, стимулирующего воздействия на эффективность труда состоянии социальной сферы.

Регулирование занятости на макроэкономическом уровне поэтому должно быть направлено на поддержание баланса эко­номических и социальных приоритетов на рынке труда. Основ­ное национальное богатство - интеллектуальный потенциал стра­ны, человеческие ресурсы, их знания, система ценностей, творче­ские способности - именно они позволяют обеспечить экономиче­ский рост, благосостояние народа и безопасность страны.

Цель написания данной работы- раскрыть факторы способствующие изменению структуры занятости при переходе от полной к эффективно и свободно избранной занятости. Раскрыть характер правового регламентирования государством отношений занятости. 

Раздел 1: Факторы, влияющие на занятость.

Основное влияние на рынок труда в России оказывают социально-экономические факторы, среди которых можно выделить: спад производства, структурные сдвиги в экономике; динамика форм собственности; инвестиционный климат в стране; ситуация в сфере доходов.

При определение целей и задач государственной политики заня­тости важно исходить из того, что все основные макроэкономи­ческие пропорции связаны с трудовыми ресурсами, занятостью, ее структурой. Например, такая важная пропорция, как распре­деление ВВП на потребление и накопление имеет свою нижнюю границу, определяемую демографическими показателями насе­ления и трудовых ресурсов.

Влияя на норму производственного накопления, поскольку капитальные вложения являются основой создания рабочих мест, занятость трудоспособного населения вместе с тем должна быть обеспечена при определенном уровне потребления, по крайней мере, на уровне минимального потребительского бюджета. Таким образом, уровень жизни, темпы и структура экономики, НТП и территориальное размещение производства тесно связаны и вза­имообусловлены количеством и качеством трудовых ресурсов, структурой занятости по отраслям, профессионально-квалифи­кационной структурой кадров.

На переход к эффективной и свободно избранной занятости влияет общее состояние экономики. Существу­ет тесная связь показателей ВНП, ВВП и других показателей макроэкономики с показателями занятости, безработицы, спро­са и предложения рабочей силы, хотя ее количественные выра­жения сильно варьируют в зависимости от фазы подъема, кризи­са, депрессии и т.п. Имеется определенная связь занятости с кре­дитными вложениями, с государственным бюджетом, другими финансовыми показателями. Особенно важно отметить тесную взаимосвязь занятости с реальной заработной платой. От реаль­ного дохода зависит решение о занятости или не занятости взрос­лых членов семьи и т.д. Особое место среди макроэкономиче­ских финансовых показателей отводится взаимосвязи занятости и инфляции.

На занятость оказывают влияние и другие факторы, в част­ности, кроме внутриэкономических процессов, она реагирует и на внешнеэкономические связи, прежде всего - на иностранные инвестиции.

Все это означает, что разработку государственной политики занятости следует рассматривать как сложный, многоуровневый процесс, при котором необходимо учитывать многие макроэко­номические показатели.

Нормативно-правовой основой государственной политики занятости являются Закон РФ «О занятости населения в Россий­ской Федерации» от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 (с послед, изм. и доп. от 22.08.2004г.).

При проведении рыночных преобразований преобладало уп­рощенное понимание занятости. Все проблемы сводились к без­работице - ее масштабам, формам проявления, региональным особенностям. Главные усилия в политике занятости сводились к созданию механизма согласования спроса и предложения ра­бочей силы. Занятость не сводится к проблеме безработицы, она включает формирование эффективной занятости, отраслевое пе­рераспределение рабочей силы, ее профессионально-квалифика­ционную структуру, трудовую мотивацию и др.[1]

Закон «О занятости населения в Российской Федерации» можно считать первым, но не во всем удачным опытом оформле­ния государственной политики занятости в рыночных условиях. В его положениях регулируется не занятость, а в основном защи­та безработных граждан, мало обращается внимания на устране­ние причин безработицы в стране. Смысл же Закона - именно в регулировании занятости, а не только безработицы.

Раздел 2: Прогноз факторов, определяющих спрос на рабочую силу и предложение.

В настоящее время регулирующие функции государства состоят и в том, чтобы сбли­зить спрос на наемную рабочую силу (со стороны работодате­лей) с предложением.

Размер безработицы определяется соотношением двух сторон рынка труда - спроса на рабочую силу и ее предложением. Пол­ного равновесия спроса и предложения рабочей силы достичь в рыночной экономике невозможно.

В отличие от рынка товаров и услуг на рынке труда неравно­весие спроса и предложения - норма. Полностью же сбалансиро­вать спрос на труд и предложение нельзя, но с помощью мер го­сударственного регулирования можно и необходимо привести уровень безработицы к естественной норме, приближение к сба­лансированности следует обеспечить не только по количеству и качественной структуре рабочей силы, но и во времени и про­странстве (по регионам). Важно уметь прогнозировать конкрет­ные размеры несоответствия спроса и предложения и факторы, его вызывающие.

Спрос и предложение определяются совокупностью условий и факторов, от качества прогноза которых и зависит мера их не­соответствия.

Факторы предложения рабочей силы. К основным факторам относятся воспроизводственные и социально-экономические. Кро­ме того, на предложение рабочей силы влияют и психологические факторы - потребность в труде как средстве самовыражения и т.п.

Предложение рабочей силы определяется:

•        наличием исходной численности экономически активного населения;

•  пополнением экономически активного населения за счет ес­тественного и миграционного прироста;

•  мотивацией занятости в качестве наемного работника или предпринимателя;

•  величиной прожиточного минимума, минимального разме­ра пенсий, влияющих на мотивацию занятости пенсионеров и женщин, занимающихся домашним хозяйством;

•  политикой в военной сфере - продолжительностью службы в Вооруженных силах, общей численностью военнослужащих и др.

Факторы спроса на рабочую силу. Основой спроса на рабо­чую силу является существующая в экономике система рабочих мест и ее развитие.

формирование спроса на рабочую силу и рынка рабочих мест на макроуровне в условиях России находится под влиянием:

•  сложившейся совокупности рабочих мест в стране;

•  инвестиционной активности, ее динамики;

•  структурных преобразований экономики;

•  несостоятельности и банкротства предприятий;

•  динамики объемов производства и сферы услуг;   

•  динамики цены рабочей силы;

•  институциональных преобразований и др.            Рассмотрим некоторые из перечисленных факторов.                           Одним из главных факторов, регулирующих спрос на рабочую силу в переходный период, является структурная перестройка эко­номики, когда неизбежно перераспределение капитальных и тру­довых ресурсов. При этом структурный фактор будет действовать в двух противоположных направлениях: высвобождать рабочую силу и увеличивать спрос на нее.

Осуществление программы создания мелких и средних пред­приятий в экономике также будет способствовать увеличению спроса на рабочую силу. Увеличение самостоятельной занято­сти, сокращение занятости женщин в общественном производ­стве, потребность в образовании и другие факторы будут умень­шать размер спроса на рабочие места. Наиболее сложно прогно­зировать такие факторы, как высвобождение рабочей силы, свя­занные с падением производства, сокращением инвестиционной активности.

Другой важный фактор, влияющий на спрос и предложение рабочей силы - цена труда. В настоящее время ни в одной из раз­витых стран нет такой низкой зарплаты как в России (в ряде раз­вивающихся стран она тоже выше).

Этот фактор, помимо прочего, резко снижает престиж квали­фицированного труда, ведет к ухудшению профессионально ква­лификационной структуры кадров, в том числе и из-за оттока квалифицированной рабочей силы в другие страны.[2]

Либерализация цен и ликвидация государственного регули­рования зарплаты привели к резкому возрастанию дифференци­ации оплаты труда между отраслями промышленности и эконо­мики, между предприятиями одной отрасли.

При этом дифференциация мало связана с эффективностью труда и объективными условиями производства. Зарплата как экономическая категория перестала выполнять свои основные функции - воспроизводства рабочей силы и стимулирования тру­да.

Раздел 2: Правовое регламентирование государством отношений занятости.

Основная задача политики государства по экономике и поддержке занятости— сдерживать сокращение экономически целесообразных и перспективных рабочих мест, содействовать росту инвестиционной активности, создающей новые рабочие места путем проведения институциональных преобразований, селективной структурной политики, реализации инвестиционных и других целевых программ.

Кроме того политика занятости федерального уровня предусматривает создание системы правового регулирования и организации межгосударственных отношений со странами СНГ и другими зарубежными государствами по поводу миграционного обмена и пенсионного обеспечения в случаях добровольного и вынужденного переселения, по вопросам найма и социальной защиты при выезде на временные заработки или откомандирование на работу в другое государство, т.е. к функциям федерального уровня относится выработка правовых норм, обеспечивающих включение России как равноправного партнера в международный рынок труда.

На региональном уровне политика занятости означает содействие полной, продуктивной работе и свободно избранной занятости, направленной на создание условий для реализации права граждан на труд на территориях, находящейся в пределах компетенции органов власти соответствующего уровня (республики, края, области, автономной области, автономного округа, р-на и города). Региональный аспект государственной политика занятости реализуется через ежегодно принимаемые субъектами РФ территориальные программы содействия занятости населения, учитывающие особые факторы и условия, влияющие на состояние рынка труда в регионах.

Государственная политика на региональном уровне реализуется в рамках федеральной программы, путем выполнения региональных и местных программ содействия занятости населения, учитывающих особенности демографического и социально-экономического развития территорий.

Обычно региональные программы занятости населения делятся на три уровня:

·                   республиканская проблема занятости населения, которая содержит набор мероприятий, реализуемых только на уровне республики;

·                   областная (краевая) программа определяет мероприятия по занятости населения в рамках данного уровня, например, выделение городов приоритетного развития;

·                   районная (городская) программа занятости. Она представляет собой набор конкретных мероприятий, направленных на решение проблем отдельных участников рынка труда.[3]

Региональное регулирование занятости позволяет учитывать многие особенности развития регионов и на их основе разрабатывать конкретные целенаправленные мероприятия по созданию условий занятости в зависимости от форм собственности, размеров предприятий и т.д. Важным способом смягчения ситуации на региональных рынках труда может стать использование нестандартных форм организации занятости (НФЗ). Оно открывает возможность воздействия на занятость путем ограничения предложения рабочей силы на открытом рынке труда, позволяет ограничивать масштабное высвобождение занятых и предупреждать всплеск безработицы. Внедрение НФЗ является мерой, отвечающей как интересам индивидов и работодателей, так и общества в целом.

С позиции продавцов рабочей силы, особенно представляющих женщин и молодежь, НФЗ явились удобной формой сочетания необходимости работать с другими видами общественно-полезной деятельности, например, учебой, воспитанием детей и семейными обязанностями, а также единственно приемлемым способом постепенного включения или выхода из трудовой деятельности (молодежь, инвалиды, пожилые и др.).

Интересам предпринимателей эти формы занятости соответствуют по целому ряду параметров:

·              в отдельные периоды использование НФЗ продиктовано объективными требованиями производства (сокращением его объемов в связи с циклическим кризисом, необходимостью капитального ремонта или замены оборудования и его наиболее квалифицированного и опытного кадрового костяка, сокращение издержек, связанных с увольнением рабочей силы, а позднее — наймом новой);

·              привлечение дополнительной рабочей силы на принципах нестандартных режимов занятости в большинстве случаев выгодно в финансовом положении, так как не ведет к пропорциональному росту издержек на рабочую силу;

·              интенсивность, производительность, а значит и эффективность некоторых видов труда при НФЗ, оказываются даже более высокими, чем при традиционных режимах его организации. Это относится, прежде всего, к занятым трудом творческим, выполняющим нешаблонные не повторяющиеся, различные по набору операций задания, которые зачастую не совпадают с традиционно установленной продолжительностью рабочего времени, да по существу и не могут быть точно уложены в определенный временной график.

На макроэкономическом уровне использование НФЗоткрывает возможность снизить остроту проблем занятости за счет обеспечения рынке труда уязвимым категориям населения способа получения дохода и поддержания уровня своей квалификации и работоспособности. НФЗ может стать одним из методов смягчения безработицы в массовых и застойных ее формах, а также способом мобилизации, в случае необходимости, имеющихся резервов труда, преодоления мобильности, свойственной определенным сегментам рабочей силы (инвалиды, пожилые, молодежь, женщины и т.п.).

К настоящему времени в странах с развитой рыночной экономикой в нестандартных режимах трудится от 25 до 30% всех занятых, сложилась разветвленная и многообразная система организационных схем такой занятости, существует законодательная база, регулирующая социально-трудовые отношения в сфере НФЗ. К числу разновидностей НФЗмогут быть отнесены:

·                   частичная занятость, основанная на использовании рабочей силы в течение времени ненормальной или нестандартной продолжительности, включая временную занятость (сезонная, поденная, работа по контракту, временные общественные работы и т.п.);

·                   занятость в течение неполного рабочего дня или неполной рабочей недели;

·                   чередование на рабочем месте (распределение рабочего места в течение рабочей смены нормальной продолжительности между двумя или более работниками);

·                   основанные на нетрадиционных способах организации трудовой деятельности или рабочего времени: надомный труд; работа по совместительству (или труд на принципах двойственной занятости); гибкие графики труда;

·                   самозанятость, предполагающая самостоятельный поиск трудовых занятий и создание рабочих мест отдельными гражданами за счет их собственных средств в целях получения постоянного или временного дохода и удовлетворения личных потребностей в самореализации.

Самозанятость является одним из важнейших направлений предупреждения и смягчения безработицы. Формами самозанятости являются индивидуальная трудовая деятельность и предпринимательство в сфере малого бизнеса. Причины, побуждающие людей заниматься такого рода деятельностью, различны. Для некоторых самозанятость обеспечивает более гибкий режим работы. Многие умышленно скрываются от властей с тем, чтобы сохранить социальные пособия или избежать налогообложения (самозанятость пенсионеров, например).[4]

 

 

Заключение:

Таким образом, рассмотрев в данной работе факторы изменения структуры занятости при переходе от полной к эффективной и свободно избранной занятости, а так же правовое регламентирование государством отношений занятости в заключении хочу  отметить следующее, в настоящее время современный рынок труда в России обладает рядом специфических черт, которые обусловлены сложившимися социально-политическими и экономическими условиями. Он все еще дифференцирован, поскольку функционирует под воздействием экономического спада и структурной перестройки хронического бюджетного дефицита, в условиях только зарождающейся многоукладной экономики, господства монополизма, неразвитости рынков инвестиции, информации, которую сдерживает перелив капитала и труда между отраслями и регионами страны, усиливая разбалансированность спроса и предложения рабочей силы.

Государственный сектор экономики в настоящее время не только сокращает свои масштабы, но и утрачивает однородность. Вновь образующиеся организационные структуры не поглощают полностью избыток рабочей силы, высвобождаемой с государственных предприятий. Это приводит к сокращению общего числа рабочих мест, а следовательно: снижению спроса на рабочую силу.

Широкое распространение получила неполная занятость, вынужденные отпуска. В связи с банкротством предприятий происходит массовое высвобождение работников.

Повышаются требования работодателей к уровню квалификации работающих и вновь принимаемых на работу. Сокращается возможность трудоустройства молодежи; женщин; пенсионеров; инвалидов; лиц, освободившихся из мест лишения свободы; выпускников учебных заведений.

В результате спада производства, порождаемого разрывом экономических связей, ухудшается экономическая конъюнктура, происходит накопление потенциала безработицы.

Выделяются целые «очаговые» территории многократно превышающие средние показатели уровней безработицы по стране и по региону.

Необходимость регулирования рынка труда на современном этапе тесно связана и особенно актуализируется в связи с негативными тенденциями на этом рынке, в частности с возрастающими динамикой и издержками безработицы.

В этой связи особую роль играет составление региональных программ занятости, на основе которых возможно прогнозирование ситуации и выработка системы мероприятий, смягчающих негативные последствия ее неблагоприятного развития. Главный принцип и политики занятости и составляемых программ - соответствие предлагаемых мер стратегической цели: создание условий для полной, эффективной и свободно избираемой занятости.

Государство должно уделять особое внимание проблемам занятости. Ориентация государственной политики в области регулирования рынка труда, отслеживание процессов в сфере труда, прогноз их развития должны быть направлены прежде всего на предупреждение возникновения кризисных ситуаций, смягчение напряженности на рынке труда.

Библиография:

1.                «Рынок труда: занятость и безработица», под ред.  Никифорова А.А., Москва, 1998 г.

2.                Государственное регулирование рыночной экономики, под ред. И.И. Столярова, М.2000г.

3.                А.М. Бабабшкина «Государственное регулирование национальной экономики», М.2003г.


[1] А.М. Бабабшкина «Государственное регулирование национальной экономики», М.2003г. С.205

[2] А.М. Бабабшкина «Государственное регулирование национальной экономики», М.2003г. С211

[3] Государственное регулирование рыночной экономики, под ред. И.И. Столярова, М.2000г. С275

[4] Государственное регулирование рыночной экономики, под ред. И.И. Столярова, М.2000г. С278