СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 3

ГЛАВА 1. МЕТОДИКА АУДИТА РАСЧЕТОВ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА....... 5

1.1. Цель, задачи и информационная база аудиторской проверки.............. 5

1.2. Документальное оформление трудовых отношений.............................. 7

1.3. Проверка соответствия данных синтетического и аналитического учета 8

1.4. Проверка правильности начисления заработной платы и других выплат     9

1.5. Проверка правильности и обоснованности удержаний из заработной платы........................................................................................................................ 14

ГЛАВА 2. АУДИТ РАСЧЕТОВ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА.............................. 19

Ситуация 1..................................................................................................... 19

Ситуация 2..................................................................................................... 20

Ситуация 3..................................................................................................... 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................. 24

ЛИТЕРАТУРА.............................................................................................. 26

ВВЕДЕНИЕ

В условиях рыночной экономики в соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны существенно меняется и политика в области оплаты труда, социальной поддержки и защиты работников. Многие функции государства по реализации этой политики переданы непосредственно хозяйствующим субъектам, которые самостоятельно устанавливают формы, системы и размеры оплаты труда, материального стимулирования ее результатов. Понятие «заработная плата» наполнилось новым содержанием и охватывает все виды заработков, премий, надбавок, социальных льгот, начисленных в денежной и натуральных формах независимо от источников финансирования, включая денежные суммы, начисленные в соответствии с законодательством за не проработанное время.

Проблемы оплаты труда в современных условиях хозяйствования становятся все более острыми и актуальными еще в связи и с тем, что для весьма значительного числа предприятий регулярность и размер выплат предопределяют не только перспективы развития самих организаций, но и обеспечивают физическое выживание их персонала. Вместе с тем, даже в тех случаях, когда уровень благосостояния является достаточно высоким, проблемы создания эффективной системы оплаты труда становятся рано или поздно актуальными для них.

Бухгалтерский учет – система наблюдения, измерения, регистрации, обработки и передачи информации в стоимостной оценке  об имуществе, источниках его формирования, обязательствах и хозяйственных операциях хозяйственного субъекта. Одной из составляющей этой системы является оплата труда.

В современных условиях оплата труда для работающего человека – проблема, которая имеет большое значение. Это связано с необходимостью каждого человека оплачивать потребляемые им блага и услуги.

С целью подтвердить (засвидетельствовать) правильность данных по оплате труда работников предприятия, приведенных в бухгалтерской отчетности, проводится аудиторская проверка.

Данные факты и определили актуальность тему работы.

Целью настоящей работы является рассмотрение основных моментов методики аудиторской проверки учета расчетов по оплате труда, а также на условном примере провести аудит расчетов по заработной плате, составив отчет и аудиторское заключение.

Исходя из поставленной необходимо решить следующие задачи:

-       определить цель, задачи и информационная база аудиторской проверки;

-       рассмотреть документальное оформление трудовых отношений;

-       рассмотреть проверку соответствия данных синтетического и аналитического учета;

-       проверку правильности начисления заработной платы и других выплат;

-       проверку правильности и обоснованности удержаний из заработной платы;

-       на условных примерах провести аудит расчетов по оплате труда, составить отчет по результатам проверки и сформировать заключение.

ГЛАВА 1. МЕТОДИКА АУДИТА РАСЧЕТОВ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА

1.1. Цель, задачи и информационная база аудиторской проверки

Целью аудита является установление соответствия применяемой в организации ме­тодики учета и налогообложения операций по оплате труда и расчетам с персоналом, дей­ствующим в Российской Федерации в проверяемом периоде нормативным документам, для того, чтобы выявить имеющиеся ошибки или нарушения и степень их влияния на дос­товерность бухгалтерской отчетности.

Основными задачами аудита для достижения вышеуказанной цели являются:

-       оценка существующей в организации системы расчетов с персоналом и ее эффективности;

-       оценка состояния синтетического и аналитического учета операций по оплате труда и расчетам с персоналом организации в проверяемом периоде;

-       оценка полноты отражения совершенных операций в бухгалтерском учете;

-       проверка соблюдения организацией  налогового законодательства  по  операциям, связанным с расчетами по оплате труда;

-       проверка соблюдения организацией законодательства, по расчетам с внебюджетными фондами, по социальному страхованию и обеспечению.

Среди документов, подлежащих проверке, выделяют первичные документы, регистры синтетического и аналитического учета и отчетность.

Первичные документы включают:

1. Кассовую книгу.

2. Расходные кассовые ордера.

3. Приказ (распоряжение) о приеме на работу (форма N Т-1); приказ (распоряжение) о переводе на другую работу (форма N Т-5); приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска (форма N Т-6); приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора (контракта) (форма N Т-8).

4. Личную карточку (форма N Т-2); учетную карточку научного работника (форма N Т-4).

5. Форму N Т-12 "Табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы"; форму N Т-13 "Табель учета использования рабочего времени".

6. Ведомость N 8 "Книга учета депонированной заработной платы".

7. Форму N Т-49 "Расчетно-платежная ведомость"; форму N Т-51 "Расчетная ведомость"; форму N Т-53 "Платежная ведомость".

8. Формы N Т-54, Т-54а "Лицевой счет".

Регистры синтетического и аналитического учета включают:

1. Главную книгу.

2. Журнал-ордер N 1.

3. Журнал-ордер N 2.

Отчетность включает:

1. Пояснение к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках: отчет о движении капитала (форма N 3) и отчет о движении денежных средств (форма N 4).

2. Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5, справка N 8 "Социальные показатели").

3. Статистическую отчетность по форме N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников".

Главным источником информации при проверке расчетов по оплате труда являются аналитические и синтетические данные по счетам 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (расчеты с депонентами), первичные документы по учету выработки и начислению оплаты труда, листки о временной нетрудоспособности, расчеты на оплату отпусков, нормативные документы, регулирующие эти операции и т.д.

Показатели аналитического учета по счету 70 должны соответствовать записям в Главной книге и бухгалтерском балансе на одну и ту же дату. Для этого необходимо сверить сальдо по счету 70 на первое число в Главной книге и балансе предприятия с итоговыми суммами (к выдаче) расчетно-платежных ведомостей.

1.2. Документальное оформление трудовых отношений

При проверке необходимо обратить внимание на наличие трудовых договоров, подписанных сторонами и заверенных печатью организации, а также первичных документов, которыми должны оформляться прием на работу (форма N Т-1), перевод работника из одного структурного подразделения в другое (форма N Т-5), предоставление работнику отпуска (форма N Т-6), увольнение с работы (форма N Т-8). На каждого работника заполняется Личная карточка (форма N Т-2), а для учета научных работников заполняется Учетная карточка научного работника (форма N Т-4).

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции должны отражаться в учете на основании документов, составленных по формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Организации при необходимости могут вносить в данные формы детализирующие и уточняющие изменения, а также дополняющие реквизиты, но основные реквизиты форм должны быть сохранены без изменений. Применение бланков устаревших и произвольных форм не допускается. Налоговые органы вправе налагать административные штрафы на должностных лиц за указанное нарушение.

При проверке документального оформления договоров ГПХ аудитор должен выборочно проверить наличие договоров, заполненных с соблюдением всех реквизитов, заверенных печатями и подписями сторон, а также смет, доверенностей и актов выполненных работ. Следует иметь в виду, что если договор с предпринимателем на выполнение работ, требующих лицензии (договор перевозки, договор на оказание аудиторских услуг), заключен при ее отсутствии, то он может быть признан ничтожным.

1.3. Проверка соответствия данных синтетического и аналитического учета

В начале проверки расчетов по оплате труда следует установить соответствие данных синтетического и аналитического учета.

Для этого выборочно на одну и ту же дату:

1. Проверяется соответствие сальдо по сч. 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" в Главной книге соответствующим статьям баланса.

2. Сравниваются данные разработочной таблицы РТ-5 "Сводка начисленной заработной платы по ее составу и категориям работников" и "Сводка по расчетам с рабочими и служащими" за каждый месяц и обороты по сч. 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" в Главной книге. В случае когда в организации данные по оплате труда не сводятся в разработочную таблицу РТ-5, для сравнения берутся данные формы N Т-49 "Расчетно-платежная ведомость"; формы N Т-51 "Расчетная ведомость"; формы N Т-53 "Платежная ведомость".

3. Проверяется соответствие данных журнала-ордера (ж/о) N 10 данным разработочной таблицы РТ-5.

4. Проверяется соответствие сумм заработной платы, выданных работникам организации из кассы, путем сличения данных ж/о N 1 и дебетовых оборотов Главной книги по сч. 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" за каждый месяц.

5. Проверяется соответствие данных сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" данным книги учета депонированной заработной платы.

6. Проверяется соответствие сумм начисленной заработной платы за время отпуска, отраженных на сч. 96 "Резервы предстоящих расходов ", данным ж/о N 10. В целях равномерного отнесения на себестоимость продукции (работ, услуг) затрат на оплату отпусков организациям разрешено создавать резервный фонд. Создание резервного фонда должно быть закреплено в учетной политике организации. Порядок создания и определения размера отчислений в резервный фонд на оплату отпусков регулируется Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России. В конце года по результатам инвентаризации излишне начисленные суммы резерва сторнируются либо доначисляются в обратной ситуации.

7. Проверяется соответствие сумм начисленного пособия по временной нетрудоспособности, отраженных в ж/о N 10, данным разработочной таблицы РТ-5.

8. Проверяется соответствие данных ж/о N 1, разработочной таблицы РТ-5 данным за отчетный период по форме N 4 пояснения к бухгалтерскому балансу "Отчет о движении денежных средств".

Выявленные несоответствия данных показателей необходимо проанализировать и установить причины их возникновения.

1.4. Проверка правильности начисления заработной платы и других выплат

На втором этапе проверки проверяется правильность начисления сумм, отраженных по кредиту сч. 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", на основании первичных документов. Правильность начисления заработной платы необходимо проверить конкретно по нескольким работникам. Здесь следует обратить внимание на то, какие формы оплаты труда приняты в данной организации.

Существуют две основные формы оплаты труда повременная и сдельная.

Повременная форма оплаты труда бывает простой и повременно-премиальной. Если в организации используется повременная оплата труда, то заработок работнику начисляется в зависимости от количества проработанного времени и тарифной ставки (оклада). Для проверки необходимо взять табель учета использования рабочего времени, который является основанием для начисления заработной платы, и посмотреть, сколько часов (дней) отработал конкретный работник в данном месяце. Форма N Т-12 "Табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы" и форма N Т-13 "Табель учета использования рабочего времени" являются обязательными к применению первичными учетными документами.

При повременной форме оплаты труда важно проверить правильность применения тарифной ставки (оклада). Тарифные ставки (оклады) должны быть утверждены руководителем организации и оформлены в виде штатного расписания, которое является важным элементом внутреннего контроля. Штатное расписание утверждается руководителем организации по согласованию с профсоюзным комитетом (если он есть). При отсутствии штатного расписания начисление заработной платы должно основываться на приказе по организации, подписанном первым лицом. Организации, кроме бюджетных, вправе самостоятельно определять тарифы, должностные оклады, премии, надбавки и другие выплаты при условии, что заработная плата не должна быть ниже МРОТ, установленного законодательством.

Полученные суммы сверяются с суммами, отраженными в "Расчетно-платежной ведомости" (форма N Т-49) или "Расчетной ведомости" (форма N Т-51). "Расчетная ведомость" (форма N Т-51) и "Платежная ведомость" (форма N Т-53) рекомендуются к применению в крупных организациях. При применении расчетной ведомости по форме N Т-51 ведется лицевой счет по форме N Т-54, который служит для отражения сведений о заработной плате за прошлые периоды. На основании данных лицевого счета составляется расчетная ведомость по форме N Т-51.

Сдельная форма оплаты труда бывает прямой сдельной, сдельно-премиальной, аккордной, сдельно-прогрессивной, косвенной. Если в организации используется сдельная форма оплаты труда, то заработная плата работника начисляется на основании нарядов или других документов на выполненные в течение месяца работы в соответствии с утвержденными нормами выработки и расценками. В этом случае проверяется наличие нарядов, подписанных должностными лицами, которые назначаются приказом (распоряжением) руководителя организации. Полученные суммы сверяются с суммами, отраженными в "Расчетно-платежной ведомости" (форма N Т-49) или "Расчетной ведомости" (форма N Т-51).

Отдельные организации используют оплату труда по конечному результату (в процентах от полученных дохода или прибыли).

Труд работников, с которыми заключены договоры ГПХ, оплачивается на условиях, предусмотренных этими договорами и сметами, приложенными к ним. Работы, выполненные по договорам ГПХ, оплачиваются на основании актов приема выполненных работ. Здесь проверяется соответствие начисленных сумм договорной стоимости работ (услуг).

На следующем этапе проверки выборочно по нескольким сотрудникам проверяется обоснованность и правильность начисления остальных выплат.

Все выплаты, производимые организацией своим работникам, можно разделить на две группы: основные выплаты и дополнительные выплаты.

Основные выплаты - собственно оплата труда, начисленная на основании сдельных расценок, тарифных ставок, окладов, а также оплата труда в повышенном или пониженном размере в случаях, предусмотренных ТК РФ.

Дополнительные выплаты - выплаты за фактически неотработанное время, которое подлежит оплате по законодательству (отпускные, больничные, различные компенсации, пособия) или по инициативе руководства организации (материальная помощь, премии).

При проверке начисления премий следует иметь в виду, что они могут быть двух видов. Премии, обусловленные действующей в организации системой оплаты труда, которые выплачиваются за достижение высоких количественных и качественных результатов труда и носят регулярный характер, включая премии за выполнение особо важных заданий и выплаты по итогам года, относятся на себестоимость выпускаемой продукции. В каждой организации должно быть разработано положение о премировании. Механизм вознаграждения по итогам работы за год, а также вознаграждения за выслугу лет организация устанавливает в разрабатываемых локальных нормативных актах, которыми предусматриваются порядок, размеры и условия выплаты. Премии, носящие единовременный характер, выплачиваются за счет чистой прибыли организации, за счет фонда потребления или за счет специальных источников.

Если при проверке расчетов по оплате труда встретились случаи начисления дополнительных выплат, т.е. оплаты непроработанного времени, согласно трудовому законодательству, то особое внимание следует уделить проверке правильности исчисления среднего заработка, который лежит в основе расчета таких выплат. Порядок исчисления среднего заработка утвержден постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 г. N 213 «Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» и распространяется на следующие случаи:

оплата очередного отпуска;

оплата дополнительного отпуска, включая учебный;

выплата компенсации за неиспользованный отпуск;

выплата выходного пособия при увольнении;

плата за выполнение государственных или общественных обязанностей;

плата при переводе на более легкую работу;

плата при направлении на повышение квалификации с отрывом от производства;

плата при нахождении в медицинском учреждении на обследовании, а также сдаче крови;

выплата за вынужденный прогул.

Если в проверяемом периоде имело место начисление пособий по временной нетрудоспособности (Д-т сч. 69, субсчет "Расчеты по социальному страхованию", К-т сч. 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда"), то рекомендуется выборочно, по нескольким работникам, проверить правильность его исчисления. Основанием для начисления пособия по временной нетрудоспособности является больничный лист, выданный медицинским учреждением.

Пособие по временной нетрудоспособности исчисляется в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2003 г. № 166-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2004 год».

Размеры пособия при общем заболевании зависят от количества дней болезни и непрерывного стажа работы работника.

Непрерывный стаж работы, лет

Размер пособия, %

До 5

60

5-8

80

Свыше 8

100

Пособия вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидам ВОВ, работникам, имеющим 3 и более детей в возрасте до 18 лет, а также в других случаях, предусмотренных законодательством, выдаются в размере 100% заработка независимо от непрерывного стажа работы. При наступлении временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья (травмы, ожога, обморожения и т. п.) пособие назначается при наличии акта о несчастном случае на производстве. Здесь следует отметить, что если трудовое увечье было нанесено работнику по вине администрации, то пособие выплачивается не за счет средств социального страхования, а за счет средств организации.

В фактический заработок для исчисления пособия включаются все виды заработной платы, все виды денежных премий, предусмотренные системой оплаты труда, надбавки и доплаты к заработной плате, вознаграждения по итогам работы за год и выплаты за выслугу лет.

В сумму заработка, из которого исчисляется пособие, не включается время:

-       болезни;

-       простоя по причине, не зависящей от работника, и по вине работодателя;

-       забастовки, в которой человек не участвовал, но в связи с этим не мог работать;

-       дополнительных оплачиваемых выходных для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства;

-       освобождения от работы в других случаях в соответствии с законодательством РФ.

Максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности составляет 11 700 руб. в месяц.

1.5. Проверка правильности и обоснованности удержаний из заработной платы

Проверив правильность и обоснованность начисления заработной платы, аудитор проверяет удержания из оплаты труда, как правило, выборочно на основе тех же лицевых счетов, по которым проверялось начисление оплаты труда. Необходимо установить документальную обоснованность удержаний из заработной платы работников, законность и их санкционирование.

Удержания могут производиться по исполнительным документам (алименты, штрафы, возмещение материального ущерба); по поручениям-обязательствам за товары, купленные в кредит; по заявлению работника (перечисление квартплаты, платы за содержание ребенка в дошкольном учреждении, за обучение, профсоюзные взносы и т.п.); удержание выданных авансов по платежным ведомостям.

Особого внимания требует проверка правильности удержания налога на доходы физических лиц. Следует установить, не превышала ли сумма удержаний 50% месячного заработка.

При проверке правильности удержаний налога на доходы физических лиц следует руководствоваться Главой 23 Налогового Кодекса «Налог на доходы физических лиц».

 Для установления законности предоставления льгот по данному налогу необходимо убедиться в наличии и правильности оформления документов, подтверждающих льготы:

- заверенные копии документов, подтверждающие право на вычеты из совокупного дохода на работника, его детей и иждивенцев;

- документы, подтверждающие расходы по строительству (приобретению) дома, дачи, садового домика, квартиры (комнаты в коммунальной квартире). Затем необходимо проверить правильность определения совокупного дохода физических лиц, применения налоговых льгот и ставок подоходного налога в разрезе основных работников, совместителей, лиц, получающих выплаты на основании договоров гражданско-правового характера.

При проверке совокупного дохода устанавливается полнота включения в совокупный доход физических лиц выплат социального характера, произведенных за счет собственных средств организации (оплата питания, приобретение проездных билетов, обучение в высших учебных заведениях, выдача заемных средств на льготных условиях, вручение подарков к праздникам и юбилейным датам, оплата сверх норм командировочных расходов и расходов, не подтвержденных документами, и т.п.). Выявленные отклонения по удержаниям с оплаты труда также должны быть отражены и обобщены в рабочих документах аудитора.

После проверки расчета заработной необходимо установить правильность обобщения и группировки расходов по оплате труда по счетам, центрам ответственности, объектам калькуляции.

При проверке обоснованности отнесения оплаты труда на счета затрат (20, 23, 25, 26, 44) следует обратить внимание, нет ли случаев отнесения сумм оплаты труда, связанного с заготовлением МПЗ и капитальных работ, на счета учета затрат. Это может быть установлено методом прослеживания данных первичных документов (нарядов на выполнение работ) в расчетных ведомостях и регистре по счету 70 "Расчеты по оплате труда". Результаты проверки правильности отражения расчетов по оплате труда оформляются рабочими документами. По обобщенным данным определяется существенность влияния выявленных отклонений по оплате труда на показатели статей отчетности.

Следует установить тождественность отчетных и учетных данных путем сверки.

Определение тождественности отчетных и учетных  данных

                Баланс (соответствующая строка и графа)           

 

Главная книга - сальдо счетов 69-1 "Расчеты по социальному

страхованию и страхованию от несчастных случаев на производстве

и профессиональных заболеваний", 69-2 "Расчеты по пенсионному

обеспечению", 69-3 "Расчеты по медицинскому страхованию",

                               

     Регистры синтетического и аналитического учета

по счетам 69-1, 69-2, 69-3

                                  

Расчетные ведомости по страховым взносам в фонды социального

страхования и обеспечения - сумма остатков задолженности

на конец отчетного периода по соответствующим фондам

В случае расхождений данных аудитор устанавливает размер отклонений, определяя фонд и оборот (дебетовый или кредитовый). В дальнейшем причины этих отклонений должны быть конкретизированы.

Следующим этапом проверки является аудит начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды социального страхования, который включает:

- установление достоверности облагаемой базы для начисления взносов по каждому фонду;

- проверку правильности применения тарифов страховых взносов в соответствующие фонды;

- счетную проверку;

- проверку источника начисления страховых взносов.

Объектом для начисления страховых взносов в эти фонды являются все виды выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования. Для проверки достоверности облагаемой базы для начисления страховых взносов необходимо:

- определить виды оплат труда и других выплат работникам, которые производились в отчетном году;

- сравнить виды выплат, на которые фактически были начислены страховые взносы, с видами выплат, на которые они должны начисляться или не начисляться в соответствии с перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в соответствующий фонд социального страхования;

- определить размер недоплат (или переплат) страховых взносов по соответствующим фондам.

Особо внимательно следует проверить разного рода выплаты, производимые работникам непосредственно из кассы без предварительного начисления (материальная помощь, премии).

Далее необходимо проверить правильность отражения в учете произведенных страховых взносов. При этом обращается внимание, что начисление страховых взносов отражается за счет источника финансирования произведенных выплат работникам. Результаты проверки могут быть представлены в виде рабочего документа.

В завершение аудитор определяет, как повлияют выявленные отклонения на достоверность показателей отчетности (на себестоимость и финансовый результат, на величину задолженности по социальному страхованию и обеспечению) с учетом уровня существенности.

ГЛАВА 2. АУДИТ РАСЧЕТОВ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА

Ситуация 1

В организации внештатным сотрудником по договору подряда была выполнена   работа  по изготовлению табличек для кабинетов на  сумму 10000 руб., в том числе стоимость материала составила 6 000 руб. Бухгалтером были проведены отчисления во внебюджетные фонды: в ПФ РФ (28%) – 2 800 руб., в ФСС РФ (4%) – 400 руб., в ФОМС РФ (3,6%) – 360 руб.

При проверке аудитором были сделаны замечания по поводу завышения себестоимости продукции и занижения налогооблагаемой прибыли на сумму неверно рассчитанных отчислений от фонда оплаты труда.

Какие начисления, и в каком размере были сделаны неверно?

Решение:

Отчисления в социальные фонды произведены неверно. Необходимо было производить от суммы начисленной заработной платы работника, а не со всей стоимости договора. В связи с этим была нарушена Глава 25 Налогового кодекса «Налог на прибыль».

Так сумма заработной платы составляет 10 000 – 6 000 = 4 000 руб.

Сумма отчислений в ПФ составит: 4000 * 28% = 1120 руб.

Сумма отчислений в ФСС составит: 4000 * 4% = 160 руб.

Сумма отчислений в ФОМС составит: 4000 * 3,6% = 144 руб.

Следовательно, сумма отчислений составит 1424 руб., что намного ниже уже рассчитанной суммы (на 2136 руб.) и база по налогу на прибыль увеличивается на эту же сумму.

Ситуация 2

Сотруднику организации был предоставлен отпуск с 1 июля. При расчете среднего заработка для оплаты очередного отпуска взята заработная плата за апрель – 2 000 руб. + 1/3 премии за 1 квартал, начисленной в апреле – 900 руб.; за май – 2 000 руб. + 1/3 премии за 1 квартал – 900 руб. + премия по положению за май – 1500 руб.; за июнь – 2500 руб. + 1/3 премии за 1кв. – 900 руб.

Итого начислено за отпуск (10 700 : 3:29,6)*28 = 3373 руб. 87 коп.

При проверке аудитором была установлена излишне начисленная сумма отпускных в размере 472 руб. 97 коп.

На основании какого нормативного документа установлена излишне начисленная сумма? По какой причине образовалась переплата?

Решение:

Согласно ст. 139 Трудового кодекса РФ для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат.

При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 месяцев, предшествующих моменту выплаты.

Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние три календарных месяца путем деления суммы начисленной заработной платы на 3 и на 29,6 (среднемесячное число календарных дней).

Поэтому излишне начисленной суммы отпускных начислено не было.

Ситуация 3

Во время проведения ремонтных работ, после окончания рабочего времени у менеджера финансового отдела Ивановой Н.М. пропал компьютер (остаточная стоимость – 8500 руб., средняя месячная зарплата Ивановой – 5200 руб.). Администрация предприятия взяла с менеджера объяснительную записку, а затем удержала из заработной платы в последующие 2 месяца сумму ущерба.

В чем заключались неправомерные действия администрации?

Решение:

Так, Трудовой кодекс РФ устанавливает, что работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб (ст.238).

Размер ущерба при утрате и порче имущества определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества.

Трудовое законодательство предусматривает ограниченную материальную ответственность и полную материальную ответственность.

Сумма ущерба, которая превышает среднемесячный заработок работника, взыскивается только в судебном порядке.

Поэтому организация должна была сначала подать иск в суд на Иванову, а только после судебного решения взыскать с нее стоимость имущества.

Исходя из рассмотренных ситуаций о нарушениях в учете предприятия, составим отчет и аудиторское заключение.

Отчет

При планировании и проведении аудита учета расчетов по оплате труда было рассмотрено состояние внутреннего контроля предприятия.

Было рассмотрено состояние внутреннего контроля исключительно для того, чтобы определить объем работ, необходимых для формирования аудиторского заключения о достоверности данных по учету расчетов по оплате труда. Проделанная в процессе аудита работа не означает проведения полной и всеобъемлющей проверки системы внутреннего контроля предприятия с целью выявления всех возможных недостатков.

В процессе аудита были обнаружены некоторые факты, из которых можно было бы сделать вывод о несоответствии системы внутреннего контроля предприятия масштабам и характеру ее деятельности.

В ходе проверки были обнаружены серьезные нарушения установленного порядка ведения бухгалтерского учета расчетов по оплате труда, которые существенно влияют на достоверность бухгалтерской отчетности.

Результаты проведенной проверки показывают, что проверенные финансово - хозяйственные операции осуществлялись предприятием в противоречие законодательству.

Заключение

О ведении учета расчетов по оплате труда работников предприятия

Проведен аудит учета расчетов по оплате труда. Аудит планировался и проводился таким образом, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность по учету расчетов по оплате труда не содержит существенных искажений. Аудит включал проверку на выборочной основе подтверждений числовых данных и пояснений, содержащихся в первичных документах и бухгалтерской отчетности. Полагаю, что проведенный аудит не дает достаточные основания для того, чтобы высказать мнение о достоверности данной отчетности.

В процессе аудиторской проверки были выявлены следующие нарушения, значительного характера:

– неверно рассчитаны отчисления в социальные фонды, в связи с чем занижена налоговая база по налогу на прибыль;

– неправомерные действия администрации предприятия по удержанию материального ущерба, нанесенного работником.

В связи с влиянием обстоятельств, указанных в предыдущих параграфах настоящего Заключения, прилагаемая к настоящему Заключению бухгалтерская отчетность не достоверна, т.е. подготовлена так, что не обеспечивает достоверность во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов предприятия и финансовых результатов ее деятельности исходя из Приказа Минфина РФ от 29. 07. 1998 № 34н "Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации".

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению учет расчетов с работниками организации по оплате труда осуществляется на счете 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда".

Различают два вида оплаты труда работников: основная и дополнительная. Основными формами оплаты труда работников являются повременная, которая производится за отработанное количество времени, сдельная – за количество и качество выполненных показателей, а также за их перевыполнение, и аккордная – предполагает определение совокупного заработка за выполнение определенных стадии работы или производство определенного вида продукции.

Целью аудита является установление соответствия применяемой в организации ме­тодики учета и налогообложения операций по оплате труда и расчетам с персоналом, чтобы выявить имеющиеся ошибки или нарушения и степень их влияния на дос­товерность бухгалтерской отчетности.

Информационной базой проверки являются первичные документы по учету труда и заработной платы, регистры синтетического и аналитического учета, бухгалтерская и налоговая отчетность.

Проверка правильности ведения бухгалтерского учета расчетов по оплате труда с персоналом ведется в разрезе следующих этапов:

-       аудит оформления    первичных документов

-       аудит системы начислений заработной платы

-       аудит обоснованности льгот и удержаний из заработной платы

-       аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета

-       аудит расчетов по начислению платежей во внебюджетные фонды   

Вторая глава настоящей работы содержит рассмотрение условных примеров нарушений в бухгалтерском учете предприятия. По этим данным был составлен отчет и аудиторское заключение.

В результате рассмотрения выше указанных ситуация было выявлено, что неверно рассчитаны отчисления в социальные фонды, в связи с чем занижена налоговая база по налогу на прибыль; неправомерные действия администрации предприятия по удержанию материального ущерба, нанесенного работником.

В связи с этим сделан вывод, что бухгалтерская отчетность аудируемого предприятия недостоверна.

ЛИТЕРАТУРА

1.     Налоговый кодекс Российской Федерации. – М., 2004.

2.     Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ" Об аудиторской деятельности".

3.     Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учёте» №129-ФЗ от 21.11.1996.

4.     Федеральный закон от 08.12.2003 г. № 166-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2004 год».

5.     Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации». ПБУ 4/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.99 г. № 34н.

6.     Постановление Правительства РФ от 11.04.2003 г. N 213 «Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».

7.     Постановление Госкомстата РФ N 26 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты" от 6 апреля 2001 г.

8.     Постановление Правительства РФ от 11 апреля 2003 г. N 213 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы".

9.     Агеева Ю.Б., Агеева А.Б. Аудиторская проверка: практическое пособие для аудитора и бухгалтера. – М.: Бератор-Пресс, 2003.

10.           Ковязина Н.З. Орлова Г.А. Как рассчитывать пособия по временной нетрудоспособности в 2004 году? // Главбух. – 2004. - №3. – С.16.

11.           Орлова Г.А. Как рассчитывать отпускные? // Главбух. – 2004. - №11. – С.62.