Содержание

Введение........................................................................................... 3

1. Семья как элемент социальной структуры общества................. 4

2. Историческое становление фамилистической культуры............ 5

3. Функции и структуры семьи. Жизненный цикл семьи............... 7

4. Влияние семейной социализации на формирование личности 12

Заключение..................................................................................... 15

Список литературы........................................................................ 16

Введение

Социология семьи — отрасль социологии, изучающая формирование, развитие и функционирование семьи, брачно-семейных отношений в конкретных культурных и социально-экономических условиях. В отличие от ряда других отраслей социологии, в 70-х — начале 90-х годов социология семьи в Украине развивалась довольно успешно. Ведь семья призвана, с одной стороны, обеспечить физическое и духовное воспроизводство населения, то есть выполнить такую социальную функцию, которая не под силу ни одному социальному институту, а с другой,— семья выполняет хозяйственно-бытовые и другие социальные функции, выступает фактором формирования, переоценок ценностей и установок взрослого человека в процессе его жизнедеятельности. Учеными Украины, России, Белоруссии и др. изучается ряд важнейших проблем, связанных с репродуктивным поведением семьи, проблемами совмещения профессиональных ролей работающих женщин, распределением власти и обязанностей в обществе и т. д.

1. Семья как элемент социальной структуры общества

Что такое семья? Каковы ее признаки? Какую роль семья играет в обществе? Вопросы пытались решить мыслители всех эпох, начиная с самой древности. Семью, ее происхождение, сущность изучают многие науки: социология, политическая социология, психология, педагогика, демография, право, этика, политология, история и другие, в литературе можно найти разные определения семьи. Любое определение семьи, с точки зрения какой-либо отдельной науки, будет неполным. Не претендуя на абсолютную точность и исчерпывающую достаточность, скажем, что семья — это социальное объединение, члены которого связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. По существу семья представляет систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, основанную на браке или кровном родстве и имеющую исторически определенную организацию. Ее основные признаки: а) брачные или кровно родственные связи между всеми ее членами; б) совместное проживание в одном помещении; в) общий семейный бюджет. Юридическая сторона, юридическое оформление здесь не выступает непременным условием. Да и другие признаки не так уж четки: сколько времени нужно, проживать совместно — одну неделю или несколько лет; какую часть от личного бюджета каждого из членов семьи включает весь семейный бюджет и т д. И это при том, что такие признаки, казалось бы, наиболее объективны, фиксируемы.[1]

Что же тогда говорить о той тонкой системе отношений, которая превращает семью в особое духовное образование, как их измерить? Как ни парадоксально, но именно все это, не столько постигаемое разумом, сколько воспринимаемое интуитивно, и составляет тот самый стержень семьи, без которого семья не семья. Хорошая семья — один из важнейших компонентов человеческого счастья. В хорошей, крепкой, здоровой семье заинтересовано общество. Хотя образование семьи, вступление в брак регулируется правом, все же ведущее место в нем принадлежит морали. Надо отметить, что многие стороны брака контролируются только совестью вступающих в него людей. Удачен лишь разумный брак, увлекателен—лишь безрассудный. Любой другой брак построен на низменном расчете.

Брак — это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между полами, между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям, своему потомству, родителям. Иными словами брак—это традиционное средство формирования семьи и общественного контроля за ней, одно из орудий, путей, способов самосохранения и развития общества.

Своеобразным социальным ориентиром для совести вступающих в брак есть нравственные нормы, обобщенные в практике современной семьи:

— регистрация брака соответствующими государственными органами есть не только юридический акт, но и форма принятия моральных обязательств, вытекающих из брака. В Украине, в России, Белоруссии и др. государствах есть сотни тысяч семей, не зарегистрированных в органах ЗАГСа. Никто не принуждается к заключению брака, но всякий должен подчиняться законам брака;

— морально оправданным есть лишь тот брак, который заключается по взаимное любви Как говорит пословица: «Без солнышка нельзя пробыть, без любви нельзя прожить»;

— решение о вступлении в брак должно принадлежать только вступающим в него; советы родителей и друзей могут быть учтены, но не должны иметь решающего значения;

— необходимо быть социально и психологически подготовленным к вступлению в брак (готовность к полезному труду, к воспитанию детей и самообслуживанию). Жениться—это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое, увеличить свои обязанности.

Нравственно регулируется не только вступление в брак, но и развод. Если между супругами исчезли взаимные уважение, дружба и любовь и семья не может больше выполнять свои функции, то расторжение брака есть нравственным Здесь развод лишь официально фиксирует то, что уже произошло,— распад семьи

2. Историческое становление фамилистической культуры

В семейных отношениях в силу их сложности, интимности и индивидуальности возникает множество противоречий, которые могут регулироваться только с помощью морали. Нравственные нормы, регулирующие семейные противоречия, просты, но емки по содержанию и значимости. Вот основные из них: взаимная любовь между супругами; признание равенства между супругами, недопустимость подчинения одного из них другому или попыток командования другим; забота и чуткость в отношениях между супругами и всеми членами семьи; любовь к детям, воспитание и подготовка их к трудовой социально полезной жизни, тактичности и разрешении встречающихся в семье противоречий; взаимопомощи во всех видах деятельности, в том числе в бытовом труде.

Требования взаимной любви, равенства и взаимопомощи супругов — основа, от которой зависит решение многочисленных больших и малых вопросов, ежедневно возникающих в семье и проявляющихся в столкновении различных интересов, мнений, позиции и т. п. и т. д. Равенство между супругами как основа их взаимного уважения и дружбы зависит не только от убеждения в его справедливости: это требование часто подвергается испытаниям, особенно в случаях большого разрыва в уровне духовного, политического и нравственного развития супругов и различия их общественного положения. Вот почему равенство в семье требует участия обоих супругов в общественно полезном труде, в общественной деятельности и домашнем труде, потому что только равное их участие создает благоприятные условия для такого же равного развития обоих супругов, для их духовной близости.

Особую важность представляет моральная обязанность по воспитанию детей. Выполнение семьей функций воспитания детей может успешно осуществляться, если в семье устанавливается атмосфера дружбы, взаимоуважения, взаимопомощи, разумной требовательности к детям, уважение к труду. Или взять такую важную социальную проблему, как проблема заболеваемости и состояния здоровья населения. Ведь именно в семье закладываются генетические, биологические основы здоровья, а также привычки, навыки, установки по отношению к своему здоровью. Занимается человек физкультурой или не занимается, любит быть в свободное время в лесу, на природе или не любит, подвижной образ жизни ведет или малоподвижной и т. д.— все это обычно начинается с семьи.[2]

Потребление людьми материальных благ и духовных ценностей также во многом определяется семьей. Именно она воспитывает вкусы, потребности, наклонности у представителей младшего поколения. Именно от семьи прежде всего зависит, насколько молодой человек умеет оставаться самим собой, противостоять неумной и разорительной моде и т. д. Каково качество специалиста, и, следовательно, какова эффективность его функционирования — это также во многом зависит от семьи. В семье закладываются привычки, традиции, нравственные отношения к старшему поколению: милосердие или бездушие, теплая доброта или холодная корысть. Все это относится к социальной значимости семьи. Но семья обладает и персональной значимостью. Для большинства людей семья — это нормальная, необходимая среда обитания, существования. По данным зарубежных исследований, например, смертность у людей, не состоящих в браке, значительно превышает смертность у людей семейных. При чем это касается практически всех причин смертности: и в результате самоубийств, и в результате злоупотребления алкоголем, никотином или наркотиками и смертность от болезней, требующих длительного лечения. Особенно это относится к мужчинам. Так, в возрасте от 25 до 65 лет разведенные мужчины в два раза чаще прибегают к самоубийствам, чем семейные. Они же в 3,3 раза чаще умирают от цирроза печени и от рака, в 5,4 раза чаще — от диабета и туберкулеза и т. п.

Разумеется, благотворно влияет на человека лишь здоровая, благополучная семья, создание которой, как правило, требует значительных усилий и определенных качеств личности. Неблагополучная же скорее усугубляет, ухудшает его положение. Немало неврозов и других психических заболеваний, аномалий имеют свои источники именно в семье, во взаимоотношениях между супругами. Внимание к семье со стороны государства, науки, публицистики, общественного мнения возрастает. Процесс формирования семьи в столь трудные времена, переживаемые государством, усугубляется рядом обстоятельств. Еще не преодолены те традиции, которые мешают становлению семьи, не все еще достаточно осознали то новое, без чего невозможна предприимчивая семья. Ведь в течение многих десятилетий семья выступала лишь поставщиком человеческих и трудовых ресурсов, объектом государственной политики, проводимой по принципу «общественное превыше всего». Государство решало за семью все. Отсюда и вторичность для государства тех функций, которые всегда декларировались: обучение, воспитание, охрана здоровья, повышение благосостояния и т. п. Полная зависимость семьи от государства сделала ее фактически беспомощной. Все это нуждается в изменении. Государство должно строить политику так, чтобы семья могла рассчитывать, прежде всего, на свои возможности. А собственные возможности могут появиться у семьи тогда, когда государством будут созданы для нее необходимые условия: экономические, социальные, правовые.

3. Функции и структуры семьи. Жизненный цикл семьи

Функции семьи — это способы проявления ее активности; жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов. Во всех обществах семья выполняла основные функции:

— воспроизводства населения. Функция воспроизводства населения включает физическое (деторождение) и духовно-нравственное воспроизводство человека в семье. На смену преимущественно экономическим стимулам деторождения в прошлом все ощутимее ныне приходит духовно-нравственные: глубинная морально-нравственная и психологическая потребность в своем ребенке, желание иметь его от любимого человека, стремление воспроизвести в детях себя, повторить вместе с ними жизненный путь, надежда и уверенность в предстоящем духовном родстве с детьми и внуками, скрепляющем кровнородственный союз, фамильную гордость;

— хозяйственно-бытовая. Выражается хозяйственно-бытовая функция семьи в ведении домашнего и личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, в обслуживании и самообслуживании членов семьи, в поддерживании должного санитарного состояния и гигиены в жилище, соблюдения семейного бюджета;

— воспитательная. Воспитательная социальная функция семьи определяет ответственность родителей за духовно-нравственное, политическое, эстетическое воспитание детей; народная мудрость гласит: «Родитель не тот, что ребенка родил, а тот, кто его воспитал»;

— взаимная забота членов семьи друг о друге, особенно о престарелых, имеет целью повышения ответственности детей за благополучие родителей, их обеспеченную и спокойную старость, а также постоянную и взаимную морально-психологическую поддержку членов, семьи, обеспечение полноты их жизни, всестороннего общения и личного счастья;                           

— организация и использование свободного времени, прежде • всего — досуга. Ее цель — помочь членам семьи наиболее плодотворно реализовать свои способности и таланты в самодеятельности, в разумном потреблении духовных ценностей, в обеспечении активного отдыха.

В современных условиях не все придерживаются такой классификации функций семьи. Так, российские социологи Василий Рясенцев, Геннадий Свердлов называют важнейшими функциями семьи: продолжение рода, воспитательную, хозяйственную и взаимопомощи; философ Владимир Ключников отмечает: продолжение человеческого рода, воспитание детей и хозяйственную; белорусский социолог Сергей Лаптенок определяет: хозяйственно-бытовую, воспроизводства населения, воспитательную и организации досуга своих членов семьи; философ Александр Харчев — воспроизводство населения, социализации, хозяйственную, организации потребления и досуга, украинский социолог Николай Юркевич — духовного общения, сексуальную, рождения детей сотрудничества в процессе воспитания, добывания необходимых средств для ведения домашнего хозяйства, организации досуга. Но важно не столько скрупулезное перечисление всех функций семьи, сколько разделение их, с одной стороны. на удовлетворяющие преимущественно материальные, хозяйственно-бытовые, а с другой,— преимущественно эмоциональные и социально-психологические потребности людей.[3]

Ведь известно, что проведенная в конце 20 — начале 30-х годов сплошная коллективизация в Украине и других государствах Содружества даже в сельской местности отделила основную часть трудовой деятельности от жизни семьи, способствуя превращению ее в значительной мере лишь в потребительскую ячейку. И лишь со второй половины 80-х годов началось развитие индивидуально-трудовой деятельности, семейного подряда, арендных отношений и т. п. постепенно возвращающих производительный труд в семью. Подобные сдвиги способствуют в значительной мере увеличению объема производства продуктов питания и других предметов первой необходимости, но и более раннему вовлечению подрастающего поколения в трудовую деятельность. И естественно способствуют повышению эффективности трудового воспитания молодежи, в которой немалую роль сыграет экономическая функция семьи, которая превратится в основную производственно-трудовую ячейку общества, но уже на новой основе, в новой форме и с новым содержанием.

Разумеется, воспроизводство населения имеет не только биологический, но и социальный аспект, связанный с воспитанием' и обучением детей. Установлено, что в воспитании и обучении детей семью заменить никакими общественными учреждениями нельзя. Только в семье ребенок естественно и наиболее эффективно получает первую социализацию своей личности, обретает свое «Я»5 В современных условиях редко какая семья может дать своему ребенку ту подготовку, какую может дать ему общество, социальные институты (школа, техникум, лицей, вуз и т. д.). Но,; тот нравственно-психологический потенциал, который заложен ребенку семьей, остается на долгие годы, а может быть и на всю жизнь. Именно в семье ребенок познает азы жизни,, встречается и с отношениями авторитета — должностного, родительского и функционального, основанного ,на более высокой компетентности родителей или старших братьев и сестер, их развитых навыках и умениях, успешности их деятельности.

Репродуктивная и экономическая деятельность семьи самым тесным образом связана с жизнью общества и поэтому государству небезразлично, как эти проблемы решаются. Если длительный период считалось, что воспитание детей не столько государственное, сколько сугубо личное дело каждого, то теперь воспитание детей и государственное и дело семейное. Вот почему воспитательная функция семьи тесно связана с репродуктивной, когда речь идет о социальном воспроизводстве населения. Семья учит ребенка жить среди людей, прививает ему основы определенных идейно-политических взглядов, мировоззренческих установок, нравственных норм и правил. Ребенок в семье познает и осваивает нравственные нормы. Здесь у ребенка вырабатываются первичные навыки и образцы поведения, шлифуются индивидуальные нравственно-психологические черты, закладывается фундамент психического здоровья.

Воспитание — великое дело: им решается участь, судьба чело- '• века. Воспитание осуществляется в процессе повседневного общения ребенка с членами семьи, родственниками, всеми людьми, с которыми семья поддерживает более или менее постоянные отношения. Да и в период учебы ребенка в школе, в техникуме, лицее, высшем учебном заведении, во время труда на производстве воспитательная функция семьи не отмирает, воспитательное воздействие на подрастающее, взрослеющее поколение не прекращается. Человек, выросший в нормальной семье, в своих поступках, как правило, руководствуется не только мнением всего общества или членов своего трудового коллектива, но и значительно и мнением своих близких. Мир существует не для того, чтобы его познавали, а для того, чтобы воспитывали себя в нем. Рождаемся слабыми — нужна сила, рождаемся беспомощными — нужна помощь, рождаемся бессмысленными — нужен рассудок. Все, чего не имеем при рождении и без чего не можем обойтись, ставши взрослыми, дано воспитанием. И всякая личность реализует себя прежде всего в общественно полезной деятельности. Конечно, ежегодно трудовой человек получает профессиональный отпуск, иногда, если очень повезет, попадает в дома отдыха, санатории, ездит на курорты и в другие места для восстановления своих сил. Но основным центром для восстановления сил все-таки есть семья, в которой получаем физическую, материальную, моральную, психологическую помощь друг от друга. Но по-разному складываются отношения в семье: и положительные и отрицательные, которые по-разному и влияют на человека. Вот здесь-то важную роль играет коммуникативная функция семьи — удовлетворяющая потребности человека в общении и в уединении его.

В современных условиях общение стало более сложным, выделился ряд сфер и видов общения. Особое значение приобрели формы профессионального и делового общения, обладающие высокой степенью формализации. Иное дело домашняя обстановка, где, как правило, обращаемся с людьми, во-первых, социально и психологически близкими, а во-вторых, где более деликатно, уважительно относятся к личности каждого. Здесь удовлетворяется потребность в интимном общении, во взаимопонимании и взаимоподдержке. Само собой понятно, что такую функцию может осуществить только здоровая семья, в которой высок морально-психологический климат.

Естественно, социальные функции семьи отражают все аспекты жизнедеятельности семьи — демографические, социально-экономические, воспитательные, духовно-эмоциональные и морально-психологические.

Социологи отмечают, что духовно-нравственной основой брака и семьи есть единство любви и долга, ответственности и обязанности. И далее. Что такое любовь? Любовь — одно из самых сложных интимных чувств человека, единство природной и социальной связи мужчины и женщины., включающее естественно-биологическую потребность, очеловеченную развитием культуры, а также нравственно-эстетические, физические и психологические отношения полов. Чувство любви имеет глубоко интимный характер и сопровождается эмоциями нежности, восторга, ревности. Нельзя абсолютизировать биологическое начало любви, сводя ее лишь к половому инстинкту, отождествляя ее с сексом, как ошибочно отрицать биологическое начало и трактовать его как чисто духовное чувство, как платоническую любовь. Социолог Николай Горлач пишет, что любовь — это физическое и духовно-нравственное единение мужчины и женщины, сложный комплекс чувств и мыслей, переживаемых любящим человеком. Будучи избирательным чувством, любовь направлена на определенную личность, которая неповторима по своим физическим и духовным качествам для любящего человека. Любящий человек добровольно физически и духовно отдает себя другому и стремится взаимно обладать им, испытывает потребность к всестороннему объединению и сближению, отождествляет с ним свои собственные интересы и цели.[4]

Любовь — явление биосоциальное, имеет два назначения — биологическое и социальное, при определяющей роли социального.

Любовь по мнению Антона Макаренко, «это самое великое чувство, которое вообще творит чудеса, которое творит новых людей, создает величайшие человеческие ценности». Любовь — чувство интернационально, но специфично в каждом конкретном случае.

Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть. Антон Чехов говорил: «Когда любишь, то такое богатство открываешь в себе, столько нежности, ласковости — даже не верится, что так умеешь любить...»

Педагог Василий Сухомлинский отмечал, что «любовь — это огромный труд».

Социолог-гигиенист из Германии Карл Гехт справедливо замечает, что биологической основой любви служит половое влечение. Общественную основу составляет морально-этническая сторона любви, вопросы равноправия партнеров, сознательного выбора. Интимные отношения выполняют две функции: они служат продолжению рода—зачатию детей, вместе с тем они несут с собой чувство наслаждения, счастья и любви, сексуальную разрядку.

Люди, которых связывает большая любовь, получают благодаря половым отношениям, приток новых, сил, испытывая трудовой подъем. Лев Толстой говорил: «Кто умеет любить — тот умеет жить».

Александр Пушкин любил Наталью Николаевну и был любим ею.

Чарльз Дарвин прожил со своей женой 35'лет. Он писал: «Жена— мое величайшее счастье... Она —человек, стоящий неизмеримо выше меня по своим нравственным качествам, согласилась стать моей женой. Она была моим мудрым советником и светлым утешителем всю мою жизнь»[5]

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие: 1) вступление в брак — образование семьи; 2) начало деторождения — рождение первого ребенка; 3) окончание деторождения — рождение последнего ребенка; 4) «пустое гнездо» — вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка; 5) прекращение существования семьи — смерть одного из супругов. На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

В социологии семьи приняты такие общие принципы выделения типов семейной организации. В зависимости от формы брака выделяются моногамная и полигамная семьи. Моногамная семья предусматривает существование брачной пары — мужа и жены, полигамная — или муж, или жена имеет право Иметь несколько жен или мужей. В зависимости от структуры родственных связей выделяются простой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи. Нуклеарная семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей в семье состоят в браке, то образуется расширенная, или сложная, семья, включающая в себя два или более поколений.

Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальными стандартами поведения, нормами, которыми руководствуются жена и муж, родители и дети и т. д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности.

На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и женщиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями, представлявшими собой синкретические нормы и образцы поведения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне социальный контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение, но и государственные органы.

4. Влияние семейной социализации на формирование личности

Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль — один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяемости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т. д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко представлять себе, что значит быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение. Для того, чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно определить свое место и место других в ролевой структуре семьи. Например, может ли он исполнять роль главы семьи вообще или, в частности, главного распорядителя материального достояния семьи. В этом плане немаловажное значение имеет согласованность той или иной роли с личностью исполнителя. Человек со слабыми волевыми качествами, хотя и старший по возрасту в семье или даже по ролевому статусу, например, муж, далеко не подойдет к роли главы семьи в современных условиях. Для успешного формирования семьи немаловажное значение также имеет чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется в способности без особых затруднений выходить из одной роли, включаться в новую сразу, как этого потребует ситуация. Например, тот или иной богатый член семьи играл роль материального покровителя других ее членов, но его финансовое положение изменилось, и изменение ситуации сразу же требует изменения его роли.

Ролевые отношения в семье, образующиеся при выполнении определенных функций, могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. Социологи отмечают, что ролевой конфликт чаще всего проявляется как: 1) конфликт ролевых образов, что связано с неправильным их формированием у одного или нескольких членов семьи; 2) межролевой конфликт, при котором противоречие заложено в противоположности ролевых ожиданий, исходящих из разных ролей. Такого рода конфликты наблюдаются часто в многопоколенных семьях, где супруги второго поколения одновременно являются и детьми и родителями и должны соответственно сочетать противоположные роли; 3) внутриролевой конфликт, при котором одна роль включает в себя противоречивые требования. В современной семье такого рода проблемы бывают чаще всего присущи женской роли. Это относится к случаям, когда роль женщины предусматривает сочетание традиционной женской роли в семье (хозяйки, воспитательницы детей, ухода за членами семьи и т. д.) с современной ролью, предполагающей равное участие супругов в обеспечении семьи материальными средствами.

Семейная социализация не сводиться к непосредственному “парному” взаимодействию ребенку с родителями. Так, эффект идентификации может быть нейтрализован встречной ролевой взаимодополнительностью: например, в семье, где оба родителя умеют очень хорошо вести хозяйство, ребенок может и не выработать этих способностей, так как, хотя у него перед глазами хороший образец, семья не нуждается в проявлении этих качеств; напротив, в семье, где мать бесхозяйственна, эту роль может взять на себя старшая дочь.

В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль: это первая ступенька социализации и самосознания ребенка. Поэтому для классного воспитателя изучение семей учащихся является важной составляющей в структуре его общих обязанностей и профессиональных интересов.

Долгое время неоправданно переоценивалась роль общественного воспитания, предпринимались попытки оградить детей от влияния родителей, что привело к значительному снижению воспитательного потенциала семьи как социального института. А ведь семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, определяют не только отношение ученика к школе, но и в дальнейшем предопределяют его жизненный путь. Помимо сознательного, целенаправленного воспитания, которое стараются дать родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем с возрастом накапливается эффект этого воздействия.

Какова эта атмосфера? Требует ли она вмешательства со стороны педагога? Одна из задач классного воспитателя – понять самому и помочь понять учителям, работающим в данном классе, родителям, какие стороны воспитания способствуют развитию детей и их адаптации в школе, а какие факторы являются тормозящими и отклоняющими развитие от общепринятых норм.

воспитатель не просто механически делит семьи на “благополучные” и “неблагополучные”, а, изучив семейные отношения, может найти и использовать какие-то свои действенные и эффективные подходы, приемы, изученные традиции, работающие на общегосударственный заказ школы – становлению гармонически развитой личности, способной творчески участвовать в социальной жизни общества.

Заключение

Таким образом, семья, на мой взгляд, как социальный институт, играет наибольшую роль в жизни современного общества.

В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролевыми, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддийской культурами стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту самосознания женщины, равенства в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличивая уровень смертности.

Список литературы

1.     Абдулатипов Н. Г. Человек, нация, общество. М., 1991.

2.     Антонов А. И., Борисов А. Л. Кризис семьи и пути его преодоления. М., 1990.

3.     Аристова Н. Г. Специализация подрастающего поколения и семья//Семья и социальная структура. М., 1987.

4.     Бургьер А., Бестужев-Лада И. Семья//50:50. М., 1988.

5.     Гайеес А., Суворова Т. Любовь вне плана. М., 1990.

6.     Дорно И. В. Современный брак: проблемы и гармония. М., 1990.

7.     Зацепин В. И. и др. Молодая семья. К., 1991.

8.     Митоян А. А. Потребительское поведение семьи. М., 1990.

9.     Синельников А. Б. Социально одобряемые причины развода//Социологические исследования. 1992, № 2.


[1] Антонов А. И., Борисов А. Л. Кризис семьи и пути его преодоления. М., 1990. - С. 219

[2] Абдулатипов Н. Г. Человек, нация, общество. М., 1991. - С. 356

[3] Аристова Н. Г. Специализация подрастающего поколения и семья//Семья и социальная структура. М., 1987. - С. 136

[4] Бургьер А., Бестужев-Лада И. Семья//50:50. М., 1988. - С. 58

[5] Гайеес А., Суворова Т. Любовь вне плана. М., 1990. - С. 332.